В данном конспекте урока дано понятие «пищевая цепь», объяснена роль различных организмов в круговороте веществ, названы элементы круговорота веществ, объяснена сущность понятий: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество»,охарактеризовано значение природного сообщества для жизни его обитателей. Урок проходит в форме групповой работы
Тема: Природные сообщества.
Цель урока: обеспечить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания представление о природном
сообществе.
Задачи:
обучающие
создать условия, которые позволят учащимся, познакомившись с новым материалом:
объяснять сущность понятия «пищевая цепь»;
объяснять роль различных организмов в круговороте веществ, называть элементы круговорота веществ;
объяснять сущность понятий: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное
сообщество»;
различать и характеризовать разные природные сообщества;
объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе;
характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей;
развивающие
продолжить формировать умение учащихся анализировать рисунки учебника, делать выводы;
развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;
воспитательные
воспитание интереса к предмету;
воспитание культуры в организации учебного труда;
воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: т. «Природные сообщества», «Пищевая цепь», «Круговорот веществ в природе», изображения животных
леса, мультимедийное оборудование, электронный учебник по УМК Пономарёва 7 класс, презентация к уроку
«Природные сообщества», дидактический раздаточный материал
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)
Содержание учебного материала.
Формирование УУД
Этап
урока
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Ф
О
У
Д
1Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу
начать работу с вами. Я желаю вам успехов и
хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга
(«Ладошка к ладошке»). (Слайд 1)
Приветствуют
учителя.
Настраиваютс
я на урок.
Мотивация
(самоопред
еление)
к
учебной
деятельнос
ти
Актуализа
ция и
пробное
учебное
действие
1) Терминологическая разминка (на стенах
закреплены напечатанные на бумаге биологические
понятия – приспособленность, среда обитания,
факторы среды)
Повернитесь в ту сторону, где прикреплён
термин, о котором я говорю:
Адаптация, система признаков, с помощью
которых достигается соответствие между организмом
и его образом жизни.
Часть природы, которая окружает живой
организм и с которой он непосредственно
взаимодействует.
Определенные условия и элементы среды
обитания, которые оказывают специфические
воздействия на живые организмы.
2) Работа в группах по проверке и взаимопроверке
качества усвоения знаний
1 группа (самостоятельно)
Выберите из правого столбика
приспособленность животного из левого
столбика к суровым зимним условиям:
1.Медведь А). тёплый мех
2.Лягушка Б). перелёт в тёплые края
3.Ласточка В). спячка
4.Белка Г). оцепенение
5.Лиса Д). запасы на зиму
Ф
И
Г
Учащиеся
поворачивают
ся в нужную
сторону, при
ошибке
объясняют
своё решение.
Выполняют
задание в
рабочей
тетради.
Взаимопровер
Ф Регулятивные: волевая
саморегуляция.
Личностные: действие
смыслообразования.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и со
сверстниками.
Познавательные:
общеучебные: умение
структурировать знания,
контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
логические: анализ.
Познавательные:
логические: анализ, синтез,
выбор оснований для
сравнения.
Коммуникативные:
управление поведением
партнёра; контроль,
коррекция, оценка действий
партнёра.
22 группа (самостоятельно)
Составь рассказ о приспособленности живого
организма к своей среде обитания, используя
предложенные иллюстрации
(палочник, божья коровка, черёмуха, деревья севера,
клёст)
3). Фронтальная работа с остальной частью
класса
Объясни, как взаимосвязаны «цветок вишни
пчела», «рябина – свиристель», «клевер – шмель»,
«орех – белка».
Предложи свой вариант ответа.
4) Оценка качества усвоения пройденного
материала
5).Создание ситуации «затруднения»
Дополните пары «цветок вишни пчела», «рябина –
свиристель», «клевер – шмель», «орех – белка» из
предложенного списока: сокол, муравей, почвенные
бактерии, синица, почва, воздух.. Верно ли
выполнили задание решим в конце урока
(Слайд 2)
ка,
взаимооценка.
И
Познавательные:
общеучебные: умение
структурировать знания
Г
Ф
Ф
Ф
Коммуникативные:
управление поведением
партнёра; контроль,
коррекция, оценка действий
партнёра.
Познавательные: умение
структурировать знания,
осознанно и произвольно
строить речевое высказывание
Коммуникативные :умение
выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая
саморегуляция; оценка
выделение и осознание
учащимися того, что уже
усвоено и что еще подлежит
усвоению, прогнозирование.
Регулятивные: целеполагание
как постановка учебной задачи,
планирование,
прогнозирование.
Индивидуальн
о готовят
рассказ,
используя
выбранную
иллюстрацию.
Взаимопровер
ка,
взаимооценка.
Прослушивани
е ответов,
внесение
уточнений,
своих
предложений.
Самооценка,
взаимооценка
Пытаются
3Выявление
места и
причины
затруднен
ия
Что их объединяет? Живые организмы могут быть
связаны друг с другом, если живут на единой
территории. Эта территория может быть очень
маленькой по площади. Например, наш аквариум.
Чуть больше луг, река. И громадной вся наша
планета Земля.
Как бы вы назвали живые организмы которые живут
совместно,
сообща на какой то природной
территории? (природные сообщества) (Слайд 9)
Целеполаг
ание и
построение
проекта
выхода из
затруднени
я
Это и есть наша тема урока
Что бы вы хотели узнать по данной теме.
Сформулируйте цель урока, задачи. ( Слайд 10)
Тема: Природные сообщества
Цель: познакомиться с природным сообществом
Задачи урока:
выяснить:
что значит «природное сообщество»;
из каких звеньев состоит природное
сообщество;
почему организмы объединяются в сообщества;
к чему приводит совместная жизнь в
природном сообществе.
найти
взаимосвязи
Осознание
необходимости
и возможности
дополнить
имеющиеся
знания,
получить
необходимую
информацию,
обдумывают,
способ
получения
её
Согласовываю
т тему урока,
строят план
достижения
цели
определяют
средства
алгоритмы,
модели и т.д.
и
Ф
Ф
Познавательные: умение
структурировать знания;
постановка и формулирование
проблемы; умение осознанно и
произвольно строить речевое
высказывание;
общеучебные: выбор наиболее
эффективных способов
решение
задач в зависимости от
конкретных условий.
Регулятивные:
прогнозирование (при анализе
пробного действия
перед его выполнением).
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества со
сверстниками, инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе информации;
управление поведением
партнера; умение выражать
свои мысли.
Познавательные:
общеучебные: умение
осознанно и произвольно
строить речевое
высказывание;
логические: построение
логической цепи рассуждений,
4Реализаци
я
построечно
го проекта.
1. Выяснение значения «Природное сообщество»,
используя имеющиеся информационные источники
(учебник, энциклопедия, электронный учебник).
Природное сообщество – это совокупность
условий среды и живых организмов, тесно
связанных между собой пищевыми цепями.
Вывод: Определения у всех групп почти
одинаковые, следовательно, все источники
информации дают знания!!!!!!!!!!!!!!
2.
материала
Работа в группах по изучению нового
Задание для группы №1
Оказывается, исследуя химический состав почвы,
воды, воздуха, клеток растений, животных, грибов и
бактерий учёные определили, что и живая и неживая
природа состоит из одних и тех же химических
элементов. Почему? Выясните, выполнив задания
по маршрутному листу №1 (1 группа)
(Слайд 11)
Маршрутный лист №1
Прочитайте статью учебника «Движение
веществ в природе» параграфа 20 (стр.8485).
Составьте рассказ, используя вопросы
маршрутного листа.
1.
2. Как вещества из неживой природы поступают к
Что общего между живой и неживой природой?
с
Г
Работа
различными
источниками
информации
Оглашение
определений.
Г
Г
Работа
с
информационн
ым источникам
по маршрутном
листам.
анализ, синтез.
УУД постановки и решения
проблем: самостоятельное
создание способов решения
проблем поискового характера
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества со
сверстниками, инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе информации;
управление поведением
партнера; умение выражать
свои мысли.
Познавательные:
общеучебные: поиск и
выделение необходимой
информации, применение
методов
информационного поиска;
смысловое чтение и выбор
чтения в зависимости от цели;
умение осознанно и
произвольно строить речевое
высказывание;
логические: построение
логической цепи рассуждений,
анализ, синтез.
УУД постановки и решения
проблем: самостоятельное
создание способов решения
проблем поискового характера
5животным?
3. Какова роль животныхпадальщиков, плесневых
грибов, почвенных бактерий в
природном сообществе?
Задание для группы №2
Главные связи, существующие в сообществах – это
пищевые. Выясните, так ли это, используя задания
маршрутного листа №2.
Маршрутный лист №2
Просмотрев фрагмент фильма, подготовьте
объяснение, используя вопросы маршрутного
листа.
1.Что такое цепь питания?
2. Объясните порядок расположения организмов в
цепи питания, используя самостоятельно
составленную схему.
3. Почему первым звеном в цепи питания являются
растения?
4. Расположите
(Слайд 12)
Задание для группы №3
Живые организмы в природе питаются по
разному, следовательно, их можно условно
разделить на какие то группы. Используя задания
маршрутного листа №3, проверьте данную
гипотезу.
Маршрутный лист №3
Выясните функции групп организмов в природном
сообществе, используя часть статьи учебника
Представление
результатов
6
«Круговорот веществ в природе» параграфа 20
(стр.85).
своей работы
Производители –
Потребители –
Разлагатели –
Допролните
группой №2
(Слайд13)
термины к схеме, составленной
5. Докажите, что в природном сообществе
происходит круговорот веществ,
используя
маршрутный лист №4
Процесс круговорота веществ в природе как
движение веществ из неживой природы через цепь
живых организмов обратно в неживую природу.
(Слайд 14)
Дополните схему недостающим звеном круговорота
веществ. Соедините части схемы стрелками.
6. Объясните устройство природного сообщества
хвойный лес, используя книгу «Мир природы»,
маршрутный лист №5
Какие растения встречаются в лесу?
Назовите растительноядных животных.
Назовите хищников.
Что происходит с погибшими растениями и
животными в лесу?
Физкультминутка
7Первичное
закрепление
с
комментир
ованием во
внешней
речи
Самостоя
тельная
работа с
самопровер
кой по
эталону
Включение
в систему
знаний и
повторение.
Итог
урока
Информа
ция о
домашне
м задании
Что такое природное сообщество?
Из каких звеньев оно состоит?
Что такое цепь питания?
Какова роль в природном сообществе условий
Потребителей?
Производителей?
среды?
Разлагателей?
Какой процесс
в природном сообществе
обеспечивает движение веществ из неживой природы
через живые организмы в неживую природу?
Выберите правильные суждения
(Слайд
1. Природным сообществом является и лес, и луг,
16 )
и река, и поле.
2. Производители – синица, волк, олень.
3. Потребители – это берёза, капуста, ромашка.
4. «Разлагатели» – это бактерии, грибы, дождевые
черви.
5. Примером пищевой цепи является: сосна –
белка – бактерии.
6. Круговорот веществ в природе – это главное
условие существования природного сообщества.
Проверьте правильность выполнения задания.
Ответы (1,4 ,5,6)
Используя рисунки, составьте цепи питания,
состоящие не более чем из 34 звеньев. Определите, к
какому природному сообществу принадлежит ваша
цепь питания.
Возвращаемся к заданию, которое вы не смогли
выполнить в начале урока
изучить
текст
§
20
учебника
Ответьте на
вопросы
Ф
Коммуникативные:
управление поведением
партнера; умение выражать
свои мысли.
И Регулятивные: контроль в
форме сличения способа
действия и его результата с
заданным эталоном;
коррекция; оценка
оценивание
качества и уровня усвоения;
коррекция.
Познавательные:
общеучебные: умение
осознанно и произвольно
строить речевое высказывание
Г Регулятивные:
прогнозирование
и выполнить задания в конце параграфа.
(Слайд 18)
8Рефлексия
учебной
деятельно
сти на
уроке (итог
урока).
Достигнуты ли цель и задачи урока?
Я узнал (а)…
Меня удивило…
Работая в группе, я …
Мне
трудно
(Слайд 19)
представить,
Оценка деятельности учащихся.
Анализируют
выполнение
цели и задач
урока.
что…
Ф Познавательные:
общенаучные: умение
структурировать знания;
оценка процесса и
результатов деятельности.
Коммуникативные: умение
выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая
саморегуляция; оценка
выделение и осознание
учащимися того, что уже
усвоено и что еще подлежит
усвоению, прогнозирование.
9 Оказывается, исследуя химический состав почвы, воды, воздуха, клеток растений, животных, грибов и бактерий
учёные определили, что и живая и неживая природа состоит из одних и тех же химических элементов. Почему?
Выясните, выполнив задания по маршрутному листу №1 (1 группа) (Слайд 11)
Задание для группы №1
Маршрутный лист №1
Прочитайте статью учебника «Движение веществ в природе» параграфа 20 (стр.8485). Составьте рассказ,
используя вопросы маршрутного листа.
2.
2. Как вещества из неживой природы поступают к животным?
3. Какова роль животныхпадальщиков, плесневых грибов, почвенных бактерий в природном сообществе?
Что общего между живой и неживой природой?
Главные связи, существующие в сообществах – это пищевые. Выясните, так ли это, используя задания маршрутного
листа №2.
Задание для группы №2
Маршрутный лист №2
подготовьте объяснение, используя вопросы маршрутного листа.
1.Что такое цепь питания?
2. Объясните порядок расположения организмов в цепи питания, используя самостоятельно составленную схему.
3. Почему первым звеном в цепи питания являются растения?
4. Расположите
(Слайд 12)
10 Живые организмы в природе питаются поразному, следовательно, их можно условно разделить на какие то группы.
Используя задания маршрутного листа №3, проверьте данную гипотезу.
Задание для группы №3
Выясните функции групп организмов в природном сообществе, используя часть статьи учебника «Круговорот
веществ в природе» параграфа 20 (стр.85).
Маршрутный лист №3
Производители –
Потребители –
Разлагатели –
Допролните термины к схеме, составленной группой №2
(Слайд13)
Маршрутный лист №4
Объясните устройство природного сообщества хвойный лес, используя маршрутный лист №4
Какие растения встречаются в лесу?
Назовите растительноядных животных.
Назовите хищников.
Что происходит с погибшими растениями и животными в лесу?
1112