Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Значение лесов».3 класс
Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
26.02.2019
Урок "Значение лесов" в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа" является первым уроком в разделе «Человек и природные сообщества». Изучается после проверочной работы по теме «Природные сообщества» и перед темой «Безопасное поведение в лесу».
Урок открытия новых знаний. Целью урока является определение роли леса как экологической системы и его значения в жизни человека, формирование у учащихся основ экологической культуры. На уроке организуется исследовательская работа детей по определению роли леса в экосистеме при работе с различными источниками информации: мультфильм, учебник, научный фильм, статьи из печатных источников. На этапе рефлексии организуется деловая игра в виде научной конференции с нахождением практического решения проблемных ситуаций.
Значение лесов.docx
Урок окружающего мира
в 3 классе
по теме: «Значение лесов»
Подготовила:
учитель начальных классов
МКОУ «Прогимназия №1» г.п.Залукокоаже
Зольского муниципального района КБР
Букина Анна Викторовна.
Высшая квалификационная категория Пояснительная записка к уроку
Букина Анна Викторовна
Автор:
Тема, класс: «Значение лесов», 3 класс
Программа: УМК «Перспективная начальная школа»
Учебник: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.
«Окружающий мир» Учебник: 3 кл./ М.: Академкнига/Учебник, 2015г
Раздел: «Человек и природные сообщества»
Тип урока: урок открытия новых знаний (ОНЗ)
Место урока в учебном плане: первый урок в разделе «Человек и природные
сообщества». Изучается после проверочной работы по теме «Природные
сообщества» и перед темой «Безопасное поведение в лесу».
Цель: определение роли леса как экологической системы и его значения в
жизни человека, формирование у учащихся основ экологической культуры.
Задачи урока:
выяснить с учащимися значение леса для природы и человека;
формировать умения работать с различными источниками информации,
анализировать, высказывать свою точку зрения;
ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по
вине человека;
развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к
лесным богатствам.
Планируемые результаты:
Личностные
становление мотивационной основы учебной деятельности;
ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Предметные
Знания:
иметь представления о лесе как экосистеме;
знать и понимать значение леса для человека и природы;
источниках
выдвигать гипотезы,
характеризовать на основе результатов опыта одно из значений леса;
составлять кластер «Значение леса», «Проблемы леса».
Навыки: устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем
мире.
Метапредметные
Познавательные УУД:
использовать учебник, презентацию, тетрадь, демонстрируемые опыты в
качестве источников информации о значении лесов;
использовать знаки и символы для фиксирования и преобразования
информации;
с помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать,
сравнивать, обобщать, делать выводы по теме урока;
устанавливать аналогии и причинно следственные связи, строить
рассуждения, относить изучаемое к известным понятиям;
овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
природных процессов и явлений действительности в соответствии с
содержанием учебного предмета.
Регулятивные УУД:
при помощи педагога формулировать учебную задачу;
осваивать способы решения проблем поискового характера, планировать ход
деятельности;
контролировать выполнение плана;
оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.
Коммуникативные УУД:
отвечать на вопросы учителя;
осуществлять совместную работу, принимать участие в коллективном
обсуждении,
учитывая мнение
одноклассников;
допускать возможность существования различных точек зрения,
аргументировать свой ответ.
Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие технологии,
исследовательской деятельности, проблемного обучения, технология
развития критического мышления.
Основное содержание темы, понятия и термины:
Значение леса. Экосистема. Связь между деятельностью человека и
состоянием природы. Экология. Фитонциды. Кластер.
Межпредметные связи: математика (графический диктант, решение задач),
русский язык (словарная работа), литература (поэзия), ИЗО.
Оборудование:
мультимедийный проектор, компьютер, доска, карточки с
заданием, раздаточный материал для графического диктанта, тексты с
информацией, бланки для групповой работы, знаки.
Образовательные ресурсы:
формулировать ответ на вопрос,
1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. «Окружающий мир»
Учебник: 3 кл. 2 часть / М.: Академкнига/Учебник, 2015г 2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А.
«Окружающий мир» Тетрадь для самостоятельной работы №2 / М.:
Академкнига/Учебник, 2015г
3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А.
«Окружающий мир» Хрестоматия. / М.: Академкнига/Учебник, 2015г
4. Л.Л.Тимофеева, И.В.Бугримова «Урок в начальной школе как
пространство реализации ФГОС»
5. Интернетресурсы: https://www.youtube.com
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.
Мотивационно ориентировочный этап
1. Создание мотивационной основы
учебной деятельности
Сюрпризный момент:
Ребята, вы любите мультфильмы? Тогда
просмотрите на экран.
Демонстрирует мультфильм «Вырубка
лесов. Берегите лес».
Предлагает определить тему урока на основе
увиденного.
Откройте оглавление учебника, найдите и
уточните тему сегодняшнего урока.
Откройте учебник на соответствующей
странице.
Предлагает детям найти отличие в названии
предыдущей и новой глав и задуматься,
почему появилось это отличие.
Если в предыдущей главе лес изучался как
природное сообщество, то в новой главе мы
будем рассматривать его с точки зрения
значения, взаимовлияния и взаимосвязи с
человеком.
2. Актуализация
представлений.
знаний,
Предлагает детям подумать о том, что они
уже знают о лесе и что хотели бы узнать.
Смотрят
мультфильм,
высказывают предположения,
отвечая на вопросы учителя,
работают
оглавлением
учебника.
с
Отвечают на вопросы, находят
общее и отличие в названии глав,
выдвигают гипотезы, делают
выводы.
Отвечают на вопросы,
выполняют
фигурами:
квадраты
с
приклеивают
соответствующего
действия цвета на клеящуюся полоску.
Задает вопрос:
Ребята, можем ли мы назвать лес своим
зелёным другом?
Тогда проверим, как же вы знаете своего
друга! Я предлагаю вам графический
диктант.
Проводит графический диктант «Верно ли
утверждение?»
Я вам читаю утверждения. А вы, если с
ними согласны, выкладываете на полоску
зеленый кружок, если нет – красный.
(Бланк 1)
Предлагает проверить по образцу на слайде
правильность выполнения диктанта.
Кто ответил на все вопросы верно? Какой
вопрос у вас вызвал затруднение? Как вы
думаете, почему?
Задает вопрос: «Что же такое лес?»
Уточняет и систематизирует ответы детей,
опираясь на понятие «экосистема».
Сообщает детям, что 2017 год объявлен в
России Годом экологии. Уточняет понятие
«экология».
II. Поисковый этап
На основе проведенной беседы помогает
составить план и сформулировать учебную
задачу.
При помощи педагога создают и
записывают план:
1. Выяснить, какое значение
имеет лес для человека и
природы.
2. Найти
способы
сохранения численности
лесов.
III. Практический этап
1. Открытие новых знаний
Работа в группах с различными
источниками информации.
Предлагает детям найти в тексте учебника, в
предложенных научных текстах (Бланк 2), в
стихотворении (Бланк 3), на схеме в
учебнике ответы на вопрос «В чем
заключается значение леса для человека?»
При этом каждая группа отвечает на
Работают в микрогруппах.
Изучают различные источники
информации, находят ответы на
вопрос.
формате
коллективного
рассказа
докладывают о проделанной
работе.
В конкретный вопрос:
I группа.
Почему лес называют «легкими
Земли?»
II группа
Почему лес называют «зеленым
другом» человека?
III группа
Почему говорится: «Лес – наше
богатство?»
Осуществляют
сравнивают,
предположения, делают вывод.
наблюдение,
высказывают
работу
которые
и
Предлагает детям выбрать ключевое слово
для составления кластера «Значение леса».
1 группа – «воздух»;
2 группа – «отдых», «красота», «дары»,
«лекарство»;
3 группа – «древесина», «пушнина».
группы
Организовывает
должны
«программистов»,
преобразовать
«перекодировать»
полученную информацию в знаки и символы.
Предлагает детям посмотреть ролик с
экспериментом
демонстрационным
«Свойства фитонцидов» и определить
какое значение леса он иллюстрирует.
Физминутка «В лесу»
(Дыхательные упражнения, упражнения
на осанку)
в чем
Предлагает детям выяснить,
заключается значение леса для природы,
просмотрев научно познавательный ролик
«Значение леса» и закончить кластер.
Предлагает детям определить какое из
значений леса наиболее актуально в нашей
республике? (Очистка воздуха и воды,
защита почвы от размывания, укрепление
склонов гор, защита от оползней)
заполнения кластера
По окончании
предлагает проверку по образцу и побуждает
детей сделать вывод на основе проделанной
работы.
2.Деловая игра «Конференция экологов
«Проблемы лесов»» ( Бланк 4)
помощи
При
учителя
составляют кластер «Значение
лесов»
Соотносят
услышанную
информацию с имеющимися
знаками
символами,
преобразуют ее и фиксируют.
и
Высказывают предположения.
Рассматривают ролик с опытом,
делают вывод.
Выполняют
дыхательные
упражнения, делают вывод о
необходимости
держать
правильную осанку.
Смотрят ролик, анализируют и
выделяют нужную информацию.
Заполняют кластер. Проверяют
по образцу.
Делают вывод: «Лес имеет
огромное значение для человека
и для природы в целом, поэтому
нужно знать его проблемы и
бороться с ними»
Читают и решают экологические
задачи, тем самым закрепляя Предлагает детям стать участниками
экологической конференции.
Пока ученые – экологи готовятся к
выступлению, предлагает детям решить
экологические задачи (Бланк 5)
Предлагает
детям проанализировать
фрагменты выступлений экологов, выявить
факторы, которые способствовали гибели
леса. Предлагает проверить и дополнить
высказанные предложения, прочитав статью
в учебнике и найти пути преодоления этих
проблем.
В заключении предлагает детям сделать
вывод о значении леса для жизни и здоровья
человека,
разнообразия животного и
растительного мира, для природы в целом.
знания о значении лесов.
Дети анализируют информацию,
устанавливают
причинно
следственные связи, участвуют в
коллективном
обсуждении,
высказывают предположения,
делают выводы,
предлагают
пути решения проблемы.
Делают вывод в целом по уроку.
«Нужно беречь и сохранять
численность лесов»
IV. Рефлексивно оценочный этап
Рефлексия относительно достижения
результата и способов учебной
деятельности:
Учитель предлагает обсудить, достигнута ли
поставленная цель урока, как ее удалось
достичь.
Предлагает
детям проанализировать
результаты урока приемом «Незаконченное
предложение».
Сегодня я узнал(а)…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял(а), что…
Теперь я могу…
У меня получилось…
Мне захотелось…
Расскажу дома ….
Предлагает детям оценить себя по
следующим критериям:
1. Я отлично работал,
знаю, умею, могу помочь.
2. Я работал неплохо, но
Анализируют цель и план работы
на уроке, делают вывод о том,
что достигнуто и над чем еще
предстоит поработать.
Осмысливают свои побуждения,
впечатления, эмоции, чувства,
стараются рассказать о них.
Дают самооценку своим знаниям
и работе на уроке по
предложенным критериям. сомневаюсь, не уверен.
Не знаю, прошу помощи.
3.
выбрать
задания для
Домашнее задание:
Предлагает
самостоятельной работы дома:
найти в различных источниках и
подготовить сообщения к следующему уроку
по теме «Как не заблудиться в лесу»
(способы ориентирования без компаса);
«Как распознать ядовитые растения леса»
Рекомендует –
детско родительский практикум: на
выходных сходить с родителями в
Атажукинский парк и отработать способы
ориентирования на практике, заодно и
оздоровиться.
Принимают
задание,
высказывают предложении о
способах его выполнения,
источниках
информации,
которые могут понадобиться.
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Значение лесов».3 класс
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Значение лесов».3 класс
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Значение лесов».3 класс
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Значение лесов».3 класс
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Значение лесов».3 класс
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Значение лесов».3 класс
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Значение лесов».3 класс
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Значение лесов».3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.