Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»
Оценка 4.6

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
5 кл
10.12.2018
Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»
Древние образы в современных народных игрушках Формирование духовно-нравственного развития; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине на примере изучения ведущих народных промыслов; привитие интереса к декоративно-прикладному искусству, бережное отношение к традициям народа; развитие художественного вкуса учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдалённого прошлого и современности; формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
КОНСПЕКТ УРОКА.doc
Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках» Учебный предмет Класс Тип урока Технология построения урока Тема урока Цель урока Изобразительное искусство 5 комбинированный урок проблемно­диалогическая Древние образы  в современных народных игрушках   воспитание Формирование   духовно­нравственного   развития; гражданственности   и   патриотизма,   любви   к   Родине   на   примере изучения   ведущих   народных   промыслов;   привитие   интереса   к декоративно­прикладному   искусству,   бережное   отношение   к традициям народа; развитие художественного вкуса учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдалённого   прошлого   и   современности;   формирование   умений ориентироваться   в   своей   системе   знаний:   отличать   новое   от   уже известного;   добывать   новые   знания:   находить   ответы   на   вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Основные термины, понятия Каргополь,   Филимоново,   Дымково,   игрушечник,   артель,   народный промысел, роспись,  Планируемый результат Сформировать: уважительное отношение к культуре и искусству своей страны целостное мировоззрение Личностные коммуникативную компетентность в общении со сверстниками потребность в самостоятельной практической творческой деятельности умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать   правильность   выполнения   действий   на   уровне   адекватной ретроперспективной оценки, планировать свои действия в соответствии с   поставленной   задачей,   высказывать   свое   предположение (Регулятивные УУД); уметь   оформлять   свои   мысли   в   устной   форме,   слушать   и   слышать партнера (Коммуникативные УУД) уметь ориентироваться в своей системе  знаний: отличать новое от уже известного,   добывать   новые   знания:   находить   ответы   на   вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт,  и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным   художественным   промыслам,   распознавать   и   называть игрушки ведущих народных промыслов; осуществлять   собственный   художественный   замысел,   связанный   с созданием выразительной формы в опоре на народные традиции; осваивать   характерные   для   того   или   иного   промысла   основные элементы народного орнамента и особенности цветового решения. Организация пространства Ресурсы Учебник   для   5   класса   Изобразительное   искусство.   «Декоративно­ прикладное   искусство   в   жизни   человека»,   авторы   Н.А.Горяева, Метапредметные Предметные Формы работы Фронтальная работа Работа в группах Индивидуальная работа О.В.Островская Образцы   глиняных   игрушек   (каргопольская, дымковская), презентация, шаблоны игрушек, краски.   таблицы   с   образцами   росписи,   филимоновская,   компьютерная Этапы урока Деятельность учителя Организация на урок Проверка   и   помощь   учащимся   в подготовке к уроку. ­Здравствуйте,   ребята!   Проверьте как   организовано   ваше   рабочее место, всё лишнее уберите с парт. Мотивация  учебной  деятельности. Цели: ­   актуализировать к требования ученику со стороны   учебной деятельности; ­ создание условий     Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старину не вспоминаем, Забываем мы о ней. Хоть и более привычны  Нам полеты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину. Ребята, сегодня на уроке мы с вами Деятельность учеников Настройка на урок. Самооценка готовности   к   уроку. Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей. Осознанно слушают Формируемые умения ЛУУД: действие смыслообразования. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности   и   ее мотивом; Самоконтроль по организации   рабочего места     планирование КУУД:  учебного с сотрудничества   и учителем   умение сверстниками, ориентироваться в своей в для   возникновения у учеников внутренней потребности включения учебную деятельность; установить тематические рамки; ­   уточнить   тип урока   и   наметить шаги учебной деятельности       и .Актуализация знаний фиксирование индивидуальных затруднений   в пробном действии. Цели: продолжаем знакомство с  народным декоративно­ прикладным искусством. Что вы  увидели на нашей выставке, входя  в класс и на доске? Читает  загадку: Завелась неведомая  птица — Всякий ей дивится: Не поёт, не летает, Вся горит и полыхает… Это птица не простая, Расписная, золотая. Просто диво­безделушка, Зовут её …(народная игрушка)   А   сейчас,   как   вы   думаете,   над какой   темой   мы   сегодня   будем работать? тему     (Варианты сегодняшнего   урока.   детей).  «Древние   образы     в народных современных игрушках»          На сегодняшнем занятии мы закрепим   знания   о   народных  Назовите         системе знаний: отличать   новое   от   уже известного. Умение   слушать   и понимать речь других. Уметь   с   достаточной полнотой   и   точностью выражать свои мысли Учащиеся объединяются     в группы­артели   по выбранному промыслу.   Возможно появление   мастера­ одиночки   Слушают и  выполняют задания; РУУД:   целеполагание, (постановка   учебной задачи   на   основе соотнесения   того,   что уже известно и того, что ещё неизвестно) планирование (составление   плана   и последовательности действий) ПУУД: самостоятельное выделение и  формирование  познавательной цели,  структурирование  знания, Уметь   оформлять   свои мысли   в   устной   форме (КУУД) Формулируют задачи, которые  предстоит решить на  уроке ­ Организовать  выполнение  учащимися  пробного учебного  действия. ­ фиксирование учащимися индивидуального затруднения.   Организовать игрушках   и   обобщим   наши представления   о   народных традициях   украшать   свой   быт   и дарить радость другим людям.              Верю, что каждого ученика ждет   успех.   Улыбнитесь   и пожелайте друг другу удачи.            Подготовка к творческой работе. ­. Сегодня на уроке мы проводим ярмарку народных игрушек. А что такое ярмарка? ­  Кем   бы   вы   хотели   быть   на ярмарке?   мастерами народных игрушек.) ­  И   продавцам,   и   покупателям,   и мастерам   –   всем   им  необходимо хорошо знать, чем отличаются друг от художественные промыслы,   как   украшаются изделия .   покупателями, (Продавцами,   друга   Мы разделимся на группы по видам художественных промыслов.           Мастера каждой группы изобразят ярмарку,   изделия   по   мотивам   народных игрушек. Потом они представят свой товар     будут на его так,   расхваливать чтобы захотелось его купить.            А затем мастера­продавцы станут   покупателями   изделий других   промыслов,   хваля   или критикуя их мастерство. Осознанно слушают В классе работают артели:  Народная игрушка. Под руководством  учителя выявляют  место затруднения                «Каргопольская»             «Дымковская» «Филимоновская» Задание мастерам:  выполнить   эскизы   и   макеты   мотивам по   изделий промыслов;   подготовить их к выставке на нашей ярмарке;   прорекламировать свой товар и   ответить   на   вопросы покупателей.   Уметь находить необходимый   материал, выделять   главное   из прочитанного текста.   Выявление   места и причины затруднения Цели: выявить место затруднения Построение проекта   выхода из затруднения. Цели: Создать мотивацию для   построения проекта   выхода   из затруднения. организовать Открытие   новых знаний Цели: ­  усвоение учащимися нового способа действия с проговариванием во внешней речи.   Есть одна удивительная профессия, люди посвящают   всю   свою   жизнь,­   это игрушечных   дел   мастера,   или просто игрушечники. которой   В   глубокой   древности глиняные   игрушки   создавались   не ради   забавы   –   они   были участниками древних обрядов. Им приписывали   силу оберегать   людей   от   всякого   зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль. особую   Рассмотри   игрушки   разных промыслов и постарайся найти то, что отличает их друг от друга.         а Обрати   внимание,   что   все имеют игрушки глиняные   очень обобщенную   форму, пластичны, расписаны традиционным орнаментом. Древни   которым знаки   орнамента, покрыты     можно встретить   и   в   вышивке,   и   в росписи, и в других произведениях народного искусства. игрушки, Уметь   формулировать рассказ,   поддерживать диалог одноклассников Уметь оформлять свои  мысли в устной форме  (КУУД) Уметь слушать и  слышать  (КУУД) Уметь внести  необходимые  дополнения и корректив в способ действия в  случае расхождения  реального действия и  его продукта (РУУД) Умение владеть  монологической формой речи (КУУД) Познавательные   УУД (уметь применять   Подготовленные  ученики(мастера ­  игрушечники),  используя метод  информационного  поиска дополняют  ответы Просмотр  остальными  учащимися  презентации методы информационного поиска,   в   том   числе   с помощью компьютерных средств) Участие в беседе              Мы уже  разделили класс на три группы, и каждой группе было дано своё задание.   разобраться игрушечники. Материал для учащихся  И   помогут   нам   в   этом наши   мастера     Дымковская игрушка  ­ Эту игрушку   называют   “дымковской” по месту происхождения. С берега реки   Вятки,   на   котором   стоит   г. Киров   видно   заречную   слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли   туманы.   Слобода   была будто в дымке. Так и назвали ёе – Дымково.   Отсюда и название игрушки. Её   и   сейчас   ласково   называют «дымкой». В начале были игрушки – свистульки.  Собирались люди на гуляние, весну   встречать,   зиму   провожать. Засвистят, запоют на улице. Так весну закликали Уж ты пташечка, Ты зеленая, Ты слетай за сине море Ты возьми ключи весенние Замкни зиму –  Отомкни лето. Вылепленную   из   глины игрушку   обжигали   в   печи.   Потом белили   мелом,   разведенном   на  Что   только   не   лепят молоке. дымковские   мастерицы:   птиц, коней,   похожих   на   жар­птицу, индюков,   барышень   и   кавалеров, водоносок,   диковинных   оленей, сказочные   и   бытовые   сюжетные сценки. А   расписывали   красками, растертыми   на   яичном   желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки.  Краски   яркие  –   яркие: желтый,   синий,   зеленый,   красный, малиновый, черный. Давайте   на   него   посмотрим. (демонстрация слайда).          Что же этот узор означает? Кружочки­  солнышки   – символ   жизни.  Точки,   крестики  – начало жизни – человека. Квадратики   с   точками  ­ засеянное   поле.   Квадратики   ­ жилище Линии – покой, воду. Много выдумки и фантазии у народных   умельцев.   Например, дымковский   индюк,   не   индюк,   а жар – птица.   местному Филимоновская   игрушка  ­ По преданию   основателем   деревни   (   еще   во времена   Ивана   Грозного)   был   Отсюда   и гончар   Филимон. Филимоново.   название игрушки,  филимоновская.   В наши дни   в   деревне   Филимоново игрушки   делают   талантливые мастерицы,   сохраняющие   древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают»   барынь,   всадников,   Значит, петухов,   лисиц   в   яркие   красные сарафаны.   дымковских? Чем эти игрушки отличаются от   Конечно, росписью, она очень смелая. А еще у   них  удлиненные   пропорции.  У всех   животных   сильно   вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи   похожи   на   змей­ Горынычей.   Все   дело   в   глине. Филимоновцы называют ее синикой за   маслянисто­черный   цвет   и жирность.   При   лепке   глина подсыхает,   и   игрушки   быстро покрываются трещинками. Приходится постоянно заглаживать   трещинки   влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище.   После   обжига   игрушка становится бело­розовой.   Тут   и начинается роспись. Да не кистью, а   гусиным   пером.   С   кисточки краска к чистой глине не пристает. украшены филимоновские   игрушки?   Да,   в основном это полоски. Нет строгой Каким  узором        Вкючение в систему   знаний   и повторений. Цели: Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы учебнику поиска информации   по теме урока. по для     Поиск и выделение  необходимой  информации (ПУУД) Свободная ориентация и восприятие текстов  научного, овалов, геометрической   росписи.   Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, звездочек, треугольников.   Детали   росписи можно   расшифровать.  Круг­  это солнце,  треугольник­это   земля, елочки   и   ростки  ­   это   символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. Обратите   внимание,   все игрушки­свистульки.   А   где   же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц. Расписывают   такие   игрушки красками,   растертыми   на   яичном желтке. Используются три главных цвета:  красный,   желтый,   синий. Иногда   применяют   фиолетовый   и зеленый. Каргопольская игрушка. Её  родина­ русский север.  Каргопольский район  Архангельской области. Тематика  Каргопольских игрушек  заимствована из народной жизни.  Дети   работают   в парах. После   работы   с учебником выполняют   тест   на определение   узоров промысла публицистического  стилей (ПУУД,  общеучебные ууд) Смысловое чтение (ПУУД. Общеучебные  ууд) Логические УУД уметь  обобщать,  анализировать,  сравнивать и  классифицировать Ученики расписывают  потом игрушку, представляют свой товар на ярмарке, расхваливая так, чтобы захотелось его купить. А покупатели  задают Мастера создают женские  фигурки, дедов­лесовиков,  пахарей, гармонистов. Неизменно  среди игрушек встречаются  медведь, другие звери и птицы.      Тут и Полкан – сказочное  чудовище, в котором соединились  голова и руки человека с  туловищем коня.      В давние времена люди  называли зверей своими братьями,  складывали о них сказки, они же  становились героями детской  игрушки.       Игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Большеголовые, с короткими руками и ногами, чуть сплющенным лицом. Красивы и необычны по цвету каргопольские игрушки. Расписанные   в   ярких   или приглушённых они отличаются   простыми   и   ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца тонах,       вопросы об игрушках. Отвечают на вопросы  учителя Самостоятельно  фиксируют  приобретённые  знания. Рассказывают, что  узнали, знают,  смогли. Рефлексия способов  действий, контроль и  оценка процесса и  результатов  деятельности (ПУУД, общеучебные) Выделение и осознание  учащимися того, что  уже усвоено и что еще  полежит усвоению,  уровня усвоения.  Уметь оценивать правильность  выполнения действия на  уроке адекватной  ретроспективной оценки (РУУД) Способность к  самооценке на основе –   большие   огненно   –   красные круги,   кресты,   кольца,   а   также мотивы зерен хлебных колосьев и веточек растений. Делают самооценку в еженедельнике критерия успешности  учебной деятельности  (Личностные УУД)   Ребята, давайте посмотрим,   что  объединяет   все игрушки? а   Правильно!   Все   они   сделаны из глины. А в чем различия? Узоры Форма ­Внимательно рассмотрите роспись игрушек.   Обратите   внимание   на основные элементы росписи, цвета, используемые   мастерами   разных промыслов Расписать   игрушку   по   мотивам одного из промыслов ­Ребята!  А сейчас закройте глаза и представьте,   что   мы   с   вами   не   в классе, а в мастерской, и вы все не ученики,   а   мастера­художники. чем   Посмотрите у вас на столах стоят игрушки, слепленные из глины, но прежде расписывать внимательно  посмотрите   на элементы узоров, характерные для этой   игрушки,   которую   вы выбрали.  Не   забудьте   о   цветовой гамме.  Подумайте Сколько   цветов   вы   будете использовать  росписи для выбранной игрушки? Какие?  Какие   элементы   росписи   будете использовать? Приступайте   к   работе   (во   время самостоятельной   работы   детей звучит музыка).   работы   После   выполнения   учитель собирает для организации выставки, при этом дети   читают   стишки   о   каждой игрушке).  Почтеннейшие господа! Самостоятельна я работа. Цели: ­организовать выполнение учащимися самостоятельной работы   на   новое знание; ­организовать самопроверку   по эталону, самооценку Посмотрите вы сюда! Игрушки всякие на все манеры: Вот и барышни и кавалеры. У барынь алые щёки и губки, Нарядные платья и тёплые шубки. Красна девица в венце У неё румянец на лице Собой хороша, Стоит не дыша! Посмотрите, что за конь Ручкой только его тронь Он с тобою вместе Ускачет вёрст за двести. И с хвостом и с гривой Вот какой красивый! А вот стоит козёл На стройных ногах Вся краса у козла в рогах Он качает головой Посмотрите я какой! Рефлексия учебной деятельности   на уроке. Цели: ­   Зафиксировать новое   содержание урока; ­ рефлексию самооценку учениками собственной учебной деятельности   Организовать и Яша-дружок Дует в рожок, Сидит на спинке У красивой свинке! Индя-индя-индючок! Ты похож на сундучок Сундучок то не простой, Красный, жёлтый, голубой! Скажите   себе   «Я   молодец,   я думал,   я   старался,   я   делал открытия». Благодарю за урок. Вы – молодцы!

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2018