Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".
Оценка 4.6

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
11.06.2017
Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".
Цель урока: Сформировать знания об основных этапах эволюции человека в процессе развития животного мира на Земле. Задачи урока: Образовательные: Формировать представление об особенностях современного человека, отличиях человека от животных; знать виды людей, которые жили раньше на Земле; доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития. Развивающие: Развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний: развивать представление о происхождении человека. Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету через изучение исторического развития человека; самостоятельность и добросовестность, ответственность за результаты своего труда.
Как человек появился на Земле.docx
Технологическая карта урока Учитель Белоногова Ирина Анатольевна Полное название  образовательного учреждения Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Русско­Акташская средняя  общеобразовательная школа» Предмет Класс Тема урока Дата Цель урока Задачи урока Биология 5  класс Как человек появился на Земле. Сформировать знания об основных этапах эволюции человека в процессе развития животного мира на  Земле. Образовательные: Формировать представление об особенностях современного человека, отличиях  человека от животных; знать виды людей, которые жили раньше на Земле; доказывать, что современный  человек появился на Земле в результате длительного исторического развития. Развивающие: Развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний: развивать  представление о происхождении человека. Воспитательные: Воспитывать интерес к  предмету через изучение исторического развития человека;  самостоятельность  и добросовестность,  ответственность за результаты своего труда. Тип урока  Урок изучения нового материала (формирование новых знаний). Планируемые результаты Предметные:  научиться давать сравнительную характеристику человекообразным обезьянам, древним  людям и современному человеку; познакомиться с основными этапами эволюции человека; видеть  взаимосвязь между появлением, совершенствованием орудий труда и этапами развития человека. Личностные:   нравственно­этическая ориентация – ориентироваться на моральную норму трудолюбия и умения в любом деле; смыслообразование – формировать и развивать желание и стремление учиться,  делать правильный выбор для себя: как надо учиться и чему.  Метапредметные: Познавательные: уметь структурировать свои знания,  применять приемы работы с информацией, выделять  существенные характеристики объектов с установлением причинно ­ следственных связей,  сравнивать изучаемые факты, делать выводы, предположения, прогнозировать.  Регулятивные: уметь ставить цели и анализировать условий достижения цели, прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; изучить учебный материал через включение в разные виды  деятельности и формы сотрудничества. Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с  партнером, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию,  правильно излагать свои мысли. Формы и методы обучения Формы: фронтальная, индивидуальная, в парах и группах. Методы: cловесный, наглядный, проблемного обучения. Ключевые понятия УМК, оборудование 1. Учебник Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.  Плешаков, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2015; 2. Компьютер, презентация “”; 3. Дидактический материал к уроку. Этапы урока   Деятельность учителя Деятельность ученика Организационная структура урока 1.Организационный этап. (1­2 мин.) Приветствие. Создание  благоприятного психологического настроя  учащихся  на работу.  ­ Всем доброе утро! Приветствуют учителя.  Настраиваются на работу на уроке. Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Все расселись по местам, никому не тесно,  Формируемые   УУД Регулятивные – Р Познавательные –  П Коммуникативные – К Р: готовность к  учебному действию 2. Актуализация  опорных знаний. (3 ­5 мин.) По секрету скажу вам: “Будет интересно!”  ­ Я готова начать урок и, как обычно,   надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу.  А  вы готовы приступить к уроку? ­ Да ! ­ Ребята, что мы относим к живой природе? ­ Живые организмы. ­ Назовите царства живой природы. ­ Где обитают живые организмы? ­ Как вы думаете, является ли человек частью живой природы? ­ Какие признаки на это указывают? ­ К какому царству живой природы относится человек? ­   С   какой   группой   животных   человек   имеет   большее   сходство? Какие признаки на это указывают? ­ Чем человек отличается от животных? ­ Прокариоты (бактерии), Грибы,  Растения, Животные и Вирусы. ­ Живые организмы обитают в  разных средах: в водной, наземно­ воздушной, почвенной и даже в  других живых организмах. ­ Да, является. Перечисляют свойства живых  организмов: Обмен веществ, дыхание, питание,  выделение, движение, рост и  развитие, размножение,  раздражимость. ­ К царству Животные. - С позвоночными животными,  млекопитающими. (Наличие  внутреннего скелета ­  позвоночника, молочных желез.) Версии детей: Речь, мышление,  творчество… К: учебное  сотрудничество,  умение  слушать и  понимать речь  других;  адекватно  использовать  речевые средства  для аргументации  своей позиции;   строить понятное  монологическое  высказывание. Формулировка  темы и целей урока. (5 мин.) ­ В древнегреческом городе Дельфы, на стене храма бога солнца Апполона были начертаны строки: «Познай самого себя!». Сколько помнит себя человечество, столько и пытается ответить на вопрос «Кто я?», но вопрос «Откуда я?» кажется ещё более интересным!  ? Ребята, а что вы знаете о том, откуда произошёл человек? ­ Догадались, какова тема сегодняшнего урока? Вопрос о происхождении человека очень непрост. Действительно,  гипотез (предположений) о происхождении человека – великое  множество! В мифах и легендах древних народов человека создают природные силы, боги из земли, глины, воды, огня.  Существует 3 основные гипотезы происхождения человека:  1) метафизическая ,  2) гипотеза панспермии (космическая)  и 2)  научная. ­ Всегда ли люди были такими как мы сейчас? Посмотрите, пожалуйста, на рисунки (слайды)  и попробуйте  сформулировать цель нашего урока, на основе которой мы  составим план наших действий при изучении новой  темы. Действительно основная цель урока: Сформировать знания о  предках человека и об основных этапах эволюции человека в  процессе длительного исторического развития животного мира на  Земле.   Версии   детей:  Создание   человека Богом;   развитие   человека   из обезьяны; завезен из  космос и др.  ­ Происхождение человека. ­ Думаем, что нет. Предполагаемая  цель: Узнать об  основных этапах развития  человека.  Р: принимать  учебную задачу,  адекватно  воспринимать  информацию  учителя, ставить  цели урока в  соответствии с   учебным  материалом. П:  использовать  приемы работы с  информацией,  систематизировать  информацию,  выполнять и  принимать  проблему. К: планировать   учебное  сотрудничество с  учителем и со  сверстниками,  адекватно  использовать  речевые средства  для  дискуссии и  аргументации своей  позиции, сравнивать разные точки  зрения,  аргументировать  свою точку зрения,  отстаивать свою  позицию, умение  строить понятное 4. Усвоение новых  знаний и   применение. (20  мин.) ­ Перед вами на столе лежит листочек с задачей. В течение 2 мин. решите ее. Задача:   «Первобытный   человек   пригласил   динозавра   в   свою пещеру и попросил прийти ровно в 10 часов утра. Длина динозавра от кончика носа до кончика хвоста – 200 метров. В каком часу должен   выйти   динозавр,  чтобы   двигаясь   со  скоростью  3  км/час, целиком прийти к пещере человека без опозданий?» Проверка задачи, обсуждение вслух. ­   Как   вы   считаете,   первобытный   человек   мог   встретиться   с динозавром? ­   Вспомните,   когда   вымерли   динозавры? (Если   возникли затруднения, обратиться к учебнику стр 53.) ­   Действительно,   динозавры   вымерли   65   млн.   лет   назад,   а первые   люди,   по  мнению   ученых,   появились  около  2  млн.  лет назад. ­  А когда и где появились на Земле первые люди? Ознакомьтесь   с   текстом   учебника   на   с.128,   ответьте   на   эти вопросы. ? Постановка проблемного вопроса: ­  Как вы думаете, современные обезьяны являются предками или родственниками человека? ­   Ваши   мнения   разошлись.   Давайте   проверим,   кто   из   вас   прав. Вместе подумаем над очень важным, интересным вопросом – кто ­   Задача   не   имеет   решения,   т.к. динозавры   вымерли   раньше появления человека на планете). ­ Динозавры вымерли 65 млн. лет назад. Работа с учебником. ­ 2 млн. лет назад в Африке. ­ Дриопитек (древесная обезьяна) Высказывают разные мнения. монологическое  высказывание,  обмениваться  мнениями, активно  слушать  одноклассников и  принимать их  позицию, отвечать  на вопросы. Р:  умение  выполнять задания в соответствии с  поставленной  целью. П:  использовать  приемы работы с  информацией,  систематизировать  информацию,  выполнять  предложенные  учителем задания. К: планировать   учебное  сотрудничество с  учителем и со  сверстниками;   формировать  навыки учебного  сотрудничества в  ходе  индивидуальной и  групповой работы,   адекватно  использовать наши предки и составим родословное древо всего человечества. (на доске нарисована схема родословного дерева) Работать вы будете в группах. Каждой  группе   дается задание изучить одного предка человека по  плану и подготовить свое выступление. Для этого вам нужно: ­ Изучить материалы учебника ответить на поставленные в задании  вопросы и рассказать о своем представителе прикрепив его  изображение на родословное древо. Задания: ­ Дриопитеки – это… ­ Образ жизни… ­ Когда обитали? ­ Австралопитеки – это… ­ Образ жизни. ­ Характерные черты. ­ Важнейшее достижения. ­ Человек умелый – это… ­ Когда появились на Земле? ­ Характерные черты. ­ Важнейшее достижение. 1 группа: 2 группа: 3 группа: Учащиеся отвечают на вопросы на  основании материалов учебника и  дополнительной литературы. По окончании 5 минут работы  представители от  каждой  группы  выходят к доске и отвечают  по   плану.   (Сообщение учащегося  в течение  2 минут.) Затем прикрепляют лист на схему родословного древа. Во время   выступления  ученика    на экране появляются слайды с  представителями древних предков  человека. По мере выступления учащиеся в  тетради заполняют схему  родословного дерева. речевые средства  для  дискуссии и  аргументации своей  позиции, сравнивать разные точки  зрения,  аргументировать  свою точку зрения,  отстаивать свою  позицию, умение  строить понятное  монологическое  высказывание,  обмениваться  мнениями, активно  слушать  одноклассников и  принимать их  позицию, находить  ответы на вопросы. Подведение учащихся к пониманию отличия современного  человека от  своих  предков . Работа с рисунками (слайдами)  на доске:. ­ Давайте посмотрим на изображение обезьяны, древнего и  современного человека и сравним их: ? Видите  ли  вы  в их облике схожие черты? Какие?   ­ Действительно, во внешнем облике обезьяны, древнего и  ­ Строение тела, черепа,  конечностей и др. Способность мыслить, владеть  речью, трудиться, производить  орудия труда, осознавать самого  себя, обладать фантазией и  заниматься творчеством,  планировать свои действия и  ставить цель. Примерный ответ: Благодаря  тому, что человек живет среди  других людей, общается с ними,  перенимает опыт. ­ Он жил в волчьей стае. современного человека мы находим очень много схожего.  ­ Однажды древнегреческий философ Платон сказал: «Человек – это та же курица, только без перьев!» Нашёлся учёный, который возразил ему: «Человек без ног останется человеком, а курица без перьев   человеком   не   станет   никогда!».     Это   был   французский физик Б. Паскаль. ? Что же отличает человека от обезьяны и других животных? ? Благодаря чему развиваются у человека эти качества? Человек ­ существо не только биологическое существо, но и  социальное (общественное). И все, перечисленные качества  развиваются в обществе. Доказательство тому персонаж  Р.Киплинга ­  Маугли.  ­ Почему Маугли  был не был похож на других людей?  ­ А как вы думаете, могла ли такая история произойти в реальной  жизни? Действительно, Киплинг использовал для сюжета реальные  истории: были случаи, когда волею обстоятельств дети попадали в  стаи к животным. 5.Физкультминутка (1­2 мин) 6. Первичная  проверка и  закрепление новых  знаний. (6 мин.)     Физкультминутка Все ребята дружно встали  И на месте зашагали,  На носочках потянулись,  А теперь назад прогнулись,  Как пружинки мы присели,  Вновь за парты тихо сели.  ­ Теперь  давайте  выполним  задание  для  закрепления изученного материала. ­   Расставьте   представителей   древних   предков   человека   в хронологическом   порядке,   начиная   от   самого   первого   предка человека.  ­ Давайте подведем итоги! ­ Достигли ли мы с вами цели, которая была поставлена вначале урока? ­ Какие факторы способствовали развитию человека? 7. Домашнее  задание (2 мин.) Обязательно: изучить текст учебника параграф 27; выполнить  задание 9, 13 стр. 134. Задания для любознательных на выбор: ­ Взять интервью у учителей истории «Происхождение человека с  точки зрения данной науки». ­ Составить кроссворд по данной теме. 8.  Подведение  итогов урока,  рефлексия. (3 мин.) ­ Друзья, сегодня на уроке мы хорошо поработали,  Настало время  оценить вашу работу.   Выполняют упражнения. Дриопитеки, австралопитеки,  человек умелый, человек  прямоходящий, человек разумный  – неандерталец, кроманьонец,  современный человек. ­ Да. 1) Изменение окружающих  человека  факторов  среды  повлекло за собой изменения в его  внешности, умственном и  физическом развитии. 2) С появлением и  совершенствованием орудий труда, появлением речи,  также  происходило  развитие  человека. Записывают домашнее задание в  дневники. П: преобразовывать информации из  одного вида в  другую, выделять,  анализировать,  сравнивать факты. Р: умение  формулировать  выводы. Учащиеся оценивают свою работу  на уроке. Выбирают  соответствующие смайлики и  прикрепляют их на доску. Р: развивать навыки самооценки и  самоанализа своей  деятельности; По традиции, давайте составим синквейн по теме нашего урока.  Ключевое слово – ЧЕЛОВЕК. Оцените, пожалуйста,  урок  и собственную деятельность  с  помощью смайликов: Я узнал (а) много нового, всё усвоил(а) , мне было  интересно. Я не всё понял(а) и усвоил(а), на уроке мне было немного  трудно. Я ничего не узнал(а), на уроке мне было совсем не  интересно и скучно. Подведение итогов  урока,  оценивание работы класса и отдельных  учащихся. Сообщение оценок за урок. ­ Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную работу, до  новых встреч!                          Человек  Древний, современный  Развивается, трудится,  изменяется.  Биосоциальное существо.   Разум.                                              формировать  адекватную оценку  правильности  результатов  действия; - умение  формулировать  выводы; - понимать   необходимость бережного  отношения к  природе.

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2017