Технологическая карта урока
Дата: 13.02.2015 г.
МАОУ СОШ № 31 г. Стерлитамак
Тема: «Устойчивые сочетания слов» (УМК «Перспектива»)
Ф. И. О.: Петрова Марина Владимировна
Учебный предмет |
Русский язык |
|||||
Класс |
2 Б |
|||||
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
|||||
Цели урка |
Образовательная: ввести понятия устойчивые сочетания слов, фразеологизмы; развивающая: развивать умения использовать в собственной речи устойчивые сочетания; воспитательная: воспитывать любовь к слову и интерес к русскому языку; |
|||||
Технологии, методы, приемы |
Поисковые методы обучения |
|||||
Основные понятия, термины |
Устойчивые сочетания слов, фразеологизмы |
|||||
|
Планируемый результат |
|||||
Предметный правописные умения: - каллиграфически правильно писать слова; - правильно списывать слова и предложения; - выделять орфограммы в области гласных на письме; учебно-языковые: - раскрывать сущность понятия «фразеологизм»; речевые умения: - понимать выразительные возможности фразеологических оборотов; - объяснять значение фразеологических оборотов; - использовать фразеологизмы в собственной речи.
|
Личностный: - проявлять интерес к изучению темы; положительное отношение к изучению темы; - осознание собственных достижений при освоении учебной темы; - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; - стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной. Метапредметный: - определять различия синонимов, антонимов и фразеологизмов и обосновывать своё мнение; - определять в тексте фразеологизмы и обосновывать своё мнение; - классифицировать слова на основе их лексического значения и обосновывать своё мнение; - использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном пространстве Интернете); - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения; - определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения.
|
|||||
Организация пространства |
||||||
Формы работы |
Ресурсы |
|||||
Фронтальная Индивидуальная Работа в парах |
Книгопечатная продукция: Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина «Русский язык» 2 класс 2 часть; презентация «Устойчивые сочетания слов»; электронное приложение по русскому языку «Устойчивые сочетания слов». |
|||||
Технология обучения |
||||||
Этапы урока |
Формируемые умения |
Оформление доски, наглядность |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||
I. Организационный |
УУД: - осуществлять самоконтроль; - слушать и понимать речь других; строить рассуждение. |
Учитель вывешивает слова на доске в рассыпную. |
– Здравствуйте, дети! – А сейчас пора за работу. Сели красиво и правильно, записали дату в тетрадь. – У меня в файле лежали слова, которые я разделила на три группы. Но пока я пришла они рассыпались. – Поможете собрать их в три группы? |
– Здравствуйте! Ученики готовы к работе, приветствуют учителя и записывают дату в тетрадь.
– Поможем! |
||
II. Актуализация опорных знаний |
УУД: - определять границы собственного знания/незнания; - учиться прогнозировать; - слушать и понимать речь учителя, строить рассуждения. |
МНОГОЗНАЧНЫЕ
СИНОНИМЫ
АНТОНИМЫ |
– Почему эти слова вы поместили в эту группу? – Как называются такие слова? – Молодцы! Вспомнили. – Какие слова вы поместили во вторую группу? Почему? – Как называются такие слова? – Как называются слова, которые вы поместили в третью группу? – Какова роль этих слов в нашей речи?
– А вы умеете находить эти слова? – Хотите проверить? |
– Потому что эти слова имеют несколько значений. – Многозначные слова.
– Синонимы.
– Антонимы.
– Они украшают нашу речь, делают его более разнообразной, точной. – Умеем!
– Хотим! |
||
III. Введение в тему урока |
УУД: - осознавать необходимость открытия нового знания для овладения правильной речью. |
|
– Прочитайте словосочетания на доске. –
Какое из записанных существительных является словарным словом? (ВОРОНА) дети – – Запишите эти
слова в тетрадь, начиная с середины строки. – Какой автомобиль? – Какая ворона? – Труд какой? – Теперь замените эти слова– антонимами. Запишем полученные словосочетания. |
Читают сочетания слов.
Заменяют их синонимами – словарными словами.
дети – ребята
– Грустные. – Старый. – Черная. – Тяжелый. Веселые ребята |
||
IV. Открытие нового знания |
УУД: - формулировать тему урока, учебную задачу; - объяснять сущность понятий устойчивые сочетания слов, фразеологизмы; пользоваться термином фразеологизмы; - наблюдать, выделять существенные признаки фразеологизмов; |
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ- УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ |
– Какое словосочетание показалось вам необычным? – А говорим ли мы так? – Когда так говорим? – Где будем искать значение этих слов? – А каким словарем мы будем пользоваться? – Мы используем фразеологический словарь. В этом словаре собраны не слова, а устойчивые сочетания слов. – А кто-то уже нам может сказать, как называются такие устойчивые сочетания слов? – Ребята посмотрите на это слово, прочитайте его. Фразеологизм – это сложное слово. Оно образовалось от двух греческих слов «фразис» – выражение и «логос» – учение, т.е. фразеология – это наука, изучающая устойчивые выражения. Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, т.е. в их составе нельзя заменить ни слово, ни порядок слов. Слова теряют свою самостоятельность. – А кто уже догадался, какая тема нашего урока? –
Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? |
– Белая ворона.
– Да. – Нет. – Когда чувствуем себя не комфортно. – В словаре.
– Толковым, орфографическим.
– Фразеологизмы!
Выводят тему урока, ставят задачи. – Фразеологизмы.
– Узнать, что такое фразеологизмы, понимать и объяснять их значение, правильно использовать в речи. |
||
V. Физкультминутка |
|
|
– А теперь пришло время отдохнуть. |
Учащиеся выполняют физкультминутку. |
||
VI. Применение нового знания |
УУД: - правильно записывать устойчивые сочетания слов; - уметь объяснять значение фразеологизмов; - принимать цель деятельности; осуществлять самоконтроль; - анализировать, сравнивать, делать выводы. |
Работать, не покладая рук.
|
– Вы уже хорошо умеете работать в группах и парах. – Как думаете сможете составить памятку, только не совсем обычную, а из фразеологизмов. – Хотите проверить себя? – Приготовьте красный и зеленый карандаши, договоритесь с соседом, кто каким карандашом будет работать. – Перед вами карточка. Поставьте карандашом красного цвета минус рядом с тем фразеологизмом, который будет нам мешать в работе. А карандашиком зеленого цвета поставьте плюс рядом с выражениями, которые нам будут помогать. – Проверим правильность выполненной работы. – Что вы заметили? – В какой столбик вы поместили фразеологизм «бить баклуши»? –
А как быть, чтобы точно узнать значение фразеологизма? – Теперь мы знаем, в какую колонку поместить это выражение. – Посмотрите внимательно на первую колонку. Найдите фразеологизмы со значением «не лениться» (трудиться в поте лица, работать, не покладая рук). –
Ребята, а как можно назвать эти фразеологизмы, если они близкие по
смыслу? –
А теперь посмотрите на фразеологизмы из первого столбика и второго столбика.
Чем они являются? – Запишите в тетрадь фразеологизм, который станет девизом вашей работы сегодня. – За работу, друзья! Вам нужно соединить фразеологизм с его значением. – Назовите фразеологизм со значением близко (рукой подать) – Молодцы! – Теперь открываем учебник на стр. 36 и находим упр. № 51. Прочитайте задание. – Действительно ли в последнем предложении речь идёт о коте, который плакал? – Почему? – Какое значение имеет сочетание слов кот наплакал? – Давайте проверим, правильно ли мы с вами объяснили значение этого фразеологизма. – Как же считает профессор Самоваров?
– Какова роль фразеологизмов в нашей речи?
– Хотите проверить себя? |
– Конечно, сможем!
– Хотим! Дети готовят карандаши.
Выполняют задание вместе.
– Нет фразеологизма «бить баклуши».
– Посмотреть в словаре.
– Давайте!
– Во вторую.
Работа со значением фразеологизмов, поиск среди них синонимов и антонимов.
– Синонимы. Оказывается и среди фразеологизмов есть синонимы!
– Антонимами.
– Мы поняли и объяснили значение фразеологизмов.
Один ученик выполняет задание на ноутбуке, другие проверяют.
– Нет, это фразеологизм.
– Очень мало, почти ничего.
Дети читают сообщение профессора Самоварова на стр. 37. – Фразеологизмы делают нашу речь яркой, образной и выразительной. – Хотим! |
||
VII. Итог урока. Рефлексия |
УУД: - объяснять сущность понятия фразеологизмы, пользоваться термином фразеологизмы; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - давать оценку собственной деятельности на уроке. |
|
– Я вам показываю картинки, вы называете фразеологизм. – Какой фразеологизм изображен? – Как вы её понимаете?
– Какой фразеологизм изображен? – Как вы её понимаете?
– Какой фразеологизм изображен? – Как вы её понимаете?
– Какой фразеологизм изображен? – Как вы её понимаете?
– Какой фразеологизм изображен? – Как вы её понимаете?
– Давайте подведем итоги работы. Что вы узнали и чему научились сегодня? – Возьмите сигнальные карточки, обсудите с соседом. Вам нужно проголосовать вместе. · Зеленая карточка, если работа была успешной. · Карточка жёлтого цвета, если вы справились с работой, но с некоторыми замечаниями. · Красная карточка, если работа пока не получилась. Домашнее задание: Упр. 52 на стр. 37. – Кто-то хочет
поделиться своим мнением о работе? |
– Курица лапой.
– Писать или рисовать неразборчиво, непонятно и некрасиво. – Зарубить на носу.
– Запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
– Водить за нос.
– Вводить в заблуждение, обманывать.
– Убить двух зайцев.
– Одновременно решить две какие-то проблемы.
–Брать быка за рога. – Выполнять какое-то дело твердо, решительно и последовательно. – Мы узнали, что такое фразеологизмы. Узнали их значения.
Записывают домашнее задание в дневниках. |
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.