Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)
Оценка 4.6

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
5 кл
05.02.2018
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)
Презентация к уроку истории Древнего мира в 5 классе
технологическая карта Д. Рим.docx
Предмет – история Класс ­  5 Демина Татьяна Викторовна учитель истории и обществознания  МОУ «Первомайская СОШ МО Арсеньевский район» Технологическая карта урока Тема урока ­  «Древний  Рим»  Педагогические цели:  ­ способствовать формированию представлений о местоположении и природных условиях Италии, образе жизни римлян, изучить  историю возникновения Рима; ­   продолжить   формирование   умений   сравнивать   и   описывать   природные   условия   двух стран; ­ содействовать развитию умения работать с картой, текстом учебника. Задачи: Личностные  –   развивать   умение   давать   оценку   историческим   событиям   с   позиции  гуманистических нравственных ценностей; Предметные  –   развивать   умение   добывать   и   критически   оценивать   информацию, систематизировать   историческую   информацию,   познакомиться   с   новыми   понятиями   из истории древнего Рима; Метапредметные  ­ развивать читательские компетенции, развивать умение применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, умение осознанного чтения и   использования   речевых   средств   (устных   и   письменных)   в   соответствии   с   задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Планируемые результаты:  предметные: ­ воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы; ­ извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима; ­ показывать на карте географические объекты; метапредметные: ­ определять тему урока, цели; ­ выстраивать алгоритм своей работы; личностные: ­ развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний; ­   работать   в   группе,   вступать   в   диалог,   высказывать   своё   мнение,   участвовать   в коллективном обсуждении; ­   анализировать   и   оценивать   результаты   собственной   деятельности   и   деятельности коллектива. Основное   содержание   темы,   понятия   и   термины,   персоналии: Древнейший   период. Местоположение   и   природа   Апеннинского   полуострова.   Население   Древней   Италии: условия жизни и занятия. Этрусски. Легенды об основании Рима. Основание Рима (753 г. до н. э.). Положение патрициев и плебеев. Рим эпохи царей. Весталка, патриций, плебс, легенда, ликтор,  царь. Нумитор, Амулий, Рея Сильвия, Ромул, Рем. Организация образовательного пространства: • История древнего мира. 5 кл.: учебник для общеобразовательных школ. А.А.   Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2012.г. •Информационный материал: рисунки учебника, историческая карта. •ИКТ: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку. •Раздаточный материал: задания для каждого ученика  (таблицы, смайлики, листы для  самооценки) Тип урока: урок «открытия» нового знания Форма урока: урок­путешествие  Методы:  репродуктивный   (вступительные   слова   учителя),  проблемное   обучение, частично­поисковый, словесный, наглядный, объяснительно­иллюстративный Приёмы: работа с текстом, с картой и  раздаточным материалом, сравнение исторических объектов,  комментированное   чтение,   «Корзина   идей»,   «Пометка   на   полях»,  тестовый контроль.  Межпредметные связи: литература, география, музыка, математика Цель этапа Включение учащихся в  деятельность на личностно­ значимом уровне Технологическая карта урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1 минута Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Здравствуйте, ребята!      Я рада приветствовать вас на уроке истории! Мы   продолжаем   путешествовать   по   странам древнего   мира.    Сегодня   на   уроке   вас   ждет увлекательное   путешествие  с   Незнайкой   на машине   времени  в   страну,   история   которой завершает историю Древнего мира.   Как и всегда, нам с вами предстоит потрудиться,  чтобы получить новые знания. Я надеюсь на вашу  помощь. УУД Личностные умения: адекватное отношение к учебной  деятельности; Регулятивные умения: принимать и  сохранять учебную  задачу, в  сотрудничестве с  учителем ставить  новые учебные задачи, формируем умение  готовить рабочее  место для выполнения разных видов работ. Повторение раннее изученного материала, необходимого для  «открытия нового знания» и  выявление затруднений в  индивидуальной деятельности каждого учащегося. (3 мин) 2. Этап актуализации знаний (9 мин) 1 Чтобы посетить следующую страну,  вспомним, в каких странах мы уже побывали.  Будьте внимательны, отвечаем по одному, знак  1. Учащиеся отвечают на вопросы Заполняют лист самооценки П: осознанное и  произвольное  построение речевого  высказывания в  устной форме,  построение рассуждения в форме  связи простых  суждений об объекте,  его строении,  свойствах и связях К:построение  монологического  высказывания  Р: выполнение  учебных действий в  материализованной,  громкоречевой и  умственной форме готовности – поднятая рука. На нильских берегах она была, Богатой и цветущею слыла. И ею фараоны управляли, Восстания рабов здесь подавляли.  В мире есть сейчас она. Назови, что за страна. (Египет) Расскажите­ка, ребята, Где без леса и без гор Люди в древности росли. Где покой все обрели. Всё лепили мастера. И работа их до пота Выручала их всегда. (Междуречье) На восточном побережье Моря Средиземного Государство моряков Было очень древнее. И чтоб им торговать, Просто стали все писать. Кто же знал? Их алфавит Все народы покорит. (Финикия) Чтоб землю с севера обезопасить, У гуннов землю отобрать Правители решили стену возвести, Покой, чтоб вечный обрести. И людей великое множество Согнали со всей страны. Заставили её строить, Введение в тему урока.  Целеполагание (6 мин.) Чтобы не было войны  (Китай) Был он сильным, нужен был А не стало больше сил, Ему место учредили Для таких, как он, что было. Должен мальчика водить в школу. Да к тому ж  учить Его всяческим манерам. Чтобы стал для всех примером. Со стола не брать кусок, Смех закрыть свой на замок. И прилежно всё учить, Что учитель повелит. (Педагог. Греция.) Молодцы! 2.Где изобретены эти вещи? Слайд 1 3.Расшифруй понятие и объясни его значение  Слайд 2 ­ Скажите, что вы видите, на данном слайде?  Слайд 3 ­ А, что на ней написано? ­ Вспомните, что такое архив? Молодцы. ­ А интересно, вам, что за дверью нашего  архива сегодня? Откроем дверцу?    (Расшифруйте ребус.) ­ Итак, как звучит тема нашего урока?  Древний Рим Слайд 4 ­   Прослушайте   стихотворение   Аполлона    «Древний   Рим» Майкова  (русский   поэт)   Слайд 5   Я   видел   древний   Рим:   в   развалине ­ Дверь ­ Архив ­Хранилище документов ­Древний Рим 3.Этап выявления места и  причины затруднения  печальной  И храмы, и дворцы, поросшие травой,  И плиты гладкие старинной мостовой,   И   колесниц   следы   под   аркой триумфальной,  И в лунном сумраке, с гирляндою аркад,  Полуразбитые громады Колизея... Работа   с   понятием:  Аркада­ряд одинаковых   по   форме   и   размеру   арок, опирающихся   на   колонны   или   на прямоугольные или квадратные столбы – устои Слайд 6 ­   Какие   чувства   вызывает   у   вас   это стихотворение? Мотивация. Приём «Корзина идей» ­Что вы знаете о Древнем  Риме?  Учитель предлагает выполнить проблемное  Учащиеся записывают понятие в словарик Учащиеся отвечают на вопрос 2. Учащиеся испытывают затруднения при ответе на  последний вопрос. задание: «Заполните пропуски в  предложениях» . (Город    Рим возник в Италии  на (левом  или правом ?) ________берегу   реки _________ .   Город  Рим возник на земле, где проживало племя  ___________.    Италия расположена на  _____________ полуострове.)    3. Этап постановки учебной задачи (5 мин) Осознание места и причины собственных затруднений 1.Учитель задает вопрос: Почему не получился  полный ответ?  Учащиеся анализируют затруднения, которые  возникли в процессе выполнения предыдущего  Познавательные  умения: задания, формулируют цель, задачи урока ­ Чтобы ответить на поставленный вопрос, что мы должны знать о государстве? На доске опорные слова: ­ изучить… (г.п. и природные условия Д.Р.) ­ познакомиться… (с основными занятиями др.  римлян) ­ научиться…  (делать сравнительный анализ,  работать с картой) Спасибо, молодцы! На сегодняшнем уроке, мы узнаем Слайд 7 1.Местоположение Древнейшего Рима, природные условия, занятия жителей 2.Легенда об основании Рима 3.Город на семи холмах и его обитатели 4.Управление в Д.Р. анализировать,  сравнивать,  классифицировать и  обобщать факты и  явления. Строить  логическое  рассуждение,  включающее  установление  причинно­ следственных связей; Регулятивные умения:  Формирование  умения  самостоятельно  обнаруживать и  формировать учебную проблему, определять цель учебной  деятельности  (формулировка  вопроса урока),  планировать свою  деятельность; Личностные умения: Самоопределение,  смыслообразование Коммуникат­е умения: Выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и  точностью.  Планирование   учебного  сотрудничества с  учителем и 4. Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи («открытия нового знания») (15 мин) Решение устных задач и  обсуждение проекта её  решения Итак, тему определили, цели поставили,  теперь войдём внутрь архива и превратимся в  исследователей, которые получили задание  определить:  1. местоположение Древнего Рима 2. его природные условия 3. занятия его жителей 4. управление в Древнем Риме Первая  группа по обозначенным критериям  будет исследовать Древний Рим, а вторая­  1.Учащиеся получают задания, выбирают  представителя от группы и приступают к изучению  Древнюю Грецию. Затем мы сравним полученные  вопросов характеристики. Работая над заданием,  пользуйтесь картой атласа, и вступительной  статьёй к п.44 стр.214  Приложение № 5 время­3 мин  (звучит музыка) сверстниками.   Познавательные  умения: Формирование  умения выявлять  причинно­ следственные связи, анализировать,  сравнивать,  классифицировать и обобщать факты и  явления; Регулятивные  умения: планирование своих действий в  соответствии с  поставленной  задачей,  организация своей  учебной  деятельности; Коммуникативные умения: с достаточной  полнотой и  точностью  выражать свои мысли в  соответствии с  задачами и  условиями Jeff_van_Dyck-Spokoynaya_Rimskaya_Muzika.mp3 взаимопроверка Слайд 8 Вопрос : в какой стране ­ в Греции или в  Италии – природные условия были более  благоприятны для жизни людей, почему?  Работа с источником и картой. ­Посмотрите   на   карту,   и   скажите,   что означают красные кружочки.  ­ Что означает слово «колония»  ­ Какой вывод можно сделать? Решение   проблемы.  «Заполнить пропуски в предложениях» 2. Легенда об основании Рима ­Колонии ­ Поселение греков на чужих территориях ­ Греки основали много колоний на юге Италии коммуникации; Личностные  умения:  самоопределение,  смыслообразование. Познавательные умения: умение  работать с текстом,  выделять в нём  главное, строить  логические цепи  рассуждений. Регулятивные  умения:  формирование Что такое легенда? Николай   Гумилёв,   русский   поэт серебряного   века     написал   замечательные стихи.     В   них   говорится   о   легенде,   согласно которой   и   был   образован   Рим. Слайд 9 Волчица с пастью кровавой   На белом, белом столбе,  Тебе, увенчанной славой,  По праву привет тебе.  С тобой младенцы, два брата,  К сосцам стремятся припасть.  Они не люди, волчата,  У них звериная масть. адекватной  самооценки на  основе критерия  успешности,  контроль и оценка  процесса и  результатов  деятельности; Коммуникат­е  умения: готовность к обсуждению  разных точек  зрения и выработке общей (парной)  позиции; умение  устанавливать   и    сравнивать  разные   точки зрения,  прежде чем  принимать решение и делать выбор. Рассмотрите изображение волчицы на стр.214  Познавательные уч­ка Просматривая фрагмент  видеофильма  «Древний Рим» (легенда об основании Рима),   выпишите не менее 5 новых понятий,  определений, словосочетаний которые вам  помогут рассказать эту легенду.  ­ Что узнали нового, что не поняли?  Учащиеся отвечают  (­   кто   такие   Нумитор,   Амулий,   Рея Сильвия, Ромул, Рем, Марс ­ как называют жриц богини Весты ­ кто основал Рим ­в каком году был основан город)  Слайд 10­11  Ребята, элемент урока истории у нас уже  Учащиеся отвечают Самооценка.  Заполняют лист самооценки умения: умение  работать с текстом,  выделять в нём  главное, строить  логические цепи  рассуждений. Регулятивные  умения: формирование  адекватной  самооценки на  основе критерия  успешности,  контроль и оценка  процесса и  результатов  деятельности; Коммуникат­е  умения: Формирование  умения слушать и  понимать речь  других детей. Формирование  умения  самостоятельно  организовывать  учебное  взаимодействие  при работе в паре. Личностные  умения: Осознать  единство и  целостность окружающего мира.  Постепенно  выстраивать  собственное  целостное  мировоззрение ­ 1) 753  +1897 = 2650 .  Рим старше п. Арсеньево на 2650 лет был, литературы и письма тоже, а теперь  давайте проведем минутку математики.  Дана задача. Условия задачи таковы: Слайд  12 Сейчас 2016 год. Рим основан в 753 году до н. э. П. Арсеньево был основан в 1897 году  Вопрос: 1. На сколько лет п. Арсеньево моложе  Рима? ­ читают вслух, делая пометки на полях 3.Город на семи холмах и его обитатели. ­  исторической   правдой   являются   следующие факты: Легенда о Ромуле и Реме, безусловно, очень 1. город возник не сразу красивая, но мы с вами сегодня выступаем в роли 2. Рим основан в 753 г. до н.э. учёных   исследователей,   и   поэтому   нам 3.   Несколько   поселений   постепенно позволительно усомниться в ней объединились на холмах левобережья Тибра. ­ Работая с текстом п. 44 п.2, определите. Что 4.Римляне   жили   в   круглых   хижинах,   стены в  легенде  соответствует  исторической  правде,  а которых   были   сделаны   из   прутьев   и   обмазаны что   является   выдумкой.  Приём:  «Пометки   на глиной. полях» Таким   образом,   Рим   в   6   веке   до   н.э. превратился   в   многолюдный   город, расположенный на семи холмах  (Москва,   Смоленск,   Вашингтон   тоже   на   7 холмах, во многих культурах число7 священно, с 5.Римляне   занимались   земледелием, скотоводством и ремеслом 6.Римляне   воевали   с   другими   латинскими городами. Их владения неуклонно росли. глубокой   древности   люди   верили   в   его ­слушают, затем составляют схему способность оберегать от зла ) Заполняют лист самооценки 4. Население Древнего Рима А. Состав населения Задание для 1 группы: историческое  погружение : диалог в двух лицах «Случай у  ручья» ,прослушивая который ответьте,  как  назывались жители Рима ­Публий: Посторонись, простолюдин! Я из знатного рода Ливиев! Мы – патриции,­  коренные жители Рима! ­Луций: ­Да, это так, но без нас  переселенцев, плебеев, вы не смогли бы  развиваться и защищать свои границы. Мой  отец­ ремесленник. А старший брат несет  военную службу! ­Публий:­Несчастные чужеземцы, ­ несите  свой крест! И не переходите дорогу хозяевам  этой земли, почитающим своих предков!  Учащиеся работают с текстом  «Закон  Ромула» ­ фрагмент из сочинения  древнегреческого историка  Дионисия  Галекорнасского.  ­ прочитав, заполняют пропуски в схеме Приложение №7 Слайд 13 Отвечают на вопросы к документу Заполняют лист самооценки 5. Этап первичного закрепления (2 мин) Проговаривание нового  знания, запись в виде  опорного сигнала 2.Чтобы закрепить наши знания об образовании   города Рима проведём игру «Реставрация».  Приложение 6   Релаксация 4 стихии.mp4 Приложение 9 1. Выполнение задания. Самооценка знаний. Самооценка. Выбирают подходящие по цвету кружочки, заранее  приготовленные учителем на парте. Зеленый – я доволен своим результатом. Желтый – мог бы и лучше. Красный – надо повторить тему урока. На правильную формулировку вопроса  Учащиеся выполняют упражнения. 6.Физминутка (2 мин) Познавательные  умения: построение  рассуждения в форме  связи простых  суждений об объекте Регулятивные  умения: внесение  необходимых  дополнений и  корректив в случае  расхождения с  эталоном, контроль,  коррекция, оценка  Коммуникат­е  умения:  аргументировать  свою точку зрения,  спорить и отстаивать свою позицию  невраждебным для  оппонентов образом. учителя  дети поднимают руки вверх, делают  хлопок, на неправильную приседают и делают знак рукой «тише». 1.Италия находится на Балканском п­ове?  Приседают, тише 2.На территории Апеннинского п­ова теплый  климат? Хлопок, руки вверх. 3.Горы Рима богаты строительным камнем и  металлами? Руки вверх, хлопок. 4.Весталка­это жрица пастбищ и леса?  Присед, тише. 5.Ромул и Рем сыновья бога Марса?  Руки вверх, хлопок 5. 6. 6.Сыновья   Реи   Сильвии   были   воспитаны собакой? Присед, тише 7. Этап включения нового знания в систему знаний и повторения (2 мин) обобщить знания учащихся  о Древнейшем Риме. 1.Задание. Отметьте признаки, характерные для  Древнего Рима и запишите их в тетрадь 2.«Чем отличались и были схожи природные  условия, климат, управление Древней Греции от  Древнего Рима»: 2 вариант обобщения знаний: викторина слайды 17­ 18 Выполнение задания в тетради. ­ 1. Территория Италии более пригодна для  земледелия, климат мягкий, больше выпадает  дождей;  2.Занятия жителей схожи в том, что и те и другие  занимались земледелием, рыбным промыслом,  обработкой металлов;  3. В управлении и в Греции и в Риме существовало  Познавательные  умения: умения  решать поставленную  проблему, делать  выводы и  умозаключения,  умение давать  определения  понятиям,   выстраивать Народное собрание, в работе которого принимали  участие мужчины, только коренные жители. Самооценка. Заполняют лист самооценки Осознание учащимися  своей учебной  деятельности, самооценка  результатов деятельности  Почувствовал ли я себя исследователем,  путешественником? Почему? 1. Учащиеся оценивают свою деятельность: отвечают на вопросы.  Заполняют лист самооценки 8. Этап рефлексии учебной деятельности (5мин) доказательства; Регулятивные  умения: умение  соотносить то, что  известно с тем, что  неизвестно;  формирование  адекватной  самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка  процесса и  результатов  деятельности; Коммуникат­е  умения: умение с  достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в  соответствии с  задачами и условиями коммуникации.  Вступать в диалог, а  также участвовать в  коллективном обсуждении проблем, владеть  монологической и  диалогической  формами речи. Познавательные  умения: осознанное и  произвольное  построение речевого своей и всего класса 1. Учащиеся по кругу высказываются одним  предложением, выбирая начало фразы из  рефлексивного экрана. Слайд 15 1. На уроке я работал(а)  Используют «Лесенку успеха» и смайлики 2. Сегодня я узнал(а) ........................  3. Я выполнял(а) задания ........................  4. Материал урока мне был: понятен / не  понятен 5.Где можно применить новые знания? 6. Моя оценка за урок­ Домашнее задание Слайд 16 П.44 и новые слова выучить, ответить на вопросы  высказывания в  устной  форме,  рефлексия способов и условий действия. Регулятивные  умения:  формирование  адекватной  самооценки на основе  критерия успешности, контроль и оценка  процесса и  результатов  деятельности; Коммуникат­е  умения: Выражение своих  мыслей с  достаточной  полнотой и  точностью,  планирование  учебного  сотрудничества. Личностные  умения: адекватное  понимание причин  успеха/неуспеха в  учебной  деятельности. Предметные умения: определение  ключевых понятий. после параграфа Задания на выбор: ­ на «5» ­подготовить рассказ: «Я путешествую по  Древней Италии»; ­ нарисовать  рисунок по легенде о Ромуле  и Реме

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2018