Организационная информация |
|
ФИО учителя |
Матвеева Нина Владимировна |
Должность |
Учитель истории и обществознания |
Образовательное учреждение |
Новолыбаевская СОШ Филиал МАОУ «СОШ № 1» |
Предмет |
История |
Класс, количество человек |
8 класс, 14 человек |
Тема |
«Крестьянская реформа 1861 года.» |
Номер урока в теме |
Второй урок в теме «Россия во второй половине 19 века», изучение нового материала |
Учебник, по которому ведётся обучение |
А.А.Данилов. История России. 19 век. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2013. |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса |
Учащиеся 8 класса относятся к среднему школьному возрасту (12-14 лет). В это время происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие детей, активное развитие головного мозга, развитие словесно-логического мышления и умения рассуждать. Познавательная деятельность по-прежнему является ведущей, но появляется новый вид учебного мотива - мотив самообразования, представленный в активном интересе к дополнительным источникам знаний. На первое место выходит потребность понимания смысла учения «для себя». В структуре оценки учащимися своего труда определяющими становятся такие критерии, как самостоятельность и творчество, проявленные в процессе решения учебной задачи, выход за пределы заданных стандартов. |
Описание урока |
|
Тип урока |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Время реализации урока |
40 минут |
Цель урока |
Сформировать представление о сущности Крестьянской реформы 1861 года; уяснить основные положения реформы и значение отмены крепостного права. |
Задачи урока |
Образовательные: • способствовать освоению учащимися знаний о крестьянской реформе 1861года в России; овладению умениями применять полученные знания для объяснения и анализа исторического развития России в 19 веке. Развивающие:
Воспитательные:
|
Планируемые результаты Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят ученики в ходе урока |
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
|
УУД, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят учащиеся в ходе урока |
Познавательные УУД: · анализировать, структурировать, сравнивать, делать выводы; · преобразовывать информацию из одного вида в другой; · владеть смысловым чтением Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Личностные УУД:
|
Основные понятия |
|
Формы урока |
Фронтальная, групповая. |
Технологии |
Информационно-коммуникативная технология, технология развития критического мышления. |
Ресурсы, оборудование и материалы
|
Техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, автоматизированные рабочие места учащихся, подключенные к сети Интернет. Раздаточные материалы: карточки с названиями документов и ссылками на Интернет-ресурсы; карта «Уменьшение наделов бывших помещичьих крестьян после реформы 1861 года.» Ресурсы: ЭОР, Интернет-ресурсы, фрагмент док. фильма. |
Способ рассадки учащихся |
Рассадка в группах.
|
Подробный конспект урока |
№ |
Этап урока |
Название используемых Интернет-ресурсов, ЭОР |
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика |
Время (мин) |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Личностные |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Инициация (приветствие) |
|
Учитель предлагает ученикам поприветствовать друг друга: «Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое». |
Учащиеся улыбаются, приветствуют друг друга. |
1 |
|
|
Умение слушать и вступать в диалог |
Умение выделять нравственный аспект поведения |
||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Вызов. Формулировка темы. |
Просмотр эпизода документального фильма «Александр II». |
Учитель предлагает учащимся определить тему урока. Записывает тему урока на школьной доске. |
Учащиеся после просмотра эпизода фильма определяют тему. Записывают в тетрадях дату и тему урока. |
2. |
Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Актуализация знаний, целеполагание |
Презентация (слайд 1)
Презентация (слайд 2-3)
Презентация (слайд 4)
Презентация (слайд 5)
|
Учитель предлагает проанализировать ранее изученный материал раздела «Россия во второй половине 19 века», используя таблицу, представленную на слайде презентации:
Предлагает ученикам сформулировать цель урока.
Формулирует проблему урока: как вы понимаете слова А.Н.Некрасова?
К словам Некрасова мы вернемся в конце урока. В течение урока заполним таблицу, которая поможет нам в решении проблемы.:
Что получили в результате реформы?
|
Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы:
Опираясь на предыдущие знания, учащиеся формулируют цель урока.
Пытаются высказать свое мнение, но не у всех это получается, т.к. тема еще не изучена.
Чертят в тетради таблицу
|
8 |
Выделение необходимой информации, умение анализировать.
Умение анализировать устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения
|
Умение фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Умение самостоятельно определять цели своего обучения.
|
Умение слушать и вступать в диалог. Умение приводить аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждение ее фактами |
Смыслообразование. Владение первичными навыками анализа.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Усвоение новых знаний |
Презентация (слайд 6) Ресурсы президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцына http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=5871 http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=33736
Презентация (слайды 7-9)
презентация (слайд |
Предлагает учащимся самостоятельно изучить теоретический материал по теме: «Крестьянская реформа 1861г.», работая с текстом учебника, документа.
1 группа: Прочтите в § 20 учебника «Основные положения крестьянской реформы 1861» г. и текст документа "Обозрение высочайше утвержденных 19 февраля 1861 года положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости"с 19, 22-23, ответьте на вопрос: какие права получили крестьяне в результате реформы?. 2 группа: Прочтите в § 20 учебника «Основные положения крестьянской реформы 1861», текст документа"Обозрение высочайше утвержденных 19 февраля 1861 года положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" с.76-77 и ответьте на вопрос: как определялся размер земельного надела, предоставляемого крестьянам? 3 группа: Прочтите в § 20 учебника «Основные положения крестьянской реформы 1861» текст документа"Труды Комиссии высших учреждений для пересмотра системы податей и сборов ; Сборник извлечений из узаконений и правительственных распоряжений, изданных с 19 февраля 1861 г. по 1 июля 1879 г., относительно прямых податей, выкупных платежей и поземельных сборов"с. 5-6, ответьте на вопрос: как определялся размер выкупа? Информирует о необходимости соблюдения правил ТБ при работе в компьютерном классе. Корректирует, направляет работу учащихся. Организует обсуждение результатов работы. Предлагает на основе слайдов презентации проверить правильность записей и дополнить их, если есть необходимость. Предлагает обратиться к карте и определить: 1.Как изменились земельные наделы крестьян? 2. В каких губерниях отрезки были больше и почему? 3.Почему крестьяне были недовольны реформой?
Итоги крестьянской реформы:
Предлагает вернуться к таблице: Что получили крестьяне и помещики в результате реформы? Обращается к проблеме урока: |
Учащиеся, работая в группах, выполняют работу. Примерная запись в тетрадях 1 группа. I.Крестьяне стали лично свободными и получили гражданские права: 1.Производить сделки с движимым и недвижимым имуществом. 2.Открывать торговые и промышленные предприятия 3.Выступать от своего имени в суде 4.Не подвергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда 5.Переходить в другие сословия. 2 группа. 1.Размер земельного надела устанавливался местными положениями и колебался в различных частях империи от 3-х до 12-ти десятин. 2.Если до реформы в крестьянском пользовании находилось больше установленной законом нормы, то помещик имел право отрезать излишек. 3.Крестьянин в течение первых 9 лет не имел права отказаться от надела. 4. Не получили землю: дворовые, крепостные рабочие мануфактур, крестьяне мелкопоместных владельцев. 3 группа. 1.Крестьяне платили выкуп за усадебную и полевую землю. В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал до реформы. 2.Был установлен годовой 6% капитализированный оброк, равнявшийся дореформенным годовым доходам (оброку) помещика. 3.Таким образом, в основу выкупной операции был положен не капиталистический, а прежний феодальный критерий.
Используя презентацию, группы проверяют правильность сделанных записей и корректируют их.
Примерные ответы: -крестьянские наделы уменьшились. -в черноземных губерниях отрезки были больше, т.к. там земля была главной ценностью.
- крестьяне были недовольны тем, что получили мало земли, сохранением повинностей, размером выкупа. Буржуазные черты реформы 1.
Ликвидация крепостничества. Феодальные пережитки 1. Сохранение натурального хозяйства.
Учащиеся зачитывают записи в таблице,с помощью учителя корректируют их.
Отражает сложность, двойственность и противоречивость крестьянской реформы. Страдательной стороной оказались не только крестьяне, но и помещики, лишенные рабочих рук и гарантированного, привычного дохода. Этот акт был длительным процессом, растянувшимся на десятилетия.
|
15
3
3
2
|
Поиск и выделение необходимой информации. Представление информации в различных формах. Владение смысловым чтением.
|
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи |
Умение работать в группе. Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Умение корректировать своё мнение, в том числе, используя ИКТ.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе
|
Освоение социальных норм, правил поведения
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Рефлексия |
|
Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке и установить: - что узнал нового, - что научился делать, - определить степень своей активности, - определить, что не удалось, не получилось, почему.
Выставляет ученикам оценки за урок. |
Учащиеся вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение, в какой мере достигнута цель урока; приводят примеры использования в повседневной жизни знаний, полученных на уроке.
Выставляют оценки в дневники.
|
3 |
Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия. Умение подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства |
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Адекватное восприятие оценки учителя. |
Умение использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей. |
Смыслообразование |
||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Информация о домашнем задании. |
Презентация (слайд 5)
|
Задает домашнее задание творческого характера. Мотивирует учащихся на применение полученных знаний. §20, в. 1-3 Начать составление словарика по теме «Либеральные реформы середины 19в.». Эссе – Ваше отношение к отмене крепостного права, положению крестьян и последствиям данной реформы. |
Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от собственного желания и уровня освоения темы урока. Задают уточняющие вопросы. |
2 |
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем |
Планирование своей деятельности. Адекватная оценка своих возможностей достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности. |
Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности |
Самодисциплина. Потребность в самовыражении и самореализации |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.