Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".
Оценка 4.9

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
16.04.2017
Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".
Целями урока биологии в 5 классе на тему "Среды обитания" является: актуализация знаний учащихся о разнообразии мест обитания живых организмов; систематизация знаний об условиях существования жизни на Земле; знакомство с разными средами жизни. Урок способствует формированию экологического мышления и экологической культуры учащихся, пониманию необходимости бережного отношения к природе.
Cреды обитания.docx
Технологическая карта урока Учитель Дата Предмет Класс Тип урока Тема Белоногова Ирина Анатольевна Биология 5  класс  Урок изучения нового материала (формирование новых знаний). Среда обитания. Формы и методы деятельности на уроке Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах. Методы: cловесный, наглядный, проблемного обучения. Цели Задачи Планируемые результаты Актуализировать  знания  учащихся  о разнообразии мест обитания живых организмов; систематизировать  знания об условиях существования жизни на Земле; познакомить  с разными средами жизни.  Образовательные: закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных  природных условий для жизни организма; раскрыть понятие «среда обитания», сформировать  представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности  к жизни в этих средах.  Развивающие: учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно­ следственные связи; развивать  поисково­информационные умения,  воображение и  логическое  мышление  учащихся через совершенствование умений анализировать и обобщать. Воспитательная: поддерживать интерес к изучению биологии; формировать естественнонаучное  мировоззрение,  способствовать формированию экологического мышления и  экологической культуры,  пониманию необходимости бережного отношения к природе; воспитывать культуру поведения при  фронтальной, парной и индивидуальной работе.  Предметные: характеризовать и выделять существенные особенности условий сред обитания;  распознавать по рисункам учебника (слайдам) черты приспособленности живых организмов к различным  средам жизни, описывать их; уметь устанавливать взаимосвязь организма со средой обитания; приводить  примеры обитателей различных сред жизни. Метапредметные: Регулятивные УУД:   самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения  проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;  * Коммуникативные УУД:  уметь  работать индивидуально, в парах и в группе; организовывать учебное  сотрудничество (определять общие цели и уметь договариваться друг с другом); уметь аргументировать  свое мнение и позицию,  устно и письменно выражать свою мысль. * Познавательные УУД:    уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже  известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт  и информацию, полученную на уроке, уметь перерабатывать полученную информацию, анализировать,  сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, устанавливать причинно­следственные связи;  делать выводы в результате совместной работы всего класса; преобразовывать информацию из одного вида  в другой (текст в схему или таблицу). Личностные УУД:  создать условия для саморазвития и самообразования на основе мотивации к  обучению и самопознанию; осознавать  неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу  всего класса (группы), уметь обмениваться информацией с одноклассниками; сознавать единство и  целостность окружающего мира; знать правила отношения к живой природе и основы  здоровьесбережения. 1. Учебник Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.  Плешаков, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2015; 2. Компьютер, презентация “Среды обитания организмов”; 3. Дидактический материал к уроку. Среда обитания; водная, наземно­воздушная, почвенная и организменная среды жизни.  Если будет вода и в ней ни одной рыбки — я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не  летает в нем ласточка— я не поверю и воздуху. И лес без зверей  — не лес... (М. Пришвин)  Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы… ( М. Пришвин) УМК, оборудование Ключевые понятия Эпиграфы к уроку Этапы урока   Деятельность учителя Деятельность ученика Организационная структура урока 1.Организационный этап. Приветствие. Создание  благоприятного  психологического настроя учащихся  на  работу.  ­ Всем доброе утро! Приветствуют учителя. Настраиваются на работу  на уроке. Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Встали  ровно,  тихо сели. На меня все посмотрели. Время даром не теряем И к уроку приступаем! ­ Да ! ­ Я готова начать урок и надеюсь, ребята,  на ваше сотрудничество и творческий подход к  делу. Ребята, вы готовы? – А девизом нашего урока будут такие  слова: «Думаешь – коллективно! Решаешь –  оперативно! Отвечаешь – доказательно! И  открытия нас ждут обязательно!» Начать сегодняшний урок мне хотелось бы  не совсем обычно, а со сказки,  в которой не  достает  нескольких строк. Вам нужно их  восполнить, но для этого необходимо  вспомнить некоторую информацию из  биологии, полученную на предыдущих  2. Актуализация  знаний. Формирование УУД Регулятивные –Р Познавательные – П Коммуникативные­К К: умение слушать и  понимать речь других, готовность к учебному действию К: учебное  сотрудничество,  умение  слушать и  понимать речь других; адекватно  использовать речевые средства для  аргументации своей  позиции;  строить  понятное  монологическое  высказывание. Р: умение  организовать  выполнение заданий  учителя; использование  теоретических знаний  на практике. уроках.  Итак, послушайте сказку:    Давным­давно случилась­приключилась  такая вот волшебная история… Никто  сегодня точно не знает,  когда это было, как  это было.… Но на одной из планет, в  необъятной Вселенной, в Галактике  Млечный путь произошло чудо­ чудесное. В  огромном океане зародились живые  существа… Существа эти, в отличие от  неживых тел природы, обладали необычными качествами… ­ Ребята, что за свойства отличали их от тел  неживой природы?   Шло время... Многое и изменились с тех  давних­ предавних   времен на этой  удивительной планете. Некоторые существа,  к сожалению,  не дожили до настоящего  времени, канули в прошлом лихолетье, но  многие из них сохранились  и живут по сей  день. И сегодня их немного и немало, а пять  миллионов видов! И разные они – и  огромные, и  совсем  крошки, и мохнатые, и  перьями покрытые, и кровожадные хищники, и мирные, совсем  безобидные,  и  неподвижные,  и стремительно – быстрые…     И  проживают они на сегодняшний день в  пяти царствах­государствах этой  удивительной планеты.      В первом царстве проживают самые  древние обитатели планеты, клетки которых  лишены  ядра,  в обиходе их называют  микробами, а научное название ­ …. (Прокариоты или  Бактерии). Во втором  царстве проживает особая группа живых  организмов, обладающая признаками как  Перечисляют свойства живых организмов: Обмен веществ, дыхание, питание, выделение,  движение, рост и развитие, размножение,  раздражимость. По характерным признакам определяют  название царств: Прокариоты (бактерии), Грибы, Растения,  Животные и Вирусы. растений,  так и животных – это … (Грибы).      Жители   третьего  царства   разодеты в  зеленые убранства, который им придает  особый красящий пигмент – хлорофилл. Они же обеспечивают кислородом жителей всех  других царств. (Растения).      А жители  этого царства – самые  стремительные и подвижные. Некоторые из  них движутся со скоростью 120 км/час!  (Животные).      Жителей  последнего  царства  все  опасаются. Ведь эти организмы могут  проявлять свои жизненные свойства,  поселяясь  в клетках других живых  существ, ведь своих­то клеток у них нет. Их называют внутриклеточными паразитами или …  (Вирусами) ­ Ребята, вы догадались, о какой  удивительной  планете шла речь в сказке? ­ Речь шла о нашей уникальной планете Земля. ­ А в чем её уникальность? ­ Только на планете Земля есть жизнь. 3. Постановка цели  и задач урока.  Мотивация учебной деятельности  учащихся. ­  Обратите внимание на представителей  разных царств. Какие же они разные! Даже  представители одного и того же царства.  (Показ рисунков или слайдов) Проблемный вопрос: ­  Почему, не смотря на общие жизненные   признаки,  живые организмы очень  разные,  отличаются друг от друга?  Учитель подводит учащихся к теме урока  через стихотворение  Леонида  Олюнина: Спросили у Мухи  – глазастой и бойкой:  – Скажите, чем вас привлекает помойка?  Учащиеся выдвигают свои гипотезы.   Р: принимать учебную задачу, адекватно  воспринимать  информацию учителя,  ставить цели урока в  соответствии с   учебным материалом. П:  использовать  приемы работы с  информацией,  систематизировать  информацию,  выполнять и Записывают тему урока в свои рабочие тетради. Примерные ответы учащихся: ­ Среда обитания – это часть природы, в  которой живет организм. ­ Среда обитания – всё то, что окружает  живой организм и оказывает на него влияние. ­ Среда обитания – это то место  (пространство), где обитает живой организм. ­ Конечно же  нет! ­ Потому что не везде для них имеются условия  для жизни:  пища, тепло, вода, воздух и  свет.  принимать проблему. К: планировать   учебное  сотрудничество с  учителем и со  сверстниками,  адекватно  использовать речевые  средства для   дискуссии и  аргументации своей  позиции, сравнивать  разные точки зрения,  аргументировать свою  точку зрения,  отстаивать свою  позицию, умение  строить понятное  монологическое  высказывание,  обмениваться  мнениями, активно  слушать  одноклассников и  принимать их  позицию, находить  ответы на вопросы.. Не всякий пойдёт на такое сближение– Отходы кругом и следы разложения.  И Муха ответила –  честно, открыто:  – Кому­то – помойка, кому­то – корыто.  Легко здесь живётся, и просто – с питанием:  Ведь это, ребята,  моя среда обитания! ­ Итак, тема нашего сегодняшнего урока:  «Среда обитания». Запишите ее в рабочие  тетради. ­ Ребята, как вы думаете, что мы можем  назвать «средой обитания»? ­ А как вы думаете, в любом ли месте могут  обитать живые организмы? ­ Почему не везде? ­ Вы абсолютно правы, живые организмы  обитают лишь там, где для их жизни   имеются  определенные  ­ благоприятные  условия.  С детства нам знакома фраза:  «Солнце, воздух и вода – наши лучшие  друзья!». Действительно, вода, воздух, благоприятные  температурные условия, свет – основные  условия для жизни.  Поэтому запишите в тетради правильное  определение среды обитания. Cреда  обитания – это совокупность условий, в которых обитает организм. Делают записи в рабочих тетрадях. ­ Ребята, а теперь, попробуйте   сформулировать  цели нашего сегодняшнего  урока.  Конкретизирует цели урока:  ­ узнать, что такое среда обитания  организмов;  ­ познакомиться с разными средами  обитания  организмов,  отличительными  особенностями разных сред обитания;  ­ определить черты приспособленности  организмов к жизни в них. 4. Изучение нового  материала.  Посмотрите на рисунки (слайды).  Подумайте, почему эти организмы оказались в одной группе?  Ребята, попробуйте назвать основные среды   жизни  организмов.  ­ Вы абсолютно правы, в науке выделяют   три основные среды обитания: водную,  почвенную, наземно­воздушную. ­ Жизнь в каждой среде имеет свои  особенности. Какие, вам сейчас предстоит  выяснить  самостоятельно. Предлагает учащимся поработать в группах  с текстом учебника и составить по  предложенному плану  краткую   Формулируют цели урока: познакомиться  с  разными средами обитания  живых организмов и условиями жизни в них. Обсуждение, выделение признаков, ответы  учащихся. КИТ, КАРАСЬ, ПИЯВКА, ВОДОРОСЛИ,    окружает вода (живут в воде) АИСТ, ТИГР, СТРЕКОЗА, ЗМЕЯ ­ окружает  воздух. КРОТ, КОРНИ РАСТЕНИЙ, ЛИЧИНКА  МАЙСКОГО ЖУКА, ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ ­ живут в почве. Ответ учащихся: средой обитания могут быть  вода, почва, воздух. Р: принимать учебную задачу, адекватно  воспринимать  информацию учителя,  ставить цели урока в  соответствии с   учебным материалом,  выполнять задания в  соответствии с  поставленной целью. П:  использовать  приемы работы с  информацией,  систематизировать  информацию,  выполнять  предложенные  учителем задания. К: планировать   учебное  сотрудничество с характеристику основных сред обитания. 1 группа – водная; 2 группа – почвенная; 3 группа – наземно­воздушная. Результаты внести в таблицу:  «Характеристика условий в разных средах»: Условия  Наземно­ воздушная жизни среда Почвенная  среда Водная  среда Плотность Кислород Вода Свет Перепады  температур ы Проверка  выполнения задания каждой  группы.  Учитель слушает ответы  учащихся  и  вносит, если необходимо,  коррективы. ­ Молодцы, все справились  с заданием, а  теперь попробуйте сформулировать вывод.  ­ Но, оказывается, ребята, есть еще одна  среда обитания, попробуйте её назвать,   отгадав загадку. Загадка Живем не в почве, и не в  луже – Нам кишечник домом служит. И тепло, и сытно в нём, Шведский стол: что хотим, то берём. Коли что не по нутру – Провертим в кишке дыру. Четвертая среда жизни – организменная. учителем и со  сверстниками;   формировать навыки  учебного  сотрудничества в ходе индивидуальной и  групповой работы,   адекватно  использовать речевые  средства для   дискуссии и  аргументации своей  позиции, сравнивать  разные точки зрения,  аргументировать свою  точку зрения,  отстаивать свою  позицию, умение  строить понятное  монологическое  высказывание,  обмениваться  мнениями, активно  слушать  одноклассников и  принимать их  позицию, находить  ответы на вопросы. Работа в группах, по ходу работы заполнение  таблицы в рабочих тетрадях и у доски. Условия  жизни Плотность Кислород Вода Свет Перепады  температур ы Водная среда достаточно плотная недостаток избыток недостаток незначительные Почвенная  среда плотная достаточно достаточно отсутствует незначитель­ ные Наземно­ воздушная  среда неплотная       много недостаток достаточно значительные Вывод: среды обитания отличаются условиями  жизни. Ответ учащихся: в загадке говорится о  паразитических червях, они могут жить в  организме человека или животных . 5.Физкультминутка Физкультминутка Все ребята дружно встали  И на месте зашагали,  На носочках потянулись,  А теперь назад прогнулись,  Как пружинки мы присели,  Вновь за парты тихо сели.  А, сейчас,  я  вам загадаю загадки про  животных, вы их отгадайте и назовите среду  в которой они обитают..  6. Применение  знаний и умений в  новой ситуации. Загадка № 1 Плаваю под мостиком И виляю хвостиком. По земле я не хожу, Рот есть, да не говорю, Глаза есть — не мигаю, Крылья есть, но не летаю.  Загадка  № 2 Зверька узнаем с вами мы   По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке летом.  Загадка № 3 В одежде богатой, Да сам слеповатый, Живёт без оконца, Не видывал солнца. Загадка 4 Над водой – водицей – Царевна круглолица, Ответ: Рыба. Водная среда.  Ответ: Белка. Наземно­воздушная среда. Ответ: Крот. Почвенная среда. П: преобразовывать  информации из одного вида в другую,  выделять,  анализировать,  сравнивать факты. Поёт царевна, да так напевно,  Что все на суше затыкают уши. ­ Действительно, лягушка приспособлена как к жизни в воде, так и на суше. Поэтому  можно сказать, что она обитает в двух  разных средах­ водной и наземно­воздушной. Привести свои примеры живых организмов,  которые могут обитать, как и лягушка,   в  разных средах жизни. ­ Ребята, как вы считаете , влияют ли условия  обитания  на внешний вид и внутреннее   строение  живых  существ? Давайте это выясним. Ответ: Лягушка. Учащиеся затрудняются определить среду  обитания лягушки. Ответы учащихся: растения (корни­ в почве, а   стебли и листья – в воздухе),  крокодил, тюлени, морские котики,  водоплавающие  птицы (обитают в водной и  наземно­воздушной средах), мыши, суслики (в  почве и наземно­воздушной среде)  и др. Задание: Опираясь на рисунки и  дополнительную информацию, выяснить  приспособления живых организмов к разным  средам обитания и заполнить таблицу: Черты Среда приспособленности к среде обитания Животные, обитающие в данной среде 1 группа – к водной среде; 2 группа – к почвенной среде; 3 группа – к наземно­воздушной среде. Работа учащихся с рисунками и дополнительной  информацией. Ответы учащихся: 1. Приспособление к водной среде обитания:  ­ обтекаемая форма тела; ­ наличие слизи на теле; ­ видоизмененные конечности: плавники; ласты; ­ подкожный слой жира, способствующий  защите организма от переохлаждения и  уменьшающий плотность тела. 2. Приспособление к наземно­воздушной  среде обитания:  ­ тело, покрыто шерстью или перьями,  ­  разнообразие форм конечностей: крылья,  конечности для передвижения по твердой  поверхности (лапы, копыта и др.);  ­  веки, защищающие глаза от высыхания. 3. Приспособление к почвенной среде обитания: - округлая, цилиндрическая форма тела; ­маленькие размеры; ­роющие конечности; ­тело покрыто слизью или очень короткой  шерстью; редукция (отсутствие) органов зрения. Работа в парах. Взаимопроверка и оценивание  работ по имеющимся критериям. Подсчет  среднеарифметической оценки.                          Критерии оценивания задания № 1 Результат выполнения правильных заданий Отметка в 5 балльной шкале 12 11 ­ 9 8 – 6 меньше 6 «5» «4» «3» «2» Р: развивать навыки  самооценки и  самоанализа; формировать  адекватную оценку  правильности  результатов действия; - умение определять  способы устранения  ошибки. 7. Закрепление и  контроль усвоения  нового материала. Учащиеся выполняют следующие  задания: Задание № 1. Выпишите буквы,  обозначающие названия сред жизни и рядом  выпишите номера, под которыми обозначены организмы, обитающие в соответствующих  средах. Вариант I А. Водная среда: Б. Наземно­воздушная среда: В. Почвенная среда: Г. Организменная среда: 1. Дождевой червь. 2. Волк. 3. Филин. 4.  Крот. 5. Свиной цепень. 6. Инфузория­ туфелька. 7. Личинка майского жука. 8.  Человек. 9. Холерный вибрион. 10. Камбала.  11. Клубеньковые бактерии. 12. Вирус  гриппа.   Ключи ответов к 1 варианту:     А 6, 10 Б В Г 2, 3, 8 1,4,7,11 5, 9, 12 Вариант II А. Водная среда: Б. Наземно­воздушная среда: В. Почвенная среда: Г. Организменная среда: 1. Головастик. 2. Лось. 3. Сазан. 4. Синица. 5. Землеройка. 6. Гриб­трутовик. 7. Слепыш. 8. Человеческая аскарида. 9.  Медведка. 10. Ламинария. 11.  Туберкулёзная палочка. 12. Кальмар. Ключи  ответов  ко 2  варианту: А 1, 3, 10,12 Б 2,4 В 5,7, 9 Г 6, 8, 11 Задание № 2. По описанию определите, о  какой среде идёт речь? 1. Эта среда довольно плотная  и в ней  нелегко передвигаться. Зачастую в ней не  хватает кислорода для дыхания животных.  Обитатели этой среды часто имеют плавники или ласты как приспособления к движению. 2. В  этой  среде очень  легко  передвигаться. Поэтому рекордсмены по скорости бега  живут именно в этой среде.  В ней много  кислорода и света. Плохо то, что  температура этой среды переменчива, как и  погода. 3. Среда обитания характеризуется тем, что  она плотная. В ней обитатели находят  Устные ответы учащихся. ­ Водная среда. ­ Наземно­воздушная среда. воздух, воду. А вот свет сюда почти не  проникает. Поэтому животные обычно  имеют маленькие глаза или вовсе лишены  органов зрения. Выручают их в жизни  обоняние и осязание. 4. Конечности  животных этой среды  приспособлены к бегу, прыжкам, а также к  полету . 5. В этой среде тепло и комфортно и сытно.  Эта среда может изменяться, расти,  питаться, дышать, давать себе подобных и  умирать.. Задание 3.  В каких средах, по вашему  мнению, обитают животные, конечности  которых изображены на рисунках? Верные ответы: 1,4,5,10, 11­ водная среда; 2,3,6,7,8,9,10 – наземно­воздушная среда 12 – почвенная среда Обсуждение допущенных ошибок и их  коррекция. Обратимся к проблемному вопросу,  который был задан в начале урока:  ­ Почему, не смотря на общие жизненные   признаки,   живые организмы очень  разные,  отличаются друг от друга?  ­ Ребята, какие  выводы по сегодняшней  ­ Почвенная среда. ­ Наземно­воздушной среды. ­ Организменная среда. Работа в группах (по рядам) в виде эстафеты..  Ответ учащихся: Организмы так не похожи друг  на друга, потому что живут в  разных средах теме урока вы можете сделать?. обитания и  в различных условиях. Выводы  по уроку: 1. Cреда   обитания – cовокупность условий,  окружающих организм. 2. Различают наземно– воздушную, водную,  почвенную и организменную среды обитания. 3. Каждый организм приспособлен к жизни в  определенной среде. Участвуют в подведении итогов урока. Самооценка учащимися собственной деятельности.                                 Среда    Разнообразная, необычная  Влияет, способствует, изменяет   Охрана!  Необходима всему живому                                              Р: формировать  адекватную оценку  правильности  результатов действия; - умение  формулировать  выводы; - понимать   необходимость бережного отношения  к природе. 8.  Рефлексия  (подведение итогов  урока). ­ Друзья, сегодня на уроке мы хорошо  поработали, узнали много нового. По традиции, давайте составим синквейн по  теме нашего урока. Ключевое слово –  СРЕДА. Оцените, пожалуйста,  урок  и собственную  деятельность  с помощью смайликов: Я узнал (а) много нового, всё  усвоил(а) , мне было интересно. Я не всё понял(а) и усвоил(а), на  уроке мне было немного трудно. Я ничего не узнал(а), на уроке мне  было совсем не интересно и скучно. Подведение итогов  урока,  оценивание  работы класса и отдельных  учащихся.  Сообщение оценок за урок. 1 8. Информация о  домашнем задании. Обеспечение понимания детьми содержания  и способов выполнения домашнего задания. Обратите внимание на  эпиграфы  урока.  1. «  Если будет вода и в ней ни одной  рыбки — я не поверю воде. И пусть в  воздухе кислород, но не летает в нем  ласточка ­  я не поверю и воздуху. И лес без  зверей  — не лес...» (М. Пришвин)  2. «Рыбе – вода, птице – воздух, зверям –  лес, степи, горы…» ( М. Пришвин) Именно этими словами  мне хотелось бы  завершить наш сегодняшний урок и  напомнить всем вам, что судьба природы­ в  наших руках, в руках человека. Д/З: 1) Изучить параграф 21.  2) Написать  небольшое сочинение –  рассуждение:  1­й ряд. Как человек изменяет водную среду  обитания, 2­й ряд. Как человек изменяет наземно –  воздушную среду обитания, 3­й ряд. Как человек изменяет почвенную  среду ­ Снова прозвенел звонок,  наш закончился  урок! Спасибо за урок, можете быть свободны. Записывают домашнее задание в дневники.

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2017