Технологическая карта урока "Крестьянская реформа в России" (8 класс, история.)
Оценка 5

Технологическая карта урока "Крестьянская реформа в России" (8 класс, история.)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
8 кл
16.01.2017
Технологическая карта урока "Крестьянская реформа в России" (8 класс, история.)
Урок истории в 8 классе "Крестьянская реформа в России" разработан в соответствии с деятельностным подходом к обучению, направлен на формирование у учащихся умений извлекать информацию из различных источников, анализировать и систематизировать информацию, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Материал урока соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся, подобран в соответствии с целью урока: сформировать у учащихся представление об отмене крепостного права и его значении.
Технологическая карта урока 8 класс.doc

Технологическая карта урока

Организационная информация

ФИО учителя

Матвеева  Нина Владимировна

Должность

Учитель истории и обществознания

Образовательное учреждение

Новолыбаевская СОШ Филиал МАОУ «СОШ № 1»

Предмет

История

Класс, количество человек

8 класс, 14 человек

Тема

«Крестьянская реформа 1861 года.»

Номер урока в теме

Второй  урок в теме «Россия во второй половине 19 века»,  изучение нового материала

Учебник, по которому ведётся обучение

А.А.Данилов. История России. 19 век. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2013.

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса 

Учащиеся 8 класса относятся к среднему школьному возрасту (12-14 лет). В это время происходит дальнейшее   физическое   и   психофизическое   развитие детей,   активное   развитие головного мозга,    развитие     словесно-логического   мышления и   умения   рассуждать.   Познавательная деятельность по-прежнему  является  ведущей, но появляется новый вид учебного мотива  -  мотив  самообразования,  представленный  в  активном  интересе  к дополнительным  источникам   знаний. На первое место выходит потребность понимания смысла учения «для себя».

В структуре оценки учащимися своего труда определяющими становятся такие критерии, как самостоятельность и творчество, проявленные в процессе решения учебной задачи, выход за пределы заданных стандартов.

Описание урока

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Время реализации урока

40 минут

Цель урока

Сформировать представление о сущности Крестьянской реформы 1861 года; уяснить основные положения реформы и значение отмены крепостного права.

Задачи урока

Образовательные:

•    способствовать освоению учащимися знаний о крестьянской реформе 1861года в России; овладению умениями применять полученные знания для объяснения и анализа исторического развития России в 19 веке.

Развивающие:

  •  Развивать у  учащихся навыки самостоятельного поиска необходимой информации с использованием ресурсов  президентской  библиотеки, энциклопедий, справочников;
  • способствовать развитию навыков анализа имеющейся информации.

Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся уважение к истории своей страны, своего края.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят ученики в ходе урока

Предметные:

  • умение объяснять причину крестьянской реформы;
  • умение работать с документами  и формулировать выводы;

Метапредметные:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение  и делать выводы;
  • смысловое чтение;
  • развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Личностные:

  • развитие коммуникативных умений через включение в работу в группах;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом

УУД,

которые актуализируют/ приобретут/ закрепят учащиеся в ходе урока

Познавательные УУД:

·          анализировать, структурировать, сравнивать, делать выводы;

·          преобразовывать информацию из одного вида в другой;

·          владеть смысловым чтением

Коммуникативные УУД:

  • работать в группе;
  • корректировать своё мнение, в том числе, используя ИКТ

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности;
  • выделять и осознавать то, что уже усвоено и то, что ещё предстоит усвоить;
  • осмысление  качества и уровня усвоения материала

Личностные УУД:

  • применять правила сотрудничества при работе в группах;

 

Основные понятия

  • Отрезки – часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после реформы в пользу помещика, если надел превышал установленную норму. 
  • Прирезки – земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он был меньше низшей нормы. 
  • Дарственный надел -  часть от высшей нормы земельного надела, которую крестьянин мог получить бесплатно.
  • Временнообязанный – крестьянин, не расплатившийся за землю.
  • Уставная грамота-соглашение между помещиком и крестьянами, определяющее размер крестьянских наделов, а также оброк и барщину.

 

Формы урока

Фронтальная,  групповая.

Технологии

 Информационно-коммуникативная технология, технология развития критического мышления.

Ресурсы, оборудование и материалы

 

Техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, автоматизированные рабочие места учащихся, подключенные к сети Интернет.

Раздаточные материалы: карточки с названиями документов и ссылками на Интернет-ресурсы; карта «Уменьшение наделов бывших помещичьих крестьян после реформы 1861 года.»

Ресурсы: ЭОР, Интернет-ресурсы, фрагмент док. фильма.

Способ рассадки учащихся

Рассадка в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Подробный конспект урока

 

Этап урока

Название используемых Интернет-ресурсов, ЭОР

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

Время (мин)

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1

Инициация (приветствие)

 

Учитель предлагает ученикам поприветствовать друг друга: «Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг  другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое».

Учащиеся улыбаются, приветствуют друг друга.

1

 

 

Умение слушать и вступать в диалог

Умение выделять нравственный аспект поведения

2

Вызов.

Формулировка темы.

Просмотр эпизода документального фильма «Александр II».

Учитель предлагает учащимся определить тему урока.

Записывает тему урока на школьной доске.

Учащиеся после просмотра эпизода фильма определяют тему. Записывают в тетрадях дату и тему урока.

2.

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения,

 

 

 

2

Актуализация знаний, целеполагание

 

Презентация

(слайд 1)

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

(слайд 2-3)

 

 

 

 

Презентация  (слайд 4)

 

 

 

Презентация (слайд 5)

 

Учитель предлагает проанализировать ранее изученный материал раздела «Россия во второй половине 19 века», используя таблицу, представленную на слайде презентации:

Что вы вспомнили на предыдущих уроках?

Что нового вы узнали на предыдущих уроках?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает ученикам сформулировать цель урока.

 

 

 

Формулирует проблему урока: как вы понимаете слова А.Н.Некрасова?

 

 

 

К словам Некрасова мы вернемся в конце урока. В течение урока  заполним таблицу, которая поможет нам в решении

проблемы.:

 

Что получили в результате реформы?

 

крестьяне

помещики

+

-

+

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы:

Что вы вспомнили на предыдущих уроках?

Что нового вы узнали на предыдущих уроках?

Из курса истории 6-7 классов: этапы становления крепостного права, положение крепостных крестьян в России.

 

Как проходила подготовка крестьянской реформы; предпосылки отмены крепостного права, причины отмены крепостного права. чем отличались проекты освобождения крестьян черноземных и нечерноземных губерний.

 

Опираясь на предыдущие знания, учащиеся формулируют цель урока.

 

 

Пытаются высказать свое мнение, но не у всех это получается, т.к. тема еще не изучена.

 

 

 

 

 

 

 

Чертят в тетради таблицу

 

 

крестьяне

помещики

+

-

+

-

личная свобода,

некоторые гражд.

права

Земли меньше, чем до реформы., долги,

сохранение барщины и оброка до полного выкупа

компенсацию в денеж. эквиваленте,

возможность ещё несколько лет эксплуатировать крестьян

получили лишь часть компенсации,т.к.многие имения заложены,

потеряли бесплатную рабочую силу, а по-новому вести хозяйство не умеют

 

 

8

Выделение необходимой информации, умение анализировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение анализировать устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения

 

 

 

 

  

Умение фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение самостоятельно определять цели своего обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение приводить аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждение ее фактами

Смыслообразование.  Владение первичными навыками анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Усвоение новых знаний

Презентация

(слайд 6)

Ресурсы президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцына

http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=5871

http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=33736

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация (слайды 7-9)

 

 

 

презентация (слайд

Предлагает учащимся самостоятельно изучить теоретический материал по теме: «Крестьянская реформа 1861г.», работая с текстом учебника, документа.

 

1 группа: Прочтите  в § 20 учебника «Основные положения крестьянской реформы 1861» г. и текст документа "Обозрение высочайше утвержденных 19 февраля 1861 года положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости"с 19, 22-23, ответьте на вопрос: какие права получили крестьяне в результате реформы?.

2 группа: Прочтите  в § 20 учебника «Основные положения крестьянской реформы 1861», текст документа"Обозрение высочайше утвержденных 19 февраля 1861 года положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" с.76-77 и ответьте на вопрос: как определялся размер земельного надела, предоставляемого крестьянам?

3 группа: Прочтите  в § 20 учебника «Основные положения крестьянской реформы 1861» текст документа"Труды Комиссии высших учреждений для пересмотра системы податей и сборов ; Сборник извлечений из узаконений и правительственных распоряжений, изданных с 19 февраля 1861 г. по 1 июля 1879 г., относительно прямых податей, выкупных платежей и поземельных сборов"с. 5-6, ответьте на вопрос: как определялся размер выкупа?

Информирует о необходимости соблюдения правил ТБ при работе в компьютерном классе.

Корректирует, направляет работу учащихся.

Организует обсуждение результатов работы. Предлагает на основе слайдов презентации проверить правильность записей и дополнить их, если есть необходимость.

Предлагает обратиться к карте и определить:

1.Как изменились земельные наделы крестьян?

2. В каких губерниях отрезки были больше и почему?

3.Почему крестьяне были недовольны реформой?

 

Итоги крестьянской реформы:

 

 

 

 

 

Предлагает вернуться к таблице:

Что получили крестьяне и помещики в результате реформы?

Обращается к проблеме урока:

Учащиеся, работая в группах, выполняют работу.

Примерная запись в тетрадях

1 группа.

I.Крестьяне стали лично свободными и получили гражданские права:

1.Производить сделки с движимым и недвижимым имуществом.

2.Открывать торговые и промышленные предприятия

3.Выступать от своего имени  в суде

4.Не подвергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда

5.Переходить в другие сословия.

2 группа.

1.Размер земельного надела устанавливался местными положениями и колебался в различных частях империи от 3-х до 12-ти десятин.

2.Если до реформы в крестьянском пользовании находилось больше установленной законом нормы, то помещик  имел право отрезать излишек.

3.Крестьянин в течение первых 9 лет не имел права отказаться от надела.

4. Не получили землю: дворовые, крепостные рабочие мануфактур, крестьяне мелкопоместных владельцев.

3 группа.

1.Крестьяне платили выкуп за усадебную и полевую землю. В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал до реформы.

2.Был установлен годовой 6% капитализированный оброк, равнявшийся дореформенным годовым доходам (оброку) помещика.

3.Таким образом, в основу выкупной операции был положен не капиталистический, а прежний феодальный критерий.

 

Используя презентацию, группы проверяют правильность сделанных записей и корректируют их.

 

 

Примерные ответы:

-крестьянские наделы уменьшились.

-в черноземных губерниях отрезки были больше, т.к. там земля была главной ценностью.

 

- крестьяне были недовольны тем, что получили мало земли, сохранением повинностей, размером выкупа.

Буржуазные черты реформы

1. Ликвидация крепостничества.
2. Уравнение крестьян в правах с другими сословиями.
3. Расслоение крестьянства, появление в деревне богатых крестьян, так называемых крепких хозяев - кулаков, середняков, а также бедняков.
4. Развитие капиталистических отношений. Выход России на мировой аграрный рынок
5. Стимулирование развития промышленности и торговли
.

Феодальные пережитки

1. Сохранение натурального хозяйства.

2. Сохранение крупного помещичьего землевладения, малоземелье крестьян.

3.Сохранение общины.

4. Примитивные методы хозяйствования.

5. Временнообязанное состояние крестьян (до 1883 г.).

6. Полное политическое бесправие крестьян.

 

 

Учащиеся зачитывают записи в таблице,с помощью учителя корректируют их.

 

Отражает сложность, двойственность и противоречивость крестьянской реформы. Страдательной стороной оказались не только крестьяне, но и помещики, лишенные рабочих рук и гарантированного, привычного дохода. Этот акт был длительным процессом, растянувшимся на десятилетия.

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

Поиск и выделение необходимой информации. Представление информации в различных формах.  Владение смысловым чтением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Умение работать в группе. Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.  Умение корректировать своё мнение, в том числе, используя ИКТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

 

Освоение социальных норм, правил поведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Рефлексия

 

Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке и установить:

- что узнал нового,

-  что научился делать,

- определить степень своей активности,

- определить, что не удалось, не получилось, почему.

 

Выставляет ученикам оценки за урок.

Учащиеся вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение, в какой мере достигнута цель урока; приводят примеры использования в повседневной жизни  знаний, полученных на уроке.

 

Выставляют оценки в дневники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия.

Умение подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Адекватное восприятие оценки учителя.

Умение использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей.

Смыслообразование

5

Информация о домашнем задании.

Презентация

(слайд 5)

 

 

 

 

 

 

 

 

Задает домашнее задание творческого характера. Мотивирует учащихся на применение полученных знаний.

§20, в. 1-3

Начать составление словарика по теме «Либеральные реформы середины 19в.».

Эссе – Ваше отношение к отмене крепостного права, положению крестьян и последствиям данной реформы.

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от собственного желания и уровня освоения темы урока. Задают уточняющие вопросы.

2

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем

Планирование своей деятельности.  Адекватная оценка своих возможностей достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Самодисциплина.  Потребность в самовыражении и самореализации

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Задачи урока Образовательные : • способствовать освоению учащимися знаний о крестьянской реформе 1861года в

Задачи урока Образовательные : • способствовать освоению учащимися знаний о крестьянской реформе 1861года в

УУД, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят учащиеся в ходе урока

УУД, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят учащиеся в ходе урока

Подробный конспект урока №

Подробный конспект урока №

Презентация (слайд 2-3)

Презентация (слайд 2-3)

Учитель предлагает проанализировать ранее изученный материал раздела «

Учитель предлагает проанализировать ранее изученный материал раздела «

Lib/pages/item.aspx?itemid=33736

Lib/pages/item.aspx?itemid=33736

Предлагает учащимся самостоятельно изучить теоретический материал по теме: «Крестьянская реформа 1861г

Предлагает учащимся самостоятельно изучить теоретический материал по теме: «Крестьянская реформа 1861г

Отражает сложность, двойственность и противоречивость крестьянской реформы

Отражает сложность, двойственность и противоречивость крестьянской реформы

Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке и установить: - что узнал нового, - что научился делать, - определить степень своей активности, - определить,…

Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке и установить: - что узнал нового, - что научился делать, - определить степень своей активности, - определить,…

Информация о домашнем задании.

Информация о домашнем задании.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017