Технологическая карта "Становление Древнерусского государства" (6 класс, история)
Оценка 4.7

Технологическая карта "Становление Древнерусского государства" (6 класс, история)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
6 кл
31.03.2017
Технологическая карта "Становление Древнерусского государства" (6 класс, история)
Данная технологическая карта разработана на основе системно - деятельного подхода на уроках истории. Цель урока - это формирование представления о начале формирования Древнерусского государства. Для достижения данной цели на уроках применяется самостоятельная работа учащихся с картой, документами а также на этапе закрепления используется метод критического мышления - синквейн.Технологическая карта "Становление Древнерусского государства"
становление древнерусского государства.docx

Технологическая карта.

6 класс

Тема:  Становление Древнерусского государства.

 

Цель урока:  формирование представления о начале формирования Древнерусского государства.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- Формирование  устойчивой мотивации к обучению.

- Осознание своей  российской идентичности при изучении ранней истории восточных славян.

- Расширение  опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны

Метапредметные:

К: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

П: владеть общим приемом решения учебных задач; в дополнительных источниках искать информацию; выделять существенную информацию из текстов разных видов

Предметные:

- научиться  читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты;

- анализировать внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей;

- давать образную характеристику русских князей;

- аргументировать собственные версии и личностные позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: исследование.

Ресурсы урока: учебник Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под ред. А.В. Торкуновой   История России, карта, презентация «Становление Древнерусского государства»

Ход урока:

Этапы урока, их цели

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный момент (1-2 мин)

Цель:

Организация обучающихся на основную учебную деятельность

на личностно-значимом уровне

Приветствует. Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности  к уроку: наличие учебников, атласов, тетрадей.  План изучения нового материала:

 

Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют готовность к уроку. Самоорганизация  обучающихся.

 

 

 

 

 

II. Проверка домашнего задания. (5-7 мин).

Цель:

Определение степени готовности обучающихся к уроку и выявление  уровня усвоения домашнего задания

Вступительное слово учителя.

Индивидуальный опрос:    вопросы к §4

Тестирование

 Работа с понятиями:

 

 Перечислите восточнославянские племена

Обучающиеся отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Мотивация к изучению новой темы.

Цель:

Вовлечение учащихся в работу по изучению новой темы

 - Вспомните, каким  общественным строем жили люди в древности?                               ( родоплеменной строй)

- Как этот строй сменялся?

- Процесс формирования единого государства – это длительный этап в развитии.

 Подумайте, о чём мы сегодня с вами будем говорить?

 

 

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.

 

IV.Изложение новой темы (15-20 мин)

Цель:

обеспечение восприятия, осмысления обучающимися темы урока.

 

 

 

 

 

Физминутка

План изучения новой темы (Слайд 2)

1.  Образование государства

2. Захват Киева и путь из «варяг в греки»

 - Давайте с вами вспомним, что такое государство?

( сл. 3)

- Государство просто так не возникает на пустом месте. Для этого нужны специальные условия, которые называются предпосылки.

( сл. 4) Предпосылки создания древнерусского государства:

            1) разложение родоплеменного  строя

            2) Развитие торговли и ремесла

            3) Рост городов как племенных  княжений

            4) Появление неравенства и знати

            5) Внешняя угроза

 

( сл. 5), В IX веке в жизни восточных славян всё большее значение начинает приобретать торговля. По Неве, Ладожскому озеру, Ловати, Днепру шёл торговый путь « из варяг в греки», соединявший Балтийское и Чёрное моря.

                        2) работа с картой:     СТР. 33 

СЛ. 6

- Давайте проследим этот путь: река Нева – Ладожское озеро – река Волхов, озеро ильмень – река Ловать – волоком тащили до Днепра – река Днепр – Чёрное море. Конечный пункт – Византия.

 

( сл. 7) Конечным пунктом была Византия. Там купцы обменивали свой товар на шёлковые ткани, золото, вина, овощи, дорогое оружие

- Как вы думаете, чем могли торговать славяне? ( меха пушных зверей, мёд, воск, дары леса)

 - А что могли покупать в византийцев? ( шёлковые ткани, золото, оружие, вина, овощи)

( сл. 8) Людей, занимающихся торгом, называли купцами.

 

- А как вы думаете, занятие торговлей было выгодным или невыгодным? Почему?

 

( сл. 9) Занятие торговли было прибыльным, но очень опасным и сложным, потому что на купеческие караваны нападали печенеги, обосновавшиеся в просторах Причерноморья.

( сл. 10) С развитием торговли в центральных племенных посёлках, ведущих к Чёрному и Балтийскому морям, стали складываться специальные пункты, куда люди стали свозить свой товар. В дальнейшем эти поселения стали превращаться в города: Киев – у полян, Чернигов – у северян, Смоленск и Полоцк – у кривичей, Любеч и радимичей, Новгород – у ильменских славян.

 

- Давайте обобщим и запишем предпосылки появления Древнерусского государства:

            1) торговый путь « из варяг в греки»

            2) появление первых торговых центров – городов

            3) развитие ремесла

            4) купцы постоянно опасались  набегов печенегов – кочевников

            5) купцы стали нанимать вооруженные отряды для охраны своих судов специальных людей, которые были объединены в дружины под руководством князя.

            6) города – центры торговли

            7) необходимо выработать единые правила, денежные единицы, порядок …

- Причиной создания единого русского государства была общая военная угроза со стороны опасных соседей.

                        

 2. Появление княжеской власти у восточных славян:

( сл. 11)  О том, как появилась княжеская власть у восточных славян, рассказывает  « Повесть временных лет». Но до сих пор историки спорят о происхождении первых русских князей и слова «Русь»

 

( сл. 12) Многие историки считают, что первые князья – норманны, выходцы из Скандинавии. В конце VIII – IX века они стали совершать торговые и завоевательные походы, подчиняя славян. Не найдя здесь больших богатств,  скандинавские пришельцы обложили данью финоугорские племена.

- что моги требовать норманны в качестве дани? ( мёд, шкуры)

Постепенно финоугорские племена заводили на славянских землях « торговые места», оседали здесь.

(Сл. 13) - Некоторые восточнославянские города стали приглашать к себе за небольшую плату вооружённые отряды руссов во главе с военачальниками – князьями.

( сл. 14)  Во время войн они возглавляли народные ополчения славян, передавая им премудрости военного искусства. Впоследствии варяжские князья стали выполнять и другие поручения

( сл. 13) Во время войн они возглавляли народные ополчения славян, передавая им премудрости военного искусства. Впоследствии варяжские князья стали выполнять и другие поручения

 

3. Образование государственных центров ( сл. 15 -17) работа по учебнику:

- Почему на землях восточных славян появились варяги?

 

4. Образование древнерусского государства. Его управление.

( сл. 18)

 В 879 г. в Новгороде умер Рюрик и новым князем становится его  родственник Олег. В 882 году он собрал большое войско и двинулся в поход на юг. По пути он подчинил себе кривичей.

( сл. 18)

Подойдя к Киеву, он хитростью выманил из города Аскольда и Дира и убил их. Киев Олег объявил « матерью всех городов русских», столицей своих земель

 

                        Работа с документом на стр. 32

( сл. 20) рассказ учителя:

( сл. 21 – 22 ) – работа со схемой

 

(сл. 23)

В некоторых землях сохранились свои местные князья. Они опирались на собственных дружинников, выборныз старейшин и  тысяцких – начальников народного ополчения.

В городских центрах все важнейшие вопросы решало вече. Оно собиралось по звону вечевого колокола.

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся в рабочей тетради записывают определение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся работают с картой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.Первичное применение новых знаний

Цель:

Проговаривание и закрепление  нового знания

Синквейн

Олег

Обучающиеся составляют синквейн

VI. Подведение итогов урока

 Цель:

Осознание учащимися значения изучаемой темы, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

-Какую тему мы сегодня разбирали на уроке?

Мы разобрались... Скажите, а достигли ли вы той цели, что поставили для себя в начале урока?   Продолжите  высказывание (см. памятку на доске):

Я узнала, что….

Я  нашёл подтверждение тому, что…

Я даже не предполагала, что …

             

Учитель выставляет и комментирует оценки за урок.

-Дают ответы на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют деятельность свою и всего класса

VII.Инструктаж домашнего задания

 Цель:

Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания.

Объясняет домашнее задание. 

Дает дифференцированные и индивидуальные задания   § 5 (стр 40 – 41), раб тетр

Обучающиеся записывают задания в дневник. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

 


 

Технологическая карта. 6 класс

Технологическая карта. 6 класс

III .Мотивация к изучению новой темы

III .Мотивация к изучению новой темы

А что могли покупать в византийцев? ( шёлковые ткани, золото, оружие, вина, овощи) ( сл

А что могли покупать в византийцев? ( шёлковые ткани, золото, оружие, вина, овощи) ( сл

Но до сих пор историки спорят о происхождении первых русских князей и слова «Русь» ( сл

Но до сих пор историки спорят о происхождении первых русских князей и слова «Русь» ( сл

IV .Изложение новой темы (15-20 мин)

IV .Изложение новой темы (15-20 мин)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017