Технологическая карта урока
Учитель: Прохорик Ирина Петровна, учитель химии и биологии
Предмет: биология Класс: 6
Базовый учебник: Н.И. Сонин «Биология. Живой организм» Москва «Дрофа» 2017г
Тема урока: Строение корня.
Цель урока: Организация деятельности учащихся совместно с учителем по изучению и закреплению знаний о видах корней, внешнем и внутреннем строении корней и типах корневых систем, их значении в жизни растений.
Задачи урока:
Предметные:
- организовать познавательную деятельность учащихся на уровне восприятия и первичного усвоения материала по теме «Корень»;
- создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности по изучению особенностей строения корней и корневых систем.
Метапредметные:
- Продолжить формирование навыков работы с учебником, инструктивной карточкой;
- Формировать интеллектуальные умения анализировать полученную информацию;
- Продолжить формирование умений работать с гербарием, с раздаточным материалом, проводить сравнение.
Личностные:
- Сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым биологическим объектам
- Сформировать понимание практической значимости и ценности знаний о корнях и корневых системах
Тип урока: «открытие» новых знаний
Необходимое оборудование: учебник, тест (по вариантам), «Маршрутный лист», гербарий растений со стержневой и мочковатой корневой системой, таблицы «Органы цветковых растений», «Виды корней», «Типы корневых систем», мультимедийное оборудование
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
|
||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
||||||||||||||||||||
Организационно- мотивационный (10 минут)
|
Организационный момент Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
|
- Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока (слайд 1) |
- Слушают, настраиваются на восприятие материала урока - Называют отсутствующих в классе - Вспоминают ранее изученный материал |
Регулятивные: - организация рабочего места – - прогнозирование - целеполагание, - планирование,
Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, - участие в коллективном обсуждении проблем, - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, - владение монологической и диалогической речью
Познавательные общеучебные: - самостоятельное выделение познавательной цели - выбор оптимальных способов решения задач - умение строить речевое высказывание
|
|
||||||||||||||||||||
Актуализация знаний УУД в начале урока
Выдается тест (2 варианта) и «Маршрутный лист» с вопросами для проверки домашнего задания. - Предлагается внимательно прочитать вопросы и ответить непосредственно в рабочем листе-тесте
|
- Направляет на актуализацию мыслительных операций - Организует взаимопроверку и оценивание выполненной работы - Организует обсуждение (Слайд 2) |
- Проверяют правильность выполнения по предложенному ключу и критерию оценивания - Оценивают работу - Систематизируют знания |
Личностные: самоопределение, умение оценивать ситуацию, содержание исходя из социальных и личностных ценностей; умение соблюдать дисциплину на занятии, уважительно относиться к педагогу и сверстникам; Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы ; Регулятивные: умение организовывать рабочее место, организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи; планирование и составление плана действий; волевая саморегуляция
|
|
|||||||||||||||||||||
Формулировка темы урока (слайд 3) Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана!
Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. В русском языке есть такая пословица: “Человек без родины, что дерево без корней”. Каков смысл этой пословицы? (Человек без родины прожить не может, а дерево - без корней.) Человек и растение – живые организмы планеты, сила которых кроется в корнях
Постановка цели урока Постановка задач урока. Запись плана на доске
Где мы можем найти информацию по интересующей теме??
|
Показывает зонтик Демонстрирует пример
Создает условия, через создание проблемных ситуаций, для самостоятельного определения обучающимися темы урока.
Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым биологическим процессам. (слайд 4) Мотивирует к постановке познавательной цели и задач
План урока 1.Внешнее
строение корня и его функции. 4.Зоны
корня.
|
Побуждение учащихся к выдвижению гипотез
Определяют тему урока
Предлагают свои варианты формулировки темы урока.
Озвучивают тему урока
Актуализируют свои знания
Формулируют и согласовывают цель и задачи урока Предлагают пути их достижения Составляют план работы на уроке
Формулируют ответ (в учебнике, в справочниках, в интернете …)
|
Личностные: осознание ответственности за общее дело; умение оценивать ситуацию содержание исходя из социальных и личностных ценностей; умение соблюдать дисциплину на занятии уважительно относиться к учителю и одноклассникам Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выдвижение гипотез и их обоснование. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
|
|
|||||||||||||||||||||
Операционно- технологический (28 минут) |
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) |
Организует
подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. Объясняет Вводит понятие «Корневые системы» Объясняет Организует работу по слайду 7
Организует работу о строении корня и корневой системы. Фронтальные и индивидуальные консультации Напоминает о необходимости соблюдения правил техники безопасности
|
Воспроизводят новые понятия Выясняют место нового понятия в системе других понятий; Рассматривают слайд Открывают учебник Работают по нему. Читают. Анализируют текст Рассматривают рисунки в учебнике Проверяют |
Личностные: осознание ответственности за общее дело; умение оценивать ситуацию , содержание исходя из социальных и личностных ценностей; умение соблюдать дисциплину на занятии , уважительно относиться к педагогу и сверстникам; Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение; понимание текстов, извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы ; определение причинно-следственных связей; использование знаково- символических средств; Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи; планирование и составление плана действий; волевая саморегуляция; прогнозирование- предвосхищение результата; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; построение логической цепи рассуждений, доказательство и выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; умение работать в группе(контроль, коррекция и оценка действий партнера, принятие решения и его реализация); |
|
||||||||||||||||||||
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач
Работают в «Маршрутном листе». Выполняют задание 1.
|
Организует работу в парах Распределяет роли Организует взаимопроверку Контролирует проверку в парах Предлагает выполнить задание 1 (Слайд 8)
ЗАДАНИЕ 1. Каждая пара выполняет работу в маршрутном листе «Виды корней и типы корневых систем» с использованием гербария. Провести взаимопроверку
Проясняет ситуацию решения Организует индивидуальное усвоение
детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во
внешней речи:
Инструктирует, советует
|
Выбирают роли Выполняют работу в парах с маршрутными листами и гербарием Соотносят новые знания с правилом в учебнике Корректируют ошибки друг друга. Проводят анализ и делают вывод о видах корней и типах корневых систем Сравнивают свои записи с рисунками в учебнике По
результатам выполнения самостоятельной работы выявляют и исправляют
допущенные ошибки. |
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение; понимание текстов, извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы ; определение причинно-следственных связей; использование знаково- символических средств Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; построение логической цепи рассуждений Регулятивные универсальные учебные действия: коррекция |
|
|||||||||||||||||||||
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков
|
Организует работу в парах Организует взаимопроверку Контролирует проверку в парах Предлагает выполнить задание 2
ЗАДАНИЕ 2. Работа с текстом (текст на слайде 9) в «Маршрутном листе» Задание: из предложенных утверждений выбрать только правильные (слайд 9)
1.Виды корневых систем: стержневая, мочковатая и придаточная. 2.Боковые корни отходят от главного корня. 3.У стержневой системы хорошо развит главный корень 4.Корень всасывает воду из почвы с помощью корневых волосков. 5.Рост корня обеспечивается делением клеток на его верхушке. 6.Главный корень всегда отходит от стебля
Исправляет ошибки
|
Выполняют работу в парах.
Отвечают на вопросы по ходу работы.
Корректируют ошибки друг друга. Проводят анализ и делают вывод.
|
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение; понимание текстов, извлечение необходимой информации; определение причинно-следственных связей; использование знаково- символических средств Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; построение логической цепи рассуждений Общеучебные универсальные: структурирование знаний;осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
|
|
|||||||||||||||||||||
Динамическая пауза |
Гимнастика для глаз и усиления мозгового кровообращения |
|
Ожидаемый результат: психо-физическая разгрузка |
|
|||||||||||||||||||||
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД
Задание выполняется в течение 4-5 минут.
|
Внутреннее строение (зоны) корня (слайд 10) Предлагает выполнение продуктивного задания индивидуально Инструктирует о выполнении задания. Организует выполнение задания, где возможно использование нового способа действия ЗАДАНИЕ 3. ( в «Маршрутном листе). С помощью учебника заполнить карточку- схему по зонам корня. Подписать каждую и указать кратко функцию данной зоны.
|
Выполняют задания с помощью учебника
Комментируют свои ответы.
Проверяют правильность выполнения своих заданий. |
Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений Общеучебные универсальные действия: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
|
||||||||||||||||||||||
Рефлексивно-оценочный (7 минут) |
Рефлексия деятельности (слайд 11)
Выбери верное утверждение: 1.Всё понял, могу помочь другим; 2.Понял большую часть материала, но нужна помощь по отдельным вопросам; 3. Ничего не понял;
|
- Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения. - Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов. Обеспечивает понимание практический значимости полученных знаний и умений
|
Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с эталоном (целями урока) Проводят оценку качества усвоения путем выполнения проверочной работы Осуществляют рефлексию учебной деятельности Выбирают утверждения Показывают таблички с цифрами Высказываются, аргументируют свое мнение Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему
|
Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; оценивание усваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор ; Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности ; Регулятивные: оценка достижения планируемых результатов, волевая саморегулиция
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений использование критериев для обоснования своего суждения; Сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слушать и вступать в диалог
|
|
||||||||||||||||||||
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников |
Организовывает проведение самооценки учениками работы на уроке
|
Оценивают себя |
Регулятивные универсальные учебные действия: оценка и контроль, |
|
|||||||||||||||||||||
|
Домашнее задание |
Организовывает обсуждение и запись домашнего задания (слайд 12) Обращается к вопросам и заданиям после текста в учебнике. Поясняет, какие задания необходимо делать обязательно, а какие по желанию.
|
Записывают домашнее задание Выставляют оценки за урок |
Познавательные: работать с текстом учебника, находить в нём необходимую информацию |
|
||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.