Технологическая карта урока истории «Начало раздробленности Древнерусского государства» (6 класс) разработана с целью формирования представления о роли государства в жизни общества, через изучение начала периода феодальной раздробленности на Руси. А также способствовать формированию представления о начале процесса феодальной раздробленности Древнерусского государства, его причинах и особенностях, способствовать сознательной организации и регуляции учебной деятельности ученика, через работу в парах (группах), самостоятельную работу с текстом учебника.
«Начало раздробленности Древнерусского государства»
Урок истории
(6 класс)
Кобзева А. В.
Цель урока: формирование представления о роли государства в жизни общества, через изучение начала
периода феодальной раздробленности на Руси.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать формированию представления о начале процесса феодальной раздробленности
Древнерусского государства, его причинах и особенностях.
Развивающие:
Способствовать сознательной организации и регуляции учебной деятельности ученика, через работу в парах
(группах), самостоятельную работу с текстом учебника.
Воспитательные:
Способствовать становлению гражданской идентичности и патриотических чувств.
Планируемые результаты:
Предметные:
Способствовать формированию представления о начале процесса феодальной раздробленности
Древнерусского государства, его причинах и особенностях. Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с
опорой на их легенду.
Метапредметные:
Способствовать сознательной организации и регуляции учебной деятельности ученика, через работу в парах
(группах), самостоятельную работу с текстом учебника. Умение определять понятия, устанавливать аналогии.
Личностные:
Способствовать становлению гражданской идентичности и патриотических чувств.
Тип урока: изучение нового материалаФормы работы учащихся: индивидуальная, групповая по методу «Мозайка»
Компьютер учителя; интерактивная доска; мультимедийный проектор; колонки; (выход в Интернет);
программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word; учебник А.А.Данилов; Л.Г.Косулина «История России»
6 класс.
Словарь – удел, эксплуатация, феодальная раздробленность, 1113 год начало княжения Владимира Мономаха.
Технологии – элементы критического мышления, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие, ИКТ.
Название этапа
Цель этапа
1 Организационны
й
этап
Мотивация к
учебной
деятельности.
2 Актуализация
опорных знаний
Готовность и
осознание
потребности к
построению
нового способа
действия
Деятельность
учителя
Приветствует учеников.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Я чувствую, что вы готовы меня
слушать и слышать. Мне хочется
вам пожелать, чтобы ваше
творческое настроение не покидало
вас в течение урока. Сегодня у нас
на уроке гости. Надеюсь, что мы с
вами плодотворно поработаем на
уроке.
На протяжении нескольких уроков
мы с вами знакомимся с историей
Древней Руси. Сейчас давайте
вспомним, что мы знаем о данном
периоде:
Историческая разминка
(вопросы на экране)
1. Как называлось народное
Деятельность ученика Результат этапа
Включение в
учебный процесс
Возникновение у
ребенка внутренней
потребности
включения в учебную
деятельность
Отвечают на вопросы
учителя. Делают
выводы.
Личностные:
Умение излагать
свои мысли,
делать выводы,
умение приводить
примеры из
личного опыта.
Метапредметныесобрание в Древней Руси?
2. Какие исторические события
отображают рисунки (месть Ольги)
3. Что такое погосты, кто их
установил?
4. Выберите правильный ответ:
Христианство на Руси было
принято:
в 1054 г.; в 988 г.; в 882 г.
Каковы последствия крещения
Руси?
5. Выберите правильный ответ:
Язычество – это:
вера, существовавшая только
у древних народов Европы;
вера, положившая начало
исламу;
вера в богов, олицетворявших
силы природы?
6. В чем значение появления
«Русской Правды» на Руси?
Молодцы ребята!
Итак, ребята, как вы думаете, какая
сегодня будет тема урока?
(слайд № 8 тема урока «Начало
раздробленности Древнерусского
: способность к
рассуждению,
умение выделить
главное и
второстепенное.
Формулируют тему
урока:
«Начало
раздробленности
Личностные:
Умение
сотрудничать,
отстаивать свое
мнение.
3 Целеполагание Сформулировать
тему урока.
Поставить цель
урока.государства»)
Учитель вновь активизирует
мыслительную деятельность детей,
спрашивает у учеников, знают ли
они что такое раздробленность?
Детям предлагается предположить,
что это такое и дать понятию свое
объяснение, основываясь на
сравнении 2х карт (Русь в 11 в. и
Русь в 13 в.)
Далее предлагает ученикам
сформулировать цель урока и план
по достижению цели.
Записывает поставленную
учащимися цель на доске.
Древнерусского
государства»
Метапредметные
:
Умение ставить
цель, работать в
группе,
Отвечают на вопрос
планировать свою
учителя.
деятельность.
Деятельность
Предметные:
начинается с цели,
осознание
затем подбираются
учащимися
средства,
структуры
производятся
деятельности
действия и получают
(цельсредства
результат.
действия
Формулирует цель
результат)
урока.
Цель: формирование
представления о роли
государства в жизни
через
общества,
изучение
начала
периода феодальной
раздробленности на
Руси).
Сегодня мы начинаем знакомство с
историей Древней Руси в период
раздробленности и образования
централизованного государства. Нам
План урока:
Половецкая
1.
угроза и распадпредстоит выяснить, какие процессы
происходили на Руси в 1113 вв.
На данном уроке мы
познакомимся со следующими
процессами и событиями. План
урока:
Правление
1. Половецкая угроза и распад
союза Ярославичей.
2. Любечский съезд князей.
3.
Владимира
Мономаха в Киеве (1113 1125).
4. Причины раздробленности
Древнерусского государства.
5. Государственное правление в
период раздробленности.
Правление
союза
Ярославичей.
2. Любечский съезд
князей.
3.
Владимира
Мономаха в Киеве
(1113 1125).
4.
раздробленности
Древнерусского
государства.
5. Государственное
правление в период
раздробленности
Причины
4 Открытие
нового знания
Развивать умение
учащихся работать
с понятиями
, работа с
документами,
совершенствовать
навыки работы в
группах, умение
отвечать на
поставленные
вопросы
Организует работу учащихся по
составленному плану.
Ответы на эти вопросы мы
попытаемся сейчас найти, работая в
группах.
Опираясь на текст, предложенных
документов, ответьте на вопросы
нашего плана (сл.15)
1 группа. Прочитать текст
документа и ответить на
вопрос:
В группах знакомятся
с определением
понятия
«раздробленность»,
анализируют и
подбирают
дополнения к
составлению таблицы.
Выходя, капитан
Личностные:
Умение понимать
смысл
поставленных
вопросов.
Формирование
самостоятельност
и и уверенности в
своих силах.
Метапредмет
ные:
Умение находитьинформацию,
выделять главное,
сравнивать,
анализировать,
делать выводы.
Предметные:
Закрепление
понятия «феодаль
ной
раздробленности.
1). К каким последствиям привели
половецкие набеги?
2 группа. Прочитайте текст
документа и ответьте на
вопросы:
1). С какой целью собрались
князья в Любече?
2).Какие решения были приняты?
3 группа. Прочитайте
предложенный текст и
ответьте на вопросы:
1). Почему Владимира
Всеволодовича прозвали
Мономахом?
2). Почему этого князя почитали
на Руси?
4 группа. Прочитать текст
документа и ответить на
вопросы:
1). Каковы причины
раздробленности Руси?
2). Какие причины политические,
а какие экономические?
Причины политические,
экономические (сл. 23). Итак,
каждой группы
начинает подробно
раскрывать свою
тему, прикрепляя
материал к колонкам
таблицы.
Записывают
определение понятия
«раздробленности» в
тетрадь (сл.22).
Называют причины
политические,
экономические иФизминутка
5 Первичное
закрепление
Полученную
информацию
применить на
практике. Беседа
Русь раскололась на 15 княжеств. В
каждом была своя княжеская
династия, свое войско, деньги, меры
длины и веса, внешняя политика.
Выделялись уделы. Раздробление не
привело к исчезновению понятия
Так как мы с вами сегодня
много времени уделяем работе с
экраном, необходимо провести
гимнастику для глаз. (Влево,
вправо, вверх, вниз, зажмурили
открыли).
Русской земли как единого
целого. Церковь выступала за
единство Руси, осуждала усобицы,
пыталась примирить князей.
Ребята, а как вы думаете,
«Положительно или отрицательно
мы можем характеризовать явление
феодальной раздробленности?» В
ходе беседы выясняем, что
феодальная раздробленность
противоречивое явление.
Положительные черты:
1. отдельным княжеством легче
и удобнее управлять;
2. имеет место экономический и
записывают их в
тетрадь.
Личностные:
Умение понимать
смысл
поставленных
вопросов.
Формирование
самостоятельност
и и уверенности в
своих силах.
Метапредметные
:
Умение находить
информацию,
выделять главное,
сравнивать,
Выделяют главные
особенности
феодальной
раздробленности.6 Повторение
Обобщить
полученные
знания, сделать
выводы по
достижению цели
урока.
Последствия
феодальной
раздробленности –
записывают в
тетрадь
Осмысливают
полученную
информацию
культурный подъем.
Отрицательные черты:
1. ослаблялась
обороноспособность;
2. продолжались усобицы и
раздоры;
3. дробились княжества между
наследниками; (сл.25, сл.26)
Таким образом, в середине 12 века
в развитии Древнерусского
государства наступил период
раздробленности. Он был вызван как
политическими, т.е. связанными с
особенностями государственного
управления, так и экономическими,
т.е. связанными с хозяйственной
жизнью людей, причинами. Но
некоторые элементы
государственного единства
сохранились.
анализировать,
делать выводы.
Предметные:
Закрепление того,
что феодальная
раздробленность
противоречивое
явление.
Личностные:
Формирование
собственных
представлений о
роли общения в
жизни человека.
Метапредметные
:
Умение
систематизировать
, обобщать
изученное.
Соединить части в
целое (что такое
феодальная
раздробленность,
ее особенности и
последствия дляразвития
государства.).
Предметные:
Умение
высказывать свои
суждения по
результатам
ответов на
вопросы.
Личностные:
Рефлексия
способности
организовывать
собственную
деятельность.
7 Рефлексия
Соотнесение цели
урока и результата
8 Домашнее
задание
9
Закрепить знания,
полученные на
уроке, знать
определение
«феодальная
раздробленность»,
причины и
последствия.
Выставление
оценок.
Анализируют свою
деятельность по
достижению цели.
Записывают задание в
дневник
Итак, ребята, давайте подводить
итоги нашего урока!
что вы сегодня узнали на уроке?
что для вас было особенно
интересным?
как вы думаете, цель нашего урока
достигнута?
По выбору – 1. подготовить
сообщение/презентацию о
происхождении и истории Шапки
Мономаха; 2. по картине В.М.
Васнецова (на с.85) составьте
рассказ, о чертах характера
Владимира Мономаха.Список литературы.
1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина., История России 6 класс, М., Просвещение, 2005 год.
2. В.О.Ключевский, Русская история. Полный курс лекций. Книга первая., М., Мысль, 1993 г.
3. С.М.Соловьев, Русская летопись., М., Правда, 1989 год,.