Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет
Оценка 4.9

Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
01.10.2018
Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет
Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет. Характеристика урока:Автор УМК: В.В. Пасечник. Биология . Человек: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М. Дрофа, 20010 г.; Рабочая тетрадь. Тема урока: Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Тип урока: изучение нового материала Вид урока: проблемный Методы: проблемно - поисковый, групповой.
Борьба оргганизма с инфекцией.docx
Технологическая карта урока  Учитель: Силкина Галина Михайловна Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №65 г. Пенза Учебный предмет: биология. Класс: 8 класс. Автор УМК: В.В. Пасечник. Биология . Человек: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.  Дрофа, 20010 г.; Рабочая тетрадь. Тема урока: Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Тип урока: изучение нового материала Вид урока: проблемный Методы: проблемно ­ поисковый, групповой. Этап урока 1. Организационный  этап. Цель: проверить  готовность учащихся к занятию; объяснить  учащимся принцип  работы в группах на  уроке, настроить на  продуктивную работу 2. Постановка цели и  задач. Цель: обеспечить  мотивацию учения и  актуализация  субъективного опыта  учащимися Действие учителя Сообщает тему урока. Рассказывает о принципах работы – работа  в группах. Действия ученика Записывают тему урока в  тетрадь. Результаты Оформление  тетради Формы контроля Групповой  Задает проблемный вопрос: Нас окружаю миллионы микроорганизмов. Большинство из них  являются возбудителями различных заболеваний. Но почему  большинство из них не могут проникнуть в организм человека?         есть Предлагают ответы на вопрос, делятся   своим   жизненным опытом, слушают собеседника.   Предполагаемые ответы: защитные барьеры; кожа и слизистые это первые   барьеры,   которые преодолевают паразиты; кровь   выполняет   также функцию   защиты   (функции крови) Формулируют цели  задачи. Фронтальный Формулируют  цели и задач  урока; умеют с  достаточной  точностью и  полнотой  выражать свои  мысли. Умеют слушать  партнера. 3. Объяснение нового  материала Цель: сформировать  понятие иммунитета,  видов и механизмов   иммунитета. Учитель предлагает сформулировать учащимся цель урока и что  должны учащиеся сделать для достижения этой цели. Дает характеристику  основным защитным барьерам. ­ на кожи и слизистых (дыхательные, мочевыделительные пути,  ЖКТ …)  постоянно живут некоторые полезные бактерии, они  питаются выделениями кожи и слизистых и не дают  болезнетворным бактериям проникнуть внутрь организма. При  ослаблении организма активность этих микроорганизмов  снижается и тогда на коже и слизистых быстро размножаются  вредные бактерии. Главная особенность слизистых заключается в том, что они  находятся во влажном состоянии. Со слизью и удаляются вредные  микроорганизмы. Если микроорганизмы все таки,  преодолевают барьер слизистых  оболочек. Защитную функцию начинает выполнять кровь Задает проблемное задание: Подписать состав крови человека и  ответить на вопрос: Какие клетки крови участвуют в  формировании внутренних механизмов защиты? С чем это  связано?  Предполагаемые ответы: выявить   защитные   механизмы организма,   узнать   что   такое иммунитет   и   каким   он бывает . Слушают объяснение учителя Фронтальный Учащиеся выполняют задание  на интерактивной доске. И  дают ответы на вопрос  учителя используя знания  предыдущего урока. Предполагаемый ответ  учеников: ­ лейкоциты. Это самые  крупные клетки крови. Имеют  ядро. Способны к  самостоятельному движению.  Именно способность двигать и изменять свою форму  помогает им покидать  кровеносный сосуд ,  устремляться к чужеродным  микроорганизмам и  Умеют работать с  рисунками,   определять по  внешнему виду  клетки крови. Задает вопрос:  Какие особенности строения клеток  обеспечивают им участие в защитных функциях крови?  Задание в группах.  Соедините линиями  характеристики клеток и названия  клеток  и  ответьте на вопрос: Какие особенности строения клеток  обеспечивают им участие в защитных функциях крови?  Задает вопросы  для обсуждения в группах : Узнали ли вы этого ученого? За что он получил Нобелевскую премию?  Как взаимосвязаны эти термины: фагоцитоз, фагоциты?  Причем тут морская звезда?  Фронтальный Умеют  сопоставлять  особенности  строения клеток с  выполняемой  функцией. Групповой/фрон тальный захватывать их и пожирать Предполагаемый ответ  учеников: Способность  к захвату,  самостоятельному движению,  пожиранию. Учащиеся выполняют задание  на соответствие в тетради.  Комментируют выполненное  задание. Используя знания  предыдущего урока, учащиеся  рассказывают об И.И.  Мечникове. Один из учеников делает  небольшое сообщении о  жизнедеятельности И.И.  Мечникова. Демонстрация видеоролика «Пожирание лейкоцитами  чужеродного тела» Просматривают видео. Предлагает сформулировать определение иммунитета. Формулировка понятия и  запись в тетрадь. Предлагает решить проблемную ситуацию:  Как объяснить, что если в пробирку с кровью человека,  перенесшего дифтерию, добавляли микробы дифтерии, то они  погибали, а если добавляли в кровь человека, не болевшего этой  Выдвигают гипотезы.  Предполагаемый ответ  учеников: ­ выработался иммунитет на  Умеют  выстраивать  причинно­ следственные  Фронтальный болезнью, этого не случилось? Учитель   выслушав все предполагаемые ответы предлагает еще  раз вернуться к этому вопросу спустя некоторое время. Объясняет особенности строения разных видов лейкоцитов.  Одетыми в белые халаты санитары нашего организма – называют  лейкоциты. Под этим названием объединяют несколько  видов  клеток: нейрофилы, эозинофилы, базофилы, моноциты и  лимфоциты. Их строение и функции различны.  Они делятся на две группы: гранулоциты(зернистые) – нейрофилы, эозинофилы,  базофилы.  Агранулоциты (незернистые) – моноциты, лимфоциты. Число этих леток в 1 куб. мм. Крови различно, как и различна их  функция.  Предлагает поработать с информационными источниками и  узнаеть где образуются эти клетки и какую функцию они  выполняю.  Заполните таблицу .  связи. Умеют работать с  дополнительными  источниками  информации,  выделять главную  информацию,  переводить ее в  табличный  вариант.  дифтерию; ­ в кровь выделились вещества убивающие бактерий  дифтерии, эти вещества  сохранились до следующего  попадания дифтерийной  палочки и ее уничтожили… В группах работают с  дополнительным материалом. Работают с информационными источниками(работа в  группах) Заполняют таблицу. Предлагает одной группе  учащихся заполнить таблицу на  интерактивной  доске: Место  образования  Число в 1 куб .  мм.  Виды лейкоцитов Функции  Нейрофилы  Эозинофилы  Базофилы  Моноциты  Лимфоциты  4900  105  35  280  1650  Проверка  заполнения  таблицы у доски/ Фронтальный Слушают учителя выполняют,  выписывают названия органов  иммунной системы в тетрадь Уменют выделять  ключевые понятия с последующей  фиксацией их в  тетради. Слушают учителя, выполняют  схему в тетради. Групповой Уменют  перерабатывать  аудиоинформацию и   видеоинформацию в схему  с  использованием  знакосимволическ их средств. Объясняет строение иммунной системы Итак, красный костный мозг, тимус, селезенка – это органы  формирующие нашу иммунную систему. Все органы можно разделить на две группы: центральные ( тимус,  красный костный мозг) и периферические (Миндалины,  Лимфатические узлы, Селезенка). Особенность иммунной системы – диффузность – разбросанность  по всему телу, циркуляция ее клеток в кровотоке по всему  организму, уникальная способность вырабатывать специфические  молекулы – антитела.  Объяснение нового материала: Уничтожение вредных микроорганизмов с помощью клеток  пожирателей – фагоцитов – неспецифический механизм  иммунитета. Он самый древний. Его открыл И.И. Мечников  изучая морскую звезду. Есть еще один вид иммунитета, кода организм способен  распознавать чужеродные вещества – антигены, отличные от его  клеток и тканей – специфический иммунитет. Уничтожение микроорганизмов с помощью особых клеток  вырабатываемых вилочковой железой – Т – клетки – и образуют Т  – систему. Это клетки: Т – хелперы – помощники,  участвуют в формировании клеток,  секретирующих антитела или иммуноглобулины; Т – супрессоры  ­ подавители, выполняют регуляторную функцию  в иммунной реакции, препятствуют развитию иммунного ответа; Т – киллеры – убийцы, принимающие участие в разрушении  чужеродных тканей. Гуморальный механизм иммунитета заключатся в том что В –  лимфоциты после нескольких делений превращаются в  плазматические клетки  и начинают синтезировать антитела.  Их число возрастает к 16­му дню. Спустя 2­3 месяца число антител резко сокращается. Но если антиген ввести повторно через 2­3 недели, то организм отвечает резкой выработкой  иммуноглобулинов – специфических защитных белков.  Подобная реакция названа иммунологической памятью и за не  отвечают клетки памяти – В – лимфоциты, которые  образуются также после  нескольких делений и существуют в  организме человека до нескольких десятков лет. Как объяснить, что если в пробирку с кровью человека,  перенесшего дифтерию, добавляли микробы дифтерии, то они  погибали, а если добавляли в кровь человека, не болевшего этой  болезнью, этого не случилось? Обсуждают ситуацию. Предполагаемый ответ  учеников: ­ в крови животных  переболевших дифтерией  образовались антитела или  иммуноглобулины, которые  начали успешно бороться с  вновь попавшими  возбудителями дифтерии. Предлагает решить проблемную ситуацию : В 1957 г. сотрудники Лондонского национального института  вирусологи англичанин А. Айзек и швейцарец Дж. Линдеман во  время опытов столкнулись с непонятным явлением: мыши,  которых заражали определенными вирусами, не заболевали.  Поиски причин этого явления показали, что мыши, не поддавшиеся заражению вирусами, в момент заражения уже болели другой  вирусной инфекцией.  Почему мыши не заболели? Обсуждают, выдвигают  гипотезы, отстаиваю свою  точку зрения. Предполагаемый ответ  учеников: ­ один вирус влияет на другой; ­ один вирус защищает  организм от другого… Таким образом выяснилось, что в организме мышей один из  вирусов препятствует размножению другого. Это явление  антагонизма вирусов назвали интерференцией (помеха,  Записывают определение в  тетрадь:  Интерферон – сложное  Готовы слушать  собеседника и  вести диалог,  готовы признавать возможность  различных точек  зрения. Умеют  излагать свое  мнение и  аргументировать  свою точку  зрения. Готовы слушать  собеседника и  вести диалог,  готовы признавать возможность  различных точек  зрения. Умеют  излагать свое  мнение и  аргументировать  свою точку  зрения. Фронтальный препятствие, англ.), данное явление встречается при введении в  организм двух вирусов одновременно или с интервалом не более  24 часов. Таким образом случайно был открыт интерферон.  Интерферон – сложное белковое соединение, продуцируемое  клетками живых существ. Пораженных вирусами. Специфичность  интерферона зависит не от вида вируса, а от вита хозяина..  Например интерферон какого либо вида животного не влияет на  вирусы в организме человека.  Проникающие в организм микробы  сосредоточились в одном месте.  Это вызывает местную реакцию – воспаление.   Объясните, используя полученные знания: ­ Почему происходит покраснение     пораженного участка? ­ ­  Почему возникает боль?  Почему на пораженном участке появляется гной? Предлагает учащимся поработать с таблицей «Инфекционные  болезни» Задание: Изучив таблицу «Инфекционные болезни» ответьте на следующие  вопросы: 1. Какие заболевания называются инфекционными? 2. Что такое «ворота инфекции»? белковое соединение,  продуцируемое клетками  живых существ. Обсуждают ситуацию,  выдвигают свои гипотезы,  слушают ответы  одноклассников. Предполагаемый ответ  учеников: ­ покраснение – приток крови; ­ боль – раздражение болевых  рецепторов; ­ гной – отмершие лейкоциты. Записывают определение в  тетрадь: Воспаление ­   местная реакция, вызванная  проникающими в организм  микробами.  Изучают таблицу в группах,  обсуждают ответы на  вопросы. Предполагаемый ответ  учеников: ­ б. вызванные живыми  возбудителями. ­ путь, через который в  Готовы слушать  собеседника и  вести диалог,  готовы признавать возможность  различных точек  зрения. Умеют  излагать свое  мнение и  аргументировать  свою точку  зрения. Групповой Уменют четко и  коротко давать  ответы на вопрос,  поработав с  информационным и источниками. 3. Основные пути распространения инфекционных  заболеваний? 4. Основные симптомы проявления инфекционных  заболеваний? 5. Основные меры предупреждения инфекционных  заболеваний? 6. Скрытый период болезни, острый период болезни, период  выздоровления – чем отличаются эти периоды? 4. Закрепление  знаний Цель: установить  правильность  понимания основных  терминов темы 5. Домашнее задание Цель: обеспечить  понимание учащимися  содержания и способов выполнения домашнего задания. Повторяем термины: Иммунитет Антигены Антитела Воспаление Инфекционные болезни Паразитарные болезни Ворота инфекции Интерферон Неспецифический иммунитет Специфический иммунитет Дает домашнее задание: Прочитать и ответить на вопросы параграфа 18. Подготовиться к терминологическому диктанту.  Творческое задание: Сточки зрения учения об иммунитете  объяснить физиологический смысл стихотворения. Хорошо здоровым быть!  Соков надо больше пить!  Закаляться, обливаться,  организм проникают  возбудители. ­ контакт, воздушно –  капельный. ­ температура, головная боль,  слабость. ­ ЗОЖ, соблюдение личной  гигиены.  ­ размножение возбудителя,  нарастание иммунной реакции; накопление возбудителя и  антител; нейтрализация ядов  возбудителя, облегчение  состояния. Дают формулировку  терминам.  Слушают ответы учащихся,  корректируют ответы. Определяют  ключевые понятия темы. Фронтальный  опрос Записывают д/з в дневники Вклеивают текст  стихотворения в тетрадь. Групповой Понимают  постановку  домашнего  задания и  способов его  выполнения. Спортом разным заниматься!  И болезней не боясь,  В тёплом доме не таясь,   По Земле гулять свободно,   Красоте дивясь природной!!!  Вот тогда начнёте жить!  Здорово здоровым быть!!!   6. Рефлексия Цель:  интенсифифицировать  у учащихся психо­ эмоциональное  состояние  направленное на  взаимодействие с  учителем и  одноклассниками;  развивать у детей  самооценку и  самоконтроль в  учебной Не смотря на видимое обилие информации об иммунной системе  человека и об иммунитете в целом, для медиков он до сих пор  остается загадкой. Ежегодно раскрываются все новые и  любопытные факты, а, следовательно, знание их будет весьма  полезным. Врачи трудятся над постижением загадки иммунитета  из года в год, но белых пятен и тайн даже в современной науке  меньше не становится. Возможно, некоторые из вас посвятят свою  жизнь изучению этого загадочного явления под  названием –  Иммунитет. Могут ли полученные сегодня знания пригодиться вам в  повседневной жизни? С помощью оценочной мишени, учащиеся оценивают полезность ,  интересность, эмоциональность урока  и свою работоспособность  на уроке (по пятибалльной оценочной мишени). Слушают учителя Высказываются вслух. Работают с оценочной  мишенью. Готовы слушать  собеседника и  вести диалог,  готовы признавать возможность  различных точек  зрения. Умеют  излагать свое  мнение и  аргументировать  свою точку  зрения.

Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет

Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет

Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет

Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет

Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет

Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет

Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет

Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет

Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет

Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет

Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет

Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет

Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет

Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет

Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет

Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет

Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет

Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2018