Технологическая карта урока биологии в 5 классе на тему "Сохраним богатства живого мира"
Оценка 5

Технологическая карта урока биологии в 5 классе на тему "Сохраним богатства живого мира"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
биология
5 кл
12.02.2017
Технологическая карта урока биологии в 5 классе  на тему "Сохраним богатства живого мира"
Презентация к уроку "Сохраним богатства живого мира"
Сохраним богатства живого мира.doc

Технологическая карта урока   на основе системно-деятельностного  метода обучения «Сохраним богатства живого мира»

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления

Дидактическая цель урока: (для учителя):

Формировать у учащихся элементы экологического мышления и здорового образа жизни;

Воспитывать у учащихся любовь, бережное отношение к живой природе, научить их гармонично сочетать интересы человека с законами природы;

Показать необходимость создания Красной книги, заповедников, заказников.

Задачи урока:

Образовательная: познакомиться с понятиями «заповедник», «заказник», «национальный парк»; повторить понятия «Красная книга»,  «природные богатства»;

Развивающая: развивать речь учащихся, пополнять словарный запас, развивать произвольное внимание и память, навыки контроля и самоконтроля, обогащать кругозор учащихся. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных. Называть примеры животных, нуждающихся в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников.
Воспитательная: прививать любовь к Родине и к родной природе; воспитывать бережное отношение к богатствам природы, потребность общаться с природой, прививать интерес к предмету.

Планируемый результат (для учащихся):

Предметные результаты: познакомить учащихся с богатствами природы, учить понимать взаимосвязь в природе, обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы, объяснять роль растений и животных в жизни человека, соблюдать правила поведения в природе, вести здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты: работать в соответствии с поставленной задачей, участвовать в совместной деятельности, работать с текстом и его компонентами.

Универсальные  учебные  действия:

Познавательные УУД: формирование умений объяснять как люди помогают жить животным и растениям, называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека, научить анализировать текст и основам рефлексивного чтения, научить ставить проблему.                                                                                                                                                                        Регулятивные УУД: управление своей деятельностью, планирование целей, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                                                                                                                                                       Личностные УУД: самоопределение, целеполагание, осознание ценности  здорового и безопасного  образа жизни, формирование основ экологической культуры, формирование ответственного отношения к обучению, формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.

Оборудование:  учебник  и рабочая тетрадь «Биология. 5 класс» под редакцией Н.И. Пономаревой (концентрическая линия), компьютер, интерактивная доска, презентация «Сохраним богатства живого мира»,  цветные карандаши, «Красная книга» .  

                 Эпиграф к уроку:

«Пора бы человечеству понять,

                                                                           Богатства у Природы отбирая,

                                                                           Что Землю надо тоже охранять:

                                                                           Она, как мы, такая же – живая!»

                                

                                               Описание хода урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Обеспечивает нормальную обстановку для работы на уроке. Психологически готовит учащихся к общению.

Здравствуйте, ребята.

«Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в
окно.
На урок торопит нас,
Биология сейчас»

 

Проверяют наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке.

Приветствуют учителя и учащихся

Ребята, поворачиваясь к соседу по парте, приветствуют друг друга улыбкой и желают хорошей работы на уроке.

Личностные УУД:

-самоопределение;

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, оценивание настроя на работу.

2.

Актуализация

Фронтальный опрос:

  1. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
  2. Каким образом человек воздействует на природу?
  3. По каким причинам животные и растения становятся редкими?

 

 

Ответы учащихся

 

Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации на основе изученного материала

Регулятивные УУД:

- самоконтроль и самооценка полученных результатов.

3.

Формирование  темы урока, постановка цели

Вступительное слово учителя  (презентация)

На земле исчезают цветы,                                                       С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.

Откровение цветов луговых                                              Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтало мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой!»
Нам казалось всё мало, всё мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.

 И не видели, как из-под ног
 Молчаливо, дыша еле-еле,                                      Обречённо глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели…

О каких биологических проблемах идёт речь в этом стихотворении?

О чем пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Слушают стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

Формулируют тему и цели урока

Познавательные УУД:

- умение анализировать и делать выводы

- умение выделить главное

- построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез;

- умение формулировать и высказывать мысли.

4.

Первичное усвоение материала

Задание в рабочей тетради (стр.75, задание 1):

Прочитайте текст учебника на стр.117 и ответьте на вопрос:

-В чем заключается ценность разнообразия живого мира на Земле?

- Что значит «правильный отдых»?

Работают с текстом учебника на стр.117, отвечают на вопрос

Познавательные УУД:
Смысловое чтение, извлечение из текста необходимой информации,

установление причинно-следственных связей

5.

Осознание и осмысление учебной информации

Творческая работа  в парах.

А сейчас придумайте и нарисуйте знаки: правила охраны природы

 

 

 

 

 

Рассказ учителя:  История Красной книги

        О том, что такое Красная книга, знают сегодня все- это перечень видов животных, растений, грибов, лишайников, которым грозит исчезновение  с лица Земли.

   Международные усилия по сохранению живой природы продолжается всего сто лет. Потеря любого вида – глубокая трещина в биологическом

разнообразии Земли.  Человечество давно осознало эту опасность, и создание первой международной Красной  книги стало первым шагом в борьбе за сохранение живой природы.

      В 1902 году в Париже была подписана Международная конвенция по охране птиц, которую можно считать первым шагом на пути создания

Красной книги. В 1948 году была создана международная организация- Союз

охраны природы при ЮНЕСКО,  комиссия которого основной своей целью поставила создание мирового списка животных, которым грозит исчезновение. Но понадобилось целых 14 лет, чтобы в 1963 году появилась первая Красная книга, издание которой представляло сводку о 211 таксонах млекопитающих и 312 таксонов птиц.

     В 1966 году вышло второе издание международной Красной книги, которое было уже гораздо более объемным, и включало сведения не только о животных, но и растениях. Красный переплет книги  неслучаен, он как бы предупреждает об опасности.

     Красная книга нашей страны увидела свет лишь в 1983 году. В Красную Книгу СССР было внесено

         62 вида  млекопитающих,

          63 вида птиц,

          8 видов земноводных,

          21 вид пресмыкающихся,

          444 вида растений.

Для каждого вида были даны рисунок и карта распространения.

Красная книга РСФСР издана 1988г. В результате тщательной проработки выявилось, что в настоящее время:

          на грани  угрозы исчезновения - 31 вид;

          восстановившиеся - 3 вида
(европейский сурок - барсук, белый гусь, белощекая казарка);

          вымершие  - 1 вид
(тюлень-монах).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомит с Красной книгой Кировской области

Первое издание Красной книги Кировской области выпущено в 2001 году. Красная книга Кировской области является официальным изданием, предназначенным как для специалистов, так и для широкого круга читателей.

В издании представлен список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов Кировской области. В начале список включал 247 видов: 110 видов животных и 117 видов растений и 20 видов грибов. За десять лет после первого издания Красная книга Кировской области расширилась. Теперь в ней 264 вида: 124 — представители животного мира, 122 — представители растительного мира и 18 видов грибов. Из числа редких убрали 39 видов, 56 видов добавили, а у 47 видов изменили категорию.[3]

Для каждого вида приведены иллюстрации, карта распространения, определены статус и категория редкости, даны краткое описание, сведения о численности и необходимых мерах охраны.

Работа в парах.

Рисуют свой знак

Формулируют экологические правила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инсценировка  (подготовленный уч-ся)

Красная книга:

Для удобства страницы у меня цветные. Давайте я Вас с ними познакомлю (презентация)

Черная страница  рассказывает о видах, которые исчезли с лица Земли.

Красная страница:

На красной странице у  меня помещены сведения о видах, находящиеся под угрозой исчезновения

Желтая страница:

Желтая страница дает сведения о сокращающихся видах. Их численность еще велика, но продолжает сокращаться. И это внушает опасение за их судьбу.

Серая страница:

На серых страницах представлены малоизученные виды, редко встречающиеся в природе.

Белая страница:

Здесь размещается информация о редких видах -либо потому что их было мало, либо они живут на ограниченных территориях.

Зеленая страница: 

Она рассказывает об организмах, которые были редкими, но теперь численность их восстановлена усилиями человека, они находятся вне опасности. Но таких страниц у меня совсем мало.

Коммуникативные УУД:

-Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

-Учет разных мнений,

-Достижение договорен-ностей и согласование общего решения

-Осознание ответственности за общее дело

 

Познавательные УУД:
-извлечение из текста необходимой информации,

- подведение под понятие,

-определение основной и второстепенной информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:
-Подведение под понятие,

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

Опережающее задание-«Охраняемые и особо охраняемые территории»-найти в словарях понятия:

   Заказник — охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не весь природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты.

-Национальный парк- это территория, куда допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность.

заповедник-охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заказников) под охраной находится весь природный комплекс.

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

Выступления учащихся: ( презен-тация)
-Баргузинский заповедник

-Астраханский заповедник

-заповедник Нургуш

Познавательные УУД:

- Анализ, обобщение,

подведение под понятие,

-смысловое чтение

 

 

 

 

Познавательные УУД:
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания,

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

 

 

Работа с текстом учебника: с.116-«Тигриный форум»

Читают текст

Познавательные УУД:
-Определение основной и второстепенной информации

6.

Первичное закрепление учебного материала

 

Работа в группах, обращает внимание на выставку скворечников и кормушек и газет «Берегите природу»

1 группа: «Рыбья кость»-что я могу сделать для защиты природы?

2 группа: Составление пословиц

Коммуникативные УУД:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации,

-учет разных мнений,

-осознание отвественности за общее дело,

-установление причинно-следственных связей,

Регулятивные УУД:

-Контроль,

-коррекция

7.

Информация о домашнем задании

Задаёт домашнее задание

  1. § 27, пересказ,
  2. Презентация о растениях Красной книги Кировской области
  3. Подобрать стихи, загадки о растениях, нуждающихся в охране

Записывают домашнее задание в дневник

 

Познавательные УУД:

-Использование знаково-символических средств,

Регулятивные УУД

-волевая саморегуляция

8.

Рефлексия

  Подведение итогов урока

- Подведем итог нашей работы.
1. Расскажите по схеме о том, что вам дал сегодняшний урок биологии?

http://festival.1september.ru/articles/647338/img15.jpg

2. Оценки за урок

Работают со схемой

Регулятивные УУД:

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

-самооценка на основе критерия успешности,

Личностные УУД:
-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

 

 

Ребята вы должны помнить

(песня «Прости Земля»-презентация):

Природу не уродуй, природу не обидь.

Родился человеком, так надо им быть.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

  Вот в лесу растёт фиалка -
   Разве рвать её не жалко?!
    Голубеют, как из сказки,
  Незабудок нежных глазки.
 Носят юбочки цветные
Колокольчики лесные.

Даже старый мох седой
 Вырос с рыжей бородой!
  Все цветы для всех растут,
   Их не рвите! Пусть живут!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность современного человека

 

Современ-ный человек

 

 

 

Что я могу сделать для защиты природы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Был бы лес,                                                 соловьи прилетят

Не беречь поросли,                                    не видать и дерева

Кто не сажал дерева,                         тому не лежать в тени

В недрах нашей страны можно найти много полезных ископаемых,

         а на поверхности - много вредных.

   

 Велика Россия,                                           а ступить некуда.

Кто с дерева кору снимает,                             тот его убивает.

И у березки слезки текут,                  когда с нее корку дерут.

Умей охотиться,                         умей и о дичи заботиться.

Не мудрено срубить,                              мудрено вырастить.


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока на основе системно-деятельностного метода обучения «Сохраним богатства живого мира»

Технологическая карта урока на основе системно-деятельностного метода обучения «Сохраним богатства живого мира»

Описание хода урока №

Описание хода урока №

И не видели, как из-под ног

И не видели, как из-под ног

Красной книги. В 1948 году была создана международная организация-

Красной книги. В 1948 году была создана международная организация-

Знакомит с Красной книгой Кировской области

Знакомит с Красной книгой Кировской области

Кировской области. В начале список включал 247 видов: 110 видов животных и 117 видов растений и 20 видов грибов

Кировской области. В начале список включал 247 видов: 110 видов животных и 117 видов растений и 20 видов грибов

Тигриный форум» Читают текст Познавательные

Тигриный форум» Читают текст Познавательные

Ребята вы должны помнить (песня «Прости

Ребята вы должны помнить (песня «Прости

Деятельность современного человека

Деятельность современного человека

Был бы лес, соловьи прилетят

Был бы лес, соловьи прилетят

Велика Россия, а ступить некуда

Велика Россия, а ступить некуда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017