Технологическая карта урока по теме "Природные сообщества"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.12.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данном конспекте урока дано понятие «пищевая цепь», объяснена роль различных организмов в круговороте веществ, названы элементы круговорота веществ, объяснена сущность понятий: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество»,охарактеризовано значение природного сообщества для жизни его обитателей. Урок проходит в форме групповой работы
Иконка файла материала Природные сообщества.doc
Тема: Природные сообщества. Цель урока: обеспечить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания представление о природном  сообществе. Задачи: ­ обучающие  создать условия, которые позволят учащимся, познакомившись с новым материалом:   объяснять сущность понятия «пищевая цепь»;   объяснять роль различных организмов в круговороте веществ,  называть элементы круговорота веществ;  объяснять сущность понятий: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное  сообщество»;   различать и характеризовать разные природные сообщества;   объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе;  характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей; ­развивающие  продолжить формировать умение учащихся анализировать рисунки учебника, делать выводы;  развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;  ­воспитательные  воспитание интереса к предмету;  воспитание культуры в организации учебного труда;  воспитание бережного отношения к  природе. Оборудование: т. «Природные сообщества», «Пищевая цепь»,  «Круговорот веществ в природе», изображения животных  леса,  мультимедийное оборудование, электронный учебник по УМК Пономарёва 7 класс, презентация к уроку  «Природные сообщества», дидактический раздаточный материал Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)  Содержание учебного материала.  Формирование УУД Этап урока Деятельность  учителя  Деятельность обучающихся Ф О У Д 1Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать   работу   с   вами.     Я   желаю   вам   успехов   и хорошего   настроения.   Поприветствуйте   друг   друга («Ладошка к ладошке»). (Слайд 1)   Приветствуют учителя.  Настраиваютс я на урок. Мотивация (самоопред еление)   к учебной деятельнос ти Актуализа ция и  пробное  учебное  действие  1) Терминологическая разминка  (на стенах  закреплены напечатанные на бумаге биологические  понятия – приспособленность, среда обитания,  факторы среды) ­ Повернитесь в ту сторону, где прикреплён  термин, о котором я говорю:  Адаптация, система признаков, с помощью  которых достигается соответствие между организмом  и его образом жизни.   Часть  природы, которая окружает живой  организм и с которой он непосредственно  взаимодействует.  Определенные  условия и элементы среды  обитания, которые оказывают специфические  воздействия на живые организмы. 2) Работа в группах  по проверке и взаимопроверке  качества усвоения знаний      1 группа (самостоятельно)    ­ Выберите из правого столбика   приспособленность  животного из левого  столбика  к суровым зимним условиям: 1.Медведь                  А).  тёплый мех 2.Лягушка                  Б).  перелёт в тёплые края 3.Ласточка                  В).  спячка 4.Белка                        Г).  оцепенение 5.Лиса                          Д).  запасы на зиму Ф И Г Учащиеся  поворачивают ся в нужную  сторону, при  ошибке ­  объясняют  своё решение. Выполняют  задание  в  рабочей  тетради. Взаимопровер Ф Регулятивные: волевая  саморегуляция.  Личностные: действие  смыслообразования.  Коммуникативные:  планирование учебного  сотрудничества с учителем и со сверстниками. Познавательные: общеучебные: умение  структурировать знания, контроль и оценка процесса и  результатов деятельности; логические: анализ. Познавательные: логические: анализ, синтез,  выбор оснований для  сравнения. Коммуникативные:  управление поведением  партнёра; контроль,  коррекция,  оценка действий  партнёра. 22 группа (самостоятельно) ­ Составь рассказ о приспособленности живого  организма к своей среде обитания, используя  предложенные иллюстрации                                          (палочник, божья коровка, черёмуха, деревья севера,  клёст)  3).  Фронтальная работа  с остальной частью  класса ­ Объясни,  как взаимосвязаны «цветок вишни ­  пчела», «рябина  – свиристель»,  «клевер – шмель»,  «орех – белка».  ­ Предложи свой вариант ответа. 4) Оценка качества усвоения пройденного  материала 5).Создание ситуации  «затруднения»  Дополните пары «цветок вишни ­ пчела», «рябина  –  свиристель»,  «клевер – шмель», «орех – белка» из  предложенного списока:  сокол, муравей, почвенные  бактерии, синица, почва, воздух..   Верно ли  выполнили задание решим в конце урока                   (Слайд 2)                        ка,  взаимооценка. И Познавательные: общеучебные: умение  структурировать знания Г Ф Ф Ф Коммуникативные:  управление поведением  партнёра; контроль,  коррекция,  оценка действий  партнёра. Познавательные: умение  структурировать знания, осознанно и произвольно  строить речевое высказывание  Коммуникативные :умение  выражать свои мысли. Регулятивные: волевая  саморегуляция; оценка ­  выделение и осознание  учащимися того, что уже  усвоено и что еще подлежит  усвоению, прогнозирование. Регулятивные: целеполагание  как постановка учебной задачи, планирование,  прогнозирование. Индивидуальн о готовят  рассказ,  используя  выбранную  иллюстрацию. Взаимопровер ка,  взаимооценка. Прослушивани е ответов,  внесение  уточнений,  своих  предложений. Самооценка,  взаимооценка Пытаются  3Выявление места и  причины  затруднен ия ­ Что их объединяет?   Живые организмы могут быть связаны   друг   с   другом,   если   живут   на   единой территории.   Эта   территория   может   быть   очень маленькой   по   площади.   Например,   наш   аквариум. Чуть больше ­   луг, река. И громадной ­   вся наша планета Земля.   Как бы вы назвали  живые организмы которые живут совместно,   сообща   на   какой   то   природной территории? (природные сообщества)          (Слайд 9) Целеполаг ание и  построение проекта  выхода из  затруднени я ­ Это и есть наша тема урока ­  Что   бы   вы   хотели   узнать   по   данной   теме. Сформулируйте цель урока, задачи. (  Слайд 10) Тема: Природные сообщества Цель:  познакомиться с природным сообществом Задачи урока:    выяснить:  что значит «природное сообщество»;  из   каких   звеньев   состоит   природное сообщество;  почему организмы объединяются в сообщества;  к   чему   приводит   совместная   жизнь   в природном сообществе. найти  взаимосвязи  Осознание необходимости и   возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ   получения её Согласовываю т   тему   урока, строят   план достижения цели определяют средства алгоритмы, модели и т.д. и   Ф Ф Познавательные: умение  структурировать знания; постановка и формулирование  проблемы; умение осознанно и  произвольно строить речевое высказывание; общеучебные: выбор наиболее  эффективных способов  решение задач в зависимости от  конкретных условий.  Регулятивные:  прогнозирование (при анализе  пробного действия перед его выполнением). Коммуникативные: планирование учебного  сотрудничества со  сверстниками, инициативное  сотрудничество в поиске и сборе информации;  управление поведением  партнера; умение выражать  свои мысли. Познавательные: общеучебные: умение  осознанно и произвольно  строить речевое высказывание; логические: построение  логической цепи рассуждений,  4Реализаци я  построечно го проекта. 1. Выяснение значения «Природное сообщество», используя имеющиеся информационные источники  (учебник, энциклопедия, электронный учебник). Природное сообщество – это совокупность  условий среды и живых организмов, тесно  связанных между собой пищевыми цепями.  Вывод: Определения у всех групп почти  одинаковые, следовательно, все источники  информации дают знания!!!!!!!!!!!!!! 2. материала Работа в группах по изучению нового  Задание для группы №1 ­ Оказывается, исследуя химический состав почвы,  воды, воздуха, клеток растений, животных, грибов и бактерий учёные определили, что и живая и неживая природа состоит из одних и тех же химических  элементов. Почему?    Выясните, выполнив задания  по маршрутному листу №1    (1 группа)            (Слайд 11) Маршрутный лист №1 Прочитайте статью учебника «Движение  веществ в природе» параграфа 20 (стр.84­85).  Составьте рассказ, используя вопросы  маршрутного листа. 1. 2. Как вещества из неживой природы  поступают к  Что общего между живой и неживой природой? с Г Работа   различными источниками информации  Оглашение определений. Г   Г   Работа с информационн ым источникам по маршрутном листам. анализ, синтез. УУД постановки и решения  проблем: самостоятельное  создание способов решения  проблем поискового характера Коммуникативные: планирование учебного  сотрудничества со  сверстниками, инициативное  сотрудничество в поиске и сборе информации;  управление поведением  партнера; умение выражать  свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и  выделение необходимой  информации, применение  методов информационного поиска;  смысловое чтение и выбор  чтения в зависимости от цели;  умение осознанно и  произвольно строить речевое  высказывание; логические: построение  логической цепи рассуждений,  анализ, синтез. УУД постановки и решения  проблем: самостоятельное  создание способов решения  проблем поискового характера 5животным?  3. Какова роль животных­падальщиков, плесневых  грибов,                       почвенных бактерий в  природном сообществе? Задание для группы №2 ­ Главные связи, существующие в сообществах – это  пищевые. Выясните, так ли это,  используя задания  маршрутного  листа №2.  Маршрутный лист №2 Просмотрев  фрагмент фильма, подготовьте  объяснение,  используя вопросы маршрутного  листа.  1.Что такое цепь питания?  2. Объясните порядок расположения организмов в  цепи питания, используя самостоятельно  составленную схему. 3. Почему первым звеном в цепи питания являются  растения? 4. Расположите    (Слайд 12) Задание для группы №3 ­ Живые  организмы в природе  питаются по­ разному, следовательно, их можно условно  разделить на какие то группы. Используя задания  маршрутного  листа  №3, проверьте данную   гипотезу. Маршрутный лист №3 Выясните функции групп организмов в природном сообществе,   используя     часть   статьи   учебника Представление результатов 6   «Круговорот   веществ   в   природе»   параграфа   20 (стр.85). своей работы Производители – Потребители – Разлагатели – ­   Допролните   группой №2 (Слайд13)   термины   к   схеме,   составленной             5.   Докажите,   что   в   природном   сообществе происходит   круговорот   веществ,   используя маршрутный лист №4 Процесс круговорота веществ в природе как движение веществ из неживой природы через цепь живых организмов обратно в неживую природу. (Слайд 14) ­ Дополните схему недостающим звеном круговорота веществ. Соедините части схемы стрелками. 6.   Объясните   устройство   природного   сообщества хвойный   лес,   используя     книгу   «Мир   природы», маршрутный лист №5 ­ Какие растения встречаются в лесу? ­ Назовите растительноядных животных.   ­ Назовите хищников. ­   Что   происходит   с   погибшими   растениями   и животными в лесу? Физкультминутка 7Первичное  закрепление с  комментир ованием во  внешней  речи Самостоя тельная  работа с  самопровер кой по  эталону Включение  в систему  знаний и  повторение. Итог  урока Информа ция о  домашне м задании ­ Что такое природное сообщество? ­ Из каких звеньев оно состоит? ­ Что такое цепь питания? ­ Какова роль в природном сообществе условий Потребителей? Производителей?   среды? Разлагателей?   ­   Какой   процесс     в   природном   сообществе обеспечивает  движение веществ из неживой природы через живые организмы в неживую природу? Выберите правильные суждения                             (Слайд    1. Природным сообществом является и  лес, и луг,   16   ) и река, и поле. 2. Производители – синица, волк, олень. 3. Потребители – это берёза, капуста, ромашка. 4. «Разлагатели» – это бактерии, грибы, дождевые  черви. 5. Примером пищевой цепи является: сосна –  белка – бактерии. 6. Круговорот веществ в природе – это главное  условие существования природного сообщества. Проверьте правильность выполнения задания.  Ответы (1,4 ,5,6) Используя рисунки, составьте цепи питания,  состоящие не более чем из 3­4 звеньев. Определите, к  какому природному сообществу принадлежит ваша  цепь питания. Возвращаемся к заданию, которое вы не смогли  выполнить в начале урока  изучить   текст   §   20   учебника Ответьте   на вопросы Ф Коммуникативные: управление поведением  партнера; умение выражать  свои мысли.   И Регулятивные: контроль в  форме сличения способа  действия и его результата с  заданным эталоном;  коррекция; оценка ­  оценивание качества и уровня усвоения;  коррекция. Познавательные: общеучебные: умение  осознанно и произвольно  строить речевое высказывание Г Регулятивные:  прогнозирование  и выполнить задания в конце параграфа.                                                                                             (Слайд 18) 8Рефлексия  учебной  деятельно сти на  уроке (итог урока). ­ Достигнуты ли цель и задачи урока?          ­ Я узнал (а)… ­ Меня удивило… ­ Работая в группе, я  …   Мне ­ трудно (Слайд 19) представить,      Оценка деятельности учащихся. Анализируют выполнение цели   и   задач урока.   что… Ф Познавательные: общенаучные: умение  структурировать знания;  оценка процесса и  результатов деятельности.  Коммуникативные: умение  выражать свои мысли. Регулятивные: волевая  саморегуляция; оценка  ­выделение и осознание  учащимися того, что уже  усвоено и что еще подлежит  усвоению, прогнозирование. 9­ Оказывается, исследуя химический состав почвы, воды, воздуха, клеток растений, животных, грибов и бактерий  учёные определили, что и живая и неживая природа состоит из одних и тех же химических элементов. Почему?     Выясните, выполнив задания по маршрутному листу №1    (1 группа)           (Слайд 11) Задание для группы №1 Маршрутный лист №1 Прочитайте статью учебника «Движение веществ в природе» параграфа 20 (стр.84­85). Составьте рассказ,  используя вопросы маршрутного листа. 2. 2. Как вещества из неживой природы  поступают к животным?  3. Какова роль животных­падальщиков, плесневых грибов,                       почвенных бактерий в природном сообществе? Что общего между живой и неживой природой? ­ Главные связи, существующие в сообществах – это пищевые. Выясните, так ли это,  используя задания маршрутного   листа №2.  Задание для группы №2 Маршрутный лист №2 подготовьте объяснение,  используя вопросы маршрутного листа.  1.Что такое цепь питания?  2. Объясните порядок расположения организмов в цепи питания, используя самостоятельно составленную схему. 3. Почему первым звеном в цепи питания являются растения? 4. Расположите    (Слайд 12) 10­ Живые  организмы в природе  питаются по­разному, следовательно, их можно условно разделить на какие то группы.  Используя задания маршрутного  листа  №3, проверьте данную  гипотезу. Задание для группы №3 Выясните функции групп организмов в природном сообществе, используя   часть статьи учебника «Круговорот веществ в природе» параграфа 20 (стр.85). Маршрутный лист №3 Производители – Потребители – Разлагатели – ­ Допролните  термины к схеме, составленной группой №2 (Слайд13)           Маршрутный лист №4  Объясните устройство природного сообщества хвойный лес, используя   маршрутный лист №4 ­ Какие растения встречаются в лесу? ­ Назовите растительноядных животных.   ­ Назовите хищников. ­ Что происходит с погибшими растениями и животными в лесу? 1112