Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мценска
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока математики (ФГОС)
Тема: «»Метр. Соотношение единиц длины»
2 класс
Учитель высшей категории: Сотникова Ирина Николаевна Цель: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о новой единице измерения длины – метре; закрепить
знание структуры первого шага учебной деятельности и умение выполнять УУД, входящие в его структуру.
Планируемые результаты
Предметные
Знания:
единица измерения длины – 1 метр.
Умения:
измерять, записывать числом длину предметов в м, см, дм.
Метапредметные
Познавательные УУД:
с помощью учителя выделять существенную информацию;
анализировать, сравнивать, обобщать информацию для решения проблемы;
РегулятивныеУУД:
определять способы решения учебной задачи;
планировать учебные действия с помощью учителя при решении учебной задачи;
оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.
Коммуникативные УУД:
отвечать на вопросы;
осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении;
допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.
Личностные:
мотивы учебной деятельности;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
учебнопознавательный интерес к новому способу решения частных задач;
мотивация к творческому труду. Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения: деятельностный
Оборудование: ∙ мультимедиа проектор; компьютер, экран; презентация; индивидуальные «волшебные экраны»; историческая
справка; 4 модели метра из бумаги; цветные полоски бумаги длиной 1 дм; клей; учебник, тетрадь; «Карта успеха» для каждой
группы; карточки для творческого применения открытых знаний для каждой группы; «Опросник» для самодиагностики для
каждого ученика; разные модели метра.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
План урока.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I Мотивация
(самоопределение) к
учебной деятельности.
Цель:
1) мотивировать учащихся
к учебной деятельности
посредством создания
эмоциональной
обстановки;
2) определить
содержательные рамки
урока.
Всем! Всем! Добрый день!
Прочь с дороги нашей лень.
В школу мы пришли знания добывать,
Учиться думать, размышлять.
Ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!
Я желаю вам сегодня на уроке удачи, точных
расчетов и вычислений, новых открытий.
Слайд.
Наш девиз: «За всякое дело берись умело».
Учащиеся поворачиваются в парах
лицом друг к другу, берутся за руки и
улыбаются.
Хором читают девиз, написанный на
экране, отображающий слайд
презентации.
Какую тему вы изучаете в настоящее время на
уроках математики?
Измеряем, сравниваем, складываем и
вычитаем величины.
Кто уверен в своих знаниях по этой теме
поднимут сигналы «зелёная ладошка»; есть
сомнения – «жёлтая ладошка»; не уверен –
«красная ладошка».
Дети показали соответствующие
сигналы обратной связи, среди которых
основная масса приходилась на сигнал
«зелёная ладошка». Сигнала «красная
ладошка» не было.
Итак, вы готовы к изучению следующей темы?
Каким способом вы будете изучать новую тему?
Сначала надо понять, что мы не знаем, а
затем самим построить новый способ.
Как вам удобнее выполнить эту работу?
УУД, выполняемые
учащимися на данных
этапах
самоопределение (Л);
смыслообразование (Л);
целеполагание (П);
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками (К).) На доске для каждой группы вывешивается
«Карта успеха», в которой отражается
самооценка своей работы на каждом этапе, а
затем это делает учитель. Для оценки
используются полоски зелёного цвета – всё
верно; жёлтый – сомневаюсь; красный –
неуверен.
.
Математический диктант.
Найдите разность чисел 45 и 23 (22).
Первое слагаемое – 38, второе – 19.
Найдите значение суммы (57).
Уменьшите 60 на 34 (26).
На сколько 73 больше 60? (На 13)
Уменьшаемое – 30, вычитаемое – 16.
Найдите разность (14).
Найдите сумму чисел 38 и 12 (50).
(На слайде появляются ответы: 22, 57, 26, 13,
14, 50
Молодцы!
Расположите эти числа в порядке возрастания
Слайд (13. 14, 22, 26. 50. 57)
Сравните их с рядом чисел. Эти числа
одинаковые?
Слайд
13. 14, 22, 26. 50. 57
1дм 3см; 14 мм; 22см; 2см6 мм; 50 мм; 5дм7см
Этими именованными числами измеряем и
записываем, какую величину?
Назвать наименьшее в этом ряду число,
перевести его в см и мм;
наибольшее – перевести в см;
II. Актуализация
знаний и фиксирование
индивидуального
затруднения в пробном
действии.
Цель:
1) актуализировать
учебное содержание,
необходимое и
достаточное для
восприятия нового
материала: повторить
соотношение дм см,
сммм; приём перевода
меньших единиц в большие
и наоборот;
2) актуализировать
мыслительные операции,
необходимые и
достаточные для
восприятия нового
материала: анализ,
обобщение, синтез.
3) зафиксировать все
повторяемые понятия и
алгоритмы в виде схем,
Мы будем работать в «группах».
По желанию дети рассаживаются по 4
группам, договариваются и выбирают в
группе командира.
По команде учителя записывают и
показывают значения выражений на
индивидуальных «волшебных экранах»
Нет. Это именованные числа.
Именованными числами мы измеряем и
записываем длину различных
предметов.
Объясняют приём перевода меньших
единиц в большие и наоборот.
анализ, синтез,
сравнение, обобщение,
аналогия, классификация,
сериация (П);
извлечение необходимой
информации из текстов
(П);
использование знаково
символических средств
(П);
осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания
(П);
подведение под понятие
(П);
выполнение пробного
учебного действия (Р);
фиксирование
индивидуального за
труднения в пробном
действии (Р);
волевая саморегуляция в
ситуации затруднения (Р);
выражение своих мыслей
с достаточной полнотой и По группам даются задания:
1гр. – измерить длину рабочей тетради;
2гр. – измерить длину дневника;
3гр – измерить длину карандаша;
4гр – измерить длину пенала
Почему вы быстро и правильно справились с
поставленной задачей?
Теперь с помощью этой же линейки измерьте
длину крышки своего ученического стола.
Что вы заметили?
Да, действительно, очень неудобно в данном
случае пользоваться этой линейкой и дм, см для
измерения длины.
затруднение. Что вам надо теперь сделать?
Молодцы, вы смогли зафиксировать свое
Поэтому у людей и возникла необходимость
ввести новую, более крупную единицу измерения.
Учащиеся быстро выполняют задания,
выполняя измерения с помощью
ученической линейки.
Мы знаем единицы длины дм, см и мм,
их соотношение и умеем пользоваться
линейкой.
Неудобно измерять, слишком
маленькая линейка и долго считали его
длину в дм и см. Получили и разные
ответы.
Нам надо подумать и найти причину
затруднения.
Нужна более крупная единица длины и
большая линейка.
символов.
III Выявление места и
причины затруднения
Цель:
1) организовать
коммуникативное
взаимодействие, в ходе
которого выявляется и
фиксируется
отличительное свойство
задания, вызвавшего
затруднение в учебной
деятельности;
2)сформировать
способность к выявлению
места и причины
затруднений в собственной
деятельности;
3) согласовать цель и тему
урока.
точностью (К);
аргументация своего
мнения и позиции в
коммуникации (К);
учет разных мнений (К);
использование,
критериев для обос
нования своего суждения
(К).
анализ, синтез, сравнение,
обобщение аналогия (Л);
подведение под понятие
(П):
определение основной и
второстепенной
информации (П);
постановка и
формулирование
проблемы (П);
структурирование
знаний (П);
осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания
(П);
волевая саморегуляция
в ситуации затруднения
(Р);
выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и точностью IV. Построение плана
проекта выхода из
затруднения.
Цель:
1) сформулировать цель
урока;
2) организовать
коммуникативное
взаимодействие (в
«группах», фронтально)
для построения нового
способа действия;
строят план достижения
цели;
3) зафиксировать новый
способ действия.
Может быть, ктото из вас слышал или знает
более крупные единицы длины?
С километром мы будем знакомиться в 3 классе.
Подумайте, как будет называться тема
сегодняшнего урока. О чем пойдет речь?
Верно, сегодня на уроке мы с вами
познакомимся с новой единицей измерения –
метром; узнаем соотношение м и см, м и дм.
Будем учиться измерять и записывать длину
разных предметов, выраженных в метрах,
дециметрах и сантиметрах. Познакомимся с
разными инструментами (рулетка, деревянный
метр, метр для шитья)
Слайд. Тема урока: «Метр. Соотношение единиц
длины»
Составим план действий.
Слайд. Появляется план, в котором намеренно
изменён его порядок.
(К);
аргументация своего
мнения и позиции в
коммуникации (К);
— учет разных мнений,
координирование разных
позиций (К);
разрешение конфликтов
(К).
самоопределение (Л);
смыслообразование (Л);
анализ, синтез,
сравнение, обобщение,
аналогии (Л);
самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели(П);
— поиск и выделение
необходимой ин
формации (П);
выбор наиболее
эффективных способов
решения задач (П);
планирование (П);
прогнозирование (П);
структурирование
знаний (П);
— осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания
(П);
волевая саморегуляция
в ситуации затруднения
(Р);
выражение своих
мыслей с достаточной
Несколько детей назвали км и метр.
Дети высказывают свои предположения.
Учащиеся выстраивают правильную
последовательность действий.
1) Найти информацию о метре:
как записывается эта единица в
математике;
познакомиться с разными
моделями метра;
2)Определить соотношение метра с
дециметром и сантиметром. 3) Выбрать наиболее удобный
инструмент для измерения длины
крышки ученического стола.
V. Реализация
построенного проекта.
Цель:
1) организовать
коммуникативное
взаимодействие по
осуществлению плана;
2) зафиксировать новый
способ действия в
знаковой форме.
Каждая группа получила в печатном виде
информацию «Историческая справка».
Какой считают единицу измерения метр?
Почему неудобно было пользоваться единицами
длины, которые раньше существовали?
Как принято обозначать метр в математике?
Дети самостоятельно по группам
выбирают информацию о метре в
соответствии с планом.
Метр – самая главная единица
измерения. Это родоначальник
большого семейства единиц, которое
носит его имя (Метрическая система
мер). Метр появился на свет в конце
XVIII века во Франции.
Так как нельзя правильно измерить что
либо с помощью разных мерок. Так
родилась новая единица измерения –
метр – с постоянной одинаковой
величиной во всех странах.
В математике принято сокращённо
обозначать единицу длины – метр одной
буквой М .
Какие бывают модели метра?
Бывают разные модели метра:
полнотой и точностью
(К);
аргументация своего
мнения и позиции в
коммуникации (К);
учет разных мнений (К);
— использование
критериев для
обоснования своего
суждения (К).
— планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками (К);
разрешение конфликтов
(К).
смыслообразование (Л);
анализ, синтез,
сравнение, обобщение.
аналогия, классификация,
сериация (П):
волевая саморегуляция
(Р):
познавательная
инициатива (Р);
выдвижение гипотез и
их обоснование (П);
поиск необходимой
информации (Л);
использование
знаковосимволических
средств (П);
моделирование и
преобразование моделей
разных типов (предметы
схемы, знаки и т.д.) (П);
. установление причинно (У каждой группы на столе появляется
демонстрационный деревянный метр, рулетка,
метр для шитья. Практическое знакомство.)
деревянный, как у нас в классе,
железный рулетка для измерения
досок, окон и многих других больших
предметов; метр для шитья – им
удобно снимать мерки.
Каждая группа в «Карте успеха» отразила
самооценку после работы с информацией.
Затем это сделал учитель.
Вы всё узнали о метре?
Для этого мы отправимся в исследовательскую
лабораторию, где вы найдёте ответ на этот вопрос.
Каждая группа. завершив работу, вывешивает
на классную доску свою модель бумажного
метра с наклеенными на нём полосками в 1 дм.
Ниже заполняет таблицу о соотношении
метра и дм ; метра и см.
Самооценка в «Карте Успеха»
Не знаем соотношение метра и
дециметра, метра и сантиметра.
Выдвигают свои предположения
(гипотезы), как это сделать.
Дети в группах договариваются и
распределяют между собой
обязанности:
главный инженер командир,
координирует работу всех членов
группы;
инженеры – исследователи,
приклеивают разноцветные полоски
1дм на бумажную модель метра;
аналитики – делают вывод о
соотношении метра и дм, метра и см;
записывают вывод.
Сравниваем результаты. Вывод.
1 м =10 дм
1м = 100 см
При проверке учащиеся объяснили,
каким способом они посчитали
количество дециметров в 1 метре,
количество сантиметров в 1 метре.
следственных связей (П);
самостоятельное
создание способов
решения проблем
творческого и поискового
характера на основе
метода рефлексивной
самоорганизации (П);
осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания
(П);
построение логической
цепи рассуждений,
доказательство (П);
нравственноэтическое
оценивание усваиваемого
содержания (Л);
осознание
ответственности за
общее дело (Л);
следование в поведении
моральным нормам и
этическим требованиям
(Л);
— выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и точностью
(К);
адекватное
использование речевых
средств для решения
коммуникационных задач
(К);
формулирование и
аргументация своего
мнения и позиции в Проверяем свой вывод по учебнику УМК
«Гармония» часть 2, стр.48
Слайды. Физминутка.
VI. Первичное
закрепление с
проговариванием во
внешней речи.
Цель:
1) зафиксировать умение
измерять, записывать
длину предметов в см, дм,
м.
Возвращаемся к измерению длины и ширины
ученического стола с помощью рулетки.
Записываем результат в тетради.
Длина – 1м 20 см = 1м 2дм =120 см;
Ширина = 50 см = 5 дм
Слайд. Задания.
Учащиеся объяснили, что удобнее
выполнять измерения длины в данном
случае рулеткой или
демонстрационным метром. Записать
длину стола в метрах и сантиметрах.
Объяснили, пользуясь полученными
данными, перевод метра в см или дм и
наоборот.
коммуникации (К);
учет разных мнений,
координирование разных
позиций (К);
использование
критериев для
обоснования своего
суждения (К).
достижение
договоренностей и
согласование общего
решения (К);
разрешение конфликтов
(К).
анализ, синтез, сравнение,
обобщение. аналогия,
сериация, классификация
(П)
— извлечение из текстов
необходимой информации
(П);
—моделирование и
преобразование моделей
разных типов (П);
использование
знаковосимволических
средств (П);
подведение под понятие
(П);
установление причинно
следственных связей (П);
выполнение действий по
алгоритму (П);
осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания
(П); построение логической
цепи рассуждений,
доказательство (П);
выражение своих мыслей
с достаточной полнотой и
точностью (К);
адекватное использование
речевых средств для
решения коммуникаци
онных задач (К);
формулирование и
аргументация своего
мнения в коммуникации
(К);
учет разных мнений,
координирование в
сотрудничестве разных
позиций (К);
использование критериев
для обоснования своего
суждения (К).
достижение
договоренностей и
согласование общего
решения (К);
осознание
ответственности за общее
дело (Л);
следование в поведении
моральным нормам и
этическим требованиям
(Л).
— анализ, синтез,
сравнение, обобщение
аналогия, сериация,
классификация (П);
— извлечение из текстов
VII. Самостоятельная
работа с самопроверкой
по эталону.
Цель:
1) организовать
Работа по учебнику в тетрадях : выполняют
задания стр. 8 № 160, стр. 49 № 162.
Проверка.
Учащиеся выполняют задания стр. 8 №
160, стр. 49 № 162.(учебник
«Математика 2 класс» авт
Н.Б.Истомина) самостоятельное
выполнение учащимися
заданий на умение
измерять, записывать
длину предметов в см, дм,
м.
2) тренировать
способность к
самоконтролю и
самооценке;
VIII Включение в
систему знаний и
повторение.
Цель:
1) тренировать навыки
использования нового
содержания совместно с
ранее изученным.
Форма работы: в группах.
Творческое применение открытых знаний.
Каждая группа получает практическое задание и
записывает результат в таблице.
С помощью рулетки
1 группа измеряет и записывает длину
классной комнаты;
2 группа длину и высоту классной
доски;
3 группа – длину и ширину классной
двери;
4 группа – ширину и высоту шкафа.
Самопроверка по эталону.
необходимой информации
(П);
— использование знаково
символических средств
(П);
— подведение под понятие
(П);
— выполнение действий по
алгоритму (П);
— доказательство (П);
— контроль (Р);
— коррекция (Р);
— оценка (Р);
— волевая саморегуляция в
ситуации затруднения (Р);
— осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания
(П);
— выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и точностью
(К);
— использование
критериев для обос
нования своего суждения
(К).
нравственноэтическое
оценивание усваиваемого
содержания (Л);
анализ, синтез, сравнение,
обобщение, аналогия,
сериация, классификация
(П);
понимание текстов,
извлечение необходимой
информации (П); Каждая группа, завершая работу, делает
самооценку в «Карте Успеха», потом – учитель.
Эти знания и умения пригодятся вам в
обычной жизни?
Это необходимо, чтобы купить в
квартиру шторы или ковёр; и т. д.
подведение под понятие
(П);
моделирование,
преобразование модели
(П);
использование знаково
символических средств
(П);
установление причинно
следственных связей (П);
выведение следствий (П);
самостоятельное
создание алгоритмов
деятельности (П);
выполнение действий по
алгоритму
(П):
построение логической
цепи рассуждений (П);
доказательство (П);
осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания
(П);
контроль, коррекция,
оценка (Р);
выражение своих мыслей
с достаточной полнотой и
точностью (К);
формулирование и
аргументация своего
мнения в коммуникации
(К);
учет разных мнений,
координирование в
сотрудничестве разных
позиций (К); использование критериев
для обоснования своего
суждения (К).
— достижение
договоренностей и
согласование общего
решения (К):
постановка вопросов (К);
адекватное использование
речевых средств для
решения коммуникаци
онных задач (К);
—управление поведением
партнера (Ю;
осознание
ответственности за общее
дело (Л);
— следование в поведении
моральным нормам и
этическим требованиям
(Л).
рефлексия способов и
условий действия (П);
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности (Л);
самооценка на основе
критерия успешности (Л);
адекватное понимание
причин успеха /неуспеха в
учебной деятельности (Л);
выражение своих мыслей
с достаточной полнотой и
точностью (К):
формулирование и
аргументация своего
IX. Рефлексия учебной
деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое
правило, изученное на
уроке;
2) оценить результаты
собственной
деятельности;
3) согласовать домашнее
задание
Что нового вы узнали на уроке?
Какое затруднение у вас возникло? В чем была
причина затруднения?
Какую цель перед собой поставили?
Каким способом действовали?
Достигли ли поставленной цели? Объясните
свою позицию.
Кто нам больше всех помог сегодня на уроке,
кого мы можем поблагодарить?
Оцените свою собственную работу по
индивидуальному «Опроснику».
Какие затруднения остались? Над чем надо еще
поработать?
Как вы думаете, каким будет ваш следующий
шаг?
Индивидуальные ответы на вопросы.
Учащиеся оценивают свою собственную
работу
индивидуальному
«Опроснику» для диагностики.
по
Нам нужно определить длину и ширину
ковра для своей комнаты, так как об Обсуждение домашнего задания.
Слайд.
Обязательная часть: стр. 49 № 166 из учебника.
По желанию: определить длину и ширину ковра
для своей комнаты; найти его периметр.
этом был задан вопрос в «Опроснике»
мнения, учет разных
мнений (Ю:
использование критериев
для обоснования своего
суждения (К);
планирование учебного
сотрудничества (К);
следование в поведении
моральным нормам и
этическим требованиям
(Л).
Технологическая карта урока русского языка на тему "Написание слов с парной согласной на конце" 1 класс ФГОС
Технологическая карта урока русского языка на тему "Написание слов с парной согласной на конце" 1 класс ФГОС
Технологическая карта урока русского языка на тему "Написание слов с парной согласной на конце" 1 класс ФГОС
Технологическая карта урока русского языка на тему "Написание слов с парной согласной на конце" 1 класс ФГОС
Технологическая карта урока русского языка на тему "Написание слов с парной согласной на конце" 1 класс ФГОС
Технологическая карта урока русского языка на тему "Написание слов с парной согласной на конце" 1 класс ФГОС
Технологическая карта урока русского языка на тему "Написание слов с парной согласной на конце" 1 класс ФГОС
Технологическая карта урока русского языка на тему "Написание слов с парной согласной на конце" 1 класс ФГОС
Технологическая карта урока русского языка на тему "Написание слов с парной согласной на конце" 1 класс ФГОС
Технологическая карта урока русского языка на тему "Написание слов с парной согласной на конце" 1 класс ФГОС
Технологическая карта урока русского языка на тему "Написание слов с парной согласной на конце" 1 класс ФГОС
Технологическая карта урока русского языка на тему "Написание слов с парной согласной на конце" 1 класс ФГОС
Технологическая карта урока русского языка на тему "Написание слов с парной согласной на конце" 1 класс ФГОС
Технологическая карта урока русского языка на тему "Написание слов с парной согласной на конце" 1 класс ФГОС
Технологическая карта урока русского языка на тему "Написание слов с парной согласной на конце" 1 класс ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.