Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"
Оценка 4.6

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
биология
5 кл
19.02.2017
Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"
В данной карте выделены все этапы урока, приведены примеры приемов и методов используемых на уроке. Поставлены цели к каждому этапу. Приведены примеры деятельности учащихся и учителя. используя данную технологическую карту урок получился интересным, ребята все с удовольствием работали. Я считаю урок удался. Попробуйте не пожалеете.
технологическая карта урока биологии.doc
Технологическая карта урока биологии по теме: "Животные". 5­й класс Кузьмина Нина Николаевна, учитель биологии Разделы: Биология Учебник: Биология 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О. А. Корнилова.­ М.: «Вентана­Граф».­  2016. Тема урока: Животные Тип урока:  По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;  По способу организации деятельности: индивидуально­групповой Цель урока: формирование представлений о животных как царстве живой природы, их разнообразии, роли в природе, связях с растениями и другими живыми  организмами. Целевые установки на достижение результата:  Обучающие:  сформировать у учащихся общие представления о многообразии животного мира, о единстве органического мира на основе учения о  клетке, о сходстве и различии растений и животных;  познакомить с простейшей классификацией животных, раскрыть значение животных в природе и жизни человека, значение  необходимости охраны животного мира.  Развивающие:  формировать умения сравнивать животных с растениями и объяснять отличительные признаки их, применять знания в новой ситуации,  делать вывод на основе сходства, расширить объем жизненных наблюдений и кругозора учащихся;  формировать универсальные учебные действия: умение самостоятельно искать информацию, анализировать, сравнивать, делать  выводы.  Воспитательные:   продолжать формирование научно­материалистического мировоззрения на основе знаний о родстве животных и растений,  взаимосвязях их со средой обитания, воспитывать бережное отношение к животным как составной части природы, формировать  экологическое мышление; поддерживать интерес к изучению биологии, формировать эволюционные взгляды на живую природу, прививать самостоятельность и  любознательность, поддерживать интерес к биологической науке. Формы организации работы: индивидуальная, парная, групповая. Оборудование: интерактивная доска, компьютеры с выходом в INTERNET, интернет­ресурсы, микроскопы, инструментарий, живые объекты  (культура одноклеточных животных, пресноводные гидры, улитки, аквариумные рыбки), чучела животных (ворона, воробей, филин, заяц­ беляк), влажные препараты (аскарида, медуза, ланцетник, гадюка), коллекции насекомых, муляжи грибов, таблицы, фотографии, слайд с  изображениями животных. Интернет­ресурсы: http://school­collection.edu.ru/catalog/rubr/79f17baa­95ce­4223­85b1­1673e0f21e25/?&subject=29 Этапы урока, время Деятельность учителя Деятельность учеников Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Организационный  момент (1 мин.)   Осуществляют  самопроверку  готовности к  уроку. «Вот звонок нам дал  сигнал: Поработать час  настал. Так что время не  теряем И работать начинаем. Встало солнышко  давно, Заглянуло к нам в  окно. На урок торопит нас, Биология сейчас» – А девизом нашего  урока будут такие  слова: «Думаешь –  коллективно!  Решаешь –  оперативно!  Отвечаешь –  доказательно!  Борешься –  старательно!  И открытия нас ждут  обязательно! – Желаю Вам доброго дня и хорошего  настроения. Активизирует знания  учащихся. Проводит параллель с ранее изученным  материалом. Проверяет домашние  задание при помощи  теста. Демонстрируют  анимацию Мотивация к  учебной  деятельности.  Актуализация  знаний обучающихся о живых организмах, об известных им  животных, о  признаках,  характерных для  представителей  животного мира. (5  Обучающиеся  отвечают на  вопросы, считают  царства, находят  представителей  царств живой  природы. Учащиеся  вспоминают, что  им уже известно  по данной теме,  поочередно  Учитель:  – Живая природа постоянно задает нам вопросы. И не на все есть готовые  ответы. И я надеюсь, что работая с учебником, рассматривая рисунки,  выполняя предложенные задания, мы с вами найдем ответы, раскроем  секреты, которая хранит природа. – Посмотрите на коллекцию насекомых, чучела животных, таблицы, муляжи  грибов, к каким царствам относятся эти организмы? (К грибам,  животным, растениям) – Сколько царств в живой природы? (4) – Представителей какого царства в представленной коллекции нет и  почему? (Бактерии, микроскопических размеров) – Какие общие признаки характерны для представителей всех мин.) Формулирование  темы урока,  постановка цели (3  мин.) Организация  формулирования  темы и цели урока. высказываются. Догадываются о  микробах,  присутствующих в классе. Решают тест. Оценивают и  корректируют  свои знания. Заполняют  оценочный лист к  уроку. Просматривают  анимацию,  высказывают  предположение Формулируют  тему урока. Формулируют  цели и задачи  урока, определив  границы знания и  незнания. Планируют  способы  достижения цели. царств? (Питание, дыхание, размножение) – Каковы признаки растений? – Назовите основные группы растений и охарактеризуйте их?  – Выполните тест по п. 11 «Растения» – Посмотрите, внимательно на слайд, какие организмы неразрывно связаны с растениями? – Какие признаки характерны только для животных организмов? (анимация  «Многообразие животных» http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/000003a7­1000­4ddd­625d­520046bb2fdf/31_1.swf) – Нет на свете более гениального художника, чем сама природа. (Показ  слайдов) Все созданное ею – настоящие шедевры. Скажите, вот вы сегодня  шли в школу. Вы заметили, какое небо было над вами, какая листва на  деревьях, трава, цветы, насекомые, птицы? А вот поэты Астраханской  земли, влюбленные в свой край, замечают то, что скрыто от взгляда  ленивого, равнодушного, умеют заметить и передать красоту родной  природы. Их объединяет любовь к родному краю, к родной природе. Люблю родное понизовье – Мой лебединый, светлый край. Замру, как будто сердце раскололось, Увидев, как, осыпанной росой, Расцвел июльским утром лотос, Отвечают на  вопросы. Изучение нового  материала (15 мин.) Организует учебную  деятельность,  объясняет новый  материал. Демонстрирует видео Формируют группы  сменного состава. Раздает текст  (материал  приложения). Раздают инструкции к групповой работе. Просматривают  видео,  высказывают свои  предположения по поводу  увиденного.  Отвечают на  вопросы. Делают  вывод по  изученным  материалам.  Заполняют схему  в тетради. 1. Занимают места Пленив божественной красой. И чуть дыша, я слушаю подолгу Солистку – иволгу над водой, В зеленом клубе камыша. (Ерофеев В. А.) – О чем пишет автор в данном стихотворении? Какие у вас возникают  чувства?  Станьте ближе к природе, повернитесь к ней лицом, давайте вместе будем  познавать тайны природы, делать маленькие открытия и пополнять свой  багаж знаний. Прежде чем стать настоящими учеными, мы с вами должны  проверить насколько вы готовы к нашему путешествию в страну  исследователей. Билетом в лабораторию будут ваши ответы на вопросы. – Назовите представителей животного мира нашей Астраханской области? В чем проявляется многообразие живых организмов? Какую часть природы  изучает зоология? Попытайтесь сформулировать тему и цели урока? Ну, вот мы и попали в лабораторию исследователей следующий этап нашей работы – это перевоплощение в ученых исследователей Задание 1. Изучить анимацию «Животные Одноклеточные и Многоклеточные  организмы». http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/000003a9­1000­4ddd­d4a4­ 010046bb2fe0/31_6.swf  Составьте и заполните схему. Назовите характерные признаки одноклеточных и многоклеточных  организмов? в группах,  работают в  группах согласно  инструкции  2. Распределяют  роли для  выполнения и  защиты своего  задания. 3. Знакомятся с  информацией  строения  бактерий в  учебнике,  используют  рисунки. 4. Отображают  информацию  графически. 5. Обсуждают  записи. 6. Проводят  сравнение  строения клеток  бактерий и  растений. Задание 2. Изучить иллюстрацию «Характерные признаки животных». Записать в  рабочей тетради эти признаки на стр. 34. http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/000003a8­1000­4ddd­a343­ 620046bb2fdf/31_2.jpg Задание 3. Выполните практическую работу «Рассматривание микропрепарата амебы и  бактериальной клетки под микроскопом».  Задание 4. Рассмотрите рис. 33 «Строение бактериальной клетки» на стр. 40  и рис. 44  «Строение амебы» на стр. 53. Найдите черты сходства и различия в  строении? Для I варианта: подпишите основные органоиды одноклеточного организма  – амебы. (раб. тетрадь стр. 35, задание 3) Для II варианта: охарактеризуйте строение амебы и ее жизнедеятельность с помощью глаголов и прилагательных. Задание 5. Рассмотрите рис. 46 и рис. 47 на стр. 54 учебника п. 12 и заполните схему: для I варианта – роль животных в природе для II варианта – роль животных в жизни человека. Задание 6. Работа в группах. 1 группа: 1) О какой особенности простейших говорит стихотворная строка из поемы  Э. Дарвина «Храм природы»: А там играет формами протей, То куб, то шар, то будто червь иль змей…. 2) Покажите в виде схемы. Значение простейших. 2 группа. 1) Сравните одноклеточные растения и одноклеточные животные. Выбери  характерные признаки их. Убери лишнее.   Одноклеточные  растения Имеют оболочку Как правило, подвижны Имеют пластиды Ловят добычу Нуждаются в свете 1. 2. 3. 4. 5. Ответ: лишнее № 4 Одноклеточные животные Имеют оболочку Как правило, подвижны Имеют пластиды Ловят добычу Нуждаются в свете лишнее № 3, 5 2) Как можно объяснить следующее высказывание: «Простейшие –  строители горных пород». Задание 7. 1) Сформулируйте и запишите определение «эукариоты» – это… 2) В одном кубическом сантиметре содержимого желудка коровы  содержится до миллиона одноклеточных инфузорий. Общая масса их  составляет 3 кг. Какое значение для простейших и коровы имеет такая  форма сожительства? Физкультминутка (1 мин.) Повтор  упражнений. Сменить  деятельность,  обеспечить  эмоциональную  разгрузку учащихся. Показ упражнений. Зарядка Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну­ка, ну­ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись (наклоны вперед и назад) Разминаем руки, плечи Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, сгибать, читать И совсем не уставать. (рывки руками перед грудью) Голова устала тоже Так давайте ей поможем. Вправо – влево, раз и два (вращение головой) Думай, думай головой. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (дети садятся за парты) Закрепление нового  материала (12 мин.) Заслушивает  командиров групп с  результатами работы. Просит командира  назвать учеников,  Выступление  командиров,  обмен мнениями,  обсуждение  символов, их  Учитель: На основе полученных знаний давайте выполним следующие  задания. Задание 1. Составление итоговой схемы (кластера) дополнение. Рефлексия  деятельности в  группе. Составление  итоговой схемы  (кластера) которые предложили  оригинальные идеи в  ходе обсуждений. Обсуждают с  учащимися, что  узнали нового на  уроке. Структурирует  материал в виде  схемы (кластера). Задание 2: 1. Назовите отличия животных организмов от растений. 2. На какие группы делятся животные? 3. Охарактеризуйте многообразие животного мира. Задание 3: объясни пословицы и поговорки с биологической точки зрения. 1. У коровы молоко на языке. 2. Волка ноги кормят. 3. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. 4. Собака – друг человека. 5. Грач на горе, весна на дворе. 6. Синица в избе, зима на дворе. Контролирующие  задания (5 мин.) Учитель для  закрепления  изученного материала предлагает учащимся  работу с интернет  ресурсами, тем самым проверяет знания,  полученные на уроке. Учащиеся садятся за компьютеры,  объединенные в  локальную сеть с  выходом в  интернет и  самостоятельно  выполняют  задания. Задание 1. Интерактив «Кто из какого царства» http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/740d69d4­8b8c­11db­b606­ 0800200c9a66/03_03_03.swf Внимательно посмотрите на фотографии и распределите организмы по  царствам. Задание 2 Видеофрагмент «Многообразие многоклеточных» http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/740e542f­8b8c­11db­b606­ 0800200c9a66/index.htm Задание: Составить схему. Рефлексия (3 мин.) Предлагает  вспомнить тему и  задачи урока,  соотнести с планом  работы, записанным  на доске, и оценить  меру своего личного  – Определяют  степень  соответствия  поставленной  цели и  результатов  деятельности:  Задание 3 Отгадай кроссворд «Многообразие животных Кировской области»  (Приложение 3) – Вспомните и обсудите действие каждого члена группы, укажите, какие из  них помогали к достижению цели, а какие нет. Задание 1. Заполните оценочный лист к уроку. Задание 2. Расскажите по схеме о том, что вам дал сегодняшний урок  биологии? продвижения к цели и успехи класса в  целом. – Какой ответ на  основной вопрос  урока мы можем  дать? Как оценить  свою работу? Дает задание классу:  по мере выступления  групп заполнить  оценочный лист к  уроку. Стало быть, так и  выходит: Все что мы делаем –  нужно. Значит, давайте  трудиться Честно, усердно и  дружно! Подводит итог урока,  предлагает  дифференцированное  домашнее задание. называют тему и  задачи урока,  отмечают  наиболее трудные  и наиболее  понравившиеся  эпизод урока,  высказывают  оценочные  суждения. – Определяют  степень своего  продвижения к  цели. – Заполняют  оценочный лист к  уроку. Обучающиеся  выбирают  домашнее задание  из предложенных  вариантов.  Записывают  задание в дневник. Домашнее задание  (1 мин.) Задание 3. Допишите предложение: «Изучая характеристику царства ________ и животных я понял, что  _______.  Прочитайте по желанию 1. Прочитайте п. 12 в учебнике «Животные». Выполните задание 4 из  тетради на стр. 35. 2. Выберете задание:  Составьте кроссворд о животных (10 слов);  Подготовьте презентацию из 10 слайдов «Значение животных в  природе» или «Значение животных в жизни человека»;  Подготовить сообщения с рисунком, фотографией животного.  Отметьте место обитания, приспособленность к жизни и значение его в природе и жизни человека. Информационные источники: 1.         Иллюстрации         http://ngl2006.narod.ru/Contents/Bio/07.htm, http://ngl2006.narod.ru/Contents/Bio/14.htm http://ngl2006.narod.ru/Contents/Bio/03.htm, http://www.google.ru/среды обитания/ http://school­collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a1­a000­4ddd­7bd7­0a0046b1da3f/81647/?interface=pupil&class=49&subject=29 http://ngl2006.narod.ru/Contents/Bio/02.htm http://ngl2006.narod.ru/Contents/Bio/01.htm http://www.shishlena.ru/metodichka/konspekty­i­lekcii/zoologija/otlichie­zhivotnyh­i­rastenii­shemy­i­tablicy.html 2.         Микрофотосъемка (все под микроскопом) http://www.shvedun.ru/micro­1.htm  3.         Создание кроссворда http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html  4.         Стихи на начало урока http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/raznoe/stikhi­k­nachalu­uroka  5.         Стихи на физминутку http://www.google.ru/физкультминутки на уроках биологии

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные"