Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)
Оценка 4.6

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
22.04.2017
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира для учащихся 4 класса составлена по теме "Твой родной край". Урок предлагается провести по блочной схеме: от теории к практике. Класс делится на экспертные группы, каждая из которых работает над определенной темой, используя наглядное пособие (карта местности, гербарий, коллекция полезных ископаемых, видеофрагменты). В конце урока предлагается провести викторину.
Технологическая карта урока Самарская область.docx
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 123 г.о. Самара Технологическая карта урока   Окружающий мир 4 класс Разработала учитель начальных классов Бочкарева О.В. Самара 2017 Пояснительная записка      Урок окружающего мира по образовательной системе УМК «Перспективная начальная школа» организован в  соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.      Данный урок предназначен для учащихся четвертого  класса    Урок из раздела «Родной край – часть великой России» на тему «Твой родной край» . На данном уроке предполагается ознакомление с  родным  краем ­  Самарской областью блочной схемой: рассмотрев темы раздела, учащиеся составляют план изучения раздела и подбирают материал из различных источников.     Урок строится в виде групповой работы, где учащиеся, разделившись на группы, определяют для себя определенную  тему и работают конкретно над ней.      Материал урока соответствует возрастным особенностям учащихся.        На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала. Использование ИКТ позволяет увеличить  объем предполагаемого для ознакомления материала. Визуальный материал способствует лучшему усвоению и  закреплению знаний. ­ методы обучения: объяснительно­иллюстративный, частично­поисковый, словесный, наглядный, практический;         ­ формы обучения: фронтальная; групповая , индивидуальная; коллективная.         ­ приёмы обучения: речь учителя; презентация; наглядность. Педагогические технологии: проблемно­диалогическая, личностно­ориентированного обучения; педагогика  сотрудничества, информационно­коммуникативная, здоровьесберегающая. ­ принцип научности и доступности изучаемого материала В конце урока происходит рефлексия по самооценке полученных знаний. Тема Цели деятельности учителя. Твой родной край Предметные: создать условия для ознакомления с Самарской областью;   Метапредметные:  способствовать развитию речи учащихся, познавательного интереса к предмету, учить адекватно оценить уровень своих  знаний и умений, находить наиболее краткую и точную информацию из предоставленного материала . Личностные: содействовать воспитанию любви к Малой Родине, интереса к ее духовному наследию; создание комфортной работы на уроке; стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения Знать название родного город; учить рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город; показывать  границы Самарской области на карте Фронтальная, индивидуальная, групповая Учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова 4 класс, рабочая тетрадь на печатной основе. Проектор, компьютер Карточки с ключевыми словами, карта Самарской области, гербарий, полезные ископаемые, листы с текстами ­ информацией Планируемый  результат Методы и формы  обучения Образовательные  ресурсы Оборудование Наглядно­ демонстрационны й материал Тема Цели деятельности учителя. Твой родной край Предметные: создать условия для ознакомления с Самарской областью;   Метапредметные:  способствовать развитию речи учащихся, познавательного интереса к предмету, учить адекватно оценить уровень своих знаний  и умений, находить наиболее краткую и точную информацию из предоставленного материала . Личностные: содействовать воспитанию любви к Малой Родине, интереса к ее духовному наследию; создание комфортной работы на уроке; стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения Планируемый  результат Знать название родного город; учить рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город; показывать  границы Самарской области на карте Фронтальная, индивидуальная, групповая Учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова 4 класс, рабочая тетрадь на печатной основе. Проектор, компьютер Карточки с ключевыми словами, карта Самарской области, гербарий, полезные ископаемые, листы с текстами – информацией,  презентация Методы и  формы  обучения Образовательн ые ресурсы Оборудование Наглядно­ демонстрацион ный материал Этапы урока,  педагогическ ие  технологии 1.Мотивация к  учебной  деятельности Деятельность учителя Деятельность  учащихся Формы организации работы класса Универсальные  учебные действия Промежуточный контроль Приветствует учащихся. Читает Приветствуют фронтальная стихотворение. ­Здравствуйте! Садитесь! Долгожданный дан звонок, Начинается урок. учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу Проверка готовности к уроку Регулятивные:  нацеливание на  успешную  деятельность. Личностные:  выражать  положительное  отношение к  процессу познания,  проявлять желание  познавать  новое. Коммуникативные:  формирование   умения слушать и  слышать. 2.Актуализация  знаний Проблемное  обучение. Игровые  технологии Назовите раздел, над которым  мы работали последнее время. Ответьте на вопросы по этому  разделу Природные зоны  России 1. Природа этой зоны очень  сурова. 2. Эта природная зона  протянулась вдоль берегов  северных морей на тысячи  километров 3. Маленький мышевидный  Арктика Тундра Лемминг Фронтальная  Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические­ анализ объектов с целью выделения признаков; грызун, похожий на  хомячка 4. Основное занятие эвенков,  нанайцев, якутов, чукчей. 5. Густой лес из хвойных  деревьев 6. Он залегает зимой в спячку 7. Обширное безлесное  пространство 8. Представитель животного  мира степи, по виду  похожий на лошадь 9. Природная зона,  расположенная около  Каспийского моря и на юге  Восточной Сибири Оленеводство Тайга  Бурундук Степь Кулан  Пустыня 10. Главное дерево пустыни 11. Крупный город­порт на  Черном море 12. Областной центр, область  Саксаул Сочи  Самара  которого располагается  одновременно в двух  природных зонах Выполняют задание, тренирующее  отдельные  способности к  учебной  деятельности,  мыслительные  операции и учебные  навыки 3.Постановка  Какие города встретились?  Фронтальная. Регулятивные: Беседа по учебной задачи Проблемное  обучение Технология  сотрудничест ва ИКТ Чем они символичны для нас? Откройте учебник,  посмотрите название раздела.  О каком же городе пойдет  речь? ­Вы правильно назвали –  Самарская область, город  Самара Ставят цели,  формулируют  (уточняют) тему  урока, работают по  учебнику ­Кто может сформулировать  тему урока? Составление плана  действия вопросам целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение ­ формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы Для изучения этой темы мы  разделились на группы, чтобы  одновременно охватить разные  темы изучаемого материала. ­Посмотрите в учебнике, на  какие подтемы разбит раздел  «Твой край» и составьте план,  по которому будете работать План 1. Географическое  положение 2. Полезные ископаемые 3. Растения и животные   нашего края 4. Отрасли животноводства и домашние животные  (сельское хозяйство) 5. Заповедные места твоего края Метапредметные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, Уровень готовности учащихся за 4.Изучение  нового  материала ИКТ Скажите, где можно найти  информацию по данным темам? Каждая группа получает по  одной теме, на подготовку  дается 7 минут. Потом по 2  представителя от группы  выходят и представляют свою  работу. На выступление 4  минуты 1. Географическое положение Территорию Самарской области легко найти на любой карте  необъятной нашей Родины –  России по её знаменитой  излучине, образуемой  великой  русской рекой Волгой вокруг  Жигулевских гор и названной  Самарской лукой.  Самарская область расположена на   юго­востоке   европейской части   России,   в   среднем течении реки Волги. С севера на юг область простирается на 315 км. И с запада на восток – на 335   км.   Она   граничит   с Ульяновской,   Саратовской, Каждая группа  изучает  представленный  материал, выбирая  наиболее важное.  Выбирают  представителей­  тех, кто будет  рассказывать  (можно по 2  человека) Выступление  составлять план и последовательность определенное время действий  Групповая  Фронтальная Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. Работа в парах, в группе, соотношение текста и иллюстраций Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, излагать и аргументировать свою точку зрения Работа в группах Технология сотрудничества ученик­ученик 1 группы Работа с картой рассматривают  слайды. Умение находить границы области, знать название соседних областей   По     Оренбургской областями, республикой Татарстан и имеет государственную   границу   с Казахстаном. своей территории   Самарская   область значительно  превосходит  такие европейские   государства   как Дания и Швейцария. Вглядись в карту, и ты увидишь, современная что административная   граница Самарской   области   образно напоминает   контуры   сердца. Это   символично   хотя   бы потому,   что   располагаясь   в Среднем   Поволжье,   в   центре сплетения важнейших транспортных и путей топливно­энергетических Самарская магистралей, область,   обладая   мощным промышленным   комплексом, поддерживает   экономический пульс   как   европейских,   так   и азиатских   регионов   России.   Ее торговые, и культурные   связи   протянулись далеко   во   многие   зарубежные страны. научные Особенностью природных условий   области   является   то, что   она   располагается   в пределах   лесостепной   (на севере) и степной ( на юге) зон. Граница зонами проходит   по   реке   Самара   и отделяет   районы   по   степени влажности   –   от   повышенной   и умеренной до недостаточной.   между   2. Полезные ископаемые   Главное   богатство   подземных кладов     Самарской   области   – это   нефть   и   природные строительные материалы. Нефть   добывается   почти   на всей   её   территории   и   по трубопроводам   перекачивается на   нефтеперерабатывающие заводы.  Ценным   строительным   сырьем месторождения являются   известняка, горных   пород: доломита, гипса, разрабатываемые   в   карьерах. Давно   добываются   шахтным способом   горючие   сланцы. Ведётся   добыча   песка,   гравия, глины. На небольших  глубинах обнаружены   мощные   пласты     Выступление 2 группы Работа с иллюстрациями  Работа с коллекцией природных ископаемых такие каменной   соли.   Известны   в области     полезные ископаемые,   как   самородная сера   и   фосфориты.   В Жигулевских   горах   добывают мрамор.   Есть   источники целебных   минеральных     вод, используемые   в   санаторно   – курортном   лечении.   Важным ресурсом   области   являются   и   минеральные пресные воды, подземные месторождения которых необходимо   охранять   от загрязнений.     Физминутка  Здоровье­ сбережение Технология  сотрудничест ва Дети под музыку  выполняют  движения Выступление 3 группы Работа с гербарием Здоровьесбережение  Фронтальная Регулятивные: Работа в парах    Идивидуальная работа контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; 3. Растения и животные   нашего края Лес – это один из важнейших  типов растительного покрова  Земли. Он оказывает большое  влияние на климат,  почвообразование, водный  режим, состав воздуха,  является «легкими планеты».  Зимой лес задерживает снег, а  весной не дает ему быстро  таять. Лес ослабляет силу ветра, защищая  сельскохозяйственные угодья от жарких суховеев на юге и от  стужи на севере. Он служит  людям местом отдыха и  туризма. Леса в Самарской  области занимают чуть больше  десятой части её территории. Хвойные леса занимают  небольшую территории области, поэтому они наиболее ценные.  Основной лесообразующей  породой является сосна  обыкновенная.  Вечнозеленые  сосновые боры произрастают в  лесостепных районах.  Наряду с естественными  сосняками в области более 150  лет произрастают  искусственные сосновые леса.  На Самарской Луке они входят  в запретную для рубки зону  Национального парка области.  Животные мир хвойных лесов  богат и разнообразен. Здесь  обитают множество зверей,  птиц и насекомых. Лиственные леса составляют  личностные: самоопределение. Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, излагать и аргументировать свою точку зрения, Планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем, определять цели, функции участников, способы взаимодействия основу лесного фонда области.  Основным деревом этих лесов  является дуб черешчатый –  одно из самых могучих деревьев – долгожителей природы. В  лиственных лесах встречаются  также липа, осина, клен. Растут  кустарники. Для лесостепей характерны  небольшие массивы лиственных  лесов и совсем маленькие  лесочки и рощи, разбросанные  по полям. В пестром ковре  цветут и благоухают более 60  видов степных растений.  Характерными животными  таких районов являются  грызуны; здесь обитают заяц­ русак, порхают бабочки,  стрекочут кузнечики. Высоко в  небе парит орел степной и лунь  степной. По   различным   экспертным оценкам,   в   Самарской   области произрастает   от   1500   до   1800 видов   сосудистых   растений. Двести двадцать шесть растений Самарской   области   имеют особое научное значение. К их относятся числу такие растения, как астрагал Цингера, венерин   башмачок   настоящий, касатик   карликовый,   ковыль красивейший, ковыль перистый, копеечник   крупноцветковый, молочай   жигулевский,   полынь солянковидная, пыльцеголовник красный,   рябчик   русский, тонконог   жестколистный,   чина Литвинова   шаровица крапчатая, которые включены в Красную   книгу   Российской Федерации   и   Самарской области. 4. Отрасли   животноводства   и животные и домашние (сельское хозяйство)         Самарская   область   обладает хорошо развитым растениеводством и животноводством. Животноводство  имеет мясное и   молочное   направление. Помимо   крупного   рогатого скота   разводят   свиней,   овец, коз, домашнюю птицу. Большие   территории   области заняты   сельским   хозяйством. Выступление 4  группы Климат,   почвы   позволяют получать   на   полях   высокие урожаи   разнообразных   культур –   зерновых   и   зерно­бобовых. Значительные   площади   заняты под   подсолнечник,   овощные   и кормовые культуры. Большой   вред   урожаю  наносят растения   –   сорняки,   а   также многочисленные грызуны, жуки и их личинки. На помощь людям в   борьбе   с   вредителями приходят птицы, земноводные и полезные насекомые. 5. Заповедные места твоего края     большую   Самарская   Лука   –   уникальная местность, образованная излучиной   (изгибом)   самой большой   европейской   реки Волги.   Волга   в   этом   месте делает дугу, протяженностью   около   200 километров.  Национальный парк «Самарская Лука» создан в 1984 году. Это был   один   из   первых   трех национальных парков, образованных   в   России.   Здесь сохранились   редкие   виды   Выступление 5 группы Работа с картой  Самарской Луки   животных   и   реликтовые растения доледникового периода. В пойменных озерах – старицах,   в   речках   с   тихим течением   обитает   выхухоль. Это   крайне   редкое   животное (ровесница мамонта) занесено в «Красную книгу» Разнообразен   и   современный животный   мир   млекопитающих ­   лось,   кабан,   косуля,   волк, рысь,   барсук,   лисица,   зайцы русак и беляк, куница, ондатра и другие. Талисманом   Парка   выбрали лисицу.   Это   одно   из распространенных   животных Самарской Луки. Из   растений   встречаются: боярышник волжский, башмачок настоящий,   ее можжев льник     каз цкий, динлазий   сибирский,   ветреница алтайская.  Около   200   растений   являются редким,  18 из   них включены  в Красную книгу РФ. Территория национального парка   богата   многочисленными природными   памятниками   и памятниками   истории   и культуры:   Молодецкий   курган, Девья   гора,   Вислый   камень   и ае 5. . Закрепление  полученных  знаний многими другими Давайте с помощью вопросов  вспомним о том, что узнали  нового на уроке. Предлагаю ответить на  несколько вопросов 1. Контур чего напоминает  современная  административная  граница Самарской  области? 2. Назови, с какими  Фронтальная  Регулятивные  Самоконтроль Отвечают на  вопросы Дети могут сами  сформулировать  вопрос и задать его  членам другой  группы областями граничит  Самарская область 3. В каких природных  зонах расположена  территория нашей  области? 4. Какие леса встречаются  в нашем крае? 5. Каких животных  разводят в области? 6. Как называется  Национальный парк в  нашей области? 7. Какие полезные  ископаемые встречаются в Самарской области? Вы можете еще сами  задать друг другу  вопросы 6.Оценка  усвоенных  Отмечаю работу учащихся на  всех этапах урока… Выполняли задание  самостоятельно или  Познавательные :  давать краткие знаний и  способов  действий (называю фамилии детей),  аргументируя их деятельность под руководством  учителя 7. Рефлексия   8 Домашнее  задание Осенью мы ездили на  экскурсию. Предлагаю вашему  вниманию фильм, где можно  увидеть красоту нашего края  Если вы считаете, что вам было  интересно на уроке, вы узнали  много нового, поднимите  зеленый сигнал Основываясь на изученном  сегодня материале, дома  заполните страницы 41­45 в  печатной тетради.  Записывают  домашнее задание устные ответы,  систематизировать  полученные знания,  умение осуществлять выбор одного или  нескольких  вариантов примеров.  Умение  обосновывать свое  мнение Регулятивные:  умение оценить свою работу Личностные:  Используя  дополнительные  источники, находить  нужную  информацию. Приложение

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Самарская область" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017