Технологическая карта урока истории в 7 классе "Политика Федора Алексеевича Романова"
Оценка 4.6

Технологическая карта урока истории в 7 классе "Политика Федора Алексеевича Романова"

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
история
7 кл
18.01.2018
Технологическая карта урока истории в 7 классе "Политика Федора Алексеевича Романова"
Технологическая карта урока истории России в 7 классе по теме "Политика Федора Алексеевича Романова". После урока учащиеся смогут: - дать определение понятиям «Расправная палата», «полки нового «иноземного» строя, парсуна; - перечислить не менее трех преобразований в каждой из сфер жизни общества; -применить исторические знания для характеристики политики царя Фёдора Алексеевича.Технологическая карта урока истории в 7 классе
Политика Федора Алексеевича Романова.docx
Технологическая карта урока Общая часть Тема урока–Политика Фёдора Алексеевича Романова Цель урока:сформировать у учащихся  представление о личности Фёдора Алексеевича, о внутренней политике  его правления и проведённых реформах. Предметные После урока учащиеся смогут: ­  дать определение понятиям  «Расправная палата», «полки нового «иноземного» строя, парсуна; ­   перечислить не менее трех  преобразований в каждой из сфер  жизни общества; ­применить исторические знания для характеристики политики царя  Фёдора Алексеевича. Планируемые образовательные результаты Метапредметные Регулятивные УУД: ­примут участие в планировании своей  деятельности на уроке; ­ научатся выстраивать алгоритм действий; ­самостоятельно оценивать достигнутые  результаты. Познавательные УУД: ­научатся находить информацию в тексте; ­ научатся анализировать иллюстративный  материал; ­научатся вести самостоятельный отбор  информации и преобразовывать её. Коммуникативные УУД: ­ научатся аргументировать свою позицию и  координировать её с позициями партнёров в  сотрудничестве при выработке общего решения  в совместной деятельности.  Личностные ­смогут сформулировать  ивысказать собственное мнение о  личности Фёдора Алексеевича; ­ продолжатформировать  мотивацию к обучению и  целенаправленной познавательной деятельности. Словарь урока:Расправная палата, полки нового «иноземного» строя, парсуна. Ресурсы урока:компьютер, мультимедийный проектор, учебник И.Л. Андреева, И.Н. Фёдорова, И.В. Амосова «История России. XVI– конец ХVII вв.» 7 класс,  рабочая тетрадь к учебнику, рабочие листы с заданиями,   презентация,маркеры и листы бумаги (шаблоны из ватмана) Этапы урока Презентация Деятельность учителя Деятельность ученика Самоконтроль  готовности к уроку. I этап.  Организацион­ ный момент  (1мин) II этап.   Мотивация (3­4 мин.) Слайд № 1 Слайд № 2 Слайд № 3 Слайд № 4 Слайд № 5 Анализируют,  отвечают на  вопросы. Добрый день! Начинаем урок! Для начала проверим,  готовы ли мы к нему. Поднимите правую руку, если на  столе есть учебник. Теперь поднимите левую, если есть  на столе тетрадь. А теперь на счет три хлопаем один раз в ладоши. Молодцы! С этими бодрыми аплодисментами  мы начинаем наш урок. Вашему вниманию предлагается  зашифрованная тема  нашего сегодняшнего урока. Давайте попытаемся ее  разгадать. ­ Внимательно посмотрите на слайд и скажите,   что  изображено на представленной иллюстрации? Что  символизируют эти предметы? (символы царский  власти: скипетр, держава, «шапка Мономаха») ­ Посмотритена следующий слайд. Ответьте на вопрос:  «По какому принципу образована представленная  схема? Почему вы так решили»?(Принцип: отец, сын)   ­ В схеме написано имя того, с кем мы сегодня  познакомимся более подробно на уроке и о ком вы ещё  ничего не знаете. О ком я говорю? (Фёдор Алексеевич.) ­ А теперь сопоставим всю информацию слайдов и  сформулируем тему нашего урока. Вывод.Мы будем говорить о правлении нового русского царя Фёдора  Алексеевича Романова. Тема урока ­  «Политика Фёдора Алексеевича  Романова» Проблемное задание.В истории царю Фёдору не  повезло. Он умер, не дожив одного месяца до 21 года, и  пробыл на московском престоле всего 6 лет. Его  правление пришлось на время между двумя великими  Изучают   родословную  Самостоятельно  формулируют тему  урока   Записывают тему  урока в тетрадь Слайд № 6 царствованиями: отца Алексея Михайловича и  младшего брата Петра.  Это были личности, которые  затмили Фёдора. Поэтому историки неоднозначно  рассматривают личность молодого царя и период его   правления. - Перед вами высказывания историков: «Шестилетнее правление Фёдора Алексеевича  предельно насыщено важнейшими для судеб России  событиями и  Решениями. Тем не менее личность государя­ реформатора веками оставалась «в тени» младшего  брата Петра I». (А.П. Богданов) «От слабого и болезненного Феодора, нельзя было  ожидать сильного личного участия в тех  преобразованиях, которые стояли на очереди, в  которых более всего нуждалась Россия, он не мог  создать новое войско и водить его к победам, строить  флот, крепости, рыть каналы и все торопить личным  содействием…»(С.М.  Соловьёв) Кто же из историков прав? Чтобы ответить на этот  вопрос,  вам предстоит побывать в роли  исследователей, изучить  период правления нового  русского царя  и в конце урока ответить на  поставленный авторами нашего учебника вопрос на  стр. 206  «Можно ли назвать политику правительства царя  Фёдора Алексеевича реформаторской?» Вопрос классу: Что  нам  нужно  узнать  для решения  поставленной проблемы? Предположите, какие  вопросы мы должны задать себе, чтобы составить  представление о личности Фёдора Алексеевича и  периоде его правления? План урока: (на доске) 1. Царь Федор Алексеевич. 2. Реформы органов управления. 3. Военные и социально­экономические изменения. 4. Духовная и культурная жизнь.  (При необходимости учитель корректирует и  дополняет ответы учащихся). В результате урока вы сможете:  ­ дать определение понятиям «Расправная палата»,  «полки нового (иноземного) строя», «парсуна»; ­ перечислить не менее трех реформ в области  административного управления; ­ перечислить не менее трех военных и социально­ экономических преобразований; ­ назвать не менее трех реформ в области духовной и  культурной жизни России конца ХVII века; ­ высказывать собственное мнение, суждения о   правления Фёдора Алексеевича. Вопросы для актуализации знаний. ­ Каких правителей России вы считаете  реформаторами? (Владимир I, Иван III, Иван IV,  Алексей Михайлович и т.д.) ­ Какими качествами должен обладать царь­ реформатор? (образованный, дальновидный,  Романовых Участвуют в  формулировании  проблемы урока Участвуют в  планировании  деятельности на  уроке, в постановке  целей (высказывают  версии) Отвечают на вопрос,  высказывают  собственное мнение III этап.   Целеполагание (2 ­3 мин.) IV этап.  Актуализация  знаний (2 мин.) V этап.   Открытие  нового знания  (изучение новой  темы) (20­25мин.) ответственный, целеустремлённый, решительный и  т.д.) 1.После смерти Алексея Михайловича вопрос о  наследнике был решен в кратчайшие сроки. Причина  крылась в стремлении Милославских, родственников  первой жены Алексея Михайловича, остаться у власти.  В первый же день нового царствования они захватили  все ключевые позиции в государстве. На следующий  день Фёдору присягнули стрелецкие полки и начало  присягать московское население.Так началось  правление нового русского царя. Задаёт проблемные вопросы: ­ Что мы знаем о молодомцаре Фёдоре Алексеевиче?  ­ Кто повлиял на  становление  его личности и в чём  это проявилось? ­ Имел ли он склонности к реформаторской  деятельности? На все эти вопросы вы сможете ответить после работы в малых группах. Записывают в тетради  дату правления Фёдора Алексеевича (1676 –  1682гг.). Работают по группам.  1 группа работает с  рабочей тетрадью, 2 и  3 группы с пунктом 1  «Царь Фёдор  Алексеевич» (учебник  стр. 207);  характеризуют   личность Фёдора  Алексеевича,  презентуют свои  ответы другим  группам. Работа в малых группах(5­7 мин).(Учащиеся  разделены на группы перед началом урока).  (Напоминает правила работы в  группах.Корректирует ответы). Задания группам: 1 группа. Познакомьтесь с отрывком из сочинения  В.О.Ключевского о воспитании Симеоном Полоцким  царских детей Алексея Михайловича  (рабочая  тетрадь стр. 67 задание 2). Ответьте на вопрос: «Кто  повлиял на  становление личности Фёдора  Алексеевича и в чём это проявилось»? 2 группа.Познакомьтесь с информацией учебника  «Царь Фёдор Алексеевич» (п.1) и ответьте на вопрос:  «Мог ли молодой царь быть способен к проведению  реформ в государстве?В чём это проявлялось?» 3 группа. Познакомьтесь с информацией учебника  «Царь Фёдор Алексеевич» (п.1) и ответьте на вопрос:  «Что мешало  Федору Алексеевичу для проведения  государственных реформ в стране?» Ответы: 1. На становление личности Фёдора Алексеевича повлиял его наставник  Симеон Полоцкий. Он оказал влияние на формирование политического сознания  царя;привил интерес к иностранным языкам: польскому, латыни; научил искусству  слагать вирши (стихи); приобщал к европейскому искусству и комфорту. 2. Да. Знание  латыни, древнегреческого и польского языков;   сочинение стихов и  духовной музыки ­  говорило о его хорошем образовании. Он  покровительствовал  наукам и просвещению; заботился о книгоиздании, живописи, каменном  строительстве; тяготел к западноевропейской культуре. 3. Болезнь мешала исполнению замыслов, и решение государственных дел  было  эпизодическим;  большое влияние оказывали придворные  боярские группировки, был слишком молод и неопытен. Вывод.Изучив личность нового русского царя, мы пришли к выводу, что  несмотря на неопытность и болезненное состояние, молодой русский царь Фёдор Алексеевич, при поддержки правящей верхушки, предпочитал постепенно   решать насущные проблемы государства. Вопрос: ­ Какие преобразования были проведены Фёдором Алексеевичем в период его шестилетнего правления?  Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо  изучить и проанализировать информацию учебника  и  рабочих листов. Работа в малых группах с рабочими листами,  учебником и кластером. (15мин). (Выполнение  заданий и  составление кластера «Реформы  Фёдора Алексеевича». Приложение 1)  Организует работу в группах.  (Приложение 2) По ходу ответов учащихся учитель обращает внимание   на термины: Расправная  палата, полки «нового  (иноземного) строя, парсуна.  VI этап.  Включение  нового знания в систему знаний  (закрепление).  (5 мин.) Слайд № 6 Заканчивает составление кластера совместно с  учениками.(3 мин.) Предлагает учениками ответить на вопрос:  ­ Каковы итоги правления Фёдора Алексеевича  Романова? (По ходу беседы в кластер на доске  записывает  ответы учеников). (При необходимости учитель корректирует и  дополняет ответы учащихся). Возвращается к поставленному в начале урока  проблемному заданию. ­ Давайте еще раз посмотрим на неоднозначные оценки историков о личности Фёдора Алексеевича и решим,  чья оценка и почему кажется вам наиболее верной? А  может быть, вы сформулируете свою собственную  позицию? Задаёт главный вопрос урока (учебник,  стр. 206) ­ Можно ли назвать политику правительства царя  Фёдора Алексеевича реформаторской? Выполняют задания в  группах:фиксируют  ответы на листе   ватмана, озвучивают  его,составляют  кластер на школьной   доске;выслушивают  ответы других групп. Делают записи в  тетради: Расправная  палата –  правительство для  решения текущих  вопросов; полки  нового (иноземного)  строя ­ воинские  части,  сформированные по  образцу  западноевропейских  армий; парсуна –  жанр портрета.  Подводят итог  реформам Фёдора  Алексеевича Выбирают  высказывание  историка и  аргументируют её. Отвечают на главный  вопрос урока,  аргументируя свой  ответ. VII этап.  Рефлексия. (3­4 мин.) Вывод.В период правления царю Фёдору Алексеевичу удалось провести ряд  реформ на всех важнейших направлениях внутренней политики. 1. Задает вопросы:  ­ Какую проблему мы ставили в начале урока? ­ Удалось ли  её решить?  ­ Всё ли запланированное удалось выполнить? Если нет  – почему? Сравнивают цель  урока и достигнутые  результаты; делают выводы. 2. Организует самооценку деятельности учащихся. • Я узнал, что. . .  • Я нашел подтверждение тому, что. . .  • Я обнаружил, что. . .  • Я был разочарован тем, что. . .  • Самым важным для меня было. . . 3. Выставляет и комментирует оценки. Оценивают свою  работу на уроке. Оценивают свою  работу на уроке  § 27, задание 2  На основе документа на стр. 212, дополнительных источников информации  определите, почему именно при Фёдоре Алексеевиче проблема местничества  стала особенно остро? VIII этап.  Домашнее  задание.(2  мин.) Основа кластера (на школьной доске) Реформы  Фёдора Алексеевича Административные   Итоги: Социально­ экономические Военные  Приложение 1 Духовные и культурные Культурные Социально­ экономические Военные  1. Отмена  местничества Реформы  Фёдора Алексеевича 1. Ликвидировано дворянское  ополчение и полки крестьянских  драгун Административные   Эталон готового 1. Создана Расправная  палаты работы учеников и 2.  Реорганизованыприказы 3. Увеличена численность  Боярской Думы, порядок  её работы. 4.  Упразднены губные и  2. Отмена местничества упрочили принципы служебной карьеры, основанной не на знатности, а на личных заслугах. земские старосты. 3. Увеличились денежные сборы с государственную казну. 5. Изменено судебное  4. Государство стало проявлять заботу о страждущих: инвалидах и престарелых. производство 5. Военно­окружная  реформа: организация  разрядов; введение  должности воевод  «разрядных» городов. 1. Ненасильственное  распространение  продукта совместной христианства среди  учителя. народов Поволжья,  Восточной Сибири. 2. Введена для  подданных обязательная  форма ­  «венгерскиекафтаны» 3. Появление  парсуны. 4. Развитие каменного  строительства в Москве. 5. Застройка Кремля 6. Начали мостить   улицы. 7. Распространение  светских книг. 3. Подворный  принцип  налогообложения 4. Открытие  государственных  богаделен и  больниц 2. Уничтожение  Разрядных книг Итоги:1. Реформы царя Фёдора Алексеевича предвосхитили реформы Петра I. 2. Дворянство приписано  к рейтарским и солдатским  полкам 3. Началось формирование  национального офицерского  корпуса 4.Производство нового  вооружения: гранатомётов,  винтовых пищалей. Приложение 2 Задания группам: 1  группа. Познакомьтесь с информацией учебника об административных реформах (п. 2 стр. 208), а также с  приведённым ниже текстом и ответьте на вопрос.Свой ответ зафиксируйте на листах ватмана и прикрепите  их к кластеру. Юный царь нашел оригинальное решение – он резко, на треть, увеличил количество заседателей в Думе. Он назначил рабочие часы и для приказов, и для судов. В ту пору русские люди обычно отдыхали после обеда, поэтому рабочий день делился на две части: «со свету» до обеда пять часов и столько же дотемна.  Он изменил порядок, приказав боярам, окольничим   и   думным   людям   "съезжаться   в   верх   в   первом   часу",   то   есть,   с   рассветом,   "и   сидеть   за   делами". Затем   царь   принялся   за   реорганизацию   приказов.   Численность   дьяков,   подьячих,   писарей   и   других   служащих   царь увеличил,   чтобы   справиться   с   бумажной   волокитой.   Установил   сроки   принятия   решения   по   всем   делам,   а   в затруднительных случаях повелел передавать дела в Думу либо ему лично. Над всеми приказами он возвысил Расправную палату (Расправную не в смысле расправы, а в смысле – справляться с важными делами). Чтобы укрепить авторитет руководителей, Федор Алексеевич разрешил судьям и думным дьякам незнатного происхождения именоваться полным именем с отчеством (неслыханная  честь).  Но и ответственность  начальства была повышена:   руководителям  приказов запрещалось   подписывать   бумаги   совместно   с   товарищами   (заместителями),   а   только   единолично;   запрещалось рассматривать дела родственных и близких. Собственно, с этих пор  можно считать, что в России появилось правительство.  Те же порядки Федор Алексеевич распространил на суды. Срок рассмотрения дел он ограничил – 100 дней. В случае превышения   требовал   дело   к   себе,   а   на   судью   налагался   штраф.   Наказания   стали   гуманнее:   царь   отменил «членовредительство», вроде отсечения руки за воровство, и заменил их ссылкой в Сибирь.     Повелел также улучшить содержание в тюрьмах и выпускать отбывших наказание без необходимых прежде залогов или поручительств. Вопрос:Выпишите  реформы, которые были проведены в системе государственного управления  страной в период  правления Фёдора Алексеевича Романова? 2  группа. Познакомьтесь с информацией учебника о военных и социальных изменениях (п. 3 стр. 208 – 209), а  также с приведённым ниже текстом и ответьте на вопрос. Свой ответ зафиксируйте на листах ватмана и  прикрепите их к кластеру. Федор произвел военную реформу, выписав из армии огромное количество дворянских ополченцев, которые служили сотнями. Труба протрубит, и дворяне съезжаются в уездный город "конны, людны и оружны". Убрал окрестьянившихся драгун, когда целую волость крестьянскую записывали в драгуны. И они должны были с карабином,  саблей, шпагой являться на сборы. Сама война показала, что на эти войска не следует опираться, все эти войска были ликвидированы, и службой   стала   считаться   только   служба   в   регулярном   полку,   базирующемся   в   определенном   пограничном   городе (например, Ахтырский полк, Сумской полк). Причем, города были полковые, если стоял один полк, или дивизионные, где стояла дивизия.  Потребовалось   производство   нового   вооружения.   Тогда   были   введены   впервые   ручные   гранатометы,   появились гренадеры, то есть, солдаты, которые бросали ручные бомбы. Появились пищали винтованные, которые в просторечье называли винтовками. Как только Федор провел реформу армии, он мог точно сказать, сколько у него полков, какой у них личный состав, какое расположение, сколько требуется на вооружение, снаряжение и так далее.  Вопрос:Выпишите, распределяя по направлениям,социально­экономические и военныепреобразования, проведённые  Фёдором Алексеевичем. 3 группа.Познакомьтесь с информацией учебника о духовной и культурной жизни российского общества ( п.4  стр. 210), а также с приведённым ниже текстом и ответьте на вопрос. Свой ответ зафиксируйте на листах  ватмана и прикрепите их к кластеру. С малых лет будущий царь тянулся к красоте. В детстве  он освоил нотную грамоту, собрал уникальную библиотеку  нот, а став царем, заменил старинную крюковую запись музыки на общепринятую линейную. При дворе вошло в обычай  проводить вокальные концерты. В Кремле появились придворные поэты.Симеон Полоцкий и Сильвестр Медведев писали вирши (стихи) «по случаю»,  воспевая важнейшие события в жизни государства.  При Фёдоре Алексеевиче многие палаты Кремля украшали росписи на библейские сюжеты и затейливые орнаменты.  Живописцы сделали решительный шаг от иконописи к реалистической живописи, появился достоверный портрет –  «парсуна». Сам Кремль при его правлении украсился новыми дворцами, храмами и вертоградами (садами). Деревянная Москва часто горела, горожанам по всей России запрещалось летом топить печи, готовить пищу на огне  разрешалось только в удалении от домов. Убытки от пожаров были огромны, вид выгоревших улиц и целых слобод  удручал государя – он часто сам выезжал на пожары и руководил тушением. Фёдор Алексеевич предоставил москвичам  льготный кредит на постройку каменных домов. При этом он впервые ввел строительные стандарты на каменные блоки,  кирпичи, размеры построек разных видов. Определил надежных поставщиков и подрядчиков. Он же приказал мостить  улицы, которые прежде утопали в грязи и зловонии. При его правлении была проведена первая канализация, пока только в  Кремле. С главной московской площади Федор Алексеевич приказал убрать торговые палатки, и вот теперь она стала  действительно Красной, то есть красивой. Москва постепенно обретала столичный блеск. Царь понимал, что многие беды России от невежества, и заботился о распространении книг. На Печатном дворе он  открыл типографию, независимую от церковной цензуры. Появились первые переводы латинских авторов, светские книги,  первый научный труд по истории России – «Генеалогия» архимандрита Игнатия Римского­Корсакова.Ведь до тех пор  русские представляли историю родины по преданиям и легендам, хоть и занимательным, но недостоверным. Царь хотел  создать и Академию, подобную европейским университетам, сам составил проект, в котором давал учебному заведению  неслыханные для России вольности и дворцовые привилегии, не случайно сам проект назывался «Привилегия». Но увы,  этот проект остался неосуществленным. Вопрос:Выпишите преобразования, которые были проведены в духовной и культурной жизни страны молодым царём  Фёдором Алексеевичем?

Технологическая карта урока истории в 7 классе "Политика Федора Алексеевича Романова"

Технологическая карта урока истории в 7 классе "Политика Федора Алексеевича Романова"

Технологическая карта урока истории в 7 классе "Политика Федора Алексеевича Романова"

Технологическая карта урока истории в 7 классе "Политика Федора Алексеевича Романова"

Технологическая карта урока истории в 7 классе "Политика Федора Алексеевича Романова"

Технологическая карта урока истории в 7 классе "Политика Федора Алексеевича Романова"

Технологическая карта урока истории в 7 классе "Политика Федора Алексеевича Романова"

Технологическая карта урока истории в 7 классе "Политика Федора Алексеевича Романова"

Технологическая карта урока истории в 7 классе "Политика Федора Алексеевича Романова"

Технологическая карта урока истории в 7 классе "Политика Федора Алексеевича Романова"

Технологическая карта урока истории в 7 классе "Политика Федора Алексеевича Романова"

Технологическая карта урока истории в 7 классе "Политика Федора Алексеевича Романова"

Технологическая карта урока истории в 7 классе "Политика Федора Алексеевича Романова"

Технологическая карта урока истории в 7 классе "Политика Федора Алексеевича Романова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2018