Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся
Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
биология +1
5 кл—8 кл
02.06.2017
От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения.
Цель работы: изучение типов технологических карт, приёмов их составления в соответствии с требованиями ФГОС и их роли для организации учебного процесса.
Предмет исследования: особенности организации учебного процесса с использованием технологической карты.Статья
ТК урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся .docx
Технологическая карта урока как форма планирования педагогического
сотрудничества учителя и учащихся
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в
представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится
общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую
ключевую компетенцию, как умение учиться.
В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение
учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком
(собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность
способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы),
которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений,
включая организацию этого процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в
значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся
по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока,
его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот
уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался
сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой
подобно любому произведению искусства.
От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных
образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения
новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При
этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности
осваивает знания и умения.
Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в
работе с учащимися для достижения современных целей образования.
Сегодня необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия у
учащихся на уроках, как организовать эффективный учебный процесс, обеспечивающий
реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с
требованиями ФГОС второго поколения, как отразить “системнодеятельностный подход”
в обучении в планировании педагогом своей профессиональной деятельности.
Именно поэтому я решила заняться вопросом, связанным с современной
технологической картой урока. Моя работа имеет практический характер, так как в итоге
я разработала несколько технологических карт к урокам биологии и географии.
Цель работы: изучение типов технологических карт, приёмов их составления в
соответствии с требованиями ФГОС и их роли для организации учебного процесса.
Предмет исследования: особенности организации учебного процесса с
использованием технологической карты. Главная особенность Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС) – это повышенное внимание к результатам
образования. Все эти результаты заданы в деятельностной форме, а значит для их
достижения необходимо осуществление деятельностного подхода к обучению.
Деятельностный подход в обучении предполагает, что школьник в процессе
обучения должен не выучить чтото, а научиться чемуто, т.е. научиться осуществлять
деятельность. На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием
выполнения дела.
Задачей обучения, таким образом, является формирование способов действий,
обеспечивающих результаты учебной деятельности и способствующих развитию ключевых
компетенций.
В современном понимании знать – значит с помощью знаний осуществлять
определенную деятельность. Деятельность учителя в этом случае заключается не в
“передаче” знаний, а в проектировании учебной деятельности, ее организации, и ее
управлении. При этом ясное определение целей обучения служит основой для оценки
результатов обучения, для определения содержания и методов обучения, для активизации
учебной работы обучающихся,
превращения их в сознательных участников
образовательного процесса.
ФГОС общего образования ставит главной задачей развитие личности ученика.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов
обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные
виды деятельности.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к
современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Основными требованиями к уроку, построенному на системнодеятельностной
основе, являются:
Постановка педагогической цели с учетом изменившихся образовательных
результатов (формирование УУД и предметных действий);
Отбор содержания урока, на материале которого будут формироваться
предметные и универсальные действия;
Применение алгоритма действий: педагогическая цель – учебная задача –
мотив – учебные действия – самоконтроль – самооценка – рефлексия;
Использование интерактивных методов и форм обучения, предполагающих
самостоятельность обучающихся;
Создание психологически комфортной обстановки на уроке;
Минимализация и вариативность домашнего задания;
Наличие рефлексии как осознания себя в деятельности.
Все вышеуказанные требования наглядно отображаются в технологической карте
урока.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования учебного
процесса, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем
параметрам.
Проанализировав несколько разнообразных типов современных
технологических карт, я решила, что такими параметрами могут быть этапы урока, его
цели, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность
учителя и деятельность обучающихся, а также краткое содержание учебного материала.
Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты
позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в
соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Задача технологической карты – отразить так называемый “деятельностный подход”
в обучении. В разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся
учитель специально организует, и какой результат рассчитывает получить. То есть, на
каждом этапе урока учитель отслеживаем свою деятельность и ожидамые действия
учеников.
Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма
учителя.
При разработке технологической карты урока по
ФГОС необходимо учитывать ряд
этапов.
Этапы конструирования урока:
1.
2.
3.
Определение темы учебного материала.
Определение дидактической цели темы.
Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых
знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков;
обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и
навыков учащихся.
Продумывание структуры урока.
Обеспеченность урока (таблица).
Отбор содержания учебного материала.
Выбор методов обучения.
Выбор форм организации педагогической деятельности
Оценка знаний, умений и навыков.
Рефлексия урока.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Технологическая карта урока по ФГОС это новый вид методической продукции,
обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и
возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных
программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать
эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и
личностных умений (универсальных учебных действий (далее УУД)) в соответствии с
требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической
карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией,
описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых
образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность,
структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Структура технологической карты.
1й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”.
Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.
Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.
2й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”.
Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.
Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к
учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
3й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания
учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели,
формулируют (уточняют) тему урока. 4й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя:
построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план
достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).
5й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает
осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся:
решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
6й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность
учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся:
самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
7й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует
рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Примеры шаблонов технологических карт урока представлены в приложении.
Сущностной характеристикой технологической карты является представление
образовательного процесса на уровне технологии на уровне проектирования и
конструирования, включая описание действий преподавателя и учащихся (действий
целеполагания, организации, контроля и регулирования). В ней предусматриваются
планирование целей развития учащихся и усвоение учащимися знаний, формирования и
развития специальных умений.
Учитель может сконструировать и технологическую карту для учащихся.
Технологическая карта учащихся является своеобразным стимулом самообразования, так
как позволяет видеть изучаемую тему целостно в собственных действиях и самостоятельно
организовывать учебнопознавательную деятельность в соответствии со своими
возможностями. Определение преподавателем целей каждого занятия по технологической
карте позволяет каждому школьнику оценивать уровень сформированности своих знаний и
умений, принимать решения о необходимых действиях по коррекции своего процесса
усвоения. Управление учебным процессом обеспечивается тем, что задания в
технологических картах идут в последовательности, в которой ученику предстоит их
решать, они пронумерованы. Учащимся сообщается ориентировочный срок работы,
обозначенный с учетом уровня сложности материала. В каждом задании четко сообщается,
в какой форме нужно его выполнить (письменно, устно, в виде плана, схемы, таблицы,
графика и т.д.).
Изучаемый материал должен быть представлен зримо, наглядно, в виде схемы,
таблицы, кластера.
Можно выделить типы заданий, используемых в технологических картах:
задания с наличием образца выполнения;
задания со вспомогательными вопросами (их цель помочь актуализировать
знания, умения и навыки, необходимые для выполнения задания);
задания с сопутствующими указаниями, инструкциями;
задания с алгоритмическими предписаниями.
Активизации учебной деятельности школьников способствуют и следующие
приемы, используемые в технологических картах:
ответы на вопросы параграфа (вопросы даются перед чтением материала);
составление таблицы по теоретическому материалу;
составление схем различного вида.
В условиях самостоятельной работы ученик может заниматься в индивидуальном
режиме. Такая работа активизирует учащихся в том смысле, что все ученики, даже
пассивные и ленивые, должны выполнять задания сами, не дожидаясь, пока ктото другой
их выполнит, как это нередко бывает при фронтальной работе. Преподаватель, в зависимости от того, как учащиеся продвигаются по пути
познания учебного материала (об этом свидетельствуют результаты выполнения
учащимися заданий для самоконтроля), может осуществлять индивидуализацию обучения.
В данном случае ее следует рассматривать как такую стадию обучения, которая позволила
бы каждому ученику на субъективно сложившемся уровне полноценно усваивать учебный
материал, а также продуктивно проводить самооценку. Самооценивание – один из
компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с
процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она
позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.
Сочетание самоконтроля и самооценки ученика с контролем преподавателя
способствует объективному выявлению причин затруднений школьника и ликвидации
имеющихся у него пробелов в усвоении знаний. Этап контроля включает индивидуальное
собеседование с учителем (в течение урока, или на дополнительном занятии),
тестирование.
Продуктивность данной формы работы в том, что учащиеся овладевают системой
знаний, практическими умениями, предусмотренными программой по географии и
биологии, повышается мотивация учения. При этом важно отметить, что от учителя
требуется большая дополнительная подготовительная работа.
Трудоемкость опыта заключается в вовлечении всех учащихся в самостоятельную
работу, изменении характера взаимодействия "учитель ученик", основываясь на
психологопедагогических характеристиках учащихся данного возраста.
Возможности технологической карты
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
определить универсальные учебные действия, которые формируются в
процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от
цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с
дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством
перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
освободить время для творчества использование готовых разработок по
темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить
связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные
действия всех участников педагогического процесса;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на
каждом этапе освоения темы.
решить организационнометодические проблемы (замещение уроков,
выполнение учебного плана и т. д.);
соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора
технологических карт.
обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение
программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую
методическую помощь. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения
качества обучения, так как:
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до
результата;
используются эффективные методы работы с информацией;
организуется поэтапная самостоятельная учебная,
познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической
деятельности.
интеллектуально
Вывод:
Современная технологическая карта – это новый вид методической продукции,
обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных предметов и
возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных
программ в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать
эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и
личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями
ФГОС второго поколения.
Каждый учитель может выбрать удобную для себя форму технологической карты
урока, где будет отображено педагогическое взаимодействие учителя с обучающимися.
В чём «плюсы» технологической карты по сравнению с традиционным планом
урока?
В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не
позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде
технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии
подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных
содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности
применяемых методов и форм работы в их совокупности.
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и
аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). Например, реализацию
учителем целей урока; использование развивающих методов, способов активизации
познавательной деятельности обучающихся; осуществление оценивания и контроля.
На первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (это мини
проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи
этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности
обучающихся на каждом этапе. Помочь учителю в этом могут возможные формулировки
деятельности учителя и обучающихся.
Технологическая карта позволяет дифференцированно развивать индивидуальные
способности ученика, а ученик сам вправе развивать себя с помощью документа
технологической карты. Учитель, используя методические рекомендации авторов
учебников, сам может "настроиться" на контингент обучаемых, их индивидуальные
психические и физиологические особенности и спроектировать самостоятельно элементы
учебновоспитательного процесса, основываясь на Государственном образовательном
стандарте.
Теоретическая часть работы содержит несколько составленных мной
технологических карт к урокам биологии и географии. Список используемых источников:
1. Волявко Н.Н., Храмцова Н.С. Технологическая карта урока как современная
форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся
http://festival.1september.ru/articles/630119/
2. Вакула Е.Р. Проектирование урока географии на системнодеятельной основе.
http://festival.1september.ru/articles/619028/
3. Гурьева Е.О. Повышение эффективности учебной деятельности учащихся на
уроках при помощи технологических карт. Источник: Менеджер образования
(официальное СМИ).
http://festival.1september.ru/articles/591084/
http://www.menobr.ru/materials/370/5411/ ; http://www.menobr.ru/materials/19/37639/
4. Методические материалы по составлению технологической карты урока.
http://rcpohv.ru/post/open/584
5. Якушина Е.В. Подготовка технологической карты урока в соответствии с
требованиями ФГОС. Источник: журнал «Справочник заместителя директора
школы», №10, 2012
Вариант 1. Пример формы ТКУ , разработанный методистами ИД "Просвещение"
Урок № 1
Приложение
Тема:
Задачи:
Предметные:
Межпредметные связи:
Ресурсы урока:
Тип:
Планируемые результаты
Метапредметные:
Личностные:
Ход урока Содержание деятельности учителя:
Содержание деятельности
обучающихся:
Актуализация необходимых знаний
Мотивация познавательной деятельности
Организация познавательной деятельности
Подведение итогов
Дополнительный материал:
Диагностика достижения планируемых результатов:
Дополнительные творческие задания:
Достижения:
Самоанализ
Сложности:
Предложения
:
Вариант 2. (http://rcpohv.ru/post/open/584
Ф.И.О. Предмет: Класс: Тип урока:
) Технологическая карта урока
Тема
Цель
Задачи
УУД
Планируемые результаты
Основные понятия
Межпредметные связи
Ресурсы:
основные
дополнительные
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
ЛичностныеУУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
Предметные:
Знать
Уметь
Личностные:
Метапредметные:
Формы урока
Технология
фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г –
групповая Дидактическая
структура урок
а
Деятельн
Деятельн
ость
учеников
ость
учителя
Задания для
учащихся,
выполнение
которых
приведёт к
достижению
запланирова
нных
Организацион
ный момент
Время:
Основные
этапы:
Проверка
домашнего
задания
Время:
Этапы:
Изучение
нового
материала
Время:
Этапы:
Закрепление
нового
материала
Время:
Этапы:
Контроль
Время:
Этапы:
Рефлексия
Время:
Этапы:
результатов
Планируемые
результаты
Предмет
ные
УУД
(Познавательн
ые УУД).
(Коммуникати
вные УУД).
(Регулятивные
УУД).
Вариант 3. Технологическая карта урока, основанного на системнодеятельностном
подходе
Предмет ____________
_________________________
Класс _____________ Тема урока
Деятельно
сть
учителя
Этап
урока
Деятельность учащихся
Познавательная
Регулятивная
Коммуникативная Осуществл
яемые
Осущест
вляемые
действия
действи
Формир
уемые
умения
я
Осущест
вляемые
действи
я
Формир
уемые
умения
Осущест
вляемые
действи
я
Формир
уемые
умения
Образец технологической карты ученика.
Тема урока
Дата
Технологическая карта _______________________________ученика ____класса
(заполняется учеником по ходу урока при выполнении работы)
этап
цель
Содержание
Выполнение заданий
Определение
темы
Я буду
Знакомство
с темой
Я хочу
узнать
Подведем
итог
Я учусь….
Я
оцениваю…
Подведем
итоги
Результат
Получилось не получилось
Понятоне понято
Надо повторить
Надо уточнить
Надо прочитать
Тема:
Цель:
+ или
!
Оцени работу своей группы
Оценка:
Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся
Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся
Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся
Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся
Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся
Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся
Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся
Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся
Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся
Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.