Урок содержит проблему, требующую решения, - это заставляет ученика излагать собственное мнение, выдвигать гипотезы, искать решение. Учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, планируют свою деятельность. Признаком эвристической беседы является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний.
Технологическая карта сила упругости.docx
Технологическая карта
ФИО: Скутарь Сания Габдрафиковна
Место работы: МОУ «ООШ с Жестянка» Пугачевского района Саратовской
области»
Должность: учитель физики
Учебный предмет: физика
Класс: 7
Учебник: Физика Перышкин А.В.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Сила упругости
Содержательная: изучить явление упругости (его причины,
закономерности), формирование объективной необходимости изучения
нового материала;
Деятельностная: создать условия для формирования у учащихся
практических навыков и для систематизации учебной информации.
Образовательная: выяснить природу силы упругости;
способствовать формированию понятий деформации, рассмотреть
виды деформаций, встречающихся в природе и в технике,
сформулировать закон Гука,
обеспечить усвоение и закрепление нового материала.
Развивающая: продолжить формирование положительных мотивов
учения,
развивать самостоятельность при наблюдении эксперимента,
научить применять полученные знания на практике.
развивать умение выделять главное, существенное, сопоставлять
виды деформаций между собой на основе моделей, делать выводы,
развивать познавательный интерес. формировать умения
самостоятельно сравнивать, обобщать, абстрагировать и оформлять в
письменной и устной форме результаты наблюдений.
Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к учебному труду,
воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету, любознательность,
активность.
Планируемые результаты
Предметные умения
1
Сформировать
представлений о силе
УУД
Личностные:
1
Развитие мотивов учебной деятельности и
Формы работы
Ресурсы
работа в парах
•
• Индивидуальная работа
• Фронтальная (коллективная)
работа
• ИКТ.
•Учебник,
•тетрадь,
•компьютер,
•доска,
•мультимедийный проектор и экран,
•лабораторное оборудование на каждый стол:
динамометр, брусок деревянный, груз, пружина (резина)
•карточки с индивидуальными заданиями
•Листы контроля и бланки ответов.
• Цифровые ресурсы: http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/669b2b62
e92111dc95ff
0800200c9a66/3_14.swf
Активные методы обучения представляют возможность и обеспечивают проявление большей
активности обучающихся.
Наибольшая активность мышления побуждается при возникновении «проблемной ситуации». Урок
содержит проблему, требующую решения, это заставляет ученика излагать собственное мнение,
выдвигать гипотезы, искать решение. Учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы,
выясняют закономерности, планируют свою деятельность.
Признаком эвристической беседы является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов
учителя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к
приобретению новых знаний.
Применение метода эвристической беседы способствует усилению интеллектуальной активности
учащихся на уроке, развитию мышления, глубокому пониманию учащимися изучаемого материала,
умению применить имеющиеся знания для решения новых задач.
Современный урок физики даёт возможность самостоятельно учащимся приобретать новые знания.
ЦОР дают возможность для проведения исследований, повышения эффективности развития
познавательной самостоятельности.
Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта,
глубже выявить его закономерности, что, в конечном счете, ведет к лучшему усвоению материала.
Ученик может исследовать явление, изменяя параметры, сравнивать полученные результаты,
анализировать их, делать выводы Деятельность
учащихся
Приветствуют
учителя, слушают
учителя.
Демонстрируют
готовность к уроку
Ожидаемый результат
Положительно относиться
к учению, планировать
необходимые действия
Отвечают на
вопросы теста,
проводят
взаимопроверку по
таблице
правильных ответов
Систематизировать и
обобщать знания по теме
«Сила. Сила тяжести»
Контроль и
взаимоконтроль
Этап занятия
Деятельность учителя
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку,
создаёт эмоциональный настрой
Организационный
момент
Актуализация
знаний
Перед объяснением нового материала учащимся раздает карточки с
индивидуальными заданиями.
1) Тест самоконтроля по проверке силы тяжести
1. Что такое сила?
а) любое изменение формы тела;
б) мера взаимодействия тел;
в) точного понятия нет.
2. Какой буквой обозначают силу?
а) S;
б) m;
в) F.
3. Какую силу называют силой тяжести?
а) сила, с которой Земля притягивает к себе тело;
б) притяжение всех тел Вселенной друг к другу;
в) физическая величина, характеризующая инертность тела.
4. Как направлена сила тяжести?
а) вертикально вниз;
б) вертикально вверх;
в) вправо.
5. От чего зависит результат действия силы на тело?
а) массы;
б) модуля, направления, точки приложения;
в) объёма, плотности, расстояния. Ответы:
1. Б
2. В
3. А
4. А
5. Б
Создает проблемную ситуацию и диалог с учащимися,
необходимую на поиск необходимых знаний для изучения новой
темы.
На все тела, находящиеся на Земле действует сила тяжести
В результате действия силы тяжести на Землю падает
подброшенный камень, выпущенная из лука стрела, снежинки.
Листья, оторвавшиеся с веток и другие. На книгу, лежащую на
столе также действует сила тяжести, но книга не проваливается
сквозь стол. А находится в покое.
Подвесим тело на нити. Оно падать не будет
1
подвешенные на нити?
2
мешает движению?
3
возникает, куда направлена от чего зависит?
Наверное, на них действует ещё какаято сила, которая
Почему же покоятся тела, лежащие на опоре и
Сегодня мы попытаемся выяснить что это за сила, из за чего
Наблюдают,
участвуют в беседе
с учителем,
пытаются найти
ответ на
проблемный вопрос
Принимать проблему,
осознавать возникшие
трудности.
Выдвигать гипотезы,
интересоваться чужим
мнением.
Осознать неполноту
знаний, проявлять интерес
к новому содержанию
Организует работу учащихся в парах, формулирует
экспериментальные задания, подводит к выводу.
положите металлическую (или пластмассовую) линейку на опоры,
поставьте на нее груз.
ответьте на вопросы:
∙ Что пронаблюдали?
∙ Почему прогнулась (деформировалась) линейка, если положить
на нее груз?
∙ А почему через некоторое время линейка прекращает
Выполняют работу
в парах
Проводят опыты,
выдвигают
гипотезу, отвечают
на поставленные
вопросы
Сформировать
представление о силе
упругости; устанавливать
рабочие отношения,
эффективно сотрудничать,
с достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли; планировать,
прогнозировать,
Реализация
образовательных
задач
Изучение нового
материала прогибаться?
∙ Что произойдет, если снять груз?
∙ Почему?
Под действием силы тяжести гиря начнёт двигаться вниз и прогнёт
доску, т.е. доска деформируется. При этом возникает сила, с
которой опора (доска) действует на тело расположенное на ней.
Вывод: на гирю, кроме силы тяжести, направленной
вертикально вниз, действует другая сила. Эта сила направлена
вертикально вверх. Она и уравновесила силу тяжести.
Открываем свои рабочие тетради, записываем на полях число и
тему урока Сила упругости
Сила упругости – сила, возникающая в теле в результате его
деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение.
Обозначение:
, Единицы измерения Н.
Формулирует экспериментальное задание
подвесьте груз к пружине, резинке.
ответьте на вопросы:
∙ Что пронаблюдали?
∙ Почему растянулись пружина или резинка, если подвесить груз?
∙ Почему через некоторое время растяжение останавливается?
∙ Что произойдет, если снять груз?
∙ Почему?
Корректирует выводы учащихся
Пружина (резина) растянулась. В пружине (резине) возникает сила
упругости. При растяжении подвеса сила упругости увеличивается.
Если сила тяжести равна силе упругости, то растяжение
прекращается. Сила упругости возникает только при деформации
тел. Если исчезает деформация, то исчезает и сила упругости
Выясним, в чем же причина возникновения силы упругости:
контролировать,
корректировать, оценивать
полученные знания
Изучить причины
возникновения силы
упругости
Поиск и выделение
необходимой информации.
Учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия в
новом учебном материале в
сотрудничестве с
учителем; эффективно
сотрудничать с учителем и
сверстниками.
Записывают тему
урока,
определение,
обозначение
Выполняют работу
в парах
Проводят опыты,
отвечают на
поставленные
вопросы
Записывают в
тетради причину
возникновения
силы упругости,
отвечают на
вопросы Как называются частицы, из которых состоят вещества?
Какие взаимодействия существуют между молекулами?
На каком расстоянии действует сила притяжения?
На каком расстоянии действует сила отталкивания?
•
•
•
•
Причиной возникновения сил упругости является взаимодействие
молекул тела. На малых расстояниях молекулы отталкиваются, а
на больших – притягиваются. В недеформированном теле
молекулы находятся как раз на таком расстоянии, при котором
силы притяжения, либо силы отталкивания уравновешиваются.
Когда мы растягиваем или сжимаем тело, расстояния между
молекулами изменяются, поэтому начинают преобладать либо силы
притяжения, либо силы отталкивания. В результате и возникает
сила упругости, которая всегда направлена так, чтобы уменьшить
величину деформации тела.
Причина возникновения сил упругости – деформация тел
Вывод:
Попытаемся выяснить от чего зависит сила упругости?
ЦОР Закон Гука. Динамометр
http://www.beresschkola.1class.ru/page26_1001_4/#show1001_4
1 Опыт по установлению зависимости
Работают с
ресурсом: проводят
опыт, записывают в
тетради формулу
силы упругости от деформации
2 Формулировка закона Гука. Формула
3 Упругие и пластические деформации
4 Пружинный динамометр.
5 Задания для самоконтроля
закон Гука,
измеряют силу
динамометром,
отвечают на
вопросы для
самоконтроля
Объяснять причины
возникновения силы
упругости
Овладеть навыками
самостоятельного
приобретения новых
знаний, организацией
учебной деятельности,
постановкой целей,
планирования,
самоконтроля и оценки
результатов своей
деятельности, умениями
предвидеть возможные
результаты своих действий.
выполнять учебную
задачу в сотрудничестве;
формулировать выводы;
объяснять зависимость Предлагает решить задачи
Какова сила упругости, возникающая в пружине,
жесткостью 50 Н/м, если она растянулась на 5см?
Чему равна жесткость пружины, если под действием силы
2Н, она растянулась на 4см?
Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на
уроке.
Первичное
закрепление
знаний
Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке
Задает дозированное домашнее задание,
даёт комментарии.
Домашнее задание
силы упругости от
удлинения тела; знать
формулу зависимости силы
упругости от удлинения
тела.
Анализировать, доказывать,
аргументировать свою
точку зрения
Корректировать свои
рассуждения
Анализировать результаты
собственной деятельности;
определять существующие
пробелы в полученных
знаниях
Выделять существенную
информацию
Получать необходимую
информацию
Решают задачи
Учащиеся вступают
в диалог с учителем
отвечают на
вопросы,
формируют
конечный
результат,
рассказывают что
узнали, чему
научились, какие
трудности
испытали
Учащиеся
записывают
домашнее задание,
получают
консультацию
Технологическая карта урока тема "Сила упругости"
Технологическая карта урока тема "Сила упругости"
Технологическая карта урока тема "Сила упругости"
Технологическая карта урока тема "Сила упругости"
Технологическая карта урока тема "Сила упругости"
Технологическая карта урока тема "Сила упругости"
Технологическая карта урока тема "Сила упругости"
Технологическая карта урока тема "Сила упругости"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.