Урок и презентация "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)
Оценка 4.6

Урок и презентация "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
биология
8 кл
23.01.2018
Урок и презентация "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)
Публикация является частью публикации:
Пищеварение в ротовой полости.docx
Тема урока. Пищеварение в ротовой полости. Задачи: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной  системы. Познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки  пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных желез, регуляцией слюноотделения.  Содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложить основу для  понимания правил гигиены полости рта. Оборудование. Таблица « Органы пищеварения». Лабораторное оборудование:  кусочек  накрахмаленного накануне сухого бинта,  чашка Петри или блюдце со слабым раствором  йода,  ватные палочки,  карточки с заданиями. Презентация «Пищеварение  в   ротовой  полости». Этапы урока. I. Орг. момент. II. Актуализация субъективного опыта учащихся. ­ Ребята, сегодняшняя тема нашего урока: “Пищеварение в ротовой полости”. Слайд 1. Запишите тему в своих информационных листах. ­ А кто знает, что такое пищеварение? (Процесс превращения питательных веществ в доступные для организма вещества  называется ­ пищеварением). ­ Кто скажет, какой путь должна пройти пища, чтобы превратиться в доступные для  организма вещества? (Ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник ­ тонкий и толстый). ­ И так, можно сказать, что пищеварительная система начинается ротовой полостью. III.  Изучение нового материала.  Слайд 2. И сегодня перед нами стоит сложная задача: мы должны выяснить, что же  происходит с пищей в ротовой полости, какие органы находятся в ротовой полости, и  какое они имеют значение. Для выяснения проблемы у нас работают представители научных центров:  Королёв Дмитрий Владимирович, Научно – исследовательский центр. Васькова Ирина Александровна, Центр гигиены. Крайнов Виктор, Кудашкина Кристина Олеговна, Центр здоровья Храмова Ирина Анатольевна, врач ­  стоматолог. Контрольная группа. ­ И так, что же происходит с пищей в ротовой полости? В ротовой полости пища измельчается и смачивается слюной, т.е. можно сказать  подвергается механической и химической обработке. ­ Какие органы помогают измельчать пищу? (Зубы). ­ Что значит химическая обработка пищи? ( Пища смачивается слюной, и вещества, находящиеся в слюне начинают действовать на  нее). ­ Как же образуется слюна? ­ В слизистой оболочке полости рта располагаются мелкие слюнные железы. Слайд 3.  Сюда же открываются протоки трех пар больших слюнных желез: околоушные,  подъязычные, поднижнечелюстные.  Околоушные железы выделяют самую жидкую слюну,   а подъязычные железы самую вязкую. Эти железы выделяют слюну – до 1,5л. в сутки.  Слюна, как правило, является смесью секретов всех слюнных желез и представляет собой  бесцветную слизистую мутноватую жидкость. (Давайте запишем, что такое слюна у себя в  информационных листах). Слюна смачивает пищу, ее функции определяются белковым  составом:– лизоцим, муцин, амилаза и мальтоза. Какую функцию они выполняют, давайте  прочитаем у себя в словариках. (Читаем в информационных листах). Слюна содержит до  99,4 % воды и имеет слабощелочную реакцию. Центры слюноотделения находятся в  продолговатом мозге.  Функции слюнных желез удобнее всего изучить методом фистул. Слайд 4­5. ­ Что же такое условные и безусловные слюноотделительные рефлексы, давайте обратимся к нашим словарикам. (Читаем в информационном листе) Пример с лимоном!!! Слайд 6. В Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения  вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис.  Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен.   Как вы думаете, какой приговор выносили? И почему? (Дело в том, что при страхе  прекращается слюноотделение, рот пересыхает и сухой рис съесть невозможно). ­ А сейчас мы продолжим работу, и постараемся выяснить, что же еще происходит в  ротовой полости. ­ Вход в ротовую полость ограничивают губы, они покрыты очень тонкой кожей, богатой  кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Губы участвуют в захвате пищи,  определении ее качества. ­ Затем пища встречается с зубами и подвергается механической обработке. Слайд 9. Давайте предоставим слово врачу­ стоматологу. Она нам расскажет, какие  типы зубов у человека, и какую функцию они выполняют (Храмова Ирина). ­ Скажите, пожалуйста, к какому времени у детей появляются зубы и как они называются? (к 6 – месяцам, молочные зубы). ­ Когда молочные зубы заменяются постоянными? (С 6­7лет и до 15 лет). Последние зубы вырастают к 20­22 годам – зубы мудрости. ­Каждый зуб имеет выступающие коронку, шейку и находящиеся в лунке челюстной кости  один или несколько корней. Коронка зуба покрыта твердой эмалью. Основная структура  зуба ­ это дентин, похожее на кость вещество. Внутри зуба имеется полость, заполненная  мякотью ­ пульпой, в которой разветвляются кровеносные капилляры и нервные  окончания. (В информационных листах запишите строение зуба) Слайд 12. За здоровьем зубов, как и за всеми органами нашего организма нужно  осуществлять уход. Что же необходимо предпринимать, давайте послушаем ученых  Центра гигиены. Пожалуйста, Ирина Александровна. Слайд 13. Запишите правила в свои информационные листы. ­ А сейчас давайте послушаем, консультантов из Центра здоровья.  Крайнов Виктор. Слайд14. Как влияет никотин на здоровье зубов? (Выступление консультантов). Вывод.­ И так, кроме механической обработки пища в ротовой полости подвергается  химической обработке, действию ферментов слюны. ­ Давайте предоставим слово профессорам научно­ исследовательского института.   Королёв Дмитрий Владимирович и Занкин Алексей Васильевич. (Объяснение и выводы учащихся).(Не называя вещества) ­ Интересно, до каких веществ расщепляется крахмал?! Очень ответственную и важную миссию взяла на себя контрольная группа, ведь опыты  они проводили на себе. ­ И так, представляем им слово. Слайд 15. Лабораторная работа по теме:  “Действие ферментов слюны на крахмал”. ­ Всегда ли ферменты слюны оказывают активное действие на расщепление крахмала. ­ Давайте обратимся к консультантам из центра здоровья. Кристина Олеговна,  расскажите, пожалуйста, о  влиянии никотина на ферменты слюны. ­ Какой еще орган находится в ротовой полости? (Язык). При жевании направляет пищу к зубам, перемешивает ее, передвигает к глотке для  глотания. Слайд 16. Акт глотания. Опишите процесс. IV.  Обобщение знаний. Закрепление знаний. Слайд 17. «Сто болезней входит через рот».  Слайд 18­20. Задания по теме: “Пищеварение в ротовой полости”. I. Выбери один правильный ответ. 1. Сколько пар коренных желез имеется у человека? 1) одна 2) две 3) три 4) четыре 2. В слюне содержится химическое соединение, вызывающее гибель бактерий. Назови это  химическое соединение. 1) муцин 2) лизоцим 3) амилаза 4) пепсин 3. Сколько резцов находится в каждой челюсти? 1) два 2) три 3) четыре 4) шесть 4. Какая обработка пищи происходит в ротовой полости? 1) химическая 2) химическая и механическая 3) механическая 5. Назовите деятельность центральной нервной системы, к которой относится выделение  слюны при виде вкусной пищи. 1) условный рефлекс 2) безусловный рефлекс 3) произвольная деятельность II. Дайте развернутый ответ. 1.Врачи рекомендуют тщательно и долго пережевывать пищу. Объясните, почему. V. Домашнее задание. §32,34, составить кроссворд по этой теме, выписать пословицы и  поговорки связанные с пищеварением в ротовой полости, загадки об органах ротовой  полости. Урок проведён учителем биологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»  Карячкиной Татьяной Александровной

Урок и презентация "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Урок и презентация "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Урок и презентация "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Урок и презентация "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Урок и презентация "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Урок и презентация "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Урок и презентация "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Урок и презентация "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Урок и презентация "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Урок и презентация "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018