Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)
Оценка 4.9

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Оценка 4.9
Презентации учебные +1
doc
биология
5 кл
20.03.2018
Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)
Презентация к уроку_5й класс-биология
Публикация является частью публикации:
Технологическая карта урока_Лишайники_5й класс.doc
ФИО учителя Класс УМК Предмет Тема Тип урока Место и роль урока в изучаемой  теме Цель Планируемые результаты  Технологическая карта урока  Месникова Ирина Андреевна 5й Линия     И.Н.   Пономаревой:   1.   Программа   по   биологии   5­9   классы   (авторы:   И.Н. Пономарева,   В.С.   Кучменко,   О.А.   Корнилова,   А.Г.   Драгомилов,   Т.С.   Сухова).   –   М.: Вентана­Граф, 2012. 2.   Пономарёва   И.Н.   Биология:   5   класс:   учебник   для   учащихся   общеобразовательных учреждений/И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. ­ М.: Вентана­Граф, 2014 – 128 с.: ил. Биология Лишайники Урок изучения нового (изучение и первичное закрепление новых знаний) 18й урок по КТП; 9й урок Главы №2 «Многообразие живых организмов»; единственный  урок, отведенный на изучение и усвоение данного материала Создание   условий   для   формирования   у   учащихся   знаний   о   лишайниках,   как симбиотических   организмах;   развитие   умений   проводить   простейшие   исследования   и систематизацию живых объектов Предметные:   Выделяют   и   характеризуют   главную   особенность   строения   лишайников   ­ симбиоз 2­х организмов. Различают типы лишайников (накипные, листоватые, кустистые) по   рисункам,   фотографиям   и   на   натуральных   объектах.   Выявляют   преимущества симбиотического   организма   для   выживания   в   неблагоприятных   условиях   среды. Обсуждают  проблему: «Почему в тундре встречаются разнообразные виды лишайников, а в районе Норильска они отсутствуют?» Метапредметные:   Формируются   умения   проводить   сравнение   объектов,   фиксировать полученные данные и использовать их для решения проблемных вопросов. Формируются умение   самостоятельно   формулировать   цели   урока   после   обсуждения   и   планировать личную     достижений. Формируются  умения работы с разными источниками информации (печатные, визуальные, натуральные, демонстрационные). Личностные:   Формируется   любовь   и   бережное   отношение   к   природе.   Прививаются элементы   экологической   культуры.   Воспитывается   в   себе   бережное   отношение   к растениям, окружающему нас миру. учебную   деятельность,   проводить   самооценку 1 Предметные знания и действия, УУД  Универсальные учебные действия регулятивные познавательные коммуникативные личностные Формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью Умение отвечать за себя и других участников учебного процесса. Выработка учебной мотивации,  установление учащимися связи между целью учебной Уметь слушать  и слышать, деятельности  и ее мотивом. понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю. Планирование учебного Ученик должен задаваться вопросом:  какое значение и какой смысл имеют для меня полученные Предметные знания, предметные действия Сформировать представления учащихся о лишайниках как представителях Царства Растения. Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Изучить строение лишайников, разнообразие форм лишайников, процессы жизнедеятельности (питание, рост, размножение). Познакомить с основами науки лихенологии. Сформировать представления учащихся о значении лишайников в природе и жизни человека. Формирование умения работать по предложенному плану, выдвигать свой план. Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Целеполагание, составление плана и последовательности действий (алгоритма), прогнозирование результатов. Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Саморегуляция выделения признаков. Использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование, выбор оснований и критериев для сравнения, сотрудничества  с учителем и сверстниками ­ определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; коммуникации. Владение монологической и диалогической знания. Определять  под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Оценивание усваиваемого содержания  (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. 2 как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий Лишайники­показатели чистоты воздуха. Внесение необходимых дополнений и корректив в план в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика. установление причинно­ следственных связей; построение логической цепи рассуждений. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и формами речи. Управление поведением партнера ­ контроль, коррекция, оценка его действий. поискового характера. Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке. 3 Ход урока: я л е т и ч у     я и в т с й е Д я с х и щ а ч у и т с о н ь л е т я е д и и ц а з и н а г р о     о п   я с х и щ а ч у и т с о н ь л е т я е д и и ц а з и н а г р о ы м р о Ф     я и н е ч у б о   а в т с д е р С е и н а в з а Н а к о р у   а п а т э ь т ы б     а н ж л о д я а р о т о к   , а ч а д а З ) а к о р у     в о т а т ь л у з е р х ы м е у р и н а л п я и н е ж и т с о д х а к м а р     , е ы н ь л е т а в а н з о п   , е ы н т е м д е р п (   я с х и щ а ч у я и в т с й е Д ) е ы н в и т я л у г е р         ю и н е ж и т с о д о п я с х и щ а ч у и я л е т и ч у я и в т с й е д о м и а з в       т а т ь л у з е Р а к о р у     в о т а т ь л у з е р х ы м е у р и н а л п а к и т с о н г а и Д а к о р у     в о т а т ь л у з е р х ы м е у р и н а л п я и н е ж и т с о д   4 1. Мотивация к учебной деятельности Создание условий для включения в деятельность по повышению мотивации к активной учебной деятельности Фронтальная работа учащихся класса Аудиовизуальные: ПК, проектор Печатные: Конверт для групповой деятельности «Лишайники» положительный эмоциональный настрой, приветствуя учащихся класса в стихотворной Создает форме (Приложение 1). Определяет готовность учащихся  к уроку. Приветствуют учителя. Готовят письменные и учебные принадлежности. Осуществляют самоконтроль готовности  к уроку. Включение в активную учебную деятельность Визуальная фиксация готовности к работе 5 Рассматривают фотографии биологических объектов, выдвигают гипотезы о происхождении объектов и об их принадлежности к известным живым организмам: «Растения: мхи, водоросли, грибы». 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальн ых затруднений в пробном действии Фронтальная работа учащихся класса Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения  в учебную деятельность Аудиовизуальные: ПК, проектор, презентация Microsoft PowerPoint «Лишайники» (слайд 1­3) Предлагает учащимся «виртуальную экскурсию» в прошлое (для знакомства с неизвестными биологическими объектами) и задает вопрос о принадлежности объектов к уже известным им группам живых организмов: «Как вы думаете, к какой группе можно отнести эти организмы?» Предлагает учащимся дальнейшее исследование объектов через словесное описание объекта русским ученым К. Тимирязевым «О каком живом организме пишет К.А. Возникновение у учащихся внутренней потребности включения в деятельность Обсуждение своих предположений Фиксация активности учащихся при ответах на поставленные перед ними вопросы и ответов других 6 Тимирязев?» (Приложение 1) 7 3. Выявление места и причины затруднения Создание условий для выявления места и причин затруднений учащихся Фронтальная работа учащихся класса Аудиовизуальные: ПК, проектор, презентация Microsoft PowerPoint «Лишайники» (слайд 4­5) Предлагает учащимся ответить на вопрос, используя подсказку: «Какой живой организм мы будем изучать на уроке, и как называется тема сегодняшнего урока?» Контролирует правильность формулировки темы урока. 4. Построение плана выхода из затруднения Создание условий для построения плана выхода из затруднения Фронтальная работа учащихся класса Аудиовизуальные: ПК, проектор, презентация Microsoft PowerPoint «Лишайники» (слайд 6­7) Контролирует правильность формулирования целей урока и составления плана изучения организмов. Формулируют тему урока «Лишайники», используя подсказку учителя. Обдумывают будущие учебные действия: формулируют цели урока и устанавливают план изучения организмов, выбирают способ, определяют средства. Выявление затруднений учащихся  из­за недостатка информации по новой теме. Формулирование  и фиксация темы урока. Фиксация активности учащихся при ответах Построение проекта (плана) действий Фиксация активности учащихся при ответах 8 5. Реализация построенного проекта Создание условий для создания и реализации проекта Групповая работа учащихся класса (3 группы, разделенные по жребию) Аудиовизуальные: ПК, проектор, презентация Microsoft PowerPoint «Лишайники» (слайд 8­13) Видеофайл «Строение и питание лишайников» Печатные: Конверт для групповой деятельности «Лишайники» Дидактические: Задания, фотографии лишайников Натуральные: Образцы накипных, листоватых и кустистых лишайников. Организует групповую деятельность учащихся согласно намеченному плану: 1. Строение лишайников. 2. Питание лишайников. 3. Размножение лишайников. 4. Виды лишайников по внешнему виду. 5. Значение лишайников. Выполняют задания из конверта «Лишайники», согласно намеченному плану, заполняя Создание опорно­ логического конспекта, согласно инструкции Визуальная оценка готовности опорно­ логического конспекта «Лишайники» опорно­ логический конспект: 1. Используя раздаточный материал, создают иллюстрацию строения слоевища лишайников. Формулируют понятие «симбиоз». 2. Используя раздаточный материал, создают схему питания лишайников. 3. Уточняют признаки, по которым отличаются лишайники: цвет, форма, размеры и предлагают вариант 9 6. Первичное закрепление с проговаривани ем во внешней речи  Создание условий для закрепления изученного материала с проговариванием во внешней речи Групповая работа учащихся класса Аудиовизуальные: ПК, проектор, презентация Microsoft PowerPoint «Лишайники» (слайд 14­16) Печатные: Конверт для групповой деятельности «Лишайники» Дидактические: Задания, фотографии лишайников Организует деятельность учащихся:  «Необходимо установить соответствие между описанием внешнего вида лишайника и названием, которое досталось группе, подобрать  по 3 примера лишайников  предложенных фотографий» классификации лишайников. 4. Используя текст учебника стр. 68­69 учебника, составляют и записывают схему «Значение лишайников» На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух Закрепление изученного материала с проговариванием решения вслух Оценка учителем и самооценка правильности выполненных действий 10 7. Включение  в систему знаний и повторение Создание условий включения полученных знаний в систему  и повторение изученного материала Коллективная работа учащихся класса Аудиовизуальные: ПК, проектор, видеофайл «Симфония лишайников» Организует фронтальную деятельность учащихся по содержанию видеофайла «Симфония лишайников»: Определить внешний вид лишайника (накипной, листоватый, кустистый)  по фотографии, представленной в видеоролике   быстром темпе под музыку Определяют внешний вид лишайника (накипной, листоватый, кустистый)  по фотографии, представленной  быстром темпе Включение полученных знаний  в систему  и повторение изученного материала, через работу по предложенным заданиям Визуальная оценка активности учащихся 11 8. Рефлексия учебной деятельности Создание условий для рефлексии учебной деятельности Индивидуальная работа учащихся класса Аудиовизуальные: ПК, проектор, презентация Microsoft PowerPoint «Лишайники» (слайд 25­28) Организует и контролирует верность подведения итогов урока и выставление оценок за работу на уроке Формулирует домашнее задание, комментируя его. Организует рефлексию учебной деятельности в форме приема «Лестница успеха». Заканчивает урок строчками четверостишия о дальнейшей плодотворной деятельности. Формулируют личностные итоги урока  и участвуют в выставлении оценок за работу на уроке. Воспринимают информацию, фиксируют задание в дневник. Рефлексия учебной деятельности Визуальная оценка готовности опорно­ логического конспекта «Лишайники» Участие в приеме «Лестница успеха» 12 Приложение 1.  План­конспект урока биологии  «Лишайники», 5й класс Ход урока: 1. Мотивация к учебной деятельности  Организационный момент. Приготовление письменных и учебных принадлежностей. Прозвенел звонок для вас. Все зашли спокойно в класс…. Встали все у парт красиво,  Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо… Вижу, класс ваш хоть куда. Начнём работу, 5А. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие. Захотели вновь прийти! 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных  затруднений в пробном действии  Внимание на экран!!!  Я предлагаю вам мысленно вернуться в прошлое на много лет назад, в Древнюю Грецию, а точнее в Афины, и заглянуть в гости к великому ученому Теофрасту.  В растительной коллекции «отца ботаники» мы обнаружим два интересных биологических объекта ­ Уснею и Кладонию.  Рассмотрите внимательнее эти объекты живой природы. Как вы думаете, к какой группе можно отнести эти организмы? (мхи, водоросли, растения, грибы) Отчасти вы правы, во времена Теофраста  их действительно  называли  то мхами,  то водорослями,  а иногда именовали  «хаосом природы» или «убогой нищетой растительности».  13 Великий русский ученый К.А. Тимирязев назвал эти организмы «растения­сфинксы». Вот что он написал в 1885 г.: «Не может … реальная действительность оправдать фантазию поэтов и художников, представляющих такое сочетание двух совершенно разнородных организмов, каковы эти мифологические полугады, полуптицы, полулюди, полузвери?» О каком живом организме пишет К.А. Тимирязев?  3. Выявление места и причины затруднения  А чтобы вы точно смогли дать название, я предлагаю вам подсказку. Русское название эти живые организмы получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название «лишаи».  Итак, тема сегодняшнего урока: «Лишайники». 4. Построение проекта выхода из затруднения Название «лишайники» появилось в 1860 г., благодаря  работе  русского ученого  А.Н. Бекетова.  Латинское   название лишайников   «lichen»,   поэтому   наука   о   лишайниках   носит   название   –   лихенология,   а   никакая   ни «лишайникология». Лишайники занимают особое место в органическом мире. Они встречаются на всех континентах. Лишайники находили в Антарктиде на 86­м градусе южной широты и на раскаленных камнях пустыни, в опытах лишайники переносили жару в 2000С. Как вы думаете – почему? (лишайники ­ неприхотливые организмы) Совершенно верно!!! Лишайники ­ крайне неприхотливые организмы. Они живут на малопригодных для жизни предметах, как застывшая вулканическая лава, кирпичи, бронзовые памятники, старинные пушки, стекло. Их можно встретить и в безжизненной пустыне, и на крайнем севере, и на голых скалах. Потому что для нормальной жизнедеятельности им нужны свет и влага, которую они могут впитывать всем телом. А получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха, например, из туманов или росы. Я думаю, вы уже достаточно заинтригованы этими удивительными растениями.  Давайте, уже с ними познакомимся поближе.   (как устроены лишайники? как размножаются лишайники? чем питаются лишайники? каково их значение в природе?  Скажите, что бы вам хотелось узнать о лишайниках? Зачем человеку они нужны?) Пусть эти вопросы будут целью нашего урока, и чтобы ответить на них,  Молодцы!!! Вот сколько вопросов! 14 я предлагаю вам на время стать учеными ­ лихенологами.  5. Реализация построенного проекта  Продуктом групповой деятельности будет создание опорно­логического конспекта  Дальнейшую работу продолжим в группах.   по теме «Лишайники», который мы можем использовать в дальнейшей работе.  На столе у каждой группы набор исследователя и конверт с заданиями. Перед началом работы, давайте вспомним некоторые правила вежливости: 1. На уроке будь старательным, будь спокойным и внимательным. 2. Делай все, не отставая, слушай, не перебивая. 3. Если хочешь отвечать ­ надо руку поднимать. 4. Говорите чётко, внятно, чтобы было всё понятно. Первая часть нашего исследования – строение лишайников.  (читают по ролям мальчик и девочка в костюмах гриба и водоросли):  Послушайте сказку!!! Гриб, поправив свою шляпку, быстро побежал к берегу реки. Кругом росло много разных растений. В толще воды плавали водоросли. Привет, как дела? – приветливо окликнул гриб знакомую водоросль. Да так, потихоньку, ­ отозвалась она. – Только вот часто голодаю. Сам понимаешь, живу в воде, а много ли в воде пищи? Ведь она в основном находится в земле, на суше. Ошибаешься, водоросль, в воде много всякой пищи, просто ты ее не научилась использовать, ­ ответил гриб. А вот несчастнее меня нет на белом свете. Пищи в земле, правда, хватает, но солнце лишило меня силы, и еда не идет мне впрок. И все потому, что я отказался очищать воздух, чтобы нашим друзьям, животным, дышалось легко и свободно. Так что же нам делать? – спросила водоросль. Что делать? – загадочно улыбнулся гриб. А ты подумай. Водоросль задумалась.  Надо обратиться к солнцу, ­ сказала она. Ты попроси у него прощение, и оно дарует тебе силу, а я постараюсь выпросить себе корни. Давай, попробуем. Безнадежная идея! – махнул рукой гриб. Пробовал уже. Солнце никогда не простит меня. Да и очищать воздух, честно говоря, не очень хочется. У меня идея пооригинальнее. Какая же? – оживилась водоросль. Давай дружить! – быстро ответит гриб. Ты в ладах с солнцем, а я в ладах с землей. Вот и будем обмениваться: Я тебе пищу, а ты мне – силу солнца. Понимаешь? 15 Водоросль: Понимать­то я понимаю, да только как мы будем жить вместе? Ты привык к земле, а я живу в воде. Пойдем в воду – ты утонешь, выйдем на сушу – я засохну и погибну. Не падай духом,­ усмехнулся гриб. – Жить мы с тобой будем в сырости, хотя бы в нашем лесу, на любом болоте, в любом уголке, где есть влага. В таком случае, я согласна, ­ радостно воскликнула водоросль.  «… С тех пор гриб и зеленая водоросль живут вместе. Они настолько сдружились, что не могут прожить друг без друга, и стали их вместе называть одним именем – ЛИШАЙНИК...».  Какие два самостоятельных живых организма образуют лишайник? (грибы и водоросли) Чтобы понять строение лишайника, давайте вспомним тему прошлого урока и ответим на несколько простых вопросов о грибах (Тест «Грибы»). Молодцы!!! Верно!!! Чтобы представить, как грибы уживаются с водорослями, и в целом представляют собой один организм, рассмотрим строение лишайников. Тело лишайников называется слоевище, или таллом.  Скажите, при изучении какой группы живых организмов мы встречали это название? (у водорослей, т.к. их тело не расчленено на органы) Верно!!! Слоевище лишайников не подразделяется на органы. Лишайник представляет собой переплетение грибных нитей – гифов и клеток водорослей.  Выполните задание №1:  Используя белые нити грибов и шарообразные водоросли,  изобразите строение слоевища лишайников. Лишайники  –  это  не грибы,  и  не  водоросли,   а самостоятельная   группа растений,   к которой  принадлежит  более   26 000  видов. Строение лишайников было доказано в 1867 г. немецким ботаником Симоном Швендером. Он проделал несложный опыт: размельчил лишайник и положил его в банку с водой. Вскоре грибные нити сгнили,  а зеленые шарики спокойно продолжали жить и размножаться, т.к. оказались одноклеточными зелеными водорослями. Швенденер сделал смелый вывод о том, что лишайник представляет собой совместное сожительство гриба и водоросли. Вначале многие ботаники встретили это открытие насмешками, но со временем оно получило всеобщее признание. 16 Совместное   сожительство   гриба   и   водоросли   в   составе   лишайника,   называют  симбиозом  (совместная   жизнь).   Симбиоз   –   это взаимовыгодное сожительство 2х организмов, приносящих пользу друг другу. Покажите, что у вас получилось!!! Молодцы!!! Давайте вспомним сказку: разговор гриба и водоросли. Какой вопрос их волновал больше всего? (как обеспечить себя достаточным количеством питательных веществ) Как же в итоге питается организм – лишайник? Внимание на экран!!! Демонстрация видеофрагмента  Водоросль, в которой есть хлорофилл, благодаря фотосинтезу образует  органические вещества, которыми питается гриб. Длинные гифы гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, которыми в свою очередь питаются водоросли. Фотосинтез у лишайников идет даже при минусовых температурах   (минус 5­10 °С), что невозможно у высших растений, а вода поглощается всей поверхностью. Выполните задание №2:  Используя стрелочки, укажите правильное направление питательных веществ: от того организма, который получает вещества, к тому организму, который ими питается. Результат покажите!!! Молодцы!!! Следующий процесс – размножение!!! Размножаются лишайники преимущественно  кусочками слоевища: большинство лишайников способно вырастать даже из мелких фрагментов родительского слоевища, лишь бы эти фрагменты содержали и водоросль, и гифы гриба. У многих групп лишайников по краям или на верхней поверхности слоевища образуются особые выросты, похожие на листочки или веточки, которые легко отламываются и дают начало новому организму.  В других случаях одна клетка водоросли в сердцевине лишайника окружаются несколькими слоями гиф, превращаясь в крошечную гранулу, называемую соредией. Скопления таких гранул, прорывая кору, появляются на поверхности в виде порошистых масс, разносимых ветром. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Физкультминутка В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники бывают трех типов: 1. Накипные лишайники 2. Листовые лишайники и  17 3. Кустистые лишайники Особенности строения каждого типа лишайников вы опишите самостоятельно,  работая коллективно и выполняя задание №3:  Вам необходимо установить соответствие между описанием внешнего вида лишайника  и названием, которое досталось вашей группе по жребию, а также подобрать по 3 примера лишайников из 9ти предложенных фотографий. Пока вы работаете, мы устоим музыкальную паузу и  насладимся «Симфонией лишайников». Давайте посмотрим, что у вас получилось!!! Молодцы!!! Как вы могли заметить, внешне лишайники могут быть самыми разными. Цвет слоевища лишайников представлен различными оттенками: от серовато­белого, почти бесцветного до ярко окрашенного. Растут   все   лишайники   необычайно   медленно.   А   медленнее   всего   ­   накипные   лишайники.   Например,   альпийский   лишайник умбиликария цилиндрическая за 200 лет вырастает всего на миллиметр(!), а пельтигера рыжеватая – на 25­27 мм.  Зато и живут они, может быть, дольше всех других живых существ. Чтобы узнать возраст лишайника, надо измерить скорость его роста и размер, а затем подсчитать их   соотношение.   Средний   возраст   лишайников   от   30   до   80   лет.     В   Арктике   были   найдены   экземпляры   лишайника   ризокарпона географического, возраст которых ­ 4,5 тыс. лет.   Пожалуй, лишайники могут поспорить в долголетии с секвойей гигантской и сосной долговечной, у которых возраст самых старых особей ­ «всего» 3­5 тыс. лет.      Велика роль лишайников в природе. Изучить текст параграфа стр. 68­69 и выписать значение лишайников. Давайте выполним задание №4:  1. Лишайники они разлагают и минерализуют органические вещества, первыми заселяют скалы, разрушая их поверхностный слой и, отмирая,   образуют   гумус.   Тем   самым   лишайники   подготавливают   почву   для   заселения   более   высокоорганизованными   организмами. Лишайники  «пионеры» биосферы.  Разрушая   и   разъедая   горные   породы,   лишайники   в   прямом   смысле   слова   создают   почву   для   других   растений.   Наиболее неприхотливы накипные лишайники, напоминающие разноцветные корочки. Они настолько плотно врастают в скалы и горные породы, что их невозможно отделить, не повреждая.  Дерево,   покрытое   лишайником,   менее   подвержено   разрушительной   деятельности   грибов   за   счёт   лишайниковых   кислот, способствующих заживлению ран.  Лишайники – среда обитания для многих членистоногих. 18 2. Ягель, или «олений мох», и центрария, или «исландский мох», в течение долгих зимних месяцев эти лишайники ­ единственный корм северных оленей (они составляют и 70% их годового рациона). А олень даёт жителям тундры всё ­ и пищу, и одежду, и кров, и средство передвижения. Олени добывают лишайники из­под снега, разрывая его копытами.  3. Лишайники широко применяются в медицине. Из цетрарии, кладонии, пармелии получают антибиотики, настойка из уснеи – отличное средство от ангины. Исландский лишайник, употребляемый с шоколадом, является лекарством при расстройстве желудка.  4. Из лобарии  и эвернии получают фиксаторы  запахов (ризеноид) и ароматические вещества. Из сухих лишайников  получают порошок – основу пудр.  5. В некоторых странах отдельные виды лишайников считаются ценным продуктом. В Японии и Китае деликатесным считается лишайник умбиликария, из которой готовят блюдо иватаке.  6. Во время долгих странствий древнееврейского народа по пустыне люди сильно бедствовали от нехватки пищи. После месяца голода, проснувшись как­то утром, они обнаружили на земле непонятный налёт, похожий на крупу или иней. Впервые увидев его, люди удивлённо стали спрашивать друг у друга: «Манна?» (В переводе на русский — «Что это?») Манна (так и назвали этот налёт) оказалась съедобной, её мололи, толкли в ступах, варили в горшках или пекли из неё лепёшки. Все сорок лет странствий, говорится в книге Библии «Исход», каждое утро евреи собирали принесённую ветром или упавшую с неба манну, «небесный хлеб», что помогало им прокормиться в пустыне. (Отсюда и произошло выражение «манна небесная»). Современные   учёные   считают,   что   речь   идёт,   вероятно,   о   комочках   лишайника   аспицилии   съедобной,   которые   называют лишайниковой манной. Обитает этот лишайник в пустынях, степях, засушливых горных областях. Серые или бурые комочки аспицилии переносит ветер на далёкие расстояния, они могут выпадать в виде лёгкого дождя, оседают в низменных местах в виде наносов. Один этот лишайник, правда, никак не смог бы прокормить большое количество людей долгое время, но мог служить подспорьем в питании. 7. Из некоторых видов лишайников  изготавливают  лакмус – индикатор кислотности, а также красители.  Например, лишайник золотянка окрашивает  ткань в  красный цвет. Основной цвет красителей, получаемых из лишайников – темно­синий.   8. В 1866 г. один ученый заметил, что в саду Парижа вследствие появления дыма и газов исчезают некоторые виды лишайников.   Лишайники – индикаторы состояния окружающей среды, они очень чувствительны к загрязнению атмосферы, поэтому в крупных городах, как правило, не встречаются. При повышении загрязнения воздуха отмечается исчезновение лишайников: сначала вымирают кустистые, потом листовые, потом накипные.   Обратите внимание на микрорайон города, где Вы живете, встречаются ли там лишайники? Какой можно сделать вывод о чистоте воздуха в городе?  Из примерно 26 000 видов лишайников России в Красную книгу внесено 27.  Назовите, что нового мы знали на уроке? (Познакомились со строением и процессами жизнедеятельности лишайников, выяснили, что лишайники – особая группа организмов, состоящая   из   гриба   и   водоросли,   находящихся   в   симбиозе,   лишайники   приспособлены   к   жизни   в   разнообразных   условиях,   что   они чувствительны к загрязнениям окружающей среды, значение лишайников в природе и жизни человека).  7. Включение в систему знаний и повторение  19 Чтобы   закрепить   полученные   знания,   давайте,   что   мы   изучили   на   уроке,   и   ответим   на   несколько   простых   вопросов:   (Тест «Лишайники»). Отлично, мы с вами ответили на все вопросы, и подходит к завершению наш урок.   Обратите внимание на домашнее задание: от работы с вами,  но мне бы хотелось узнать и ваше мнение о моей работе. Я получила огромное удовольствие  Рефлексия «Лестница успеха» Спасибо большое за работу!!! Вот и кончилась игра. Вам домой идти пора! Отдыхать мы можем смело, Чтоб потом опять за дело. Организованное окончание урока 20

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2018