Круговорот углерода в биосфере
Вся земная жизнь основана на углероде. Каждая молекула живого организма
построена на основе углеродного скелета. Атомы углерода постоянно мигрируют
из одной части биосферы (узкой оболочки Земли, где существует жизнь) в
другую. На примере круговорота углерода в природе можно проследить в
динамике картину жизни на нашей планете.
Рассмотрим сначала молекулы углекислого газа, находящиеся в атмосфере.
Растения поглощают эти молекулы, затем в процессе фотосинтеза атом углерода
превращается в разнообразные органические соединения (глюкоза, крахмал) и
таким образом включается в структуру растений. Далее возможно несколько
вариантов:
1) углерод может оставаться в растениях, пока растения не погибнут. Тогда их
молекулы пойдут в пищу редуцентам – разлагателям (организмам, которые
питаются мертвым органическим веществом и при этом разрушают его до
простых неорганических соединений), таким как грибы, микроорганизмы и
термиты. В конце концов, углерод вернется в атмосферу в качестве CO2;
2) растения могут быть съедены травоядными животными. В этом случае углерод
либо вернется в атмосферу (в процессе дыхания животных и при их разложении
после смерти), либо травоядные животные будут съедены плотоядными (и тогда
углерод опять же вернется в атмосферу теми же путями);
3) растения могут погибнуть и оказаться под землей. Тогда в конечном итоге они
превратятся в ископаемое топливо — например, в уголь ил и нефть. Сжигая
уголь и нефть, мы освобождаем тот углерод, который тысячи лет назад был
усвоен древними растениями.
Задание 1. Работа в группах
1) Прочитайте информацию о круговороте углерода в природе.
2) Обсудите в группе и составьте краткую схему круговорота углерода на
листе А3, объясните эту схему Изучите текст
Исследуя химический состав почвы, воздуха,клеток растений и животных, грибов
и бактерий, ученые определили, что живая и неживая природа состоит из одних и
тех же химических веществ. Эти вещества постоянно переходят из неживой
природы в живые организмы, а из живых организмов вновь возвращаются в
неживую природу.
Если рассмотреть, как соотносятся друг с другом все растения, животные, грибы
и бактерии, обитающие на одной территории, то можно увидеть следующее. Из
окружающей среды растения поглощают энергию солнечного света,
неорганические вещества (воду, углекислый газ, минеральные соли) и образуют
органические вещества (глюкозу, крахмал) они служат производителями для
других живых существ.
Животные потребители пищи, произведенной растениями. Отходы их
жизнедеятельности, а также отмершие части животных и растений служат пищей
сапротрофам грибам, бактериям и мелким почвенным животным (дождевые
черви, личинки). Эти живые организмы разлагатели: они перерабатывают все
отходы и разлагают их до неорганических веществ углекислого газа, воды и
минеральных солей.
В итоге образуется круг движения веществ из неживой природы в живую.
Вещества, полученные растениями из неживой природы, вернуться в неё, пройдя
через цепь поедающих организмов (животных, грибов, бактерий). Движение
веществ из неживой природы через цепь живых организмов в неживую природу
называют круговоротом веществ в природе.
Задание 2. Работа в группах
Обсудите в группе информацию и выполните следующие задания.
1) Озаглавьте текст
2) Какую роль выполняют в круговороте растения, животные, бактерии и
почвенные организмы? Ответ оформите в виде таблицы
организмы
Условное название
Какую «работу »
выполняют
Растения
Животные
Грибы, бактерии,
почвенные животные
3) Составьте схему круговорота веществ
4)Запишите в тетрадь, что такое круговорот веществ
5) Поменяйтесь тетрадями с соседом, поставьте оценку за схему и таблицу Задание 3. Выберите и впишите пропущенные слова.
1. Основным источником энергии на Земле является_______________________
2. Основную роль создания органических веществ из неорганических
выполняют______________ и по способу питания их называют _____________
3. Благодаря процессу_______________ растения поддерживают постоянство
газового состава атмосферы;
4. Животные и грибы по способу питания являются_____________________
5. Органические соединения перерабатываются в почве и вновь вовлекаются в
круговорот веществ, благодаря деятельности таких почвенных организмов,
как_________________________________
6 . Циркуляции веществ между атмосферой, почвой, гидросферой и живыми
организмами называется______________
7. Благодаря круговороту веществ на Земле сохраняется единство химического
состава всех___________________
Круговорот веществ, дыхание, зеленые растения, неживая природа, бактерии и
грибы, фотосинтез, гетеротрофы, автотрофы, солнце, биосфера, живая природа,
хищники, компонентов природы.
Обменяйтесь листочками с соседом по плечу, проверьте по образцу. Критерии
оценивания обсудим в классе.
Задание4 .Решение экологических задач (презентация)
Сделайте вывод о связи всех факторов среды.
Что произойдет, если человек выбросит в атмосферу или в воду токсичные
вещества?
Как повлияют на круговорот веществ попадание в среду какогото другого
компонента (новый организм , новые вещества, отходы)
Сделайте вывод о единстве всего живого и важности сохранения чистоты среды
для самого человека.
Задание 5. Самопроверка
Выполните тест и проверьте по эталону
Выберите правильный ответ
1. Роль организмов редуцентовбактерий и грибов в экосистеме состоит в:
а) использовании солнечной энергии
б) образовании органических веществ из неорганических
в) разрушении органических веществ до минеральных
г) образовании симбиотических связей
2. К гетеротрофным организмам относятся: а)растения б) растительноядные животные в)хищники г) ни один ответ не верен
3. Что называют круговоротом веществ
А) поедание одного организма другим б) фотосинтез и дыхание в) обмен
веществ г)движение элементов из неживой природы через систему организмов
снова в неживую природу
4. Первичный источник энергии для круговорота веществ в большинстве
природных сообществ
а) солнечный свет б) растительная пища в) животная пища г) мертвые органиче
ские остатки
5 . В биосфере постоянно происходит круговорот веществ и превращения энер
гии, главную роль в которых играют
а) факторы неживой природы б) живые организмы в) изменения климата г) се
зонные изменения в природе
6. Процесс перемещения в биосфере химических элементов, преобразование их с
участием живых существ называют
А) круговоротом веществ Б) реакциями обмена веществ
в) процесс размножения г) процессом питания
7. Благодаря круговороту веществ в биосфере, осуществляемому организмами,
а) сокращается число химических элементов в биосфере
б) увеличивается содержание вредных веществ в окружающей среде
в) одни и те же химические элементы используются многократно
г) накапливается содержание кислорода в атмосфере
8. Животные, участвуя в круговороте веществ в биосфере,
а) используют готовые органические вещества
б) способствуют накоплению кислорода в атмосфере
в) синтезируют на свету органические вещества из неорганических
г) способствуют образованию торфа
9 . Углерод в круговорот веществ включается благодаря
а) морским органическим отложениям б) деятельности вулканов
в) фотосинтезу г) запасу полезных ископаемых
Выберите правильные суждения
1. Природным сообществом является и лес, и луг, и река, и поле.
2. Производители – синица, волк, олень.
3. Потребители – это берёза, капуста, ромашка.
4. «Разлагатели» – это бактерии, грибы, дождевые черви.
5. Примером пищевой цепи является: сосна – белка – бактерии.
6. Круговорот веществ в природе – это главное условие существования
природного сообщества Рефлексия (анализ своей работы на уроке)
Самым интересным на уроке было…..
Самым для меня трудным на уроке было….
Я узнал (а)…
Я хочу узнать……
Работая в группе, я …
Пригодятся в вашей дальнейшей жизни знания, приобретенные на уроке?
Оценка результатов работы на уроке
оценка
1
2
3
4
Вид работы
Составление схемы
круговорота веществ
Таблица «Роль организмов в
круговороте веществ»
Допишите предложения
Самооценка за урок
Итоговая оценка
Технологическая карта урока "Связь живого и неживого в природе" 5 класс
Технологическая карта урока "Связь живого и неживого в природе" 5 класс
Технологическая карта урока "Связь живого и неживого в природе" 5 класс
Технологическая карта урока "Связь живого и неживого в природе" 5 класс
Технологическая карта урока "Связь живого и неживого в природе" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.