Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода" (4 класс)
Оценка 4.6

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода" (4 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
01.06.2017
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода" (4 класс)
Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний) в рамках системно - деятельностного подхода. Методы, используемые на уроке • эмоционального стимулирования (на этапе мотивации) • словесные методы • наглядные методы • проблемно-диалогические • частично-поисковый • практические На уроке использовалась мультимедийная презентация, учебно-методическое обеспечение: толковый словарь С.И.Ожегова, тетради, учебники, карточки со словами для фиксации индивидуального затруднения в пробном учебном действии, ключевые слова для определения цели и темы урока, листы-помощники для достижения цели урока (формулирования нового правила), листы для проектной деятельности обучающихся, карточки для самостоятельной работы по уровням.
Урок русского языка Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода.doc
Технологическая карта урока русского языка  в 4а классе  1. Тема: «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода» 2. Результаты деятельности: Личностные (ЛР): формирование  уважительного отношения к русскому языку, принятие и освоение социальной роли   обучающегося,   развитие   мотивов   учебной   деятельности   и  формирование   личностного   смысла   учения,  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Метапредметные (МПР):  Познавательные  – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Регулятивные ­ определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять самоконтроль, взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Коммуникативные – формирование умения организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем   и   сверстниками,   адекватно   использовать   коммуникативные,   прежде   всего   речевые,   средства   для   решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации  Предметные (ПР): ­ Расширить знания детей о функциях Ь в русском языке (показатель мягкости согласных,  разделительный мягкий знак, показатель женского рода имён существительных после шипящих).  ­ Вывести правило правописания Ь после шипящих на конце имён существительных.  ­ Составить алгоритм (схему) правописания Ь после шипящих на конце имён существительных.  ­ Формировать умение распознавать существительные ж.р. и м.р. с шипящим звуком на конце. 3. Цель: создать условия для знакомства обучающихся с правописанием мягкого знака на конце имён  существительных после шипящих. Основные  этапы  организации  учебной  деятельности 1.  Мотивация  (самоопределе ние) к учебной деятельности 2.  Актуализация знаний и  фиксация  индивидуальн ого  затруднения в пробном  учебном  действии Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательн ая Коммуникати вная Регулятивная Выработка  внутренней  готовности к  реализации  нормативных  требований  учебной  деятельности  на личностно  значимом  уровне Подготовка  мышления  учащихся и  осознание ими  потребности в  собственной  деятельности Сегодня мы будем исследователями. Откроем ещё одну тайну русского языка, которая поможет нам сделать шаг на  пути к грамотному письму.  Результат урока будет зависеть от совместной работы.  Будьте внимательны и наблюдательны. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте  удачи. Планирование  учебного  сотрудничеств а с учителем и  сверстниками Слайд ­ Послушайте стихотворение и скажите о  чем  идет речь? Этот   крюк  нам всем знаком, Отгадай, как назван  он? Буква есть, а  звука  нет. В этом скрыт и весь  секрет. ­ Кто догадался, о какой букве идет речь?  ­ Чьи секреты­тайны мы будем открывать?  - О каком секрете ь говорится в этой загадке?  ­ Какие функции он может выполнять? Слайд ­ Чтобы убедиться в правильности ваших ответов поработаем в группах. ­ О чём должны помнить, работая в группе? Слайд Пальто, воробьи,  соловьи, коньки,  морковь,  братья,  помощь Активизироват ь  соответствующ ие  мыслительные  операции  (анализ, синтез, сравнение,  обобщение,  классификафи я, аналогия и  т.д.) и  познавательны е процессы  (внимание,  память и т.д.); Развивать  умения  слушать и  понимать  других,  работать в  паре, в группе,  выражать свои  мысли с  достаточной  полнотой и  точностью Развивать  умение  высказывать  своё  предположение Принимать и  сохранять  учебную задачу. Выполнение  пробного  действия. ­ Даны слова. Прочитайте их.   ­ Что вы о них можете сказать?   ­ Какую работу с ними можно выполнить?  ­ Разделите  слова на группы по ключевому признаку. ­ По каким признакам вы разбили данные слова на группы? ­ Назовите слова 1 столбика, 2­го.  (Выделите группу слов,  где ь обозначает мягкость согласных на письме, является  разделительным,…) Слайд ­ Какое слово оказалось лишним? Почему? ­Какая возникла проблема?  ­ Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного  [щ] в слове помощь?   ­ Какой вывод можно сделать?  ­ А вот какую? Мы и постараемся сегодня выяснить. ­ Для этого запишите слова под диктовку:  ложь, душ, дочь, муж, сушь, плащ. - Поменяйтесь тетрадями, проверьте по эталону. Слайд ­ Поднимите руку, кто написал без ошибок?  ­ Кто допустил ошибки? ­ Ребята, задание было одно?  ­ А как вы его выполнили?  ­ Как вы думаете, почему?  ­ Как докажите, что вы правы?    (Если всё верно) ­ Вы зафиксировали затруднение. А теперь должны понять  причину затруднения. ­ К какой части речи относятся эти слова?  ­На какие согласные оканчиваются эти существительные?  ­Как называются эти согласные?  ­ В каком месте возникло расхождение в написании слов?  ­ А что вам обычно помогает писать слова правильно?  ­ Мы знаем это правило?  3. Выявление  места и  причины  затруднений Осознание  места и  причины  собственных  затруднений в  выполнении  изученных  способов  действий  умение  структурирова ть знания.  Постановка и  формулирован ие проблемы На основе  анализа  объектов  делать выводы Планировать  совместно с  учителем и  одноклассника ми  необходимые  действия Фиксировать  недостаточност ь имеющихся  знаний,  саморегуляция  в ситуации  затруднения 4.Построение  Постановка  ­ Значит, чему будем учиться сегодня на уроке? –  Делать  Строить  Планировать, проекта  выхода из  затруднения целей, выбор  способа и  средств их  реализации  5.Реализация построенного проекта Реализация  построенного  проекта в  соответствии с  планом,  фиксация  преодоления  затруднения,  уточнение  нового знания (посмотрите на ключевые слова, прозвучавшие в ходе урока) ­ Если мы не знаем правила, что должны сделать? ­ Исходя из цели, сформулируйте тему урока.  Слайд ­   На   какой   главный   вопрос   мы   должны   дать   ответ   в   ходе урока? ­ Где можно найти ответ на данный вопрос? ­ Хотите сами открыть этот секрет русского языка? ­ Молодцы! Тему назвали, цель поставили.  ­   Для   достижения   цели   обратимся   к   записанным   словам, поработаем с ними по плану на листах­помощниках (работа в группах)  ­ Прочитайте слова: ложь, душ, дочь, муж, сушь, плащ. ­ Значения всех слов вам понятны? (Словарь С.И.Ожегова, значение слова сушь. Сушь – жаркая, сухая пора) 1) Что общего у этих слов?  ­ Чем отличаются? Слайд ­ На какие группы их можно разделить? 2) Запишите в два столбика. Слайд Какую надпись вы сделаете над каждым столбиком?  3)   Определите   закономерность   в   написании   этих   слов   и сформулируйте правило. Обозначьте орфограмму графически. 4) Можно ли дописать в один столбик существительные дверь, тетрадь, а в другой ­  лом, столб? Почему? Объясните. ­ Где мы можем проверить наш вывод?  ­ Откройте учебник. На какой странице вы открыли? ­ Почему на этой странице? ­ Прочитайте правило. Слайд - Совпал ли наш вывод с авторским? ­ Вспомните, какие функции ь вам знакомы? Слайд Вывод: ь выполняет грамматическую роль, он указывает на род имени существительного.  прогнозировать  свою  деятельность,  последовательн ость  необходимых  операций Осуществлять  совместную  деятельность в  группах с  учётом  поставленных  задач, учиться  эффективно  взаимодействов ать в группе, выражать свои  мысли небольшие  монологически е высказывания Умение  сотрудничать,  слышать друг  друга, контролировать  учебные  действия,  замечать и  исправлять  допущенные  ошибки,  выражать  свои  мысли с  достаточной  полнотой и  точностью выводы,  выбирать  необходимую  информацию  для решения  проблемы Самостоятельн о выделять и  формулироват ь  познавательну ю цель.  Фиксировать  в обобщенном  виде новый  способ  действий в  речи и знаково. Представлять  информацию в  виде  алгоритма,  схемы. Умение  ориентировать ся на развороте учебника Так запомним — род мужской Слайд Гонит Мягкий Знак метлой. Женский род — наоборот, Мягкий Знак в друзья берёт. ­ А теперь вернёмся к слову помощь, которое вызвало у вас  затруднение.   Слайд ­ Какова же роль ь в этом слове, теперь можете сказать?      Слайд             ­ Смогли вы преодолеть затруднение?                                            ­ Благодаря чему? ­ А сейчас полученные знания мы должны зафиксировать.          – Как, в виде чего мы можем оформить полученные знания?  ­ Изобразите правило правописания ь после шипящих на конце  существительных в виде схемы или алгоритма.  1 группа: Определите последовательность этапов алгоритма  (выберите необходимые, расставьте их в нужном порядке). 2 группа: Дополните недостающие части алгоритма. 3 группа: Изобразите правило правописания ь после шипящих на конце  существительных в виде алгоритма или схемы.  ­ Сейчас каждая группа представит свою схему или алгоритм. ­ Пригодятся вам эти схемы­подсказки? Где? Фронтальная работа. ­ Используя алгоритм (схему), выполним устно упражнение  №177 на странице 7.    Слайд ­ Прочитайте первую часть задания про себя.  6. Первичное  закрепление с  проговариван ием во  внешней речи Усвоение  учащимися  нового способа действия при  решении  типовых задач  Учатся  применять  полученные  знания на  практике,  использовать  знаково­ символические средства  выполнять  действия по  Контролироват ь   выполнение своих действий, управлять поведением партнёра, уметь выражать   свои мысли, использование 7.  Динамическа я пауза 8.  Самостоятель ная работа с  самопроверко й по эталону Предупрежден ие   и   снятие утомляемости, способствован ие   повышению работоспособн ости(здоровьес бережение) Проверка  умений  пользоваться  правилом,  тренировка  способностей к самоконтролю  и самооценке А сейчас немного отдохнем. Я буду называть имена  существительные. Если существительное ж.р. – хлопаете,   существительное м.р. – топаете. Корж, стриж, печь,  чиж, брошь, мелочь, ковш, дрожь,  роскошь, мяч.                                                                             ­ Какой следующий этап работы на уроке?  ­ Выполним самостоятельную работу, выбрав нужный уровень 1. Необходимый уровень: Прочти слова, где нужно вставь Ь, определи род ноч. , камыш. , грач. , луч. , ландыш. , ключ. , мыш. , вещ. . 2. Повышенный: Запиши имена существительные в единственном числе,  определи род. ночи ­ , камыши ­ , грачи ­ , лучи ­ , ландыши ­ , ключи ­ , мыши ­ , вещи ­ . 3. Максимальный:  Пользуясь алгоритмом исправь ошибки. Кончается короткая летняя ноч.  Дремлет чуткий камышь  Просыпается грачь Первый лучь упал на ландышь. Потом он заглянул в лесной прозрачный ключь.  Вдруг внезапно пробежала мыш. Взяв свою вещ я поспешил на работу. Самопроверка     Слайд ­   Проверьте   по   эталону   (эталон   один   для   всех   уровней) алгоритму критериев   для обоснования своего суждения Использовать знаково­ символические средства,  выполнять действия по  алгоритму. Аргументирова ть своё мнение, использовать  критерии для  обоснования  своего  суждения Контроль в  форме  сличения  способа  действия и его  результата с  заданным  эталоном,  оценивание  качества и  уровня  усвоения,  коррекция,  волевая  саморегуляция  в ситуации  затруднения 9. Включение  в систему  знаний и  повторение Повторение и  закрепление  ранее  изученного,  включение  нового способа действий в  систему знаний 10. Рефлексия учебной  деятельности  на уроке Осознание учащимися метода преодоления ­ Оцените себя по шкале достижений. ­   Поднимите   руку   те,   кто   на   верхней   ступени   шкалы,   на средней. ­ Мы с вами закрепили знания по теме, какова цель   дальнейшей работы? ­ Насколько вы были внимательны на уроке,  проверим  выполнив графический диктант. Выполним графический диктант – Если утверждение  верное ставите «+», неверное   «–». а) ь в слове помощь – показатель мягкости. б) мягкий знак у сущ. ж.р. указывает на род. в) на конце имён существительных мужского рода  после  шипящих пишется ь. г) чтобы правильно написать ь на конце имён существительных после шипящих нужно определить число.    д) на конце имён существительных: сушь, тишь, мелочь  пишется ь. е) в слове братья ь – разделительный. ­ Выполнили графический диктант? А что будем делать  дальше? Самопроверка. Внимание на слайд – Проверьте:   ­  +   ­   ­   +  +        ­ Оцените себя по шкале достижений.                                            Без ошибок поместите себя на 3 ступеньку,                                 1­2 – на вторую;                                                                            Более двух – на  нижнюю.                                                              ­ Поднимите руку, кто из вас оказался на 3 ступеньке?          На  второй?  ­ Кто допустил ошибки? В чём причина? Над чем нужно  поработать?                  Рефлексия по методике «Неоконченное предложение» Я понял, что могу….    Слайд Мне понравилось….. Для меня стало новым …. Контроль, коррекция, оценка Использовать критерии для обоснования своего суждения Приобретать умения  мотивационно  организовывать свою  деятельность;  установление  причинно­ следственных  связей Приобретают  умения  мотивированно организовывать Оценивают  результаты  своей работы и групп. Строят небольшие монологические высказывания затруднений   и самооценка ими результатов своей   учебной деятельности  Меня удивило…. У меня получилось… Подвожу итог урока.  Организую запись домашнего задания в дневники. Слайд Н ­ с.13 №5 П – с.8 №179 Выберите любой вариант для выполнения домашнего задания. свою  деятельность Слайд Умение  выражать свои  мысли, использование  критериев для  обоснования  своего  суждения

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода" (4 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода" (4 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода" (4 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода" (4 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода" (4 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода" (4 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода" (4 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода" (4 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода" (4 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода" (4 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода" (4 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода" (4 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода" (4 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода" (4 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода" (4 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017