Технологическая карта урока окружающий мир на тему "Права человека в обществе" (4 класс, окружающий мир).
Оценка 4.6

Технологическая карта урока окружающий мир на тему "Права человека в обществе" (4 класс, окружающий мир).

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
24.03.2017
Технологическая карта урока окружающий мир на тему "Права человека в обществе" (4 класс, окружающий мир).
Данная технологическая карта разработана для урока окружающий мир на тему "Права человека в обществе" для 4 класса, по программе "Школа 2100". В технологической карте для урока показаны все этапы урока, методы и приёмы, используемые для изучения данной темы. Также имеется карты самооценки и дополнительный материал.
Урок по предмету Окружающий мир на тему Права человека в обществе.docx

Технологическая карта урока

Учебный предмет: окружающий мир

Класс:  4 «Б»

Школа:  МОУ «СОШ № 7» г. Стрежевой, Томская область

Учитель:  Ярцева Наталья Константиновна

УМК:  «Школа 2100»

 

Тема урока

Права человека в обществе.

Цель урока

Познакомить учащихся  с правами и обязанностями гражданина в обществе.

Задачи

·        Образовательные: обобщить знания учеников о личных правах человека, о правах ребёнка.

·        Развивающие: совершенствовать умения учащихся работать в группах, слушать других и вести диалог с одноклассниками, правильно выражать свою мысль, доказывать свою точку зрения; развивать умение анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал, работать с текстом; развивать речь, внимание, мышление учащихся.

·        Воспитательные: воспитывать активную гражданскую позицию и ответственность, повышать правовую культуру; воспитывать нравственные качества учащихся на примере художественной литературы, жизненных ситуациях; корректировать нормы поведения детей в обществе.

 

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы учащиеся должны знать:

- личные права человека;

- личные права ребёнка;

- свои обязанности.

   уметь: 

- объяснять, что такое права человека в обществе;

- замечать и объяснять, какие поступки людей нарушают права человека и права ребёнка;

- работать в группе (планировать работу, распределять её между членами

группы, совместно оценивать результат работы, слушать собеседника и вести

диалог;

- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

 

Формы организации деятельности на уроке

фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Основные понятия

Конституция, Конвенция о правах ребёнка, права, обязанности.

Межпредметные связи

 литературное чтение.

Ресурсы

 Учебник Вахрушева А.А. Окружающий мир, Конституция РФ; раздаточный материал с заданиями, карточки с надписью прав; иллюстрации к сказкам, с изображением сказочных персонажей или книги с картинками; памятки; карточки с названием понятий, учебник, рабочая тетрадь, выставка литературы по теме, компьютерная презентация.

 

 

 

Ход урока.

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Регулятивные УУД:

формирование

способности к

организации своей

деятельности

 

-Прозвенел звонок для нас,

 Начинаем урок сейчас.

 

–Ребята, повернитесь друг к другу, поздоровайтесь и улыбнитесь друг другу. Проверьте всё ли у вас готово к уроку.

 

- Сегодня на уроке мы будем работать в группах.

Вспомним правила поведения при работе в группах. Слайд 1.

       

 

 

 

 

Дети организуют свое

рабочее место,

проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

доброжелательность

помощь друг другу

один говорит – все молчат

Использовать фразы: «Ты согласен? Не возражаешь?»

 

Актуализация знаний.

Регулятивные УУД:

овладение приёмами

самоконтроля.

Личностные УУД:

умение применять

полученные знания на практике.

 - Эпиграфом к уроку я выбрала высказывание:

«Люди научились летать, как птицы, плавать как рыбы, осталось только научиться быть человеком»

- Группы послушайте первое задание. Как вы понимаете это высказывание?  Что значит быть человеком? Это блиц-вопрос, даётся одна минута.

 (Слайд 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

- Друзья, но случается так, что совесть молчит, и правила морали не соблюдаются, как быть тогда?

 

 

- В каком государственном документе эти права записаны?  (Слайд 3-4)

 

 

 

 

 

Обсуждение в группах.

Возможные ответы детей.

Человек должен научиться жить осмысленно, мыслить самостоятельно, самому принимать решения, уметь правильно выражать свои эмоции, находить выходы из конфликтов, предотвращать конфликты, пользоваться золотым правилом: «Поступай с другими так, как хочешь, чтоб поступали с тобой!», жить по законам совести и морали.

 

- Тогда действует право – часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой.

 

- В Конституции Российской Федерации.

 Постановка проблемы.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из сценки.

- Наши ребята приготовили для вас небольшую сценку, давайте внимательно посмотрим, а затем обсудим. 

 - Подумайте, какое противоречие есть в разговоре героев.                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-  Какое противоречие вы заметили? 

 

-  Какой возникает вопрос? 

 

-   Что для этого надо знать?

 

 

-  Сформулируйте тему урока.

 

- Сегодня на уроке мы более подробно поговорим о правах человека. (Слайд 5)

- Ребята, а что такое право?

 

  Разыгрывается сценка

Аня: Если не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим!

Карина: Не имеете права! Что я вам – крепостная, что ли?! Хочу – играю, хочу – нет.

Ваня: Да, Карина права, вот если бы вы жили 200 лет назад и ты, Анюта была бы дворянкой – хозяйкой  крестьян, то могла бы приказать своим крепостным играть с тобой тогда, когда тебе захочется. А в современном обществе всё не так.

Девочка: Разве я не могу поиграть с Кариной?

Ваня:Можешь, но только если она сама тоже этого хочет. Она имеет право отказаться.

Аня:А у меня что же, нет никаких прав?

Обе девочки защищают свои права.

- Как рассудить, кто из них прав?

- Права человека.

 

 Права человека в обществе.

 

 

 

- Часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой.

 

Динамическая пауза

Личностные УУД:

умение применять

правила охраны своего

здоровья

- Я не буду нарушать ваше право на отдых, так как разумный отдых способствует сохранению здоровья

 

Физкультминутка

«А теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли-

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.»

 

 

 

 

 

Дети выполняют физкультминутку.

Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

умение строить

высказывание с

учётом норм языка.

Сейчас вам предстоит самостоятельная работа с учебником. (Слайд 7) Ваша задача узнать, как можно больше о правах человека в обществе и рассказать своим одноклассникам. Затем мы вернёмся к нашим героям и попробуем решить кто из детей прав. Капитаны распределите задания.

(Приложение 1.)

 

- Сейчас ребята, которые работали с одинаковыми вопросами, сформируйте группы, в указанных местах класса. Обсудите, свой материал.

- Задайте друг другу вопросы, если что-то не понятно. Так как вы вернётесь в свою группу уже в роли учителя.

 

Учитель подходит к каждой группе, помогает ответить на возникшие вопросы, задаёт вопросы по содержанию материала, чтоб определить, как идёт усвоение.

 

- Ребята, вернитесь в свои группы. Теперь каждый из вас выступает в роли учителя, постарайтесь ребятам из вашей группы объяснить ваш материал. Капитаны руководите работой группы.

Работа идёт в 3 группах. У группы на столе лежит задание для каждого члена группы. Капитан распределяет задание, учитывая возможности и пожелания детей. Уместен вопрос: «Ты не против»?  После распределения заданий идёт самостоятельная работа с учебником. Каждый ученик изучает свой вопрос. (5 мин.)

 

Обсуждение в новых группах.

 (3 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Капитаны организуют обсуждение материала в группах по плану, который находится у детей на столах.

 

 

 

Объяснение изученного материала

(3 мин.)

Применение полученных знаний.

 

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь осуществлять анализ иллюстраций к сказкам

.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

- А сейчас давайте проверим, как вы поняли материал, который изучали и уточним, если что-то не понятно. А помогут нам сказочные герои.

Назовите сказки, фрагменты которых перед вами. (Слайды 7-14)

- В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? Аргументируйте свой выбор.

- Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? Аргументируйте свой выбор.

- В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? Аргументируйте свой выбор.

- В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищён законом? Аргументируйте выбор.

- Какой вывод мы можем сделать, выполнив это задание?

 

 

 

 

 

- Давайте вернёмся к нашим героям?  Так какие права были нарушены и кем?

 

Как называется ситуация, которая сложилась между детьми?

- Давайте попробуем помочь ребятам выйти из этого конфликта.

- Задание группам, выбрать те, слова, которые помогут уладить данную ситуацию и предложить своё решение данного конфликта.  (Слайд 16)

(Приложение 2)

         Не хочу играть, я хочу…

         Я с удовольствием поиграю с

тобой, но…

         Извини, но я …

- Какую фразу вы не использовали?

 

 

- Почему использовали две другие фразы?

 

 

 

Вывод учителя: на примере Анюты и Карины, мы увидели, как важно уметь отказать вежливо, стараясь не обидеть другого человека. 

    - К сожалению, в нашей жизни часто встречаются нарушения наших прав, и поэтому за их соблюдение надо бороться и уметь защитить их.

Ребята, мы сейчас поговорили о правах человека.

- Вспомним Конституцию Российской Федерации, что ещё есть у гражданина нашего государства, кроме прав?

- Как вы понимаете, что такое обязанности? 

 

 

- Как вы считаете, какая обязанность есть у всех людей нашего общества, неразрывно связанная с правами?

- Помните, отстаивая свои права, не забывайте, что у других они точно такие же!

 

 

«Буратино», «Белоснежка и семь гномов», «По щучьему велению», «Дюймовочка», «Снежная королева»,  «Красная шапочка»,  «Заюшкина избушка»,  «Теремок»

 

 

Дюймовочка, Снежная королева

 

 

Теремок, Заюшкина избушка.

 

 

 

По щучьему велению, Заюшкина избушка, Буратино

Белоснежка, Буратино, Красная шапочка.

 

 

Вывод:

Несмотря на то, что у всех людей равные права, но люди их иногда нарушают.

 

 

 

Анюта нарушила право на свободу и личную неприкосновенность, а Карина защищала свои права.

 

Это – конфликтная ситуация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Первую, так как она не помогает решить конфликтную ситуацию.

 

- Они предотвращают конфликт,

помогают не обидеть человека, которому отказывают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Обязанности.

 

 

-  Обязанности гражданина - это какие-либо действия, которые необходимо выполнять

 

- Обязанность соблюдать права другого человека

Самостоятельное применение полученных знаний. Работа в парах.

 Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

 Познавательные:

- уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы).

 

 

- Каждая пара получает карточки, на которых есть таблички права и обязанности. (Приложение 3)

Вам нужно сформулировать ваши права и обязанности.

- А какая обязанность сейчас для вас самая главная?

 

 

Работают по карточкам.

 

 

 

 

- Учиться.

Включение в систему знаний и повторений

 

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь определять главную мысль текста.

 

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

-  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- Сегодня мы узнали о правах человека.

- А все эти права есть у ребенка?

- Конечно, но некоторыми правами человек пользуется только когда вырастет. Например, право участвовать в выборах.  Но зато у детей есть и особые права.

- Какое есть у детей особое право? 

- Права ребенка защищены Конституцией, семейным, административным, уголовным и другими кодексами, принятыми в нашем государстве.

- Как называется главный документ, который гарантирует и защищает права ребёнка?

 

- Ваша одноклассница провела своё мини-исследование и сейчас расскажет нам, что такое конвенция по правам ребёнка. 

 

 

 

- У детей тоже есть права.

 

 

 

 

 

 - Право на любовь и заботу.

 

 

 

 

 

 

- Это – Конвенция по правам ребёнка.

 

 

- Конве́нция  о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах. Принята 20 ноября 1989 года. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым правам ребёнка. Документ состоит из 54 статей, в которых содержится описание прав лиц в возрасте до 18 лет. Поскольку 15 сентября 1990 года Конвенция о правах ребёнка вступила в законную силу на территории нашего государства, положения данной Конвенции должны соблюдаться.

Самостоятельное применение полученных знаний. (Музыкальная пауза)

Познавательные:

- уметь осуществлять анализ музыкальных произведений.

 Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 

- А теперь музыкальная пауза.

- Определите, о каких правах ребёнка идёт речь в песне?

 

“Наташка-первоклашка” (право на образование).

«Мамонтёнок» (право на любовь и заботу)

«Над нами солнце светит» (право на отдых)

 

Итог урока. Рефлексия

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей

- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? Слайд 20

 

-Давайте, перечислим права человека в обществе? Кто защищает наши права?

 

 - С какого момента человек получает личные права?

 

Как называются документы, где записаны права ребёнка?

-Какое же основное право есть у каждого человека, у каждого ребенка? 

 

- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами?

- Именно право на образование позволило вам сегодня познакомиться с основными правами человека в обществе.

 - Что нового узнали на уроке?  Что показалось трудным?

- В зачётных листах (Приложение 4) оцените свою работу на уроке и получите оценку группы, после урока я выставлю свою оценку и выведу итоговую. Критерии, по которым вы будите оценивать себя и друг друга на доске.

 

- Какие права есть у каждого человека?

 

 

Ответы детей.

 

С момента рождения

 

 

- Конве́нция  о права́х ребёнка.

 

- Каждый человек и каждый ребёнок имеет право на счастливую жизнь!

 

- Правом на образование.

 

 

 

Ответы детей.

Домашнее задание

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой

Творческое задание: нарисуйте круг своих обязанностей перед родителями (по желанию).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Задания.

1.    Рассказать о понятии личные права человека. Приведите примеры. (Стр. 40)

2.    Рассказать о главном праве человека – на жизнь. Его соблюдение и нарушение. Приведите примеры. (Стр.41)

3.    Рассказать о праве на свободу и личную неприкосновенность. Его соблюдение и нарушение. Приведите примеры.

4.    Рассказать о праве на защиту чести и достоинства, на достойную жизнь, право на образование, право на медицинское обслуживание. Приведите примеры. (Стр.41, 42)

5.    Право на отдых и труд. О его соблюдении и нарушении. Приведите примеры. (Стр.42)

6.    Права детей.  Об их соблюдении и нарушении. Приведите примеры. (Стр. 42, 43)

7.    Какие обязанности есть у тебя перед обществом? Какие обязанности есть у тебя перед семьёй?

 

 

Приложение 2.

Маршрутный лист.

 

Дополните фразы для решения конфликтной ситуации.

Не хочу играть, я хочу_____________________________________________________________

Я с удовольствием поиграю с тобой, но_______________________________________________________________

Извини, но я __________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Составьте список своих прав и обязанностей

Права

Обязанности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Зачётный лист

ФИО ученика

Самооценка

Оценка командира

Оценка

товарищей

Оценка

учителя

Итоговая

оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Формы организации деятельности на уроке фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах

Формы организации деятельности на уроке фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах

Использовать фразы: «Ты согласен?

Использовать фразы: «Ты согласен?

Познавательные: - уметь выделять существенную информацию из сценки

Познавательные: - уметь выделять существенную информацию из сценки

Ребята, а что такое право?

Ребята, а что такое право?

Так как вы вернётесь в свою группу уже в роли учителя

Так как вы вернётесь в свою группу уже в роли учителя

А сейчас давайте проверим, как вы поняли материал, который изучали и уточним, если что-то не понятно

А сейчас давайте проверим, как вы поняли материал, который изучали и уточним, если что-то не понятно

Извини, но я … - Какую фразу вы не использовали? -

Извини, но я … - Какую фразу вы не использовали? -

Буратино», «Белоснежка и семь гномов», «По щучьему велению», «Дюймовочка», «Снежная королева», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка», «Теремок»

Буратино», «Белоснежка и семь гномов», «По щучьему велению», «Дюймовочка», «Снежная королева», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка», «Теремок»

Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Итог урока. РефлексияПознавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте

Итог урока. РефлексияПознавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте

Итог урока. Рефлексия Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте

Итог урока. Рефлексия Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте

Приложение 1. Задания. 1.

Приложение 1. Задания. 1.

Приложение 3. Составьте список своих прав и обязанностей

Приложение 3. Составьте список своих прав и обязанностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017