Технологическая карта урока по истории "Древний Рим" (5 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Древний Рим" составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Тип урока - урок открытия нового знания. Методы и приемы: проблемное обучение, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, работа с письменными историческими источниками, тестовый контроль первичных знаний учащихся.
Иконка файла материала Технологическая карта урока истории Древнего мира, 5 класс.docx
Технологическая карта урока по истории. Тема: Древний Рим. Класс: 5 Цель: Изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима. Продолжить формирование умений сравнивать и описывать природные условия двух стран. Задачи:  Личностные – развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции  гуманистических нравственных ценностей; Предметные  –   развивать   умение   добывать   и   критически   оценивать   информацию,   систематизировать   историческую   информацию, познакомиться с новыми понятиями из истории древнего Рима; Метапредметные  ­   развивать   читательские   компетенции,   развивать   умение   применять   модели   и   схемы   для   решения   учебных   и познавательных   задач,   умение   осознанного   чтения   и     использования   речевых   средств   (устных   и   письменных)   в   соответствии   с   задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.  Тип урока: урок открытия нового знания Методы и приемы: проблемное обучение, частично­поисковый, словесный, наглядный, объяснительно­иллюстративный, работа с текстом,  сравнение исторических объектов, тестовый контроль. Планируемый результат Научить, используя различные источники информации, характеризовать особенности Древнеримской цивилизации  Предметные умения ­показывают на карте территорию Древнего Рима; работают с лентой времени ­ описывают характерные черты древнеримской цивилизации, сравнивая с аналогичными чертами греческой цивилизации ­характеризуют самых известных правителей царского периода; УУД: Кобрина А.Д., Натхо С.Н., МБОУ лицей № 90 города Краснодара Страница 1Личностные: ­ самоопределяются по отношению к поступкам исторических деятелей; осознают свою ответственность за собственные  знания; сравнивают свои оценки исторических событий с оценками других;  Регулятивные: ­ осуществляют целеполагание; планирование ­осознают конечный результат работы, соотносят его с поставленными целями урока; ­самоорганизуются; ­осуществляют самоконтроль и коррекцию своих ошибок;  Познавательные: ­ обрабатывают разные источники учебной информации; выбирают исторические факты из незнакомого текста по  заданию;  определяют понятия; ориентируются по исторической карте; делают выводы, устанавливают причинно­следственные связи; создают схемы для решения учебных и познавательных задач.  Коммуникативные: ­ дискутируют; осуществляют смысловое чтение; ­сотрудничают в группах; принимают на себя роль экспертов; ­ выслушивают мнения других, договариваются; Основные понятия, термины, даты, личности:  Цивилизация, Древний Рим, патриции, плебеи,  753 г до н.э., 510г до н.э., Ромул, латинский алфавит Организация образовательного пространства Учебник: Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, А.В. Кузнецов и др.Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.  М. –БАЛАСС. Рабочая тетрадь к учебнику Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.  М. –БАЛАСС.  Информационный материал: рисунки учебника, историческая карта, легенда об основании Рима, видеофрагмент из видеоурока «Древнейший  Рим» Интерактивный материал: презентация,   карта. Раздаточный материал: задания для группы, тесты для самостоятельной работы – игра «Да» и «Нет». Кобрина А.Д., Натхо С.Н., МБОУ лицей № 90 города Краснодара Страница 2Деятельность учителя Здравствуйте, ребята!  Я   рада   приветствовать   вас   на   уроке   истории! Сегодня   на   уроке   вас   ждет   увлекательное путешествие   в   страну,   история   которой завершает историю Древнего мира.   Как и всегда, нам с вами предстоит потрудиться, чтобы получить новые знания. Я надеюсь на вашу помощь. Деятельность учащихся Приветствуют учителя,  проверяют свою  готовность к уроку. Формируемые УУД Личностные умения: адекватное отношение к учебной  деятельности; Регулятивные умения: принимать и  сохранять учебную задачу, в  сотрудничестве с учителем ставить  новые учебные задачи, формируем  умение готовить рабочее место для  выполнения разных видов работ. Этап урока. Цели деятельности 1.Мотивирование к учебной  деятельности  (организационный  момент) – 1  минута. Выработка на  личностно значимом уровне внутренней  готовности  выполнения  нормативных  требований учебной деятельности. ­ Ребята,     посмотрите  внимательно  на доску  и скажите, какое число сегодня?   2.Актуализация и  фиксирование  индивидуального  затруднения в  пробном учебном  действии ­  5  минут. Повторение  Кобрина А.Д., Натхо С.Н., МБОУ лицей № 90 города Краснодара XXVI февраля. Что необычного в записи на доске?  Отвечают на вопрос. Говорят, записано цифрами.   что   число римскими   Страница 3 Личностные умения: вызвать  личностный интерес к данной теме,  определить значимость темы для  каждого ученика; Познавательные умения:  ориентирование в заданиях с вопросами,  нахождение ответов на вопросы,  используя задания, полученные науроках, использование знаково­ символических средств; Регулятивные умения: проявлять  познавательную инициативу в учебном  сотрудничестве, формирование умения  самостоятельно обнаруживать и  формировать учебную проблему; Коммуникативные умения: Формирование умения слушать и  понимать речь других людей. изученного  материала,  необходимого для  «открытия нового  знания»,  и  выявление  затруднений в  индивидуальной  деятельности  каждого  обучающегося.       Создание  проблемной  ситуации. А где впервые были использованы такие цифры, нам предстоит узнать.  Откройте учебники на стр. 203. Как   называется   глава,   к   изучению   которой   мы преступаем сегодня? Отвечают на вопрос. «Цивилизация Древнего Рима» Скажите, что такое цивилизация? Отвечают на вопросы. Откройте рабочие тетради на стр. 49, выполните задание № 1.  Давайте проверим, что у нас получилось? Напоминаю,   если   правильно   выполнено  задание только на необходимом уровне, то отметка «4», если   на   повышенном   –   «5».   Если   допущена ошибка, то отметка уменьшается на балл. Какие цивилизации мы с вами уже изучили? А сегодня  мы начинаем  изучать цивилизацию  Древнего Рима.  Откройте тетради, запишите число и тему урока  «Древний Рим» Учащиеся выполняют  задания на  необходимом и  повышенном уровне в  рабочей тетради. Проверка выполнения  задания в рабочей  тетради и выставление  отметок. Отвечают на вопрос: «Древний Египет,  Древняя Греция» Учащиеся записывают  число и тему урока. Кобрина А.Д., Натхо С.Н., МБОУ лицей № 90 города Краснодара Страница 4Познавательные умения:  анализировать, сравнивать,  классифицировать и обобщать факты и  явления. Строить логическое  рассуждение, включающее установление  причинно­следственных связей; Регулятивные умения:  Формирование умения самостоятельно  обнаруживать и формировать учебную  проблему, определять цель учебной  деятельности (формулировка вопроса  урока), планировать свою деятельность; Личностные умения: Самоопределение, смыслообразование; Коммуникативные умения: Выражение своих мыслей с достаточной  полнотой и точностью. Планирование   учебного сотрудничества с учителем и  сверстниками. 3. Постановка  учебной задачи ­ 4­ 5 минут. Подготовка  мышления  учащихся,  организация  осознания ими  внутренней  потребности к  построению  учебных действий и  фиксирование  каждым из них  индивидуального  затруднения в  пробном действии. Дети, откройте учебник на стр. 204, давайте   прочтем фрагмент «определяем проблему  урока».   Как вы думаете, на какой главный вопрос  нам  предстоит найти ответ? Давайте запишем главный вопрос урока в  тетрадь: Древний Рим – это особая  цивилизация или часть древнегреческой? Хочу заметить, что историю Древнего Рима  можно условно разделить на два периода:  царский с 753 г. До н.э. до 510 г.до н.э. и  республиканский . Сегодня мы начинаем изучать царский период. Начертите ленту времени и обозначьте на ней  хронологические рамки данного периода.  Посчитайте, сколько лет прошло со дня  основания Рима. 2016+753=2769 лет Ребята, предположите,  по какому плану мы  будем изучать нашу тему? План урока: 1. Географическое положение и природные  условия Древнего Рима. 2. Предшественники римлян. 3. Легенда об основании Рима. 4. Занятия римлян. Читают текст учебника. Отвечают на вопросы. Древний Рим – это  особая цивилизация или часть древнегреческой? Оформляют запись в  тетради. Работа с лентой  времени. Отработка  умения работать с  хронологией. Определяют вопросы,  которые необходимо  изучить Сверяют с планом  урока, правильно ли они обозначили вопросы для изучения Называют источники  информации: учебники,  исторические карты,  презентация Кобрина А.Д., Натхо С.Н., МБОУ лицей № 90 города Краснодара Страница 5Формулируют конечный результат –  сформировать  представление о  древнем городе­ государстве Рим Работа с опорными  листами.  Просмотр  видеофрагмента  «Местоположение  Древнего Рима» Беседа с учащимися. Заполнение таблицы в  опорном листе. Видеофрагмент (02:04 – 03:19) Древняя  Греция Балканский Эгейским Признак для  сравнения Расположен  на  полуострове Омывается  Древний Рим Апеннинский После просмотра и  работы с картой на стр.  203 заполняют  таблицу. Адриатическим Кобрина А.Д., Натхо С.Н., МБОУ лицей № 90 города Краснодара Страница 6 А  на следующем уроке мы подробно поговорим  об управлении в Древнем Риме и выясним что  такое республика. Обратите внимание на рабочий лист с таблицей у  вас   на партах.  Перед вами таблица, которую  нам предстоит оформить для того, чтобы дать  ответ на главный вопрос урока. Сейчас мы   познакомимся с видеофрагментом, поработаем с  исторической картой в учебнике, текстом п.1  параграфа 33 на стр. 204 – 207 4. Открытие  нового знания  (построение   проекта выхода из  затруднения)  Постановка целей  учебной  деятельности и на  этой основе – выбор способа и средств  их реализации. Включение нового  знания в систему  знаний и  повторение­ 25  минут. Познавательные умения: Формирование умения выявлять  причинно­следственные связи,  анализировать, сравнивать,  классифицировать и обобщать факты и  явления; Регулятивные умения: планирование своих действий в  соответствии с поставленной задачей,  организация своей учебной  деятельности; Коммуникативные умения: с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;Ионическим Средиземным морями Климат Занятия  Жаркий влажный Земледелие  мореплавание ремесло Тирренским Ионическим Средиземным Мягкий теплый Земледелие Ремесло Рыболовство ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (мультимедийная презентация) Работа в группах. А сейчас мы  объединимся в две группы: одна  группа из четырех человек познакомится с  легендой о возникновении Рима и подготовят   для нас рассказ об этом. Все остальные ребята   ­ вторая группа вместе со  мной  будут исследовать карту на стр. 203 и  текст на стр. 204 – 205 и расскажут, какие   племена заселяли Апеннинский полуостров в  VIII­VI веках и кто управлял Римом в царский  период. Кого можно назвать предшественниками римлян? Личностные умения: самоопределение,  смыслообразование. Познавательные умения: умение  работать с текстом, выделять в нём  главное, строить логические цепи  рассуждений. Регулятивные умения: формирование  адекватной самооценки на основе  критерия успешности, контроль и  оценка процесса и результатов  деятельности; Коммуникативные умения: готовность к обсуждению разных точек зрения и  выработке общей (парной) позиции;  умение устанавливать   и   сравнивать   разные   точки зрения, прежде чем  принимать решение и делать выбор. Ответы учащихся  второй группы: Италики, этруски,  греки, сабины, умбры,  латины, апулы. Власть принадлежала  Познавательные умения: умение  работать с текстом, выделять в нём  главное, строить логические цепи  рассуждений. Регулятивные умения: Кобрина А.Д., Натхо С.Н., МБОУ лицей № 90 города Краснодара Страница 7Кому принадлежала власть в Древнем Риме? А сейчас послушаем легенду о происхождении  Рима. С учетом алгоритма самооценки ответа. Потомки первых поселенцев, основавших Рим,  считались полноценными гражданами –  патрициями. Переселенцев, приезжавших в город, называли  плебеями. народному собранию, на котором избирали царя  и его телохранителям –  ликторам. Ответ учащихся о  возникновении Рима. Самооценка знаний. Находят нужную  информацию в  учебнике. Выполняют  задание.  Отвечают, проверяют  выполненное задание. Самооценка. формирование адекватной самооценки  на основе критерия успешности,  контроль и оценка процесса и  результатов деятельности; Коммуникативные умения:  Формирование умения слушать и  понимать речь других детей. Формирование умения самостоятельно  организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. Личностные умения: Осознать единство и целостность окружающего мира.  Постепенно выстраивать собственное  целостное мировоззрение. Познавательные умения: умение  работать с текстом, выделять в нём  главное, строить логические цепи  рассуждений. Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки  на основе критерия успешности,  контроль и оценка процесса и  результатов деятельности; Коммуникативные умения:  Формирование умения слушать и  понимать речь других детей. Формирование умения самостоятельно  организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. Личностные    умения: Осознать  Кобрина А.Д., Натхо С.Н., МБОУ лицей № 90 города Краснодара Страница 8Игра «ДА­НЕТ» (Учащиеся ставят знак «+» в таблицу рабочего  листа в колонки  с надписями «ДА» и «НЕТ») 1. Древнейший Рим возник   в 753 году до н.э. (да). 2. Основными занятиями населения были  ремесло. (нет). 3. Потомки знатных жителей древнейшего Рима называли себя патрициями. (да). 4.   В   самом   центре   Италии,   в   нижнем   течении реки   Тибр,   жили   племена,   которых   называли   – латины. (да). 5. Ромул первый царь Рима (да). 6. Переселенцы из других поселений, называли  патрициями (нет) ­ Ребята, а теперь пришло время ответить на  поставленный в начале урока вопрос. Древний Рим – это особая цивилизация или  часть древнегреческой? Давайте подведем итоги урока и выставим  отметки в дневники. Выполнение задания. Самооценка. 6 правильных ответов –  отметка «5» 5 ответов  ­ «4» 4 ответа – «3» 3ответа – «2» Ответы учащихся на  проблемный вопрос.  единство и целостность окружающего  мира. Постепенно выстраивать  собственное целостное мировоззрение. Познавательные умения: умение  устанавливать причинно­следственную  связь, строить речевые высказывания в  устной форме. Регулятивные умения: внесение  необходимых дополнений и корректив в  случае расхождения с эталоном,  контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные умения: умение  аргументировать свою точку зрения,  спорить и отстаивать свою позицию  невраждебным для оппонентов образом. Познавательные умения: осознанное и  произвольное построение речевого  высказывания в устной  форме,  рефлексия способов и условий действия. Регулятивные умения: формирование  адекватной самооценки на основе  критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные умения: Выражение своих мыслей с достаточной  полнотой и точностью, планирование  учебного сотрудничества. Личностные умения: адекватное  5. Первичное  закрепление во  внешней речи –  3минут. Задания на новый  способ действия  выполнены с  комментирование во внешней речи. 6. Рефлексия  учебной  деятельности на  уроке (итог) ­ 2­3  минуты. Научить  школьников: ­ соотносить  полученный  результат с  поставленной  целью; ­ оценивать  Записывают домашнее задание:  ­ Параграф 33, записи в тетради. , выписать из Кобрина А.Д., Натхо С.Н., МБОУ лицей № 90 города Краснодара Страница 9результат своей  деятельности. словаря значение понятий: патриции и плебеи. понимание причин успеха/неуспеха в  учебной деятельности. Предметные умения: определение  ключевых понятий. Кобрина А.Д., Натхо С.Н., МБОУ лицей № 90 города Краснодара Страница 10