Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Лишайники"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
биология
5 кл
02.01.2019
Технологическая карта урока биологии в 5 классе составлена с учетом требований федерального образовательного стандарта нового поколения. В карте подробно расписаны планируемые результаты на каждом этапе урока. Один из этапов урока предусматривает практическую работу с гербариями лишайников. Предлагаются интересные задания для проверки уровня знаний учащихся в конце урока.
Технологическая карта урока лишайники.doc
Составитель учитель биологии ГСУВУ «Кемеровская специальная общеобразовательная школа»
Технологическая карта.
Урок биологии. Лишайники. 5 класс.
Вербовая Жанна Александровна
Лишайники
Открытие нового знания
Предмет
Класс
биология
5 класс
Тема урока
Тип урока
Оборудование:
таблица «Лишайники»;
учебный фильм из единой коллекции ЦОР;
презентация «Лишайники»;
набор гербарных экземпляров лишайников;
тестовые задания.
Цели урока:
Образовательные
Знакомство с особенностями строения жизнедеятельности, распространенности и экологической роли лишайников.
1.
2. Предоставление воспитанникам возможности получения информации по теме «Лишайники» из различных источников.
3. Обеспечение практической направленности учебного процесса.
Развивающие
1. Формирование умения сравнивать, объяснять отличительные признаки лишайников, применять знания в новой ситуации.
2. Расширение кругозора воспитанников о многообразии органического мира.
Воспитательные
1. Знакомство с разнообразием жизненных форм лишайников и их эстетическое значение;
2. Воспитание бережного отношения к лишайникам, как биоиндикаторам экологической обстановки в данной местности.
Предметные: воспитанники имеют представление о лишайниках как симбиотических организмах.
Планируемые результаты обучения
1 Метапредметные: развивается умение проводить наблюдения и на их основе делать выводы, выявлять причинноследственные связи.
Личностные: формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность воспитанников
Планируемые результаты в
соответствии с ФГОС
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего
Сообщение по теме
задания
1.
«Водоросли – низшие
растения».
2.
знаний по теме «Водоросли»
Тестовый контроль
3. Актуализация знаний.
Постановка проблемного
вопроса.
Определение темы и целей
На уроке используется
презентация для изучения нового
материала по теме
«Лишайники».
1. Учитель осуществляет опрос
учащихся по плану «Водоросли –
низшие растения».
Учитель совместно с
воспитанниками оценивает.
2. Проводит тестовый контроль
по теме «Водоросли»
(Контрольно измерительные
материалы. Биология.
5класс/Сост. Н.А. Богданов. –
М.: Вако. 2014. стр.2831) и
проверяет выставление оценок
воспитанниками.
Учитель просит рассмотреть
натуральный экземпляр
лишайника (на столах гербарии),
слайд 1 и задаёт вопрос классу:
«К какому царству живых
Готовятся отвечать по теме
«Водоросли» (сообщение по теме)
и выполнять тест.
Личностные
Понимание важности знаний
1.Выступают с сообщением
«Водоросли – низшие растения».
Остальные слушают, дополняют
ответ и оценивают.
2.Работа воспитанников с тестом.
Проводят самооценку
выполненного теста, сравнивая с
верными ответами,
данными учителем.
Регулятивные УУД
В диалоге с учителем у
воспитанников совершенствуются
критерии оценки ответа и
развиваются навыки
самостоятельного оценивания
выполненной работы
Воспитанники рассматривают
натуральный лишайник и слайд 1
отвечают на вопросы учителя.
Выдвигают свои предположения.
Познавательные УУД
Умение классифицировать
определить принадлежность
биологических объектов к
определенной систематической
2 урока, составление плана
группе
Регулятивные УУД
Формируется умение
формулировать тему урока, ставить
цели, планировать работу
организмов можно отнести
данный объект? Как
называется этот организм?»
Выслушивает ответы. Если
правильный ответ не дан, сам
даёт ответ. Это лишайник.
Что будем изучать на уроке?
Слайд2
Проблемный вопрос
Русский физиолог растений К.А.
Тимирязев назвал лишайник
сфинксом. Кто знает, что такое
сфинкс? (вопрос из истории)
Еще лишайники называют
пионерами. Почему? Что нужно
сделать нам на уроке, чтобы
ответить на этот вопрос?
Слайд3
Формулируют тему урока,
цели урока и составляют план.
План изучения лишайников:
А) Строение и
жизнедеятельность лишайников
Б) Многообразие и
распространение лишайников
В) Значение в природе
жизни человека
Ищут в словаре значение слова
«сфинкс»
Сфинксы в древнегреческой
мифологии – мифическое
существо с головой женщины,
лапами и телом льва и крыльями
орла.
3 4. Изучение нового
А) Строение и
жизнедеятельность
лишайников
Показ учебного фильма
(коллекция ЦОР) «Строение
лишайников»
Ответьте на вопрос «Какая
особенность строения лишайника
отличает его от других
организмов? Из каких частей
состоит лишайник?»
После просмотра фильма
объясняют, что лишайник состоит
из двух организмов: водоросли и
гриба.
Предметные результаты
Объясняют строение лишайника,
определяют
понятия: слоевище; симбиоз.
строение, питание, размножение.
Личностные
формируются познавательные
интересы и мотивация на изучение
живой природы.
Учитель сообщает, что в
качестве дополнительного
задания воспитанник заложил
опыт: в 1 стакан поместил
увлажнённый лишайник, во 2
стакан лишайник, измельчённый
на кусочки.
Воспитанники наблюдают
результат опыта и объясняют
результаты: в 1 стакане много
бесцветных нитей это гифы
гриба;
во 2 стакане стенки стали
зелёными потому, что увеличилось
число одноклеточных отраслей
Предметные результаты
проводят биологические опыты и
объясняют их результаты.
4 Питание лишайника
Симбиоз – взаимополезные
отношения
Размножение лишайников
Слайды 45
Дает задание рассмотреть рис 67
учебника и зарисовать схему
строения слоевища.
Объясняет, что водоросль
осуществляет фотосинтез,
снабжая себя и гриб
органическими веществами. На
нитях гриба образуются
присоски, которые проникают
внутрь клетки водоросли. Нити
гриба осуществляют
прикрепление слоевища к
субстрату и обеспечивают
водоросль водой и
растворёнными в ней
минеральными веществами.
Следовательно, между клетками
водорослей и грибами
существуют взаимовыгодные
отношения.
Слайды 6 7
Объяснение учителя.
Лишайник размножается:
1.Частями слоевища, которые
отламываются под воздействием
ветра и других факторов среды.
2. Специальными образованиями:
Рассматривают рис 67 учебника
стр105, и зарисовывают в тетради
схему строения слоевища
лишайника.
Слушают учителя.
Составляют схему питания,
сверяя со схемой на слайде.
Делают вывод о том, что лишайник
симбиотический организм,
состоящий из гриба и водоросли.
Предметные и метапредметные
результаты
Понимают смысл биологических
терминов слоевище, симбиоз,
питание.
выводы и
Умеют делать
сворачивать
умозаключения,
информацию в схему.
Регулятивные УУД
Умеют слушать учителя и отвечать
на вопросы.
Слушают объяснение, отвечают
на вопросы:
1. Как размножаются
лишайники?
2. Как быстро растут
лишайники?
3. Сколько лет живут?
Предметные и метапредметные
результаты
Выделение существенных признаков
в размножении лишайников.
.
Регулятивные УУД
Умение слушать учителя и отвечать
5 Разрешение проблемного
вопроса
Они состоят из одной или
нескольких клеток водоросли,
окружённых гифами гриба,
которые выходят наружу в
результате разрыва коркового
слоя
Так почему великий русский
учёный К.А. Тимирязев назвал
лишайники – сфинксами?
2. В чём заключается двойная
природа лишайника?
1. Как и в сфинксе, в лишайнике
объединены два организма:
водоросль и гриб.
2. Водоросль и гриб существуют
вместе, находятся в симбиозе, то
есть не могут существовать друг
без друга.
Б) Многообразие лишайников
Заполняют схему, используя
текст учебника стр103.
Выполняют практическую работу
с гербарными образцами.
Слайды 811. Составьте
классификацию лишайников в
тетради, используя текст
учебника стр103,слайд.
Рассмотрите коллекцию
лишайников.
Выделите существенные
признаки, определите к какой
группе лишайников относятся
гербарные образцы.
на вопросы.
Метапредметные результаты
Выделяют существенных признаков
объектов, выявляют причинно
следственные связи.
Умеют делать выводы и
умозаключения.
Умеют находить ответ в другой
области знания – истории.
Умеют соотносить свои действия с
планируемыми результатами.
Регулятивные УУД
Работая по плану, сверяют свои
действия с целью.
Познавательные УУД
Умеют работать с разными
источниками информации, выбирать
содержание по заданным
критериям.
Предметные результаты
Выделяют существенные признаки
лишайников на основе образцов.
Определяют понятия кустистые,
листоватые, накипные лишайники.
6 В) Значение лишайников
Используя схему слайда и
рассказ учителя, приводят
примеры значения лишайников.
Читают библейскую легенду о
«манне небесной» и отвечают на
вопрос «Чем была эта «манна
небесная» в самом деле?»
Слайд12
Даёт определение науки о
лишайниках – лихенологии.
Слайды1314
Значение лишайников в природе и
жизни человека.
В 1772 году русский учёный
П.С. Паллас доказал, что есть
съедобный лишайник, который
разносится ветром над
огромными просторами Африки
и Малой Азии.
Слайды1516
Влияние хозяйственной
деятельности на экологию
4. Закрепление
1. Слайд 17. Найдите
ошибку.
Находят ошибку и объясняют.
Составляют схематические модели
с выделением существенных
характеристик лишайников.
Познавательные УУД
Осуществляют классификацию,
выбирая основания и критерии.
Преобразовывают информацию из
одного вида в другой.
Личностные результаты
Формируется экологическое
мышление: умение оценивать свою
деятельность и поступки других
людей с точки зрения сохранения
окружающей среды – гаранта жизни
и благополучия людей на Земле.
Ценностное отношение к умению
узнавать лишайники как
биоиндикаторы окружающей среды,
осознание значимости данного
умения для формирования
экологического мировоззрения.
Познавательные УУД
Умение анализировать различные
источники информации, отвечать на
вопрос.
Предметные
Освоение основных понятий:
симбиоз, слоевище, типы
лишайников. Моделирование
7 2. Предлагает задание, где
нужно вставить
пропущенные слова.
Задание. Выбрать правильные
утверждения по изученной теме и
записать ответы в тетрадь.
Поставьте себе оценку за
Выполняют задание на рабочем
листе, вставляя в текст,
пропущенные слова
1. Лишайники образованы
_______ и _______.
2.______обеспечивают подачу
воды и минеральных веществ.
3.
вещества.
3.Лишайники – это_____
организмы.
5. Лишайники бывают _________,
___создаёт органические
________,
____________.
Выполняют задание 2
1.Лишайник имеет стебель с
листьями.
2. Лишайники это особая
группа организмов, состоящая
из грибницы и одноклеточных
водорослей, находящихся в
симбиозе.
3. В лишайнике гриб снабжает
водоросль водой и
минеральными солями.
4. Водоросли лишайника
вырабатывают органические
вещества в процессе
фотосинтеза.
5. Лишайники растут очень
понятия, умение выбрать
правильное утверждение.
Познавательные УУД
Формулирование ответов, поиск
существенной информации.
Личностные УУД
Проявление интереса к изучаемой
теме и результатам её освоения.
8 выполненную работу:
если все задания выполнены
верно – «5»;
если 1 ошибка – «4»;
если 23 ошибки – «3»;
если 4 и более ошибок –
необходимо еще раз изучить
материал.
Прошу вас проверить свои
работы и поставить оценку.
1) – 2) + 3) + 4) + 5)
6) + 7) + 8)
Слайд 18
Дать общую характеристику
лишайникам.
Ребята, попрошу вас закончить
следующие предложения:
Я узнал …
Я научился …
Мне понравилось
Я бы хотел …
Объясняет выполнение
домашнего задания.
Параграф 19, вопросы стр105.
быстро.
6. Лишайники – первичные
разрушители горных пород, в
результате чего формируется
почва для поселения других
растений.
7. Лишайники индикаторами
чистоты воздуха и произрастают
там, особенно там, где чистый
воздух.
8. Лишайники – это растения.
Объявление воспитанниками
своих результатов
Характеризуют лишайник, называя
его особенности и делают вывод о
том, что лишайники особая группа
живых организмов, состоящая из
двух, находящихся организмов в
симбиозе.
Метапредметные
Владеют основами самопроверки и
самоконтроля.
Владеют навыками рефлексии.
Записывают в дневник домашнее
задание.
9
5. Рефлексия
6. Домашнее задание На школьном дворе попробуйте
найти лишайники. Если их нет, то
объясните, почему их здесь нет?
Литература
1. Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы,
растения. 5 класс/ В.В. Пасечник. – 2е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2014.
2. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника / Автсост Н.И. Галушкова. – Волгоград:
Учитель. 2005.271с.
3. Контрольно измерительные материалы. Биология. 5класс/ Сост. Н.А. Богданов. – М: Вако. 2014. стр 2831.
4. Пасечник В.В.Биология. Бактерии, грибы растения. 5 кл. : учебник / В. В.Пасечник. 3 – е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2014.
https://www.google.ru/search?q=виды+лишайников+фото
http://ru.wikipedia.org/wiki/Лишайники
http://festival.1september.ru/articles/621637/
Интернет ресурсы
1.
2.
3.
4. dee503802cd1c57b369ceb808afe2e52
5. http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c858b145a98b232178e8ada386/79218/?interface=pupil&class=48&subject=29
6. http://www.youtube.com/watch?v=cBUH_FJ6SZE
10
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Лишайники"
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Лишайники"
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Лишайники"
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Лишайники"
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Лишайники"
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Лишайники"
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Лишайники"
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Лишайники"
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Лишайники"
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Лишайники"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.