Технологическая карта урока русского языка "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 07.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок разработан с целью повторения и систематизации сведений об имени прилагательном и основных орфографических правилах, с ним связанных. Тип урока - урок рефлексии. В соответствии с требованиями ФГОС в технологической карте прописаны планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты. Урок построен с использованием технологии проблемного обучения, ИКТ. Все этапы урока продуманы, четко структурированы. С целью повышения мотивации учащихся к обучению на уроке используются произведения Э.Успенского, что предполагает к тому же интеграцию русского языка и литературы.
Иконка файла материала Кудряшова ТВ.doc
Урок русского языка в 5 классе «Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»  Кудряшова Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №23» г. Воркуты Цель деятельности  учителя Тип урока Планируемые  образовательные  результаты Технологии и методы  обучения Оборудование Наглядно­ демонстрационный  материал Повторить и  систематизировать сведения об имени прилагательном и основных орфографических  правилах, с  ним связанных; подготовиться к контрольной работе Урок рефлексии Предметные: знать, как характеризовать имя прилагательное по значению, морфологическим признакам и  синтаксической роли, как писать безударные окончания прилагательных, краткие формы прилагательных, какова роль  прилагательных в речи; уметь находить прилагательные в тексте, определять морфологические признаки  прилагательного; употреблять прилагательные в речи. Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести  самостоятельный поиск информации;  Личностные: развитие способности к самооценке и оценке знаний одноклассников; формирование умения работать в  группах, согласовывать свою деятельность с деятельностью других. ИКТ, технология КСО, технология проблемного обучения, частично­поисковый метод Мультимедийный проектор, ноутбук, экран, мобильный класс Мультимедийный ряд: фрагмент мультфильма «Каникулы в Простоквашино» (письмо дяди Федора родителям),  презентация «Э.Успенский – детский писатель», «Викторина по произведениям Э.Успенского». Организационная структура урока Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты,  задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодейст вия Формируемые умения (УУД) Промежуточный контрольМотивация к учебной деятельност и Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся усвоению изучаемого материала к   Вступительное слово.  Предлагает   прочитать   текст (письмо   дяди   Федора   из   книги Э.Успенского   «Каникулы   в Простоквашино») «Мои   папа   и   мама!   Я   живу   хорошо. Просто   замечательно.   У   меня   есть   свой дом.   Он   (_________________).   В   нем   одна комната и кухня. Я без вас очень скучаю. (_____________), Здоровье   у   меня   не   очень:   то   лапы ломит,   то   хвост   отваливается.   Потому что, (__________) мои папа и мама, жизнь у меня   была     полная лишений и выгоняний. Но сейчас и колбаса у меня есть, и молоко (____________) стоит в   мисочке   на   полу.   А   на   днях   я   линять начал,   (____________)   шерсть   с   меня сыплется   –   хоть   в   дом   не   заходи.   Зато (____________) – (________________)   и   (________________). Просто каракуль. растет     Определение автора   и   название произведения. Фронтальная парная   Читают   текст, выполняют задания учителя: определяют,   что в тексте пропущены прилагательные; называют произведение   и автора, адресанта письма.  Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия,   операции, сравнивают свой текст с оригиналом. Коммуникативны е:  работают в парах (обмениваются мнениями,   учатся принимать   позицию партнера).   (___________)   мои   папа   и   мама!   Вы теперь   меня   не   узнаете.   Хвост   у   меня крючком, нос (______________) и лохматость повысилась. Я такой (_____________) стал, прямо – ух!   торчком, уши     До  свидания.  Ваш  сын  –  Дядя Шарик. (текст распечатан)    какие   слова ­   Определите, пропущены в тексте.  ­ Вспомните произведение, откуда взят   отрывок,   и   автора произведения.  ­ Вы догадались, ребята, что это письмо   написали   герои   книги Эдуарда   Успенского   «Дядя Актуализаци я   и   пробное учебное Воспроизведение ранее изученного, Читают   текст письма и восстанавливают   Парная Познавательные: выполняют   учебно­ познавательные Восстановленный текст  Сравнение   своегодействие. установление преемственных связей   прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.   Федор, пес и кот». У этого автора замечательные, удивительно добрые   и   остроумные   книги. Своим искрометным весельем они поднимают   настроение.   По произведениям   Э   Успенского сделаны мультфильмы.  Мультимедийная   презентация «Э.Успенский   и   его   книги» (слайды 1­3). Работа с текстом. ­   Восстановите   текст,   вставив прилагательные.  ­   Прочитайте   восстановленный текст письма. ­   Чьи   тексты   совпали?   Кто   был ближе к автору? ­   Как   вы   думаете,   какова   цель сегодняшнего урока? Формулирует   цель   учебной деятельности   с учащимися. совместно     Выпишите   из Упражнение.    отрывка ­ прилагательные   с существительными   и   определите род, число, падеж прилагательных. Весна   в   Простоквашино   всем   радость приносила. Например, Печкину неожиданно Целеполаган ие. Выявление места   причины затруднения и Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа.  на Выполнение задания нахождение прилагательных и   определение морфологически х признаков.   памяти. по Слушают фрагмент мультфильма и сравнивают тексты. Определяют роль прилагательных в тексте. текста   с   текстом автора   действия, осуществляют   для решения задачи операции   анализа, сравнения. Коммуникативны е:  слушают, отвечают на вопрос, формулируют собственные мысли.  Письменная работа. ответы.   Устные Индивидуаль ная, фронтальная.   на   учебной Отвечают вопросы. Формулируют цель деятельности совместно   учителем.  Записывают дату и тему урока. с Выполняют упражнение. Знакомят   результатами работы, слушают с   Познавательные: выполняют   учебно­ познавательные действия. Личностные: свои осознают трудности и стремятся   к   их преодолению, проявляют к способность самооценке   своих действий. Регулятивные:и   обсуждают ответы товарищей. зарплату повысили, и у него сразу интерес к жизни резко возрос. Он сразу стал все рекламные журналы покупать   и   внимательно   прочитывать.   А когда   его   старшая   сестра   —   Акулина Ивановна Печкина ему старый телевизор из города   привезла,   он   и   вовсе   рекламой увлёкся.   Сидит   себе   на   солнышке   на завалинке   у   почты   и   журналы рассматривает.   Увидит   рекламу, Как только он увидит рекламу, сразу ей   что   наши верит. автомобили   лучшие,   Увидит рекламу,   что   от   сосательных   конфет «Чупа­чупс»   зубы   улучшаются,   верит   и сразу в магазин бежит покупать.   верит. осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативны е:  задают вопросы с целью   получения необходимой   для решения   проблемы информации. Вот как­то вечером прибежал он к дяде Фёдору и кричит: — Ой! Ой! Сегодня по телевизору опять новые таблетки для похудения показывали. Съешь такую таблетку — и по килограмму в день теряешь. Пять таблеток принял — и от   тебя   ничего   не   осталось  (материал распечатан). ­   Сколько   словосочетаний   вы выписали? (6) ­   Зачитайте   прилагательные, употребленные   в   винительном падеже. ­ Кто такой Печкин? Мультимедийная   презентация «Викторина   по   произведениям Э.Успенского». Физминутка – игра. Решение викторины   по произведениям Э.Успенского. Построение проекта Выполнение задания   Упражнение  правописания на на   повторение   безударных Отгадывают вопросы викторины (можно   разминки постоять). Выполняют упражнение. для Фронтальная Личностные: Ответы учащихся. вспоминают произведения Э.Успенского, героев произведений Индивидуаль ная, Личностные: осознают   свои Письменная работа.   Задаютвыхода   из затруднения.   повышение орфографическо й зоркости учащихся, логического мышления, самостоятельнос ти и самоконтроля. Беседа, обсуждение результатов деятельности.     окончаний прилагательных.  ­   Для   того   чтобы   правильно написать окончания прилагательных,   чем   мы   должны воспользоваться? ­   Допишите прилагательных. окончания   Гена и Чебурашка оказались на платформе маленьк…   подмосковн.   Станции   Березай. Денег   у   них   не   было.   Продуктов   тоже.   И кроме   ягод,   грибов   и   солнца,   им   ничего   в ближайш… время не светило. – Я   теперь   в   председатели   колхоза пойду, – сказал Гена. – Почему? –   удивился   Чебурашка. – Зачем? – Чтобы   деньги   на   обратн…   дорогу заработать. – Да   что   ты,   Гена,   не   надо, –   сказал Чебурашка. – Мы обратно бесплатно, пешком пойдём.   Здесь   недалеко,   всего   двести километров. Торт у нас есть. – Что ж, пойдём, – сказал Гена и грустно покатил   по   платформе   свой   чемодан. – Кажется, наши приключения заканчиваются. для   вопросы уточнения информации. групповая, фронтальная.   Соотносят   свои ответы с ответами товарищей. Выделяют главное, устанавливают причинно­ следственные связи отдельными языковыми явлениями.   между   в   способны возможности учении; адекватно   о рассуждать причинах   своего успеха или неуспеха в   учении,   связывая успехи   с   усилием, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию   прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. из Между   прочим,   Гена   и   Чебурашка   не заметили, что из последн… вагона поезда на платформу выскользнула худощав… женщина в чёрн… плаще и зелён… очках. А то бы они поняли,   что   их   приключения   только начинаются. – Лариска, –   сказала   старуха   своей дрессирован.. крысе, – иди погуляй (материал распечатан). Взаимопроверка. ­   Обменяйтесь   тетрадями. Проверьте   записи   вашего   соседа. Если вы нашли ошибки, исправьте их и объясните. Формулируют собственные мысли, высказывают   и обосновывают свою   точкуОрганизует   и   сопровождает учебную совместную деятельность. Дополняет ответы.     Упражнение  на   закрепление правописания   прилагательных   в краткой форме. ­  Выполните   упражнение   169  (по учебнику). Запишите прилагательные   в   столбик   и образуйте   от   каждого   краткую форму. Объясняет условия выполнения и заданий, проверки   тестовых   размещенных сайте http://uchit.rastu.ru/tests/morfolo giya­imya­ prilagatelnoe.html#51400daef4124 5ca3600000e. на     Самостоятел ьная работа  Выполнение творческого задания   составление связных рассказов. Творческая практическа я деятельност ь по реализации построенног о проекта.   – Реклама «Читайте книги Эдуарда Успенского». ­ Книги Э.Успенского, конечно, не нуждаются   в   рекламе,   их   с удовольствие   читают   и   дети,   и взрослые.   Однако   я   предлагаю вам, ребята, написать рекламу. В рекламе необходимо использовать прилагательные. ­ Конечно, лучшая реклама книгам   зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассникам и делают выводы.     Выполняют   тест и   выставляют себе   оценку   в дневник. Критерии оценивания: «5» ­ 91­100% «4» ­ 78­90% «3» ­ 60­77%  Пишут сочинение­ рекламу, используя прилагательные. Работают в группах   по   4 человека.   Читают работы.   свои Индивидуаль ная Тест. Письменная работа   –   мини­ проект. Групповая.   Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают   и   слушают, извлекая   нужную информацию. Регулятивные:Успенского   –   сами   книги.   Их можно   найти   в   библиотеке,   они есть в продаже. Надеюсь, что эта встреча   с   героями   Эдуарда Успенского   была   для   вас   не последняя.   Вы   снова   и   снова будете возвращаться к его книгам, потому   что   они   учат   любить людей, радоваться всему, что нас окружает,   потому  что   вас   всегда ждет умный и добрый собеседник Эдуард Николаевич Успенский. контролируют учебные   действия, замечают допущенные ошибки;   осознают правило контроля и успешно используют его   в   решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах   с   учетом конкретных   учебно­ познавательных задач, умеют задавать   вопросы для уточнения последовательности работы.       Домашнее задание ­   Выпишите   из   любой   книги Э.Успенского 10 словосочетаний с прилагательными   и   выполните морфологический   разбор   двух прилагательных. ­ пересказ (инсценировку)   главы   (глав)   из любой   понравившейся   вам   книги Э.Успенского уроку к внеклассного чтения.   ПодготовьтеПриложение к уроку (слайды презентаций)