Технологическая карта урока по теме: "Устойчивые сочетания слов" (2 класс, русский язык)
Оценка 4.9

Технологическая карта урока по теме: "Устойчивые сочетания слов" (2 класс, русский язык)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык +1
2 кл
04.04.2017
Технологическая карта урока по теме: "Устойчивые сочетания слов" (2 класс, русский язык)
карта урока.docx

Технологическая карта урока

Дата: 13.02.2015 г.

МАОУ СОШ № 31 г. Стерлитамак

Тема: «Устойчивые сочетания слов» (УМК «Перспектива»)

Ф. И. О.: Петрова Марина Владимировна

Учебный предмет

Русский язык

Класс

2 Б

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цели урка

Образовательная: ввести понятия устойчивые сочетания слов, фразеологизмы;

развивающая: развивать умения использовать в собственной речи устойчивые сочетания;

воспитательная: воспитывать любовь к слову и интерес к русскому языку;

Технологии, методы, приемы

Поисковые методы обучения

Основные понятия, термины

Устойчивые сочетания слов, фразеологизмы

 

Планируемый результат

Предметный

правописные умения:

- каллиграфически правильно писать слова;

- правильно списывать слова и предложения;

- выделять орфограммы в области гласных на письме;

учебно-языковые:

- раскрывать сущность понятия «фразеологизм»;

речевые умения:

- понимать выразительные возможности фразеологических оборотов;

- объяснять значение фразеологических оборотов;

- использовать фразеологизмы в собственной речи.

 

Личностный:

- проявлять интерес к изучению темы; положительное отношение к изучению темы;

- осознание собственных достижений при освоении учебной темы;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

- стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной.

Метапредметный:

- определять различия синонимов, антонимов и фразеологизмов и обосновывать своё мнение;

- определять в тексте фразеологизмы и обосновывать своё мнение;

- классифицировать слова на основе их лексического значения и обосновывать своё мнение;

- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном пространстве Интернете);

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения;

- определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения.

 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Книгопечатная продукция: Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина «Русский язык» 2 класс 2 часть; презентация «Устойчивые сочетания слов»; электронное приложение по русскому языку «Устойчивые сочетания слов».

Технология обучения

Этапы урока

Формируемые умения

Оформление доски, наглядность

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный

УУД:

- осуществлять самоконтроль;

- слушать и понимать речь других; строить рассуждение.

 

 

 

 

Учитель вывешивает слова на доске в рассыпную.

– Здравствуйте, дети!

– А сейчас пора за работу. Сели красиво и правильно, записали дату в тетрадь.

– У меня в файле лежали слова, которые я разделила на три группы. Но пока я пришла они рассыпались.

– Поможете собрать их в три группы?

– Здравствуйте!

Ученики готовы к работе, приветствуют учителя и записывают дату в тетрадь.

 

 

 

 

 

– Поможем!

II. Актуализация опорных знаний

УУД:

- определять границы собственного знания/незнания;

- учиться прогнозировать;

- слушать и понимать речь учителя, строить рассуждения.

 

 

МНОГОЗНАЧНЫЕ

 

 

 

 

 

СИНОНИМЫ

 

АНТОНИМЫ

– Почему эти слова вы поместили в эту группу?

– Как называются такие слова?

– Молодцы! Вспомнили.

– Какие слова вы поместили во вторую группу? Почему?

– Как называются такие слова?

– Как называются слова, которые вы поместили в третью группу?

– Какова роль этих слов в нашей речи?

 

– А вы умеете находить эти слова?

– Хотите проверить?

– Потому что эти слова имеют несколько значений.

– Многозначные слова.

 

 

 

 

 

– Синонимы.

 

– Антонимы.

 

 

– Они украшают нашу речь, делают его более разнообразной, точной.

– Умеем!

 

– Хотим!

III. Введение в тему урока

УУД:

- осознавать необходимость открытия нового знания для овладения правильной речью.

http://festival.1september.ru/articles/646446/img2.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://festival.1september.ru/articles/646446/img4.jpg

– Прочитайте словосочетания на доске.

– Какое из записанных существительных является словарным словом? (ВОРОНА)
– Замените остальные существительные синонимами – словарными словами.

дети –
автомобиль –
ворона
труд –

– Запишите эти слова в тетрадь, начиная с середины строки.
– Какие дети?

– Какой автомобиль?

– Какая ворона?

– Труд какой?

– Теперь замените эти слова– антонимами. Запишем полученные словосочетания.

Читают сочетания слов.

 

 

 

 

 

Заменяют их синонимами – словарными словами.

 

дети – ребята
автомобиль – машина
ворона
труд – работа

 

 

 

 

– Грустные.

– Старый.

– Черная.

– Тяжелый.

Веселые ребята
новая машина
белая ворона
легкая работа

IV. Открытие нового знания

УУД:

- формулировать тему урока, учебную задачу;

- объяснять сущность понятий устойчивые сочетания слов, фразеологизмы; пользоваться термином фразеологизмы;

- наблюдать, выделять существенные признаки фразеологизмов;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ-

УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ

– Какое словосочетание показалось вам необычным?

– А говорим ли мы так?

– Когда так говорим?

– Где будем искать значение этих слов?

– А каким словарем мы будем пользоваться?

– Мы используем фразеологический словарь. В этом словаре собраны не слова, а устойчивые сочетания слов.

– А кто-то уже нам может сказать, как называются такие устойчивые сочетания слов?

– Ребята посмотрите на это слово, прочитайте его. Фразеологизм – это сложное слово. Оно образовалось от двух греческих слов «фразис» – выражение и «логос» – учение, т.е. фразеология – это наука, изучающая устойчивые выражения. Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, т.е. в их составе нельзя заменить ни слово, ни порядок слов. Слова теряют свою самостоятельность.

– А кто уже догадался, какая тема нашего урока?

– Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

– Белая ворона.

 

– Да. – Нет.

– Когда чувствуем себя не комфортно.

– В словаре.

 

– Толковым, орфографическим.

 

 

 

– Фразеологизмы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводят тему урока, ставят задачи.

– Фразеологизмы.

 

– Узнать, что такое фразеологизмы, понимать и объяснять их значение, правильно использовать в речи.

V. Физкультминутка

 

 

– А теперь пришло время отдохнуть.

Учащиеся выполняют физкультминутку.

VI. Применение нового знания

УУД:

- правильно записывать устойчивые сочетания слов;

- уметь объяснять значение фразеологизмов;

- принимать цель деятельности; осуществлять самоконтроль;

- анализировать, сравнивать, делать выводы.

 

 

 

 

 

 

http://festival.1september.ru/articles/646446/img11.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://festival.1september.ru/articles/646446/img13.jpg

 

 

 

http://festival.1september.ru/articles/646446/img16.jpghttp://festival.1september.ru/articles/646446/img17.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работать, не покладая рук.

 

 

http://festival.1september.ru/articles/646446/img19.jpg

– Вы уже хорошо умеете работать в группах и парах.

– Как думаете сможете составить памятку, только не совсем обычную, а из фразеологизмов.

– Хотите проверить себя?

– Приготовьте красный и зеленый карандаши, договоритесь с соседом, кто каким карандашом будет работать.

– Перед вами карточка. Поставьте карандашом красного цвета минус рядом с тем фразеологизмом, который будет нам мешать в работе. А карандашиком зеленого цвета поставьте плюс рядом с выражениями, которые нам будут помогать.

– Проверим правильность выполненной работы.

– Что вы заметили?

– В какой столбик вы поместили фразеологизм «бить баклуши»?

– А как быть, чтобы точно узнать значение фразеологизма?
– Давайте послушаем  профессора Ивана Ивановича Самоварова

– Теперь мы знаем, в какую колонку поместить это выражение.

– Посмотрите внимательно на первую колонку. Найдите фразеологизмы со значением «не лениться» (трудиться в поте лица, работать, не покладая рук). 

– Ребята, а как можно назвать эти фразеологизмы, если они близкие по смыслу? 
– А сейчас посмотрите во второй колонке фразеологизмы со значением «лениться» (сидеть, сложа руки, работать, спустя рукава, бить баклуши) Это тоже фразеологизмы-синонимы. 

– А теперь посмотрите на фразеологизмы из первого столбика и второго столбика. Чем они являются? 
– Оказывается среди фразеологизмов есть и антонимы!
– Ребята, а что помогло вам выполнить работу верно?

– Запишите в тетрадь фразеологизм, который станет девизом вашей работы сегодня.

– За работу, друзья! Вам нужно соединить фразеологизм с его значением.

– Назовите фразеологизм со значением

близко (рукой подать)
молчать (держать язык за зубами)
думать (ломать голову)
рано (ни свет ни заря)
обидеться (надуть губы)
унывать (падать духом)
мало (капля в море)
обманывать (пускать пыль в глаза)

– Молодцы!

– Теперь открываем учебник на стр. 36 и находим упр. № 51. Прочитайте задание.

– Действительно ли в последнем предложении речь идёт о коте, который плакал?

– Почему?

– Какое значение имеет сочетание слов кот наплакал?

– Давайте проверим, правильно ли мы с вами объяснили значение этого фразеологизма.

– Как же считает профессор Самоваров?

 

– Какова роль фразеологизмов в нашей речи?

 

– Хотите проверить себя?

 

 

 

 

– Конечно, сможем!

 

 

 

– Хотим!

Дети готовят карандаши.

 

 

 

 

 

Выполняют задание вместе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Нет фразеологизма «бить баклуши».

 

– Посмотреть в словаре.

 

 

– Давайте!

 

 

– Во вторую.

 

 

Работа со значением фразеологизмов, поиск среди них синонимов и антонимов.

 

 

 

– Синонимы. Оказывается и среди фразеологизмов есть синонимы!

 

 

 

 

 

 

 

 

– Антонимами. 

 

 

 

 

 

 

– Мы поняли и объяснили значение фразеологизмов. 

 

 

 

 

 

Один ученик выполняет задание на ноутбуке, другие проверяют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Нет, это фразеологизм.

 

 

 

– Очень мало, почти ничего.

 

 

 

 

 

 

Дети читают сообщение профессора Самоварова на стр. 37.

– Фразеологизмы делают нашу речь яркой, образной и выразительной.

– Хотим!

VII. Итог урока. Рефлексия

УУД:

- объяснять сущность понятия фразеологизмы, пользоваться термином фразеологизмы;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- давать оценку собственной деятельности на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Я вам показываю картинки, вы называете фразеологизм.

– Какой фразеологизм изображен?

– Как вы её понимаете?

 

 

 

 

– Какой фразеологизм изображен?

– Как вы её понимаете?

 

 

 

 

 

 

 

– Какой фразеологизм изображен?

– Как вы её понимаете?

 

 

 

 

– Какой фразеологизм изображен?

– Как вы её понимаете?

 

 

 

 

 

– Какой фразеологизм изображен?

– Как вы её понимаете?

 

 

– Давайте подведем итоги работы. Что вы узнали и чему научились сегодня?

– Возьмите сигнальные карточки, обсудите с соседом. Вам нужно проголосовать вместе.

·         Зеленая карточка, если работа была успешной.

·         Карточка жёлтого цвета, если вы справились с работой, но с некоторыми замечаниями.

·         Красная карточка, если работа пока не получилась.

Домашнее задание: Упр. 52 на стр. 37.

– Кто-то хочет поделиться своим мнением о работе?
– Вы хорошо потрудились сегодня. Спасибо за урок!

 

 

 

– Курица лапой.

 

Писать или рисовать неразборчиво, непонятно и некрасиво.

– Зарубить на носу.

 

Запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.

 

 

 

 

 

– Водить за нос.

 

Вводить в заблуждение, обманывать.

 

 

 

– Убить двух зайцев.

 

Одновременно решить две какие-то проблемы.

 

 

 

–Брать быка за рога.

Выполнять какое-то дело твердо, решительно и последовательно.

– Мы узнали, что такое фразеологизмы. Узнали их значения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание в дневниках.

 


 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Личностный: - проявлять интерес к изучению темы; положительное отношение к изучению темы; - осознание собственных достижений при освоении учебной темы; - развивать навыки сотрудничества со…

Личностный: - проявлять интерес к изучению темы; положительное отношение к изучению темы; - осознание собственных достижений при освоении учебной темы; - развивать навыки сотрудничества со…

Оформление доски, наглядностьДеятельность учителяДеятельность ученика

Оформление доски, наглядностьДеятельность учителяДеятельность ученика

Хотите проверить? – Потому что эти слова имеют несколько значений

Хотите проверить? – Потому что эти слова имеют несколько значений

Прочитайте словосочетания на доске

Прочитайте словосочетания на доске

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ- УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ- УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ

УУД: - правильно записывать устойчивые сочетания слов; - уметь объяснять значение фразеологизмов; - принимать цель деятельности; осуществлять самоконтроль; - анализировать, сравнивать, делать выводы

УУД: - правильно записывать устойчивые сочетания слов; - уметь объяснять значение фразеологизмов; - принимать цель деятельности; осуществлять самоконтроль; - анализировать, сравнивать, делать выводы

Работать, не покладая рук. –

Работать, не покладая рук. –

Работать, не покладая рук. –

Работать, не покладая рук. –

Почему? – Какое значение имеет сочетание слов кот наплакал? –

Почему? – Какое значение имеет сочетание слов кот наплакал? –

Дети читают сообщение профессора

Дети читают сообщение профессора

Я вам показываю картинки, вы называете фразеологизм

Я вам показываю картинки, вы называете фразеологизм

Зеленая карточка, если работа была успешной

Зеленая карточка, если работа была успешной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017