Технологическая карта урока истории «Начало раздробленности Древнерусского государства» (6 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока истории «Начало раздробленности Древнерусского государства» (6 класс) разработана с целью формирования представления о роли государства в жизни общества, через изучение начала периода феодальной раздробленности на Руси. А также способствовать формированию представления о начале процесса феодальной раздробленности Древнерусского государства, его причинах и особенностях, способствовать сознательной организации и регуляции учебной деятельности ученика, через работу в парах (группах), самостоятельную работу с текстом учебника.
Иконка файла материала тех.кар..doc
«Начало раздробленности Древнерусского государства» Урок истории  (6 класс) Кобзева А. В. Цель   урока:   формирование   представления   о   роли   государства   в   жизни   общества,   через   изучение   начала периода феодальной раздробленности на Руси. Задачи:  Образовательные: ­   Способствовать   формированию   представления   о   начале   процесса   феодальной   раздробленности Древнерусского государства, его причинах и особенностях. Развивающие:      ­ Способствовать сознательной организации и регуляции учебной деятельности ученика, через работу в парах (группах), самостоятельную работу с текстом учебника. Воспитательные:        ­ Способствовать становлению гражданской идентичности и патриотических чувств. Планируемые результаты: Предметные: ­   Способствовать   формированию   представления   о   начале   процесса   феодальной   раздробленности Древнерусского государства, его причинах и особенностях. Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду. Метапредметные:      ­ Способствовать сознательной организации и регуляции учебной деятельности ученика, через работу в парах (группах), самостоятельную работу с текстом учебника. Умение  определять понятия, устанавливать аналогии. Личностные:        ­ Способствовать становлению гражданской идентичности и патриотических чувств. Тип урока: изучение  нового материалаФормы работы учащихся: индивидуальная, групповая по методу «Мозайка» Компьютер   учителя;   интерактивная   доска;   мультимедийный   проектор;   колонки;   (выход   в   Интернет); программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word; учебник А.А.Данилов; Л.Г.Косулина «История России» 6 класс. Словарь – удел, эксплуатация, феодальная раздробленность, 1113 год ­ начало княжения Владимира Мономаха. Технологии – элементы критического мышления, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие, ИКТ.   Название этапа Цель этапа 1 Организационны й этап Мотивация к  учебной  деятельности. 2 Актуализация опорных знаний  Готовность и  осознание  потребности к  построению  нового способа  действия Деятельность учителя Приветствует учеников.    Здравствуйте, ребята! Садитесь.  Я чувствую, что вы готовы меня  слушать и слышать. Мне хочется  вам пожелать, чтобы ваше   творческое настроение  не покидало  вас в течение урока. Сегодня у нас  на уроке гости. Надеюсь, что мы с  вами плодотворно поработаем на  уроке. На протяжении нескольких уроков  мы с вами знакомимся с историей  Древней Руси. Сейчас давайте  вспомним, что мы знаем о данном  периоде:                      Историческая разминка (вопросы на экране) 1. Как называлось народное  Деятельность ученика Результат этапа Включение в  учебный процесс  Возникновение у  ребенка внутренней  потребности  включения в учебную  деятельность  Отвечают на вопросы  учителя.  Делают  выводы. Личностные: Умение излагать  свои мысли,    делать выводы,  умение приводить  примеры из  личного опыта. Метапредметныесобрание в Древней Руси?  2. Какие исторические события  отображают рисунки (месть Ольги) 3. Что такое погосты, кто их  установил? 4. Выберите правильный ответ:  Христианство на Руси было  принято:  в 1054 г.; в 988 г.; в 882 г. Каковы последствия крещения  Руси? 5. Выберите правильный ответ:  Язычество – это:  вера, существовавшая только  у древних народов Европы;  вера, положившая начало  исламу;  вера в богов, олицетворявших  силы природы? 6. В чем значение появления  «Русской Правды» на Руси? Молодцы ребята!  Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? (слайд № 8 тема урока «Начало  раздробленности Древнерусского  : способность к  рассуждению,   умение  выделить главное и  второстепенное.    Формулируют тему  урока: «Начало  раздробленности  Личностные: Умение  сотрудничать,    отстаивать свое  мнение. 3 Целеполагание Сформулировать  тему  урока.  Поставить   цель  урока.государства») Учитель вновь активизирует  мыслительную деятельность детей,   спрашивает у учеников, знают ли  они что такое раздробленность?  Детям предлагается предположить,  что это такое и дать понятию свое  объяснение, основываясь на  сравнении 2­х карт (Русь в 11 в. и  Русь в 13 в.)      Далее предлагает ученикам  сформулировать цель урока и план  по достижению цели. Записывает поставленную  учащимися цель на доске. Древнерусского  государства» Метапредметные : Умение ставить    цель, работать в    группе,   Отвечают на вопрос  планировать свою   учителя.  деятельность. Деятельность  Предметные:   начинается с цели,  осознание  затем подбираются  учащимися  средства,  структуры  производятся  деятельности  действия и получают  (цель­средства­ результат. действия­ Формулирует цель  результат) урока.   Цель:  формирование   представления о роли государства   в   жизни через общества, изучение начала периода   феодальной раздробленности   на Руси).      Сегодня мы начинаем знакомство с историей   Древней   Руси   в   период раздробленности   и   образования централизованного государства. Нам  План урока:  Половецкая  1. угроза   и   распадпредстоит выяснить, какие процессы происходили на Руси в 11­13 вв. На данном уроке мы  познакомимся со следующими  процессами и событиями. План  урока: Правление  1.  Половецкая   угроза   и   распад союза Ярославичей. 2. Любечский съезд князей. 3.    Владимира Мономаха в Киеве (1113 ­ 1125). 4.  Причины   раздробленности Древнерусского государства. 5.  Государственное   правление   в период раздробленности. Правление союза Ярославичей. 2. Любечский съезд князей. 3.  Владимира Мономаха в Киеве (1113 ­ 1125). 4.  раздробленности Древнерусского государства. 5.  Государственное правление в период раздробленности Причины 4 Открытие нового знания Развивать умение  учащихся работать с понятиями , работа с  документами,  совершенствовать  навыки работы в  группах, умение  отвечать на  поставленные  вопросы  Организует работу учащихся  по  составленному плану.  Ответы на эти вопросы мы  попытаемся сейчас найти, работая в  группах.    Опираясь на текст, предложенных  документов, ответьте на вопросы  нашего плана (сл.15) 1 группа. Прочитать текст  документа и ответить на  вопрос: В группах знакомятся  с определением  понятия  «раздробленность»,  анализируют и   подбирают  дополнения к  составлению таблицы.    Выходя, капитан   Личностные: Умение понимать  смысл  поставленных    вопросов.  Формирование  самостоятельност и и уверенности в  своих силах. Метапредмет­ ные: Умение находитьинформацию,  выделять главное,  сравнивать,  анализировать,  делать выводы. Предметные: Закрепление  понятия «феодаль ной  раздробленности.    1). К каким последствиям привели половецкие набеги? 2 группа. Прочитайте текст  документа и ответьте на  вопросы: 1). С какой целью собрались  князья в Любече? 2).Какие решения были приняты? 3 группа. Прочитайте  предложенный текст и  ответьте на вопросы: 1). Почему Владимира  Всеволодовича прозвали  Мономахом? 2). Почему этого князя почитали  на Руси? 4 группа. Прочитать текст  документа и ответить на  вопросы: 1). Каковы причины  раздробленности Руси? 2). Какие причины политические,  а какие экономические? Причины политические,   экономические (сл. 23).      Итак,  каждой группы  начинает подробно  раскрывать свою  тему, прикрепляя  материал к колонкам  таблицы.                 Записывают  определение понятия  «раздробленности» в  тетрадь (сл.22).             Называют причины  политические,   экономические иФизминутка  5 Первичное закрепление Полученную  информацию   применить на  практике. Беседа  Русь раскололась на 15 княжеств. В  каждом была своя княжеская  династия, свое войско, деньги, меры  длины и веса, внешняя политика.  Выделялись уделы. Раздробление не  привело к исчезновению понятия Так как мы с вами сегодня  много времени уделяем работе с  экраном, необходимо провести  гимнастику для глаз. (Влево,  вправо, вверх, вниз, зажмурили­ открыли). Русской земли как единого  целого. Церковь выступала за  единство Руси, осуждала усобицы,  пыталась примирить князей.  Ребята, а как вы думаете,  «Положительно или отрицательно  мы можем характеризовать явление  феодальной раздробленности?» В  ходе беседы выясняем, что  феодальная раздробленность ­  противоречивое явление. Положительные черты: 1. отдельным княжеством легче  и удобнее управлять;  2. имеет место экономический и  записывают их в  тетрадь. Личностные: Умение понимать  смысл  поставленных    вопросов.  Формирование  самостоятельност и и уверенности в  своих силах. Метапредметные : Умение находить  информацию,  выделять главное,  сравнивать,  Выделяют главные  особенности  феодальной  раздробленности.6 Повторение Обобщить  полученные  знания, сделать  выводы по  достижению цели  урока. Последствия  феодальной  раздробленности –  записывают в  тетрадь  Осмысливают  полученную  информацию   культурный подъем.  Отрицательные черты: 1. ослаблялась  обороноспособность;  2. продолжались усобицы и  раздоры;  3. дробились княжества между  наследниками; (сл.25, сл.26)  Таким образом, в середине 12 века  в развитии Древнерусского  государства наступил период  раздробленности. Он был вызван как политическими, т.е. связанными с  особенностями государственного  управления, так и экономическими,  т.е. связанными с хозяйственной  жизнью людей, причинами. Но  некоторые элементы  государственного единства  сохранились.  анализировать,  делать выводы. Предметные: Закрепление того,  что феодальная  раздробленность ­  противоречивое  явление. Личностные: Формирование  собственных  представлений о   роли  общения в  жизни человека. Метапредметные : Умение  систематизировать , обобщать  изученное.  Соединить части в  целое (что такое  феодальная  раздробленность,  ее особенности и  последствия дляразвития  государства.). Предметные: Умение  высказывать свои  суждения по  результатам  ответов на  вопросы. Личностные:  Рефлексия  способности  организовывать  собственную  деятельность.     7 Рефлексия Соотнесение цели  урока и результата 8 Домашнее задание 9  Закрепить знания, полученные на  уроке, знать  определение  «феодальная  раздробленность»,  причины и  последствия. Выставление  оценок.  Анализируют свою  деятельность по  достижению цели.    Записывают задание в дневник Итак,   ребята,   давайте   подводить итоги нашего урока! ­ что вы сегодня узнали на уроке? ­   что   для   вас   было   особенно интересным? ­как вы думаете, цель нашего урока достигнута?   По выбору – 1. подготовить  сообщение/презентацию о  происхождении и истории Шапки  Мономаха; 2. по картине В.М.  Васнецова (на с.85) составьте  рассказ, о чертах характера  Владимира Мономаха.Список литературы. 1.   А.А.Данилов, Л.Г.Косулина., История России 6 класс, М., Просвещение, 2005 год. 2. В.О.Ключевский, Русская история. Полный курс лекций. Книга первая., М., Мысль, 1993 г. 3. С.М.Соловьев, Русская летопись., М., Правда, 1989 год,.