Технологическая карта урока по русскому языку " Краткая форма прилагательных" (4 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
25.08.2018
Урок открытия новых знаний с использованием метода активной оценки. Учебно методический комплект "Перспективная начальная школа". Используемая педагогическая технология (технология проблемного диалога автора Е. Л. Мельниковой) позволяет диагностировать процесс учебной деятельности через оценочные листы, выбор и выполнение разноуровневых заданий. Организация парной и групповой работы на уроке создают условие для реализации системно-деятельностного подхода.
Тема урока Краткая форма прилагательных.docx
Тема урока: «Краткая форма прилагательных» (4класс) УМК «Перспективная начальная школа»
Ф.И.О. учителя: Резниченко Юлия Леонидовна
Тип урока: Урок открытия новых знаний с использования метода активной оценки
Используемые педагогические технологии: Технология проблемного диалога (Мельникова Елена Леонидовна)
Цель для учителя: организовать деятельность учащихся по формированию понятия «краткая форма прилагательных».
Цель для обучающихся: различать краткие и полные имена прилагательные; учиться изменять краткие прилагательные
по родам и числам, правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий; уметь правильно употреблять в
речи краткие прилагательные (постановка ударения).
Оборудование:
Учебники и учебные пособия: учебник Русский язык. Ч.3/ М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова. – М.:
Академкнига/Учебник, 2016 (стр.1718); оценочные листы; карточки для индивидуальной, парной и групповой работы;
сигнальный карточки (для вызова помощи)
Технические средства обучения: компьютер и принтер для учителя.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
расширить и закрепить знания учащихся о прилагательных;
организовать деятельность учащихся по формированию представления о грамматических особенностях кратких
прилагательных;
формировать умения различать и образовывать полные и краткие прилагательные, правильно ставить ударение в
кратких формах, сравнивать;
развивать умение работать с учебным текстом.
1 Метапредметные:
Регулятивные УУД:
продолжить формирование умения готовить своё рабочее место:
ставить цель деятельности на основе определённой проблемы;
учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
учить определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи на осноне оценочного листа и плана работы;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы;
учить осуществлять контроль (самоконтроль, взаимоконтроль) по результату.
КоммуникативныеУУД:
развивать умение слушать;
оформлять свои мысли в устной речи;
учить строить диалог с партнёром, договариваться и приходить к общему решению проблемы;
учить вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в
группе.
Личностные:
формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
формировать навыки самоорганизации;
формировать уважительное отношение к одноклассникам;
формировать навыки экологической грамотности, самостоятельно определять общие для всех людей правила бережного
обращения с водой;
формирование готовности к саморазвитию, стремлению преодолевать возникающие затруднения, осваивая новые виды
деятельности.
Этапы урока
Организационная структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
2 I.
Организационный.
Цель этапа:
эмоциональная,
психологическая и мотивационная
подготовка учащихся к изучению
нового материала
Долгожданный дан звонок – начинается урок. Сегодня у нас
очередной урок русского языка.
Проверьте готовность к уроку: учебники (часть 3 и 2 со
словарями), тетрадь, сигнальные карточки, которыми вы
сможете воспользоваться в трудной ситуации.
Ребята, улыбнитесь друг другу справа, улыбнитесь друг
другу слева и мы примемся за дело!
Учащиеся проверяют правильность
расположения учебников и школьных
принадлежностей.
Ученики, поворачиваясь направо, затем
налево улыбаются.
II.
Актуализация знаний
Цель этапа:
воспроизведение
учащимися знаний умений и
навыков,
необходимых для
«открытия» нового
знания,
проверка выполнения учащимися
домашнего задания; устранение в
ходе проверки обнаруженных
пробелов в знаниях.
Прежде чем мы отправимся за новыми знаниями, давайте
вспомним, что мы уже знаем и умеем.
Сначала мы проверим вашу домашнюю работу и если у кого
то есть сомнения, вопросы, постараемся решить проблемы
вместе.
Так же необходимо проверить вывод, который ребята
должны были сделать после выполнения упр. 9
Возьмите из конвертов с заданиями карточку под
№1(Приложение 1) и отметьте верные утверждения.
Поменяйтесь карточками и проверьте друг друга по коду на
доске (если есть ученики, которые не хотят меняться, они
проверяют сами свои работы, исправляя другим цветом
(зелёным))
1в, 2б, 3а, 4б, 5в, 6б
У кого ответы не совпали?
За данную работу учитель выставляет отметки по
желанию учащегося
Учащиеся открывают свои тетрадки и
если у них остались вопросы по
домашней
их
одноклассникам. (Учитель контролирует
правильность оказания помощи)
задают
работе
1 вариант: взаимопроверка
несколько учащихся
2 вариант:
озвучивают свои варианты (учитель
использует принцип неподнимания рук),
остальные или соглашаются,
или
опровергают с объяснением.
Индивидуальная работа по карточкам.
Учащиеся
одноклассника по коду.
проверяют
работу
При расхождении в ответах исправляют с
объяснением.
3 III.
Постановка
проблемы.
общей
Цель этапа: создание условий для
формулировки темы урока.
1. Проблемная ситуация.
Учитель организует групповую работу:
Учащиеся должны распределить слова в группы, а группы
подписать.
Слова могут быть напечатаны или записаны на доске.
Быстрый, зелень, бегун, зелёная, бегут, зеленели, зелена,
быстры.
2. Побуждение
3. Тема урока
1 вариант ответов:
Им. прилаг
Быстрый
зелёная
Им. Сущ.
Зелень
бегун
2 вариант ответов:
Им. прилаг
Быстрый
зелёная
Зелена
быстры
Им. Сущ.
Зелень
бегун
????
глагол
Бегут
зеленели
глагол
Бегут
зеленели
Если в классе не будет второго варианта, учитель предлагает
прослушать отрывок из сказки А.С.Пушкина:
«Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива».
Знаком ли вам отрывок? Кто автор и как называется
произведение?
Произнесите этот же отрывок другими словами. Какие слова
Учащиеся должны, распределяя слова,
определить количество групп и дать им
название. Свои варианты объяснить
другим.
Работа в группах. Предлагают варианты
ответов.
Опираясь на ранее полученные знания,
ребята выделяют и обосновывают
распределение слов в первые три группы,
и ставят для себя вопрос урока – узнать
про 4 группу слов.
Если есть в классе ученики, которые
знают о краткой форме прилагательных
(может без точного термина,
интуитивно), они смогут назвать тему
урока.
А. С. Пушкин Сказка о мёртвой царевне
и о семи богатырях.
4 IV.
Постановка
проблем.
частных
Цель этапа: создание условий для
постановки учебных задач.
V.
Поиск решения по 13
пунктам плана.
Цель этапа:
обеспечение
восприятия, осмысления материала
вы заменили?
–Назовите тему урока (сравнивают с учебником)
Варианты ответов
Краткая форма прилагательных
Что нового мы должны узнать сегодня на уроке?
Какие хочется задать вопросы?
Чему научиться вы должны сегодня на уроке?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, а он фиксирует
их ответы на доске
Мы с вами составили план урока, по которому и будем
работать. По этому плану я подготовила вам оценочный лист,
который поможет каждому из вас отслеживать свои
результаты работы па каждом этапе, подвести итог своей
деятельности в конце урока, и определиться с домашней
работой. А так же эта область учебного материала будет на
контрольной работе в конце темы.
Учащиеся отвечая на вопросы учителя,
определяют критерии оценивания своей
деятельности, ставят микроцели урока.
НаШтоБуЗу
Находить краткие прилагательные.
Образовывать краткие прилагательные
от полной формы.
Изменять краткие прилагательные по
числам и родам.
Правильно употреблять в речи краткие
прилагательные,
(правильно ставить
ударение).
План
1.Образование краткой формы прилагательных
2. Изменение кратких прилагательных
3.Правильное произношение кратких прилагательных
4.Оценим работу.
Учитель раздаёт оценочный лист (критерии)
Приложение 2
Работая с учебником упр. 10, обратным словарём
(НаШтоБуЗу), учащиеся поэтапно находят ответы по
первому пункту плана
Учащиеся работают в парах, могут
воспользоваться сигнальными
карточками для помощи, как учителя,
так и более сильных одноклассников;
5 урока.
Физминутка
Проводят аналогию между вопросами
полной и краткой форм:
Ед. число
М.р. какой? – каков?
Ж. р. какая? – какова?
С. р. какое? – каково?
Мн. число
какие? – каковы?
Вывод фиксируется на доске, а для
слабых ребят делается опорная
табличка.
Под руководством учителя учащиеся выполняют последнюю
часть задания и делают вывод об ударениях.
Закрепить умение различать полные и краткие прилагательные; обратить внимание обучающихся на правописание кратких прилагательных с
основой на шипящий (в ознакомительной форме). Как только учащиеся услышат краткую форму прилагательного необходимо выполнить
действие, например, хлопнуть, присесть и т.д.
Красивый, недобр, высокий, низок, зол, богатый, свеж, темный, колюч, горячий, краток, могуч, краткий, красив,хорош.
VI.
Первичное закрепление
Цель этапа: обеспечить первичное
закрепление материала.
Возьмите из конвертов с заданиями карточку под №2.
Сейчас каждый из вас выберет для себя задание и сделает
запись в оценочных листах после индивидуальной работы
(НаШтоБуЗу)
На данном этапе учащиеся выполняют разноуровневые
задания: 1й уровень – базовый (обязательный), 2й уровень –
высокий, 3й – продуктивный.
(НаШтоБуЗу) Учащиеся самостоятельно
выбирают задания, определяя каждый
свой уровень понимания учебного
материала, заполняя самооценочные
листы по завершению работы.
1.
Узкий узок, узко, узка;
Резкий резок, резко, резка;
Мягкий мягок, мягко, мягка;
Бледный – бледен, бледно, бледна;
6 Горький – горек, горько, горька;
Страшный – страшен, страшно, страшна.
2.
Узкий – широкий – широк, широка,
Мягкий – твердый – тверд, тверда,
Горький – сладкий – сладок, сладка
Бледный – яркий – ярок, ярка
Страшный – красивый – красив, красива
3.
Толста толст, толсты
Зелена – зелен, зелены,
Лупоглаза – лупоглаз, лупоглазы
Немолода – немолод, немолоды
Прыщава – прыщав, прыщавы
Мила – мил, милы
Сообразительна – сообразителен,
сообразительны
Интересна – интересен, интересны
Симпатична – симпатичен, симпатичны
Хороша – хорош, хороши
Учащиеся возвращаются к плану урока
и отвечают на свои вопросы.
По самопроверке разноуровневых
заданий и по самооценочным листам
определяют индивидуальную зону Знания
– Незнания и область домашней работы.
Для ребят, у которых останутся
затруднения
опорная таблица
распечатывается и организуется
7
По завершении работы учащиеся самостоятельно проверяют
по эталону свои работы, проводят рефлексию работы на
уроке
Рефлексия содержания:
Давайте проверим, на все ли вопросы урока ответили?
Урок для меня показался…
Для меня было открытием то, что…
Мне показалось важным…
Рефлексия деятельности:
Что нам помогло разобраться в проблеме?
1. Испытывал(а) затруднение при выполнении заданий.
2. Усвоил(а) учебный материал, но ещё нужна помощь.
3. Усвоил(а) новое знание и научился(лась) применять его на
VII.
Рефлексия
Цель этапа: соотнесение проблем
урока с результатами их
разрешения,
самооценка
учащимися результатов своей
деятельности. практике.
дополнительная консультация.
Рефлексия настроения:
Покажите тем самым, насколько комфортно и спокойно
было во время работы в группе, в паре, в классе. (Выявление
эмоционального состояния, степени удовлетворённости
работой любой вариант)
Дифференцированное домашнее задание. Оценочные листы и
инструкция учителя (учебника) показывают критерии
успешного его выполнения. (НаШтоБуЗу)
Вы можете выбрать домашнее задание:
1. карточки 2го уровня (если на уроке вы не выполняли
это задание),
2. упр. 11 (стр.1718),
3. творческая работа: записать небольшой текст о
бережном обращении с водой, используя краткую
форму имён прилагательных.
Выбирают своё настроение.
Учащиеся сами выбирают вариант
домашней работы:
Для ребят, которые смогли выполнить
на уроке только задание 1 уровня –
карточки 2го уровня, для ребят,
которые смогли выполнить на уроке
задание 2го уровня упр. 11 (стр.1718),
а для остальных – творческая работа:
записать небольшой текст о
бережном обращении с водой,
используя краткую форму имён
прилагательных.
VIII. Домашнее задание
Цель этапа: дать учащимся задание
для самостоятельной домашней
работы, разъяснить методику его
выполнения.
Приложение 1
Карточка №1
1. Выбери правильный ответ: «Что такое имя прилагательное»?
а) Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что?
б) Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
в) Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое?
какие?
г) Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
8 2. Выбери верное утверждение:
а) Имя прилагательное изменяется по родам, числам.
б) Имя прилагательное изменяется по числам, в единственном числе по родам.
в) Имя прилагательное не изменяется по числам и родам
г) Имя прилагательное изменяется по числам, во множественном числе по родам.
3. В какой строке записаны окончания имени прилагательного мужского рода?
а) –ой, ий, ый б) –ой, ей, ий в) – ой, ая, яя г) – ой, ее, ое
4. В какой строке записаны прилагательные – синонимы?
а) смелый – трусливый б) ласковый нежный
в) мягкий – твёрдый г) глупый светлый
5. Какое окончание у имени прилагательного в словосочетании ВЕСЕНН… НАСТРОЕНИЕ?
а) – яя б) – ие в) – ее г) ии
6. В каком предложении есть прилагательное среднего рода?
а) Быстро кружат в воздухе весёлые ласточки.
б) Луч золотого солнца пробился в окно.
в) Шарики клевера сливались в красный ковёр.
г) Луна освещала ровную гладь озера.
9 Умею
Затрудняюсь
Приложение 2
Оценочный лист
Умение образовывать краткие прилагательные от полной
формы
Умение находить краткие прилагательные.
Умение изменять краткие прилагательные по числам
Умение изменять краткие прилагательные по родам
Умение правильно ставить ударение в краткой форме
прилагательных.
Карточка №2
1й уровень: Образуйте от полных форм имён прилагательных краткую форму ж., м. и с. рода. Поставьте ударение.
Узкий __________________________________________
Резкий _________________________________________
Мягкий ________________________________________
Бледный – ______________________________________
Горький – _______________________________________
Страшный – _____________________________________
2й уровень: к данным прилагательным подберите антонимы и образуйте краткую форму м.р. и ж.р., поставьте ударение.
Узкий – ____________________________________________
10 Мягкий – ___________________________________________
Горький – ___________________________________________
Бледный – ___________________________________________
Страшный – _____________________________________
3й уровень: из текста выпишите все краткие прилагательные в той форме, в какой они стоят в тексте, рядом запишите
форму ед.ч. м.р. и форму мн.ч. Сделать вывод: подвижное или неподвижное ударение в этих словах. Используя
полученные слова, запишите 12 предложения.
Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка
лупоглаза, не молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична.
Несомненно, я хороша.
Рефлексия
11
Технологическая карта урока по русскому языку " Краткая форма прилагательных" (4 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку " Краткая форма прилагательных" (4 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку " Краткая форма прилагательных" (4 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку " Краткая форма прилагательных" (4 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку " Краткая форма прилагательных" (4 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку " Краткая форма прилагательных" (4 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку " Краткая форма прилагательных" (4 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку " Краткая форма прилагательных" (4 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку " Краткая форма прилагательных" (4 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку " Краткая форма прилагательных" (4 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку " Краткая форма прилагательных" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.