Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
01.10.2018
Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет.
Характеристика урока:Автор УМК: В.В. Пасечник. Биология . Человек: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М. Дрофа, 20010 г.; Рабочая тетрадь.
Тема урока: Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: проблемный
Методы: проблемно - поисковый, групповой.
Борьба оргганизма с инфекцией.docx
Технологическая карта урока
Учитель: Силкина Галина Михайловна
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №65 г. Пенза
Учебный предмет: биология.
Класс: 8 класс.
Автор УМК: В.В. Пасечник. Биология . Человек: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.
Дрофа, 20010 г.; Рабочая тетрадь.
Тема урока: Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: проблемный
Методы: проблемно поисковый, групповой.
Этап урока
1. Организационный
этап.
Цель: проверить
готовность учащихся к
занятию; объяснить
учащимся принцип
работы в группах на
уроке, настроить на
продуктивную работу
2. Постановка цели и
задач.
Цель: обеспечить
мотивацию учения и
актуализация
субъективного опыта
учащимися
Действие учителя
Сообщает тему урока. Рассказывает о принципах работы – работа
в группах.
Действия ученика
Записывают тему урока в
тетрадь.
Результаты
Оформление
тетради
Формы контроля
Групповой
Задает проблемный вопрос:
Нас окружаю миллионы микроорганизмов. Большинство из них
являются возбудителями различных заболеваний. Но почему
большинство из них не могут проникнуть в организм человека?
есть
Предлагают ответы на вопрос,
делятся своим жизненным
опытом,
слушают
собеседника. Предполагаемые
ответы:
защитные
барьеры; кожа и слизистые это
первые барьеры,
которые
преодолевают паразиты;
кровь выполняет также
функцию защиты (функции
крови)
Формулируют цели задачи.
Фронтальный
Формулируют
цели и задач
урока; умеют с
достаточной
точностью и
полнотой
выражать свои
мысли.
Умеют слушать
партнера. 3. Объяснение нового
материала
Цель: сформировать
понятие иммунитета,
видов и механизмов
иммунитета.
Учитель предлагает сформулировать учащимся цель урока и что
должны учащиеся сделать для достижения этой цели.
Дает характеристику основным защитным барьерам.
на кожи и слизистых (дыхательные, мочевыделительные пути,
ЖКТ …) постоянно живут некоторые полезные бактерии, они
питаются выделениями кожи и слизистых и не дают
болезнетворным бактериям проникнуть внутрь организма. При
ослаблении организма активность этих микроорганизмов
снижается и тогда на коже и слизистых быстро размножаются
вредные бактерии.
Главная особенность слизистых заключается в том, что они
находятся во влажном состоянии. Со слизью и удаляются вредные
микроорганизмы.
Если микроорганизмы все таки, преодолевают барьер слизистых
оболочек. Защитную функцию начинает выполнять кровь
Задает проблемное задание: Подписать состав крови человека и
ответить на вопрос: Какие клетки крови участвуют в
формировании внутренних механизмов защиты? С чем это
связано?
Предполагаемые ответы:
выявить защитные механизмы
организма, узнать что такое
иммунитет и каким он
бывает .
Слушают объяснение учителя
Фронтальный
Учащиеся выполняют задание
на интерактивной доске. И
дают ответы на вопрос
учителя используя знания
предыдущего урока.
Предполагаемый ответ
учеников:
лейкоциты. Это самые
крупные клетки крови. Имеют
ядро. Способны к
самостоятельному движению.
Именно способность двигать и
изменять свою форму
помогает им покидать
кровеносный сосуд ,
устремляться к чужеродным
микроорганизмам и
Умеют работать с
рисунками,
определять по
внешнему виду
клетки крови. Задает вопрос: Какие особенности строения клеток
обеспечивают им участие в защитных функциях крови?
Задание в группах.
Соедините линиями характеристики клеток и названия клеток и
ответьте на вопрос: Какие особенности строения клеток
обеспечивают им участие в защитных функциях крови?
Задает вопросы для обсуждения в группах :
Узнали ли вы этого ученого?
За что он получил Нобелевскую премию?
Как взаимосвязаны эти термины: фагоцитоз, фагоциты?
Причем тут морская звезда?
Фронтальный
Умеют
сопоставлять
особенности
строения клеток с
выполняемой
функцией.
Групповой/фрон
тальный
захватывать их и пожирать
Предполагаемый ответ
учеников:
Способность к захвату,
самостоятельному движению,
пожиранию.
Учащиеся выполняют задание
на соответствие в тетради.
Комментируют выполненное
задание.
Используя знания
предыдущего урока, учащиеся
рассказывают об И.И.
Мечникове.
Один из учеников делает
небольшое сообщении о
жизнедеятельности И.И.
Мечникова.
Демонстрация видеоролика «Пожирание лейкоцитами
чужеродного тела»
Просматривают видео.
Предлагает сформулировать определение иммунитета.
Формулировка понятия и
запись в тетрадь.
Предлагает решить проблемную ситуацию:
Как объяснить, что если в пробирку с кровью человека,
перенесшего дифтерию, добавляли микробы дифтерии, то они
погибали, а если добавляли в кровь человека, не болевшего этой
Выдвигают гипотезы.
Предполагаемый ответ
учеников:
выработался иммунитет на
Умеют
выстраивать
причинно
следственные
Фронтальный болезнью, этого не случилось?
Учитель выслушав все предполагаемые ответы предлагает еще
раз вернуться к этому вопросу спустя некоторое время.
Объясняет особенности строения разных видов лейкоцитов.
Одетыми в белые халаты санитары нашего организма – называют
лейкоциты. Под этим названием объединяют несколько видов
клеток: нейрофилы, эозинофилы, базофилы, моноциты и
лимфоциты. Их строение и функции различны. Они делятся на две
группы: гранулоциты(зернистые) – нейрофилы, эозинофилы,
базофилы.
Агранулоциты (незернистые) – моноциты, лимфоциты.
Число этих леток в 1 куб. мм. Крови различно, как и различна их
функция.
Предлагает поработать с информационными источниками и
узнаеть где образуются эти клетки и какую функцию они
выполняю. Заполните таблицу .
связи.
Умеют работать с
дополнительными
источниками
информации,
выделять главную
информацию,
переводить ее в
табличный
вариант.
дифтерию;
в кровь выделились вещества
убивающие бактерий
дифтерии, эти вещества
сохранились до следующего
попадания дифтерийной
палочки и ее уничтожили…
В группах работают с
дополнительным материалом.
Работают с информационными
источниками(работа в
группах)
Заполняют таблицу.
Предлагает одной группе учащихся заполнить таблицу на
интерактивной доске:
Место
образования
Число в 1 куб .
мм.
Виды лейкоцитов
Функции
Нейрофилы
Эозинофилы
Базофилы
Моноциты
Лимфоциты
4900
105
35
280
1650
Проверка
заполнения
таблицы у доски/
Фронтальный Слушают учителя выполняют,
выписывают названия органов
иммунной системы в тетрадь
Уменют выделять
ключевые понятия
с последующей
фиксацией их в
тетради.
Слушают учителя, выполняют
схему в тетради.
Групповой
Уменют
перерабатывать
аудиоинформацию
и
видеоинформацию
в схему с
использованием
знакосимволическ
их средств.
Объясняет строение иммунной системы
Итак, красный костный мозг, тимус, селезенка – это органы
формирующие нашу иммунную систему.
Все органы можно разделить на две группы: центральные ( тимус,
красный костный мозг) и периферические (Миндалины,
Лимфатические узлы, Селезенка).
Особенность иммунной системы – диффузность – разбросанность
по всему телу, циркуляция ее клеток в кровотоке по всему
организму, уникальная способность вырабатывать специфические
молекулы – антитела.
Объяснение нового материала:
Уничтожение вредных микроорганизмов с помощью клеток
пожирателей – фагоцитов – неспецифический механизм
иммунитета. Он самый древний. Его открыл И.И. Мечников
изучая морскую звезду.
Есть еще один вид иммунитета, кода организм способен
распознавать чужеродные вещества – антигены, отличные от его
клеток и тканей – специфический иммунитет.
Уничтожение микроорганизмов с помощью особых клеток
вырабатываемых вилочковой железой – Т – клетки – и образуют Т
– систему. Это клетки:
Т – хелперы – помощники, участвуют в формировании клеток,
секретирующих антитела или иммуноглобулины;
Т – супрессоры подавители, выполняют регуляторную функцию
в иммунной реакции, препятствуют развитию иммунного ответа;
Т – киллеры – убийцы, принимающие участие в разрушении
чужеродных тканей.
Гуморальный механизм иммунитета заключатся в том что В –
лимфоциты после нескольких делений превращаются в
плазматические клетки и начинают синтезировать антитела.
Их число возрастает к 16му дню. Спустя 23 месяца число антител резко сокращается. Но если антиген ввести повторно через
23 недели, то организм отвечает резкой выработкой
иммуноглобулинов – специфических защитных белков.
Подобная реакция названа иммунологической памятью и за не
отвечают клетки памяти – В – лимфоциты, которые
образуются также после нескольких делений и существуют в
организме человека до нескольких десятков лет.
Как объяснить, что если в пробирку с кровью человека,
перенесшего дифтерию, добавляли микробы дифтерии, то они
погибали, а если добавляли в кровь человека, не болевшего этой
болезнью, этого не случилось?
Обсуждают ситуацию.
Предполагаемый ответ
учеников:
в крови животных
переболевших дифтерией
образовались антитела или
иммуноглобулины, которые
начали успешно бороться с
вновь попавшими
возбудителями дифтерии.
Предлагает решить проблемную ситуацию :
В 1957 г. сотрудники Лондонского национального института
вирусологи англичанин А. Айзек и швейцарец Дж. Линдеман во
время опытов столкнулись с непонятным явлением: мыши,
которых заражали определенными вирусами, не заболевали.
Поиски причин этого явления показали, что мыши, не поддавшиеся
заражению вирусами, в момент заражения уже болели другой
вирусной инфекцией.
Почему мыши не заболели?
Обсуждают, выдвигают
гипотезы, отстаиваю свою
точку зрения.
Предполагаемый ответ
учеников:
один вирус влияет на другой;
один вирус защищает
организм от другого…
Таким образом выяснилось, что в организме мышей один из
вирусов препятствует размножению другого. Это явление
антагонизма вирусов назвали интерференцией (помеха,
Записывают определение в
тетрадь:
Интерферон – сложное
Готовы слушать
собеседника и
вести диалог,
готовы признавать
возможность
различных точек
зрения. Умеют
излагать свое
мнение и
аргументировать
свою точку
зрения.
Готовы слушать
собеседника и
вести диалог,
готовы признавать
возможность
различных точек
зрения. Умеют
излагать свое
мнение и
аргументировать
свою точку
зрения.
Фронтальный препятствие, англ.), данное явление встречается при введении в
организм двух вирусов одновременно или с интервалом не более
24 часов. Таким образом случайно был открыт интерферон.
Интерферон – сложное белковое соединение, продуцируемое
клетками живых существ. Пораженных вирусами. Специфичность
интерферона зависит не от вида вируса, а от вита хозяина..
Например интерферон какого либо вида животного не влияет на
вирусы в организме человека.
Проникающие в организм микробы
сосредоточились в одном месте.
Это вызывает местную реакцию – воспаление.
Объясните, используя полученные знания:
Почему происходит покраснение пораженного участка?
Почему возникает боль?
Почему на пораженном участке появляется гной?
Предлагает учащимся поработать с таблицей «Инфекционные
болезни»
Задание:
Изучив таблицу «Инфекционные болезни» ответьте на следующие
вопросы:
1. Какие заболевания называются инфекционными?
2. Что такое «ворота инфекции»?
белковое соединение,
продуцируемое клетками
живых существ.
Обсуждают ситуацию,
выдвигают свои гипотезы,
слушают ответы
одноклассников.
Предполагаемый ответ
учеников:
покраснение – приток крови;
боль – раздражение болевых
рецепторов;
гной – отмершие лейкоциты.
Записывают определение в
тетрадь:
Воспаление
местная реакция, вызванная
проникающими в организм
микробами.
Изучают таблицу в группах,
обсуждают ответы на
вопросы.
Предполагаемый ответ
учеников:
б. вызванные живыми
возбудителями.
путь, через который в
Готовы слушать
собеседника и
вести диалог,
готовы признавать
возможность
различных точек
зрения. Умеют
излагать свое
мнение и
аргументировать
свою точку
зрения.
Групповой
Уменют четко и
коротко давать
ответы на вопрос,
поработав с
информационным
и источниками. 3. Основные пути распространения инфекционных
заболеваний?
4. Основные симптомы проявления инфекционных
заболеваний?
5. Основные меры предупреждения инфекционных
заболеваний?
6. Скрытый период болезни, острый период болезни, период
выздоровления – чем отличаются эти периоды?
4. Закрепление
знаний
Цель: установить
правильность
понимания основных
терминов темы
5. Домашнее задание
Цель: обеспечить
понимание учащимися
содержания и способов
выполнения домашнего
задания.
Повторяем термины:
Иммунитет
Антигены
Антитела
Воспаление
Инфекционные болезни
Паразитарные болезни
Ворота инфекции
Интерферон
Неспецифический иммунитет
Специфический иммунитет
Дает домашнее задание:
Прочитать и ответить на вопросы параграфа 18.
Подготовиться к терминологическому диктанту.
Творческое задание: Сточки зрения учения об иммунитете
объяснить физиологический смысл стихотворения.
Хорошо здоровым быть!
Соков надо больше пить!
Закаляться, обливаться,
организм проникают
возбудители.
контакт, воздушно –
капельный.
температура, головная боль,
слабость.
ЗОЖ, соблюдение личной
гигиены.
размножение возбудителя,
нарастание иммунной реакции;
накопление возбудителя и
антител; нейтрализация ядов
возбудителя, облегчение
состояния.
Дают формулировку
терминам.
Слушают ответы учащихся,
корректируют ответы.
Определяют
ключевые понятия
темы.
Фронтальный
опрос
Записывают д/з в дневники
Вклеивают текст
стихотворения в тетрадь.
Групповой
Понимают
постановку
домашнего
задания и
способов его
выполнения. Спортом разным заниматься!
И болезней не боясь,
В тёплом доме не таясь,
По Земле гулять свободно,
Красоте дивясь природной!!!
Вот тогда начнёте жить!
Здорово здоровым быть!!!
6. Рефлексия
Цель:
интенсифифицировать
у учащихся психо
эмоциональное
состояние
направленное на
взаимодействие с
учителем и
одноклассниками;
развивать у детей
самооценку и
самоконтроль в
учебной
Не смотря на видимое обилие информации об иммунной системе
человека и об иммунитете в целом, для медиков он до сих пор
остается загадкой. Ежегодно раскрываются все новые и
любопытные факты, а, следовательно, знание их будет весьма
полезным. Врачи трудятся над постижением загадки иммунитета
из года в год, но белых пятен и тайн даже в современной науке
меньше не становится. Возможно, некоторые из вас посвятят свою
жизнь изучению этого загадочного явления под названием –
Иммунитет.
Могут ли полученные сегодня знания пригодиться вам в
повседневной жизни?
С помощью оценочной мишени, учащиеся оценивают полезность ,
интересность, эмоциональность урока и свою работоспособность
на уроке (по пятибалльной оценочной мишени).
Слушают учителя
Высказываются вслух.
Работают с оценочной
мишенью.
Готовы слушать
собеседника и
вести диалог,
готовы признавать
возможность
различных точек
зрения. Умеют
излагать свое
мнение и
аргументировать
свою точку
зрения.
Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет
Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет
Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет
Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет
Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет
Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет
Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет
Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет
Технологическая карта урока по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.