Технологическая карта урока русского языка "Правописание слов с разделительным твердым знаком"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока русского языка "Правописание слов с разделительным твердым знаком"Данный урок построен в соответствии с ФГОС. В основу урока положена технология педагогической мастерской.На данном уроке развитие у обучающихся происходит через осознание своего места в мире и отношение к другим людям, интегративную организацию познавательного процесса, через реализацию коммуникативных и про­блемных видов деятельности.
Иконка файла материала конспект.docx
Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы 1. Прочитай предложение, в котором допущена ошибка, выясни смысл каждого слова. Если ошибка в построении и записи предложения, продумай верный вариант записи, и запиши все предложение, старайся не сделать ошибок. 2. Если ошибка в постановке точки, вопросительного или восклицательного знака в конце предложения, то спиши предложение правильно. Поставь в конце нужный знак. Например: В лесу на полянке расцвели подснежники. Мы сегодня пойдем на экскурсию в лес? Какое замечательное утро! Подчеркни поставленный знак. Запомни. 3. Если неверно написана буква в начале предложения (вместо заглавной написана строчная), то выпиши это предложение правильно, подчеркни первую букву. Например: С деревьев падают желтые, красные, оранжевые листья. 4. Если в слове пропущена буква, или вместо одной буквы написана другая, то напиши слово 3 раза, раздели на слоги, поставь ударение, подчеркни место ошибки. Например: строй/ка, строй/ка, строй/ка. 5. Если неправильно выполнен перенос слова, то раздели слово на слоги для переноса. Запиши все случаи переноса. Например: ру-чейки, ручей-ки; оси-на. ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку. 6. Если ошибка в делении слова на слоги, то выпиши слова и раздели их на слоги. Запиши ещё 3 слова с таким же количеством слогов. Например: воIроIбей, уIчиIтель, тоIваIрищ, деIжурIный, моIлоIко, майIка, масIса. ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов. 7. Если неправильно написана в слове приставка, запиши слово верно. Выдели приставку. Образуй от этого слова 3 однокоренных слова с разными приставками. Например: приехал, заехал, уехал, переехал, проехал, отъехал. ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом. 8. Если неверно написан предлог со словом, то из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог. Докажи раздельное написание предлога 1со словом: между предлогом и словом поставь ещё слово. Подбери ещё слово с этим предлогом. Например: к (какому?) берегу; к (крутому) берегу; к (какому?) дому, к (большому) дому. ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово. Предлог – это часть речи, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово. У глаголов нет предлогов (сравни: на ветке, налетел). 9. Если неверно написан предлог перед местоимением, то выпиши из предложения это местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения на это правило. Например: у нас, ко мне, с тобой, к нему. ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно. 10. Если слитно написана частица НЕ с глаголом, то выпиши глагол с НЕ, запиши слово с частицей раздельно. Запиши ещё 2 раза слово на это правило. Например: не был, не выучил, не знал, не пришел, не слушал. ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами пишется раздельно. 11. Если сделана ошибка в написании словарных слов или орфограмм, которые ещё не изучались, то запиши слово, поставь ударение, подчеркни место ошибки. Например: ребяята. 12. Если с маленькой буквы написаны имена людей, клички животных, названия стран, городов, деревень, улиц, рек, то запиши слово верно. Подчеркни заглавную букву. Придумай и запиши еще 3 слова на это правило. Например: Саша, Мурзик, Санкт – Петербург, Россия. ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы. Клички животных пишутся с большой буквы. Названия стран, городов, улиц, рек пишутся с большой буквы. 13. Если неверно написаны слоги: жи-ши, ча-ща, чу-щу, то запиши слово верно, подчеркни этот слог. Придумай и запиши Подчеркни ещё слог Например: жимолость, жил, жизнь, чижи,шишка, машина, чашка, часовщик, чудовище, щука, щупальца. ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща пишутся с буквой а, слова с чу-щу пишутся с буквой у. 14. Если в словах неверно написаны сочетания чк, чн, нч, нщ, щн, рщ, чт, то запиши слово правильно, подбери и напиши ещё 2-3 слова на это правило. Подчеркни сочетание. почка, ночной, печной, солнечный, Например: девочка, прозрачный, встречный, жестянщик, барабанщик, хищница, мощный, фонарщик, почта. ЗАПОМНИ! Слова с чк, чн, нч, нщ, щн, рщ, чт пишутся без мягкого знака (ь). хищник, бизончик, правило. кочка, ночка, птенчик, 3 слова на это 215. Если сделана ошибка в написании мягкого знака – показателя мягкости, то запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак одной чертой, а согласную перед ним обозначь одной зеленой точкой. Запиши ещё 3-5 слов на это правило. Например: мальчик, большой, рысь, коньки, маленький, угольки, братья, смотреть, лошадь. 16. Если сделана ошибка в написании разделительного мягкого знака (ь), то запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак одной чертой, а буквы, которые он разделяет, выдели зеленой (согласную) и красной (гласную) точками. Напиши ещё 3 слова на это правило. Например: вьюга, храбростью, деревья, обезьяна, воробьи, соловьи, варенье, печенье, шьет, бьет. ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и. 17. Если сделана ошибка в написании разделительного твёрдого знака (ъ), то запиши слово правильно. Выдели приставку, твёрдый знак подчеркни одной чертой, буквы, которые он разделяет, выдели синей (согласную) и красной (гласную) точками. Придумай и запиши ещё 3 слова на это правило. Например: съезд, отъезд, подъезд, объём, разъем, объяснил, разъяренный. ЗАПОМНИ! объект, субъект, адъютант. ЗАПОМНИ! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными: е, ё, я, ю. 18. Если сделана ошибка в написании безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, то выпиши это слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово. Напиши ещё 2-3 слова на это правило. Например: цветы (цвет), гористая (горка), волная ( воялны), сидит (сидя), дарить (дарит), солонка (соль). ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные. 19. Если сделана ошибка в написании парных звонких и глухих согласных в корне слова, то нужно выписать слово. Выделить в нём корень. Подчеркнуть букву, в которой допущена ошибка. Затем написать проверочное слово, подобрать ещё 2-3 слова на это правило, подчеркнуть слог. Например: город (города), мороз (морозы), глазки (глаза), дуб (дубок), дорожка (дороженька), головка (голова), снег (снега).) ЗАПОМНИ! Парные согласные нужно проверять как звонкие, так и глухие. Чтобы проверить парный согласный звук в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в 3котором после этого согласного стоит гласный или звонкий сонорный звук. Способы проверки: У существительного: - изменяя число (ногти - ноготь, локти – локоть); - изменяя падеж (луг - на лугу, лук - в луке); - подбирая уменьшительно-ласкательный суффикс (дуб – дубок) - заменяя существительное глаголом (молотьба - молотить, просьба – просить, ходьба - ходить); У прилагательных - образование краткой формы: жуткий - жуток. 20. Если не написана непроизносимая согласная в корне слова, то запиши слово, подбери к нему проверочное слово, выдели корень. Напиши ещё 2-3 слова на это правило. Например: свистнул (свисток), честный (честь), звёздный (звезда), местность (место), солнце (солнышко), здравствуй (здравие). ЗАПОМНИ! Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный звук. До чего ж сегодня день чудесНый (чудеса), СоЛнце (солнечный) в небе празДнично (праздничек) горит, Освещает (местечко) и окресТность (крест), И теплом своим серДца (сердечко) бодрит, Но лежит на пасТбище (пасти) корова, ГрусТно (грусть) смотрят карие глаза, Потому что ей пастух суровый «ЗдраВствуйте!» (здравие) сегодня не сказал. И ужасно, и опасно Букву Т писать напрасно! Всем известно, как прелесТно (пресесть) Букву Т писать уместно! 21. Если ошибка в написании удвоенной согласной в корне слова, то выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Запиши ещё 2-3 слова на это правило. Раздели все слова для переноса. Например: груп-па, рас-сказ, кол-лектив, ал-лея, пер-рон, суб-бота. ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится. 22. Если ошибка в написании удвоенной согласной, одна из которых является частью приставки (суффикса), другая – корня; то запиши слово правильно. Выдели приставку (суффикс) и корень. Подбери однокоренное слово, доказывая написание одной согласной. Подбери 2-3 слова на это правило. Например: рассвет (свет), рассказ (сказывать, пересказ), оттащить (тащит); весенний (весна), длинный (длина), малинник (малина). 23. Если допущена ошибка в правописании наречий, то выпиши слово, в котором допущена ошибка. Обрати внимание на гласную в конце слова. Подчеркни ее. Например: справа, слева, сначала, налево, направо, хорошо. 4ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы о, а. 24. Если допущена ошибка в написании гласных и согласных в приставках, то выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 2-3 слова с этой же приставкой. Например: полетели, побежали, подержали. ЗАПОМНИ! Приставки па не бывает. Исключения: пасынок, падчерица. 25. Если допущена ошибка в написании суффиксов, то выпиши слово правильно, выдели суффикс, запиши ещё 2-3 слова с этим суффиксом. Если суффикс можно проверить, запиши проверочное слово. Например: Липовый, дубовый, кленовый, осиновый. 26. Если сделана ошибка в написании слов с шипящим звуком на конце, то выпиши слово. Объясни написание слова. Запиши ещё 2- 3 слова на это правило. Например: шалаш (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), сторож (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), камыш (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), луч (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.); дочь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), ночь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), речь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), рожь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.); с крыш (сущ., мн.ч., Р. п.), много задач (сущ., мн.ч., Р. п.), из-за туч (сущ., мн.ч., Р. п.); кипуч (краткое прил.), могуч (краткое прил.), скрипуч (краткое прил.). ЗАПОМНИ! У существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа и у имен прилагательных в краткой форме после шипящих Ь знак не пишется. У существительных женского рода 3 склонения после шипящего пишется Ь знак. 27. Если допущена ошибка в написании мягкого знака (ь) в глаголах неопределённой формы, то поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно. Подбери 2-3 слова на это правило. Например: (что делать?) улыбаться, (что сделать) улыбнуться, (что делать?) петь. ЗАПОМНИ! Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и пишутся с мягким знаком (ь). 28. Если допущена ошибка в написании мягкого знака (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени, то выпиши глаголы правильно, выдели окончание. Запиши ещё 2-3 глагола на это правило. Например: пишешь (гл., 2 л., ед.ч.), ругаешь (гл., 2 л., ед.ч.), сидишь (гл., 2 л., ед.ч.), читаешь (гл., 2 л., ед.ч.). ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед. числа пишется мягкий знак (ь). 29. Если допущена ошибка в правописании безударных падежных окончаний имён существительных, то выпиши существительное со словом, от которого оно зависит. Устно поставь существительное 5в начальную форму. Определи склонение, вспомни слово – помощник. Поставь слово – помощник в нужную форму. Запиши существительное, выдели окончание. Запиши свой пример на это правило. Например: Устно: Шёл по улиц. (улица – 1 скл.,) (весна – по весне) Шёл (где? по чему? по улиц. - сущ., 1 скл., (по весне)) по улице Письменно: Шёл (сущ., 1 скл., по весне) по улице; кормить (сущ., 2 скл., слона) бегемота. ЗАПОМНИ! Слова помощники: 1 скл. – весна, земля. 2 скл. – слон. 3 скл. – рожь. Можно пользоваться таблицей безударных падежных окончаний существительных, но тогда не забывать определять падеж. 30. Если допущена ошибка в правописании безударных окончаний имён прилагательных, то выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному. Например: К лесу (какому?) дальнему ( м.р., ед.ч., Д. п.) ЗАПОМНИ! Для определения окончания прилагательного надо знать его род и падеж. Это определи по существительному. Кроме того, окончание прилагательного можно определить по вопросу, который задается от существительного. В этом случае надо хорошо знать родовые окончания имен прилагательных. 31. Если допущена ошибка в правописании безударных личных окончаний глаголов, то выпиши глагол, в котором допущена ошибка. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример. Например: пишет – писать (гл., I спр., – е); смотрит - смотреть (гл. исключение, IIспр., - и ); ставит – ставить (гл., II спр., - и) ЗАПОМНИ! Гласные е - и в окончании глагола следует устанавливать по неопределенной форме и спряжению. (I спр. – - е; - ут; - ют. Все остальные глаголы не входящие во 2 спряжение + идти. 2 глагола-исключения: брить, стелить. II спр. – -и, - ат. – ят. Все глаголы на - ить (говорить) + 7 глаголов- исключений на - еть видеть, ненавидеть, смотреть, терпеть, вертеть, зависеть, обидеть + 4 глагола-исключения на – ать гнать, дышать, держать, слышать) 32. Если допущена ошибка в разбор слова по составу, то выпиши слово. Разбери его по составу, придумай и запиши слово такой же конструкции. Например: поездка, походка. 633. Если ошибка допущена в фонетическом разборе слова, то выпиши слово. Разбери его фонетически грамотно, не забудь указать количество звуков и букв в слове. 34. Если неверно выполнен разбор предложения по частям речи, то выпиши предложение. Над словами сокращенно обозначь, какой частью речи является каждое слово. Например: п., сущ., глаг., прил., сущ. По овражкам заиграли весенние ручейки. 35. Если неверно выполнен разбор по членам предложения, то выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания с вопросами. Подчеркни второстепенные члены предложения. Например: В лесу цветут душистые ландыши. Ландыши (какие?) душистые. Цветут (где? ) в лесу. ЗАПОМНИ! Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову. Подлежащее – это главный член предложения, обозначает предмет (о ком или о чём говорится в предложении), отвечает на вопросы Кто? или Что?, подчёркивается одной чертой. Сказуемое – главный член предложения, обозначает действие предмета (что говорится о подлежащем), отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? подчёркивается двумя чертами. Определение – второстепенный член предложения. Обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Подчёркивается волнистой чертой. (Признак предмета или явления обозначает определение. Чей? и Какой? ответы просты, лишь не хватает волнистой черты. Обстоятельство – второстепенный член предложения. Обозначает время, место, причину, образ действия. Отвечает на вопросы Где? Когда? Как? Откуда? и Куда? Подчёркивается пунктиром с точкой. На вопросы Где? Когда? Как? Откуда? И Куда? Обстоятельство всегда вам дадут ответ – да-да.) Дополнение – второстепенный член предложения. Обозначает предмет. Отвечает на вопросы косвенных падежей, подчёркивается пунктиром. 36. Если допущена ошибка в определении однородных членов предложения, то выпиши предложение. Подчеркни однородные члены предложения и слово, от которого они зависят. Правильно расставь знаки. Например: Ель, сосна, осина и берёза здесь растут дружно и тесно. В огороде ребята собрали огурцы, помидоры, перец. 7