Разработка технологической карты урока окружающего мира "Разнообразие растений и животных" создает благоприятные условия для здоровья, обучения и развития обучающегося; обобщает знания детей о живой природе, о ее разнообразии и изменчивости, о зависимости от неживой природы, т.е. от условий окружающей среды.Урок позволяет обобщить знания учащихся о живой природе, о её разнообразии и изменчивости; уточнить зависимость живой природы от условий окружающей среды; способствует расширению кругозора детей.
Образовательное учреждение: МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1»
Технологическая карта урока.
1
Класс: 1А
УМК: система Л.В.Занкова
Учитель: Филинова Тамара Николаевна
Предмет: окружающий мир.
Тема: «Разнообразие растений и животных».
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Цель урока: создание благоприятных условий для здоровья, обучения и развития обучающегося, обобщить знания детей
о живой природе, о ее разнообразии и изменчивости, о зависимости от неживой природы, т.е. от условий окружающей
среды.
Задачи урока:
обобщить знания учащихся о живой природе, о её разнообразии и изменчивости; уточнить зависимость живой природы от
условий окружающей среды; способствовать расширению кругозора детей; дифференцировать понятие «живая природа»
от понятия «растения» и «животные»; способствовать развитию наблюдательности, умению делать выводы.
МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1» Учитель начальных классов Филинова Тамара Николаевна2
Планируемые результаты:
Предметные:
Обучающийся научится: называть объекты живой природы; приводить примеры представителей животного и
растительного мира;
Получит возможность научиться: соблюдать правила экологического поведения в природной среде; описывать
наблюдаемые объекты природы,
выделять их существенные признаки; различать группы животных и растений.
Метапредметные:
1.Регулятивные: научиться принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать
выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и
одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; первоначальному умению выполнять
учебные действия в устной, письменной речи, в уме; получит возможность научиться:
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей
работы учителем, товарищами.
МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1» Учитель начальных классов Филинова Тамара Николаевна3
2.Коммуникативные: научиться договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила
вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию,
строить понятные для окружающих высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения
коммуникативных задач.
3.Познавательные:
научиться осуществлять поиск нужной информации в учебнике и в учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в
соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их
отличительных признаков; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; проводить сравнение,
сериацию и классификацию объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливать причинноследственные связи
в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов
решения учебной задачи; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Личностные:
сформировать положительное отношение к познавательной деятельности, интерес к учебному материалу; постараться
получит возможность для формирования: представление о ценности и уникальности природного мира, природоохране,
здоровьесберегающем поведении.
Воспитательные:
1. Воспитание познавательного интереса.
2. Воспитание умения общаться:
МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1» Учитель начальных классов Филинова Тамара Николаевна4
учитель – ученик
ученик ученик
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная; словесный, наглядный, практический.
Основное содержание темы, понятия и термины:
Живая природа. Разнообразие и изменчивость живой природы. Классификация животных. Классификация растений.
Оборудование: компьютерная презентация, проектор, экран, карточки, учебник Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова
«Окружающий мир», часть1,стр.2829,издательский дом «Федоров»,2011.
Этапы урока
Деятельность
Деятельность
Планируемые результаты
1.Самоопределение
к деятельности.
учителя
Включение в деловой
ритм. Устное сообщение
учителя.
У: Долгожданный дан
звонок,
Начинается урок
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать,
смекать!
Скажите, ребята, с какой
обучающихся
Подготовка класса к
работе.
Д: Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
УУД
Личностные: самоопределение;
регулятивные: целеполагание;
коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками
МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1» Учитель начальных классов Филинова Тамара Николаевнацелью вы пришли сегодня
на урок?
Сегодня мы продолжаем
путешествие по стране
знаний.
5
2.Актуализация
знаний.
Давайте не терять время.
Сегодня нас ждёт много
загадок и сюрпризов.
Отгадайте загадки и
подумайте, о чем мы
сегодня будем говорить на
уроке?
Дети читают загадки, которые
написаны на карточках
разного цвета, отгадывают и
занимают места в группе
соответствующего цвету
карточки с загадкой.
Коммуникативные:
способность к связной логически
целесообразной форме речи, умение
рассуждать.
Личностные:
3. Постановка цели и
задач урока.
Мотивация учебной
деятельности
учащихся.
Как одним словом назвать
отгадки?
ЖИВАЯ ПРИРОДА
(на доске)
По каким признакам вы
Это всё дышит, питается,
размножается, растёт.
МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1» Учитель начальных классов Филинова Тамара Николаевна
готовность и способность к
саморазвитию и самообучению,
осуществление учебной деятельности
и взаимодействие с её участниками.
Личностные УУД
проявление положительного
отношения к познавательной
деятельности, интереса к учебному
материалу.определили живую
природу?
А какие условия
необходимы на Земле для
жизни?
Вы совершенно правы, от
этого ещё зависит и
многообразие растений и
животных, населяющих
нашу планету. С самого
детства мы умеем отличать
растения от животных. А
чем же они отличаются?
На какие царства делится
живая природа?
Работа в группах.
Распределите карточки на
группы.
Воздух, свет, солнечное
тепло и вода.
Они разные. У них разный
внешний вид. Растения не
двигаются, только
раскачиваются, а животные
ходят.
Животные, растения, грибы,
бактерии (на доске )
Животные и растения
Животные и растения
6
Регулятивные УУД
планирование своего действия в
соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации.
Познавательные УУД
Общеучебные понимание вопроса, в
соответствии с ним построение
ответа;
Логические осуществление
классификации объектов живой
природы.
Коммуникативные УУД
учет разных мнений и стремление к
координации различных позиций в
сотрудничестве;
формирование собственного мнения.
МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1» Учитель начальных классов Филинова Тамара Николаевна В воде, на земле, в земле, в
воздухе
В каких группах карточек
оказалось больше?
Кто может сказать, о
каких царствах мы сегодня
поговорим?
Где обитают животные?
Какие животные там
обитают?
Вспомните, на какие
группы мы с вами
разделили животных?
Приведите примеры к
каждой группе
Скачет шустрая синица,
(Прыжки на двух ногах.)
Ей на месте не сидится,
(Прыжки на левой ноге.)
Прыгскок,
прыгскок,
4.Усвоение новых
знаний и способов
действий. Построение
проекта выхода из
затруднения.
Физминутка 1
7
Регулятивные: сохранять заданную
цель, способность к организации,
планированию различных видов
деятельности (репродуктивной,
поисковой, исследовательской,
творческой).
Коммуникативные: умение
высказывать собственную точку
зрения, организовывать совместную
деятельность, деловое
сотрудничество, проводить ролевые
игры, объяснять и доказывать свой
выбор и выполняемые действия;
развивать способность к связной
МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1» Учитель начальных классов Филинова Тамара Николаевна(На правой ноге.)
Завертелась, как волчок.
(Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку,
(Присели.)
Почесала клювом грудку
(Встали,
наклоны
головы.)
И с дорожки – на плетень:
(Прыжки.)
Тири – тири,
Тень – тень – тень!
(Прыжки на двух ногах.)
А. Барто
Работа в группах.
Сейчас мы узнаем с
вами еще о некоторых
видах животных. Вы
5. Первичное
закрепление
8
логически целесообразной форме
речи.
Познавательные общеучебные:
умение анализировать информацию,
моделировать символ мира,
составлять устные высказывания,
структурировать полученные знания,
адекватно оценивать свои действия,
умение работать со схемами и
моделями, установка на поиск
решения проблем.
Личностные: готовность и
способность к саморазвитию и
самообучению, самоконтролю и
самооценке; умение осуществлять
МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1» Учитель начальных классов Филинова Тамара Николаевнабудете работать в
группах.
Задача прочитать,
подумать к какой
группе вы бы отнесли
это животное и зависит
ли его внешний вид от
условий среды
обитания. Затем
представитель от
группы выскажет
мнение группы всему
классу. Время
выполнение работы: 5
минут.
(Учащимся раздаются
иллюстрация и
характеристика о
животном: о страусе
эму, колибри, удаве,
скате, синим ките,
верблюде.
Ребята, закончили
9
учебную деятельность и
взаимодействие с её участниками;
формировать интерес к предмету
Предметные: осознание
целостности окружающего мира,
умение обнаруживать и устанавливать
элементарные связи и зависимости в
природе.
Регулятивные:
учить понимать и сохранять учебную
задачу
воспринимать выделенные учителем
ориентиры действия
оценивать совместно с учителем
результат своих действий и действия
своиходноклассников, вносить
соответствующие коррективы
Познавательные:
МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1» Учитель начальных классов Филинова Тамара Николаевна10
осуществлять анализ, синтез,
сравнение, обобщение
учить использовать знаково
символические средства
Коммуникативные:
учить воспринимать и осмысливать
звучащую роль
строить понятные высказывания
работу. Посмотрите на
меня. На какие
вопросы вы искали
ответы?
К какой группе мы бы
отнесли наше
животное, и зависит ли
его внешний вид от
условий среды
обитания.
Пожалуйста,
представитель первой
группы выходи к
доске. А остальные
слушают внимательно,
после сообщения я
задам вам вопросы.
(Выступление
представителя группы)
О каком животном
нам рассказала первая
группа?
Итак, к какой группе
МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1» Учитель начальных классов Филинова Тамара Николаевна11
мы отнесем это
животное?
Почему?
Зависит ли внешний
вид колибри от
условий обитания?
О каком животном
нам рассказала вторая
группа?
Итак, к какой группе
мы отнесем это
животное?
Почему?
Зависит ли внешний
вид страусаэму от
условий обитания?
О каком животном
нам рассказала третья
группа?
Итак, к какой группе
мы отнесем это
животное?
Почему?
О колибри.
К группе птицы.
О страусе эму.
К группе птицы.
МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1» Учитель начальных классов Филинова Тамара Николаевна12
Зависит ли внешний
вид удава от условий
обитания?
О каком животном
нам рассказала
четвертая группа?
Итак, к какой группе
мы отнесем это
животное?
Почему?
Зависит ли внешний
вид ската от условий
обитания?
О каком животном
нам рассказала пятая
группа?
Итак, к какой группе
мы отнесем это
животное?
Почему?
Зависит ли внешний
вид верблюда от
условий обитания?
Об удаве.
К группе пресмыкающиеся
О скате.
МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1» Учитель начальных классов Филинова Тамара Николаевна13
К группе рыбы.
О верблюде.
К группе
млекопитающие.
О синем ките.
О каком животном
нам рассказала шестая
группа?
Итак, к какой группе
мы отнесем это
животное?
.
Почему?
Зависит ли внешний
вид синего китаот
условий обитания?
Вывод: Ребята, мы с
вами познакомились
лишь с некоторыми
видами животных, на
самом деле мир
животных очень
разнообразен, каждое
животное посвоему
интересно. Узнали, что
внешний вид животных,
так же как и растений,
зависит от условий
МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1» Учитель начальных классов Филинова Тамара Николаевнаобитания.
К группе млекопитающие
14
На какие три группы
можно разделить растения?
Д: карликовая береза,
бамбук, секвойя,
можжевельник, клен,
шиповник, одуванчик.
(на доске)
Идет классификация
растений:
Деревья, кустарник,
МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1» Учитель начальных классов Филинова Тамара Николаевнатравянистые растения.
Соотнесите эти
иллюстрации и
группами растений,
которые мы выделили.
К какой группе
относится бамбук?
К деревьям, к
травянистым
растениям.
Почему вы так
решили? Докажите?
Так. У нас возникли
разногласия по поводу
отнесения бамбука к
той или иной группе.
Может быть мы только
это растение не знаем
куда отнести. Давайте
посмотрим дальше.
15
Регулятивные: развивать умения
осуществлять действия по образцу и
заданному правилу, сохранять
заданную цель, способность к
организации, планированию
творческой деятельности.
Предметные:
Физминутка 2
(музыкальная)
6. Самостоятельная
работа с проверкой.
осознание целостности окружающего
мира, умение обнаруживать и
МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1» Учитель начальных классов Филинова Тамара Николаевна(карликовая береза)
Мы опять не знаем к
какой группе отнести
карликовую березу.
Ведь мы выделили с
вами признаки, по
которым то или иное
растение относится к
определенной группе.
Может быть мы забыли
про какието признаки?
Может мы не знаем
признаков именно этих
растений?
Давайте в этом
разберемся.
Идет работа такая же,
как с животными.
Ребята на нашей
планете очень много
16
устанавливать элементарные связи и
зависимости в природе; умение
использовать полученные знания в
продуктивной и преобразующей
деятельности; расширение кругозора и
культурного опыта школьника; умение
воспринимать мир не только
рационально, но и образно.
Регулятивные: умение
осуществлять развёрнутые действия
контроля и самоконтроля.
Коммуникативные: формировать
умение высказывать собственную
точку зрения, объяснять и доказывать
свой выбор и выполняемые действия;
развивать способность к связной
логически целесообразной форме
речи.
Личностные:
Формировать готовность и
МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1» Учитель начальных классов Филинова Тамара Николаевнарастений различных
видов, о которых мы
еще не знаем.
Но об этом вы будете
узнавать на других уроках.
Ребята, вы видите, как
разнообразен и удивителен
животный и растительный
мир?
Работа с учебником.
(с.2829)
Откройте учебник на
с.2829. Рассмотрите
картинку в учебнике,
каких животных вы
видите?
А какое разнообразие
растений можно увидеть?
Рассмотрите растения.
Сравните, обсудите
17
способность к саморазвитию и
самообучению, самоконтролю и
самооценке.
Личностные:
наличие познавательных интересов,
учебных мотивов.
МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1» Учитель начальных классов Филинова Тамара Николаевна18
Регулятивные :
принятие и сохранение учебной
задачи, соответствующему этапу
обучения.
Познавательные:
Общеучебные – осуществление поиска
необходимой информации для
выполнения учебной задачи в разных
источниках;
осознанное и произвольное
построение речевого высказывания в
устной форме;
Логические – установление причинно
следственных связей;
анализ изучаемых объектов
окружающего мира.
Коммуникативные:
МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1» Учитель начальных классов Филинова Тамара Николаевна
различия.
Практическая работа
(Работа в парах)
Отметьте животных на
с.2829.
Сколько их?
Какие животные вас
удивили?
Беседа об охране
растительного и животного
мира.
Скажите, пожалуйста,
всегда ли растениям и
животным комфортно?
Какое участие мы можем
принять по защите
животных и растений?
Когда вы удивились
больше всего?19
умение задавать вопросы;
умение контролировать действия
партнера.
Что для вас показалось
самым интересным?
Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять.
Спасибо за урок!
7. Обобщение и
систематизация
знаний.
(Ученик читает
стихотворение)
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом
зените,
На проталинках солнечные
блики,
Личностные:
Имеют представление о границах
собственного знания и «незнания».
МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1» Учитель начальных классов Филинова Тамара Николаевна8. Рефлексия
деятельности (итог
урока).
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от
баобаба.
Ястреба, парящего над
полем.
Ясный месяц над речным
покоем.
Ласточку, мелькающую в
жите.
Берегите землю! Берегите!
20
Регулятивные:
Оценивание совместно с учителем или
одноклассниками результата своих
действий, внесение соответствующих
корректив; осуществление контроля
по результату.
Познавательные:
Общеучебные – осознанное и
произвольное построение речевого
высказывания в устной форме;
логические – установление причинно –
следственных связей.
МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1» Учитель начальных классов Филинова Тамара Николаевна21
МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1» Учитель начальных классов Филинова Тамара Николаевна