Тема урока: Христианская семья.
Класс: 4
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: формирование первоначальных представлений о православной семье..
Задачи урока:
познакомить детей со смыслом обряда венчания;
объяснить смысл значения понятий «венец» и «обручальное кольцо»;
познакомить с библейской историей о поступке Хама;
продолжить работу по нравственному самоусовершенствованию обучающихся в свете православной культуры
(осмысление понятий «тактичность» и «хамство»);
познакомить с фрагментами Домостроя;
организовать диалогическое взаимодействие детей на уроке.
Планируемые результаты:
Личностные: приобщение к традициям православной семьи.
Метапредметные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками
смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с
задачами коммуникации; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные: осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни; узнают, что такое «венчание».
Основные термины и понятия: семья, ценности, любовь, венчание, семейные традиции, тактичность, хамство.
Методы: частичнопоисковый, наглядный.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения: учебник А.В.Кураева «Основы православной культуры», рабочая тетрадь Г.А.Обернихиной,
мультимедийная презентация, толковые словари, ромашки.
ТСО: мультимедиапроектор, ПК. Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
I этап. Вводный (мотивационноорганизационный)
1.Мотивация и
самоопределение к
деятельности
1. Организация
деятельности
обучающихся.
2. Обсуждение результатов выполнения
домашнего задания.
Ребята, чтобы
повторить материал,
изученный вами на прошлом уроке, мы сейчас
проведём зарядку для ума.
Тема нашего прошлого урока «Отношение
христианина к природе».
Учитель задаёт вопросы:
1).Что Бог вложил в Библию, а что в «книгу
природы»?
2). В чём проявляется милосердие к животным?
3). Какие у вас обязанности перед домашними
питомцами?
3. Беседа с детьми.
Как вы понимаете выражение «семейные
ценности»?
Какие семейные ценности вы считаете
главными? Почему?
Вспомните известные вам христианские
таинства. Запишите их.
2.Актуализация
знаний учащихся
Постановка
проблемы
Учитель говорит о том, что важные события и
явления в жизни народа принято отмечать
праздничными датами в календаре. Праздники
бывают религиозные и государственные.
Некоторые из них совпадают.
Включение в диалог
1.Бог вложил в Библию заповеди,
а в «книгу природы» природные
законы.
2. Милосердное отношение к
животным проявляется,
например, в том, что человек
заботится о домашних животных
и жалеет их.
3. Мы обязаны заботиться о
животных.
Ребята строят разные
предположения
Записывают в рабочую тетрадь с.98
Личностные:
формирование мотивации к
учению.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге;
слушать и понимать других,
высказывать свою точку
зрения на события,
поступки.
Регулятивные:
Самостоятельно
организовывать свое
рабочее место.
Личностные: Оценка
своего поведения при
работе в паре
Коммуникативные: Заполните таблицу карточками.
Дата
Православные
праздники
Государственные
праздники
Распределяют карточки в таблицу.
Сопоставляют даты и праздники.
8 июля
Карточки.
4 ноября
7 января
День Петра
и Февронии
Рождество
Христово
День народного
День Казанской
иконы Божией
единства
Матери
Образец.
Дата
Православные
праздники
Государственные
праздники
7 января
8 июля
Рождество
Христово
День Петра
и Февронии
?
День народного
День Казанской
иконы Божией
4
ноября
Какой праздник у вас вызвал затруднение?
Какой праздник вас заинтересовал?
Матери
единства
8 июля отмечается Всероссийский День
семьи, любви и верности. Почему семье
Высказывают свои предположения и
приводят доказательства.
(Затруднения у учеников вызывает
вопрос о государственном
празднике 8 июля.)
Малова Ксения (ученица воскресной
школы подготовила сообщение об
истории Петра и Февронии)
Определяют тему и цели урока.
Участвовать в диалоге;
слушать и понимать других,
высказывать свою точку
зрения на события,
поступки.
Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи.
Читать вслух и про себя
тексты , понимать
прочитанное.
Выполняя различные роли в
группе, сотрудничать в
совместном решении
проблемы .
Регулятивные: Определять
цель учебной деятельности
с помощью учителя и
самостоятельно.
Познавательные:
Сравнивать объекты по
нескольким основаниям;
делать выводы. 3.Построение
выхода из
проблемной
ситуации
4.Работа с
иллюстрациями
(с.86)
посвящён государственный праздник?
Так о чем сегодня на уроке у нас пойдет
разговор?
Что необходимо узнать по данной теме?
Все мы живем в семьях.
Христианская семья начинается с таинства
брака. Об этом мы уже упоминали на уроке,
когда
знакомились с христианскими
таинствами.
Учитель предлагает детям прочитать текст на
стр. 86 и ответить на вопрос:
Что вы знаете о венчании? Кто из вас
присутствовал на венчании?
На что похожи венцы для венчания в храме?
Что вы могли бы рассказать о них человеку,
который их никогда не видел?
Почему они символизирую не богатство и
власть, а терпение?
Рассмотрите фотографию «Венчание в храме»,
подберите слова,
которые передают
переживания жениха и невесты.
Какие символы христианского брака имеют
следующее значение: знак, что жених и невеста
готовы всё претерпеть ради сохранения семьи и
знак вечности и неразрывности брачного союза?
Почему кольцо является символом вечности?
Кто является символами Всероссийского Дня
семьи, любви и верности?
Познавательные: поиск и
выделение информации,
умение перерабатывать
полученную информацию,
установление причинно
следственных связей.
Коммуникативные:
формулирование и
аргументация своего
мнения и позиции в
коммуникации, умение
оформлять свою мысль в
устной и письменной
форме; слушать и понимать
речь других.
Личностные: понимание и
сопереживание чувствам
других людей.
Регулятивные: определять
средства решения
проблемы;
планировать свою учебную
деятельность.
Смысловое чтение и работа по
тексту с 86
(на корону).
Подбирают слова и выражения.
(выражение «мученический венец»
напоминает о терновом венце
Христа)
(нет начала и конца)
(Петр и Феврония) II этап. Основной (информационноаналитический)
5.Первичное
закрепление
Что помогло Петру и Февронии сохранить свою
семью?
Почему этих людей помнят и почитают в наше
время?
1. Комментированное чтение текста с.87 и
выполнение заданий по группам
Что означает высказывание из Нового завета:
«Носите бремена друг друга, и таким образом
исполните закон Христов»?
Чтение текста учебника:
одна группа в процессе чтения
подчеркивает то, что показалось
важным;
вторая группа – составляет план
текста.
После обсуждения и корректировки плана
учитель записывает его на доске.
Записывают в тетрадь.
2.Работа с материалами рубрики «Это интересно»
Читают и обсуждают.
Сопоставьте эту историю с историей, которую
рассказал Силуан Афонский. Что общего в этих
историях? Чем они отличаются друг от друга?
Каким словом можно оценить каждый из этих
поступков?
Работа со словарем С.И.Ожегова
тактичность
хамство
Запись новых слов в словарь (с.111)
3.Чтение и обсуждение главы «Как детям
почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им,
и утешать их во всем» из «Домостроя»
Читают и обсуждают:
Нужно беречь свою семью. Почитать
отца и мать.
Учиться любить и уважать друг
друга нужно еще в родительском
доме.
Личностные: готовность и
способность обучающихся к
саморазвитию,
сформированность
мотивации к обучению и
познанию.
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
владение монологической и
диалогической формами
речи.
Регулятивные:
целеполагание (постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё
неизвестно).
— умение сохранять
заданную цель;
— умение видеть указанную
ошибку и исправлять ее по
указанию взрослого;
— умение контролировать
свою деятельность.
Познавательные: Отвечать
на простые и сложные
вопросы учителя,
наблюдать и делать
самостоятельные простые
выводы. Работа в парах.
Дети дописывают предложения:
с.98 задание 2 (рабочая тетрадь)
6.Самостоятельная
работа с проверкой.
Метод «оборванные предложения »
Завершите предложения и ответьте на вопросы:
Семья – это …
Вступление в брак в православии называется …
Кого в православной культуре называют
мучениками?
Почему во время венчания, когда молодых водят
по храму с венцом на голове, хор поет молитву
мученикам?
Личностные: мотивация
учения.
Коммуникативные: умение
с достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации; владение
монологической и
диалогической формами
речи в соответствии с
грамматическими и
синтаксическими нормами
родного языка,
современных средств
коммуникации.
Регулятивные:
способность к мобилизации
сил и энергии;
Познавательные:
построение логической цепи
рассуждений.
7. Подготовка
обучающихся к
беседе с членами
семьи и друзьями.
Закрепление
основных понятий
урока.
8.Рефлексия
III этап. Заключительный (оценочнорефлексивный)
О каких семейных ценностях вы расскажете
членам своей семьи? Друзьям?
Запишите на ромашке, какие
основные ценности необходимы для
семейного счастья.
(Верность, любовь, терпение, дети,
тактичность и др.)
Регулятивные: умение
планировать и
организовывать свою
деятельность, осуществлять
самоконтроль.
Подводит итог урока, осуществляет рефлексию.
Продолжи моё высказывание:
на уроке я научился …
было интересно …
я себя похвалю за …
Осуществляют рефлексию.
Коммуникативные: умение
с достаточной точностью
выражать свои мысли.
Познавательные:
рефлексия. 9. Домашнее
задание:
Я похвалю своих одноклассников…
Рассказать членам семьи и друзьям о
православных семейных ценностях, спросить,
какие семейные ценности они считают главными.
«Вырастить» родословное древо (раб. тетрадь с.99
№5)
Личностные:
смыслообразование.
Личностные:
самоопределение
Технологическая карта урока по ОРКСЭ по теме "Христианская семья"
Технологическая карта урока по ОРКСЭ по теме "Христианская семья"
Технологическая карта урока по ОРКСЭ по теме "Христианская семья"
Технологическая карта урока по ОРКСЭ по теме "Христианская семья"
Технологическая карта урока по ОРКСЭ по теме "Христианская семья"
Технологическая карта урока по ОРКСЭ по теме "Христианская семья"
Технологическая карта урока по ОРКСЭ по теме "Христианская семья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.