Технологическая карта урока психологии по теме "Темперамент"

  • Образовательные программы
  • Повышение квалификации
  • Работа в классе
  • docx
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока по теме "Темперамент и характер. Темперамент и способности" для студентов 2 курса педагогического колледжа.Задачи: Практические: активизация и усвоение понятий по теме «Темперамент» Образовательные: 1. Формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций (ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 3.1., ПК 4.1.) определять по поведению (его описанию) тип темперамента человека, устанавливать связи между типом темперамента и общением, характером, способностями Развивающие: 1. Развивать коммуникативные способности, умения межличностного общения. 2. Развивать умения анализировать учебный материал и соотносить его с практикой. строить межличностное взаимодействие с учетом особенностей темпераментов. Воспитательные: 1. Воспитывать устойчивую мотивацию к будущей профессии.психология
Иконка файла материала психология.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ 1. Общая характеристика урока Группа: 221 Дата: 29.11.2017 Время: 8.00 Кабинет:6 Учебная дисциплина, МДК: ОП.02. Психология Раздел программы: Свойства личности Тема: Темперамент и общение. Темперамент и характер. Темперамент и способности. Тип урока: комбинированный. Организационная форма проведения учебного занятия: лекционно­практическое. Цель: сформировать представление обучающихся о типах темперамента и их проявлении в деятельности Задачи: Практические: активизация и усвоение понятий по теме «Темперамент» Образовательные: 1. Формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций (ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 3.1., ПК 4.1.) определять по поведению (его описанию) тип темперамента человека, устанавливать связи между типом темперамента и общением, характером,  способностями Развивающие: 1. Развивать коммуникативные способности, умения межличностного общения. 2. Развивать умения анализировать учебный материал и соотносить его с практикой. строить межличностное взаимодействие с учетом особенностей темпераментов. Воспитательные: 1. Воспитывать устойчивую мотивацию к будущей профессии. Формируемые ОК: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и  личностного развития. Формируемые ПК (УУД): ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты. ПК 4.1. Выбирать учебно­методический комплект, разрабатывать учебно­методические материалы (рабочие программы, учебно­тематические планы) на  основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной  организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. Оборудование:Компьютер с лицензионным программным обеспечением; Презентации преподавателя и обучающихся Видеоролики «Типы темперамента» Листы с вопросами для обсуждения 2 1. Предварительная хронометрия урока контроля уровня усвоения знаний и сформированности умений и навыков Этап учебного занятия Подэтап учебного занятия 1. Подготовка учащихся к 1.1. Организационный момент учебной деятельности 1.2. Сообщение темы и цели занятия 2. Основная часть занятия 2.1. Презентация типов темперамента обучающимися 1.3. Актуализация умений, навыков и знаний, подлежащих контролю 2.2. Обсуждение (работа в группах) 2.3. Обучающая часть занятия 2.4. Контроль уровня усвоения знаний, умений и навыков 3. Завершающий этап занятия 3.1. Подведение итогов занятия, мониторинг результативности 3.2. Рефлексия 3.3. Организационный момент, д/з Этап урока, время Задачи этапа 1. 1. Орг. момент 1. Подготовка учащихся к учебной деятельност и Используемые формы, методы, приемы, средства ­ подготовить  обучающихся к  работе Деятельность преподавателя Деятельность студента Взаимное приветствие преподавателя и обучающихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности обучающихся к уроку, организация внимания.1.2. Сообщение  темы и цели  занятия ­ создать условия  для включения в  учебную  деятельность Эвристическая  беседа Задает вопросы,  связанные с темой  урока 3 1.3. Актуализация  умений, навыков и  знаний,  подлежащих  контролю ­ активизация  мыслительных  процессов Фронтальный  опрос Задает вопросы 2.1. Презентация  типов  темперамента  обучающимися 2.2. Обсуждение  (работа в группах) ­ актуализация  знаний по теме,  обобщение Устное сообщение  обучающихся с  презентацией Комментирует,  оценивает Установление  логических связей  между изучаемым и  изученным  материалом Обсуждение  предложенных  вопросов Комментирует 2.3. Обучающая  часть занятия ­ помочь правильно  определять нужную  информацию Проблемные  вопросы Предлагает искать  ответ 2.4. Контроль  уровня усвоения  знаний. ­контроль уровня  сформированности  знаний, умений и  навыков по теме Сравнение  полученных  результатов по  практической части с предъявленными  критериями. Организует работу. 1. Основная часть учебного занятия3.1. Подведение  итогов занятия. 3. Завершающий этап занятия 3.2. Рефлексия Беседа ­ оценить  результаты работы  в виде  методических  рекомендаций. ­проанализировать  основные моменты  своей деятельности Беседа 3. Орг.момент Завершить урок 4 Задает вопросы по  изученной теме,  оценивают  результат  практической  деятельности Вопросы по  результатам  работы ТЕМА: Темперамент и общение. Темперамент и характер. Темперамент и способности. ПЛАН­КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА 1. Оргмомент. 2. Объявление темы, целей урока. Продолжим изучение темы «Темперамент». Подробнее остановимся на разделах Темперамент и  общение. Темперамент и характер. Темперамент и способности. В процессе работы формируем общие и профессиональные компетенции: Формируемые ОК: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней  устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных  задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения  профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Формируемые ПК: ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные  результаты. 3. Актуализация знаний Начнем урок с повторения изученного. Прошу вас ответить на вопросы: Дайте определение типа темперамента. Что является физиологической основой типа темперамента? Какой тип нервной системы соответствует каждому из темпераментов? 4. Презентации типов темперамента ­ Вы подготовили презентации типов темперамента, прошу вас их представить.5 5. Работа в группах ­ Вы достаточно много знаете о типах темперамента. Мы изучили также познавательные процессы.  Следующий вид работы, возможно, будет для вас не простым. Я предлагаю вам при помощи  рассуждений с опорой на знания по психологии найти ответы на предложенные вопросы. Работа будет проходить в группах. Разделитесь на 6 групп. Каждая получает по вопросу. Ваша задача в течение 2 минут найти ответ на вопрос и представит его в таком виде: 1. Вопрос. 2. Предположение (мы предполагаем, что…). 3. 2­3 аргумента, подтверждающих предположение. 4. Вывод в одном предложении. 5. Вывод записывается на доске. Вопросы: 1. Существует ли зависимость между типом темперамента и волей человека? 2. Как связаны поведение и темперамент человека? 3. Влияет ли тип темперамента человека на развитие его воображения? 4. Зависит ли уровень развития мышления человека от его темперамента? 5. Как связаны темперамент и память человека? 6. Какие типы темперамента обеспечивают успешность учителя в его профессиональной  деятельности? 6 ВЫВОД. Студент: Таким образом, мы пришли к следующим выводам: (на доске). 7.Объяснение нового материала. Прошу вас открыть тетради для лекций. Мы продолжаем изучение темы «темперамент». Следующий вопрос, который мы рассмотрим, Темперамент и общение. Запишите в тетради. Для того, чтобы рассмотреть проявление типов темпераментов в общении, нам необходимо  определиться с понятием общения. Как вы понимаете термин общение с точки зрения психологии? Я предлагаю вам такое определение общения: Общение – взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с  целью налаживания отношений и и достижение общего результата (М.И.Лисина) (запишите это  определение) Подробнее этот процесс будет изучаться вами в специальном курсе «Психология общения». Пока  коснемся его с точки зрения нашей темы. Нам важно рассмотреть, как проявляются в общении типы  темперамента. А проявляются они по­разному. Как вы думаете, почему? (подвижность, уравновешенность, сила нервной системы, особенности Т).Важным характеристиками общения, дающими информацию о его особенностях, являются: 6 1. 2. 3. 4. 5. ­ эмоциональность человека и её внешнее проявление, ­ особенности установления контактов с другими людьми, ­ Направленность общения, ­ поведение человека в конфликте ­ Способность к сопереживанию (эмпатия) 8. Заполнение таблицы «Тип темперамента и общение» Рассмотрим эти характеристики для каждого типа темперамента. Для этого заполним таблицу «Тип  темперамента и общение». Работа по презентации. Просмотрите таблицу. Все ли понятно, есть ли вопросы. 9. Понятие «Барьер в общении» А всегда ли легко общаться, все ли типы темперамента общаются между собой комфортно? В психологии существует понятие «барьер в общении», в том числе есть барьер темперамента. Барьер – это субъективные, остро переживаемые, не удовлетворяющие человека контакты с другими  людьми; трудности в общении (В.М.Целуйко) Темпераменты не всегда сосуществуют мирно. Некоторые качества определенных темпераментов  служат причиной возникновения барьеров. Большинство барьеров связано, конечно же, с холериками, их индивидуальными особенностями. Холерик­ меланхолик Холерик­флегматик Флегматик­ холерик. 10. Рефлексия. На следующем занятии, завтра, мы определим ваш тип темперамента. А сейчас я предлагаю вам  предположить, какой тип темперамента у вас. Мы говорили, что темпераменты могут смешиваться, и в  природе редко существуют в чистом виде. Предположили? А теперь предположим, что вы уже закончили колледж и работаете в школе. Предположите, какие  качества вашего темперамента помогут вам в работе, а какие будут мешать. Назовите тип темперамента, положительное и отрицательное качество. 11. ИТОГ. Что вы узнали на уроке. Что поняли. Что научились применять в будущей профессиональной деятельности? В жизни и общении? Спасибо за работу. Оценки.