Технологическая карта урока
Оценка 4.8

Технологическая карта урока

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
Взрослым
14.04.2017
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока на тему "Предмет экологии. Экологические факторы среды". Цель урока: показать большое значение изучения экологии в современном мире. Изучить основные задачи, стоящие перед экологией и её связь с другими науками.Задачи: • сформировать у учащихся систему знаний о задачах экологии, закономерностях влияния различных факторов среды на организмы. • Продолжить развитие умения выявлять признаки приспособленности организмов к влиянию экологических факторов. • Сформировать у старшеклассников интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности на последующих урокахТехнологическая карта урока по биологии на тему "Предмет экологии"
тех карта урока 34.docx
Технологическая карта урока № 34  Предмет экологии.  Экологические факторы среды. показать большое значение изучения экологии в современном  мире. Изучить основные задачи, стоящие перед экологией и её связь с другими науками.    сформировать у учащихся систему знаний о задачах  экологии, закономерностях влияния различных факторов среды  на организмы. Продолжить развитие умения выявлять признаки  приспособленности организмов к влиянию экологических  факторов. Сформировать у старшеклассников интерес к науке  экологии и желание изучать её закономерности на последующих  уроках Студент должен: Уметь: ­ выявлять приспособления организмов к среде обитания,  источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно),  антропогенные изменения в экосистемах своей местности; ­ использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности и повседневной жизни: ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,  необходимой для эффективного выполнения профессиональных  задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно­коммуникационные  технологии в профессиональной деятельности. ­Уметь осуществлять поиск и использование информации,  необходимой для эффективного выполнения профессиональных  задач, профессионального и личностного развития. ­уметь технологии в профессиональной деятельности.   использовать    информационно­коммуникационные Дисциплина – Биология Группа, дата Тема урока Цель урока Задачи урока Знать:  строение и функционирование  биологических объектов: клетки,  генов и хромосом, структуры вида и экосистем; Формируемые компетенции: Показатель оценки результата: и з я в с   е ы Обеспечивающие дисциплины Обеспечиваемые дисциплины,  модули н т е м д е р п ж е М Средства обучения, оборудование Мультимедийный проектор: презентация, опорная таблица Вид учебного занятия Применяемые технологии Основная литература Освоение новых знаний информационно­коммуникативные, проблемно­поисковые  Биологический словарь Организационный этап: ­проверка посещаемости ­проверка готовности студентов к уроку ­построение структуры урока Содержание урока 2 Термин  "экология"  впервые   употребил   Э.   Геккель   в   1866   г.   Слово   "экология" образовано от греческого oikos ­ "дом, родина" и "логос" ­ наука. В буквальном смысле экология ­ это наука об организмах у себя дома. Предмет изучения дисциплины      "Экологические основы природопользования" Дисциплина "Экологические основы природопользования" является принципиально новой комплексной дисциплиной, которая объединяет общественные и естественные науки. В   общем   смысле   под   природопользованием   понимается   использование   человеком природной среды. Основным   объектом   экологии   является  экосистема  ­   совокупность   живых организмов и среды их обитания. Кроме того, экология изучает и группы организмов одного вида, входящих в экосистемы, ­ популяции, а также отношение к среде отдельных организмов. Таким   образом,  предметом   изучения   дисциплины   "Экологические   основы природопользования" является взаимодействие и взаимосвязь человека, человеческого общества со средой своего обитания. Ни   одна   отдельная   наука   не   способна   решить   все   задачи   по   совершенствованию взаимодействия   общества   и   природы,   так   как   это   взаимодействие   имеет   социальные, экономические, технологические, географические и другие аспекты. Решать эти задачи может лишь интегрированная наука природопользование,  целью которой является изучение основных закономерностей рационального взаимодействия общества и природы. Специфика дисциплины "Экологические основы природопользования" определяет и основные ее задачи, решаемые совместными усилиями многих специалистов. 1. Объективная оценка состояния природных ресурсов. Оценка состояния природных ресурсов проводится по целому ряду параметров: количество, качество, степень загрязненности, влияние различных сфер человеческой деятельности на их воспроизводство и т. д. 2. Оптимизация взаимоотношений между человеком, с одной стороны, и отдельными видами и популяциями, экосистемами ­ с другой.  Оптимизация взаимоотношений человека с природой рассматривается как необходимое условие существования человека. 3.  Детальное   изучение   количественными   методами   основ   структуры   и функционирования природных и созданных человеком систем. Биосферная экология изучает глобальные изменения, которые происходят на нашей планете в результате воздействия хозяйственной деятельности человека на природные явления. Сельскохозяйственная экология изучает способы получения сельскохозяйственной продукции без истощения ресурсов почвы при сохранении окружающей среды. Промышленная экология  изучает влияние выбросов промышленных предприятий на   окружающую   природную   среду   и   возможности   уменьшения   этого   влияния   за   счет совершенствования технологий и очистных сооружений. Медицинская   экология  изучает   болезни   человека,   связанные   с   загрязнением окружающей среды. Некоторые науки экологического комплекса выделены не по объекту изучения, а по методам, которыми они пользуются: Математическая экология  моделирует экологические процессы, т. е. изменения в природе, которые произойдут при изменении экологических условий. Экономическая экология  разрабатывает экономические механизмы рационального природопользования. Юридическая экология  разрабатывает систему законов, направленных на защиту природы. Методы  экологического исследования 1.Метод наблюдения и описания 2. Сравнительный метод 3. Метод эксперимента 4. Исторический метод 5. Метод моделирования Уровни жизни на планете 1. Молекулярный  2. Клеточный  3.Тканевый 4. Органный 5. Организменный 6. Популяционный – видовой 7. Биоценотический 8. Биосферный Экологический   словарь Основные понятия и определения Ключевым объектом изучения экологии и природопользования является биосфера. Биосфера ­ это оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту   часть   вещества   планеты,   которая   находится   в   непрерывном   процессе   обмена   с   этими организмами. Атмосфера  — внешняя газовая оболочка Земли, которая граничит с космическим пространством, через нее осуществляется обмен вещества и энергии с космосом Гидросфера ­ водная оболочка Земли, которая и включает моря и океаны. Литосфера   магматических пород.    ­   внешняя   твердая   оболочка   Земли,   состоящая   из   осадочных   и Биосфера  ­ та часть земного шара, в пределах которой имеется жизнь. Верхний предел биосферы обусловлен интенсивной концентрацией УФ­лучей, т. е. верхней ее границей является озоновый слой, нижний предел ­ высокой температурой земных недр (свыше 100°С). Связь экологии с другими науками История развития науки и вклад ученых  в ее образование Значение науки «Экология» в наше время Рациональное природопользование Чтобы подчеркнуть неразрывную связь между эксплуатацией природных ресурсов и необходимостью   их   сохранения,   говорят   о  рациональном   природопользовании  и   охране природы. Рациональное   природопользование  ­   это   такое   использование   естественных экосистем или их элементов, при котором не происходит разрушения ресурсов, и не ухудшаются среда обитания и соответственно здоровье человека. Обеспечение  устойчивого  развития общества  неразрывно  связано с  рациональным природопользованием. Поэтому основные направления социальной экологии следующие: 1.Воспроизводство окружающей среды, а именно:  а) сохранение естественных ландшафтов;  б) создание искусственных биоценозов, не уступающих природным;  в) пополнение запасов пресной воды;  г) воспроизводство запасов почвенных ресурсов;  д) сохранение устойчивости природных сообществ;  е) сохранение видового разнообразия, генофонда животного и растительного мира. 2. Разработка критериев и обеспечение высокого качества окружающей среды.  3.   Проведение   экономических   оценок   и   стимулов   в   воспроизводстве   природной среды.  4.   «Экологизация»   потребления.   Такое   потребление   ресурсов   должно   быть   уме­ ренным, с учетом экологических законов.  5. Обеспечение информацией систем управления окружающей средой. Это создание систем мониторинга.           Осознавая наступление глобального экологического кризиса июне 1972 г. ООН провела в  Стокгольме  первое международное совещание по проблемам охраны окружающей среды.   Было   принято   решение   о   создании   постоянно   действующей   организации   по   охране окружающей среды – ЮНЕП – Программа ООН по окружающей среде. Актуализация знаний:   Первичный инструктаж   Вспомните, что вы знаете об экологии? Заслушивание докладов, обсуждение   Работа по тестам 10 Кто впервые ввёл термин «Экология»? Какие вопросы решает эта наука? Ты, человек, любя природу, Хоть иногда ее жалей; В увеселительных походах Не растопчи ее полей; В вокзальной сутолоке века Ты оценить ее спеши: Она – твой давний добрый лекарь, Она – союзница души. Не жги ее напропалую И не исчерпывай до дна, И помни истину простую: Нас много, а она одна. В. Шефнер 1) История экологии Эрнст Геккель «Естественная история миротворения» (1868) «Экология – общая наука об отношениях организмов к окружающей среде, куда относятся все  условия их существования». Впервые термин «экология» предложил Э. Геккель (1866 год) Это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их  неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и  функционировании этих систем. «Экология» – (от греческого «ойкос» – дом, жилище и «логос» – учение). Экология наука молодая, но тесно связана со многими другими науками, это доказывает схема,  которая перед вами. 2) Развитие экологии во второй половине XIX века. В центре внимания – организм Основные направления исследований:      Описание образа жизни разных видов Изучение жизни в экстремальных условиях (Арктика, пустыни) Закономерности влияния факторов среды Связь морфологии организмов и среды обитания Периодические явления в жизни организмов (сезонность, суточные ритмы) В середине XIX в. возникло особое направление – экология Вначале – на уровне изучения отдельных организмов. 1930­е гг. – формирование нового направления – экологии популяций – популяционная  экология. Особенности развития экологии в XX веке.    Математическое моделирование Компьютеризация. Базы данных.  Количественные оценки. Прогнозы     Международное сотрудничество Прикладная экология. Охрана природы Организационные мероприятия  (общества, журналы, совещания) Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов и систем организмов (популяций,  сообществ) друг с другом и со средой их обитания. Она пытается объяснить, почему те или иные растения и животные встречаются только в  определённом месте; почему так много организмов одного типа и так мало другого, какие  изменения могут вызвать их взаимодействия на данной территории; как функционируют  биологические системы, как образуются и используются органические соединения в них, как  происходит круговорот элементов и веществ в природе. Работа со схемой: взаимосвязь экологии с другими науками Экология 4) Какие основные задачи экологии вы смогли бы выделить?       Исследование закономерностей организации жизни в связи с антропогенным  воздействием на природные системы и биосферу в целом. Создание научной основы эксплуатации биологических ресурсов, прогноз изменений  природы под влиянием деятельности человека и управление процессами сохранения среды Разработка системы мероприятий, обеспечивающих минимум применения химических  средств борьбы с вредными видами. Регуляция численности живых организмов. Экологическая индикация состояния и загрязнения природной среды Изучение взаимоотношения организмов, популяций, видов между собой. Экология, как наука, использует различные методы исследования, исходя из поставленных  задач. 5) Какие методы исследования в экологии вы выделите? Каждый организм существует совместно с другими организмами и окружающей средой. 6) Что вы отнесёте к окружающей среде? Ключевые понятия: среда – среда жизни – водная среда – наземно­воздушная среда – почвенная  среда – организм как среда жизни СРЕДА – все, что окружает организмы, прямо или косвенно влияет на их состояние, развитие, выживание и размножение. Однако, несмотря на это разнообразие, различают четыре качественно различные среды жизни,  обладающие специфическим набором экологических факторов, а, следовательно, требующих и  специфического набораадаптаций. Вот эти среды жизни: 1. Наземно­воздушная (суша); 2. водная; 3. почва; 4. другие организмы. Распределите животных соответственно их среде обитания. Животное Наземно­ воздушная Водна Почв я а Другие организмы Акула Лягушка Крот Аскарида Рак Морская звезда Амёба дизентерийная Крокодил Утка кряква Дождевой червь Нематода  свекловичная Среда окружающая (внешняя) – это силы природы, её вещество и пространство, находящееся  вне систем. Среда биотическая – природные условия, обязанные своим происхождением жизнедеятельности  живых организмов. Среда абиотическая – природные условия, происхождение которых не связано с  жизнедеятельностью живых организмов. Можно выделить 3 уровня изучения жизни: 1. 2. 3. 4. Взаимодействие отдельного организма со средой – изучает аутэкология Взаимодействие между организмами – изучает демэкология Взаимодействие между всеми живыми организмами – изучает синэкология И одной из новых наук, изучающих влияние человека – социальная экология. Рассмотрим связь экологии с другими науками. Приложение 1. Основными ключевыми понятиями в экологии является термин «экосистема», который был  предложен английским учёным А. Тенсли (1935 год). Самая крупная экосистема – это биосфера. Человек, как и всякий живой организм, связан с биосферой и воздействует на неё, поэтому  возникла глобальная экология. Она исследует влияние на биосферу антропогенных,  космических, геофизических и других факторов. Важнейшим направлением в экологии является экология человека. На любой организм оказывают влияние экологические факторы среды. Вспомните из курса 9 класса какие виды экологических факторов знаете? 7) Экологический фактор – это любой элемент окружающей среды, способный оказать прямое  или косвенное воздействие на живой организм. Более подробно об экологических факторах мы будем говорить на последующих уроках. Отметим только, что все факторы можно разделить на 3 группы. 1. 2. 3. Абиотические Биотические факторы Антропогенный фактор Экологические факторы действуют не по отдельности, а во взаимосвязи. Определите принадлежность признака к определённому экологическому фактору: Экологический фактор Абиотически Биотически Антропогенн й й ый  Температура Ель в лесу Влажность Солёность Распашка земель Свет Белка в лесу Аскарида в организме Загрязнения от выбросов  заводов Клещи в гнезде птиц Выхлопные газы автомобилей Рассмотрим экологические советы. Приложение 3. Основные термины экологии Биогеоценоз – это устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов,  находящихся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы и  литосферы.. Биосфера – это часть оболочки Земли, населённая живыми организмами Биом: совокупность животных и растений, населяющих крупные ландшафтные подразделения,  например лиственный, хвойный лес и т. д. Биотоп – неорганическая, неживая среда, занимающая определённое пространство. Биоценоз – сообщество растений, животных и микроорганизмов, населяющих одну территорию,  взаимно связанных в цепи питания и влияющих друг на друга. Экологическая система – Сообщество живых организмов и среды их обитания, составляющие  единое целое на основе пищевых связей и способов получения энергии. IV. Выполнение учащимися практических заданий по решению экологических задач. Изучите распределение потомства жука­короеда в спиленном бревне. Выявите все факторы,  которые благоприятствуют нормальному развитию личинок короеда. Какие благоприятные  факторы способствуют развитию личинок? Какие приводят к гибели личинок, яиц? Почему  необходимо обязательно удалять из леса, спиленные или упавшие деревья? Выберите правильное определение «Экология» – это: 1. 2. Наука о взаимоотношениях человека и окружающей среды Наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой 3. 4. Природа Охрана и рациональное природопользование Выпишите понравившиеся афоризмы, поясните ваш выбор. Приложение 4. Выскажите своё мнение по экологическим фактам:     По словам известного Гарвадского биолога Уилсона ежегодно с лица Земли исчезает  около 30 000 видов живых организмов. К концу этого столетия Земля лишится около  половины своего теперешнего биоразнообразия. Каждый шестой человек в мире живёт в опасных и неблагоприятных для здоровья  условиях. В мире на вооружение тратится в 12 раз больше денежных средств, чем на помощь  развивающимся странам. К 2025 году более 2,8 миллиардов людей 48 стран мира будет испытывать нехватку воды. К 2050 году количество людей, постоянно испытывающих нехватку воды, достигнет 7  миллиардов. Это интересно. Приложение 2. Домашнее задание: 67 Учебник «Общая биология» Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц Москва  «Просвещение» 2005 год, параграф 78 стр. 274–281. Ответить на вопросы в конце параграфа.

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2017