Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
11.06.2017
Цель урока: Сформировать знания об основных этапах эволюции человека в процессе развития животного мира на Земле.
Задачи урока:
Образовательные: Формировать представление об особенностях современного человека, отличиях человека от животных; знать виды людей, которые жили раньше на Земле; доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития.
Развивающие: Развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний: развивать представление о происхождении человека.
Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету через изучение исторического развития человека; самостоятельность и добросовестность, ответственность за результаты своего труда.
Как человек появился на Земле.docx
Технологическая карта урока
Учитель
Белоногова Ирина Анатольевна
Полное название
образовательного учреждения
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «РусскоАкташская средняя
общеобразовательная школа»
Предмет
Класс
Тема урока
Дата
Цель урока
Задачи урока
Биология
5 класс
Как человек появился на Земле.
Сформировать знания об основных этапах эволюции человека в процессе развития животного мира на
Земле.
Образовательные: Формировать представление об особенностях современного человека, отличиях
человека от животных; знать виды людей, которые жили раньше на Земле; доказывать, что современный
человек появился на Земле в результате длительного исторического развития.
Развивающие: Развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний: развивать
представление о происхождении человека.
Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету через изучение исторического развития человека;
самостоятельность и добросовестность, ответственность за результаты своего труда.
Тип урока
Урок изучения нового материала (формирование новых знаний).
Планируемые результаты
Предметные: научиться давать сравнительную характеристику человекообразным обезьянам, древним
людям и современному человеку; познакомиться с основными этапами эволюции человека; видеть
взаимосвязь между появлением, совершенствованием орудий труда и этапами развития человека.
Личностные: нравственноэтическая ориентация – ориентироваться на моральную норму трудолюбия и
умения в любом деле; смыслообразование – формировать и развивать желание и стремление учиться,
делать правильный выбор для себя: как надо учиться и чему.
Метапредметные:
Познавательные: уметь структурировать свои знания, применять приемы работы с информацией, выделять существенные характеристики объектов с установлением причинно следственных связей,
сравнивать изучаемые факты, делать выводы, предположения, прогнозировать.
Регулятивные: уметь ставить цели и анализировать условий достижения цели, прогнозировать результат и
оценивать уровень достижения результата; изучить учебный материал через включение в разные виды
деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
партнером, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию,
правильно излагать свои мысли.
Формы и методы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, в парах и группах.
Методы: cловесный, наглядный, проблемного обучения.
Ключевые понятия
УМК, оборудование
1. Учебник Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.
Плешаков, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2015;
2. Компьютер, презентация “”;
3. Дидактический материал к уроку.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационная структура урока
1.Организационный
этап. (12 мин.)
Приветствие. Создание благоприятного психологического настроя
учащихся на работу.
Всем доброе утро!
Приветствуют учителя.
Настраиваются на работу на уроке.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Все расселись по местам, никому не тесно,
Формируемые
УУД
Регулятивные – Р
Познавательные –
П
Коммуникативные
– К
Р: готовность к
учебному действию 2. Актуализация
опорных знаний.
(3 5 мин.)
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Я готова начать урок и, как обычно,
надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. А
вы готовы приступить к уроку?
Да !
Ребята, что мы относим к живой природе?
Живые организмы.
Назовите царства живой природы.
Где обитают живые организмы?
Как вы думаете, является ли человек частью живой природы?
Какие признаки на это указывают?
К какому царству живой природы относится человек?
С какой группой животных человек имеет большее сходство?
Какие признаки на это указывают?
Чем человек отличается от животных?
Прокариоты (бактерии), Грибы,
Растения, Животные и Вирусы.
Живые организмы обитают в
разных средах: в водной, наземно
воздушной, почвенной и даже в
других живых организмах.
Да, является.
Перечисляют свойства живых
организмов:
Обмен веществ, дыхание, питание,
выделение, движение, рост и
развитие, размножение,
раздражимость.
К царству Животные.
- С позвоночными животными,
млекопитающими. (Наличие
внутреннего скелета
позвоночника, молочных желез.)
Версии детей: Речь, мышление,
творчество…
К: учебное
сотрудничество,
умение слушать и
понимать речь
других; адекватно
использовать
речевые средства
для аргументации
своей позиции;
строить понятное
монологическое
высказывание. Формулировка
темы и целей урока.
(5 мин.)
В древнегреческом городе Дельфы, на стене храма бога солнца
Апполона были начертаны строки: «Познай самого себя!». Сколько
помнит себя человечество, столько и пытается ответить на вопрос
«Кто я?», но вопрос «Откуда я?» кажется ещё более интересным!
? Ребята, а что вы знаете о том, откуда произошёл человек?
Догадались, какова тема сегодняшнего урока?
Вопрос о происхождении человека очень непрост. Действительно,
гипотез (предположений) о происхождении человека – великое
множество! В мифах и легендах древних народов человека создают
природные силы, боги из земли, глины, воды, огня.
Существует 3 основные гипотезы происхождения человека:
1) метафизическая , 2) гипотеза панспермии (космическая) и 2)
научная.
Всегда ли люди были такими как мы сейчас?
Посмотрите, пожалуйста, на рисунки (слайды) и попробуйте
сформулировать цель нашего урока, на основе которой мы
составим план наших действий при изучении новой темы.
Действительно основная цель урока: Сформировать знания о
предках человека и об основных этапах эволюции человека в
процессе длительного исторического развития животного мира на
Земле.
Версии детей: Создание человека
Богом; развитие человека из
обезьяны; завезен из космос и др.
Происхождение человека.
Думаем, что нет.
Предполагаемая цель: Узнать об
основных этапах развития
человека.
Р: принимать
учебную задачу,
адекватно
воспринимать
информацию
учителя, ставить
цели урока в
соответствии с
учебным
материалом.
П: использовать
приемы работы с
информацией,
систематизировать
информацию,
выполнять и
принимать
проблему.
К: планировать
учебное
сотрудничество с
учителем и со
сверстниками,
адекватно
использовать
речевые средства
для дискуссии и
аргументации своей
позиции, сравнивать
разные точки
зрения,
аргументировать
свою точку зрения,
отстаивать свою
позицию, умение
строить понятное 4. Усвоение новых
знаний и
применение. (20
мин.)
Перед вами на столе лежит листочек с задачей. В течение 2 мин.
решите ее.
Задача: «Первобытный человек пригласил динозавра в свою
пещеру и попросил прийти ровно в 10 часов утра. Длина динозавра
от кончика носа до кончика хвоста – 200 метров. В каком часу
должен выйти динозавр, чтобы двигаясь со скоростью 3 км/час,
целиком прийти к пещере человека без опозданий?»
Проверка задачи, обсуждение вслух.
Как вы считаете, первобытный человек мог встретиться с
динозавром?
Вспомните, когда вымерли динозавры? (Если возникли
затруднения, обратиться к учебнику стр 53.)
Действительно, динозавры вымерли 65 млн. лет назад, а
первые люди, по мнению ученых, появились около 2 млн. лет
назад.
А когда и где появились на Земле первые люди?
Ознакомьтесь с текстом учебника на с.128, ответьте на эти
вопросы.
? Постановка проблемного вопроса:
Как вы думаете, современные обезьяны являются предками или
родственниками человека?
Ваши мнения разошлись. Давайте проверим, кто из вас прав.
Вместе подумаем над очень важным, интересным вопросом – кто
Задача не имеет решения, т.к.
динозавры вымерли раньше
появления человека на планете).
Динозавры вымерли 65 млн. лет
назад.
Работа с учебником.
2 млн. лет назад в Африке.
Дриопитек (древесная обезьяна)
Высказывают разные мнения.
монологическое
высказывание,
обмениваться
мнениями, активно
слушать
одноклассников и
принимать их
позицию, отвечать
на вопросы.
Р: умение
выполнять задания в
соответствии с
поставленной
целью.
П: использовать
приемы работы с
информацией,
систематизировать
информацию,
выполнять
предложенные
учителем задания.
К: планировать
учебное
сотрудничество с
учителем и со
сверстниками;
формировать
навыки учебного
сотрудничества в
ходе
индивидуальной и
групповой работы,
адекватно
использовать наши предки и составим родословное древо всего человечества. (на
доске нарисована схема родословного дерева)
Работать вы будете в группах. Каждой группе
дается задание изучить одного предка человека по
плану и подготовить свое выступление.
Для этого вам нужно:
Изучить материалы учебника ответить на поставленные в задании
вопросы и рассказать о своем представителе прикрепив его
изображение на родословное древо.
Задания:
Дриопитеки – это…
Образ жизни…
Когда обитали?
Австралопитеки – это…
Образ жизни.
Характерные черты.
Важнейшее достижения.
Человек умелый – это…
Когда появились на Земле?
Характерные черты.
Важнейшее достижение.
1 группа:
2 группа:
3 группа:
Учащиеся отвечают на вопросы на
основании материалов учебника и
дополнительной литературы.
По окончании 5 минут работы
представители от каждой группы
выходят к доске и отвечают по
плану.
(Сообщение учащегося в течение
2 минут.) Затем прикрепляют лист
на схему родословного древа.
Во время выступления ученика
на экране появляются слайды с
представителями древних предков
человека.
По мере выступления учащиеся в
тетради заполняют схему
родословного дерева.
речевые средства
для дискуссии и
аргументации своей
позиции, сравнивать
разные точки
зрения,
аргументировать
свою точку зрения,
отстаивать свою
позицию, умение
строить понятное
монологическое
высказывание,
обмениваться
мнениями, активно
слушать
одноклассников и
принимать их
позицию, находить
ответы на вопросы.
Подведение учащихся к пониманию отличия современного
человека от своих предков .
Работа с рисунками (слайдами) на доске:.
Давайте посмотрим на изображение обезьяны, древнего и
современного человека и сравним их:
? Видите ли вы в их облике схожие черты? Какие?
Действительно, во внешнем облике обезьяны, древнего и
Строение тела, черепа,
конечностей и др. Способность мыслить, владеть
речью, трудиться, производить
орудия труда, осознавать самого
себя, обладать фантазией и
заниматься творчеством,
планировать свои действия и
ставить цель.
Примерный ответ: Благодаря
тому, что человек живет среди
других людей, общается с ними,
перенимает опыт.
Он жил в волчьей стае.
современного человека мы находим очень много схожего.
Однажды древнегреческий философ Платон сказал: «Человек –
это та же курица, только без перьев!» Нашёлся учёный, который
возразил ему: «Человек без ног останется человеком, а курица без
перьев человеком не станет никогда!». Это был французский
физик Б. Паскаль.
? Что же отличает человека от обезьяны и других животных?
? Благодаря чему развиваются у человека эти качества?
Человек существо не только биологическое существо, но и
социальное (общественное). И все, перечисленные качества
развиваются в обществе. Доказательство тому персонаж
Р.Киплинга Маугли.
Почему Маугли был не был похож на других людей?
А как вы думаете, могла ли такая история произойти в реальной
жизни?
Действительно, Киплинг использовал для сюжета реальные
истории: были случаи, когда волею обстоятельств дети попадали в
стаи к животным. 5.Физкультминутка
(12 мин)
6. Первичная
проверка и
закрепление новых
знаний. (6 мин.)
Физкультминутка
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали,
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись,
Как пружинки мы присели,
Вновь за парты тихо сели.
Теперь давайте выполним задание для закрепления изученного
материала.
Расставьте представителей древних предков человека в
хронологическом порядке, начиная от самого первого предка
человека.
Давайте подведем итоги!
Достигли ли мы с вами цели, которая была поставлена вначале
урока?
Какие факторы способствовали развитию человека?
7. Домашнее
задание (2 мин.)
Обязательно: изучить текст учебника параграф 27; выполнить
задание 9, 13 стр. 134.
Задания для любознательных на выбор:
Взять интервью у учителей истории «Происхождение человека с
точки зрения данной науки».
Составить кроссворд по данной теме.
8. Подведение
итогов урока,
рефлексия. (3 мин.)
Друзья, сегодня на уроке мы хорошо поработали, Настало время
оценить вашу работу.
Выполняют упражнения.
Дриопитеки, австралопитеки,
человек умелый, человек
прямоходящий, человек разумный
– неандерталец, кроманьонец,
современный человек.
Да.
1) Изменение окружающих
человека факторов среды
повлекло за собой изменения в его
внешности, умственном и
физическом развитии.
2) С появлением и
совершенствованием орудий труда,
появлением речи, также
происходило развитие человека.
Записывают домашнее задание в
дневники.
П: преобразовывать
информации из
одного вида в
другую, выделять,
анализировать,
сравнивать факты.
Р: умение
формулировать
выводы.
Учащиеся оценивают свою работу
на уроке. Выбирают
соответствующие смайлики и
прикрепляют их на доску.
Р: развивать навыки
самооценки и
самоанализа своей
деятельности; По традиции, давайте составим синквейн по теме нашего урока.
Ключевое слово – ЧЕЛОВЕК.
Оцените, пожалуйста, урок и собственную деятельность с
помощью смайликов:
Я узнал (а) много нового, всё усвоил(а) , мне было
интересно.
Я не всё понял(а) и усвоил(а), на уроке мне было немного
трудно.
Я ничего не узнал(а), на уроке мне было совсем не
интересно и скучно.
Подведение итогов урока, оценивание работы класса и отдельных
учащихся. Сообщение оценок за урок.
Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную работу, до
новых встреч!
Человек
Древний, современный
Развивается, трудится,
изменяется.
Биосоциальное существо.
Разум.
формировать
адекватную оценку
правильности
результатов
действия;
- умение
формулировать
выводы;
- понимать
необходимость
бережного
отношения к
природе.
Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".
Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".
Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".
Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".
Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".
Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".
Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".
Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".
Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Как человек появился на Земле".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.