Технологическая карта урока по теме "Противоположные числа" (6 класс, математика).

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок математики в 6 классе по теме "Противоположные числа" рассчитан на один урок и ориентирован на учебник "Математика",6 класс, Никольский С.М. В ходе данного урока учащиеся вводят понятие противоположных чисел, учатся распознавать и отмечать их на координатной прямой. На уроке используются материалы ЦОР school-collection.edu.ru, oge.sdamgia.ru, ege.sdamgia.ru.
Иконка файла материала Технологическая карта урока по теме Противоположные числа..docx
Данные об учителе: Класс:  Тема урока: Тип урока: Цель темы: Основное содержание темы, термины  и понятия Планируемый результат: Предметные умения, УУД Организация пространства Технологическая карта изучения темы «Противоположные числа» Губайдуллина Альбина Рафинатовна, учитель математики МБОУ «Гимназия г. Азнакаево» 6 Противоположные числа. Урок открытия новых знаний. Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации.  Цели по содержанию:   ­ обучающие: сформировать представление о противоположных числах, сформулировать  определение противоположных чисел, сформировать навыки нахождения противоположного числа заданному числу. ­ развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;   ­ воспитательные: развивать познавательный интерес, способствовать пониманию необходимости  интеллектуальных усилий для успешного обучения, настойчивости для достижения цели;  развивать самостоятельность, добросовестность и аккуратность. Координатная прямая, положительные и отрицательные числа, противоположные числа, ряд целых чисел. Предметный: знать определение противоположных чисел, целых чисел, формировать навык  нахождения противоположного числа заданному числу, тренировать способность к его  практическому применению. Личностные УУД: умения вести диалог; умение анализировать и контролировать результат своей и деятельностью товарища.  Познавательные УУД: давать определения понятиям; способность и умение производить простые  логические действия (анализ, сравнение).  Регулятивные УУД: самостоятельно выделять, формулировать познавательную цель, определять  цель учебной деятельности. Коммуникативные УУД: уметь объяснять свой выбор, строить фразы,  отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; уметь работать в парах, в группах, учитывая  позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. Учебный кабинет Межпредметные связи Формы работы Ресурсы  учебник «Математика» 6класс, Никольский С.М. ЦОР school­collection (презентация)Этапы урока Организационны й момент.  Мотивация к  учебной  деятельности. Задачи этапа Создать благоприятный  психологический настрой на работу Актуализация  опорных знаний и  умений . Актуализация  опорных знаний и  способов действий Деятельность учителя Приветствие, проверка подготовленности к  учебному занятию, организация внимания  детей. В школе прозвенел звонок Начинаем наш урок. Сядьте вы за парты тихо, Руки положи красиво, На меня вы посмотрите, И немного улыбнитесь. ­Ребята! Сегодня у меня очень хорошее настроение!  Надеюсь, что у вас оно такое же!  Итак, давайте расшевелим ваши серые клеточки и ответим на вопрос: “Верно ли высказывание?”. Свой ответ нужно  объяснить.  1. ­  Положительные числа расположены справа от 0. ­  Отрицательные числа можно записать со знаком «+». ­  Число 0 относится к положительным числам. ­  Ряд целых чисел является конечным множеством. 2.Запишите числа, о которых говорится в следующих  предложениях, используя знаки «+» и «­»: А) В полночь термометр показывал 7 градусов мороза, а в полдень 4 градуса тепла. Б) В октябре убыток предприятия составил 7 млн. рублей, а  прибыль ноябре 7 млн. рублей. В) Высота горы Эльбрус 5642 м., а глубина Черного моря 2210 м. 3. Отметьте на координатной прямой следующие точки: О(0); К(­2); С(4); Л(­5); В(3); О(­8); К(7); И(10); И(­10);  Ц(­13); Й(11)  На координатной прямой точки образовали слово  «Циолковский». Ему принадлежат слова: “Сначала я  Деятельность учащихся Учащиеся готовы к началу  работы. Настраиваются на успех. Ученики проговаривают ответ. Ученики записывают данные  числа в тетради. Ученики выполняют задание у  доски.Этапы урока Задачи этапа Целеполагание  и мотивация. Выявления места и причины  затруднения.  Обеспечение  мотивации учения  детьми, принятия  ими целей урока Деятельность учащихся Деятельность учителя открывал то, что известно многим, затем то, что известно  некоторым, а потом – то, что неизвестно никому”.  Ребята, сегодня мы получим знания, которые когда­то  открыли великие математики, как, например, ученый  Константин Эдуардович Циолковский, вы откроете то, что  известно многим. Я уверена, что знания, полученные сегодня, помогут вам в дальнейшем при изучении многих тем не  только в курсе математики, но и в других предметах как  физика, химия. Внимание на доску. Я начну фразу, а вы продолжайте, смело  хором отвечайте. Выполняют задание. Делают  вывод.  Мужчина высокий и…. Ствол дерева тонкий и … Собака большая и … Вода горячая и …. Как в русском языке называются такие слова? Что такое  антонимы? Ответ: Антонимы. Антонимы — слова с противоположными  значениями. И в математике есть противоположности. Попробуйте их  назвать. Мне нужны 2 помощника. Встали спиной друг к другу.  Сделали по 3 шага. На каком расстоянии в шагах они  находятся от меня. Если рассматривать на координатной  прямой, то каким координатам соответствуют мои  помощники? Ещё раз напомните, в каком направлении  двигались помощники? Значит числа 3 и ­3 называются  какими? Ребята! Какова же тема нашего урока? Учащиеся и называют тему  урока.Этапы урока Задачи этапа Построение  проекта выхода  из затруднения. Обеспечение  восприятия,  осмысления и  первичного  запоминания детьми  изучаемой темы:  противоположные числа. Деятельность учащихся Учащиеся формулируют цели  урока: узнать, какие числа называются  противоположными, научиться  использовать эти понятие при  решении задач. Учащиеся работают в тетрадях  Ученики дают свои определения нового понятия Ученики вслух проговаривают  определение противоположных  чисел. Ученики выполняют записи в  своих рабочих тетрадях Деятельность учителя ­ Исходя из названия темы, давайте сформулируем цель  нашего урока.  ­познакомиться с противоположными числами, ­ сформулировать определение противоположных чисел,  ­ научиться читать, записывать противоположные числа,  изображать их на координатной прямой А также применять полученные знания на практике. Отметим на координатной прямой точки А(­4), В (4),  Формулировка определения. Учащимся предлагается  самостоятельно сформулировать определение  противоположных чисел, а затем проговорить их с партнёром по плечу Определение: Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными.     Где встречаются противоположные числа в жизни?              Для каждого числа есть только одно противоположное ему  число.  а и (­а)    7 ⇔ –7;         12 ⇔ –12;           10 ⇔ –10 .   Число   0   противоположно самому себе.       0 ⇔ 0 .   Вообще, знак «­», поставленный перед числом, изменяет его  на число, ему противоположное т.е. ­ (­а) = а. Например, ­(+3) =­3; ­(­3) =3. Знак «+», поставленный перед каким­нибудь числом,  оставляет это число без изменения. Например, +(+8) =8; +(­8) =­8. Назовите число, противоположное данным. (Слайд 03_1) Выражение   – (– а) =   а   можно читать разными способами:  число, противоположное числу минус   а равно   а; минус  минус   а   равно   а.Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Определение. Натуральные числа, противоположные им  числа и нуль называют целыми числами. Деятельность учащихся Первичное  закрепление  понимания  изученного. Физкультминутк а Первичная  проверка  понимания. Установление  правильности и  осознанности изучения  темы "Противоположные числа ". Выявление  пробелов первичного  осмысления изученного  материала, обеспечение  закрепления в памяти  детей знаний, которые им необходимы для  самостоятельной работы  по новому материалу  Выявление качества и  уровня усвоения  знаний и способов  действий, а также  выявление  недостатков в знаниях  и способах действий,  установление причин  выявленных  недостатков  №215 устно, №231 устно, № 214  Задание на слайде: работа в парах. Учащиеся выполняют работу в  тетрадях. Один ученик у доски. Учащиеся выполняют работу в  парах, после выполнения  проводят взаимопроверку с  соседом по парте. 1.Гимнастика для глаз 2. Гимнастика для рук и ног Учитель называет пару чисел, необходимо определить  противоположные они или нет «да» ­ хлопают в ладоши, «нет» ­ топают ногами. 1.Поставьте вместо звездочки такое число, чтобы получилось верное равенство. а) ­(­5) = *      б) 3 = ­ (*)    в) ­(*) = 8       г) – (+2,7) = * д) – (­*)=10    е) 25 = ­ (*)  ж) +(­0,7) = *  з) –(­4)=­(*) Выполняют упражнение. Осмысливают и приступают  применять новый способ  решения на практике.  2.Задание из КИМов ОГЭ. ­ Сколько целых чисел находится между числами ­2 и 5, ­3,5  и 7,8 ­ Между какими двумя числами расположено число ­4,6;3,7?     Делают записи в тетрадь. После выполнения задания сверяют с  доской. Один из учеников  решает у доски с  комментарием.Этапы урока Задачи этапа Коррекция и  закрепление. Выявление и  фиксирование границы  применимости нового  знания. Информация о  домашнем  задании Подведение  итогов урока  Обеспечение  понимания детьми цели,  содержания и  способов выполнения  домашнего задания  Дать качественную  оценку работы класса  Деятельность учителя 3.  Задание из КИМов ЕГЭ (база). Кузнечик прыгает вдоль координатной прямой в любом на­ правлении на единичный отрезок за прыжок. Сколько суще­ ствует различных точек на координатной прямой, в которых  кузнечик может оказаться, сделав ровно 6 прыжков, начиная  прыгать из начала координат? Какое число,  противоположное положительному числу? 4.Решите уравнения: 1) – х = 6            4)  ­(­y) = 5,3 2) 3)  t = ­ (­9)         5)  ­z = 0  m = ­(­(­4)      6)  ­(­(­b))= 7,7 Задание по карточке. 1. Какое из утверждений верно?                                 А) –(­7,2) = 7,2   Б) 7,2 = ­7,2      Д) ­7,2 = 7,2                                      2.Какое из данных равенств верно?         А) –( ­15) = ­ 15   Б) – (+2) = ­2       В) – (­6)= ­ 6 3.Сколько целых чисел находится между числами ­6,5 и 1,5 ? А) 6    Б ) 8     В) 7      4.Какое из данных чисел противоположно числу ­5 ?   А) ­5    Б) – ( + 5 )    В) – ( ­5 )   5. Между какими двумя числами расположено число ­8 ?    А) ­7,5 и ­6,5      Б) ­9 и ­7   В) ­8,5 и ­9   ­Наш урок подходит к концу, с начала запишем домашнее  задание, затем подведем итоги. Стр.49, №226, 420,423 ­ Ваши вопросы по домашнему заданию. Деятельность учащихся Обсуждаем почему не  получилось, проговариваем  причины ошибок. Решают самостоятельно,  сверяют с доской. Ученик у  доски с комментарием  выполняет задание. Выполняют в тетрадях при  проверке меняются тетрадями и оценивают товарища, выставляя отметку по критериям.  Ребята записывают домашнее  задание в дневниках. ­ А теперь подведем итоги: Что мы хотели узнать и что мы  узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? Проводят самоанализ, отвечаютЭтапы урока Задачи этапа и отдельных  обучаемых Рефлексия Организовать рефлексию и самооценку  учениками собственной  учебной деятельности. Деятельность учителя  ­ Давайте еще раз вспомним определение противоположных  чисел и выберем истинные высказывания. 1.Два числа, отличающиеся друг от друга только знаком,  называются противоположными. 2.Существует число с двумя противоположными числами. 3.Число 0 противоположно самому себе. 4.Натуральные числа и 0 называются целыми числами. 5.Прямую, с выбранными на ней началом отсчета и  единичным отрезком, называют координатной прямой.  Выставляются оценки. Деятельность учащихся на вопросы; вспоминают  правила, определение. В конце своей работы каждый  ученик пишет телеграмму. По  желанию зачитывают на весь  класс ­Предлагаю продолжить предложение  Проводят самоанализ. «Сегодня на уроке Я повторил … Я закрепил … Я научился … Я узнал …»