Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся
Оценка 4.6

Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
биология +1
5 кл—8 кл
02.06.2017
Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся
От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Цель работы: изучение типов технологических карт, приёмов их составления в соответствии с требованиями ФГОС и их роли для организации учебного процесса. Предмет исследования: особенности организации учебного процесса с использованием технологической карты.Статья
ТК урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся .docx
Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся За   последние   десятилетия   в   обществе   произошли   кардинальные   изменения   в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает   умение учиться,   т.е.   способность   субъекта   к   саморазвитию   и   самосовершенствованию   путем сознательного   и   активного   присвоения   нового   социального   опыта.   В   более   узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов   действия   учащегося   (а   также   связанных   с   ними   навыков   учебной   работы), которые  обеспечивают  самостоятельное усвоение  новых  знаний,  формирование  умений, включая   организацию   этого   процесса.   Учебная   деятельность   учителя   и   учащегося   в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать   его   своеобразным   произведением   со   своим   замыслом,   завязкой   и   развязкой подобно любому произведению искусства. От   учителя   теперь   требуется   организовать   на   уроках   с   помощью   современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом   ученик   не  столь   внимательно   слушает   учителя,   сколько   в   процессе   деятельности осваивает знания и умения.  Следовательно,   педагогам   необходимо   искать   и   использовать   новые   подходы   в работе с учащимися для достижения современных целей образования.  Сегодня необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия у учащихся на уроках, как организовать эффективный учебный процесс, обеспечивающий реализацию   предметных,   метапредметных   и   личностных   умений   в   соответствии   с требованиями ФГОС второго поколения, как отразить “системно­деятельностный подход” в обучении в планировании педагогом своей профессиональной деятельности.  Именно   поэтому   я   решила   заняться   вопросом,   связанным   с   современной технологической картой урока. Моя работа имеет практический характер, так как в итоге я разработала несколько технологических карт к урокам биологии и географии.  Цель   работы:   изучение   типов   технологических   карт,   приёмов   их   составления   в соответствии с требованиями ФГОС и их роли для организации учебного процесса.  Предмет   исследования:   особенности   организации   учебного   процесса   с использованием технологической карты. Главная особенность Федерального государственного образовательного стандарта основного   общего   образования   (ФГОС)   –   это   повышенное   внимание   к   результатам образования.   Все   эти   результаты   заданы   в   деятельностной   форме,   а   значит   для   их достижения необходимо осуществление деятельностного подхода к обучению. Деятельностный   подход   в   обучении   предполагает,   что   школьник   в   процессе обучения должен не выучить что­то, а научиться чему­то, т.е. научиться  осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения дела. Задачей   обучения,   таким   образом,   является   формирование   способов   действий, обеспечивающих результаты учебной деятельности и способствующих развитию ключевых компетенций. В   современном   понимании   знать   –   значит   с   помощью   знаний   осуществлять определенную   деятельность.   Деятельность   учителя   в   этом   случае   заключается   не   в “передаче”   знаний,   а   в   проектировании   учебной   деятельности,   ее   организации,   и   ее управлении.   При   этом   ясное   определение   целей   обучения   служит   основой   для   оценки результатов обучения, для определения содержания и методов обучения, для активизации учебной   работы   обучающихся,   превращения   их   в   сознательных   участников образовательного процесса. ФГОС   общего   образования   ставит   главной   задачей   развитие   личности   ученика. Современное   образование   отказывается   от   традиционного   представления   результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Какие   основные   моменты   следует   учитывать   учителю   при   подготовке   к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?  Основными   требованиями   к   уроку,   построенному   на   системно­деятельностной основе, являются:  Постановка педагогической цели с учетом изменившихся образовательных результатов (формирование УУД и предметных действий);  Отбор   содержания   урока,   на   материале   которого   будут   формироваться предметные и универсальные действия;  Применение алгоритма действий: педагогическая цель – учебная задача – мотив – учебные действия – самоконтроль – самооценка – рефлексия;  Использование интерактивных методов и форм обучения, предполагающих самостоятельность обучающихся;  Создание психологически комфортной обстановки на уроке;  Минимализация и вариативность домашнего задания;  Наличие рефлексии как осознания себя в деятельности. Все вышеуказанные требования наглядно отображаются в технологической карте урока. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования учебного процесса,   таблица,   позволяющая   структурировать   урок   по   выбранным   учителем параметрам.   Проанализировав   несколько   разнообразных   типов   современных технологических карт, я решила, что такими параметрами могут быть этапы урока, его цели,   методы   и   приемы   организации   учебной   деятельности   обучающихся,   деятельность учителя и деятельность обучающихся, а также краткое содержание учебного материала.  Моделирование   и   проведение   урока   с   использованием   технологической   карты позволяет   организовать   эффективный   учебный   процесс,   обеспечить   реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.  Задача технологической карты – отразить так называемый “деятельностный подход” в обучении. В разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся учитель   специально   организует,   и   какой   результат   рассчитывает   получить.   То   есть,   на каждом   этапе   урока   учитель   отслеживаем   свою   деятельность   и   ожидамые   действия учеников.  Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. При разработке технологической карты урока по     ФГОС необходимо учитывать ряд   этапов. Этапы конструирования урока:  1. 2. 3. Определение темы учебного материала.  Определение дидактической цели темы.  Определение  типа   урока:  урок  изучения   и  первичного  закрепления  новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения   и   систематизации   знаний;   проверки,   оценки   и   коррекции   знаний,   умений   и навыков учащихся.  Продумывание структуры урока.  Обеспеченность урока (таблица).  Отбор содержания учебного материала.  Выбор методов обучения.  Выбор форм организации педагогической деятельности  Оценка знаний, умений и навыков. Рефлексия урока.  4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Технологическая карта урока по ФГОС ­ это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.  Обучение   с   использованием   технологической   карты   позволяет   организовать эффективный  учебный  процесс, обеспечить реализацию предметных,  метапредметных  и личностных умений (универсальных учебных действий (далее ­ УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.  Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании   заданий   для   ученика   по   освоению   темы,   оформлении   предполагаемых образовательных   результатов.   Технологическую   карту   отличают:   интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.  Структура технологической карты. 1­й   этап.   “Самоопределение   к   деятельности.   Организационный   момент”. Деятельность   учителя:   включение   в   деловой   ритм.   Устное   сообщение   учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе. 2­й   этап.   “Актуализация   знаний   и   фиксация   затруднений   в   деятельности”. Деятельность   учителя:   выявляет   уровень   знаний,   определяет   типичные   недостатки. Деятельность   учащихся:   выполняют   задание,   тренирующее   отдельные   способности   к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. 3­й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся,   создает   проблемную   ситуацию.   Деятельность   учащихся:   ставят   цели, формулируют (уточняют) тему урока. 4­й   этап.   “Построение   проекта   выхода   из   затруднения”.   Деятельность   учителя: построение   проекта   выхода   из   затруднения.   Деятельность   учащихся:   составляют   план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). 5­й   этап.   “Первичное   закрепление”.   Деятельность   учителя:   устанавливает осознанность   восприятия,   организует   первичное   обобщение.   Деятельность   учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. 6­й   этап.   “Самостоятельная   работа   с   самопроверкой   по   эталону”.   Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. 7­й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию.   Деятельность   учащихся:   осуществляют   самооценку   собственной   учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Примеры шаблонов технологических карт урока представлены в приложении. Сущностной   характеристикой   технологической   карты   является   представление образовательного   процесса   на   уровне   технологии   ­   на   уровне   проектирования   и конструирования,   включая   описание   действий   преподавателя   и   учащихся   (действий целеполагания,   организации,   контроля   и   регулирования).   В   ней   предусматриваются планирование целей развития учащихся и усвоение учащимися знаний, формирования и развития специальных умений.  Учитель   может   сконструировать   и   технологическую   карту   для   учащихся. Технологическая карта учащихся является своеобразным стимулом самообразования, так как позволяет видеть изучаемую тему целостно в собственных действиях и самостоятельно организовывать   учебно­познавательную   деятельность   в   соответствии   со   своими возможностями. Определение преподавателем целей каждого занятия по технологической карте позволяет каждому школьнику оценивать уровень сформированности своих знаний и умений,   принимать   решения   о   необходимых   действиях   по   коррекции   своего   процесса усвоения.   Управление   учебным   процессом   обеспечивается   тем,   что   задания   в технологических   картах   идут   в   последовательности,   в   которой   ученику   предстоит   их решать,   они   пронумерованы.   Учащимся   сообщается   ориентировочный   срок   работы, обозначенный с учетом уровня сложности материала. В каждом задании четко сообщается, в какой форме нужно его выполнить (письменно, устно, в виде плана, схемы, таблицы, графика и т.д.). Изучаемый   материал   должен   быть   представлен   зримо,   наглядно,   в   виде   схемы, таблицы, кластера. Можно выделить типы заданий, используемых в технологических картах:      задания с наличием образца выполнения; задания со вспомогательными вопросами (их цель ­ помочь актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для выполнения задания); задания с сопутствующими указаниями, инструкциями; задания с алгоритмическими предписаниями. Активизации   учебной   деятельности   школьников   способствуют   и   следующие приемы, используемые в технологических картах:    ответы на вопросы параграфа (вопросы даются перед чтением материала); составление таблицы по теоретическому материалу; составление схем различного вида. В условиях самостоятельной работы ученик может заниматься в индивидуальном режиме.   Такая   работа   активизирует   учащихся   в   том   смысле,   что   все   ученики,   даже пассивные и ленивые, должны выполнять задания сами, не дожидаясь, пока кто­то другой их выполнит, как это нередко бывает при фронтальной работе. Преподаватель,   в   зависимости   от   того,   как   учащиеся   продвигаются   по   пути познания   учебного   материала   (об   этом   свидетельствуют   результаты   выполнения учащимися заданий для самоконтроля), может осуществлять индивидуализацию обучения. В данном случае ее следует рассматривать как такую стадию обучения, которая позволила бы каждому ученику на субъективно сложившемся уровне полноценно усваивать учебный материал,   а   также   продуктивно   проводить   самооценку. Самооценивание   –   один   из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой   оценивания   себя.   Преимущество   самооценки   заключается   в   том,   что   она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны. Сочетание   самоконтроля   и   самооценки   ученика   с   контролем   преподавателя способствует   объективному   выявлению   причин   затруднений   школьника   и   ликвидации имеющихся у него пробелов в усвоении знаний. Этап контроля включает индивидуальное собеседование   с   учителем   (в   течение   урока,   или   на   дополнительном   занятии), тестирование. Продуктивность данной формы работы в том, что учащиеся овладевают системой знаний,   практическими   умениями,   предусмотренными   программой   по   географии   и биологии,   повышается   мотивация   учения.   При   этом   важно   отметить,   что   от   учителя требуется большая дополнительная подготовительная работа.  Трудоемкость опыта заключается в вовлечении всех учащихся в самостоятельную работу,   изменении   характера   взаимодействия   "учитель   ­   ученик",   основываясь   на психолого­педагогических характеристиках учащихся данного возраста. Возможности технологической карты Технологическая карта позволит учителю:              реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; определить   универсальные   учебные   действия,   которые   формируются   в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы; освободить   время   для   творчества   ­   использование   готовых   разработок   по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы, определить   возможности   реализации   межпредметных   знаний   (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы. решить   организационно­методические   проблемы   (замещение   уроков, выполнение учебного плана и т. д.); соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт. обеспечить повышение качества образования. Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. Использование   технологической   карты   обеспечивает   условия   для   повышения качества обучения, так как:     учебный   процесс   по   освоению   темы   (раздела)   проектируется   от   цели   до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется   поэтапная   самостоятельная   учебная, познавательная и рефлексивная деятельность школьников; обеспечиваются  условия для применения  знаний и умений в практической деятельности.   интеллектуально­ Вывод: Современная   технологическая   карта   –   это   новый   вид   методической   продукции, обеспечивающей   эффективное   и   качественное   преподавание   учебных   предметов   и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение   с   использованием   технологической   карты   позволяет   организовать эффективный  учебный  процесс, обеспечить реализацию предметных,  метапредметных  и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Каждый учитель может выбрать удобную для себя форму технологической карты урока, где будет отображено педагогическое взаимодействие учителя с обучающимися. В   чём   «плюсы»   технологической   карты   по   сравнению   с   традиционным   планом урока? В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет  провести   его  системный  педагогический  анализ.  Форма  записи  урока  в   виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки,   оценить   рациональность   и   потенциальную   эффективность   выбранных содержания,   методов,   средств   и   видов   учебной   деятельности   на   каждом   этапе   урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.  С  помощью  технологической   карты  можно  провести  не  только  системный,   но  и аспектный   анализ   урока   (прослеживая   карту   по   вертикали).   Например,   реализацию учителем   целей   урока;   использование   развивающих   методов,   способов   активизации познавательной деятельности обучающихся; осуществление оценивания и контроля.  На первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (это мини­ проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов,   конкретизация   содержания   этапов   своей   деятельности   и   деятельности обучающихся на каждом этапе. Помочь учителю в этом могут возможные формулировки деятельности учителя и обучающихся. Технологическая  карта позволяет дифференцированно  развивать индивидуальные способности   ученика,   а   ученик   сам   вправе   развивать   себя   с   помощью   документа   ­ технологической   карты.   Учитель,   используя   методические   рекомендации   авторов учебников,   сам   может   "настроиться"   на   контингент   обучаемых,   их   индивидуальные психические и физиологические особенности и спроектировать самостоятельно элементы учебно­воспитательного   процесса,   основываясь   на   Государственном   образовательном стандарте.   Теоретическая   часть   работы   содержит   несколько   составленных   мной технологических карт к урокам биологии и географии. Список используемых источников: 1. Волявко Н.Н., Храмцова Н.С. Технологическая  карта урока как современная форма   планирования   педагогического   взаимодействия   учителя   и   учащихся http://festival.1september.ru/articles/630119/ 2. Вакула Е.Р. Проектирование урока географии на системно­деятельной основе. http://festival.1september.ru/articles/619028/ 3. Гурьева   Е.О.   Повышение   эффективности   учебной   деятельности   учащихся   на уроках   при помощи технологических карт. Источник: Менеджер образования (официальное СМИ). http://festival.1september.ru/articles/591084/ http://www.menobr.ru/materials/370/5411/ ; http://www.menobr.ru/materials/19/37639/  4. Методические   материалы   по   составлению   технологической   карты   урока. http://rcpohv.ru/post/open/584                    5. Якушина   Е.В.   Подготовка   технологической   карты   урока   в   соответствии   с требованиями ФГОС. Источник: журнал   «Справочник заместителя директора школы», №10, 2012 Вариант 1. Пример формы ТКУ , разработанный методистами ИД "Просвещение" Урок № 1 Приложение Тема: Задачи:           Предметные: Межпредметные связи:  Ресурсы урока: Тип:  Планируемые результаты  Метапредметные: Личностные: Ход урока Содержание деятельности учителя: Содержание деятельности  обучающихся: Актуализация необходимых знаний Мотивация познавательной деятельности Организация познавательной деятельности Подведение итогов Дополнительный материал:  Диагностика достижения планируемых результатов: Дополнительные творческие задания: Достижения: Самоанализ Сложности: Предложения : Вариант 2. (http://rcpohv.ru/post/open/584 Ф.И.О.                     Предмет:                         Класс:                            Тип урока:  ) Технологическая карта урока    Тема Цель Задачи УУД Планируемые результаты Основные понятия Межпредметные связи Ресурсы:  основные  дополнительные             Образовательные: Развивающие: Воспитательные: ЛичностныеУУД:  Регулятивные УУД:  Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: Предметные: Знать Уметь Личностные: Метапредметные:       Формы урока Технология фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г –  групповая Дидактическая структура урок а Деятельн Деятельн ость учеников ость учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланирова нных Организацион ный момент Время: Основные  этапы: Проверка  домашнего  задания Время: Этапы: Изучение  нового  материала Время:          Этапы: Закрепление   нового  материала  Время:          Этапы: Контроль Время:         Этапы: Рефлексия  Время:         Этапы:                   результатов                               Планируемые результаты Предмет ные УУД             (Познавательн ые УУД). (Коммуникати вные УУД). (Регулятивные УУД).           Вариант 3. Технологическая карта  урока, основанного на системно­деятельностном  подходе Предмет ____________ _________________________ Класс _____________                        Тема урока  Деятельно сть учителя  Этап урока Деятельность учащихся Познавательная Регулятивная Коммуникативная Осуществл яемые Осущест вляемые действия действи Формир уемые умения я Осущест вляемые действи я Формир уемые умения Осущест вляемые действи я Формир уемые умения Образец технологической карты ученика.  Тема урока Дата Технологическая карта _______________________________ученика ____класса (заполняется учеником по ходу урока при выполнении работы) этап цель Содержание Выполнение заданий Определение темы Я буду  Знакомство  с темой  Я хочу  узнать Подведем  итог Я учусь…. Я  оцениваю… Подведем  итоги Результат  Получилось­ не получилось Понято­не понято Надо повторить Надо уточнить Надо прочитать Тема: Цель: + или ­ ! Оцени работу своей группы Оценка:

Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся

Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся

Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся

Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся

Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся

Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся

Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся

Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся

Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся

Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся

Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся

Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся

Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся

Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся

Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся

Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся

Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся

Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся

Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся

Технологическая карта урока как форма планирования педагогического сотрудничества учителя и учащихся
Скачать файл