Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
11.02.2017
Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"
В своей технологической карте я отразила этапы урока ,которые свойственны интерактивной технологии. На данном уроке материал был усвоен детьми, все справились с заданием. Урок прошёл очень интересно, необычно. Дети очень активно работали. Эта технологическая карта применима с моей-же презентацией, которая есть здесь же.Технологическая картам урока соответствует ФГОС.
тех карта по окр миру 3 класс Первые русские князья..doc
Учитель начальных классов МОУ­СОШ с Рекорд  Шамсадова Антонина Ивановна   Предмет:  Окружающий мир(Программа 21 век) Класс: 3 Тип урока: Открытие новых знаний  Технологическая карта урока Тема Цели Планируемый результат  Первые русские князья Образовательные: способствовать формированию представлений о роли первых русских князей во внутренней и внешней политике Древней Руси;  Развивающая: способствовать обучению школьников умению характеризовать объекты и явления применительно к теме  урока, аргументировать свои предположения;  развивать умения внимательно, вдумчиво воспринимать текст;           Воспитательная: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, формировать чувства  патриотизма и гордости за свою Родину, уважения к наследию прошлого. Формировать УУД: ­ Личностные УУД:  Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.  ­  Регулятивные УУД: Адекватно воспринимать оценку учителя. Различать способ и результат действия. Оценивать  правильность выполнения действия. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. ­ Коммуникативные УУД: Задавать вопросы. Использовать речь для регуляции своего действия. Адекватно  использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть  диалогической формой речи. ­  Познавательные УУД:  Использовать знаково­символические средства (модели, схемы) для решения задач. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Устанавливать причинно­следственные связи Предметные: Знать первых русских князей, годы правления. Уметь выделять главное из текста; Характеризовать некоторые важнейшие события на Руси;  Личностные: Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.  Основные понятия Князь, летопись, легенда, лента времени,принятие христианства.. Межпредметные связи  Ресурсы: Организация пространства  Литературное чтение, русский язык, история, математика ИКТ, интернет, словари, научная литература. Фронтальная работа, групповая работа Технология проведения Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов I.   Мотивация   к   учебной деятельности (2 мин) Приветствуют учителя, и гостей  проверяют свою готовность к уроку.  Актуализация II. опорных  знаний и фиксирование затруднения (5­7 мин) Работают   в   группах,   отвечают   на вопросы,   используя   сканворд.   За правильный   ответ   получают старинную монету. Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к  уроку. ­   Ребята,     улыбнемся   друг   другу,   гостям. Поздоровайтесь. Я рада   видеть ваши лица, ваши улыбки   и   думаю,   что   урок   принесёт   нам   всем радость   общения   друг   с   другом.   Вы   многое узнаете   и   многому   научитесь.   Пожелаем   друг другу успехов в учении. Всё у нас получится! Задача наша не проста Дорогу в прошлое найти. История нас поведёт туда, А с ленью нам не по пути.  Сегодня мы с вами продолжим путешествие в  наше прошлое, ведь Знать прошлое –  это значит во многом понять  настоящее и  уметь  предвидеть будущее.                                                    Сл. 1 III. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин)   Индивидуально отвечают, используя интернет­ресурс, словари. Просмотр видео­письма. Определение темы и целей урока.   Видео­ письмо Первые русские князья. Называть   первых   русских князей; Уметь   выделять   главное   из текста, рассказывать о князьях; Знать историю нашей родины; Научиться работать в группах, высказывать свое мнение. Сегодня   на   уроке   мы   с   вами   совершим виртуальное   путешествие   в   Древнюю   Русь   в качестве археологов. Наша задача открыть новые знания. Опорные высказывания (что было сделано?) Первый русский князь, варяг IV. Изучение нового  (7  мин) Внимательно слушают, работают с таблицей. Знакомство   с   новыми   понятиями: варяг,   воевода,   повесть   временных лет. Заполнение таблицы (Эталон) Князья Годы правления Словесный портрет Рюрик 862­879гг. (IXв.) Славился умом, терпением и воинской доблестью. Олег Игорь Ольга Святослав Владимир Красное Солнышко  Ярослав Мудрый Владимир Мономах. Повесть временных лет Рассказ о Рюрике. Работа с таблицей.    Слайд 7. Известно, что основным письменным источником о тех далеких временах являются летописи, в том числе   знаменитая   «Повесть   временных   лет», составленная   в   ХII   веке   монахом   монастыря Нестором. Славянские   племена   постоянно   боялись,   что   на них   нападут   враги,   разорят   поселения,   заберут всё,   что   накоплено   трудом   людей.   Страх заставлял   славян   объединяться,   чтобы   вместе защищать свои земли. Во главе такого объединения стоял  старейшина, вождь (называли его  князем). Но князья никак не могли жить дружно, в мире: не хотели   делить   богатство   и   власть.   Эти   раздоры продолжались   долго.   И   тогда   славянский   народ решил:   «Поищем   себе   князя,   который   бы   навёл порядок на нашей земле, был бы справедливым и умным». Так рассказывает летопись.          Обратились славяне за помощью к варягам (телохранитель).  Славились   варяги   своим   умом, терпением   и   воинской   доблестью.   Первым русским   князем   стал  Рюрик.  Он   привёл   своё войско (дружину) в Новгород и стал там княжить.      С этого времени Русью начали называть земли, на которых правил Рюрик и после него — другие варяжские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав.   поддерживали порядок   внутри   страны,   заботились   о   её безопасности.   Таким   был   и   князь   Рюрик.   Но   в одном из походов в чужие земли Рюрик погиб.  Рассказ об Олеге.( Слайд 8). Олег  был умным и хитрым князем. Ему удалось завоевать   много   земель,   на   которых   строились крепости и города. Главным городом государства стал город Киев. Летописи именуют Олега Вещим Князья   укрепляли   Русь, Физкультминутка ,то есть знающим и мудрым.(Слайд9) .   О   его   жизни     и   смерти   сложены   легенды. Послушайте     одну   из   легенд.(рассказ   учителем под музыку гуслей)  (Слайд10,11 ). Рассказ учителя о Князе Игоре. После   смерти Олега стал княжить  на Руси сын Рюрика­Игорь.   Он   воевал   со   славянским племенем древлян победил их и обложил данью. Древляне отдали дань, но князю этого показалось мало. И он потребовал дань во второй раз. Тогда древляне решили убить   Игоря за его жадность. Летопись  донесла до нашего времени  их слова: «Повадился волк к овцам ,перетаскает всё  стадо, пока не убьют его. Так и этот: пока не убьём его , всех нас разорит.»Как  сказали ,так и сделали. Рассказ учителя о княгине Ольге.(слайд13) После смерти Игоря правила его жена Ольга .Она была   решительная   ,умная.   Ольга   захотела отомстить  за смерть мужа .Рассказывают ,будто княгиня   Ольга   предложила   древлянам     вместо обычной дани прислать по 3 голубя и 3 воробья. Обрадовались   древляне     и   исполнили   странное желание Ольги. А   она привязала к лапкам птиц по   тлеющей   тряпице   и   отпустила     птиц. Вернулись   птицы   в   свои   дома     и   загорелись постройки   древлян.   Такой   была   месть   Ольги. Ольга   правила   государством   мудро,пока   не подрос её сын Святослав. Рассказ о князе Святославе.(Слайд 14) Святослав   отличался   воинской   доблестью.   Он расширил границы государства  и научил грозных соседей уважать Русь. Рассказ   о   князе   Владимире   Красное Солнышко. (слайд 15) Великий   князь   Владимир    был   внуком   князя мясом, Игоря и княгини Ольги. В легендах его ласково называют Красное Солнышко. Со своей дружиной он   защищал   русскую   землю   от   врагов,   которые приходили   из   южных   степей.   По   его   приказу строились города. Он помогал бедным, заботился о старых и больных. Летопись рассказывает, что князь   «повелел   всякому   нищему   и   бедному приходить   на   княжий   двор   и   брать   всё,   что надобно­ питьё,  пищу и деньги.  Князь приказал наполнять   телеги   хлебом,   рыбой, плодами, бочками с мёдом и квасом, и развозить по городу .раздавать бедным и нищим. В   годы   его   правления   было   принято христианство.(Слайд 16) Введение новой веры  положительно отразилось на жизни древнерусского государства. Вместе с христианством   на   Русь   пришла   письменность ,грамотность, возникли первые школы. Появились храмы и монастыри. (  Чтение «летописцем» –учеником «что такое Крещение»). Рассказ   учителем   (слайд17) Сын   Владимира   Красное   Солнышко     ,великий князь   Ярослав   правил   40   лет.   Он   был образованным   человеком,   много   читал.   Почему Ярослав   Владимирович   получил   прозвище Мудрый?  Из летописи мы узнаём, что он повелел открывать школы   «для   людей   всякого   состояния»   вести запись событий­летописи.В период его правления начинают переписывать и переводить на русский язык греческие и болгарские книги..Такую работу выполняли  монахи. В Новгороде было открыто училище   для   служителей   церкви.   Он   строил   о   Ярославе   Мудром. города на Руси. Один из городов ,построенный на реке   Волге,был   назван     в   честь   великого   князя Ярословлем. Рассказ о Владимире Мономахе.(слайд 18) Добрую память в народе оставил внук Ярослава Мудрого­   Владимир   Мономах.в   летописи рассказывается     о   том,   что   время   княжения Владимира   Мономаха   было   бурным   и неспокойным. Много зла причинили  тогда Руси  Жители   степей­половцы.  Половцы   грабили города,   убивали   русских   людей   .Владимир Мономах   одержал   много   славных   побед   над половцами. Сохранилось завещание князя своим детям:   «Не   ленитесь,   не   обижайте   никого, заботьтесь   о   больных   и   бедных   ,защищайте обиженных»  Самостоятельная V. работа в группах,  самопроверка   по эталону.   (10­15   мин) Работа в группах. Читают тексты (легенды), заполняют таблицу. Дает   задания   поработать   с   текстом,   заполнить таблицу. Подготовить рассказ о князе. Приложение 1 Рассказывают   о   князе,   остальные заполняют таблицу. Справочник Проверка по эталону. Направляет, помогает, советует, корректирут. Приложение 2 VI. Закрепление  нового (5 мин) Контролирующее задание . Внимательно   выполняют   задание на знание услышанного  материала. Задание:   Прочитай   высказывания,   князей, соответствующей фразе.   подпиши   имена VII.   Рефлексия   учебной деятельности  на уроке  (3 мин) Собирая,   на   протяжении   урока монеты   (оранжевые,   красные), оценивают свою работу в группе.  Дети   оцениваю   себя,   учитель   подводит   итоги,   видя   монеты   в сундуках. Итак, знакомство с Древней Русью мы продолжим на следующих уроках, а сейчас давайте подведем итог проделанной на уроке работы. Какие цели ставили? Что получилось? Что нового  вы сегодня узнали для себя? В чем испытали затруднения? Кто порадовался ответам соседа? Оцените свою работу на уроке Первый русский князь, варяг. Киевский князь, умный и хитрый правитель, завоеватель земель. Строил крепости и города. Легенда о смерти: " ... Но примешь ты смерть от коня своего" Сбор дани со славянского племени древлян. Месть за убитого мужа. Совет сыну: "Жадность до добра не доводит" Я знаю тему урока, смогу рассказать. Я знаю тему урока, затрудняюсь рассказать   Домашнее задание подготовить сообщение о первых русских князьях Приложение 1  1. КНЯЗЬ ОЛЕГ  Олег княжил 33 года: с 879 по 912 годы.  Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности. Таким был и князь Рюрик. Но в одном из походов в чужие земли Рюрик погиб. Вместо него стал княжить его воевода (начальник войска) – князь Олег.    Князь Олег был умным и хитрым правителем. Он завоевал много земель, а главным русским городом сделал Киев. Всюду строил он города и крепости,   а   их   правителями   оставлял   своих   дружинников.   Он     сделал   Киев   официальной   столицей   складывающегося   Древнерусского государства.  Князь Олег двинул на Византию огромный флот из двух тысяч кораблей. Решив отсидеться за крепкими стенами, византийцы преградили вход в гавань огромной цепью. Тогда хитроумный Олег придумал вот что: поставить ладьи на колёса и двинуть их к городу.  Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключен мирный договор. В знак мира византийцы подали Олегу чашу с вином. Но Князь почувствовал неладное и вылил вино, Оказалось, что вино и впрямь было отравлено. Византийцы подумали, что Олег наделён каким­то неведомым даром и прозвали Олега вещим. Вещий – предвидящий будущее, пророческий.         Существует легенда о смерти князя Олега. Рассказывают, будто нагадал ему кудесник (предсказатель), что примет смерть он от своего любимого коня. С тех пор не садился Олег на этого коня. Как­то раз через много лет вспомнил князь о своём любимце, но узнал, что он мёртв.  Посмеялся Олег над предсказанием кудесника и вздумал посмотреть на кости коня. Князь наступил на череп коня и засмеялся: «Не от этой ли кости умереть мне?» Вдруг из черепа выползла змея и ужалила Олега. От этого укуса он и умер.  Олег был храбрый князь, в народе любили его и жалели, когда он погиб. 2. КНЯЗЬ ИГОРЬ  После Олега стал княжить Игорь, сын Рюрика. Когда умер Рюрик, Игорь был совсем маленьким и не мог сам управлять народом. За него княжил его дядя, Олег, который любил племянника и заботился о нём. После смерти Олега Игорь, который к этому времени вырос, стал русским князем. (912 – 945гг.)   Отличался князь Игорь своей жадностью. Собирал он дань со славянского племени древлян, живших в густых лесах. Игоревы дружинники отбирали у них мёд, кожу, меха, сушёное мясо и рыбу. Но всё князю было мало.  Тогда решили древляне убить Игоря, чтобы освободиться от непосильной дани и наказать князя за жадность. Летопись донесла до нашего времени их слова: «Повадился волк к овцам, перетаскает все стадо, пока не убьем его, всех нас разорит».  Как они сказали, так и сделали. 3. КНЯГИНЯ ОЛЬГА  После смерти князя Игоря править славянами стала его жена Ольга. (945 – 961гг.) Она была женщиной решительной, умной. Но очень она сердилась на древлян за смерть мужа и решила им отомстить.  Рассказывают, будто Ольга предложила древлянам вместо обычной дани — мехов да мёда — прислать с каждого двора по три голубя и по три воробья.   Обрадовались древляне и с радостью исполнили странное желание Ольги. А она приказала привязать к ногам птиц по тряпке, пропитанной серой, поджечь тряпки и отпустить птиц.  Вернулись горящие голуби и воробьи на те дворы, где жили, — вспыхнули деревянные постройки да соломенные крыши. В один миг сгорели поселения древлян. Так отомстила Ольга за смерть своего мужа.  Наказав древлян, княгиня установила новую дань, но она всегда знала меру и своего сына Святослава учила, что «жадность до добра не доводит». 4.КНЯЗЬ  СВЯТОСЛАВ (961­972гг.)  Сын   княгини   Ольги   и   Игоря     Святослав     был   прирожденный   воин,   "рыцарь   без   страха   и   упрека",   необычайно   выносливый   в   походах, неприхотливый в быту, он мог спать под открытым небом, подложив под голову седло, был невзыскателен в пище, быстр и решителен в движениях. Святослав никогда не нападал на врага, не предупредив его: 'Иду на вы". Начиная с 964 года, он совершил ряд походов на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы, освобождая славянские племена от власти хазар и присоединяя к своим территориям новые земли.            5. КНЯЗЬ ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО (972­1015гг) ­Внук князя Игоря и княгини Ольги. В легендах его ласково  называют Красное солнышко. ­Заботливый, помогал бедным ,заботился о старых и больных. ­В годы его правления  на Руси  было принято христианство. ­Возникли новые школы ,возводились христианские храмы и монастыри.     6. КНЯЗЬ  ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (1015­1055) ­Сын Владимира Красное Солнышко. ­Правил государством 40 лет. ­ Он был образованным человеком ,много читал. ­Он повелел  открывать школы  «для людей всякого состояния», велел вести запись происходящих событий­ летописи. ­Князь строил на Руси города. 7.КНЯЗЬ  ВЛАДИМИР МОНОМАХ ( ­Внук Ярослава Мудрого оставил добрую память  в народе о себе. ­Время его княжения было бурным и неспокойным. ­Много зла причинили  тогда Руси  жители степей­ половцы. ­ Чтобы отомстить половцам ,Владимир Мономах много раз устраивал походы  далеко вглубь степей.      Много побед одержал князь над половцами. ­Князь завещал своим детям   быть добрыми ,трудолюбивыми и заботливыми: «Не ленитесь , не обижайте   никого, заботьтесь о больных и бедных ,защищайте обиженных».    ­ Приложение 2 Князья Рюрик Олег Игорь Ольга Святослав Владимир Красное Солнышко Годы правления 862­879гг. (IXв.) 879 ­  912гг. (нач. X в.) 912 – 945гг. (нач. X в.) Словесный портрет Славился умом, терпением и воинской доблестью. Олег был умным и хитрым правителем Жадный 945 – 961гг. (X в.) Женщина решительная, умная Опорные высказывания (что было сделано?) Первый русский князь, варяг Завоевал   много   земель,   а   главным русским городом сделал Киев.  Всюду строил он города и крепости. Собирал   дань со славянского племени древлян.   Дружинники   отбирали   мёд, кожу, меха, сушёное мясо и рыбу. Но всё князю было мало. Решила отомстить за смерть мужа. 961­ 972гг. (кон. X в.) 972­1015 гг(XI в.) Прирожденный   воин, решительный   выносливый, Присоединял   к   своим   территориям новые земли. Добрый, бедных.   заботливый,   не   обижал Было принято христианство, построил школы и монастыри, храмы. Ярослав Мудрый Владимир Мономах. Образованный человек, много читал. Храбрый, умный. Повелел открывать первые школы для людей всякого сословия, велел   вести запись   событий­   летописи,   строил города.   Открыл   училище   для служителей церкви в городе Новгороде. Защищал   Русь   от   набегов   жителей степей­половцев. Одержал   победу   над   половцами, последние   годы   правления   прошли   в мире   и   покое.   Оставил   своим   детям наказ  быть добрыми ,трудолюбивыми, заботливыми.

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс на тему "Первые русские князья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017