ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель: Баданина Марина Владимировна КОГОАУ "Гимназия №1 г. Кирово-Чепецка"
Предмет: география
Класс: 6
Тема раздела: Гидросфера
Тема урока: Озера
Тип урока: урок постановки и решения учебных задач с элементами моделирования.
Дидактическая цель урока: осознание и осмысление блока новой учебной информации по теме «Озера» средствами самостоятельной работы и ИКТ.
Цели по содержанию:
Образовательные: способствовать формированию понятия «озеро» и представлений о видах озер;
Развивающая: сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи "происхождение озер - форма, глубина, местоположение озер" и "сточность озер – соленость озер"; развитие компонентов учебной деятельности; мышления, речи учащихся.
Воспитательная: способствовать формированию географической культуры личности, позитивного отношения к нашей планете Земля на примере озер нашей местности.
Планируемые результаты:
Предметные: умение выделять отличия озера от других внутренних вод; иметь представления о видах озер; умение работать с географическими картами.
Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УДД)
Познавательные: умение вести самостоятельный поиск, устанавливать причинно-следственные связи, анализ, отбор, преобразование и оформление информации в виде схемы, строить рассуждения, делать выводы.
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, контролировать и проводить коррекцию своей деятельности.
Коммуникативные: умение самостоятельно организовывать взаимодействие в парах и группе, слушать и слышать других, с достаточной полнотой выражать свои мысли и отвечать на вопросы.
Личностные: осознание ценности географических знаний как важного компонента научной картины мира и культуры; самообразования, саморегуляции, формирование познавательных интересов и мотивов.
Метод обучения: частично-поисковый.
ФОПД: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, интерактивная доска, учебник географии под редакцией А. И. Алексеева, фрагмент фильма.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
||
Познавательные |
Коммуникативные |
Регулятивные |
|||
Организационный момент |
1) Приветствует учащихся, настраивает на урок. 2) Диагностика уровня готовности учащихся к уроку |
Приветствуют учителя; проверяют готовность к уроку. |
|
|
Умение контролировать свою готовность к уроку. |
Создание ситуации «успеха"
Ситуация «конфликта» |
Слайд 1 Объясняет задание, предлагает разгадать кроссворд с тремя подсказками (приложение 1), используя карты в атласе. Оценивает хорошую работу учащихся.
Демонстрирует фрагмент фильма «Байкал» Задает проблемные вопросы: Почему озеро Байкал самое глубокое? Почему озеро Байкал пресное? Почему озера бывают разные? |
Разгадывают кроссворд с помощью географических карт.
Внимательно смотрят, слушают информацию о Байкале.
Предположительные ответы учащихся. |
Умение самостоятельно искать ответ с помощью географических карт (умение работать с картами). |
Умение отвечать на вопросы; слушать других.
Умение высказывать свою точку зрения по проблеме. |
Умение оценивать правильности выполнений задания.
Умение оценивать незнание в проблемной ситуации. |
Постановка учебных задач |
Чтобы ответить на проблемные вопросы, надо решить учебные задачи. Какие учебные задачи нам необходимо решить на уроке? При затруднении предлагает открыть с. 115 учебника Слайд 2 |
Отвечают на вопрос учителя, пытаются сформулировать учебные задачи урока. Открывают и называют: - Какие бывают озера? - Какая вода в озерах? |
Умение актуализировать свои знания. |
Умение взаимодействовать с учителем и друг с другом во время обсуждения. |
Умение формулировать цели, выбирать способы их достижения. |
Решение учебных задач
|
Учебная задача 1. Какие бывают озера, почему они разные? Для решения задач предлагает выполнить задания. Слайд 3 - Сравните две картинки и выявите особенности озера. Слайд 4 - Почему озера разные по внешнему виду, глубине? Почему озерная котловина разная? Слайд 5 - Предлагает поработать в группе и выполнить задание, найти условия образования озерных котловин. Слайд 6 - Предлагает выполнить задание, определить по картинкам происхождение озер Почему озеро Байкал самое глубокое? |
Отвечают на вопросы учителя, а затем находят особенности в учебнике с. 115, сравнивая со своими. Высказывают свои предположения, затем ищут в тексте с. 115 о происхождении озер. Работают в группе, формулируют условия образования озер (у каждой группы свое озеро по происхождению), затем дают краткие ответы.
Выполняют задание самостоятельно и затем проверяют.
|
Умение анализировать информацию, выделять главное (особенности озера).
Умение проводить анализ и отбор информации с помощью учебника и географических карт.
|
Умение формулировать собственную точку зрения.
Умение работать в группе, слушать и слышать друг друга, принимать правильные решения, аргументируя их, анализировать полученные знания и делать вывод.
|
Умение сверять свои действия с образцом.
Умение планировать, оценивать и корректировать свою деятельность.
Умение оценивать правильность своих действий.
|
Учебная задача 2. Какая вода в озерах и почему разная? Для решения задач предлагает выполнить задания. Слайд 7 - Составить схему «Виды озер по режиму» Слайд 8 - Предлагает выполнить задание, определить сточные и бессточные озера. Выводит на проблему: Почему озеро Байкал – сточное, Каспийское море-озеро бессточное? Слайд 9 - Составить схемы «Виды озер по солености» Слайд 10,11 Выводит на проблему: Почему озеро Байкал – пресное, Каспийское море-озеро соленое? |
Составляют схему в тетради в парах и затем сверяют со слайдом 10.
Выполняют задание на определение сточных и бессточных озер самостоятельно. Отвечают на проблемный вопрос.
Составляют схему в тетради самостоятельно и сверяют со слайдом 11. Отвечают на проблемный вопрос.
|
Умение преобразовать и оформлять информацию в парах, решая задачу.
Умение делать вывод.
Умение преобразовывать и оформлять информацию, решая задачу. Умение делать вывод.
|
Умение работать в паре, анализировать, делать вывод.
Умение высказывать свою точку зрения.
Умение формулировать собственную точку зрения.
Умение высказывать свою точку зрения.
|
Умение планировать, оценивать и корректировать свою деятельность.
Умение планировать, проводить самооценку и корректировать свою деятельность. |
|
Какие виды озер в Кировской области и почему?
Почему озера разные в Кировской области?
|
Сообщения 2 учеников, остальные слушают и отвечают на вопросы. |
Умение отбирать, оформлять и презентовать материал.
|
Умение слушать, понимать речь других, высказывать свои мысли, отвечая на вопросы. |
|
|
Рефлексия |
Слайд 12 Просит учащихся в тетради написать тему урока в тетради и определить уровень достижения цели урока. |
Подводят итоги урока. Определяют уровень достижения целей: понятно, интересно, нужно. |
|
|
Умение контролировать и оценивать процесс и результаты работы. |
Домашнее задание |
Слайд 13 Задние 19 с. 52; отметить озера на к/к задание 7 с. 118 Предлагает выполнить задание с дополнительными источниками информации: найти информацию об уникальных озерах (слайд 13). |
Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. |
|
|
|
Приложение 1
Дидактический материал
Вопросы для кроссворда
1. Самое большое по площади озеро на Земле. Озера находится на территории нашей страны. В это море-озеро впадает река Волга.
2. Самое большое по площади пресное озеро на Земле. Находится в Северной Америке, на границе 2 развитых государств. Это одно из Великих озер Северной Америки.
3. Самое глубокое озеро на Земле. Самое большое озеро по площади из пресных озер в России. Находится в Сибири.
4. Самое крупное озеро в Африке. Переводится как озеро-победа. Озеро пересекает экватор.
5. Самое высокогорное озеро в Южной Америке. Переводится с местного наречия как "Горная Пума". Имеет координаты 15 градусов ю.ш.; 70 градусов з.д..
6. Самое соленое море-озеро на Земле. Находится на самом большом полуострове мира. Этот полуостров омывает Красное море – самое соленое море на Земле.
7. Это озеро находится в Казахстане. Оно уникально тем, что одна половина озера пресная, а другая соленая. Найдите на физической карте России, на самом юге карты.
Ответы: Каспийское, Верхнее, Байкал, Виктория, Титикака, Мертвое, Балхаш.
Приложение 2
Слайд 1 |
|
Слайд 2 |
|
Слайд 3 |
|
Слайд 4 |
|
Слайд 5 |
|
Слайд 6 |
|
Слайд 7 |
|
Слайд 8 |
|
Слайд 9 |
|
Слайд 10 |
|
Слайд 11 |
|
Слайд 12 |
|
Слайд 13 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.