Технологическая карта урока Тема раздела: Органы чувств и анализаторы

  • Разработки уроков
  • doc
  • 10.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предмет: биология Класс: 8 Автор учебника: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Машш Уровень обучения: базовый Тема урока: Органы чувств и анализаторы Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: № урока Цель урока: Изучить структурные части глаза и уточнить выполняемые ими функции, рассмотреть работу зрительного анализатора. • Раскрыть значение и особенности строения зрительного анализатора человека, зрительных ощущений и восприятия; • Углубить знания о строении и функциях глаза как оптической системы;•
Иконка файла материала технологич карта итог.doc
№ п/п Параметр Описание 1. Учебный предмет, класс Биология, 8 класс Технологическая карта урока Тема раздела: Органы чувств и анализаторы 2. 3. 4. 5. Тема занятия/урока Орган зрения и зрительный анализатор. Цель (цели)  занятия/урока Изучить структурные части глаза и уточнить выполняемые ими функции, рассмотреть работу  зрительного анализатора. Задачи  урока   Раскрыть значение  и особенности строения зрительного анализатора человека,  зрительных ощущений и восприятия;  Углубить знания о строении и функциях глаза как оптической системы; Ожидаемый учебный результат Предметные результаты  Универсальные учебные действия  1№ п/п Параметр Описание В познавательной сфере:  1.  Формирование   знаний   о   особенностях строения   органа   зрения   и   зрительного анализатора и  их роли в жизни человека . .В   ценностно­ориентационной   сфере: Осознание ценности органа зрения.   сфере жизнедеятельности: бережного отношения к органу зрения. безопасности  Формирование   В   Личностные: 1.формирование познавательных интересов; 2. понимание практической значимости зрительного  анализатора 3.Развитие навыков сотрудничества с учителем  и сверстниками в разных учебных ситуациях. Регулятивные:   1   Ставить   учебные   цели   самостоятельно; умение   организовать   выполнение   заданий учителя 2.   Делать   выводы   по   результатам   работы,   и оценивать полученные результаты. 3.Умение   соотносить   свои   действия   с планируемыми результатами. 4.Владение   основами   самоконтроля   и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные:  1 Умение работать с текстом, выделять в нем  главное. 2. Давать определения понятиям. 3.Умение делать выводы на основе полученной  2№ п/п Параметр 7. Оборудование и материалы Этап урока Цель ­ результат Для педагога  Описание Для учащихся Демонстрационный   материал: «Зрительный   анализатор», учебно­методический комплекс.   таблица   презентация, Основные этапы и виды деятельности Раздаточный материал: самооценочные  листы. Содержание  Деятельность учителя Деятельность ученика Оценка и контро ль 3 (страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы) ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (работает на мою цель)   Мотивация. (эмоциональный настрой,   создание ситуации   успеха, интеллектуальна я разминка, самоопределение к деятельности, возможность сочетать   проверкой домашнего задания и т.д.)   Введение   в   тему урока. Постановка учебной   задачи (создание   условий для   определения темы, с Эмоциональ ный настрой. Приветствие,   проверка   посадки   учеников   по группам. Выбор   эффективных способов   организации рабочего пространства. Взаимодействуют   с учителем и обучающимися  в ходе формирования групп.     Направить обучающихс я на самостоятел ьное определение Примерно 95 процентов живых существ нашей  планеты имеют этот орган , но у большинства из  них его строение разное. У жителей морских  глубин орган представляет собой  светочувствительные клетки, которые не  способны различать цвет и форму. Некоторые  Создание условий для определения   темы, задач урока. Обучающиеся слушают,составляют представление,делают умозаключения.формулирования цели   и   учебных задач урока: использование коллизий, проблемных ситуаций, эмпирических наблюдений, предложений   для затравки и т.д.)  Проектирование вариантов работы над выявленными и     возможными затруднениями темы и задач занятия животные определяют объем и фактурность  предметов. Характерной особенностью  насекомых является свойство видеть  одновременно много картинок, при этом  цветовую гамму они не распознают. Способность качественно передавать цвета окружающих  предметов есть только у человеческа. Источник: http://xn­­­­ 7sbbpetaslhhcmbq0c8czid.xn­­p1ai/10­ %D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE %D0%B2­%D0%BE­ %D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE %D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81% D0%BA%D0%BE%D0%BC­%D0%B3%D0%BB %D0%B0%D0%B7%D0%B5   Попробуйте ­ С помощью какого органа чувств вы получаете наибольшее количество информации? (Зрения). ­   сегодняшнего урока. ­ Задачи урока: познакомиться со строением и функциями органа зрения, работой зрительного анализатора. сформулировать тему   Обучающиеся определяют занятия.   тему Обучающиеся записывают урока в тетрадях.   тему Открытие   нового (знания,   способа действия)  Работа учебнику Практическая по   ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  Формироват ь   знания   о строении   и функциях органа зрения   и зрительного ­ Мы в курсе  зоологии  изучали  органы  зрения различных животных.  ­ Какое значение имеет зрение в их жизни? Какое значение имеет зрение в жизни человека? ­   Глаза   расположены   в   глазницах   черепа.   Они надежно   защищены   от   ушибов.   Какие   еще защитные   приспособления   имеются   и   каково Организация работы в группах Работа в группах: 1 группа знакомится с вспомогательными системами   глаза,   их строением, формулирует функции. их   4работа,   в   том числе с использованием ИКТ Обсуждение (возможно парах, Формулирование вариантов выводов. Обобщение  в группах)   анализатора. строение   глаза   –  мы   будем   изучать   на   данном этапе урока. (рисунок   на   форзаце   учебника   и   материал параграфа 52, с. 198­200) ­   А   теперь   рассмотрим   световоспринимающую систему. Сетчатка глаза имеет фоторецепторы, реагирующие на световые лучи. Имеется 2 типа рецепторов – палочки и колбочки. Где   сосредоточены   эти   рецепторы   и   какие функции они выполняют? Почему в сумерки мы различаем   предметы,   видя   их   в   черно­белом изображении? ­ Для управления движением глаза существует 6 мышц: 4 прямые и 2 косые. Одна пара поворачивает глазное яблоко влево и вправо, другая ­ вверх и вниз, а третья вращает его   относительно   оптической   оси.   Для   того, чтобы   глазные   мышцы   всегда   были   в   тонусе, необходимо   их   тренировать.   Для   этого существует специальная гимнастика.  ­   Давайте   сейчас   выполним   некоторые упражнения   их 2 группа знакомится с оболочками   глаза,   их строением, формулирует функции. 3 группа знакомится с оптической   системой глаза,   ее   строением, формулирует функции соответствующих частей глаза.   о Рассказ световоспринимающей системе. Подведение   итогов работы, заполнение таблицы.   Анализируют, устанавливают причинно­ следственные связи. Выполняют гимнастику   для   глаз под   музыку   «Как прекрасен   этот   мир посмотри» 1. влево­вправо 2. вверх­вниз 3.   движение   глаз   по   движения   глаз   движения   глаз 5­ Мы с вами изучили все части глаза. Как вы  думаете, почему изображение, которое попадает  на сетчатку глаза, получается перевернутым?  Почему мы не видим все вокруг себя  перевернутым вверх ногами? ­ Давайте в тетради составим схему зрительного анализатора: Рецепторы, расположенные на сетчатке глаза → нервные пути   зрительная зона коры больших полушарий головного мозга. → кругу 4.   движение   глаз   по диагонали  5.  зажмурьте  глаза   на несколько секунд. Работают   со   схемой зрительного анализатора. ОБОБЩАЮЩАЯ ЧАСТЬ Обобщить полученные на знания.   уроке Практическая работа по группам: 1. Обнаружение слепого пятна с. 200 учебника. 2. Принцип работы хрусталика с. 199 учебника. 3. Функции палочек и колбочек. Организация работы в группах, консультации. Работа   в   группах, организуют   учебное сотрудничество. Организация индивидуальной работы, консультация. Выполняют лабораторную   работу и делают вывод. Выполнение лабораторной работы «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением» Цель: увидеть иллюзии, связанные с  бинокулярным зрением. Оборудование: лист бумаги свернутый в  трубочку. Ход работы: Один конец трубки приставьте к правому глазу.  Ко второму концу трубки приставьте левую руку так, чтобы трубка лежала между большим и  указательным пальцами. Оба глаза открыты и  должны смотреть вдаль. Если изображения,  полученные в правом и левом глазах, попадут на  соответствующие участки коры больших  полушарий, возникает иллюзия ­ «дырка в  ладони». 6   Включение нового в активное использование   в сочетании с ранее изученным, освоенным  Самостоятельная работа  Творческие задания Диагностические задания осознание понимание нового Включение будущего   нового материала на и(Вывод: Если изображения, полученные в правом и левом глазах попадут на соответствующие  участки коры большого мозга, возникнет  иллюзия, дырка в ладони) Первичный контроль знаний. 1.Зрительные рецепторы расположены в оболоч­ ке глаза, которая называется 1) сетчаткой   2) сосудистой    3) роговицей    4) радужной 2.Какую функцию выполняет зрачок глаза? 1) преобразует энергию света в нервный импульс 2) регулирует световой поток 3) фокусирует изображение на сетчатку    4) обеспечивает   передачу   нервных   импульсов   в ЦНС 3.Часть глаза, меняющая свою преломляющую  способность в зависимости от степени удалённо­ сти рассматриваемого предмета, — это 1) хрусталик   2) передняя камера    3) роговица   4) зрачок 4. Зрачок расположен в середине 1) сетчатой оболочки   2) радужки   3) роговицы 4) белочной оболочки 5. К какому цвету избирательно чувствительны  Индивидуальная работа.  Взаимопроверка. (ответы на слайде) 7колбочки сетчатки? 1) жёлтый 2) оранжевый 3) зелёный 4) серый 6.  Пигмент, который определяет цвет передней части   сосудистой   оболочки   глаза   человека, расположен в 1) белочной оболочке 2) радужке 3) хрусталике 4) роговице 7. Какое из перечисленных образований относит­ ся к оптической системе глаза? 1)   зрительный   нерв   2)   слепое   пятно   3) сосудистая оболочка  4) хрусталик 8. В глазном яблоке человека за зрачком следует 1) хрусталик 2) стекловидное тело 3) передняя камера 4) сетчатка  ­ Орган зрения – один из самых важных органов  чувств, который необходимо беречь. На  следующем уроке мы будем изучать заболевания и повреждения органа зрения, и я хочу обратить  ваше внимание на тех людей, которые имеют  серьезные нарушения зрения, но не отчаиваются  и не опускают руки. Такие примеры вы видели  на паралимпийских играх, когда незрячие  спортсмены завоевывали золотые медали. Я  предлагаю желающим приготовить сообщение о  незрячих российских спортсменах­победителях  8Определение эффективно сти урока Подведение итогов.   Итоговая рефлексия учебной деятельности Задание на дом.  паралимпиады. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Домашнее задание. §52, таблица, сообщения (по желанию). Подведение итогов. Учащиеся   заканчивают   фразы,   начинающиеся словами: Сегодня мне удалось узнать…. Особенно меня удивило…. Хочу похвалить себя за… Испытываю трудности при… Могу справиться с трудностями, если…   Организует обсуждение результатов. Участвуют обсуждении   в 9