Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
биология
5 кл
15.12.2017
Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"
В данном конспекте урока дано понятие «пищевая цепь», объяснена роль различных организмов в круговороте веществ, названы элементы круговорота веществ, объяснена сущность понятий: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество»,охарактеризовано значение природного сообщества для жизни его обитателей. Урок проходит в форме групповой работы
Природные сообщества.doc
Тема: Природные сообщества. Цель урока: обеспечить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания представление о природном  сообществе. Задачи: ­ обучающие  создать условия, которые позволят учащимся, познакомившись с новым материалом:   объяснять сущность понятия «пищевая цепь»;   объяснять роль различных организмов в круговороте веществ,  называть элементы круговорота веществ;  объяснять сущность понятий: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное  сообщество»;   различать и характеризовать разные природные сообщества;   объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе;  характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей; ­развивающие  продолжить формировать умение учащихся анализировать рисунки учебника, делать выводы;  развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;  ­воспитательные  воспитание интереса к предмету;  воспитание культуры в организации учебного труда;  воспитание бережного отношения к  природе. Оборудование: т. «Природные сообщества», «Пищевая цепь»,  «Круговорот веществ в природе», изображения животных  леса,  мультимедийное оборудование, электронный учебник по УМК Пономарёва 7 класс, презентация к уроку  «Природные сообщества», дидактический раздаточный материал Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)  Содержание учебного материала.  Формирование УУД Этап урока Деятельность  учителя  Деятельность обучающихся Ф О У Д 1 Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать   работу   с   вами.     Я   желаю   вам   успехов   и хорошего   настроения.   Поприветствуйте   друг   друга («Ладошка к ладошке»). (Слайд 1)   Приветствуют учителя.  Настраиваютс я на урок. Мотивация (самоопред еление)   к учебной деятельнос ти Актуализа ция и  пробное  учебное  действие  1) Терминологическая разминка  (на стенах  закреплены напечатанные на бумаге биологические  понятия – приспособленность, среда обитания,  факторы среды) ­ Повернитесь в ту сторону, где прикреплён  термин, о котором я говорю:  Адаптация, система признаков, с помощью  которых достигается соответствие между организмом  и его образом жизни.   Часть  природы, которая окружает живой  организм и с которой он непосредственно  взаимодействует.  Определенные  условия и элементы среды  обитания, которые оказывают специфические  воздействия на живые организмы. 2) Работа в группах  по проверке и взаимопроверке  качества усвоения знаний      1 группа (самостоятельно)    ­ Выберите из правого столбика   приспособленность  животного из левого  столбика  к суровым зимним условиям: 1.Медведь                  А).  тёплый мех 2.Лягушка                  Б).  перелёт в тёплые края 3.Ласточка                  В).  спячка 4.Белка                        Г).  оцепенение 5.Лиса                          Д).  запасы на зиму Ф И Г Учащиеся  поворачивают ся в нужную  сторону, при  ошибке ­  объясняют  своё решение. Выполняют  задание  в  рабочей  тетради. Взаимопровер Ф Регулятивные: волевая  саморегуляция.  Личностные: действие  смыслообразования.  Коммуникативные:  планирование учебного  сотрудничества с учителем и со сверстниками. Познавательные: общеучебные: умение  структурировать знания, контроль и оценка процесса и  результатов деятельности; логические: анализ. Познавательные: логические: анализ, синтез,  выбор оснований для  сравнения. Коммуникативные:  управление поведением  партнёра; контроль,  коррекция,  оценка действий  партнёра. 2 2 группа (самостоятельно) ­ Составь рассказ о приспособленности живого  организма к своей среде обитания, используя  предложенные иллюстрации                                          (палочник, божья коровка, черёмуха, деревья севера,  клёст)  3).  Фронтальная работа  с остальной частью  класса ­ Объясни,  как взаимосвязаны «цветок вишни ­  пчела», «рябина  – свиристель»,  «клевер – шмель»,  «орех – белка».  ­ Предложи свой вариант ответа. 4) Оценка качества усвоения пройденного  материала 5).Создание ситуации  «затруднения»  Дополните пары «цветок вишни ­ пчела», «рябина  –  свиристель»,  «клевер – шмель», «орех – белка» из  предложенного списока:  сокол, муравей, почвенные  бактерии, синица, почва, воздух..   Верно ли  выполнили задание решим в конце урока                   (Слайд 2)                        ка,  взаимооценка. И Познавательные: общеучебные: умение  структурировать знания Г Ф Ф Ф Коммуникативные:  управление поведением  партнёра; контроль,  коррекция,  оценка действий  партнёра. Познавательные: умение  структурировать знания, осознанно и произвольно  строить речевое высказывание  Коммуникативные :умение  выражать свои мысли. Регулятивные: волевая  саморегуляция; оценка ­  выделение и осознание  учащимися того, что уже  усвоено и что еще подлежит  усвоению, прогнозирование. Регулятивные: целеполагание  как постановка учебной задачи, планирование,  прогнозирование. Индивидуальн о готовят  рассказ,  используя  выбранную  иллюстрацию. Взаимопровер ка,  взаимооценка. Прослушивани е ответов,  внесение  уточнений,  своих  предложений. Самооценка,  взаимооценка Пытаются  3 Выявление места и  причины  затруднен ия ­ Что их объединяет?   Живые организмы могут быть связаны   друг   с   другом,   если   живут   на   единой территории.   Эта   территория   может   быть   очень маленькой   по   площади.   Например,   наш   аквариум. Чуть больше ­   луг, река. И громадной ­   вся наша планета Земля.   Как бы вы назвали  живые организмы которые живут совместно,   сообща   на   какой   то   природной территории? (природные сообщества)          (Слайд 9) Целеполаг ание и  построение проекта  выхода из  затруднени я ­ Это и есть наша тема урока ­  Что   бы   вы   хотели   узнать   по   данной   теме. Сформулируйте цель урока, задачи. (  Слайд 10) Тема: Природные сообщества Цель:  познакомиться с природным сообществом Задачи урока:    выяснить:  что значит «природное сообщество»;  из   каких   звеньев   состоит   природное сообщество;  почему организмы объединяются в сообщества;  к   чему   приводит   совместная   жизнь   в природном сообществе. найти  взаимосвязи  Осознание необходимости и   возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ   получения её Согласовываю т   тему   урока, строят   план достижения цели определяют средства алгоритмы, модели и т.д. и   Ф Ф Познавательные: умение  структурировать знания; постановка и формулирование  проблемы; умение осознанно и  произвольно строить речевое высказывание; общеучебные: выбор наиболее  эффективных способов  решение задач в зависимости от  конкретных условий.  Регулятивные:  прогнозирование (при анализе  пробного действия перед его выполнением). Коммуникативные: планирование учебного  сотрудничества со  сверстниками, инициативное  сотрудничество в поиске и сборе информации;  управление поведением  партнера; умение выражать  свои мысли. Познавательные: общеучебные: умение  осознанно и произвольно  строить речевое высказывание; логические: построение  логической цепи рассуждений,  4 Реализаци я  построечно го проекта. 1. Выяснение значения «Природное сообщество», используя имеющиеся информационные источники  (учебник, энциклопедия, электронный учебник). Природное сообщество – это совокупность  условий среды и живых организмов, тесно  связанных между собой пищевыми цепями.  Вывод: Определения у всех групп почти  одинаковые, следовательно, все источники  информации дают знания!!!!!!!!!!!!!! 2. материала Работа в группах по изучению нового  Задание для группы №1 ­ Оказывается, исследуя химический состав почвы,  воды, воздуха, клеток растений, животных, грибов и бактерий учёные определили, что и живая и неживая природа состоит из одних и тех же химических  элементов. Почему?    Выясните, выполнив задания  по маршрутному листу №1    (1 группа)            (Слайд 11) Маршрутный лист №1 Прочитайте статью учебника «Движение  веществ в природе» параграфа 20 (стр.84­85).  Составьте рассказ, используя вопросы  маршрутного листа. 1. 2. Как вещества из неживой природы  поступают к  Что общего между живой и неживой природой? с Г Работа   различными источниками информации  Оглашение определений. Г   Г   Работа с информационн ым источникам по маршрутном листам. анализ, синтез. УУД постановки и решения  проблем: самостоятельное  создание способов решения  проблем поискового характера Коммуникативные: планирование учебного  сотрудничества со  сверстниками, инициативное  сотрудничество в поиске и сборе информации;  управление поведением  партнера; умение выражать  свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и  выделение необходимой  информации, применение  методов информационного поиска;  смысловое чтение и выбор  чтения в зависимости от цели;  умение осознанно и  произвольно строить речевое  высказывание; логические: построение  логической цепи рассуждений,  анализ, синтез. УУД постановки и решения  проблем: самостоятельное  создание способов решения  проблем поискового характера 5 животным?  3. Какова роль животных­падальщиков, плесневых  грибов,                       почвенных бактерий в  природном сообществе? Задание для группы №2 ­ Главные связи, существующие в сообществах – это  пищевые. Выясните, так ли это,  используя задания  маршрутного  листа №2.  Маршрутный лист №2 Просмотрев  фрагмент фильма, подготовьте  объяснение,  используя вопросы маршрутного  листа.  1.Что такое цепь питания?  2. Объясните порядок расположения организмов в  цепи питания, используя самостоятельно  составленную схему. 3. Почему первым звеном в цепи питания являются  растения? 4. Расположите    (Слайд 12) Задание для группы №3 ­ Живые  организмы в природе  питаются по­ разному, следовательно, их можно условно  разделить на какие то группы. Используя задания  маршрутного  листа  №3, проверьте данную   гипотезу. Маршрутный лист №3 Выясните функции групп организмов в природном сообществе,   используя     часть   статьи   учебника Представление результатов 6    «Круговорот   веществ   в   природе»   параграфа   20 (стр.85). своей работы Производители – Потребители – Разлагатели – ­   Допролните   группой №2 (Слайд13)   термины   к   схеме,   составленной             5.   Докажите,   что   в   природном   сообществе происходит   круговорот   веществ,   используя маршрутный лист №4 Процесс круговорота веществ в природе как движение веществ из неживой природы через цепь живых организмов обратно в неживую природу. (Слайд 14) ­ Дополните схему недостающим звеном круговорота веществ. Соедините части схемы стрелками. 6.   Объясните   устройство   природного   сообщества хвойный   лес,   используя     книгу   «Мир   природы», маршрутный лист №5 ­ Какие растения встречаются в лесу? ­ Назовите растительноядных животных.   ­ Назовите хищников. ­   Что   происходит   с   погибшими   растениями   и животными в лесу? Физкультминутка 7 Первичное  закрепление с  комментир ованием во  внешней  речи Самостоя тельная  работа с  самопровер кой по  эталону Включение  в систему  знаний и  повторение. Итог  урока Информа ция о  домашне м задании ­ Что такое природное сообщество? ­ Из каких звеньев оно состоит? ­ Что такое цепь питания? ­ Какова роль в природном сообществе условий Потребителей? Производителей?   среды? Разлагателей?   ­   Какой   процесс     в   природном   сообществе обеспечивает  движение веществ из неживой природы через живые организмы в неживую природу? Выберите правильные суждения                             (Слайд    1. Природным сообществом является и  лес, и луг,   16   ) и река, и поле. 2. Производители – синица, волк, олень. 3. Потребители – это берёза, капуста, ромашка. 4. «Разлагатели» – это бактерии, грибы, дождевые  черви. 5. Примером пищевой цепи является: сосна –  белка – бактерии. 6. Круговорот веществ в природе – это главное  условие существования природного сообщества. Проверьте правильность выполнения задания.  Ответы (1,4 ,5,6) Используя рисунки, составьте цепи питания,  состоящие не более чем из 3­4 звеньев. Определите, к  какому природному сообществу принадлежит ваша  цепь питания. Возвращаемся к заданию, которое вы не смогли  выполнить в начале урока  изучить   текст   §   20   учебника Ответьте   на вопросы Ф Коммуникативные: управление поведением  партнера; умение выражать  свои мысли.   И Регулятивные: контроль в  форме сличения способа  действия и его результата с  заданным эталоном;  коррекция; оценка ­  оценивание качества и уровня усвоения;  коррекция. Познавательные: общеучебные: умение  осознанно и произвольно  строить речевое высказывание Г Регулятивные:  прогнозирование  и выполнить задания в конце параграфа.                                                                                             (Слайд 18) 8 Рефлексия  учебной  деятельно сти на  уроке (итог урока). ­ Достигнуты ли цель и задачи урока?          ­ Я узнал (а)… ­ Меня удивило… ­ Работая в группе, я  …   Мне ­ трудно (Слайд 19) представить,      Оценка деятельности учащихся. Анализируют выполнение цели   и   задач урока.   что… Ф Познавательные: общенаучные: умение  структурировать знания;  оценка процесса и  результатов деятельности.  Коммуникативные: умение  выражать свои мысли. Регулятивные: волевая  саморегуляция; оценка  ­выделение и осознание  учащимися того, что уже  усвоено и что еще подлежит  усвоению, прогнозирование. 9 ­ Оказывается, исследуя химический состав почвы, воды, воздуха, клеток растений, животных, грибов и бактерий  учёные определили, что и живая и неживая природа состоит из одних и тех же химических элементов. Почему?     Выясните, выполнив задания по маршрутному листу №1    (1 группа)           (Слайд 11) Задание для группы №1 Маршрутный лист №1 Прочитайте статью учебника «Движение веществ в природе» параграфа 20 (стр.84­85). Составьте рассказ,  используя вопросы маршрутного листа. 2. 2. Как вещества из неживой природы  поступают к животным?  3. Какова роль животных­падальщиков, плесневых грибов,                       почвенных бактерий в природном сообществе? Что общего между живой и неживой природой? ­ Главные связи, существующие в сообществах – это пищевые. Выясните, так ли это,  используя задания маршрутного   листа №2.  Задание для группы №2 Маршрутный лист №2 подготовьте объяснение,  используя вопросы маршрутного листа.  1.Что такое цепь питания?  2. Объясните порядок расположения организмов в цепи питания, используя самостоятельно составленную схему. 3. Почему первым звеном в цепи питания являются растения? 4. Расположите    (Слайд 12) 10 ­ Живые  организмы в природе  питаются по­разному, следовательно, их можно условно разделить на какие то группы.  Используя задания маршрутного  листа  №3, проверьте данную  гипотезу. Задание для группы №3 Выясните функции групп организмов в природном сообществе, используя   часть статьи учебника «Круговорот веществ в природе» параграфа 20 (стр.85). Маршрутный лист №3 Производители – Потребители – Разлагатели – ­ Допролните  термины к схеме, составленной группой №2 (Слайд13)           Маршрутный лист №4  Объясните устройство природного сообщества хвойный лес, используя   маршрутный лист №4 ­ Какие растения встречаются в лесу? ­ Назовите растительноядных животных.   ­ Назовите хищников. ­ Что происходит с погибшими растениями и животными в лесу? 11 12

Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"

Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"

Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"

Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"

Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"

Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"

Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"

Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"

Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"

Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"

Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"

Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"

Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"

Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"

Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"

Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"

Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"

Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"

Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"

Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"

Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"

Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"

Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"

Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2017