Технологическая карта урока "Связь живого и неживого в природе" 5 класс
Оценка 4.7

Технологическая карта урока "Связь живого и неживого в природе" 5 класс

Оценка 4.7
Презентации учебные +1
docx
биология
5 кл
20.01.2017
Технологическая карта урока "Связь живого и неживого в природе" 5 класс
Приложение к уроку Связь живого и неживого.docx
Круговорот углерода в биосфере Вся земная жизнь основана на углероде. Каждая молекула живого организма  построена на основе углеродного скелета. Атомы углерода постоянно мигрируют  из одной части биосферы (узкой оболочки Земли, где существует жизнь) в  другую. На примере круговорота углерода в природе можно проследить в  динамике картину жизни на нашей планете. Рассмотрим сначала молекулы углекислого газа, находящиеся в атмосфере.  Растения поглощают эти молекулы, затем в процессе фотосинтеза атом углерода  превращается в разнообразные органические соединения (глюкоза, крахмал) и  таким образом включается в структуру растений. Далее возможно несколько  вариантов:  1) углерод может оставаться в растениях, пока растения не погибнут. Тогда их  молекулы пойдут в пищу редуцентам – разлагателям (организмам, которые  питаются мертвым органическим веществом и при этом разрушают его до  простых неорганических соединений), таким как грибы, микроорганизмы  и  термиты. В конце концов, углерод вернется в атмосферу в качестве CO2; 2) растения могут быть съедены травоядными животными. В этом случае углерод  либо вернется в атмосферу (в процессе дыхания животных и при их разложении  после смерти), либо травоядные животные будут съедены плотоядными (и тогда  углерод опять же вернется в атмосферу теми же путями); 3) растения могут погибнуть и оказаться под землей. Тогда в конечном итоге они  превратятся в ископаемое топливо — например, в уголь ил и нефть. Сжигая  уголь и нефть, мы освобождаем тот углерод, который тысячи лет назад был  усвоен древними растениями. Задание 1.  Работа в группах 1) Прочитайте информацию о круговороте углерода в природе.  2)  Обсудите в группе и составьте краткую  схему круговорота углерода  на  листе А3, объясните эту схему Изучите текст Исследуя химический состав почвы, воздуха,клеток растений и животных, грибов и бактерий, ученые определили, что живая и неживая природа состоит из одних и  тех же химических  веществ. Эти вещества постоянно переходят из неживой  природы в живые организмы, а из живых организмов вновь возвращаются в  неживую природу. Если рассмотреть, как соотносятся друг с другом все растения, животные, грибы  и бактерии, обитающие на одной территории, то можно увидеть следующее. Из  окружающей среды растения поглощают энергию солнечного света,  неорганические вещества (воду, углекислый газ, минеральные соли) и образуют  органические вещества (глюкозу, крахмал)­ они служат производителями для  других живых существ. Животные­ потребители  пищи, произведенной растениями. Отходы их  жизнедеятельности, а также отмершие части животных и растений служат пищей  сапротрофам ­ грибам, бактериям и мелким почвенным животным (дождевые  черви, личинки). Эти живые организмы­ разлагатели: они перерабатывают все  отходы и разлагают их до неорганических веществ­ углекислого газа, воды и  минеральных солей. В итоге образуется круг движения веществ из неживой природы в живую.  Вещества, полученные растениями из неживой природы, вернуться в неё, пройдя  через цепь поедающих организмов (животных, грибов, бактерий). Движение  веществ из неживой природы через цепь живых организмов в неживую природу  называют круговоротом  веществ  в природе. Задание 2.  Работа в группах Обсудите в группе информацию и выполните следующие задания. 1) Озаглавьте текст 2) Какую роль выполняют в круговороте  растения, животные, бактерии и  почвенные организмы? Ответ оформите в виде таблицы организмы Условное название  Какую  «работу »  выполняют Растения Животные  Грибы, бактерии,  почвенные животные 3) Составьте схему круговорота веществ 4)Запишите в тетрадь, что такое круговорот веществ 5) Поменяйтесь тетрадями с соседом, поставьте оценку за схему и таблицу Задание 3. Выберите и впишите пропущенные слова. 1. Основным источником энергии на Земле является_______________________ 2. Основную роль создания органических веществ из неорганических  выполняют______________ и по способу питания их называют _____________ 3. Благодаря процессу_______________  растения поддерживают постоянство  газового  состава атмосферы; 4. Животные  и грибы по способу питания являются_____________________ 5. Органические соединения перерабатываются в  почве и вновь вовлекаются в  круговорот веществ, благодаря деятельности таких почвенных организмов,  как_________________________________ 6 . Циркуляции веществ между атмосферой, почвой, гидросферой и живыми  организмами называется______________ 7. Благодаря круговороту веществ на Земле сохраняется единство химического  состава всех___________________  Круговорот веществ, дыхание,  зеленые растения, неживая природа,  бактерии и  грибы, фотосинтез, гетеротрофы, автотрофы, солнце,  биосфера, живая природа,   хищники, компонентов природы. Обменяйтесь листочками с соседом по плечу, проверьте по образцу. Критерии  оценивания обсудим в классе. Задание4 .Решение экологических задач (презентация) Сделайте вывод о связи всех факторов среды. Что произойдет, если человек выбросит в атмосферу или в воду токсичные  вещества? Как повлияют на круговорот веществ попадание в среду  какого­то другого  компонента (новый организм , новые вещества, отходы) Сделайте вывод о единстве всего живого и   важности сохранения чистоты среды  для самого человека.  Задание 5. Самопроверка Выполните тест и проверьте по эталону Выберите правильный ответ 1. Роль организмов редуцентов­бактерий и грибов  в экосистеме состоит в: а) использовании солнечной энергии б) образовании органических веществ из неорганических в) разрушении органических веществ до минеральных  г) образовании симбиотических связей 2. К гетеротрофным организмам относятся: а)растения   б) растительноядные животные  в)хищники  г) ни один ответ не верен 3. Что называют круговоротом веществ А) поедание одного организма другим   б) фотосинтез и дыхание  в) обмен  веществ  г)движение   элементов из неживой природы через систему организмов  снова в неживую природу 4. Первичный источник энергии для круговорота веществ в большинстве  природных сообществ   а) солнечный свет  б) растительная пища  в) животная пища г) мертвые органиче­ ские остатки 5 . В биосфере постоянно происходит круговорот веществ и превращения энер­ гии, главную роль в которых играют   а) факторы неживой природы  б) живые организмы в) изменения климата  г) се­ зонные изменения в природе 6. Процесс перемещения в биосфере химических элементов, преобразование их с  участием живых существ  называют   А)  круговоротом  веществ  Б) реакциями обмена веществ   в) процесс размножения  г) процессом питания 7. Благодаря круговороту веществ в биосфере, осуществляемому организмами,   а) сокращается число химических элементов в биосфере   б) увеличивается содержание вредных веществ в окружающей среде   в) одни и те же химические элементы используются многократно   г) накапливается содержание кислорода в атмосфере 8. Животные, участвуя в круговороте веществ в биосфере,   а) используют готовые органические вещества   б) способствуют накоплению кислорода в атмосфере   в) синтезируют на свету органические вещества из неорганических   г) способствуют образованию торфа 9 . Углерод в круговорот веществ включается благодаря   а) морским органическим отложениям        б) деятельности вулканов   в) фотосинтезу                                                г) запасу полезных ископаемых Выберите правильные суждения                             1. Природным сообществом является и  лес, и луг, и река, и поле. 2. Производители – синица, волк, олень. 3. Потребители – это берёза, капуста, ромашка. 4. «Разлагатели» – это бактерии, грибы, дождевые черви. 5. Примером пищевой цепи является: сосна – белка – бактерии. 6. Круговорот веществ в природе – это главное условие существования  природного сообщества Рефлексия  (анализ своей работы на уроке) ­ Самым интересным на уроке было….. ­ Самым для меня трудным на уроке было…. ­ Я узнал (а)… ­ Я хочу  узнать…… ­ Работая в группе, я  … ­ Пригодятся в вашей дальнейшей жизни знания, приобретенные на уроке?    Оценка результатов работы на уроке оценка 1 2 3 4 Вид работы  Составление схемы  круговорота веществ Таблица «Роль организмов в  круговороте веществ» Допишите предложения Самооценка за урок  Итоговая оценка

Технологическая карта урока "Связь живого и неживого в природе" 5 класс

Технологическая карта урока "Связь живого и неживого в природе" 5 класс

Технологическая карта урока "Связь живого и неживого в природе" 5 класс

Технологическая карта урока "Связь живого и неживого в природе" 5 класс

Технологическая карта урока "Связь живого и неживого в природе" 5 класс

Технологическая карта урока "Связь живого и неживого в природе" 5 класс

Технологическая карта урока "Связь живого и неживого в природе" 5 класс

Технологическая карта урока "Связь живого и неживого в природе" 5 класс

Технологическая карта урока "Связь живого и неживого в природе" 5 класс

Технологическая карта урока "Связь живого и неживого в природе" 5 класс
Скачать файл