Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
13.02.2019
Технологическая карта урока открытия нового знания разработана на основе УМК "Линия жизни" под редакцией профессора В.В. Пасечника. На каждом этапе урока представлена деятельность учителя и обучающихся. План урока предусматривает на этапе усвоения первичных знаний работу по группам. В приложении имеется весь необходимый материал для проведения урока: загадки, задания для групп,вопросы для самопроверки, тексты приглашения к отчету для каждой из четырех групп. Имеющиеся картинки с симптомами авитаминозов можно использовать для создания к уроку флипчартов.
Технолог. карта по теме Витамины 8 кл.Газизова Е.В..docx
ЗАДАНИЕ 2
Технологическая карта урока биологии в 8 классе
ФИО учителя: Газизова Елена Владимировна
Класс: 8
Предмет: биология
Автор УМК: УМК «Линия жизни» (59 классы) для общеобразовательных учреждений составлена под редакцией
профессора В.В.Пасечника.
Тема урока: Витамины и их роль в организме человека
Дата:
Тип урока: урок открытия нового знания
Вид урока: беседа
Используемые технологии: развивающего обучения, информационнокоммуникативная, проблемного обучения.
Цели урока:
1) образовательная – сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки;
ознакомить с классификацией витаминов, их биологической ролью в организме человека, влиянием на обменные
процессы; ознакомить с понятиями «авитаминоз», «гиповитаминоз» и их последствиями; изучить способы профилактики
авитаминозов, сохранения витаминов в продуктах питания; 2) развивающая формировать умение выделять главное, сравнивать, делать выводы; развивать интерес к изучению
биологии, умение видеть проблему, находить пути ее решения, работать с разными источниками информации;
совершенствовать навыки сотрудничества при работе в группе;
3) воспитательная – воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, конверты с заданиями для работы в группах, таблицы
«Суточные нормы витаминов», «Витамины в продуктах питания», аскорбиновая кислота в таблетках, поливитамины,
подготовленные флипчарты по теме «Витамины».
Ход урока
1. Мотивация к
учебной
деятельности
(3 мин)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приветствует учащихся.
Проводит фронтальный опрос для разминки и включения в
работу.
Наше здоровье во многом зависит от того, чем мы
питаемся.
Назовите, какие вещества должны входить в состав пищи?
(см. п.24)
Какое вещество составляет около 2/3 человеческого
организма и является главным компонентом каждой
клетки?
Какие органические вещества являются основным
источником энергии в организме?
Какие вещества необходимы человеку для
Проверяют состояние рабочего мест,
наличие школьных принадлежностей.
Отвечают на вопросы с целью
повторения и коррекции знаний.
белки, жиры, углеводы, вода,
минеральные соли и витамины
вода
углеводы осуществления нормального обмена веществ и других
процессов жизнедеятельности, но в очень малых
количествах?
витамины?
Внимательно слушают, отвечают на
вопросы, отгадывают загадку о
витаминах.
2. Актуализация
и фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном действии
(2 мин)
Рассказ учителя об истории открытия витаминов.
Российский ученый Николай Иванович Лунин скармливал
подопытным мышам по отдельности все известные
элементы, из которых состоит коровье молоко: сахар,
белки, жиры, углеводы, соли. Мыши погибли. В сентябре
1880 года при защите своей докторской диссертации
Лунин утверждал, что для сохранения жизни животного,
помимо белков, жиров, углеводов, солей и воды,
необходимы ещё и другие, дополнительные вещества.
Придавая им большое значение, Н. И. Лунин писал:
«Обнаружить эти вещества и изучить их значение в
питании было бы исследованием, представляющим
большой интерес».
О каких веществах говорил Н.И. Лунин?
Предлагает отгадать загадку:
Ешь полезные продукты:
Мясо, овощи и фрукты.
Жизненно необходимы
Человеку … (витамины). 3. Выявление
места и причины
затруднений
(3 мин)
Что вы знаете о витаминах?
Чем авитаминоз отличается от гиповитаминоза?
Как подругому называется витамин С?
Какая болезнь развивается у ребёнка при недостатке
витамина D?А?
На какие 2 группы классифицируют витамины?
Как правильно есть морковь, чтобы обогатить организм
витамином? Каким витамином?
В холодную воду или в кипяток надо закладывать
картофель для варки? Почему? Могут ли витамины сами
образовываться в организме?
4. Построение
проекта выхода
из затруднения
(2 мин)
Предлагает сформулировать тему и цель урока,
определить задачи для изучения новой темы, используя
текст параграфа, ввести пункт о правилах сохранности
витаминов при приготовлении пищи.
Предлагает записать тему урока и подумать об
эффективности изучения темы, работая по группам.
Формулируют и аргументируют своё
мнение, позицию в диалоге с учителем;
Работают с текстом п. 31,
иллюстрациями к параграфу, выявляют
недостаточность знаний для
правильных ответов на вопросы
учителя.
Тема: Витамины и их роль в организме
человека
Предлагают план изучения нового
материала:
1. Что такое витамины?
2. Понятие о гиповитаминозе,
авитаминозе и гипервитаминозе
3. Значение витаминов, их
содержание в продуктах.
4. + Правила сохранности
витаминов.
Записывают тему урока.
5. Первичное
Учитель организует и направляет работу учащихся по
Распределяются по группам, выбирают усвоение новых
знаний
(15 мин)
группам.(4 группы по 5 человек)
Командиры групп, подойдите и возьмите по одной
загадке для своей группы. Вам необходимо сообща
определить название витамина, о котором идет речь, и
тогда вы получите конверт по своему витамину с
заданиями.
Определяет регламент для выполнения и оформления
работы по инструктивным карточкам для групп.
Напоминает , что оценка каждого будет зависеть от его
вклада в работу, старательности и правильности
выполнения заданий.
Предлагает обратить внимание на правила сохранности
витаминов в продуктах питания.
Оценивает представленное сообщение.
Физминутка от проекта Инфоурок
(2 мин)
командира группы.
Отгадывают загадки, анализируя текст
параграфа, и получают конверты по
изучению отгаданного витамина
(см. приложение №1, №2 к
технологической карте)
Записывают понятие о витаминах, гипо
и гипервитаминозах, авитаминозе.
Составляют схему по классификации
витаминов на водо и
жирорастворимые.
Заполняют колонки таблицы по своему
витамину.
Решают тестовое задание, записывают
номера правильных ответов в тетрадь.
Сообщение учащегося о правилах
сохранности витаминов в продуктах
питания (опережающее задание)
6. Первичное
закрепление с
проговариванием
Предлагает подвести итоги выполненной работы, каждой
группе озвучить ответы на вопросы инструктивных
карточек.
Прослушивают дополнительный
материал по теме, рассматривают
флипчарты, определяют название во внешней речи
(10 мин)
Приглашает группы к отчету, зачитывая текст (открывая
при необходимости флипчарты №1, №2 с изображением
больных детей и голубя с болезнью берибери),
подходящий для конкретного витамина (см. Приложение
№3)
витамина и болезни, отчитываются о
проделанной работе (по группам)
7.
Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону
(3 мин)
Озвучивает правильные ответы к тестам для каждой
группы (флипчарт №3 с правильными ответами) просит
самостоятельно оценить работу группы и каждого в
отдельности, сдать оценочные листы.
Производят самопроверку, оценивая и
обсуждая работу каждого в
выполнении задания. Командир
просматривает записи в тетрадях,
проставляет оценки пофамильно. Сдает
оценочный лист учителю.
8. Включение в
систему знаний и
повторение
(3 мин)
Предлагает сделать общий вывод по пройденной теме.
Возможно ли за один урок изучить все витамины?
Можно ли утверждать, что чем больше витаминов мы
потребляем, тем лучше? Обоснуйте ответ.
Обобщают пройденное и подводят
итог, подчеркивая важную роль
витаминов в сохранении здоровья.
Говорят о гипервитаминозе.
9. Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке
(2 мин)
Проводит рефлексию эмоционального состояния (приём
«Мордашки»):
Просит отправить ему SMS со смайликом, нарисовав его
на полях в тетради.
Смайлик должен соответствовать вашему настроению и
пониманию темы.
Я доволен своей работой на уроке
На уроке я работал неплохо
Рисуют «мордашки» в тетрадях.
Записывают домашнее задание:
1. п. 31
2. заполнить таблицу по витаминам
до конца:
витамины А, В1, С, D
ИЛИ
витамины А, В1, С, D и На уроке мне было трудно
Записывает на доске и разъясняет домашнее задание.
дополнительно В2, РР, Е, К.
Приложение №1
Загадки для определения направления работы группы:
1). Этот известный всем витамин
Только в жирах хорошо растворим,
За качество зрения он отвечает,
Ещё в темноте он нас выручает.
«Куриная» нам без него слепота,
Как же мы видеть сможем тогда?
Коль мало его, дерматит начинается.
Как, мне скажи, витамин называется?
(Витамин А – ретинол)
2). Много содержит его рыбий жир,
В коже на солнце он лишь один
Склонен к реакциям синтеза очень,
«Ключиком» служит костям между прочим.
Костные клетки «откроет» когда,
Кальций и фосфор стремятся туда,
Его недостаток к рахиту ведет,
Наш организм без него пропадет.
(Витамин Д – кальциферол)
3). Он повышает иммунитет, Крепит сосуды, спасая от бед.
За коллаген в коже он отвечает
И быстро раны у нас заживляет.
Способствует он усвоению железа,
И только лишь самый грубый невежа
Не будет его употреблять,
И зубы он может свои потерять.
Богата капуста им, лук и чеснок.
Ты витамин угадать этот смог.
(Витамин С – аскорбиновая
кислота)
4). Хозяин он нервной, иммунной систем,
Без витамина зачахнут совсем,
Болезнь «кандалов» и «оков» наступает,
Еще «бери – бери» ее называют.
Причина проста: поражаются нервы,
И двигаться импульс не может мгновенно.
А, чтобы проблем этих нам избежать,
Шлифованный рис – не употреблять!
Побольше ешь сои, фасоль, отрубей,
И эта болезнь не пристанет к тебе.
(Витамин В1 – тиамин)
Вопросы всем группам:
Приложение №2
Задания для групп 1. Что такое витамины?
2. Выпишите в тетрадь понятия:
Гиповитаминоз …
Авитаминоз …
Гипервитаминоз –
3. Составьте схему «Классификация витаминов» (с примерами витаминов)
4. Заполните таблицу «Витамины» (для своего витамина), используя текст п. 31.
Название
витамина
Суточная
потребность,
мг/сут
5080
С
(аскорбиновая
кислота)
В1 (тиамин)
2
Значение витамина
Продукты, содержащие
Проявление недостатка
витамин; как
образуется?
Овощи, фрукты. Больше
всего в шиповнике,
черной смородине,
облепихе, сладком перце.
витамина, болезни
Цинга (поражение кожи,
боль в суставах и мышцах,
кровоточивость дёсен,
расшатывание и выпадение
зубов
Изделия из муки грубого
помола, содержащие
отруби; бобовые
растения (горох, фасоль,
соя)
Берибери (полиневрит)
Бессонница,
раздражительность,
беспокойство, головные
боли, слабость и боли в
ногах
Для нормального роста,
регулирует обмен
углеводов и белков;
участвует в образовании
коллагена, стимулирует
заживление ран,
способствует усвоению
железа в кишечнике,
усиливает иммунитет
Играет важную роль как
составная часть
ферментов углеводного
обмена и обмена
аминокислот; для
нормальной работы
нервной, эндокринной и
иммунной систем А (ретинол)
1
Д
(кальциферол
)
1025
Обеспечивает нормальный
рост организма,
формирование скелета,
размножение клеток
кожных покровов;
необходим для
нормального зрения
Регулирует обмен кальция
и фосфора, для
нормального образования
костной ткани; повышает
всасывание этих
минеральных веществ в
кишечнике и
способствует их
отложению в костях
В печени рыб и других
животных, в яйцах,
сливочном масле,
сметане; бетакаротин в
в моркови
Печень рыб, молочные
продукты, яйца;
Вырабатывается в коже
под действием
ультрафиолетового
излучения, при загаре
Куриная слепота
(снижение способности
различать цвета в
полумраке, появление на
склере глаза бельма,
слепота);
Дерматиты (поражения
кожи)
Рахит (у детей
наблюдаются судороги,
кости голеней
искривляются)
1 группа. «Витамин А»
Из §31 выберите правильный ответ.
1. При недостатке этого витамина выпадают зубы, разрушаются кровеносные сосуды, возникает цинга.
2. При недостатке этого витамина неправильно формируется скелет, искривляются кости ног, возникает рахит.
3. При недостатке этого витамина кожа становится сухой, трескается, темнеет, появляется плешивость, возникает
« куриная слепота».
4. Витамин содержится в свежих овощах и фруктах, в квашеной капусте. 5. Витамин содержится в хлебе, фруктах, пивных дрожжах.
6. Витамин содержится в печени трески, в сливочном масле.
(Правильные ответы: 3, 6)
2 группа. «Витамин В1»
Из §31 выберите правильный ответ.
1. При недостатке этого витамина неправильно формируется скелет, искривляются кости ног, возникает рахит.
2. При недостатке этого витамина человек быстро утомляется, становится нервным, раздражительным, у него может
возникнуть болезнь «берибери».
3. При недостатке этого витамина выпадают зубы, разрушаются кровеносные сосуды, возникает цинга.
4.Витамин содержится в свежих овощах и фруктах, в квашеной капусте.
5. Витамин содержится в хлебе, горохе, пивных дрожжах.
6. Витамин содержится в рыбьем жире, морской рыбе.
(Правильные ответы: 2, 5)
3 группа. «Витамин С»
Из §31 выберите правильный ответ.
1.При недостатке этого витамина кожа становится сухой, трескается, темнеет, появляется плешивость, возникает «
куриная слепота».
2. При недостатке этого витамина человек быстро утомляется, становится нервным, раздражительным, у него может
возникнуть болезнь «берибери»
3. При недостатке этого витамина выпадают зубы, разрушаются кровеносные сосуды, возникает цинга.
4. Витамин содержится в свежих овощах и фруктах, в квашеной капусте, шиповнике.
5.Витамин содержится в печени трески, в сливочном масле.
6. Витамин содержится в хлебе, фруктах, пивных дрожжах.
(Правильные ответы: 3, 4) 4 группа «Витамин Д»
Из §31 выберите правильный ответ.
1. При недостатке этого витамина выпадают зубы, разрушаются кровеносные сосуды, возникает цинга.
2. При недостатке этого витамина неправильно формируется скелет, искривляются кости ног, возникает рахит.
3. При недостатке этого витамина человек быстро утомляется, становится нервным, раздражительным, у него может
возникнуть болезнь «берибери»
4.Витамин содержится в печени трески, в сливочном масле.
5. Витамин содержится в хлебе, фруктах, пивных дрожжах.
6. Витамин содержится в рыбьем жире, морской рыбе, желтке яйца
(Правильные ответы: 2, 6)
Приложение №3
Приглашение к отчёту для групп
1. С древних времен люди страдали от классических авитаминозов, таких как цинга, куриная слепота, пеллагра, бери
– бери, рахит. Чаще всего авитаминозам подвергались мореплаватели, совершавшие длительные путешествия.
Знаменитая экспедиция в Индию под руководством Васко де Гама завершилась тем, что 100 человек из 160
заболело и скончалось от страшной болезни, при котором стенки сосудов становятся очень хрупкими, кровоточат
десна, выпадают зубы, на коже появляются кровоизлияния. В тяжелых случаях наступает смерть. Команда
Магеллана также страдала от этой болезни. Ученые и медики тех времен считали, что причинами авитаминозов
являются токсины, пищевые яды и инфекции.
О какой болезни идёт речь?
(приглашение для команды «Витамин С») 2. В 1890 г. голландский врач Христиан Эйкман прибыл на остров Ява для работы в тюремном госпитале. Здесь он
наблюдал у заключенных страшную болезнь: у больных немели ноги и руки, наступал паралич конечностей. Тогда
ещё Эйкман не знал, что эта болезнь возникает изза недостатка витаминов, но выяснить причину этого заболевания
помогло случайное наблюдение врача за курами, гулявшими во дворе тюремной больницы.
Он заметил, что у сидевших в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, появлялись признаки такой же
болезни расстройства нервной системы. Многие из них, в конце концов, погибали. Куры же, которые свободно
гуляли по двору, были здоровы, поскольку находили себе самую разнообразную пищу. Какие вещества
отсутствовали в очищенном рисе, Эйкман так и не узнал, но после того как врач стал кормить больных птиц
неочищенными рисовыми отрубями, болезнь отступила.
О какой болезни идёт речь?
(приглашение для команды «Витамин В1»)
3. Если вам доведется побывать на заходе солнца в деревнях Африки, расположенных к югу от Сахары, или в Южной
Азии, вы наверняка будете наблюдать странную картину: с наступлением сумерек местные дети, только что
игравшие единой ватагой, разбиваются на две группы. Одни продолжают играть как ни в чем не бывало, а другие
спешат разойтись по домам и забиться в угол. Их не выманить оттуда ни новыми игрушками, ни лакомствами. Они будут сидеть на месте, слепо уставившись перед собой, пока ктото из друзей или родных не вложит им в руки еду
или не уведет спать. Причина их неподвижности проста: они ничего не видят. Как только меркнут солнечные лучи,
окружающий мир погружается для них в темноту, делая их растерянными и беззащитными. О какой болезни идёт
речь? (приглашение для команды «Витамин А»)
4. Главной функцией этого витамина является усвоение кальция и магния, необходимых для развития костей и зубов.
Витамин может поступить в организм с пищей (около 10%) или образоваться под действием ультрафиолета в
кожных покровах (около 90%). Это четвертый по счету витамин, открытый ученным, его назвали четвертой буквой
латинского алфавита. О какой болезни идет речь?
(приглашение для команды «Витамин D»)
Список литературы:
1. Биология. 79 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией В.В. Пасечника. УМК «Линия жизни»/ авт.
сост. Т.В.Петрова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 162 с.
2. Биология. 8 класс: учебник /В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г. Швецов; под редакцией В.В. Пасечника. – М.:
Просвещение, 2014. – 255 с.: ил. – (Линия жизни). 3. Биология. Рабочая тетрадь. 8 класс В. В. Пасечник, Г.Г. Швецов; под редакцией В.В. Пасечника – М.: Просвещение,
2017.
4. Биология человека в таблицах и схемах. Человек и его здоровье./ Авт.сост. Бодрова Н. Ф. – Воронеж: ИП
Лакоценина Н. А., 2012 – 160 с.
5. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебнометодическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.– Саратов, 2013. –
120 с.
Интернетресурсы
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
2. Электронное приложение к учебнику (DVD)
Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"
Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"
Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"
Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"
Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"
Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"
Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"
Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"
Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"
Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"
Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"
Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"
Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"
Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"
Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.