Тема урока. Пищеварение в ротовой полости.
Задачи: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной
системы. Познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки
пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных желез, регуляцией слюноотделения.
Содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложить основу для
понимания правил гигиены полости рта.
Оборудование. Таблица « Органы пищеварения». Лабораторное оборудование: кусочек
накрахмаленного накануне сухого бинта, чашка Петри или блюдце со слабым раствором
йода, ватные палочки, карточки с заданиями. Презентация «Пищеварение в ротовой
полости».
Этапы урока.
I. Орг. момент.
II. Актуализация субъективного опыта учащихся.
Ребята, сегодняшняя тема нашего урока: “Пищеварение в ротовой полости”. Слайд 1.
Запишите тему в своих информационных листах.
А кто знает, что такое пищеварение?
(Процесс превращения питательных веществ в доступные для организма вещества
называется пищеварением).
Кто скажет, какой путь должна пройти пища, чтобы превратиться в доступные для
организма вещества?
(Ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник тонкий и толстый).
И так, можно сказать, что пищеварительная система начинается ротовой полостью.
III. Изучение нового материала.
Слайд 2. И сегодня перед нами стоит сложная задача: мы должны выяснить, что же
происходит с пищей в ротовой полости, какие органы находятся в ротовой полости, и
какое они имеют значение.
Для выяснения проблемы у нас работают представители научных центров:
Королёв Дмитрий Владимирович, Научно – исследовательский центр.
Васькова Ирина Александровна, Центр гигиены.
Крайнов Виктор, Кудашкина Кристина Олеговна, Центр здоровья
Храмова Ирина Анатольевна, врач стоматолог.
Контрольная группа. И так, что же происходит с пищей в ротовой полости?
В ротовой полости пища измельчается и смачивается слюной, т.е. можно сказать
подвергается механической и химической обработке.
Какие органы помогают измельчать пищу? (Зубы).
Что значит химическая обработка пищи?
( Пища смачивается слюной, и вещества, находящиеся в слюне начинают действовать на
нее).
Как же образуется слюна?
В слизистой оболочке полости рта располагаются мелкие слюнные железы. Слайд 3.
Сюда же открываются протоки трех пар больших слюнных желез: околоушные,
подъязычные, поднижнечелюстные. Околоушные железы выделяют самую жидкую слюну,
а подъязычные железы самую вязкую. Эти железы выделяют слюну – до 1,5л. в сутки.
Слюна, как правило, является смесью секретов всех слюнных желез и представляет собой
бесцветную слизистую мутноватую жидкость. (Давайте запишем, что такое слюна у себя в
информационных листах). Слюна смачивает пищу, ее функции определяются белковым
составом:– лизоцим, муцин, амилаза и мальтоза. Какую функцию они выполняют, давайте
прочитаем у себя в словариках. (Читаем в информационных листах). Слюна содержит до
99,4 % воды и имеет слабощелочную реакцию. Центры слюноотделения находятся в
продолговатом мозге.
Функции слюнных желез удобнее всего изучить методом фистул. Слайд 45.
Что же такое условные и безусловные слюноотделительные рефлексы, давайте обратимся
к нашим словарикам. (Читаем в информационном листе)
Пример с лимоном!!!
Слайд 6. В Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения
вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис.
Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен.
Как вы думаете, какой приговор выносили? И почему? (Дело в том, что при страхе
прекращается слюноотделение, рот пересыхает и сухой рис съесть невозможно).
А сейчас мы продолжим работу, и постараемся выяснить, что же еще происходит в
ротовой полости.
Вход в ротовую полость ограничивают губы, они покрыты очень тонкой кожей, богатой
кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Губы участвуют в захвате пищи,
определении ее качества.
Затем пища встречается с зубами и подвергается механической обработке. Слайд 9. Давайте предоставим слово врачу стоматологу. Она нам расскажет, какие
типы зубов у человека, и какую функцию они выполняют (Храмова Ирина).
Скажите, пожалуйста, к какому времени у детей появляются зубы и как они называются?
(к 6 – месяцам, молочные зубы).
Когда молочные зубы заменяются постоянными?
(С 67лет и до 15 лет).
Последние зубы вырастают к 2022 годам – зубы мудрости.
Каждый зуб имеет выступающие коронку, шейку и находящиеся в лунке челюстной кости
один или несколько корней. Коронка зуба покрыта твердой эмалью. Основная структура
зуба это дентин, похожее на кость вещество. Внутри зуба имеется полость, заполненная
мякотью пульпой, в которой разветвляются кровеносные капилляры и нервные
окончания.
(В информационных листах запишите строение зуба)
Слайд 12. За здоровьем зубов, как и за всеми органами нашего организма нужно
осуществлять уход. Что же необходимо предпринимать, давайте послушаем ученых
Центра гигиены. Пожалуйста, Ирина Александровна.
Слайд 13. Запишите правила в свои информационные листы.
А сейчас давайте послушаем, консультантов из Центра здоровья. Крайнов Виктор.
Слайд14. Как влияет никотин на здоровье зубов?
(Выступление консультантов).
Вывод. И так, кроме механической обработки пища в ротовой полости подвергается
химической обработке, действию ферментов слюны.
Давайте предоставим слово профессорам научно исследовательского института.
Королёв Дмитрий Владимирович и Занкин Алексей Васильевич.
(Объяснение и выводы учащихся).(Не называя вещества)
Интересно, до каких веществ расщепляется крахмал?!
Очень ответственную и важную миссию взяла на себя контрольная группа, ведь опыты
они проводили на себе.
И так, представляем им слово. Слайд 15.
Лабораторная работа по теме: “Действие ферментов слюны на крахмал”.
Всегда ли ферменты слюны оказывают активное действие на расщепление крахмала. Давайте обратимся к консультантам из центра здоровья. Кристина Олеговна,
расскажите, пожалуйста, о влиянии никотина на ферменты слюны.
Какой еще орган находится в ротовой полости? (Язык).
При жевании направляет пищу к зубам, перемешивает ее, передвигает к глотке для
глотания.
Слайд 16. Акт глотания. Опишите процесс.
IV. Обобщение знаний. Закрепление знаний.
Слайд 17. «Сто болезней входит через рот».
Слайд 1820. Задания по теме: “Пищеварение в ротовой полости”.
I. Выбери один правильный ответ.
1. Сколько пар коренных желез имеется у человека?
1) одна 2) две 3) три 4) четыре
2. В слюне содержится химическое соединение, вызывающее гибель бактерий. Назови это
химическое соединение.
1) муцин 2) лизоцим 3) амилаза 4) пепсин
3. Сколько резцов находится в каждой челюсти?
1) два 2) три 3) четыре 4) шесть
4. Какая обработка пищи происходит в ротовой полости?
1) химическая 2) химическая и механическая 3) механическая
5. Назовите деятельность центральной нервной системы, к которой относится выделение
слюны при виде вкусной пищи.
1) условный рефлекс
2) безусловный рефлекс
3) произвольная деятельность
II. Дайте развернутый ответ.
1.Врачи рекомендуют тщательно и долго пережевывать пищу. Объясните, почему.
V. Домашнее задание. §32,34, составить кроссворд по этой теме, выписать пословицы и
поговорки связанные с пищеварением в ротовой полости, загадки об органах ротовой
полости. Урок проведён учителем биологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
Карячкиной Татьяной Александровной
Урок и презентация "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)
Урок и презентация "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)
Урок и презентация "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)
Урок и презентация "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)
Урок и презентация "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.