ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. учителя Лебедева Ирина Александровна, квалиф. кат. высшая
Название урока |
Строение и работа сердца
|
|
предмет |
биология |
|
класс |
8 класс |
|
УМК |
Учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко Биология. Человек. Культура здоровья. – М.: «Просвещение», 2016 г. Тетрадь – тренажер Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.А., Е.А. Дмитриева Биология. Человек. Культура здоровья. – М.: «Просвещение», 2016 г. |
|
Тип урока |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
|
Вид урока |
Исследовательский урок |
|
Педагогические технологии |
Технология проблемного обучения, исследовательские технологии, 3D – технология, ИКТ |
|
Цели и задачи урока |
Для учителя |
Для учащихся |
Цель урока: создать условия для формирования знаний о строении и работе сердца Задачи урока: Образовательные: Повторить группы крови, резус-фактор, совместимость по группе крови, понятие о донорах и реципиентах, резус-конфликтных ситуациях. Познакомить учащихся с особенностями строения сердца человека, раскрыть связь строения с выполняемой функцией, изучить принцип работы сердца как насоса, дать понятие об автоматии сердца. Развивающие: Развитие метапредметных умений - формулировать тему урока, задачи урока; - добывать нужную информацию из разных источников (текста, рисунков, видео) - сравнивать и сопоставлять объекты; - доказывать свою точку зрения; - формулировать логические выводы и обобщения; - развитие поисковых умений подтверждать или опровергать научную гипотезу на основе применения исходных знаний по теме; - анализировать причины и последствия несоблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний; Воспитательные: - продолжить формирование научного мировоззрения учащихся на основе знаний об усложнении организации системы кровообращения в процессе эволюции; - развивать умение организованно работать в паре; - развитие коммуникативных способностей при подготовке индивидуальных заданий по теме; - формировать бережное отношение к своему здоровью как великой ценности жизни; - соблюдать необходимые меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний; - формирование эстетического восприятия окружающей действительности
|
Цель урока: Изучить особенности строения и работы сердца как центрального органа кровообращения
Задачи урока:
|
|
Образовательные результаты |
Предметные: · Учащиеся знают, что такое сердце, общий план его строения, чем обусловлена его непрерывная работа; · Умеют объяснять работу сердца и клапанов как насоса (с позиций физики); · Умеют сравнивать строение сердечно-сосудистой системы позвоночных животных; · Обоснуют направление движение крови в сердце и причины, препятствующие обратному току крови |
|
Метапредметные: Познавательные УУД · давать определение понятиям темы; · заполнять таблицу; · анализировать, сравнивать типы кровеносных систем позвоночных животных, устанавливать связь между строением и функциями органов; · получать и работать с информацией из различных источников · выделять главное и второстепенное; · объяснять явление непрерывной работы сердца с физиологической точки зрения Регулятивные УУД – учащиеся умеют · Определять цель урока, ставить задачи для ее достижения; · планировать пути достижения цели; · принимать решение в проблемной ситуации; · адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы (самоанализ и самооценка); · прогнозировать изменения в организме и системе кровообращения при недостаточной двигательной активности, злоупотреблении вредными привычками, простудных заболеваниях. Коммуникативные УУД
|
||
Личностные:
понимание необходимости более глубокого изучения строения и функционирования системы кровообращения в целях предупреждения ряда сосудистых заболеваний |
||
Образовательная среда урока |
Презентация «Строение и работа», 3D – видео «Сердце» (1:59), блиц-опрос, паспорт сердца, вопросы к видео-просмотру, электронный диск «Анатомия и физиология человека», звук «Биение сердца», музыка Ф. Шопена (ноктюрн «Ре минор»), тетрадь – тренажер из УМК «Сферы» |
|
Формы работы с учащимися |
Работа в парах, фронтально, индивидуально |
|
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия ученика |
1 этап – Организационный (1 мин.)
|
Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Давайте поприветствуем гостей, которые сегодня нашли время, чтобы посетить наш урок!!! Желаю всем нам продуктивной и интересной работы сегодня! На столах заготовлены папочки с материалами к уроку, которые мы будем использовать с Вами поэтапно. Также понадобится учебник и тетрадь – тренажер. |
Приветствие учителя и гостей. Проверка готовности рабочего места. Включение в деловой ритм урока. |
2 этап – Проверка Д/З
5-6 мин. |
Напомните пожалуйста: Вопросы:
(переливание крови, группы крови, резус – фактор)
(при травмах, заражении крови, операциях)
(группу крови и резус – фактор)
Работа в парах над блиц - опросом. Оцените верно /не верно утверждение (время пошло). Анализ ответов. Самооценка выполнения работы. Без ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2-3 ошибки – «3» Более 3 ошибок – «2» Воспроизведение схемы переливания крови на доске Сверяем выполнение задания на доске и в
Анализ решения ситуативной задачи
|
Отвечают на вопросы
Беседа с учащимися
Работают в паре по вопросам блица
Самооценка своих действий и комментарий тезисов
1 чел у доски составляет схему, остальные проверяют в тетрадях т/т №7, стр.25 учащиеся отвечают на вопросы: А) что такое резус – фактор? Б) для чего человеку нужны знания о группах крови и рузус- факторе? Комментарий выполнения домашнего задания
|
3 этап – Изучение нового материала
3 этап – Изучение нового материала
3 этап – Изучение нового материала
|
1. Итак, кровь человека – жидкая среда, имеющая определенное местоположение в организме. Где она расположена? 2. Звучит музыка. Ребята, Вы узнали этот звук? отв.: стук биения сердца 3. Цитата: «Сердце – источник жизни, начало всего. Солнце микрокосмоса, от которого зависит вся сила и свежесть организма» 17в. англ. уч. У. Гарвей – основатель науки кардиологии.
Узнали ли Вы классическую музыку? - прозвучал фрагмент ноктюрна ре-минор Фредерика Шопена, посвятившего свое произведение человеческому сердцу и душе. Как Вы догадались, речь пойдет о Сердце – как центральном органе системы кровообращения.
Рассказ учителя
5.Врачи – кардиологи сегодня бьют тревогу о существующей во всем мире и в России сердечно-сосудистой катастрофе.
6. 56% людей уходят из жизни по причине ССЗ (17,5 млн. чел.) 7. Для того, чтобы вовремя позаботиться о своем здоровье и здоровье близких людей, что нам следует узнать о сердце?
|
Фронтальная беседа с учащимися
Слушают музыку, узнают стук биения сердца
Формулируют цель и задачи урока
Отвечают на вопрос Отв.: Сердце – основа жизни человека. Проводят сравнение систем кровообращения у позвоночных животных
Анализируют схемы, выявляют сходства и отличия, обосновывают причины усложнения строения системы кровообращения
Работа с учебником и заполнение «Паспорта сердца»
Отвечают на вопросы |
Давайте сопоставим и сравним схемы кровообращения позвоночных животных. 1) Как изменилась структура сердца у позвоночных? 2) У каких животных впервые появляется 2 круга кровообращения. 3) К какому классу относится человек? Пб. Вопрос: Почему в его сердце 4 камеры?
|
||
Давайте познакомимся с особенностями строения и местоположения сердца человека. С помощью учебника (§22 с.60) оформим Паспорт сердца. ? - В какой части сердца толще миокард и почему? (см. продольный срез)
Сердце начинает работать с 4 недели развития плода. У взрослого человека оно совершает 70 уд./мин., перекачивая 5,5 л. крови, а в сут. 8 тыс. л. крови |
||
Ученым не сразу стало понятно, как работает сердце. Высказывались разные гипотезы. Этим вопросом занималась Соня. 1 гипотеза - Аристотеля 2 гипотеза У. Гарвея.
? - Какую гипотезу Вы отвергаете полностью и почему? - Прав ли был Гарвей, говоря о работе сердца как насоса? - Как работает водный насос с позиций физики? См. видео с диска – отвечаем на вопросы 1. Откуда и куда течет кровь в сердце? 2. Может ли осуществляться обратный ток крови? Почему? 3. Действуют ли законы физики в сердце?
Просмотр видео с электронного диска И обсуждение
Сердце работает непрерывно в течение всей жизни человека. В чем причина этого явления? Автоматия - способность сердца ритмично сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. |
1 ученица рассказывает о гипотезах работы сердца в организме
Учащиеся приводят доказательства, опровергающие теорию Аристотеля
Применив знания из физики, обосновывают принцип работы водного насоса
Просмотр Видео 1 Посмотрим, как работают законы физики в биологической системе?
Поиск доказательства, что сердце – насос
Видео 3Д
Работа в тетрадях т/т №3 с.40
|
|
4 этап - Закрепление |
Какие факторы отрицательно влияют на работу сердца? Рекомендации по укреплению сердечной мышцы.
|
Обсуждение с учащимися
Так какие меры необходимо соблюдать, чтобы сохранить свое сердце здоровым? |
5 этап - Обобщение |
Закончите выражение «Спасибо сердце, что ты умеешь так…..» |
Заканчивают предложение по смыслу. |
6 этап – Домашнее задание |
• Параграф 22, № 1 c. 49 • На выбор: 1) Спортсмен пробежал 5 тыс. м за 815 с. Сколько литров крови перекачало сердце спортсмена за это время, если оно сокращалось 150 раз в мин, выбрасывая каждый раз 150 см³ крови? 2) Почему сердце лягушки, извлеченное из организма и помещенное в физиологический раствор, продолжает еще долгое время сокращаться? 3) Сообщение о достижениях ученых в области кардиологии |
Слушают, уточняют |
ВОПРОСЫ К ВИДЕО -1
ВОПРОС К ВИДЕО (3D)
Сердце работает непрерывно в течение всей жизни человека. В чем причина этого явления?
Д/З
• Параграф 22, № 1 c. 49
• На выбор:
2) Спортсмен пробежал 5 тыс. м за 815 с. Сколько литров крови перекачало сердце спортсмена за это время, если оно сокращалось 150 раз в мин, выбрасывая каждый раз 150 см³ крови?
2) Почему сердце лягушки, извлеченное из организма и помещенное в физиологический раствор, продолжает еще долгое время сокращаться?
3) Сообщение о достижениях ученых в области кардиологии
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.