Технологическая карта урока русского языка "Запятая в сложном предложении ", 4 класс

  • Работа в классе
  • docx
  • 08.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра. Джон Дьюи. Активные методы обучения, основанные на коммуникации, вносят разнообразие в учебный процесс, позволяют проявлять творческую активность. (фронтальная работа – словарная работа (анализ, синтез); работа в группах над построением предложения из деталей конструктора; работа в парах – составление предложения из деформированного текста; «Деловая игра» - конкурс знатоков русского языка с использованием геометрического материала, изготовленного учащимися на уроках математики и конструирования)Технологическая карта урока русского языка "Запятая в сложном предложении ", 4 класс
Иконка файла материала 26 окт.- русский яз.docx
Русский язык.4 класс ОС «Школа 2100»  Тема урока: Запятая в сложном предложении  Учитель начальных классов Аксенова Елена Геннадьевна Тип урока:  Урок закрепления знаний. Технология: Проблемно­диалогическая технология, технология оценивания учебных умений. Цель урока: Формирование умения ставить запятую между частями сложного предложения. Задачи: развитие умений устанавливать союзную связь между частями сложного предложения,  выявление смысловых   различий при использовании разных союзов,  умения конструировать сложные предложения на базе простых с использованием союзов. Оборудование: 1) Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. « Русский язык»,  учебник для 4 класса 1 часть 2) Карточки для индивидуальной работы 3) Интерактивная доска 4) Стенд с разными словарями, энциклопедиями Формирование УУД: Личностные УУД : 1) воспринимать одноклассников как членов своей команды; 2) уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные:  1)создание условий  для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в паре, выполнять различные роли в паре,   действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения);  2)создание условий для формирования регулятивных универсальных действий, развивать умение ставить цель, составлять план работы,  осуществлять оценку результативности;  3)создание условий для формирования познавательных универсальных действий Познавательные УУД:      1) уметь находить в тексте значимую информацию; 2) развитие умений анализировать, сравнивать, вести самостоятельный поиск, делать обобщения; 3) совершенствовать умения устанавливать последовательность действий и работать по алгоритму; Коммуникативные:1) активно участвовать в обсуждениях, возникающих  в ходе урока; 2) развитие умений работать в группах, парах, слушать и слышать друг друга; Регулятивные; 1) принимать участие в обсуждении и формулировании цели урока, задания; 2) участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе; Предметные: 1) Развитие умения устанавливать союзную связь между частями сложного предложения; 2) формирование умения пунктуационно оформлять сложные предложения без союзов и с союзами и, а, но.Ход урока Этапы урока 1. Мотивация  (самоопределение)  к учебной деятельности Учитель ­ Ребята, русский язык ­ один из самых  распространённых языков мира. На нём  говорят около 25 млн человек. Русский  язык используется в качестве языка  межнационального общения народов  России. бережно храните все богатство  нашего языка. Ведь по тому, как человек  говорит, мы сразу легко можем судить о  том, с кем мы имеем дело. Учитесь  хорошей, интеллигентной речи. Дорожите  словом. Индивидуальная работа на доске 2. Актуализация знаний. 3. Целепологание 1)         Игра «Молчанка» На доске запись слов с пропуском букв.  Рядом 4 цветных магнита. O – а             O – о O – и O – е М­л­дые Л_тит Д_ждевые Со­нце З_л_тит Ученик Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре ­  Выучи русский язык! Формируемые УУД Личностные:  самоопределение; Регулятивные:  целеполагание: Коммуникативные: планирование учебного  сотрудничества с  учителем и сверстниками Ученик, стоя за доской, расставляет  знаки препинания в схемах. [     ]и [  ].     [     ] [     ]  [  ].     [     О и О ]. [     ] а [  ].     [     ] но [  ].  [     и О и О ]. Дети вставляют буквы, молча  показывая только цвет,  соответствующей гласной. Затем устно  называют проверочное слово. М­л­дые – молод, молоденький Л_тит – лет Д_ждевые – дождь Со­нце – солнышко З_л_тит – золото, позолото Личностные: выражать положительное  отношение к процессу  познания, проявлять  внимание. Регулятивные:  нацеливание на  успешную работу. Регулятивные: анализ,  синтез звукаКоммуникативные: оформлять свои мысли в  устной форме. ­ Составьте из этих слов предложение. ­ Ключевыми словами какого  стихотворения являются эти слова? Слова на доске закрываются, а дети  записывают их в тетрадь. ________________________ ­Что помогло вам правильно запомнить все  слова в нужном порядке? (Стих­е) 2) Работа с учебником (стр. 70 упр. 73 (1) ­Что такое перлы? ­Какой литературный прием использует  поэт? (олицетворение­раскаты молодые,  эпитет ­ перлы дождевые) _____________________ ­  Спишите, подчеркните грамматические  основы. Будем действовать по алгоритму. ­Проверьте свою работу с записью на доске, оцените ее. Дети устно составляют предложения,  используя данные слова. _________________________________ _ Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит. Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Ф.Тютчев _________________________________ _ Дети записывают слова в тетрадь в том  порядке, как они были записаны на  доске. _______________________ Самооценка в таблице. Дети самостоятельно находят значение  слова перлы в толковом словаре в  учебнике. Поясняют,  как поняли  значение слова. Дети выполняют работу в тетрадях. 1).  [     ] , [     ],  [     ].    (Сложное, из 3­ х простых предложений, соединённых  при помощи интонации.) 2).  [     ]  , и  [     ].       (Сложное, части  сложного предложения соединяются  при помощи интонации и союза и.) ________________________________ Самооценка в таблице.4. Формулирование темы  урока детьми ­ Сформулируйте тему нашего  урока,исходя из выполненного задания 5. Закрепление с  проговариванием во  внешней речи. Проверим работу ученика. ­ Правильно ли расставлены запятые в  схемах предложений? ­ Какой возникает вопрос? (Почему перед  союзом И не всегда стоит запятая? 3)Словарная работа На доскекарточки со словарными словами: Н..род, …лмаз, …ппетит, в…кзал,  м..дведь. ­ Сформулируйте задание. _________________________ ­ Назовите, что общего в этих словах? ­На какие группы можно разбить все эти  слова? Запятая в сложном предложении [     ], и [  ].     [     ] , [     ],  [  ].     [     О и О ]. [     ], а [  ].     [     ], но [  ]. [     и О , и О ] . Самооценка ученика. ­Нужно вставить пропущенные буквы. Ученики объяснят орфограммы в  словах, переворачивают карточки и  проверяют правильность выполнения  задания НАРОД, АЛМАЗ, АППЕТИТ,  ВОКЗАЛ, МЕДВЕДЬ ______________________________ ­Все слова с непроверяемыми  безударными гласными; ­Имена существительные; ­Мужского рода, ед. числа; ­ Во всех словах есть парный согласный звук ________________________ ­Слова, состоящие из 2 и 3 слогов; ­Слова с ударением на 2 слог и на 3  слог (аппетит); ­Слова, которые начинаются с гласного звука (алмаз, аппетит,) и с согласного  (народ, вокзал,медведь ) ­Разные буквы безударных гласных; ­Твердый парный согласный на конце  слова (народ,алмаз, аппетит) Регулятивные:  постановка темы и цели  урока Познавательные: развивать операции  мышления: сравнения,  сопоставления, анализа,  синтеза и обобщения Познавательные: Развивать умения  наблюдать, делать  выводы, уметь  осуществлять сравнение и анализ объектов; уметь ориентироваться в  своей системе знаний по  данному вопросу. Коммуникативные: Ясно формулировать  ответы на вопросы  педагога; умение слушать и  слышать друг друга; высказывать свои мысли. Личностные: Не бояться собственных  ошибок  И проявлять готовность к обсуждению.Найдите «лишнее» слово, объясните,почему вы так считаете. (Учитель убирает с доски  соответствующую карточку). На доске остались слова:НАРОД, АЛМАЗ ­О каком  слове идёт речь, вы определите  по лексическому значению.  Прозрачный драгоценный камень,  блеском и твёрдостью превосходящий  все другие минералы. Что это? (Алмаз) ­ Что вы знаете об алмазе? _______________________________ Запишите все словарные слова в том  порядке, как они были записаны ранее на  доске. 4) Составьте  предложение  со словом АЛМАЗ. 5) Работа с деформированным   предложением. ­ Составьте предложение из слов:  алмазным, удар, Вспыхнула, и,  грома, блеском, молния, раздался. ­ Какие знаки препинания вы поставили в  этом предложении? Почему? ­ Какое словарное слово вы использовали в  этом предложении? (алмазный) ­Какая это часть речи? (прилагательное) ­ «Лишнее» слово –медведь, тк на  конце мягкий согласный звук, а в  других словах – твердый. ­«Лишнее» слово –аппетит, тк в нем 3  слога, а в других словах – 2 слога. ­«Лишнее» слово –вокзал, тк в нем  безударная гласная буква О, а в других  словах – А и парный согласный звук  стоит в середине слова, а в других  словах – в конце. _________________________________ _ Немного из истории предмета. Подготовленный ученик берет со  стенда энциклопедию и рассказывает: Алмаз – простой углеводород. Его  родственник сажа в трубе, графит.  Первые алмазы были найдены в  Индии около 3000 лет до н.э. ___________________________ Взаимопроверка выполненной  работы в парах. Самооценка в таблице. Составление детьми различных  предложений. Дети, работают в парах над  составлением предложений из слов  записанных на  карточках. Вспыхнула алмазным блеском  молния, и  раздался удар грома. (Поставили запятую, потому что – предложение повествовательное,  Личностные:  выражать положительное отношение к процессу  познания: проявлять  внимание, узнать больше,  сравнивать разные точки  зрения. Регулятивные: уметь планировать свои  действия в соответствии с поставленной задачей;­Как образовалось это слово? (от сущ.­  Алмаз, с помощью суффикса Н) _____________________________________ ­ С помощью чего соединятся части  сложного предложения? (интонации, союзов А, НО, И) ­ Что такое союз? (Служебная часть речи). ­ Сравните определения союза. ­Чем они отличаются? ________________________________ ­ Какую роль в сложном предложении  играют союзы? (Соединяют части сложного  предложения.) ­ А в простом предложении? (Связывают  однородные члены). умение сделать выбор в  соответствии с уровнем  собственных знаний. Коммуникативные: аргументировать свою  позицию, проявлять  активность в решении  познавательных задач. невосклицательное, сложное, состоит  из двух  простых предложений,  распространённое). Самооценка в таблице. _____________________________ История языка. Работа учеников над  определениями союза в словарях  В.И.Даля и С.И.Ожегова. ­ В 19 веке в Толковом словаре живого  великорусского языка В.И.Даль так  определил значение слова «союз»:  «Взаимные узы, связь, скрепа,  сцепление…; часть речи, частичка,  связующая слова». ­ В 20 веке в «Толковом словаре  русского языка» С.И.Ожегова и  Н.Ю.Шведовой слово «союз» было  определено так: «В грамматике:  служебное слово, соединяющее  предложения и слова внутри  предложения». Различие объясняется тем, что  наука о языке постоянно  развивается, и в 20 веке учёные  лингвисты знали о языке и его законах больше, чем учёные 19 века, что и  отразилось в словарях. ________________________________ Схема на интерактивной доске 6. Физминутка 7. Самостоятельная  работа  Работа в группах. На столах у вас лежат геометрические  ­Параллепипед и куб Коммуникативные­  умение оформлять своимысли в устной форме. Регулятивные:  планирование,  прогнозирование, умение  определять цель  деятельности на уроке. Познавательные: умение на основе анализа  объектов делать выводы. моделирование. Логические: решение  проблемы, построение  логической цепи  рассуждений,  доказательство,  выдвижение гипотез и их  обоснование. фигуры, которые вы изготовили на уроке  математика и конструирование. Как они  называются? ­ На каждой грани записаны слова. Вам  нужно, работая в паре, составить из этих  слов красивое предложение. Сравнительный анализ предложений. _____________________________ ­Чем отличаются по смыслу сложные  предложения, когда их части соединены  союзами И, НО? Какова смысловая роль союзов и, а, но ? У союзаи роль или роль перечисления Соединительная У союзаа Разделительная роль У союзано  противительная роль __________________________________ 2)На электронной доске: Даны простые предложения, составьте  сложные используя союзы и ,а, но. Проверка. Оцените свою работу. Наступила  золотая  осень            С утра шёл  дождь            Ребята  собирались в лес             к вечеру погода  улучшилась.  им помешал  дождь.   на осинках  поредела листва. и    а но  В предложении с союзом (но)  действия предметов  противопоставляются, а с союзом  (и) действия предметов  перечисляются, показано,  одновременно или последовательно  происходят действия. Самооценка в таблице. ________________________________ Пролетело жаркое лето. Пришла  золотая осень. Листья на деревьях уже  пожелтели. Осень ещё не вступила  в полную силу. Сады почти осыпались. Кое­где ещё  висели на яблонях сухие листья. Дети читают и объясняют, какой7.Рефлексия учебной  деятельности на уроке 1)         Подведение итогов. Работа со схемами.   Игра «Волшебный куб» Вызываются несколько «Знатоков русского  языка». Каждый  ученик подкидывает куб,  на котором изображены разные схемы  простых предложений с однородными  членами и сложных предложений. Затем  рассказывает правило расстановки знаков  препинания по данной схеме, приводит  пример предложения по данной схеме. 2) Проверим работу на доске. Верно ли  расставлены учеником знаки препинания? __________________________________ Сделайте вывод после наблюдений: ­Как отличить простое предложение от  сложного? ­ Когда ставится запятая в сложном  предложении? С помощью чего соединяются части  сложного предложения? А разделяются? использовали союз. Самооценка по итогам урока в  таблице. [     ], и [     ]. [     ], но [     ]. [     ], а [     ]. [     ],  [     ]. [         и O, и O]. [   O, O]. Ученики с помощью сигналов  соглашаются с ответом ученика или  нет. Самооценка ученика по алгоритму. 1.Что надо было сделать? 2.Справился с заданием или нет? 3.Выполнил задание самостоятельно  или с помощью? 4.Где была допущена ошибка? 5.Какую бы отметку ты себе поставил? ______________________________ Простое предложение состоит из одной грамматической основы, а сложное  предложение из двух и более  грамматических основ. Запятая в сложном предложении  ставится независимо от того, есть союзы или нет. Части сложного предложения  соединяются с помощью  Регулятивные:  планирование и  прогнозирование. Коммуникативные инициативное  сотрудничество в поиске  и выборе информации. Познавательные:  моделирование,  логические­ решение  проблемы, построение  логической цепи  рассуждений,  доказательство,  выдвижение гипотезы и  их обоснование; умение извлекать  информацию из  текста и  схем._________________________________ Закончите фразу: Части сложного предложения  соединяются …, а разделяются… . ­ Какая тема урока? ­ Как соединяются части сложного  предложения? ­ Зависит ли постановка запятой от того,  какой именно союз соединяет части  сложного предложения? ­Ребята, чтобы знать русский язык,  понимать его силу и красоту  нужно любить и обязательно его учить. «Учите русский – годы кряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда в нём самом! Сабир Абдулла, узбекский поэт Регулятивные:  умение оценивать  учебные действия в  соответствии с  поставленной задачей; умение осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные  умение с достаточной  полнотой и точностью  выражать свои мысли. Познавательные:  рефлексия. Личностные:  самообразование интонации и союзов и,а,но.А  разделяются на письме запятой. _______________________________ Союзами и, а, но запятой Рефлексия урока.Осуществляют  самооценку собственной учебной  деятельности, соотносят цель и  результаты, степень их соответствия. 1 2 3 4 5 6 Слова с  пропущенными  буквами Схемы предложений Словарная работа Работа с  деформированным  предложением Работа в группе над  составлением  предложения Самостоятельная  работа с проверкой по эталону ИТОГО + + + + + + 5 «5» ­ Урок полезен, все понятно. «4» ­ Лишь кое­что чуть­чуть не  ясно. «3» ­ Еще придется потрудиться. «2» ­ Да, трудно все­таки учиться! 8. Информация о  домашнем задании,  Представить алгоритм постановки запятой  в сложном предложении, упр. 75 (устное  Упр. №1 с 69.инструктаж о его  выполнении. задание), письменно выполнить упр. №1 с  69.