Технологическая карта урока

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предмет: биология Класс:8 Уровень образования: общеобразовательный Автор УМК: Сонин Н. И. Тема: Движение крови по сосудам Тип урока: проблемно- исследовательский Методы обучения: реализация системно-деятельностного подхода на основе технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Цели урока: закрепить и расширить знания учащихся по теме «Транспорт веществ» Задачи урока: Образовательные(формирование познавательных УУД): организовать индивидуальную и групповую познавательную деятельность учащихся на уроке для изучения сущности большого и малого кругов кровообращения, значения биологического процесса. Развивающие(формирование регулятивных УУД): учить устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов; развивать наблюдательность и речь учащихся. Воспитывающие(формирование коммуникативных и личностных УУД): расширять кругозор учащихся; воспитание коммуникативных навыков(высказывать и доказывать свою точку зрения, умение слушать и слышать)
Иконка файла материала Технологическая карта урока.docx
План­ конспект урока Ф. И. О педагога: Грошева Ольга Алексеевна Учитель биологии и химии МБОУ СОШ д. Верхнее Чесночное Воловского муниципального района  Липецкой области, первая квалификационная категория Предмет: биология Класс:8 Уровень образования: общеобразовательный Автор УМК: Сонин Н. И. Тема: Движение крови по сосудам Тип урока:  проблемно­ исследовательский Методы обучения:  реализация системно­деятельностного подхода на основе технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Цели урока: закрепить и расширить знания учащихся по теме «Транспорт веществ» Задачи урока: Образовательные(формирование познавательных УУД): организовать индивидуальную и групповую познавательную деятельность учащихся  Развивающие(формирование регулятивных УУД): учить устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов; на уроке для изучения сущности большого и малого кругов кровообращения, значения биологического процесса. развивать наблюдательность и речь учащихся. Воспитывающие(формирование   коммуникативных   и   личностных   УУД):   расширять   кругозор   учащихся;   воспитание   коммуникативных навыков(высказывать и доказывать свою точку зрения, умение слушать и слышать)  Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор, схемы, карточки­задания, презентация к уроку, учебник, рабочая   тетрадь.  Планируемые результаты обучения: Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный  моральный выбор Метапредметные: Познавательные: формирование умений ­ прогнозировать ситуацию, уметь понимать проблему, ставить цель, находить пути решения. ­ анализ с целью выделения признаков существенных и несущественных; ­построение логической цепи рассуждений; Регулятивные:  формирование умений  планировать работу, выполнять учебное задание в соответствии с целью; Коммуникативные:  развитие умений  аргументировать свое мнение; коммуникативного сотрудничество с учителем и сверстниками.Технологическая карта урока биологии  Этапы урока Содержание учебного материала. Деятельность учителя    Создать благоприятный психологический настрой на  работу Приветствие, проверка подготовленности к учебному  занятию, организация внимания обучающихся.  Задаёт вопросы: ­ С каким настроением вы пришли на урок? ­ Что необходимо нам для успешной работы? Я  желаю  вам  сегодня     плодотворной   работы   на  уроке, которая поднимет вас на следующую ступеньку в познании прекрасной науки под названием биология  1.Мотивация к   учебной деятельности Цель:   Организовать и мотивировать учащихся   на достижение цели применять полученные знания новой ситуации. в   Деятельность обучающихся ФОУД  Стоя приветствуют учителя. Включаются в деловой ритм урока. Отвечают на его вопросы. Формирование УУД Личностные:  самоопределение. Регулятивные:  целеполагание.  Коммуникатив­ные:  планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и  сверстниками.  Проводит  проверку полученных ранее  знаний учащихся,  выявляет причины обнаруженных пробелов в знаниях,  необходимых для работы по новой теме урока. Предлагает ребятам индивидуальную работу по карточкам  разного цвета. На красных карточках нужно подчеркнуть  признаки, характеризующие артерии, на синих – вены, на  голубых – капилляры.  Оценивают свою работу наряду с  выделением ошибок.   Выбирают карточку определённого цвета,  отвечают на вопросы.   Выводит шаблоны ответов на экран. Сравнивают  свои ответы с кодами на  экране. Коммуникатив­ ные:  ­ сотрудничество с  учителем; ­ умение  высказывать свои    мысли. Познавательные: структурирование  знаний 2.Актуализа­ ция знаний и фиксация индивидуаль ­ного затруднения в   пробном действии   организовать актуализацию знаний и Цель:мыслительны х   операций, побуждающих к действию.   3.Выявление причины  затруднений Цель:  выявление и  фиксация во  внешней речи  причин и  места  затруднения    Обращает результаты проверки для новой познавательной деятельности ( проверяет умение учащихся устанавливать  связь между строением кровеносных сосудов и движением  крови по сосудам).  Читает отрывок из сказки  Кэрола  Доннера «Тайны  анатомии», где  герои­ молекулы Вольняшка, Макс и  Молли путешествуют по кровеносной системе, задаёт  вопросы и по ходу ответов крепит на доску названия  сосудов. «…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь  двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его  бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в  широченный кровеносный сосуд…».  Задаёт вопрос ­ Помогите героям сказки. В каком сосуде они очутились? Учитель крепит на доску надпись «аорта» и продолжает  читать сказку. «… Аорта!­ взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался.  Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно  из многочисленных своих разветвлений…» Задаёт вопрос ­ О каком разветвлении говорит Вольняшка? Учитель крепит на доску надпись «артерии»,  читает сказку дальше. «…Эта артерия, ведущая к голове, ­ объяснил им  эритроцит, на котором ехал Молли. Артерия несёт кровь от сердца к клеткам,­ поспешил добавить Вольняшка. – Кровь  в них находится под большим давлением, а потому  артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться. Позади них гремело сердце, и после каждого удара они  ощущали мощь, которая  гнала их вперёд…Они повернули  раз, другой, третий и поплыли всё медленнее…»  Применяют свои знания.  Слушают отрывок из сказки, отвечают на  вопросы. Регулятивные:  целеполагание. Коммуникативные: постановка  вопросов,  инициативное  сотрудничество. Отвечают  ­ В данном отрывке сказки речь идёт об  аорте. Отвечают  ­ Вольняшка говорит об артерии.Задаёт вопрос ­ По каким сосудам кровеносной системе молекулы  поплыли гораздо медленнее? Учитель крепит на доску надпись «капилляры»,  читает. «… А вот и капилляры начинаются!­ возвестил Вольняшка,  когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. – Сделаем ещё кружок?...» Задаёт вопрос О каком процессе в организме шла речь в отрывке из сказки Кэрола Доннера ? Учитель крепит на доску надпись «кровообращение» и  задаёт вопросы. ­ О каком сосуде ещё не рассказали путешественники? Учитель крепит на доску надпись «вены». ­ Что такое кровообращение? Отвечают В данном эпизоде речь идёт о капиллярах   Отвечают ­В отрывке Кэролла Доннера речь идёт о  процессе кровообращения. ­ Путешественники не рассказали о венах. ­ Кровообращение – это процесс  непрерывного движения крови в  организме. 4.Построение проекта  выхода из  затруднения  Цель:  определить  тему урока,  уточнить и  конкретизиро вать задачи,  зафиксироват ь модель  выхода из  затруднения ­Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? Учитель объявляет тему урока « Движение крови по  сосудам», просит записать название в тетрадь. ­Вспомните, по какому пути движется кровь у  млекопитающих? Задаёт проблемный вопрос ученикам ­Когда больному вводят в вену лекарство, как вы думаете,  каков путь этого лекарства, по какому кругу  кровообращения оно будет двигаться? Учитель предлагает вернуться к данному вопросу после  изучения новой темы. ­ Сегодня на уроке мы будем изучать  движение крови по сосудам. Записывают тему урока в тетради ­ По малому и большому пути  кровообращения. Выдвигают  гипотезы  и их проверяют  под  руководством учителя, оценивают   значимость нового материала. Деятельность учащихся: Предлагают версии решения проблемной  ситуации. Познавательные:  самостоятельное  выделение­ формулирование  познавательной  цели;  логические:  формулирование  проблемы, решение  проблемы,  построение  логической цепи  рассуждений;  доказательство. Подготовка к встрече с новым материалом. Учатся устанавливать связь между5.Реализация построенного проекта Цель: Организовать  реализацию  проекта в  соответствии  с планом,  фиксацию  нового  способа  затруднения в устной речи и  знаках.  Продолжает работу по изучению большого и малого  кругов кровообращения, организует  самостоятельную  работу учеников в группах. Определяет число групп, раздаёт карточки­задания,  индивидуальные листки самоконтроля. строением и органами кровеносных  сосудов, уметь применять полученные  знания в групповой работе.  Работают в группах, распределяют  задания, готовят ответы. Задание для 1 группы: Работая с учебником, энциклопедиями подготовить  сообщение «История открытия кругов кровообращения»   Задание для 2 группы: 1. Используя цветные карандаши, указать  на рисунке  стрелками  движение крови по малому кругу  кровообращения. 2. Рассказать о малом круге кровообращения. 3. Составить схему, установив последовательность  направления движения крови по органам и сосудам,  образующих малый круг кровообращения. 4. Заполнить общую таблицу на доске. Задание для 3 группы: 1. Показать и рассказать о пути артериальной крови по большому кругу кровообращению. 2. Показать и рассказать о пути венозной  крови по  большому кругу кровообращению. 3. Составить схему, установив последовательность  направления движения крови по органам и сосудам,  образующих большой круг кровообращения. 4. Заполнить общую таблицу на доске. 1 группа:  Работает с учебником, энциклопедиями  готовит сообщение «История открытия  кругов кровообращения». Деятельность 2 группы: Распределяют вопросы, готовят ответы. ­Строят  из макетов и указывают  стрелками  движение крови по малому  кругу кровообращению. ­Рассказывают о малом круге  кровообращения. ­Составляют схему: Правый желудочек­лёгочный ствол­правая  и леваялёгочные артерии­лёгочные  капилляры­лёгочные вены­левое  предсердие. ­Заполняют общую таблицу на доске. Деятельность 3 группы: Распределяют вопросы, готовят ответы. ­ Показывают и рассказывают о пути  артериальной крови по большому кругу  кровообращению. ­Показывают  и рассказывают о пути  венозной  крови по большому кругу  кровообращению. ­Составляют схему: Левый желудочек­аорта­артерии­  капилляры­мелкие вены­крупные вены­ Регулятивные:  планирование,  прогнозирование.   Планирование  своей деятельности  для решения  поставленной  задачи,  контроль  полученного  результата,  коррекция  полученного  результата,  саморегуляция. Коммуникативные: Поддержание  здорового духа  соперничества для  поддержания  мотивации учебной  деятельностиверхняя и нижняя полые вены­правое  предсердие. Заполняют общую таблицу на доске. Учитель оказывает индивидуальную помощь в выполнении  заданий, корректирует записи в общей таблице. вопросы Малый круг  кровообр. Большой круг  кров. Где начинается? Где заканчивается? Как называются  кров.сосуды? Как изменяется Состав крови?  Проверить глубины понимания учащимися учебного  материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий. Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся.  Предлагает группам решить биологические задачи. Задача для 1группы: Кровь из сердца поступила в лёгочный ствол, из него в  артерии, затем в капилляры, от туда в вены, которые  принесли кровь к сердцу. О каком круге кровообращения идёт речь? Почему так решили? Задача для 2 группы: 1­ Поднимите одну руку вверх, а другую опустите вниз и  держите их так в течение 1 мин. 2­Быстро положите обе руки на стол и сравните цвет их  кожи. Чем объясняется наблюдаемая разница? 6. Первичное закрепление  во внешней  речи Цель:  организовать  усвоение  детьми нового способа  перенесение  полученных  знаний на  конкретный  объект  проговариван ием во  внешней речи:  Применить знания нового материала при  решении биологических задач.   Решают задачи. Отвечают. Речь идёт о малом круге кровообращении.  Выдвигают версии своего решения.  Отвечают. Регулятивные:  контроль, оценка,  коррекция. Познавательные:  умение  структуризировать  знания, выбор  наиболее  эффективных  способов решения  задач, рефлексия  способов и условий  действия. Коммуникативные: управление  поведением  партнера, контроль,  коррекция, оценка  действий партнера.Задача для 3 группы: Почему вредно носить тесную обувь и туго затягиваться  ремнями? Нарушается путь крови по сосудам.  Выдвигают версии своего решения. Отвечают. Нарушается нормальное движение крови  по сосудам, не нормально снабжаются  ткани кислородом и питательными  веществами,  и не обеспечивается отток  продуктов распада, что может привести к  различным заболеваниям.     Предлагает выполнить тестовую работу на 3 мин по  вариантам, число вариантов равно числу учащихся в  группе, у каждого члена группы свой вариант. Проверка по  эталону Осуществляют проверку по эталону.    Оценивают свою работу. Регулятивные:  контроль в форме  сличения способа  действия и его  результата с  заданным эталоном;  коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения;  коррекция. Познавательные:  умение осознанно и  произвольно строить речевое  высказывание Познавательные:  умение  структурировать  знания; оценка процесса и  результатов  деятельности 7.Самосто­ ятельная  работа с  самопроверк ой по  эталону Цель:  организовать  соотнесение  работы с  эталоном для  самопроверки , грамотного  самоконтроля .    Учитель возвращается к поставленной перед учениками  проблеме  в начале изучения новой темы и сопоставляет  правильность её решения. ­ Давайте вспомним задачу о введении больному лекарства  в вену. Правильно ли вы ответили на заданную задачу? Определяет значимость пути крови по сосудам,  8. Включение в   систему знаний Ученики проводят сравнение ответов до  изучения новой темы и после. Анализируют информацию,   Продумывают  и письменно оформляют  правила здорового образа жизни.необходимости  вести здоровый образ жизни. ­Почему важно знать путь крови по сосудам? ­ Задумайтесь над такими фактами: число людей,  страдающих сердечно­сосудистыми заболеваниями с  каждым годом увеличивается, и болезни органов  кровообращения занимают 2 место, после болезней органов дыхания.  http://fcior.edu.ru/card/10829/zabolevaniya­serdechno­ sosudistoy­sistemy­ih­preduprezhdenie­pervaya­pomosh­pri­ krovotecheniyah.html  Посмотрите презентацию на тему «Болезни органов  кровообращения» и сделайте вывод, как можно избежать  заболеваний. ­ После просмотра презентации учитель спрашивает, как  избежать данных заболеваний и просит озвучить правила  здорового образа жизни. Фиксирует на доску: ­физическая активность; ­рациональное питание; ­положительные эмоции; ­не иметь вредных привычек.  Далее предлагает вернуться к вопросу о движении крови на следующем уроке. ­ Как говорил Козьма  Прутков: «Нельзя объять  необъятное». Вопрос о движении крови очень многозначен,  разговор будет продолжен на следующих уроках. Мы более подробно разберём проблемы гигиены органов сердечно­ сосудистой  системы и её влияние на здоровье человека в  целом.  Развивает умения соотносить цель и результат. Организует  беседу с классом по вопросам: ­ Что было главным на уроке? ­Какие затруднения у вас возникли на уроке? Что нового вы узнали?    9.  Рефлексия  учебной  деятельности Отвечают на вопросы учителя. Смотрят презентацию, письменно  фиксируют правила здорового образа  жизни. Коммуникативные : умение выражать  свои мысли Регулятивные: волевая само ­  регуляция; оценка –  выделение и  осознание  учащимися того, что уже усвоено и что  еще подлежит  усвоению  Осознание учащимися своей учебной  деятельности и всего класса.   Отвечают на вопросы. Регулятивные:  Оценка  промежуточных  результатов и  саморегуляция дляЦель:  организовать  оценку  рефлексии  собственной  деятельности Что было интересно? Чему научились? Просит заполнить карту оценки деятельности на уроке и  поставить самооценку в виде отметки по критериям,  выведенным на экран. На экране появляется запись: Оцени свою работу. «5» ­ выполнил все данные мне задания. «4» ­ выполнил все задания, но иногда ошибался. «3» ­ часто ошибался, выполнил только половину. «2» ­ ничего не смог выполнить правильно. Учитель просит сдать карты оценки деятельности на уроке. Спасибо всем за урок. Молодцы! Заполняют карту. Проводят самооценку. повышения  мотивации учебной деятельности, коррекция,  выделение и  осознание того, что  уже усвоено и что  еще подлежит  усвоению, осознание качества и уровня  усвоения; Личностные:  самоопределение.  Домашнее  задание  Проинструктировать о выполнении дом.задания.  Применить полученные знания на уроке  при самостоятельном выполнении  домашнего задания.