Тема Проблематика рассказа Г.Садулаева «День Победы»
Цель Проживание нравственного смысла понятия «честь», «долг»
Тип урока Работа с художественным текстом
Планируемые результаты Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме, формировать навыки анализа художественного текста
Личностные: формировать ценностное отношение к содержанию понятий честь, нравственное достоинство, историческая память, интернационализм, препятствовать возрождению фашизма
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Принимать познавательную цель, следовать ей при выполнении учебных действий
Коммуникативные: общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией, учиться действовать с учётом позиции другого и согласовывать свои действия, работая в группеконспект
Технологическая карта урока литературы
Ход урока
Этапы
урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Стратегии смыслового чтения
/Технологии
Организаци
онный
регулятивные:
планировать учебное
сотрудничество
Приветствует учащихся.
Настраивает на общение с
художественным текстом.
Предтекст
овая
работа
коммуникативные:
настраиваться на
единую устремлённость
к познанию в
сотрудничестве
регулятивные:
самостоятельно
формулировать
познавательную
цель и выстраивать
действия в
соответствии с
ней.
коммуникативные:
представлять
конкретное
содержание в
форме устного
высказывания
личностные:
демонстрировать
результат деятельности
Текстовая
работа
познавательные:
анализировать
информацию,
полученную из
художественного
текста
личные:
Предлагает
проанализировать
словарную статью, на
основе которой учащиеся
определяют ключевое
слово темы.
Стадия вызова.
«Восстанови слово».
Рассечение вопроса»
Цель стратегии: смысловая догадка о
возможном содержании текста на
основе слова, содержащегося в
названии рассказа
Просмотр видеоролика «Лучший клип
ко Дню Победы»
Целеполагание
«Чтение вслух» (попеременное
чтение)
Цель стратегии: читать текст по
абзацам, читать с пониманием, задача
слушающих – задавать чтецу вопросы,
чтобы проверить, понимает ли он
читаемый текст
Каковы ваши
предположения, о чём
сегодня на уроке пойдёт
речь?
Сформулируйте цель
нашего урока. Что мы
хотим узнать? Чему
научиться? Какие формы
работы нам могут в этом
помочь? Есть ли у победы
цена? Можно ли победить
в одиночку?.....
Прочитайте текст
рассказа, передавая копию
текста следующему чтецу.
Первым читает учитель,
затем он передаёт текст
первому слушателю.
Таким образом, все
читают попеременно.Послетекст
овая
работа
воспринимать
информацию,
сравнивать с
собственными знаниями
коммуникативные:
корректно выражать
собственную точку
зрения, оппонировать
познавательные:
уметь решать проблему,
строить
логические
рассуждения, выдвигать
гипотезы
и
обосновывать их
коммуникативные:
уметь чётко излагать
свои
мысли,
взаимодействовать в
группе
личностные:
поступки
оценивать
героев с точки зрения
общечеловеческих норм
и
нравственных
ценностей
и
осознанное
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
форме с построением
логической
цепи
рассуждений,
доказательств
Приём «Ромашка вопросов»:
простой вопрос.
уточняющий вопрос,
почему…
как ты думаешь…
оценочный вопрос
«литература и жизнь»
Восстановите цитаты,
обсудите в группах, как
вы понимаете смысл
цитаты, как он
перекликается с текстом
рассказа Г.Садулаева?
«Двойной дневник»
Цель: при таком чтении лист делится
на две колонки. В первой колонке дана
цитата, во второй – нужно дать
комментарии к цитате, толкование
смысла слов.
«Собери определения»
Цель стратегии: хаотично
разбросанные на слайде определения
необходимо собрать, записать их
названия. Цифра вверху слайда
указывает на количество
зашифрованных в нём терминов
Проблемное утверждение.
приём «Градусник»
Цель стратегии: через несколько
секунд обдумывания каждому ученику
необходимо поднять карточку «+» ,
«« или половинку «+» в зависимости
от того, согласен он с утверждением,
не согласен или затрудняется в выборе
Соберите рассыпавшиеся
определения, запишите их,
объясните применительно
к прочитанному рассказу
Обдумайте утверждения:
Герои смогли бы
сохранить свои жизни,
если бы вели себя более
осмотрительно и
осторожно.
За долгие годы после
Великой Победы наша
страна изменилась,
изменились люди в этой
стране, поменялись их
представления о том, что
считалось непоколебимым
и неразменным.Рефлексия.
Подведени
е итогов.
Личностные:
осознанать
нравственноэтическую
ценность понятий честь,
нравственное
достоинство, долг
Коммуникативные:
формулировать
собственные мысли и
высказывать их, строить
небольшие
монологические
высказывания
Познавательные:
синтезировать знания
по теме
Прочтите и
прокомментируйте
высказывания (о чести,
нравственном
достоинстве, долге,
исторической памяти).
Подготовьте выступление
на 40 секунд на основе
выбранного вами
высказывания.
Какой была главная цель
нашего урока?
Какой момент был
наиболее важным в том,
что вы сегодня изучали?
Какой момент остался
наименее ясным?
«Сорок секунд красноречия»
Цель стратегии: на доске прикреплены
4 высказывания. Приглашаются 4
ученика, которым предлагается,
опираясь на материал сегодняшнего
урока, раскрыть смысл выбранной им
фразы. На выступление даётся 40
секунд.
Диалог учителя и учеников
Домашнее
задание
Написать сочинение формата ЕГЭ по тексту рассказа Г.Садулаева «День Победы»
Источники:
1. Герман Садулаев «Я – чеченец», издво «Уральский рабочий», 2005
2. «Лучший клип ко Дню Победы», видеоклип.