Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №10»
Елабужского муниципального района
Методическая разработка урока
Тема: «Связь живого и неживого в природе»
для 5 класса
учитель химии высшей категории
Галимуллина Наталья Всеволодовна
Елабуга 2016 Технологическая карта урока
Тема урока: Связь живого и неживого в природе
Класс: 5
Учитель: Галимуллина Наталья Всеволодовна
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели по содержанию:
обучающие: формирование у обучающихся представления о связи живого и неживого в природе , роль живых
организмов на каждом этапе круговорота веществ;
развивающие: развитие умения целеполагания, планирования своей деятельности, анализировать, сравнивать, обобщать,
делать выводы, развивать внимание, соотносить ранее полученный материал с новым, умения структурировать
материал;
воспитывающие: воспитание коммуникативности, сотрудничества, бережного отношения к природе
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: знание понятий: круговорот веществ, цепи питания, автотрофы, гетеротрофы, производители, потребители,
редуценты; понимания последствий неразумного вмешательства человека на природу, сохранение разнообразия живого
мира, влияние человека на круговорот веществ
Метапредметные :
регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, способность к схематизации через составление
схем питания , самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки
коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в
выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владение
письменной и устной речью познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать
производить поиск информации из разных источников, анализировать и оценивать её достоверность,
выводы,
определять пути познания
Личностные: принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений.
Используемая технология: ИКТ, технология обучения в сотрудничестве.
Информационнотехнологические ресурсы: учебник Природа 5 кл .В.М.Пакулова, Н.В. Иванова .М.Дрофа, 2009,
компьютер, мультимедиапроектор, презентация, листы формата А3, карандаши и фломастеры. Картинки с
элементами живой и неживой природы. Этапы
урока
этап
мотивации
(самоопреде
ления) к
учебной
деятельност
и
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся УУД
На доске расположены
картинки с видами воды,
воздуха солнца, растения,
животного,
микроорганизмов. Что
изображено на рисунках?
Обсуждают, что это все
части природы, соотносят
ранее полученные знания с
новыми
Личностные УУД.
Уметь осознавать единство
и целостность
окружающего мира,
выстраивание пути
познания
Коммуникативное УУД.
Уметь оформлять свои
мысли в устной форме.
Создать
благоприятный
психологичес
кий настрой на
работу
создание
условий для
возникновения у
учеников
внутренней
потребности
включения в
учебную
деятельность
этап
актуализации
и пробного
учебного
действия;
Актуализация
опорных знаний и
способов
действий
Вопрос учителя: На какие
группы можно разделить
эти изображения? Есть ли
между ними какаято
связь?
Ученики объясняют, что
это живая и неживая
природа.
Составляют возможные
схемы связей всех
Коммуникативные УУД.
Уметь оформлять свои
мысли в устной и
письменной форме
Познавательные УУД. Составьте схему этой
связи.
Определите тему нашего
урока
Постановка проблемы. В
каком виде должна
выглядеть схема связи
компонентов живой и
неживой природы. Цепочка
или круг?
Какая цель нашего урока?
Вместе с учащимися
формулируем основные
вопросы, необходимые для
изучения темы. Учитель
организует работу в
группах.
Организует работу в
группах, наблюдает за
деятельностью
обучающихся.
этап
выявления
места и
причины
затруднения;
Обеспечение
мотивации учения
детьми, принятия
ими целей урока
этап
построения
проекта
выхода из
затруднения;
Включение
учащихся в
целенаправленну
ю деятельность
элементов
Определяют тему урока.
«Связь живой и
неживой природы»
Предлагают варианты,
проблему, предлагают
тему урока, планируют
свою работу.
Уметь анализировать ,
ориентироваться в своей
системе знаний
Регулятивные УУД.
Уметь самостоятельно
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему, определять
цель, составлять план
решения проблемы.
1.Работают с текстом
«круговорот углерода»
Совместно в группе
обсуждают и составляют
схему. Сравнивают схемы,
выполненные разными
работать
Познавательные УУД.
с
Умение
текстом.
Проводить
анализировать полученные
результаты,
сравнивать
делать выводы, обобщать, группами, обсуждают их.
Работают с текстом №2
Проговаривают материал,
анализируют задание.
Совместно обсуждают и
составляют таблицу.
Выполняют задание,
проводят самопроверку,
сверяя свои записи с
записями других
учащимися
Анализируют схему, роль
каждого звена. Делают
вывод о единстве всех
Организует работу
учащихся в парах, в
группах для
проговаривания материала.
этап
первичного
закрепления
с
проговарива
нием во
внешней
речи;
Обеспечение
восприятия,
осмысления и
первичного
запоминания
детьми изучаемой
темы:
Еще раз возвращаемся к
схеме на доске.
Объясните высказывание
Маугли «Ты и я одной
умение
Регулятивные:
и
планировать
регулировать
свою
деятельность, способность
к схематизации через
составление
схемы
круговорота веществ
Коммуникативные УУД.
Умение работать в группе.
Познавательные УУД.
Уметь добывать новые
знания: находить ответы на
вопросы, используя ранее
полученную информацию
на уроке, свой жизненный
опыт
Коммуникативные УУД.
Уметь оформлять свои
мысли в устной форме;
слушать и воспринимать
речь других (обучение в
сотрудничестве). крови»
Самостоятельная работа по
карточкам. Организует
взаимопроверку.
компонентов природы и
роли в этом круговорота
веществ
Работают
с раздаточным
материалом
Проверяют материал по
эталону.
Перечисляют критерии
оценивания.
Сверяются с ответами,
осуществляют
взаимооценивание
выставляют оценки
(критерии оценивания
обсудили в классе)
этап
самостоятел
ьной работы
с
самопроверк
ой по
эталону
Выявление
качества и уровня
усвоения знаний и
способов
действий, а также
выявление
недостатков в
знаниях и
способах
действий,
установление
причин
выявленных
недостатков
Регулятивные УУД
самостоятельно
планировать
пути
достижения цели, владение
основами самоконтроля и
самооценки;
Познавательные УУД.
Уметь ориентироваться в
своей системе знаний:
отличать новое от уже
известного с помощью
учителя, преобразовывать
информацию из одного
вида в другой.
Коммуникативные УУД.
Уметь оформлять свои
мысли в устной и
письменной форме;
слушать и понимать речь
других. этап
включения в
систему
знаний и
повторения;
Дать
качественную
оценку работы
класса и
отдельных
учащихся
Информация
о домашнем
задании
этап
рефлексии
учебной
Обеспечение
понимания
детьми цели,
содержания и
способов
выполнения
домашнего
задания
Инициировать
рефлексию детей
по их собственной
Решают самостоятельно.
Применяют знания на
практике.
Смотрим задание на
слайде экологические
задачки
Сделайте вывод о связи
всех факторов среды.
Что будет, если человек
выбросит в атмосферу или
в воду токсичные
вещества?
Вывод о единстве всего
живого и бережном
отношении к природе (по
экологическим задачкам)
Поясняет выполнение
заданий.
Открывают дневники,
записывают домашнее
задание, задают вопросы.
Регулятивные УУД.
Уметь сверять свои
действия с целью и, при
необходимости,
владение
основами самоконтроля и
самооценки,
исправлять
ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД.
Уметь
сравнивать,
классифицировать,
преобразовывать
информацию из одного
вида в другой.
Личностные УУД: уметь
прогнозировать
свои
возможности для решения
предстоящей задачи.
анализировать,
Подведем итоги нашей
работы.
Вспомните, какую цель мы
Проводят рефлексию по
алгоритму. Отвечают на
вопросы и проводят
Регулятивные УУД.
Уметь
оценивать
правильность выполнения самооценку по критериям.
Сдают учителю.
действия на уровне
адекватной оценки.
Личностные УУД.
Способность к самооценке
на основе критерия
успешности
учебной
деятельности. Оценивать
жизненные ситуации с
точки зрения безопасного
образа жизни и сохранения
здоровья.
деятельност
и на уроке.
деятельности и
взаимодействия с
учителем и
другими детьми в
классе
поставили в начале урока?
Как вы считаете, достигли
ли мы целей?
А теперь оцените свою
деятельность на уроке.
Ответьте на предложенные
вопросы.
Самым интересным на
уроке было…..
Самым для меня трудным
на уроке было….
Я узнал (а)…
Я хочу узнать……
Работая в группе, я …
Пригодятся в вашей
дальнейшей жизни знания,
приобретенные на уроке?
Коррекция самооценок,
самоанализа, выставление
оценок в таблицу
Технологическая карта урока "Связь живого и неживого в природе" 5 класс
Технологическая карта урока "Связь живого и неживого в природе" 5 класс
Технологическая карта урока "Связь живого и неживого в природе" 5 класс
Технологическая карта урока "Связь живого и неживого в природе" 5 класс
Технологическая карта урока "Связь живого и неживого в природе" 5 класс
Технологическая карта урока "Связь живого и неживого в природе" 5 класс
Технологическая карта урока "Связь живого и неживого в природе" 5 класс
Технологическая карта урока "Связь живого и неживого в природе" 5 класс
Технологическая карта урока "Связь живого и неживого в природе" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.