Технологическая карта урока "Человеком надо быть всегда" (8 класс, литература)
Оценка 4.9

Технологическая карта урока "Человеком надо быть всегда" (8 класс, литература)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
31.03.2017
Технологическая карта урока "Человеком надо быть всегда" (8 класс, литература)
Данный урок является уроком внеклассного чтения по литературе для учащихся 8 класса. Урок был проведен по рассказу современной писательницы Е.В.Габовой "Не пускайте Рыжую на озеро". Ученики не читали заранее произведение, что дало возможность использовать такие приемы, как прием прогнозирования, чтения с остановками и др.
Урок внеклассного чтения в 8 классе.docx
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 37 г.Пензы Никитина Ольга Вячеславовна Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе        Тема: «Человеком надо быть всегда» (по рассказу Е.В. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро») Цель: воспитание в учащихся сочувствия, сопереживания другому человеку. Задачи. Образовательные: 1) познакомить с рассказом современной писательницы Е. В. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро». Развивающие: 1) развивать умение анализировать текст, доказывать свою точку зрения,                           2)выделять ключевые слова в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать                           3)развивать познавательный интерес. Воспитательные: способствовать формированию таких положительных качеств как сопереживание, милосердие, умение прощать, отстаивать  свою точку зрения. Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитная доска, листы с заданиями. Методы: беседа, самостоятельная работа с текстом.  Этап урока Методы, приемы, формы Ход урока Деятельность учителя Деятельность ученика Беседа 1.Органи зационн ый  момент    Приветствие, проверка готовности к уроку, оформление записи числа, темы в  тетради.   Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке внеклассного чтения по  литературе мы, я надеюсь, сможем плодотворно поработать, интересно  пообщаться и поговорить о важных проблемах.  Создание  хорошего  микроклимата 2.Стадия вызова «Яркое  пятно» Я предлагаю вашему вниманию фрагмент мультфильма «Рыжий, рыжий,  конопатый…». Как ребята относятся к герою мультфильма? Почему?  Просматривают  мультфильм Ведет беседу  по  просмотренном у мультфильму Прием  ассоциаций Какие ассоциации возникают у вас при слове «Рыжий»? Сравните свои  ассоциации со значением слова «рыжий» в толковом словаре Ожегова. Работа с  лексическим  Отвечают на  вопросы, работают Знакомство с  писательнице й Сегодня я хочу вам предложить познакомиться с рассказом современной  писательницы Е. В. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро».    Елена Васильевна Габова  ­ автор книг для детей и подростков. Лауреат  Международной литературной премии Владислава Крапивина (2006 г.) за  сборник повестей и рассказов, утверждающих доброту, совестливость и  уважение к людям.  Обсуждение  темы и целей  урока Нашему уроку я дала такое имя: «Человеком надо быть всегда». Как вы  понимаете эти слова?  Подумайте, какие вопросы мы будем обсуждать на уроке? (выбрать вопросы,  названные детьми, и прикрепить к магнитной доске) Приём  “Чтение с  остановками” . Прослушайте отрывок из рассказа Е. В. Габовой «Не пускайте Рыжую на  озеро». Чтение первого отрывка учителем (до слов “… Может, она и не знала, что  мешает кому­то”). Вопросы  классу  (“Ромашка  Блума”). 1) Простые вопросы:  ­ Назовите действующих лиц. Как одноклассники называют Свету Сергееву? О  чем это говорит? Кто, на ваш взгляд, является главным героем рассказа? 2) Уточняющие вопросы:  ­ Вы считаете, что именно этот герой главный в рассказе?  Почему вы так  считаете? ­ Какие средства создания образов рассказа помогает нам понять  взаимоотношения героев?  (Средства создания образов рассказа: в портрете, пейзаже, речи героев). 1 Стад ия  осмы слени я значением  слова «рыжий» Рассказывает о  писательнице,  показывает  презентацию Побуждение   самостоятельно определить  тему, цели,  мотивацию. Читает  фрагмент  рассказа Ведет беседу  Работа в  группах Проанализируйте по инструкции портрет (1 группа), пейзаж (2 группа), речь (3  группа), отметив ключевые слова, изобразительно­выразительные средства. Поменяйтесь листами с соседом, проведите взаимопроверку. Сообщите о  Организует  работу в  со словарем Слушают рассказ  учителя Объясняют тему  урока, определяют цели Слушают чтение Отвечают на  вопросы Работают в  группах по  инструкции, отвечают результатах своих наблюдений, а теперь сравните с записями на экране. ­  Как портретное описание раскрывает образ Светы? ­ Что можем сказать о рассказчике? Как описание природы его характеризует? ­ Как ведут себя одноклассники по отношению к Свете? Как можно объяснить  их поведение? Как речь характеризует их самих? Прием  прогнозирова ния ­ Предположите, как будут развиваться события дальше? Почему вы так  думаете? Беседа Работа в  группах Чтение второго отрывка рассказа (от слов “После последнего экзамена …» до  слов «А ещё через пять лет произошла вот такая история») подготовленным  учеником. ­ Какое чувство у вас вызвал этот отрывок и почему? ­ Насколько он соответствует вашим предположениям? Проследите динамику поведения героев рассказа, подчеркнув ключевые слова  в тексте, характеризующие: 1 группа – Свету Сергееву; 2 группа – рассказчика; 3 группа – одноклассников. Поделитесь результатом своей работы. Сверьтесь со слайдом. Фронтальная  беседа Оценочные вопросы: ­ Как эти фразы характеризуют героев рассказа?  ­ Как вы можете оценить поведение Светы в этом эпизоде? ­ Как вы можете оценить рассказчика в этом эпизоде? ­ Как вы можете оценить одноклассников в этом эпизоде? Прием  Представьте, что вы являетесь героем произведения: 1 группа – Света  группах Делают вывод Делают  предположения Слушают чтение  ученика Отвечают на  вопросы Работают в  группах Отвечают на  вопросы Рассказывают о  чувствах от имени  Беседа по  вопросам Совет учителя: подчеркивать  ключевые  фразы  карандашом помогает  сделать вывод Организует  беседу героев Составляют  кластер,  обсуждают Следит за  порядком в  классе,  дополняет  выступающих Организует  обсуждение  составленных  кластеров идентификац ии Сергеева, 2 группа – рассказчик, 3 группа – одноклассники (например,  Женька). Как вы можете описать чувства своего героя в данном фрагменте  текста? Выскажите чувства от имени своего героя в данной ситуации (3­4  предложения). Составление  кластера Прием  прогнозирова ния Составьте кластер о взаимоотношениях Рыжухи и одноклассников. У вас на  листе заданий есть пустые кружки. Напишите в них имена героев и соедините  круги стрелками, указывающими на их отношения друг к другу. Кто бы хотел составить кластер на доске? Объясните, почему вы именно так расположили героев рассказа? Как вы  думаете, можем ли мы на кластере отразить отношение автора к героине?  Совпадает ли оно с мнением рассказчика? Где бы вы расположили автора?  Почему?   А вот как я составила кластер. Давайте спрогнозируем, как дальше будут развиваться события? ­ Выскажите свои предположения и аргументируйте их. ­ Какую судьбу рассказчику вы предсказываете? ­ Какую судьбу Свете Сергеевой приготовили? Одноклассникам? Ребята, а вам хотелось бы узнать, чем закончился рассказ? Чьи предположения окажутся верными? Тогда я предлагаю прочитать дома самостоятельно  рассказ Е. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» и узнать, как дальше будут  развиваться события. Беседа ­ Какие вопросы мы сегодня обсудили на уроке? Кто в рассказе всегда был  человеком? Почему вы так считаете? Возможна ли ситуация, описанная Габовой в рассказе, в вашем классе или в  классе ваших знакомых?  Организует  беседу Стадия  рефлекс ии СМС –  сообщения Какие пути решения этой проблемы вы можете предложить для  одноклассников Светы? А для самой Светы Сергеевой? Делают  предположения Отвечают на  вопросы Пишут СМС –  сообщения героям  рассказа Работа с  цитатами Напишите Свете Сергеевой, рассказчику или их одноклассникам (на ваш  выбор) СМС ­ сообщение, в котором дайте совет, как им поступать в подобной ситуации. А теперь послушайте советы психологов в данной ситуации. Советы Свете Сергеевой и одноклассникам (на слайдах).  Выберите из предложенных высказываний то, которое наиболее точно, на ваш  взгляд, подытожит все сказанное нами сегодня на уроке. Объясните свой  выбор. Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в  другом. (А.Н.Радищев) Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение,  надо перечувствовать его горе и радость. (Д.И. Писарев) Люди, которые не знают сострадания, отвратительны. (А. Цвейг) Стараться быть самим собою – единственное средство иметь успех.  (Стендаль) Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей.  (В.А.Сухомлинский) Берегите в себе человека. (А.П.Чехов) Обсуждают  предложенные  цитаты Организует  обсуждение  цитат Домашне е задание и  выставле ние  оценок  за урок В качестве домашнего задания я предлагаю вам: 1) написать сочинение на тему «Встреча выпускников», в котором вы от имени Светы Сергеевой,  повествователя или кого­то из одноклассников расскажите о том, что с  героями рассказа произошло через 10 лет после окончания школы; 2) написать  сочинение на тему: «А как бы я поступил на месте рассказчика?» Оценки за урок Ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке, были активны,  любознательны. Мне было очень интересно с вами работать. Спасибо вам за  урок! Всего доброго! До свидания! Дает домашнее  задание,  проставляет  оценки,  комментирует,  благодарит за  урок Записывают  домашнее задание  в дневник

Технологическая карта урока "Человеком надо быть всегда" (8 класс, литература)

Технологическая карта урока "Человеком надо быть всегда" (8 класс, литература)

Технологическая карта урока "Человеком надо быть всегда" (8 класс, литература)

Технологическая карта урока "Человеком надо быть всегда" (8 класс, литература)

Технологическая карта урока "Человеком надо быть всегда" (8 класс, литература)

Технологическая карта урока "Человеком надо быть всегда" (8 класс, литература)

Технологическая карта урока "Человеком надо быть всегда" (8 класс, литература)

Технологическая карта урока "Человеком надо быть всегда" (8 класс, литература)

Технологическая карта урока "Человеком надо быть всегда" (8 класс, литература)

Технологическая карта урока "Человеком надо быть всегда" (8 класс, литература)

Технологическая карта урока "Человеком надо быть всегда" (8 класс, литература)

Технологическая карта урока "Человеком надо быть всегда" (8 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017