Предмет – история
Класс 5
Демина Татьяна Викторовна
учитель истории и обществознания
МОУ «Первомайская СОШ МО Арсеньевский район»
Технологическая карта урока
Тема урока «Древний Рим»
Педагогические цели:
способствовать формированию представлений о местоположении и природных условиях
Италии, образе жизни римлян, изучить историю возникновения Рима;
продолжить формирование умений сравнивать и описывать природные условия двух
стран;
содействовать развитию умения работать с картой, текстом учебника.
Задачи:
Личностные – развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции
гуманистических нравственных ценностей;
Предметные – развивать умение добывать и критически оценивать информацию,
систематизировать историческую информацию, познакомиться с новыми понятиями из
истории древнего Рима;
Метапредметные развивать читательские компетенции, развивать умение применять
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, умение осознанного чтения
и использования речевых средств (устных и письменных) в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Планируемые результаты:
предметные:
воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам:
патриции, плебеи, весталка, ликторы;
извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей
Древнего Рима;
показывать на карте географические объекты;
метапредметные:
определять тему урока, цели;
выстраивать алгоритм своей работы;
личностные:
развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;
работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в
коллективном обсуждении;
анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности
коллектива.
Основное содержание темы, понятия и термины, персоналии: Древнейший период.
Местоположение и природа Апеннинского полуострова. Население Древней Италии:
условия жизни и занятия. Этрусски. Легенды об основании Рима. Основание Рима (753 г.
до н. э.). Положение патрициев и плебеев. Рим эпохи царей. Весталка, патриций, плебс,
легенда, ликтор, царь. Нумитор, Амулий, Рея Сильвия, Ромул, Рем.
Организация образовательного пространства: • История древнего мира. 5 кл.: учебник для общеобразовательных школ. А.А.
Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2012.г.
•Информационный материал: рисунки учебника, историческая карта.
•ИКТ: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.
•Раздаточный материал: задания для каждого ученика
(таблицы, смайлики, листы для самооценки)
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Форма урока: урокпутешествие
Методы: репродуктивный (вступительные слова учителя), проблемное обучение,
частичнопоисковый, словесный, наглядный, объяснительноиллюстративный
Приёмы: работа с текстом, с картой и раздаточным материалом, сравнение исторических
объектов, комментированное чтение, «Корзина идей», «Пометка на полях», тестовый
контроль.
Межпредметные связи: литература, география, музыка, математика Цель этапа
Включение учащихся в
деятельность на личностно
значимом уровне
Технологическая карта урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1 минута
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к
уроку.
Здравствуйте, ребята!
Я рада приветствовать вас на уроке истории!
Мы продолжаем путешествовать по странам
древнего мира. Сегодня на уроке вас ждет
увлекательное путешествие с Незнайкой на
машине времени в страну, история которой
завершает историю Древнего мира.
Как и всегда, нам с вами предстоит потрудиться,
чтобы получить новые знания. Я надеюсь на вашу
помощь.
УУД
Личностные умения:
адекватное отношение
к учебной
деятельности;
Регулятивные
умения: принимать и
сохранять учебную
задачу, в
сотрудничестве с
учителем ставить
новые учебные задачи,
формируем умение
готовить рабочее
место для выполнения
разных видов работ.
Повторение раннее изученного
материала, необходимого для
«открытия нового знания» и
выявление затруднений в
индивидуальной деятельности
каждого учащегося. (3 мин)
2. Этап актуализации знаний (9 мин)
1 Чтобы посетить следующую страну,
вспомним, в каких странах мы уже побывали.
Будьте внимательны, отвечаем по одному, знак
1. Учащиеся отвечают на вопросы
Заполняют лист самооценки
П: осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания в
устной форме,
построение рассуждения в форме
связи простых
суждений об объекте,
его строении,
свойствах и связях
К:построение
монологического
высказывания
Р: выполнение
учебных действий в
материализованной,
громкоречевой и
умственной форме
готовности – поднятая рука.
На нильских берегах она была,
Богатой и цветущею слыла.
И ею фараоны управляли,
Восстания рабов здесь подавляли.
В мире есть сейчас она.
Назови, что за страна. (Египет)
Расскажитека, ребята,
Где без леса и без гор
Люди в древности росли.
Где покой все обрели.
Всё лепили мастера.
И работа их до пота
Выручала их всегда. (Междуречье)
На восточном побережье
Моря Средиземного
Государство моряков
Было очень древнее.
И чтоб им торговать,
Просто стали все писать.
Кто же знал? Их алфавит
Все народы покорит. (Финикия)
Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать
Правители решили стену возвести,
Покой, чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили её строить, Введение в тему урока.
Целеполагание (6 мин.)
Чтобы не было войны (Китай)
Был он сильным, нужен был
А не стало больше сил,
Ему место учредили
Для таких, как он, что было.
Должен мальчика водить в школу. Да к тому ж
учить
Его всяческим манерам.
Чтобы стал для всех примером.
Со стола не брать кусок,
Смех закрыть свой на замок.
И прилежно всё учить,
Что учитель повелит. (Педагог. Греция.)
Молодцы!
2.Где изобретены эти вещи? Слайд 1
3.Расшифруй понятие и объясни его значение
Слайд 2
Скажите, что вы видите, на данном слайде?
Слайд 3
А, что на ней написано?
Вспомните, что такое архив? Молодцы.
А интересно, вам, что за дверью нашего
архива сегодня? Откроем дверцу?
(Расшифруйте ребус.)
Итак, как звучит тема нашего урока?
Древний Рим Слайд 4
Прослушайте стихотворение Аполлона
«Древний Рим»
Майкова (русский поэт)
Слайд 5
Я видел древний Рим: в развалине
Дверь
Архив
Хранилище документов
Древний Рим 3.Этап выявления места и
причины затруднения
печальной
И храмы, и дворцы, поросшие травой,
И плиты гладкие старинной мостовой,
И колесниц следы под аркой
триумфальной,
И в лунном сумраке, с гирляндою аркад,
Полуразбитые громады Колизея...
Работа с понятием:
Аркадаряд
одинаковых по форме и размеру арок,
опирающихся на колонны или на
прямоугольные или квадратные столбы – устои
Слайд 6
Какие чувства вызывает у вас это
стихотворение?
Мотивация. Приём «Корзина идей»
Что вы знаете о Древнем Риме?
Учитель предлагает выполнить проблемное
Учащиеся записывают понятие в словарик
Учащиеся отвечают на вопрос
2. Учащиеся испытывают затруднения при ответе на
последний вопрос.
задание: «Заполните пропуски в
предложениях» .
(Город Рим возник в Италии на (левом
или правом ?) ________берегу реки _________ .
Город Рим возник на земле, где проживало племя
___________. Италия расположена на
_____________ полуострове.)
3. Этап постановки учебной задачи (5 мин)
Осознание места и причины
собственных затруднений
1.Учитель задает вопрос: Почему не получился
полный ответ?
Учащиеся анализируют затруднения, которые
возникли в процессе выполнения предыдущего
Познавательные
умения: задания, формулируют цель, задачи урока
Чтобы ответить на поставленный вопрос, что мы
должны знать о государстве?
На доске опорные слова:
изучить… (г.п. и природные условия Д.Р.)
познакомиться… (с основными занятиями др.
римлян)
научиться… (делать сравнительный анализ,
работать с картой)
Спасибо, молодцы!
На сегодняшнем уроке, мы узнаем Слайд 7
1.Местоположение Древнейшего Рима, природные
условия, занятия жителей
2.Легенда об основании Рима
3.Город на семи холмах и его обитатели
4.Управление в Д.Р.
анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления. Строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно
следственных связей;
Регулятивные
умения:
Формирование
умения
самостоятельно
обнаруживать и
формировать учебную
проблему, определять
цель учебной
деятельности
(формулировка
вопроса урока),
планировать свою
деятельность;
Личностные умения:
Самоопределение,
смыслообразование
Коммуникате
умения:
Выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и
точностью.
Планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и 4. Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи («открытия нового знания») (15 мин)
Решение устных задач и
обсуждение проекта её
решения
Итак, тему определили, цели поставили,
теперь войдём внутрь архива и превратимся в
исследователей, которые получили задание
определить:
1. местоположение Древнего Рима
2. его природные условия
3.
занятия его жителей
4. управление в Древнем Риме
Первая группа по обозначенным критериям
будет исследовать Древний Рим, а вторая
1.Учащиеся получают задания, выбирают
представителя от группы и приступают к изучению
Древнюю Грецию. Затем мы сравним полученные
вопросов
характеристики. Работая над заданием,
пользуйтесь картой атласа, и вступительной
статьёй к п.44 стр.214 Приложение № 5
время3 мин (звучит музыка)
сверстниками.
Познавательные
умения:
Формирование
умения выявлять
причинно
следственные связи,
анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления;
Регулятивные
умения:
планирование своих
действий в
соответствии с
поставленной
задачей,
организация своей
учебной
деятельности;
Коммуникативные
умения:
с достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли в
соответствии с
задачами и
условиями Jeff_van_Dyck-Spokoynaya_Rimskaya_Muzika.mp3
взаимопроверка Слайд 8
Вопрос : в какой стране в Греции или в
Италии – природные условия были более
благоприятны для жизни людей, почему?
Работа с источником и картой.
Посмотрите на карту, и скажите, что
означают красные кружочки.
Что означает слово «колония»
Какой вывод можно сделать?
Решение
проблемы.
«Заполнить
пропуски в предложениях»
2. Легенда об основании Рима
Колонии
Поселение греков на чужих территориях
Греки основали много колоний на юге Италии
коммуникации;
Личностные
умения:
самоопределение,
смыслообразование.
Познавательные
умения: умение
работать с текстом,
выделять в нём
главное, строить
логические цепи
рассуждений.
Регулятивные
умения:
формирование Что такое легенда?
Николай Гумилёв,
русский поэт
серебряного века
написал замечательные
стихи. В них говорится о легенде, согласно
которой и был образован Рим.
Слайд 9
Волчица с пастью кровавой
На белом, белом столбе,
Тебе, увенчанной славой,
По праву привет тебе.
С тобой младенцы, два брата,
К сосцам стремятся припасть.
Они не люди, волчата,
У них звериная масть.
адекватной
самооценки на
основе критерия
успешности,
контроль и оценка
процесса и
результатов
деятельности;
Коммуникате
умения: готовность
к обсуждению
разных точек
зрения и выработке
общей (парной)
позиции; умение
устанавливать и
сравнивать разные
точки зрения,
прежде чем
принимать решение
и делать выбор.
Рассмотрите изображение волчицы на стр.214
Познавательные учка
Просматривая фрагмент видеофильма
«Древний Рим» (легенда об основании Рима),
выпишите не менее 5 новых понятий,
определений, словосочетаний которые вам
помогут рассказать эту легенду.
Что узнали нового, что не поняли?
Учащиеся отвечают
( кто такие Нумитор, Амулий, Рея
Сильвия, Ромул, Рем, Марс
как называют жриц богини Весты
кто основал Рим
в каком году был основан город)
Слайд 1011
Ребята, элемент урока истории у нас уже
Учащиеся отвечают
Самооценка. Заполняют лист самооценки
умения: умение
работать с текстом,
выделять в нём
главное, строить
логические цепи
рассуждений.
Регулятивные
умения:
формирование
адекватной
самооценки на
основе критерия
успешности,
контроль и оценка
процесса и
результатов
деятельности;
Коммуникате
умения:
Формирование
умения слушать и
понимать речь
других детей.
Формирование
умения
самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие
при работе в паре.
Личностные
умения: Осознать
единство и
целостность окружающего мира.
Постепенно
выстраивать
собственное
целостное
мировоззрение
1) 753 +1897 = 2650 .
Рим старше п. Арсеньево на 2650 лет
был, литературы и письма тоже, а теперь
давайте проведем минутку математики.
Дана задача. Условия задачи таковы: Слайд
12
Сейчас 2016 год.
Рим основан в 753 году до н. э.
П. Арсеньево был основан в 1897 году
Вопрос:
1. На сколько лет п. Арсеньево моложе
Рима?
читают вслух, делая пометки на полях
3.Город на семи холмах и его обитатели.
исторической правдой являются следующие
факты:
Легенда о Ромуле и Реме, безусловно, очень
1. город возник не сразу
красивая, но мы с вами сегодня выступаем в роли
2. Рим основан в 753 г. до н.э.
учёных исследователей,
и поэтому нам
3.
Несколько поселений постепенно позволительно усомниться в ней
объединились на холмах левобережья Тибра.
Работая с текстом п. 44 п.2, определите. Что
4.Римляне жили в круглых хижинах, стены
в легенде соответствует исторической правде, а
которых были сделаны из прутьев и обмазаны
что является выдумкой. Приём: «Пометки на
глиной.
полях»
Таким образом, Рим в 6 веке до н.э.
превратился
в
многолюдный
город,
расположенный на семи холмах
(Москва, Смоленск, Вашингтон тоже на 7
холмах, во многих культурах число7 священно, с
5.Римляне
занимались
земледелием,
скотоводством и ремеслом
6.Римляне воевали с другими латинскими
городами. Их владения неуклонно росли.
глубокой древности люди верили в его
слушают, затем составляют схему
способность оберегать от зла )
Заполняют лист самооценки
4. Население Древнего Рима
А. Состав населения Задание для 1 группы: историческое
погружение : диалог в двух лицах «Случай у
ручья» ,прослушивая который ответьте, как
назывались жители Рима
Публий: Посторонись, простолюдин! Я из
знатного рода Ливиев! Мы – патриции,
коренные жители Рима!
Луций: Да, это так, но без нас
переселенцев, плебеев, вы не смогли бы
развиваться и защищать свои границы. Мой
отец ремесленник. А старший брат несет
военную службу!
Публий:Несчастные чужеземцы, несите
свой крест! И не переходите дорогу хозяевам
этой земли, почитающим своих предков!
Учащиеся работают с текстом «Закон
Ромула» фрагмент из сочинения
древнегреческого историка Дионисия
Галекорнасского.
прочитав, заполняют пропуски в схеме Приложение №7
Слайд 13
Отвечают на вопросы к документу
Заполняют лист самооценки
5. Этап первичного закрепления (2 мин)
Проговаривание нового
знания, запись в виде
опорного сигнала
2.Чтобы закрепить наши знания об образовании
города Рима проведём игру «Реставрация».
Приложение 6
Релаксация
4 стихии.mp4
Приложение 9
1. Выполнение задания. Самооценка знаний.
Самооценка.
Выбирают подходящие по цвету кружочки, заранее
приготовленные учителем на парте.
Зеленый – я доволен своим результатом.
Желтый – мог бы и лучше.
Красный – надо повторить тему урока.
На правильную формулировку вопроса
Учащиеся выполняют упражнения.
6.Физминутка (2 мин)
Познавательные
умения: построение
рассуждения в форме
связи простых
суждений об объекте
Регулятивные
умения: внесение
необходимых
дополнений и
корректив в случае
расхождения с
эталоном, контроль,
коррекция, оценка
Коммуникате
умения:
аргументировать
свою точку зрения,
спорить и отстаивать
свою позицию
невраждебным для
оппонентов образом. учителя дети поднимают руки вверх, делают
хлопок, на неправильную приседают и делают знак
рукой «тише».
1.Италия находится на Балканском пове?
Приседают, тише
2.На территории Апеннинского пова теплый
климат? Хлопок, руки вверх.
3.Горы Рима богаты строительным камнем и
металлами? Руки вверх, хлопок.
4.Весталкаэто жрица пастбищ и леса?
Присед, тише.
5.Ромул и Рем сыновья бога Марса?
Руки вверх, хлопок
5.
6.
6.Сыновья Реи Сильвии были воспитаны
собакой? Присед, тише
7. Этап включения нового знания в систему знаний и повторения (2 мин)
обобщить знания учащихся
о Древнейшем Риме.
1.Задание. Отметьте признаки, характерные для
Древнего Рима и запишите их в тетрадь
2.«Чем отличались и были схожи природные
условия, климат, управление Древней Греции от
Древнего Рима»:
2 вариант обобщения знаний: викторина слайды 17
18
Выполнение задания в тетради.
1. Территория Италии более пригодна для
земледелия, климат мягкий, больше выпадает
дождей;
2.Занятия жителей схожи в том, что и те и другие
занимались земледелием, рыбным промыслом,
обработкой металлов;
3. В управлении и в Греции и в Риме существовало
Познавательные
умения: умения
решать поставленную
проблему, делать
выводы и
умозаключения,
умение давать
определения
понятиям,
выстраивать Народное собрание, в работе которого принимали
участие мужчины, только коренные жители.
Самооценка. Заполняют лист самооценки
Осознание учащимися
своей учебной
деятельности, самооценка
результатов деятельности
Почувствовал ли я себя исследователем,
путешественником? Почему?
1. Учащиеся оценивают свою деятельность:
отвечают на вопросы. Заполняют лист самооценки
8. Этап рефлексии учебной деятельности (5мин)
доказательства;
Регулятивные
умения: умение
соотносить то, что
известно с тем, что
неизвестно;
формирование
адекватной
самооценки на основе
критерия успешности,
контроль и оценка
процесса и
результатов
деятельности;
Коммуникате
умения: умение с
достаточной полнотой
и точностью выражать
свои мысли в
соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Вступать в диалог, а
также участвовать в
коллективном
обсуждении проблем,
владеть
монологической и
диалогической
формами речи.
Познавательные
умения: осознанное и
произвольное
построение речевого своей и всего класса
1. Учащиеся по кругу высказываются одним
предложением, выбирая начало фразы из
рефлексивного экрана. Слайд 15
1. На уроке я работал(а)
Используют «Лесенку успеха» и смайлики
2. Сегодня я узнал(а) ........................
3. Я выполнял(а) задания ........................
4. Материал урока мне был: понятен / не
понятен 5.Где можно применить новые знания?
6. Моя оценка за урок
Домашнее задание
Слайд 16
П.44 и новые слова выучить, ответить на вопросы
высказывания в
устной форме,
рефлексия способов и
условий действия.
Регулятивные
умения:
формирование
адекватной
самооценки на основе
критерия успешности,
контроль и оценка
процесса и
результатов
деятельности;
Коммуникате
умения:
Выражение своих
мыслей с
достаточной
полнотой и
точностью,
планирование
учебного
сотрудничества.
Личностные
умения: адекватное
понимание причин
успеха/неуспеха в
учебной
деятельности.
Предметные умения:
определение
ключевых понятий. после параграфа
Задания на выбор: на «5»
подготовить рассказ: «Я путешествую по
Древней Италии»;
нарисовать рисунок по легенде о Ромуле и Реме
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.