Технологическая карта урока по теме "Среды обитания".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Целями урока биологии в 5 классе на тему "Среды обитания" является: актуализация знаний учащихся о разнообразии мест обитания живых организмов; систематизация знаний об условиях существования жизни на Земле; знакомство с разными средами жизни. Урок способствует формированию экологического мышления и экологической культуры учащихся, пониманию необходимости бережного отношения к природе.
Иконка файла материала Cреды обитания.docx
Технологическая карта урока Учитель Дата Предмет Класс Тип урока Тема Белоногова Ирина Анатольевна Биология 5  класс  Урок изучения нового материала (формирование новых знаний). Среда обитания. Формы и методы деятельности на уроке Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах. Методы: cловесный, наглядный, проблемного обучения. Цели Задачи Планируемые результаты Актуализировать  знания  учащихся  о разнообразии мест обитания живых организмов; систематизировать  знания об условиях существования жизни на Земле; познакомить  с разными средами жизни.  Образовательные: закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных  природных условий для жизни организма; раскрыть понятие «среда обитания», сформировать  представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности  к жизни в этих средах.  Развивающие: учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно­ следственные связи; развивать  поисково­информационные умения,  воображение и  логическое  мышление  учащихся через совершенствование умений анализировать и обобщать. Воспитательная: поддерживать интерес к изучению биологии; формировать естественнонаучное  мировоззрение,  способствовать формированию экологического мышления и  экологической культуры,  пониманию необходимости бережного отношения к природе; воспитывать культуру поведения при  фронтальной, парной и индивидуальной работе.  Предметные: характеризовать и выделять существенные особенности условий сред обитания;  распознавать по рисункам учебника (слайдам) черты приспособленности живых организмов к различным  средам жизни, описывать их; уметь устанавливать взаимосвязь организма со средой обитания; приводить  примеры обитателей различных сред жизни.Метапредметные: Регулятивные УУД:   самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения  проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;  * Коммуникативные УУД:  уметь  работать индивидуально, в парах и в группе; организовывать учебное  сотрудничество (определять общие цели и уметь договариваться друг с другом); уметь аргументировать  свое мнение и позицию,  устно и письменно выражать свою мысль. * Познавательные УУД:    уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже  известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт  и информацию, полученную на уроке, уметь перерабатывать полученную информацию, анализировать,  сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, устанавливать причинно­следственные связи;  делать выводы в результате совместной работы всего класса; преобразовывать информацию из одного вида  в другой (текст в схему или таблицу). Личностные УУД:  создать условия для саморазвития и самообразования на основе мотивации к  обучению и самопознанию; осознавать  неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу  всего класса (группы), уметь обмениваться информацией с одноклассниками; сознавать единство и  целостность окружающего мира; знать правила отношения к живой природе и основы  здоровьесбережения. 1. Учебник Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.  Плешаков, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2015; 2. Компьютер, презентация “Среды обитания организмов”; 3. Дидактический материал к уроку. Среда обитания; водная, наземно­воздушная, почвенная и организменная среды жизни.  Если будет вода и в ней ни одной рыбки — я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не  летает в нем ласточка— я не поверю и воздуху. И лес без зверей  — не лес... (М. Пришвин)  Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы… ( М. Пришвин) УМК, оборудование Ключевые понятия Эпиграфы к урокуЭтапы урока   Деятельность учителя Деятельность ученика Организационная структура урока 1.Организационный этап. Приветствие. Создание  благоприятного  психологического настроя учащихся  на  работу.  ­ Всем доброе утро! Приветствуют учителя. Настраиваются на работу  на уроке. Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Встали  ровно,  тихо сели. На меня все посмотрели. Время даром не теряем И к уроку приступаем! ­ Да ! ­ Я готова начать урок и надеюсь, ребята,  на ваше сотрудничество и творческий подход к  делу. Ребята, вы готовы? – А девизом нашего урока будут такие  слова: «Думаешь – коллективно! Решаешь –  оперативно! Отвечаешь – доказательно! И  открытия нас ждут обязательно!» Начать сегодняшний урок мне хотелось бы  не совсем обычно, а со сказки,  в которой не  достает  нескольких строк. Вам нужно их  восполнить, но для этого необходимо  вспомнить некоторую информацию из  биологии, полученную на предыдущих  2. Актуализация  знаний. Формирование УУД Регулятивные –Р Познавательные – П Коммуникативные­К К: умение слушать и  понимать речь других, готовность к учебному действию К: учебное  сотрудничество,  умение  слушать и  понимать речь других; адекватно  использовать речевыесредства для  аргументации своей  позиции;  строить  понятное  монологическое  высказывание. Р: умение  организовать  выполнение заданий  учителя; использование  теоретических знаний  на практике. уроках.  Итак, послушайте сказку:    Давным­давно случилась­приключилась  такая вот волшебная история… Никто  сегодня точно не знает,  когда это было, как  это было.… Но на одной из планет, в  необъятной Вселенной, в Галактике  Млечный путь произошло чудо­ чудесное. В  огромном океане зародились живые  существа… Существа эти, в отличие от  неживых тел природы, обладали необычными качествами… ­ Ребята, что за свойства отличали их от тел  неживой природы?   Шло время... Многое и изменились с тех  давних­ предавних   времен на этой  удивительной планете. Некоторые существа,  к сожалению,  не дожили до настоящего  времени, канули в прошлом лихолетье, но  многие из них сохранились  и живут по сей  день. И сегодня их немного и немало, а пять  миллионов видов! И разные они – и  огромные, и  совсем  крошки, и мохнатые, и  перьями покрытые, и кровожадные хищники, и мирные, совсем  безобидные,  и  неподвижные,  и стремительно – быстрые…     И  проживают они на сегодняшний день в  пяти царствах­государствах этой  удивительной планеты.      В первом царстве проживают самые  древние обитатели планеты, клетки которых  лишены  ядра,  в обиходе их называют  микробами, а научное название ­ …. (Прокариоты или  Бактерии). Во втором  царстве проживает особая группа живых  организмов, обладающая признаками как  Перечисляют свойства живых организмов: Обмен веществ, дыхание, питание, выделение,  движение, рост и развитие, размножение,  раздражимость. По характерным признакам определяют  название царств: Прокариоты (бактерии), Грибы, Растения,  Животные и Вирусы.растений,  так и животных – это … (Грибы).      Жители   третьего  царства   разодеты в  зеленые убранства, который им придает  особый красящий пигмент – хлорофилл. Они же обеспечивают кислородом жителей всех  других царств. (Растения).      А жители  этого царства – самые  стремительные и подвижные. Некоторые из  них движутся со скоростью 120 км/час!  (Животные).      Жителей  последнего  царства  все  опасаются. Ведь эти организмы могут  проявлять свои жизненные свойства,  поселяясь  в клетках других живых  существ, ведь своих­то клеток у них нет. Их называют внутриклеточными паразитами или …  (Вирусами) ­ Ребята, вы догадались, о какой  удивительной  планете шла речь в сказке? ­ Речь шла о нашей уникальной планете Земля. ­ А в чем её уникальность? ­ Только на планете Земля есть жизнь. 3. Постановка цели  и задач урока.  Мотивация учебной деятельности  учащихся. ­  Обратите внимание на представителей  разных царств. Какие же они разные! Даже  представители одного и того же царства.  (Показ рисунков или слайдов) Проблемный вопрос: ­  Почему, не смотря на общие жизненные   признаки,  живые организмы очень  разные,  отличаются друг от друга?  Учитель подводит учащихся к теме урока  через стихотворение  Леонида  Олюнина: Спросили у Мухи  – глазастой и бойкой:  – Скажите, чем вас привлекает помойка?  Учащиеся выдвигают свои гипотезы.   Р: принимать учебную задачу, адекватно  воспринимать  информацию учителя,  ставить цели урока в  соответствии с   учебным материалом. П:  использовать  приемы работы с  информацией,  систематизировать  информацию,  выполнять иЗаписывают тему урока в свои рабочие тетради. Примерные ответы учащихся: ­ Среда обитания – это часть природы, в  которой живет организм. ­ Среда обитания – всё то, что окружает  живой организм и оказывает на него влияние. ­ Среда обитания – это то место  (пространство), где обитает живой организм. ­ Конечно же  нет! ­ Потому что не везде для них имеются условия  для жизни:  пища, тепло, вода, воздух и  свет.  принимать проблему. К: планировать   учебное  сотрудничество с  учителем и со  сверстниками,  адекватно  использовать речевые  средства для   дискуссии и  аргументации своей  позиции, сравнивать  разные точки зрения,  аргументировать свою  точку зрения,  отстаивать свою  позицию, умение  строить понятное  монологическое  высказывание,  обмениваться  мнениями, активно  слушать  одноклассников и  принимать их  позицию, находить  ответы на вопросы.. Не всякий пойдёт на такое сближение– Отходы кругом и следы разложения.  И Муха ответила –  честно, открыто:  – Кому­то – помойка, кому­то – корыто.  Легко здесь живётся, и просто – с питанием:  Ведь это, ребята,  моя среда обитания! ­ Итак, тема нашего сегодняшнего урока:  «Среда обитания». Запишите ее в рабочие  тетради. ­ Ребята, как вы думаете, что мы можем  назвать «средой обитания»? ­ А как вы думаете, в любом ли месте могут  обитать живые организмы? ­ Почему не везде? ­ Вы абсолютно правы, живые организмы  обитают лишь там, где для их жизни   имеются  определенные  ­ благоприятные  условия.  С детства нам знакома фраза:  «Солнце, воздух и вода – наши лучшие  друзья!». Действительно, вода, воздух, благоприятные  температурные условия, свет – основные  условия для жизни.  Поэтому запишите в тетради правильное  определение среды обитания. Cреда  обитания – это совокупностьусловий, в которых обитает организм. Делают записи в рабочих тетрадях. ­ Ребята, а теперь, попробуйте   сформулировать  цели нашего сегодняшнего  урока.  Конкретизирует цели урока:  ­ узнать, что такое среда обитания  организмов;  ­ познакомиться с разными средами  обитания  организмов,  отличительными  особенностями разных сред обитания;  ­ определить черты приспособленности  организмов к жизни в них. 4. Изучение нового  материала.  Посмотрите на рисунки (слайды).  Подумайте, почему эти организмы оказались в одной группе?  Ребята, попробуйте назвать основные среды   жизни  организмов.  ­ Вы абсолютно правы, в науке выделяют   три основные среды обитания: водную,  почвенную, наземно­воздушную. ­ Жизнь в каждой среде имеет свои  особенности. Какие, вам сейчас предстоит  выяснить  самостоятельно. Предлагает учащимся поработать в группах  с текстом учебника и составить по  предложенному плану  краткую   Формулируют цели урока: познакомиться  с  разными средами обитания  живых организмов и условиями жизни в них. Обсуждение, выделение признаков, ответы  учащихся. КИТ, КАРАСЬ, ПИЯВКА, ВОДОРОСЛИ,    окружает вода (живут в воде) АИСТ, ТИГР, СТРЕКОЗА, ЗМЕЯ ­ окружает  воздух. КРОТ, КОРНИ РАСТЕНИЙ, ЛИЧИНКА  МАЙСКОГО ЖУКА, ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ ­ живут в почве. Ответ учащихся: средой обитания могут быть  вода, почва, воздух. Р: принимать учебную задачу, адекватно  воспринимать  информацию учителя,  ставить цели урока в  соответствии с   учебным материалом,  выполнять задания в  соответствии с  поставленной целью. П:  использовать  приемы работы с  информацией,  систематизировать  информацию,  выполнять  предложенные  учителем задания. К: планировать   учебное  сотрудничество схарактеристику основных сред обитания. 1 группа – водная; 2 группа – почвенная; 3 группа – наземно­воздушная. Результаты внести в таблицу:  «Характеристика условий в разных средах»: Условия  Наземно­ воздушная жизни среда Почвенная  среда Водная  среда Плотность Кислород Вода Свет Перепады  температур ы Проверка  выполнения задания каждой  группы.  Учитель слушает ответы  учащихся  и  вносит, если необходимо,  коррективы. ­ Молодцы, все справились  с заданием, а  теперь попробуйте сформулировать вывод.  ­ Но, оказывается, ребята, есть еще одна  среда обитания, попробуйте её назвать,   отгадав загадку. Загадка Живем не в почве, и не в  луже – Нам кишечник домом служит. И тепло, и сытно в нём, Шведский стол: что хотим, то берём. Коли что не по нутру – Провертим в кишке дыру. Четвертая среда жизни – организменная. учителем и со  сверстниками;   формировать навыки  учебного  сотрудничества в ходе индивидуальной и  групповой работы,   адекватно  использовать речевые  средства для   дискуссии и  аргументации своей  позиции, сравнивать  разные точки зрения,  аргументировать свою  точку зрения,  отстаивать свою  позицию, умение  строить понятное  монологическое  высказывание,  обмениваться  мнениями, активно  слушать  одноклассников и  принимать их  позицию, находить  ответы на вопросы. Работа в группах, по ходу работы заполнение  таблицы в рабочих тетрадях и у доски. Условия  жизни Плотность Кислород Вода Свет Перепады  температур ы Водная среда достаточно плотная недостаток избыток недостаток незначительные Почвенная  среда плотная достаточно достаточно отсутствует незначитель­ ные Наземно­ воздушная  среда неплотная       много недостаток достаточно значительные Вывод: среды обитания отличаются условиями  жизни. Ответ учащихся: в загадке говорится о  паразитических червях, они могут жить в  организме человека или животных .5.Физкультминутка Физкультминутка Все ребята дружно встали  И на месте зашагали,  На носочках потянулись,  А теперь назад прогнулись,  Как пружинки мы присели,  Вновь за парты тихо сели.  А, сейчас,  я  вам загадаю загадки про  животных, вы их отгадайте и назовите среду  в которой они обитают..  6. Применение  знаний и умений в  новой ситуации. Загадка № 1 Плаваю под мостиком И виляю хвостиком. По земле я не хожу, Рот есть, да не говорю, Глаза есть — не мигаю, Крылья есть, но не летаю.  Загадка  № 2 Зверька узнаем с вами мы   По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке летом.  Загадка № 3 В одежде богатой, Да сам слеповатый, Живёт без оконца, Не видывал солнца. Загадка 4 Над водой – водицей – Царевна круглолица, Ответ: Рыба. Водная среда.  Ответ: Белка. Наземно­воздушная среда. Ответ: Крот. Почвенная среда. П: преобразовывать  информации из одного вида в другую,  выделять,  анализировать,  сравнивать факты.Поёт царевна, да так напевно,  Что все на суше затыкают уши. ­ Действительно, лягушка приспособлена как к жизни в воде, так и на суше. Поэтому  можно сказать, что она обитает в двух  разных средах­ водной и наземно­воздушной. Привести свои примеры живых организмов,  которые могут обитать, как и лягушка,   в  разных средах жизни. ­ Ребята, как вы считаете , влияют ли условия  обитания  на внешний вид и внутреннее   строение  живых  существ? Давайте это выясним. Ответ: Лягушка. Учащиеся затрудняются определить среду  обитания лягушки. Ответы учащихся: растения (корни­ в почве, а   стебли и листья – в воздухе),  крокодил, тюлени, морские котики,  водоплавающие  птицы (обитают в водной и  наземно­воздушной средах), мыши, суслики (в  почве и наземно­воздушной среде)  и др. Задание: Опираясь на рисунки и  дополнительную информацию, выяснить  приспособления живых организмов к разным  средам обитания и заполнить таблицу: Черты Среда приспособленности к среде обитания Животные, обитающие в данной среде 1 группа – к водной среде; 2 группа – к почвенной среде; 3 группа – к наземно­воздушной среде. Работа учащихся с рисунками и дополнительной  информацией. Ответы учащихся: 1. Приспособление к водной среде обитания:  ­ обтекаемая форма тела; ­ наличие слизи на теле; ­ видоизмененные конечности: плавники; ласты; ­ подкожный слой жира, способствующий  защите организма от переохлаждения и  уменьшающий плотность тела. 2. Приспособление к наземно­воздушной  средеобитания:  ­ тело, покрыто шерстью или перьями,  ­  разнообразие форм конечностей: крылья,  конечности для передвижения по твердой  поверхности (лапы, копыта и др.);  ­  веки, защищающие глаза от высыхания. 3. Приспособление к почвенной среде обитания: - округлая, цилиндрическая форма тела; ­маленькие размеры; ­роющие конечности; ­тело покрыто слизью или очень короткой  шерстью; редукция (отсутствие) органов зрения. Работа в парах. Взаимопроверка и оценивание  работ по имеющимся критериям. Подсчет  среднеарифметической оценки.                          Критерии оценивания задания № 1 Результат выполнения правильных заданий Отметка в 5 балльной шкале 12 11 ­ 9 8 – 6 меньше 6 «5» «4» «3» «2» Р: развивать навыки  самооценки и  самоанализа; формировать  адекватную оценку  правильности  результатов действия; - умение определять  способы устранения  ошибки. 7. Закрепление и  контроль усвоения  нового материала. Учащиеся выполняют следующие  задания: Задание № 1. Выпишите буквы,  обозначающие названия сред жизни и рядом  выпишите номера, под которыми обозначены организмы, обитающие в соответствующих  средах. Вариант I А. Водная среда: Б. Наземно­воздушная среда: В. Почвенная среда: Г. Организменная среда: 1. Дождевой червь. 2. Волк. 3. Филин. 4.  Крот. 5. Свиной цепень. 6. Инфузория­ туфелька. 7. Личинка майского жука. 8.  Человек. 9. Холерный вибрион. 10. Камбала.  11. Клубеньковые бактерии. 12. Вирус  гриппа.   Ключи ответов к 1 варианту:     А 6, 10 Б В Г 2, 3, 8 1,4,7,11 5, 9, 12Вариант II А. Водная среда: Б. Наземно­воздушная среда: В. Почвенная среда: Г. Организменная среда: 1. Головастик. 2. Лось. 3. Сазан. 4. Синица. 5. Землеройка. 6. Гриб­трутовик. 7. Слепыш. 8. Человеческая аскарида. 9.  Медведка. 10. Ламинария. 11.  Туберкулёзная палочка. 12. Кальмар. Ключи  ответов  ко 2  варианту: А 1, 3, 10,12 Б 2,4 В 5,7, 9 Г 6, 8, 11 Задание № 2. По описанию определите, о  какой среде идёт речь? 1. Эта среда довольно плотная  и в ней  нелегко передвигаться. Зачастую в ней не  хватает кислорода для дыхания животных.  Обитатели этой среды часто имеют плавники или ласты как приспособления к движению. 2. В  этой  среде очень  легко  передвигаться. Поэтому рекордсмены по скорости бега  живут именно в этой среде.  В ней много  кислорода и света. Плохо то, что  температура этой среды переменчива, как и  погода. 3. Среда обитания характеризуется тем, что  она плотная. В ней обитатели находят  Устные ответы учащихся. ­ Водная среда. ­ Наземно­воздушная среда.воздух, воду. А вот свет сюда почти не  проникает. Поэтому животные обычно  имеют маленькие глаза или вовсе лишены  органов зрения. Выручают их в жизни  обоняние и осязание. 4. Конечности  животных этой среды  приспособлены к бегу, прыжкам, а также к  полету . 5. В этой среде тепло и комфортно и сытно.  Эта среда может изменяться, расти,  питаться, дышать, давать себе подобных и  умирать.. Задание 3.  В каких средах, по вашему  мнению, обитают животные, конечности  которых изображены на рисунках? Верные ответы: 1,4,5,10, 11­ водная среда; 2,3,6,7,8,9,10 – наземно­воздушная среда 12 – почвенная среда Обсуждение допущенных ошибок и их  коррекция. Обратимся к проблемному вопросу,  который был задан в начале урока:  ­ Почему, не смотря на общие жизненные   признаки,   живые организмы очень  разные,  отличаются друг от друга?  ­ Ребята, какие  выводы по сегодняшней  ­ Почвенная среда. ­ Наземно­воздушной среды. ­ Организменная среда. Работа в группах (по рядам) в виде эстафеты..  Ответ учащихся: Организмы так не похожи друг  на друга, потому что живут в  разных средахтеме урока вы можете сделать?. обитания и  в различных условиях. Выводы  по уроку: 1. Cреда   обитания – cовокупность условий,  окружающих организм. 2. Различают наземно– воздушную, водную,  почвенную и организменную среды обитания. 3. Каждый организм приспособлен к жизни в  определенной среде. Участвуют в подведении итогов урока. Самооценка учащимися собственной деятельности.                                 Среда    Разнообразная, необычная  Влияет, способствует, изменяет   Охрана!  Необходима всему живому                                              Р: формировать  адекватную оценку  правильности  результатов действия; - умение  формулировать  выводы; - понимать   необходимость бережного отношения  к природе. 8.  Рефлексия  (подведение итогов  урока). ­ Друзья, сегодня на уроке мы хорошо  поработали, узнали много нового. По традиции, давайте составим синквейн по  теме нашего урока. Ключевое слово –  СРЕДА. Оцените, пожалуйста,  урок  и собственную  деятельность  с помощью смайликов: Я узнал (а) много нового, всё  усвоил(а) , мне было интересно. Я не всё понял(а) и усвоил(а), на  уроке мне было немного трудно. Я ничего не узнал(а), на уроке мне  было совсем не интересно и скучно. Подведение итогов  урока,  оценивание  работы класса и отдельных  учащихся.  Сообщение оценок за урок.1 8. Информация о  домашнем задании. Обеспечение понимания детьми содержания  и способов выполнения домашнего задания. Обратите внимание на  эпиграфы  урока.  1. «  Если будет вода и в ней ни одной  рыбки — я не поверю воде. И пусть в  воздухе кислород, но не летает в нем  ласточка ­  я не поверю и воздуху. И лес без  зверей  — не лес...» (М. Пришвин)  2. «Рыбе – вода, птице – воздух, зверям –  лес, степи, горы…» ( М. Пришвин) Именно этими словами  мне хотелось бы  завершить наш сегодняшний урок и  напомнить всем вам, что судьба природы­ в  наших руках, в руках человека. Д/З: 1) Изучить параграф 21.  2) Написать  небольшое сочинение –  рассуждение:  1­й ряд. Как человек изменяет водную среду  обитания, 2­й ряд. Как человек изменяет наземно –  воздушную среду обитания, 3­й ряд. Как человек изменяет почвенную  среду ­ Снова прозвенел звонок,  наш закончился  урок! Спасибо за урок, можете быть свободны. Записывают домашнее задание в дневники.