Технологическая карта урока биологии "Лишайники" (5 класс)

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • ppt
  • 20.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Лишайники.ppt
Управление общего и дошкольного образования  Администрации г. Норильска Вас приветствует Вас приветствует МБОУ «Средняя школа №41» МБОУ «Средняя школа №41» и учитель биологии Месникова Ирина Андреевна и учитель биологии Месникова Ирина Андреевна © МБОУ «СШ №41», 2018 г.
ТЕОФРАСТ (THEOPHRASTE), один из первых ученых Древней Греции, «отец ботаники» 372­287 гг. до  372­287 гг. до  н.э.н.э.
Кладония и Уснея –  растения, описанные Теофрастом более 2 000 лет назад, которые уже тогда использовали  для получения красящих веществ
организмов,  каковы  «полугады»,  разнородных  «полуптицы»,  «...Не  может  ли  реальная  действительность  порой  оправдать  фантазию поэтов и художников, не найдется ли в каком­нибудь  забытом  уголке  природы  чудовищных,  сложных  существ,  такое  сочетание  или  агломерат  двух  представляющих  совершенно  эти  мифологические  «полулюди»,  «полузвери»?  Натуралисту,  на  первый  взгляд,  такой  вопрос  должен  показаться  чем­то  невозможным,  просто  абсурдом.  И  потому  понятно  было  изумление  ботаников,  когда  несколько  лет  тому  назад  такое  загадочное  существо,  подобно  сфинксу,  представляющее  полное  слияние  совершенно  разнородных  и  самостоятельных  организмов,  относящихся  к  двум  различным  классам, нашлось в природе, – когда оказалось, что мы все его  давно знаем, что оно встречается решительно на каждом шагу». К.А. Тимирязев, 1885  г.
МБОУ «Средняя школа №41»  г. Норильск Красноярский край  © МБОУ «СШ №41», 2016 г.
Лихенология (с латинского «lichen» ­ лишайник) –  это наука, изучающая лишайники. ЭТО ИНТЕРЕСНО: Лихенология  является  самостоятельной  наукой,   Связанной  с ботаникой  и микологией  (наука о грибах). Эрик Ахариус, «отец лихенологии» «Методы, с помощью которых каждый  сможет определять лишайники», 1803 г.
Цель урока: 1 .Изучить особенности  ­ строения,  ­ питания,  ­ размножения лишайников,  как симбиотических организмов. 2.  Определить  значение  лишайников  в  природе и в жизни человека.
А1. Грибы питаются: а) только путем фотосинтеза, б) готовыми органическими веществами, в) только органическими веществами живых организмов, г) только поселяясь на продуктах питания.  А2. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что: а) они живут в почве,        б) не имеют хлорофилл, в) паразитируют на других живых организмах, г) имеют небольшие размеры.  А3. Вегетативное тело грибов называется:   а) хлорофилл,               б) мицелий или грибница, в) стебель,                     г) грибокорень  А4. Растения и Грибы относят:   а) к одному царству,                                  б) царству растений, в) разным царствам живой природы,       г) лишайникам
Симон Швенденер –  первооткрыватель  симбиотической природы  лишайников
органическое вещество вода и минеральные соли
«Олений мох» – это лишайник под названием «ягель». Олень  чувствует его запах под снегом даже на глубине 0,5 м. Разгребая  ЭТО ИНТЕРЕСНО: снег копытом, как лопаткой, он добирается до корма. Если  спросить  любого  человека,  чем  же  питается  северный  олень,  все без колебаний ответят: «олений мох». Сплошным ковром это многолетнее  растение  покрывает  поверхность  земли  в  тундре,  поэтому  корма  оленям  достаточно в любое время года.
Блюдо из съедобного лишайника Бриории
Аспицилия съедобная (Aspicilia esculenta)
Пионеры суши Пищевые добавки Защита растений Лишайники Использование человеком Красители и ароматизаторы Корм для животных Медицинские препараты
Лишайники –  это особая группа организмов,  состоящая из гриба и водорослей,  которые находятся в симбиотических  взаимоотношениях.
 П.15.    Задание  №5­6  в  рабочей  тетради  выполняют  желающие   Творческое задание:  1 группа: Придумать стихотворение о лишайниках. лишайники. 2 группа: Составить кроссворд про 3группа: Подготовить презентацию об использовании лишайников человеком.