Технологическая карта.
6 класс
Тема: Становление Древнерусского государства.
Цель урока: формирование представления о начале формирования Древнерусского государства.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Формирование устойчивой мотивации к обучению.
- Осознание своей российской идентичности при изучении ранней истории восточных славян.
- Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны
Метапредметные:
К: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.
П: владеть общим приемом решения учебных задач; в дополнительных источниках искать информацию; выделять существенную информацию из текстов разных видов
Предметные:
- научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты;
- анализировать внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей;
- давать образную характеристику русских князей;
- аргументировать собственные версии и личностные позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: исследование.
Ресурсы урока: учебник Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под ред. А.В. Торкуновой История России, карта, презентация «Становление Древнерусского государства»
Ход урока:
Этапы урока, их цели |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I.Организационный момент (1-2 мин) Цель: Организация обучающихся на основную учебную деятельность на личностно-значимом уровне |
Приветствует. Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности к уроку: наличие учебников, атласов, тетрадей. План изучения нового материала:
|
Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют готовность к уроку. Самоорганизация обучающихся.
|
II. Проверка домашнего задания. (5-7 мин). Цель: Определение степени готовности обучающихся к уроку и выявление уровня усвоения домашнего задания |
Вступительное слово учителя. Индивидуальный опрос: вопросы к §4 Тестирование Работа с понятиями:
Перечислите восточнославянские племена |
Обучающиеся отвечают на вопрос учителя.
|
III.Мотивация к изучению новой темы. Цель: Вовлечение учащихся в работу по изучению новой темы |
- Вспомните, каким общественным строем жили люди в древности? ( родоплеменной строй) - Как этот строй сменялся? - Процесс формирования единого государства – это длительный этап в развитии. Подумайте, о чём мы сегодня с вами будем говорить? |
Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.
|
IV.Изложение новой темы (15-20 мин) Цель: обеспечение восприятия, осмысления обучающимися темы урока.
Физминутка |
План изучения новой темы (Слайд 2) 1. Образование государства 2. Захват Киева и путь из «варяг в греки» - Давайте с вами вспомним, что такое государство? ( сл. 3) - Государство просто так не возникает на пустом месте. Для этого нужны специальные условия, которые называются предпосылки. ( сл. 4) Предпосылки создания древнерусского государства: 1) разложение родоплеменного строя 2) Развитие торговли и ремесла 3) Рост городов как племенных княжений 4) Появление неравенства и знати 5) Внешняя угроза
( сл. 5), В IX веке в жизни восточных славян всё большее значение начинает приобретать торговля. По Неве, Ладожскому озеру, Ловати, Днепру шёл торговый путь « из варяг в греки», соединявший Балтийское и Чёрное моря. 2) работа с картой: СТР. 33 СЛ. 6 - Давайте проследим этот путь: река Нева – Ладожское озеро – река Волхов, озеро ильмень – река Ловать – волоком тащили до Днепра – река Днепр – Чёрное море. Конечный пункт – Византия.
( сл. 7) Конечным пунктом была Византия. Там купцы обменивали свой товар на шёлковые ткани, золото, вина, овощи, дорогое оружие - Как вы думаете, чем могли торговать славяне? ( меха пушных зверей, мёд, воск, дары леса) - А что могли покупать в византийцев? ( шёлковые ткани, золото, оружие, вина, овощи) ( сл. 8) Людей, занимающихся торгом, называли купцами.
- А как вы думаете, занятие торговлей было выгодным или невыгодным? Почему?
( сл. 9) Занятие торговли было прибыльным, но очень опасным и сложным, потому что на купеческие караваны нападали печенеги, обосновавшиеся в просторах Причерноморья. ( сл. 10) С развитием торговли в центральных племенных посёлках, ведущих к Чёрному и Балтийскому морям, стали складываться специальные пункты, куда люди стали свозить свой товар. В дальнейшем эти поселения стали превращаться в города: Киев – у полян, Чернигов – у северян, Смоленск и Полоцк – у кривичей, Любеч и радимичей, Новгород – у ильменских славян.
- Давайте обобщим и запишем предпосылки появления Древнерусского государства: 1) торговый путь « из варяг в греки» 2) появление первых торговых центров – городов 3) развитие ремесла 4) купцы постоянно опасались набегов печенегов – кочевников 5) купцы стали нанимать вооруженные отряды для охраны своих судов специальных людей, которые были объединены в дружины под руководством князя. 6) города – центры торговли 7) необходимо выработать единые правила, денежные единицы, порядок … - Причиной создания единого русского государства была общая военная угроза со стороны опасных соседей.
2. Появление княжеской власти у восточных славян: ( сл. 11) О том, как появилась княжеская власть у восточных славян, рассказывает « Повесть временных лет». Но до сих пор историки спорят о происхождении первых русских князей и слова «Русь»
( сл. 12) Многие историки считают, что первые князья – норманны, выходцы из Скандинавии. В конце VIII – IX века они стали совершать торговые и завоевательные походы, подчиняя славян. Не найдя здесь больших богатств, скандинавские пришельцы обложили данью финоугорские племена. - что моги требовать норманны в качестве дани? ( мёд, шкуры) Постепенно финоугорские племена заводили на славянских землях « торговые места», оседали здесь. (Сл. 13) - Некоторые восточнославянские города стали приглашать к себе за небольшую плату вооружённые отряды руссов во главе с военачальниками – князьями. ( сл. 14) Во время войн они возглавляли народные ополчения славян, передавая им премудрости военного искусства. Впоследствии варяжские князья стали выполнять и другие поручения ( сл. 13) Во время войн они возглавляли народные ополчения славян, передавая им премудрости военного искусства. Впоследствии варяжские князья стали выполнять и другие поручения
3. Образование государственных центров ( сл. 15 -17) работа по учебнику: - Почему на землях восточных славян появились варяги?
4. Образование древнерусского государства. Его управление. ( сл. 18) В 879 г. в Новгороде умер Рюрик и новым князем становится его родственник Олег. В 882 году он собрал большое войско и двинулся в поход на юг. По пути он подчинил себе кривичей. ( сл. 18) Подойдя к Киеву, он хитростью выманил из города Аскольда и Дира и убил их. Киев Олег объявил « матерью всех городов русских», столицей своих земель
Работа с документом на стр. 32 ( сл. 20) рассказ учителя: ( сл. 21 – 22 ) – работа со схемой
(сл. 23) В некоторых землях сохранились свои местные князья. Они опирались на собственных дружинников, выборныз старейшин и тысяцких – начальников народного ополчения. В городских центрах все важнейшие вопросы решало вече. Оно собиралось по звону вечевого колокола. |
Обучающиеся в рабочей тетради записывают определение
Обучающиеся работают с картой
|
V.Первичное применение новых знаний Цель: Проговаривание и закрепление нового знания |
Синквейн Олег |
Обучающиеся составляют синквейн |
VI. Подведение итогов урока Цель: Осознание учащимися значения изучаемой темы, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
-Какую тему мы сегодня разбирали на уроке? Мы разобрались... Скажите, а достигли ли вы той цели, что поставили для себя в начале урока? Продолжите высказывание (см. памятку на доске): Я узнала, что…. Я нашёл подтверждение тому, что… Я даже не предполагала, что …
Учитель выставляет и комментирует оценки за урок. |
-Дают ответы на вопросы
Анализируют деятельность свою и всего класса |
VII.Инструктаж домашнего задания Цель: Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания. |
Объясняет домашнее задание. Дает дифференцированные и индивидуальные задания § 5 (стр 40 – 41), раб тетр |
Обучающиеся записывают задания в дневник. Задают вопросы по выполнению домашнего задания. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.