Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Суровые законы жизни зимнего леса (В.Бианки "По следам")", презентация к уроку.
Оценка 4.8

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Суровые законы жизни зимнего леса (В.Бианки "По следам")", презентация к уроку.

Оценка 4.8
Презентации учебные +1
docx
русская литература
3 кл
05.01.2017
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Суровые законы жизни зимнего леса (В.Бианки "По следам")", презентация к уроку.
Данная презентация составлена к уроку литературного чтения, "работает", начиная с этапа "Мотивация к учебной деятельности" и до этапа "Подведения итогов.Рефлексия".
Технологическая карта урока литер. чтения В.Бианки По следам .docx

Урок литературного чтения, 3 класс («Школа 2100»)

 

Тема: Суровые законы жизни зимнего леса (рассказ В. Бианки «По следам»)

Цель: создание условий для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения.

Задачи:

Учитель:

Гардеева Гульназ Миннезагитовна

Предмет:

Литературное чтение

Класс:  

3 б

Тема урока:

Суровые законы жизни зимнего леса (рассказ В. Бианки «По следам»)

Цель:

создание условий для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения.

Задачи

 

                 обучающие:

 продолжать работу по формированию  правильного сознательного выразительного чтения целыми  словами;  учиться  размышлять и делать открытия  в прочитанном  произведении; совершенствовать умение  составлять цитатный  план;

                развивающие:

развивать  умение  определять жанр  художественного произведения;

 

                воспитательные:

содействовать формированию чувства любви к  родной природе,  сопереживания  близким людям

Тип  урока:

урок «открытия» новых знаний.

Используемые технологии:

информационно-коммуникационные,  проблемно-диалогические.

Планируемые результаты:

       Личностные:

анализировать свои действия и управлять ими;
сотрудничать со сверстниками и учителем;
возникновение интереса к чтению, потребности в чтении.

Метапредметные:

 

              Регулятивные:

волевая саморегуляция; умение  работать по предложенному учителем плану.

             Коммуникативные:

умение слушать и понимать речь других;  умение работать в паре и в группах

            Познавательные:

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, иллюстрация)

Предметные:

 формирование умения смыслового чтения и извлечения необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов

Ресурсы:

 

               Основные:

Учебник «Литературное чтение» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, рассказ о биографии В.В.Бианки,

Слайды,

Карточки с заданиями.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая..

 

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

ФормируемыеУУД

1. Орг. момент.

Мотивация к учебной деятельности

Цель: мотивация учения

 

 

Организзация рабочего места. (учащиеся сидят группами по 6 человек)

 

Слушают учителя.

Создает эмоциональный настрой на урок.

 

 

Звучит «Сказочная зимняя мелодия».

 

 

 

 

 

Читает стихотворение под музыку.

Прозвенел звонок, начинается урок.

Улыбнулись мы  друг другу,

Пожелав удачи всем.

 

-  Ребята, сегодня такой ясный, теплый, весенний день, но совсем ещё недавно лежал снег, давайте мыслями перенесёмся в зиму и отправимся в зимний лес.

Звучит музыка (слайды 1-5).

Сказочная и величественная зима. Принося с собой морозы и снежные метели, она погружает землю в зимнюю сказку и хранит в себе множество тайн и секретов.

Снег летает и сверкает
Словно пухом устилает
Все долины и поля ...
Все в природе замирает:
И поля, и темный лес.
Снег летает и сверкает,
Тихо падая с небес

Регулятивные: волевая саморегуляция;

Личностные: действие смыслообразования

2. Актуализация знаний.

Цель:

применение изученных знаний при решении учебной задачи;

 

 

 

Определяют имя писателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по группам. Читают текст, находят заданную информацию.

Подводит детей к определению имени писателя, произведение которого будет изучаться.

 

 

 

 

 

 

Организует составление кластера

 

 

Обобщает ответы детей.

(слайды 6-7) - Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и неинтересно. Ну,  какая же это  пустота? Посмотрите-ка, сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь “читать” лесную книгу! И поможет нам в этом писатель, который сказал, “что самое интересное, самое увлекательное занятие - открывать неизведанные тайны в огромном мире, который кругом меня, надо мной и подо мной”.

- Догадались, о ком идет речь? (Виталий Бианки) (слайд 8)

-Немало рассказов и сказок В.Бианки мы с вами читали.

-Что же мы можем рассказать об этом писателе?

- Ребята, перед вами текст о В.Бианке. Прочитав этот текст, выделим важные моменты о жизни и творчестве писателя.

1 группа – собирает всю информацию о детсте писателя.

2 группа – об учёбе В.Бианке.

3 группа – о профессии, занятиях писателя.

4 группа – о творчестве В. Бианке.

 

Составление кластера.

 

 

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Умение работать в паре и в группах.

 

3. Работа с произведением до чтения

 

 

 

 

 

 

Планирование работы (самоопределение)

 

 

 

 

Прогнозирование содержания произведения (антиципация)

 

 

Работа с толковым словарём.

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения по группам

 

Организует  работу  над определением смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, определение его героев по названию произведения,

имени автора,

ключевым словам, предшествующей иллюстрации с опорой на читательский опыт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– В. Бианке написал немало  рассказов и сказок. Какой идеей проникнуты они? (Человек должен знать и любить природу.)

- Сегодня мы будем читать произведение, которое называется «По следам». (Слайд 9)

- Давайте, спланируем нашу работу на уроке. Чем же мы будем заниматься? (читать произведение, обсуждать героев, их поступки, составлять цитатный план, определять главную мысль произведения и т.д.)

- Что такое след? Найдите толкование значения слова след в словаре.

- Сейчас мы попробуем предположить,  о чём это произведение. 1 группа – по названию (слайд  9  ), 2 группа – откройте учебник на стр. 66, рассмотрите внимательно иллюстрацию, попробуйте предположить, кто герой повести, как развиваются действия?, 3 группа и 4 группы – по ключевым словам (3 - лесник, лыжи, выследить, зверь, темно; 4 – напали, след, ружьё, выстрел, добыча) На слайд

Ответы детей по группам.

1 группа.

- Прочитайте, толкование слова в словаре Ожегова. Как вы думаете, о чём рассказал Бианки в своём произведении?

- Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?

3 и 4 группы.

- Прочитайте ключевые слова. Вы, что можете предположить?

2 группа. (слайд 9 )

- Кто герои этого произведения? (Дети предполагают по иллюстрации.) Где будут происходить события?  Как догадались?

-  А по жанру, какое это произведение? (это рассказ)

 

Регулятивные УУД

1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, ключевых слов.

Коммуникативные УУД

Умение работать в паре и в группах.

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

4. Работа с текстом во время чтения

 

 

1 часть читают вслух 2 ученика, остальные следят по книге.

 

Собирают всю фактуальную информацию, которую вычитали из этой части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа, работа с толковыми словарями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состаляют цитатный план.

 

 

 

 

Организует фронтальную беседу по прочитанной 1 части.

- Задаёт вопросы по прочитанному тексту.

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует словарную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение 1 части рассказа 1-2 учениками.

Вопросы после чтения части 1:

- Назовите героев рассказа. (Егорка и его отец) (Слайд 10)

– Что узнали о героях?  Давайте собирем всю фактуальную информацию, которую вычитали из этой части: Егорка – сын лесника, ему 13 лет, живёт с отцом в избушке, в лесу. Отец воспитывает мальчика в строгости, многому его научил: читать следы, стрелять, в лесу ориентироваться. Егорка любит охотиться, хочет найти по следу диковинного зверя…

 

Вопросы:

- Почему Егорке стало скучно?

- Где живут Егорка с папой? Почему?

- Чем заинтересовал неизвестный зверь мальчика? Что он решил?

- Сколько лет Егорке?

- Чем Егорка любит заниматься? Докажите словами из текста.  Егорка любит охотиться. ( «Загорелось Егорке – сейчас в лес бежать. Охота пуще неволи.»

- «А Егорки уж нет в избе.  Выскочил на двор, стал на лыжи – и в лес»)

- Какие взаимоотношения были у отца и Егорки? (Слаид13 )

- Как воспитывал отец сына? (в строгости, чтение текста)

- Какой подарок отец привёз Егорке из города?

- Прочитайте, как в тексте объясняется значение слова «фузея».

- Обратите внимание на речь героев. (чтение диалога)

- Как обращается Егорка к отцу (тять)

- Тятька – это отец, употребляется преимущественно в крестьянском обиходе.

- Дозволь - разреши

Словарная работа. (Слаид 11)

– Объясните следующие слова и выражения:

• стадо куропачей (стая куропаток – зимостойкие птицы, они способны просиживать под снегом долгие часы от одного приема пищи до другого, а иногда и сутки напролет при необходимости переждать метель.

• сапоги валеные (валенки);

• без дела валандался (бездельничал);

• охота пуще неволи (очень желать чего-то);

• фузея, бердана (объяснения в тексте).

 

Задание. Найти в тексте предложение, которым можно было бы озаглавить 1-ю часть.

– Какими словами из текста можно озаглавить первую часть?

1. «Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя!»

(Слаид    )

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3.  Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

 

Коммуникативные:

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 

Регулятивные:

1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

2.Учиться работать по предложенному учителем плану.

 

 

Читают 2 часть рассказа, отделные ученики.

Диалог с автором, комментированное чтение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение физкультминутки, разминка для глаз

Комментированное чтение.

Диалог с автором.

 

 

Организует беседу по прочитанному тексту.

Чтение 2 части рассказа (Учащиеся читают по цепочке. Диалог с автором. Комментированное чтение).

Приложение 1.

-  Подчеркните слова, обозначающие действия лесника.

Вопросы после чтения:

- Выполнил ли Егорка свое обещание, которое он дал отцу? (Мигом вернусь)

- Когда лесник заволновался, что нет сына дома?

- Прочитаем слова, которые показывают, что отец беспокоится и ждёт сына. (Слаид 12 )

- Прочитайте описание леса.

- Что услышал лесник? Отчего он вздрогнул?

- Почему же отец поспешил в лес?

 

– Какое предложение подчеркнём как заголовок к этой части?

2. «Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?»

 

 Физкульминутка.

 

Коммуникативные:

1 Выразительно читать и пересказывать текст.

 

Познавательные:

1. Умение находить информацию в тексте.

 

 

Чтение 3 части «по цепочке»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделение ключевых слов.

Обсуждение в группах

 

 

 

 

 

 

Составление цитатного плана.

Организует комментированное чтение текста. Показывает слайды по фрагментам 3 части.

Чтение 3 части. (учащиеся читают вслух по цепочке)

Чтение с комментированием значений слов и выражений.

 Темь в лесу – хоть плачь – темно, от страха хочется плакать.

Еловые лапы – ветви елей.

Деревья плотной стеной – густой, частый лес.

В голос тянут – воют хором.

Вой оборвался – стало тихо.

Тишь такая – прямо ушам больно – очень тихо.

Двинуся наугад – шёл, не зная дороги

 

- О чем говориться в этой части?

- Какие слова повторяются несколько раз? Почему? (Тихо, темно)

- Почему в этой части автор исползует очень короткие предложения?

Подберите ключевые слова к данной части  Обсуждение в группах

 (темно, воют, тихо стало, своя изба …)

- Куда вернулся лесник?

 

- Какое предложение выберем для заголовка части?  («Круг, значит, дал в темноте по лесу)»

 

Коммуникативные:

1.оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации,

2.высказывать и обосновывать свою точку зрения,

3. слушать и слышать других,

Познавательные:

1.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, иллюстрация)

2.устанавливать причинно-следственные связи

Чтение 4 части отдельными учениами, комментированное чтение.

 

Отвечают на вопросы, делают выводы.

 

 

 

 

Читают и рассматривают на слайде следы животных.

 

 

 

 

Выделяют предложение для цитатного плана

 

 

 

Слушают чтение учителя, следят по учебнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделяют предложение для цитатного плана.

По ходу чтения учитель останавливает чтеца для комментирования прочитанного.

 

Работа над лексическим значением слов.

 

 

 

 

Показывает на слайде следы животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читает 5 часть рассказа, задаёт вопросы по прочитанному.

Проводит работу по объяснению значений слов и выражений.

Чтение 4 части рассказа (комментированное чтение)

-  Мутный забелел свет за окошком. Объясните это выражение. (Начало рассветать).

- А почему автор не написал, что “начал рассветать”? (Рассвет мы видим глазами лесника: не спал ночью, а ждал, чтобы чуть светлее стало в лесу.)

- Почему лесник в одну ночь постарел и сгорбился?

(очень волновался, переживал за сына)

-Белотроп – старинный охотничий термин, означающий, что земля покрыта слоем снега, это даёт возможность видеть следы.

- Приладил лыжи, бежит лесник, сам глазами по снегу шарит. Почему? Зачем? Для чего? (с.69 - учебник)

 Читают и рассматривают следы на слайде (следы сороки, белки, заячьи, куропатки)

Объяснение значений слов:

Наст – слой снега.

Малики – заячьи следы.

Густо натропили зайцы – много заячьих следов.

Лыжные борозды – следы от лыж.

Лихой охотник – настоящий, отважный охотник.

- Какие чувства испытывал отец, идя по следу сына?

- Появилась ли уверенность у отца, что сын жив?

- Какое предложение выберем для заголовка 4 части? («Читает по снегу, как по книге»).

- Закончился ли путь лесника по следам? (нет)

 

Чтение 5 части рассказа учителем.

Вопросы после чтения:

- Какие следы увидел лесник? (незнакомые)

- Объяснение слов и выражений:

След стал колесить – следы были запутаны.

Сроду не видано – не видел раньше, с рождения.

Ногу перебил – ранил.

Желторотый охотник – неопытный.

Подранок – раненный охотником зверь.

- Почему лесник стал торопиться? (Начался снег.  Он засыпает следы).

 Какое предложение подойте для названия этой части?  («… подранка разве охотник бросит?»

 

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные:

1.оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации,

2.высказывать и обосновывать свою точку зрения,

3. слушать и слышать других,

Познавательные:

1.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, иллюстрация)

2.устанавливать причинно-следственные связи

.Работа с текстом после чтения (самостоятельная работа с самопроверкой)

Работа в группах. По карточкам определяют чьи это следы и доказывают словами из текста (выборочное чтение)

 

 

 

 

.

Организует работу в группах, проводит игру «Внимательный читатель»

 

 

 

 

- Мы проведем игру “Внимательный читатель” и узнаем, какая группа внимательно читала рассказ. Работа по карточкам (приложение).

Слайды 10-15

·         Следы сороки (с. 69)

·         Следы белки (с. 69)

·         Следы зайца (с.70)

·         Следы куропатки (с.70)

·         Следы барсука (с.70,71, 73)

- Назовите, чьи это следы, докажите словами из текста. (выборочное чтение)

 

Личностные:

1. Интерес к чтению, потребность в чтении.

Коммуникативные:

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2.  Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные:

1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

2. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Творческая работа.

Составление синквейна по группам

Оказывает  помощь группам

- Как называется рассказ Бианки? («По следам»)

- Вы можете, объяснить почему расказ называется «По следам»

Составим синквейн на слово след. Работаем в группе.

Коммуникатиные УУУ: умение работать в группах.

Познавательные УУД:

Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание своей работы на уроке.

Организует обобщающую беседу по прочитанному.

 

 

 

 

 

Оценивание работы детей.

- С каким рассказом В.Бианки мы сегодня начали знакомиться?

- О чём это произведение?

- Как вы думаете, почему Егорка не вернулся вечером домой? Что могло с ним приключиться?

- Как можно было избежать всего этого переживания? (не ходить в лес на ночь глядя, пойти вместе с отцом и т.д.)

- У природы есть свои законы, правила,   нарушив  которые   человек может оказаться в беде…)

 – Вы согласны, что зимний лес живёт по своим суровым законам? Какие это законы? Попытайтесь их сформулировать (Нужно засветло возвращаться к жилью, уметь «читать» следы, ориентироваться, знать повадки зверей, быть терпеливым, смелым…)

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Личностние УУД:

умение оценивать свою работу в соответствии с определённой ситуацией.

Домашняя работа

 

Задание на дом.

Понаблюдайте,  следы каких животных появляются на снегу около дома, школы.

Прочитать 6,7,8 части рассказа, составить цитатный план.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок литературного чтения, 3 класс («Школа 2100»)

Урок литературного чтения, 3 класс («Школа 2100»)

Технология проведенияДеятельность ученикаДеятельность учителя

Технология проведенияДеятельность ученикаДеятельность учителя

Подводит детей к определению имени писателя, произведение которого будет изучаться

Подводит детей к определению имени писателя, произведение которого будет изучаться

А по жанру, какое это произведение? (это рассказ)

А по жанру, какое это произведение? (это рассказ)

Состаляют цитатный план.

Состаляют цитатный план.

Состаляют цитатный план.

Состаляют цитатный план.

Читают и рассматривают на слайде следы животных

Читают и рассматривают на слайде следы животных

Организует работу в группах, проводит игру «Внимательный читатель» -

Организует работу в группах, проводит игру «Внимательный читатель» -
Скачать файл