Технологическая карта урока ОПК по теме "Монастырь"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
29.10.2018
Урок ОРКСЭ, модуль ОПК для 4 класса составлен в соответствии с ФГОС. Соблюдены все этапы урока. На каждом этапе просматривается изучение темы и связь с современным миром. Различные виды работы на уроке обеспечивают более глубокое изучение материала и закрепление полученных знаний.Технологическая карта урока по теме "Монастырь". Прописаны все этапы урока. На каждом этаапе просматривается связь с современным миром. Обобщение знаний проводится в форме игры.
Технологическая карта. Монашество и монастыри в православной культуре.docx
Технологическая карта урока
по ОРКСЭ (модуль ОПК)
в 4 классе
ГБОУ школа №645
учителя: Спиридоновой Т.П. 2018 г
Тема урока: Монастырь и монашество в православной культуре
Цель урока – Знакомство учащихся с православными монастырями, их значение в духовной жизни, культуре русского
народа; особенностями монастырской жизни.
Задачи:
Образовательная: дать учащимся представления о православном монастыре и его обителях.
Развивающая: развивать нравственные качества личности, коммуникативные, информационные компетенции.
Воспитательная: воспитывать уважение к людям выбравшим монашеский путь, любовь и уважение к православным
святыням России.
Познавательные УУД: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с
целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;
Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные
художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативноречевой ситуацией, строить монологическое
высказывание.
Личностные УУД: нравственноэтическое оценивание нового материала, эмпатия, как понимание чувств других людей
и сопереживание им.
Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному и делать
определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Новые слова: монастырь, монах, мантия, ряса, клобук, послушание, четки.
Форма урока: поисковый, диалоговый, интерактивный.
Продолжительность урока 45 мин. Ход урока
№ п/п
1
2
Этапы урока
Организационный
момент
Мотивация к
учебной
деятельности
Деятельность учителя
Добрый день!
Проверка готовности к уроку.
Сегодня мне хочется, чтобы Вы закрыли глазки и
представили: к вам подходит мама, целует вас, крепко
обнимает и на ушко говорит, что очень вас любит.
Открываем глазки. Я заметила у вас на лице улыбки.
Почему?
Отчего можно ощутить радость? (Рисунок в карте урока)
Подарите улыбки одноклассникам. Спасибо! А что мы ещё
можем подарить?
3
Актуализация
знаний учащихся
Какой мир называют материальным? (Мир, окружающий
нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди
которых живёт человек, явления природы это
материальный мир.)
Деятельность ученика
Приветствуют гостей,
учителя.
Смотрят в окно.
Радость вызывает
солнышко, тёплая погода.
Потому что, увидев маму
мы почувствовали радость,
счастье.
Глядя на животных,
растения, счастливых
людей, и здания
культурного и духовного
значения.
Отмечают в карте урока.
Знаю: что такое духовный
мир, что такое
материальный мир. Какой мир называют духовным?
(Духовный мир это знания, содержащиеся в книгах,
произведения искусства, отношения между людьми,
отношение к миру.)
Читаю стихотворение Елены Панкратовой
Монастырь стоит на земле родной.
Светит солнышко купола горят
И с моей душой тихо говорят.
Отметим в карте урока, что уже знаем о православии.
Что хотим узнать?
Назовите тему урока.
Да, сегодня мы будем говорить о монастыре.
Кто такие монахи, монахини, иноки?
Для людей естественно жить вместе, создавать семьи,
давать жизнь детям. Поэтому одна из самых странных и
удивительных страниц истории человечества — это
появление монахов или иноков
Кто такие монахи, «иноки»?
(Монах — от греческого монос — «один»; инок — от
древнеславянского слова ин, «один»; сравните слово иной
— «другой, особый»). Монах (монахиня) — это человек,
который по своим религиозным убеждениям решил жить
Хочу узнать: кто такие
иноки, монахи. О жизни
монахов в монастыре.
Монашество и монастыри в
православной культуре
Высказывают своё мнение без семьи. Сам он считает, что он не столько отказался,
сколько согласился: согласился с неким «зовом» — зовом
Бога, который указал ему на его призвание.
Что такое призвание? Призвание – это личный смысл
жизни. Призвание – это ваша неповторимость в этом мире.
Свои призвания ощущают ученый и спортсмен, офицер и
врач. Монахом же становится тот, кто ощутил в себе
особое призвание быть всегда только с Богом.
Когда появились первые христианские монахи?
Кто был первым христианским монахом?
Первый христианский монах — святой Антоний Великий
— жил один вдали от поселений и лишь иногда приходил в
село или город для того, чтобы поменять сплетенные им
корзины на муку. В то время и появилось главное правило
монашеской жизни.
Сценка по притче «Два весла»
Притча «Два весла»
(Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир
торопил рыбака: — Быстрее, опаздываю на работу!
И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а
на другом — «трудись».
— Зачем это? — спросил он.
Первые христианские
монахи появились в конце
третьего века от Рождества
Христова.
Высказывания детей.
Смотрят и анализируют — Для памяти — ответил рыбак. — Чтобы не забыть, что
надо молиться и трудиться.
— Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться, —
человек махнул рукой, — это не обязательно. Никому это
не нужно, зачем терять время на молитву.
— Не нужно? — переспросил рыбак и вытащил из воды
весло с надписью «молись», а сам стал грести одним
веслом. Лодка закружилась на месте.
Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте
кружимся и никакого движения вперед. Отсюда понятно:
чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо
крепко держать в руках два весла: молиться и трудиться.)
Так назовите главное правило монашеской жизни?
Найдём это правило в учебнике на стр. 80.
А, как и сколько трудятся монахи?
Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в три
четыре часа, вы еще спите, когда монахи совершают
молитву. В перерывах между молитвами монахи усердно
трудятся, выполняют послушания работают на полях, в
монастырской кухне ухаживают за больными,
ремонтируют здания монастыря. В течение многих веков
почти все книги (и не только церковные) переписывали
именно монахи. И даже школы часто создавались именно
при монастырях.
А легкая ли жизнь у монаха?
Найдём подтверждение в учебнике стр.81
Находят правило.
Записывают в карту урока
(Задание 1)
«Трудись и молись»
Монахи трудятся
постоянно Что такое послушание?
Что такое послушание у мирян?
Запись слова в словарик.
Когда же послушник лучше присмотрится к себе, и к
жизни монастыря, он просит принять его в монахи. И
просит монашеские обеты. Что такое монашеские обеты?
А чтобы усмирить свою гордыню и страсти, монахи иногда
сами по своей воле накладывают обеты т.е., правила обет
молчания, обет столпничества (не садится в течении
длительного времени). Они сознательно заставляют
терпеть и страдать свое тело, чтобы избавиться от вредных
привычек, качеств, чтобы душа стала чище.
После произнесения обетов послушника постригают. С
него и в самом деле состригают несколько прядей волос.
Что означает слово постриг?
Да. Нет.
Монахом стать трудно.
Чтобы отличить призвание
от случайного каприза,
тому, кто пожелал стать
монахом, предлагается
несколько лет просто
пожить при монастыре в
послушании, то есть стать
послушником.
Послушание означает, что
человек принимает очень
серьёзное и мужественное
решение: «Я не буду сам
решать, что мне ко благу
или нет, а буду спрашивать
об этом у более мудрых и
опытных людей»
Монашеские обеты
обещание жить в
послушании, безбрачии и
без личных вещей
(нестяжание) Высказывания детей.
Да, отличается.
Постриг монаха означает,
что он сам, свободно
отдаёт себя в слуги
Христу, чтобы ничто
другое и никто другой не
владели им.
Быть монахом нелёгкий
путь, но самый прямой
путь к святости.
Так легко ли стать монахом?
Монашество есть не только у православных христиан.
Люди в самых разных странах понимали, что одиночество
и сосредоточенность бывают очень нужны для познания
внутреннего мира человека.
Монашество один из ответов на вопрос: в чём смысл
жизни человека?
А как можно отличить монаха от мирского человека?
Как выглядит одежда монаха? Отличается ли от мирской,
обычной одежды?
Работа в парах. (Задание 2) учебник стр.81
На голове монахи носят головной убор, который
называется «клобук». Он понимается как подобие
воинского шлема и напоминает о том, что монах должен
защищать свой ум от плохих мыслей.
Мантия — облачение, окутывающее все тело как знак
жизни под Божией защитой. Чётки — бусинкиузелки; их
перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве.
Пояс сделан из кожи мёртвого животного как
напоминание о том, что всякая плоть смертна, а
заботиться надо прежде всего о жизни души.
Сами монахи своё облачение воспринимают как воинское: чётки называют «меч веры», клобук —
«шлем веры».
4
5
Физпауза
(Звон колоколов)
Колокольня – это башня, где звонят колокола,
Нас зовя от дел домашних на духовные дела.
И в небо стая голубей взметается стрелой,
И крыльями меня обнял ХранительАнгел мой.
Систематизация
знаний учащихся
Где и когда мы можем слышать колокольный звон?
Как называются дома для проживания иноков,
монахов?
Монастыри создавали прекрасные хозяйства и в трудные
По внешности (они
излучают счастье, радость),
по одежде
Выполняют движения:
поднимают руки вверх,
покачивают синхронно
обеими руками вправо
влево;
выполняют маховые
движения руками/, обеими
руками обхватывают себя.
В храме, по окончании
службы. В монастыре.
Монастырь голодные годы помогали людям всей округе и
паломникам, нуждающимся в одежде, продуктах. Но самое
сердце монастыря храмы, где идут богослужения,
возносятся монахами молитвы над святыми мощами за
землю русскую, за весь мир. Именно в молитве основное
значение монастыря. Издревле на Руси в монастырях жили
Святые старцы. Это монахи которые своей жизнью
заслужили от Бога дар предвидения или исцеления.
Каких старцев вы знаете?
Как понимаете значение слова монастырь?
Запись слова в словарь.
Почему стали строить монастыри?
Со временем люди заметили в глазах монахов какуюто
особую тишину, радость, свет, мир. И стали спрашивать их
Монастырь
Монастырь — это дом для
монахов: их семья,
квартира и крепость. Это
крошечный город со своим
бытом и уставом. Это
поселение, где все
объединены одним —
жизнью ради Бога и
непрестанной памятью о
Нем. Это обитель, в
которой монахи, не
отрицая современные
государственные законы,
живут ради законов
духовных.
Возможно пригласили
монахов в город. о том, как же можно жить без злобы, подозрений и зависти.
И горожане, и князья стали зазывать монахов к себе: «вы
вернитесь из ваших пустынь. Мы построим для вас храмы
и дома, вокруг них построим стены, чтобы шум и вид
городской суеты не касался вас. Но только разрешите нам
приходить к вам для соучастия в вашей молитве и для
того, чтобы получать ваши духовные советы».
Какие черты характера воспитываются в монастыре?
Такие черты мы ценим и в светских людях, но не всегда мы
можем быть образцовыми, часто ссоримся изза пустяков,
обижаемся. В монашеской жизни все несколько иначе. Вот
такие люди – монахи, особенные, прощают и любят. Но
для нас, мирских людей, такое качество, как терпимость,
тоже нужно и ценно.
Работа по учебнику стр.82 «Это интересно»
Где располагаются монастыри?
Монастыри могут располагаться где угодно (в черте
города, рядом с ним или вдали от любого населенного
пункта — например, на скалах).
Какого размера могут быть монастыри?
Монастыри могут быть разного размера: от крошечного
подворья с несколькими монахами до крупной Лавры, где
братия может насчитывать сотни иноков.
Монастыри могут быть только мужскими?
Монастыри могут быть мужскими и женскими.
Монастыри могут иметь, по сути, самые разные внешние
Терпимость, смирение,
милосердие
Читают, делают вывод
Высказывания детей.
В городе, деревне.
Могут быть большие и
маленькие.
Да. Нет. признаки, архитектуру и формы, (что объединяет все
монастыри?) но всех их объединяет одно: это место, где
собираются люди, душой оставившие мир. Оставившие
в миру всё — вещи, привязанности, земные притязания,
— оставившие там, по сути, тех самих себя и обретя,
тем самым, себя новых.
Что такое монастырь для мирян?
Для «мирян» монастырь — это возможность
соприкоснуться с «инаким» миром: воочию видеть жизнь,
построенную не по принципам и устремления бытия
светского, но по принципам духовной, Евангельской,
жизни.
Ведь, что такое монастырь по сути?
Это частичка небесного мира на нашей земле. Место, где
Дух Святой дышит и освящает всякого входящего и тем
более — живущего там.
Назовите монастыри известные Вам.
СвятоТроицкий монастырь г. Сергиев Посад (сообщение)
Женский монастырь подворье Иоанна Крондштадского
(сообщение)
Подворье Вааламского монастыря (сообщение)
Это место, где молящийся
человек соприкасается с
Богом.
Называют монастыри
Воскресенский
Новодевичий женский
монастырь (СПб)
СвятоТроицкая
АлександроНевская лавра
(СПб)
СвятоТроицкий
монастырь (г. Сергиев
посад) Задание 3 (в группах)
Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя
поособенному вести. Давайте разработаем правила
поведения в монастыре. (Учащиеся делятся на группы, в
диалогах обсуждают правила для юных паломников,
записывают в рабочий лист урока.)
Примерные рекомендации «Правила поведения в
монастыре»:
В монастыре запрещается:
1. Громко разговаривать, кричать, включать музыку.
2. Говорить по мобильному телефону на территории
монастыря.
3. Носить одежду выше колен.
Анализируют, обдумывают
жизнь в монастыре и
разрабатывают правила
поведения в монастыре.
6
Обобщение
знаний
Интерактивная игра
Закончите предложение:
1. Люди уходят в монастырь, когда 1). у них не
ладится в жизни; 2) им хочется, чтобы ими
восхищались; 3) чувствуют потребность постоянного
общения с Богом.
Закончите предложение: Основным в монашеской
жизни является:1) труд и молитва; 2) желание
быть лучшим в монастыре; 3) самоистязание и
самолюбование.
Закончите предложение: Монашеская жизнь 1) так
2.
3. 7
Итог урока.
Рефлексия
как нечем заняться; 2) не отличается от обычной; 9
3) посвоему радостна, так как направлена к Богу.
4. Закончите предложение: Послушание в монастыре
нужно для того, чтобы: а) узнать, что такое:
унижение. б) победить в себе грех гордыни. в)
поработить окружающих, говоря об их послушании
Испытывает ли человек счастье, когда достигает своей
цели, делает свой выбор?
Может ли жизнь в монастыре сделать человека
счастливым?
Какой человек имеет право быть монахом?
Когда человек самостоятельно может принимать решение?
Можно ли принудить человека стать монахом?
Кто такой монах?
Оцените свою работу и работу одноклассников на уроке.
Чтение стих. учителем.
Монастырь стоит на земле родной.
Колокольный звон нас зовёт домой.
Я стою, молюсь, а в душе покой.
Всё исполнится на земле святой!
Да
Может
Это выбор человека
Когда он свободен в
выборе
Нет
Человек, который по своим
религиозным убеждениям и
призванию посвятил себя
Богу
Оценивают свою работу и
работу одноклассников
Технологическая карта урока ОПК по теме "Монастырь"
Технологическая карта урока ОПК по теме "Монастырь"
Технологическая карта урока ОПК по теме "Монастырь"
Технологическая карта урока ОПК по теме "Монастырь"
Технологическая карта урока ОПК по теме "Монастырь"
Технологическая карта урока ОПК по теме "Монастырь"
Технологическая карта урока ОПК по теме "Монастырь"
Технологическая карта урока ОПК по теме "Монастырь"
Технологическая карта урока ОПК по теме "Монастырь"
Технологическая карта урока ОПК по теме "Монастырь"
Технологическая карта урока ОПК по теме "Монастырь"
Технологическая карта урока ОПК по теме "Монастырь"
Технологическая карта урока ОПК по теме "Монастырь"
Технологическая карта урока ОПК по теме "Монастырь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.