ОСНОВНОЙ ЗАКОН СТРАНЫ КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ
Цель:
дать учащимся представление о государственном устройстве нашей страны.
Задачи:
познакомить учащихся с основными документами, защищающими права человека.
развивать устную речь.
воспитывать интерес к истории России.
Планируемые образовательные результаты
Характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон государства
Объяснять особенности правового статуса гражданина России
Классифицировать конституционные права граждан
УУД
Личностные УУД:
гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, своей этнической и
национальной принадлежности)
осознание учащимися роли Конституции Российской Федерации в жизни российского
общества.
Регулятивные УУД:
планирование и организация учебных действий в соответствии с целью
Коммуникативные УУД:
способность передать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками ( работа в группах);
поиск и извлечение новой информации;
умение осознанно строить речевые высказывания.
Познавательные УУД:
самостоятельный выбор необходимой информации для решения учебной задачи;
формирование умений анализировать информацию из различных источников;
формирование познавательного интереса направленного на поисковую деятельность,
развитие навыков и умений работать с документами.
Средства обучения: административная карта России, Конституция РФ, Декларация прав и
свобод человека и гражданина, презентация
1. Организационный момент.
2. Проверка д.з.
Ход урока
– Как называется страна, в которой мы живем?
Учащиеся: Наша страна называется – Россия или Российская Федерация. (слайд 1)
Учитель: Как называют людей, живущих в России?
Учащиеся: Людей, живущих в России, называют россиянами.
Учитель: Почему к Москве у нас особое отношение?
Учащиеся: Москва – это столица нашей Родины. (слайд 2)
Учитель: Какие символы государства вы знаете? Учащиеся: Основные символы государства – это государственный герб,
государственный флаг и государственный гимн. (слайд 3)
Учитель: Правильно. Каждый гражданин должен уважать символы своего
государства, знать слова гимна своей Родины.
– Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к
самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление
государства, его народа, его истории и культуры.
3. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
Хотите узнать какая тема урока?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать.
Вопросы к кроссворду:
1. Господствующая над городом высота 102,0 – место ожесточеннейших боев в период
Сталинградской битвы.
2. Великая русская река, которую ласково называют «матушка».
3. Как назывался Волгоград во время Великой Отечественной войны?
4. Многие города России были основаны как военная…
5. Что выпускали машиностроительные заводы во время Великой Отечественной войны?
6. Название скульптуры, поднявшейся над Мамаевым курганом в Волгограде.
7. Учреждение, где показывают движение планет, читают научнопопулярные лекции по
астрономии.
8. Где находился штаб немецкого генералфельдмаршала Ф. Паулюса в Сталинграде?
9. Первое название города Волгограда.
10. За Домом Павлова стоят разбитые снарядами и бомбами руины бывшей…
11. Скульптурное или архитектурное сооружение в память когонибудь или чегонибудь.
К л ю ч е в о е с л о в о: конституция.
Учитель. Сегодня мы поговорим о конституции, узнаем, что такое закон.
4. Работа над новым материалом.
Вы верно сказали, мы живем в России. Подругому нашу страну можно назвать
«Российская Федерация». В переводе с латинского «федерация» означает «союз»,
«объединение». В Российской Федерации субъектами федерации являются республики,
края, области. (стр. 112 учебника) Рассмотрите административную карту России на с. 70 – 71 учебника. Покажите границы
нашего государства.
Россия – демократическая республика. Это означает, что народ (граждане страны с 18 лет)
выбирает главу государства – Президента, в ходе выборов формируются другие органы
власти и управления: Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),
Правительство Российской Федерации.
12 декабря 1993 года в результате всенародного голосования была принята Конституция
России – главный закон, по которому управляют государством.
Конституция – слово латинское и обозначает «устройство», «установление». Конституция
определяет принципы устройства государства, органы его управления, кто и как их может
выбирать, какие обязанности несут рядовые граждане и какие права должно им обеспечить
государство.
Первой демократической конституцией стала Конституция Соединенных Штатов
Америки. Так, стали законом свобода слова, печати, собраний, свобода верить в того бога,
какого себе избрал. Законом охранялась и неприкосновенность личности. Церковь была
отделена от государства, то есть уже не могла вмешиваться в управление страной.
Конечно, записать такие слова в конституции и реально добиться того, чтобы все были
свободны, равны и счастливы, не одно и то же. В истории тех же Соединенных Штатов
Америки и других государств с самыми демократическими конституциями немало было и
есть несправедливости, жестокости по отношению к людям, особенно к бедным и
незнатным. Демократическая конституция – лишь первый шаг к правовому государству, то
есть к государству, где все подчиняются закону и ни для кого не делается исключений.
Сама конституция – это главный закон государства. Какой бы закон ни принимали, он не
может противоречить конституции. За этим следит конституционный суд. Он отменяет
нарушающие конституцию решения законодателей.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране в 1918
году была принята конституция РСФСР. В ней было записано, что вся земля, ее недра,
фабрики, заводы передаются в руки народа, а власть переходит к Советам рабочих,
солдатских и крестьянских депутатов. Утверждалось равноправие граждан независимо от
их национальности и пола.
До конца 1991 года в Советском Союзе жили по конституции, которая была принята в 1977
году. Она была шагом вперед по сравнению с предыдущей конституцией, однако основная
роль в управлении государством отводилась не народным Советам, а Коммунистической
партии. Это сдерживало развитие демократии в стране, ограничивало возможности людей
отстаивать свои права.
За время, прошедшее после объявления Россией своей независимости, ее конституция не
раз изменялась и дополнялась. В ней все больше внимания стало уделяться правам
человека. Многие вопросы теперь решаются не в «центре», не в Москве, а в республиках,
входящих в состав Российской Федерации, ее краях и областях. Многими правами
наделены городские, поселковые, сельские органы власти.
Прочитайте статьи на с. 112–133. Какова главная мысль конституции России? Сколько
народов живет на территории России?
Ученики. Главная мысль нашей конституции: «Человек, его права и свободы являются
высшей ценностью». В России проживает 160 народов.
Франмент песни «Я, ты, он, она»
Я, ты, он, она –
Вместе целая страна, Вместе – дружная семья.
В слове «мы» –
Сто тысяч «я».
Надо мною солнце светит,
Родина моя!
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя!
Я люблю твои моря и горы,
Я люблю твои просторы,
Родина моя!
5.Физминутка
У п р а ж н е н и я д л я г л а з:
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.
Повторить 4–5 раз.
2. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движений глазами в правую сторону, столько
же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить
1–2 раза.
6. Первичное закрепление
Учитель. После Второй мировой войны были приняты документы, защищающие права
человека. Главным документом является «Всеобщая Декларация прав человека». В
переводе с латинского «декларация» означает «заявление».
«Всеобщая Декларация прав человека» провозглашает права личности, гражданские и
политические права и свободы (равенство всех перед законом, право каждого на свободу и
личную неприкосновенность, свободу совести и др.), а также социальноэкономические
права (на труд, социальное обеспечение, отдых и др.).
По резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря отмечается как День прав
человека.
ООН – международная организация государств, созданная в целях поддержания и
укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами.
7. Закрепление изученного.
Учитель проводит беседу по в о п р о с а м:
– Как называется наша страна?
– Что обозначает слово «федерация»?
– Сколько народов живет на территории России?
– Что такое конституция?
– Что такое законы?
– Назовите главную мысль конституции.
– Какое право имеет человек?
– Какие документы были приняты после Второй мировой войны?
– Назовите главный среди них.
– Когда и где была принята «Всеобщая Декларация прав человека»?
– О чем говорится в Декларации?
– Какие права имеет каждый из вас?
– Что такое ООН?
8. Дидактическая игра «Ваши права, дети».
Учащиеся слушаюm сmuхоmворенuя, оmрывкu uз лumераmурных проuзведенuй u
рассказываюm, о какuх правах деmей в нuх говорumся,
l. Мы не просто так
Играем В трактористов и врачей.
Мы не просто так
Взлетаем
Над родной страной своей.
Мы не просто так
Мечтаем.
На земле растить сады.
Потому что твердо знаем
Наши сбудутся мечты. (право на игры и отдых детей)
2. Листья желтые летят,
День стоит веселый.
Провожает детский сад
Ребятишек в школу.
Отцвели цветы у нас,
Улетают гпицы,
Вы идете в первый раз
В первый класс учиться. (право на образование)
3. Запели капели,
Вернулись грачи,
Берем мы гантели,
Ракетки, мячи.
На старты зовут
Ребят стадионы.
Воспитывай волю,
Характер крепи.
Все мы – спортсмены!
Все чемпионы! Право на занятия спортом
4.Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей. Право на охрану здоровья
5.Бедные, бедные звери!
Воют, рыдают, ревут!
В каждой берлоге
И в каждой пещере
Злого обжору клянут.
Да и какая же мать
Согласится отдать
Своего дорого ребёнка –
Медвежонка, волчонка, слонёнка,
Чтобы несытое чучело
Бедную крошку замучило! Право на жизнь
6. Талантливые дети
Надежды подают:
Участвуют в концертах –
Танцуют и поют.
А детские рисунки
На тему «Мир и труд» Печатают в журналах,
На выставку берут. Право на занятия искусством
7. У меня растут года,
Будет мне 17.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься? Право на образование и труд
9. Итог урока. Рефлексия деятельности.
10. Домашнее задание.
У стр. 114, ответить на вопросы; Т выполнить задание 84 (2 часть)
Технологическая карта урока "Основной закон страны - Конституция России"
Технологическая карта урока "Основной закон страны - Конституция России"
Технологическая карта урока "Основной закон страны - Конституция России"
Технологическая карта урока "Основной закон страны - Конституция России"
Технологическая карта урока "Основной закон страны - Конституция России"
Технологическая карта урока "Основной закон страны - Конституция России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.