Технологическая карта урока обучения грамоте "Роль фонемы в образовании слова"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок предназначен для педагогов, работающих в первых классах по развивающей системе Л.В.Занкова. Педагогическая цель урока: способствовать формированию навыков правильного чтения и письма, развитию умений определять роль фонемы в образовании слова, творческому пересказу; создать условия для развития фонематического слуха, логического мышления.Технологическая карта урока обучения грамоте "Роль фонемы в образовании слова" разработан в соответствии с ФГОС НОО.
Иконка файла материала Роль фонемы в образовании слов.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

города Котовска Тамбовской области

 

 

 

 

Технологическая карта урока
«Обучение грамоте» в 1-ом классе

 «Роль фонемы в образовании слова»

 (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

 



подготовила

учитель начальных классов

Кирпу Людмила Ивановна

 

 

 

 

 

 

г.Котовск

2017г.

 

 

 

 

 

Педагогическая

 цель

Способствовать формированию навыков правильного чтения и письма, развитию умений определять роль фонемы в образовании слова, творческому пересказу; создать условия для развития фонематического слуха, логического мышления.

 

Тип, вид урока

Решение учебной задачи.       

Планируемые результаты (предметные):

 

      Обучающие имеют представление о роли фонемы в образовании слова; знают, что один звук меняет значение слова; умеют читать  слова, предложения с изученными буквами, объяснять написание заглавных букв в словах, предложениях, умеют работать с текстом (прогнозировать содержание по иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию). Получат возможность научиться:  пересказывать текст от имени героев.

 

 

 

 

Универсальные учебные

действия (метапредметные):

 

   Личностные. У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному материалу, к занятиям по Азбуке;

-знание основных моральных норм поведения.

     Обучающийся получит возможность для формирования: представления о роли фонемы в образовании слова, первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные. Обучающийся научится:

-     принимать и сохранять учебную  задачу,  соответствующую  этапу обучения;

-     понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-     оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Получит возможность научиться:

-     адекватно воспринимать оценки своей работы учителем и одноклассниками;

-     в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

-     осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Познавательные. Обучающийся научится:

-     понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке и учебных пособиях;

-     понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

     -анализировать объекты, представленные в рисунках, сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии;

Получит возможность научиться:

-   на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

-   видеть возможное разнообразие  способов решения учебной задачи;

-   соотносить изучаемый материал с собственным опы­том.

 

Коммуникативные. Обучающийся научится:

-   принимать участие в работе парами и группами;

-    использовать в общении правила вежливости;

-   адекватно реагировать на обращение учителя.

Получит возможность научиться:

-принимать другое мнение и позицию,

- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

-   строить понятные для партнёра высказывания.

 

Формы и методы

обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, работа в парах, группах.

Методы: словесный, наглядный, практический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий урока

Этап урока,

цель

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

 

I.Самоопределение к деятельности

(организационный момент)

 

Проверка готовности обучающихся к уроку; эмоциональный настрой

 на урок

Приветствие.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Стряхните сон! Пожелайте друг другу удачи.

- Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе.

 Проговаривают девиз работы:

Будем вместе развивать

 У себя внимательность.

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

 

Проявляют эмоциональную отзывчивость на весёлое стихотворение, пробуждающее любознательность

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

 

 

II.Актуализация

опорных

 знаний

 

Фонетическая разминка.

Раз, да, три, четыре, пять

Вышли буквы погулять.

Много их посмотри: одна, две, три:

Как их нам различать?

Каждой надо имя знать.

А ещё, конечно, надо

Научиться их читать.

- Какое задание можно выполнить с этими буквами? ( а  ы ГдВбжз).

- Что можно сказать об этих буквах?

Создание проблемной ситуации. Составьте слова из букв второй группы.

А как можно выполнить это задание?

 

Проговаривают стихотворение.

Делят  буквы на группы: первая- буквы, которые обозначают гласные звуки; вторая – буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки

( а  ы / ГдВбжз).

Заглавные – маленькие (ГВ/аыдбжз).

·                            Дети начинают работать, перешептывания. Мы не можем это сделать, потому что здесь нет гласных.

·                            Взять буквы из первой группы.(Вазы, газ, жабы, джаз

 

Наличие положительного отношения к познавательной деятельности(Личностные УУД).

 

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме , допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

 (Коммуникативные УУД).

 

 

III.Постановка учебной задачи. Подготовка к основному этапу занятия.

Цель: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

 

 

-Прочитайте слоги, составьте из них как можно больше слов.

Слайд 3.

 

Измени одну букву, назови новые слова.

ЗАЙКА               СОВА           ВОРОНА

 

-Чем мы сегодня будем заниматься?

 

 

С помощью учителя формулируют тему урока.

 

 С помощью учителя ставят цель урока.

 

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

 

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

 

IV.Усвоение новых знаний и способов действий.

 

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий;

организовать работу над текстом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по  материалам учебника Азбука, с.46.

1.На какой вопрос нам предстоит ответить?  Слайд 4

-Что для этого нужно? (Работа в группе)

-Что заметили?

                                                                                                                            -Как же зовут попугая?

-Почему первая клеточка больше остальных?

-Какие ещё слова пишутся с большой буквы?

-Нельзя ли было проще узнать имя попугая?

 

 

2.Отгадайте имя мальчика.

- Что для этого нужно?

- Как же зовут мальчика?

 

-Что общего между словами Рома и Роман?

-Где «опасное» место? Почему?

- В какой позиции стоит о в слове Рома, а в слове Роман?

 

3.Работа над текстом с.46.

-Как вы думаете о ком будет этот текст?

-Оправдался наш прогноз?

 Отвечают на вопросы по содержанию.

- Как бы эту историю рассказала кошка? А как Рома?

Работают с материалом учебника, выполняют задания, отвечают на вопросы.

Работают в группах, выполняют задание, демонстрируют ответы классу.

Учащиеся приходят к выводу: меняется 1буква и меняется смысл слова.

 

Имена пишутся с большой буквы.

 

В слове рама, меняем второй звук, получается Рома.

 

Вписывают первые буквы отгаданных слов в кроссворд.

Проверяют. Один ученик пишет печатными буквами на интерактивной доске – Роман).

Самопроверка.

 

 

 

Прогнозируют содержание текста по иллюстрации.

Осуществляют анализ рисунков, высказывают предполагаемые ответы.  Читают текст про себя.

Ставят вопросы к тексту.

Готовят пересказ от имени кошки и Ромы.

 

Познавательные УУД

Общеучебные-осуществление поиска нужной информации в учебнике, учебных пособиях; использование знаково-символических средств; логические -анализ и сравнение звуков в словах, осуществление классификации.

 

Регулятивные УУД

 Принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; осуществление пошагового контроля по ходу выполнения задания под руководством учителя.

 

 

Коммуникативные УУД

Принимают участие в работе парами и группами; используют в общении правила вежливости; адекватно реагируют на обращение учителя; принимает другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения, договаривают-ся, приходят к общему решению; строят понятные для партнёра высказывания.

Высказывают своё мнение, учитывают другие мнения.

 

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

 

 

      V. Включение нового                     

знания в систему знаний и повторение.

Цель:

- организовать работу над  совершенствованием навыков чтения слов, записи имён с большой буквы.

 

 

Работа по рабочей тетради

 «Я читаю» №2, с.9

Работа в группе.

1.Распределите имена на две группы.

На какие ещё группы можно разделить эти имена? Слайд 6

 

2.Работа с кроссвордом. Слайд 7

Впиши буквы в имена.

-Что вы можете рассказать о  слове дружба? (Составление схемы слова).

Комментирует задание.

(Работа в парах)

- Найдите имена, которые спрятались в словах.

 

3.Самостоятельная работа.

- Найди буквы и напечатай их.

Работают в группе, распреде-ляют имена на две группы (мальчики-девочки; краткое имя- полное имя)

Самопроверка. Один ученик выполняет  на интерактивной доске.

Анализируют имена, сравнивают, делают выводы. 

Выполняют задание. Ученики по очереди выходят  к интерактивной доске и печатают пропущенные буквы. (дружба).

 

Выполняют задание. Самопроверка с использованием записей на интерактивной доске.

 

VI. Подведение итогов.

Рефлексия.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

 

 

Организует самооценку учебной деятельности. - Какая тема урока была? - Какую цель ставили? Достигли цели?

 

 Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке.

 

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

Отвечают на вопросы учителя.

 

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

 

Дают самооценку.

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

 

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

 

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 

 

 

Образовательные ресурсы

· Учебник Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец. Азбука. – Самара:  Издательский дом «Фёдоров», 2011.

· Тетрадь по чтению Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец «Я читаю.» – Самара:   Издательский дом «Фёдоров», 2011.

· Касса букв;

· Карточки для самооценки работы на уроке.

· Компьютер,

· Интерактивная доска,

· Презентация к уроку.

· Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.Занкова /А.Г.Ванцян, Н.В.Нечаева, Е.Н. Петрова, А.Ю.Плотникова, С.Г.Яковлева. – Самара: Учебная литература: Издательский дом «Фёдоров», 2011.

· http://festival.1september.ru/  

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также