Урок разработан с целью повторения и систематизации сведений об имени прилагательном и основных орфографических правилах, с ним связанных. Тип урока - урок рефлексии. В соответствии с требованиями ФГОС в технологической карте прописаны планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты. Урок построен с использованием технологии проблемного обучения, ИКТ. Все этапы урока продуманы, четко структурированы.
С целью повышения мотивации учащихся к обучению на уроке используются произведения Э.Успенского, что предполагает к тому же интеграцию русского языка и литературы.
Урок русского языка в 5 классе «Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»
Кудряшова Татьяна Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ №23» г. Воркуты
Цель деятельности
учителя
Тип урока
Планируемые
образовательные
результаты
Технологии и методы
обучения
Оборудование
Наглядно
демонстрационный
материал
Повторить и систематизировать сведения об имени прилагательном и основных орфографических правилах, с ним
связанных; подготовиться к контрольной работе
Урок рефлексии
Предметные: знать, как характеризовать имя прилагательное по значению, морфологическим признакам и
синтаксической роли, как писать безударные окончания прилагательных, краткие формы прилагательных, какова роль
прилагательных в речи; уметь находить прилагательные в тексте, определять морфологические признаки
прилагательного; употреблять прилагательные в речи.
Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации;
Личностные: развитие способности к самооценке и оценке знаний одноклассников; формирование умения работать в
группах, согласовывать свою деятельность с деятельностью других.
ИКТ, технология КСО, технология проблемного обучения, частичнопоисковый метод
Мультимедийный проектор, ноутбук, экран, мобильный класс
Мультимедийный ряд: фрагмент мультфильма «Каникулы в Простоквашино» (письмо дяди Федора родителям),
презентация «Э.Успенский – детский писатель», «Викторина по произведениям Э.Успенского».
Организационная структура урока
Этапы
урока
Обучающие и
развивающие
компоненты,
задания и
упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организации
взаимодейст
вия
Формируемые
умения
(УУД)
Промежуточный
контрольМотивация к
учебной
деятельност
и
Эмоциональная,
психологическая
и мотивационная
подготовка
учащихся
усвоению
изучаемого
материала
к
Вступительное слово.
Предлагает прочитать текст
(письмо дяди Федора из книги
Э.Успенского «Каникулы в
Простоквашино»)
«Мои папа и мама! Я живу хорошо.
Просто замечательно. У меня есть свой
дом. Он (_________________). В нем одна
комната и кухня. Я без вас очень скучаю.
(_____________),
Здоровье у меня не очень: то лапы
ломит, то хвост отваливается. Потому
что, (__________) мои папа и мама, жизнь у
меня была
полная
лишений и выгоняний. Но сейчас и колбаса у
меня есть, и молоко (____________) стоит
в мисочке на полу. А на днях я линять
начал, (____________) шерсть с меня
сыплется – хоть в дом не заходи. Зато
(____________)
–
(________________) и (________________).
Просто каракуль.
растет
Определение
автора и название
произведения.
Фронтальная
парная
Читают текст,
выполняют
задания учителя:
определяют, что
в
тексте
пропущены
прилагательные;
называют
произведение и
автора,
адресанта
письма.
Познавательные:
понимают
познавательную
задачу.
Регулятивные:
планируют
необходимые
действия, операции,
сравнивают
свой
текст с оригиналом.
Коммуникативны
е: работают в парах
(обмениваются
мнениями,
учатся
принимать позицию
партнера).
(___________) мои папа и мама! Вы
теперь меня не узнаете. Хвост у меня
крючком,
нос
(______________) и лохматость повысилась.
Я такой (_____________) стал, прямо – ух!
торчком,
уши
До свидания. Ваш сын – Дядя Шарик.
(текст распечатан)
какие слова
Определите,
пропущены в тексте.
Вспомните произведение, откуда
взят отрывок,
и автора
произведения.
Вы догадались, ребята, что это
письмо написали герои книги
Эдуарда Успенского «Дядя
Актуализаци
я и пробное
учебное
Воспроизведение
ранее
изученного,
Читают текст
письма
и
восстанавливают
Парная
Познавательные:
выполняют учебно
познавательные
Восстановленный
текст
Сравнение своегодействие.
установление
преемственных
связей прежних
и новых знаний и
применение их в
новых
ситуациях.
Федор, пес и кот». У этого автора
замечательные,
удивительно
добрые и остроумные книги.
Своим искрометным весельем они
поднимают настроение.
По
произведениям Э Успенского
сделаны мультфильмы.
Мультимедийная презентация
«Э.Успенский и его книги»
(слайды 13).
Работа с текстом.
Восстановите текст, вставив
прилагательные.
Прочитайте восстановленный
текст письма.
Чьи тексты совпали? Кто был
ближе к автору?
Как вы думаете, какова цель
сегодняшнего урока?
Формулирует цель учебной
деятельности
с
учащимися.
совместно
Выпишите из
Упражнение.
отрывка
прилагательные
с
существительными и определите
род, число, падеж прилагательных.
Весна в Простоквашино всем радость
приносила. Например, Печкину неожиданно
Целеполаган
ие.
Выявление
места
причины
затруднения
и
Беседа,
обсуждение
результатов
предыдущего
этапа.
на
Выполнение
задания
нахождение
прилагательных
и определение
морфологически
х признаков.
памяти.
по
Слушают
фрагмент
мультфильма и
сравнивают
тексты.
Определяют
роль
прилагательных
в тексте.
текста с текстом
автора
действия,
осуществляют для
решения
задачи
операции анализа,
сравнения.
Коммуникативны
е:
слушают,
отвечают на вопрос,
формулируют
собственные мысли.
Письменная
работа.
ответы.
Устные
Индивидуаль
ная,
фронтальная.
на
учебной
Отвечают
вопросы.
Формулируют
цель
деятельности
совместно
учителем.
Записывают дату
и тему урока.
с
Выполняют
упражнение.
Знакомят
результатами
работы, слушают
с
Познавательные:
выполняют учебно
познавательные
действия.
Личностные:
свои
осознают
трудности
и
стремятся к их
преодолению,
проявляют
к
способность
самооценке своих
действий.
Регулятивные:и обсуждают
ответы
товарищей.
зарплату повысили, и у него сразу интерес к
жизни резко возрос.
Он сразу стал все рекламные журналы
покупать и внимательно прочитывать. А
когда его старшая сестра — Акулина
Ивановна Печкина ему старый телевизор из
города привезла, он и вовсе рекламой
увлёкся. Сидит себе на солнышке на
завалинке у почты и журналы
рассматривает.
Увидит рекламу,
Как только он увидит рекламу, сразу ей
что наши
верит.
автомобили лучшие,
Увидит
рекламу, что от сосательных конфет
«Чупачупс» зубы улучшаются, верит и
сразу в магазин бежит покупать.
верит.
осознают
недостаточность
своих знаний.
Коммуникативны
е: задают вопросы с
целью получения
необходимой для
решения проблемы
информации.
Вот както вечером прибежал он к дяде
Фёдору и кричит:
— Ой! Ой! Сегодня по телевизору опять
новые таблетки для похудения показывали.
Съешь такую таблетку — и по килограмму
в день теряешь. Пять таблеток принял — и
от тебя ничего не осталось (материал
распечатан).
Сколько словосочетаний вы
выписали? (6)
Зачитайте прилагательные,
употребленные в винительном
падеже.
Кто такой Печкин?
Мультимедийная презентация
«Викторина по произведениям
Э.Успенского».
Физминутка
– игра.
Решение
викторины по
произведениям
Э.Успенского.
Построение
проекта
Выполнение
задания
Упражнение
правописания
на
на повторение
безударных
Отгадывают
вопросы
викторины
(можно
разминки
постоять).
Выполняют
упражнение.
для
Фронтальная Личностные:
Ответы учащихся.
вспоминают
произведения
Э.Успенского,
героев произведений
Индивидуаль
ная,
Личностные:
осознают
свои
Письменная
работа.
Задаютвыхода из
затруднения.
повышение
орфографическо
й
зоркости
учащихся,
логического
мышления,
самостоятельнос
ти
и
самоконтроля.
Беседа,
обсуждение
результатов
деятельности.
окончаний прилагательных.
Для того чтобы правильно
написать
окончания
прилагательных, чем мы должны
воспользоваться?
Допишите
прилагательных.
окончания
Гена и Чебурашка оказались на платформе
маленьк… подмосковн. Станции Березай.
Денег у них не было. Продуктов тоже. И
кроме ягод, грибов и солнца, им ничего в
ближайш… время не светило.
– Я теперь в председатели колхоза
пойду, – сказал Гена.
– Почему? – удивился Чебурашка. –
Зачем?
– Чтобы деньги на обратн… дорогу
заработать.
– Да что ты, Гена, не надо, – сказал
Чебурашка. – Мы обратно бесплатно, пешком
пойдём. Здесь недалеко, всего двести
километров. Торт у нас есть.
– Что ж, пойдём, – сказал Гена и грустно
покатил по платформе свой чемодан. –
Кажется, наши приключения заканчиваются.
для
вопросы
уточнения
информации.
групповая,
фронтальная.
Соотносят свои
ответы
с
ответами
товарищей.
Выделяют
главное,
устанавливают
причинно
следственные
связи
отдельными
языковыми
явлениями.
между
в
способны
возможности
учении;
адекватно
о
рассуждать
причинах
своего
успеха или неуспеха
в учении, связывая
успехи с усилием,
трудолюбием.
Познавательные:
извлекают
необходимую
информацию
прослушанного
объяснения учителя,
высказываний
одноклассников,
систематизируют
собственные знания.
из
Между прочим, Гена и Чебурашка не
заметили, что из последн… вагона поезда на
платформу выскользнула худощав… женщина
в чёрн… плаще и зелён… очках. А то бы они
поняли,
что их приключения только
начинаются.
– Лариска, – сказала старуха своей
дрессирован.. крысе, – иди погуляй (материал
распечатан).
Взаимопроверка.
Обменяйтесь тетрадями.
Проверьте записи вашего соседа.
Если вы нашли ошибки, исправьте
их и объясните.
Формулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою
точкуОрганизует и сопровождает
учебную
совместную
деятельность. Дополняет ответы.
Упражнение на закрепление
правописания прилагательных в
краткой форме.
Выполните упражнение 169 (по
учебнику).
Запишите
прилагательные в столбик и
образуйте от каждого краткую
форму.
Объясняет условия выполнения и
заданий,
проверки тестовых
размещенных
сайте
http://uchit.rastu.ru/tests/morfolo
giyaimya
prilagatelnoe.html#51400daef4124
5ca3600000e.
на
Самостоятел
ьная работа
Выполнение
творческого
задания
составление
связных
рассказов.
Творческая
практическа
я
деятельност
ь
по
реализации
построенног
о проекта.
–
Реклама «Читайте книги Эдуарда
Успенского».
Книги Э.Успенского, конечно, не
нуждаются в рекламе, их с
удовольствие читают и дети, и
взрослые. Однако я предлагаю
вам, ребята, написать рекламу. В
рекламе необходимо использовать
прилагательные.
Конечно, лучшая реклама книгам
зрения.
В
сотрудничестве с
учителем
и
одноклассникам
и
делают
выводы.
Выполняют тест
и выставляют
себе оценку в
дневник.
Критерии
оценивания:
«5» 91100%
«4» 7890%
«3» 6077%
Пишут
сочинение
рекламу,
используя
прилагательные.
Работают
в
группах по 4
человека.
Читают
работы.
свои
Индивидуаль
ная
Тест.
Письменная
работа – мини
проект.
Групповая.
Личностные:
желают приобретать
новые
знания,
умения,
совершенствовать
имеющиеся.
Познавательные:
читают и слушают,
извлекая нужную
информацию.
Регулятивные:Успенского – сами книги. Их
можно найти в библиотеке, они
есть в продаже. Надеюсь, что эта
встреча с героями Эдуарда
Успенского была для вас не
последняя. Вы снова и снова
будете возвращаться к его книгам,
потому что они учат любить
людей, радоваться всему, что нас
окружает, потому что вас всегда
ждет умный и добрый собеседник
Эдуард Николаевич Успенский.
контролируют
учебные действия,
замечают
допущенные
ошибки;
осознают
правило контроля и
успешно используют
его в решении
учебной задачи.
Коммуникативные:
осуществляют
совместную
деятельность
в
парах с учетом
конкретных учебно
познавательных
задач,
умеют
задавать вопросы
для
уточнения
последовательности
работы.
Домашнее
задание
Выпишите из любой книги
Э.Успенского 10 словосочетаний с
прилагательными и выполните
морфологический разбор двух
прилагательных.
пересказ
(инсценировку) главы (глав) из
любой понравившейся вам книги
Э.Успенского
уроку
к
внеклассного чтения.
ПодготовьтеПриложение к уроку (слайды презентаций)