Технологическая карта урока "Строение и работа сердца" (8 класс, биология)
Оценка 5

Технологическая карта урока "Строение и работа сердца" (8 класс, биология)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
биология
8 кл
29.01.2017
Технологическая карта урока "Строение и работа сердца" (8 класс, биология)
УРОК Строение и работа сердца.doc

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

Ф.И.О. учителя Лебедева Ирина Александровна, квалиф. кат. высшая

 

 

Название урока

 

Строение и работа  сердца

 

предмет

биология

класс

8 класс

УМК

Учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко Биология. Человек. Культура здоровья. – М.: «Просвещение», 2016 г.

Тетрадь – тренажер Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.А., Е.А. Дмитриева Биология. Человек. Культура здоровья. – М.: «Просвещение», 2016 г.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 

Вид урока

Исследовательский урок

Педагогические технологии

Технология проблемного обучения, исследовательские технологии, 3D – технология, ИКТ

 

 

 

 

Цели и задачи урока

Для учителя

Для учащихся

Цель урока:  создать условия для формирования знаний о строении и работе сердца

Задачи урока:

Образовательные:

Повторить группы крови, резус-фактор, совместимость по группе крови, понятие о донорах и реципиентах, резус-конфликтных ситуациях.

Познакомить учащихся с особенностями строения сердца человека, раскрыть связь строения с выполняемой функцией, изучить принцип работы сердца как насоса, дать понятие об автоматии сердца.

Развивающие:

Развитие метапредметных умений

- формулировать тему урока, задачи урока;

- добывать нужную информацию из разных источников (текста, рисунков, видео)

- сравнивать и сопоставлять объекты;

- доказывать свою точку зрения;

- формулировать логические выводы и обобщения;

- развитие поисковых умений подтверждать или опровергать научную гипотезу на основе применения исходных знаний по теме;

- анализировать причины и последствия несоблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;

Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения учащихся на основе знаний об усложнении организации системы кровообращения в процессе эволюции;

- развивать умение организованно работать в паре;

- развитие коммуникативных способностей при подготовке индивидуальных заданий по теме;

- формировать бережное отношение к своему здоровью как великой ценности жизни;

- соблюдать необходимые меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;

- формирование эстетического восприятия  окружающей действительности

 

Цель урока:

Изучить особенности строения и работы сердца как центрального органа кровообращения

 

Задачи урока:

  1. знать особенности строения сердца
  2. уметь объяснять работу сердца как насоса, перекачивающего кровь по сосудам и работающего в непрерывном режиме
  3. уметь выявлять причины отклонений в работе сердца и прогнозировать развитие ситуации в дальнейшем;
  4. владеть способами предупреждения сердечно-сосудистых заболеваний

Образовательные результаты

Предметные:

·                  Учащиеся знают, что такое сердце, общий план его строения, чем обусловлена его непрерывная работа;

·                  Умеют объяснять работу сердца и клапанов как насоса (с позиций физики);

·                  Умеют сравнивать строение сердечно-сосудистой системы позвоночных животных;

·                  Обоснуют направление движение крови в сердце и причины, препятствующие обратному току крови

Метапредметные:

Познавательные УУД

·                  давать определение понятиям темы;

·                  заполнять таблицу;

·                  анализировать, сравнивать типы кровеносных систем позвоночных животных, устанавливать связь между строением и функциями органов;

·                  получать и работать с информацией из различных источников

·      выделять главное и второстепенное;

·      объяснять явление непрерывной работы сердца с физиологической точки зрения

Регулятивные УУД – учащиеся умеют

·      Определять цель урока, ставить задачи для ее достижения;

·       планировать пути достижения цели;

·      принимать решение в проблемной ситуации;

·      адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы (самоанализ и самооценка);

·      прогнозировать изменения в организме и системе кровообращения при недостаточной двигательной активности, злоупотреблении вредными привычками, простудных заболеваниях.

Коммуникативные УУД

  • слушать учителя и отвечать на вопросы;
  • формулировать собственное мнение и позицию и аргументировать свою точку зрения;
  • осуществлять эмоциональную и качественную самооценку своей деятельности

Личностные:

  • формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии;
  • формирование бережного отношения к своему здоровью ;

понимание необходимости более глубокого  изучения строения и функционирования системы кровообращения в целях предупреждения ряда сосудистых заболеваний

Образовательная среда урока

Презентация «Строение и работа», 3D – видео «Сердце» (1:59), блиц-опрос, паспорт сердца, вопросы к видео-просмотру,  электронный диск «Анатомия и физиология человека», звук «Биение сердца», музыка Ф. Шопена (ноктюрн «Ре минор»), тетрадь – тренажер из УМК «Сферы»

Формы работы с учащимися

Работа в парах, фронтально, индивидуально

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

 

1 этап – Организационный

(1 мин.)

 

Добрый день, ребята! Рада вас видеть!

Давайте поприветствуем  гостей, которые сегодня нашли время, чтобы посетить наш урок!!!

Желаю всем нам продуктивной и интересной работы сегодня!

На столах заготовлены папочки с материалами к уроку, которые мы будем использовать с Вами поэтапно. Также понадобится учебник и тетрадь – тренажер.

Приветствие учителя и гостей.

Проверка готовности рабочего места. Включение в деловой ритм урока.

 

 

2 этап – Проверка Д/З

 

 

 

5-6 мин.

Напомните пожалуйста:

Вопросы:

  1. Чему была посвящена тема предыдущего урока?

(переливание крови, группы крови, резус – фактор)

  1. Когда возникает острая необходимость в переливании крови человеку?

(при травмах, заражении крови, операциях)

  1. Что должен учитывать врач, осуществляющий переливание крови?

(группу крови и резус – фактор)

 

 Работа в парах над блиц - опросом. Оцените верно /не верно утверждение  (время пошло).

Анализ ответов. Самооценка выполнения работы.

Без ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2-3 ошибки – «3»

Более 3 ошибок – «2»

Воспроизведение схемы переливания крови на доске

  1.  

Сверяем выполнение задания на доске и в

 

Анализ решения ситуативной задачи

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

Беседа с учащимися

 

 

 

 

 

 

Работают в паре по вопросам блица

 

 

 

Самооценка своих действий и комментарий тезисов

 

 

1 чел у доски составляет схему, остальные проверяют в тетрадях т/т №7, стр.25 учащиеся отвечают на вопросы:

А) что такое резус – фактор?

Б) для чего человеку нужны знания о группах крови и рузус- факторе?

Комментарий выполнения домашнего задания

 

 

3 этап – Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 этап – Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 этап – Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Итак, кровь человека – жидкая среда, имеющая определенное местоположение в организме. Где она расположена?

2. Звучит музыка. Ребята, Вы узнали этот звук?

отв.: стук биения сердца

3. Цитата:

«Сердце – источник жизни, начало всего. Солнце микрокосмоса, от которого зависит вся сила и свежесть организма»

17в. англ. уч. У. Гарвей – основатель науки  кардиологии.

 

Узнали ли Вы классическую музыку? -  прозвучал фрагмент ноктюрна ре-минор Фредерика Шопена, посвятившего свое произведение человеческому сердцу и душе.

Как Вы догадались, речь пойдет о Сердце – как центральном органе системы кровообращения.

 

  1. Многие композиторы, поэты слагали произведения о сердце. Почему?

 

Рассказ учителя

 

5.Врачи – кардиологи сегодня бьют тревогу о существующей во всем мире и в России сердечно-сосудистой катастрофе.

 

6.                  56% людей уходят из жизни по причине ССЗ (17,5 млн. чел.)

7.                  Для того, чтобы вовремя позаботиться о своем здоровье и здоровье близких людей, что нам следует узнать о сердце?

  • Строение
  • Работу
  • Факторы, влияющие негативно на сердце
  • Способы защиты, профилактики ССЗ

 

 

Фронтальная беседа с учащимися

 

 

 

Слушают музыку, узнают стук биения сердца

 

 

Формулируют цель и задачи урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

Отв.: Сердце – основа жизни человека.

Проводят сравнение систем кровообращения у позвоночных животных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют схемы, выявляют сходства и отличия, обосновывают причины усложнения строения системы кровообращения

 

 

 

 

 

Работа с учебником и заполнение

«Паспорта сердца»

 

Отвечают на вопросы

  1. Некоторыми знаниями Вы уже вооружены из курса зоологии 7 класса.

Давайте сопоставим и сравним схемы кровообращения  позвоночных животных.

1)       Как изменилась структура сердца у позвоночных?

2)      У каких животных впервые появляется 2 круга кровообращения.

3)      К какому классу относится человек? Пб. Вопрос: Почему в его сердце 4 камеры?

 

Давайте познакомимся с особенностями строения и местоположения сердца человека.

С помощью учебника (§22 с.60) оформим Паспорт сердца.

? -  В какой части сердца толще миокард и почему? (см. продольный срез)

 

Сердце начинает работать с 4 недели развития плода. У взрослого человека оно совершает 70 уд./мин., перекачивая 5,5 л. крови, а в сут. 8 тыс. л. крови

Ученым не сразу стало понятно, как работает сердце.

Высказывались разные гипотезы.

Этим вопросом занималась Соня.

1 гипотеза  - Аристотеля

2 гипотеза У. Гарвея.

 

?  - Какую гипотезу Вы отвергаете полностью и почему?

- Прав ли был Гарвей, говоря о работе сердца как насоса?

- Как работает водный насос с позиций физики?

См. видео с диска – отвечаем на вопросы

1.      Откуда и куда течет кровь в сердце?

2.      Может ли осуществляться обратный ток крови? Почему?

3.      Действуют ли законы физики в сердце?

 

Просмотр видео с электронного диска

И обсуждение

  1. Откуда и куда течет кровь в сердце?
  2. Может ли осуществляться обратный ток крови? Почему?
  3. Действуют ли законы физики в сердце?

 

Сердце работает непрерывно в течение всей жизни человека. В чем причина этого явления?

Автоматия - способность сердца ритмично сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом.

 

 

1 ученица рассказывает о гипотезах работы сердца в организме

 

 

Учащиеся приводят доказательства, опровергающие теорию Аристотеля

 

 

 

Применив знания из физики, обосновывают принцип работы водного насоса

 

 

Просмотр Видео 1

Посмотрим, как работают законы физики в биологической системе?

 

Поиск доказательства, что сердце – насос

 

Видео 3Д

 

Работа в тетрадях т/т №3 с.40

 

 

4 этап - Закрепление

Какие факторы отрицательно влияют на работу сердца?

Рекомендации по укреплению сердечной мышцы.

 

Обсуждение с учащимися

 

Так какие меры необходимо соблюдать, чтобы сохранить свое сердце здоровым?

5 этап - Обобщение

Закончите выражение «Спасибо сердце, что ты умеешь так…..»

Заканчивают предложение по смыслу.

 

6 этап – Домашнее задание

         Параграф 22, № 1 c. 49

         На выбор:

1)                 Спортсмен пробежал 5 тыс. м за 815 с. Сколько литров крови перекачало сердце спортсмена за это время, если оно сокращалось 150 раз в мин, выбрасывая каждый раз 150 см³ крови?

 2)    Почему сердце лягушки, извлеченное из организма и помещенное в физиологический раствор, продолжает еще долгое время сокращаться?

3)    Сообщение о достижениях ученых в области кардиологии

Слушают, уточняют

 

 

 

ВОПРОСЫ К ВИДЕО -1

 

  1. Откуда и куда течет кровь в сердце?
  2. Может ли осуществляться обратный ток крови? Почему?
  3. Действуют ли законы физики в сердце?

 

ВОПРОС К ВИДЕО (3D)

 

Сердце работает непрерывно в течение всей жизни человека. В чем причина этого явления?

 

 

Д/З

         Параграф 22, № 1 c. 49

         На выбор:

2)                 Спортсмен пробежал 5 тыс. м за 815 с. Сколько литров крови перекачало сердце спортсмена за это время, если оно сокращалось 150 раз в мин, выбрасывая каждый раз 150 см³ крови?

 2)    Почему сердце лягушки, извлеченное из организма и помещенное в физиологический раствор, продолжает еще долгое время сокращаться?

3)    Сообщение о достижениях ученых в области кардиологии


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Развивающие: Развитие метапредметных умений - формулировать тему урока, задачи урока; - добывать нужную информацию из разных источников (текста, рисунков, видео) - сравнивать и сопоставлять объекты;…

Развивающие: Развитие метапредметных умений - формулировать тему урока, задачи урока; - добывать нужную информацию из разных источников (текста, рисунков, видео) - сравнивать и сопоставлять объекты;…

Образовательные результатыПредметные: ·

Образовательные результатыПредметные: ·

Коммуникативные УУД слушать учителя и отвечать на вопросы; формулировать собственное мнение и позицию и аргументировать свою точку зрения; осуществлять эмоциональную и качественную самооценку своей деятельности

Коммуникативные УУД слушать учителя и отвечать на вопросы; формулировать собственное мнение и позицию и аргументировать свою точку зрения; осуществлять эмоциональную и качественную самооценку своей деятельности

Проверка Д/З 5-6 мин.Напомните пожалуйста:

Проверка Д/З 5-6 мин.Напомните пожалуйста:

Изучение нового материала 3 этап –

Изучение нового материала 3 этап –

Изучение нового материала 1

Изучение нового материала 1

Прав ли был Гарвей, говоря о работе сердца как насоса? -

Прав ли был Гарвей, говоря о работе сердца как насоса? -

Домашнее задание •

Домашнее задание •
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017