Технологическая карта урока: "тире между подлежащим и сказуемым"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок открытия новых знаний. Используется технология педагогической мастерской.Тема: Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении. Цели: • познакомить учащихся со случаями употребления тире в письменной речи; • сформировать следующие навыки: ставить тире в простом предложении; отличать постановку тире между подлежащим и сказуемым от других случаевконспект
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект урока в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» Технологическая карта урока. Тема: Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении. Цели:    познакомить учащихся со случаями употребления тире в письменной речи; сформировать следующие навыки: ставить тире в простом предложении; отличать постановку тире между подлежащим и сказуемым от других случаев. Планируемые результаты: ЛИЧНОСТНЫЕ:  сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,  анализировать, сравнивать, группировать, формулировать выводы);    сформированность положительной мотивации к учению; сформированность культуры общения; воспитание бережного отношения к книге, к предмету русский язык,  привитие любови к чтению. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:    умение структуировать материал, работать с различными источниками информации; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; умение владеть составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть  проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, давать определения понятиям. ПРЕДМЕТНЫЕ:   знание, в каком случае ставится и в каком не ставится тире в простом предложении; умение ставить и объяснить постановку знака; Оборудование: схемы для опорного конспекта, карточки с заданиями, компьютер, экран, проектор. Межпредметные связи: литератураЭтапы урока Действия и вопросы учителя Оргмомент,  целеполагание Мотивация к  деятельности Ребята, какой подарок вы бы преподнесли умному  образованному человеку? А маленькому человеку,  которому ещё много нужно узнать? ­Правильно. Книгу. А почему? Прочтите строки о книге. На стеллажах стоят в тиши Всемирной мудрости  тома. Здесь есть «лекарство для души», Найдется «пища для ума». Действия и  ответы  учеников (Ответы детей. Среди них –  книга) Ответы  учащихся. Актуализация  знаний и  фиксация  затруднений в  индивидуальной  деятельности Как вы понимаете эти слова? Какое  изобразительно­выразительное средство лежит в  основе этого четверостишия? Ответы  учащихся. Итак, запишите предложение. «Хорошая книга –  это подарок, завещанный автором человеческому  роду», ­ писал Д. Аддисон. Объясните постановку  тире. Учащиеся  записывают и  объясняют  знаки. ­ Ребята, какова тема нашего урока? О каком знаке  мы будем говорить сегодня? ­Правильно. Запишите ТЕМУ урока в тетрадь «Тире между подлежащим и сказуемым». А какова цель урока? Правильно. Повторять ранее  изученный материал, углублять знания о  постановке тире в простом предложении,  развивать речь, орфографическую и  пунктуационную зоркость. 1.Измените предложения так, чтобы там появилось  тире. Как вы понимаете эти выражения? Книга является учителем без платы и  благодарности. Искусство читать есть искусство мыслить. Книги являются лучшими руководителями в юности, Ответы  учащихся. Ответы  учащихся.а также лучшими товарищами в старости. 2.Прочтите предложения вслух. Что вы заметили?  Какая интонация в предложениях с тире? Итак. Мы вспомнили известную вам тему «Тире  между подлежащим и сказуемым, выраженными  существительными в им.пад.» Давайте понаблюдаем, какие значения кроме  разделения подлежащего и сказуемого есть у тире. СЛАЙД 3.  Учащиеся  перестраивают предложения,  записывают  полученное и  комментируют. Не жди, что в руки случайно попадет книга,  которая откроет тебе глаза. Не жди человека,  который вдруг придет и изменит твою жизнь. Ищи  — возможно, они тоже ждут. Не унывай и помни — будет тяжело, бери книгу и  читай. Конфуций. «Книгу прочтешь – весь мир увидишь»   ­  условие.            В. В. Бианки. Чтение делает человека знающим, беседа –  находчивым… Посмотрит ­ рублем подарит (Н. Некрасов) Я спешу туда ж ­ а там уже весь город.  (А.С.Пушкин) С колесницы пал ДАДОН охнул раз ­ и умер он. 4.А сейчас я предлагаю вам познакомиться с  некоторыми сведениями из истории русской  пунктуации . ­Итак, что вы узнали о знаках препинания и  конкретно о тире? Ответы  учащихся.  Длительная  пауза и  интонационное выделение  определённого слова. СЛАЙД 4 Учащиеся с  помощью  учителя  объясняют  постановку  тире. Сообщение  учащегося ИЗ  ИСТОРИИ  РУССКОЙ  ПУНКТУАЦИИ  О знаке  препинания  тире.Приложение 1 Ответы  учащихся. СЛАЙД 5,6 Карточка  1.Учащиеся в  парах  работают с  таблице,  находят  грамматически е основы и  заполняют  вторую графу. Построение  проекта Вы сегодня составите опорный конспект по теме  «Тире между подлежащим и сказуемым». Ребята,  на слайде и на карточках дана таблица с  предложениями. Определите, пожалуйста, где  надо поставить тире и чем выражена  грамматическая основа, заполните таблицу (работа в парах). Слайд с предложениями: ПРЕДЛОЖЕНИЯ чем  выражена  гр.основа Главный труд лицеиста учиться. Книга есть альфа и омега всякого знания.   Крепить лицейское братство сохранять  идеалы Лицея. Тринадцать и четырнадцать номера  комнат Пушкина и Пущина. Хорошо писать это иметь вкус, душу и  вкус.   Поэзия Пушкина велика и прекрасна. Родоначальница русской пунктуации,  конечно же, точка. Книга не просто красивая мебель, не  приложенье дубовых шкафов. Дважды два четыре. Точность и краткость вот главные  достоинства прозы Пушкина. Проверяем и делаем вывод ­ В каких случаях в  предложении ставится тире? Инф. ­ инф. существ. ­ инф. Инф. – сущ.Сущ.. – числ..в имен. падеже числит. – числ. в имен. падеже При помощи слов – это, значит, вот, это значит. Сказуемое выражено фразеологическим оборотом. Ребята, но есть и случаи, когда тире не ставится;  назовите их. Делаем вывод. Подлежащее выражено личным или  вопросительным местоимением. Между подлежащим и сказуемым стоит Вводное слово, Союз (как, точно, будто, что, все равно как), Наречие, Частица (не, лишь). В предложениях разговорного стиля. При обратном порядке следования главных членов  предложения. Авторское тире. Ответы  учащихся. Записывают в  тетради, когда  ставится тире . СЛАЙД 7 СЛАЙД 8 учащиеся на  основе  таблицы  делают вывод.  Записывают в  тетради, когда  не ставится  тире . СЛАЙД 9 Реализация  построенного  проекта. Первичное  закрепление во  внешней речи Посмотрите на свой конспект, что вы теперь знаете о постановке тире в предложении. Дети читают  конспект. Теперь примените эти знания на  практике. Карточка 2 Поставьте, где необходимо, тире. 1. Поэзия Пушкина как пение птиц в роще. 2. Старость не радость. 3. Чтение вот лучшее учение. Дети  выполняют  карточки.  Карточка 2.4. Жизнь нескончаемый экзамен. 5. Озеро словно зеркало. 6. Биться в одиночку жизнь не перевернуть. 7. Южная ночь таинственна и прекрасна. 8. Пятью пять двадцать пять. Самостоятельна я работа с  взаимопроверкой . Работа с взаимопроверкой. Выполните карточки и  проверьте работы друг друга. Объясните друг  другу ошибки. 1. Ученье вот чума, ученость вот причина. 2. Объяснение не оправдание. 3. Море чудесное, синее, нежное. 4. Природа не храм а мастерская. 5. Все неудачники лгуны. 6. Федор знал, что Артём свой парень. 7. Он мой любимый поэт. 8. Книга для меня как хлеб насущный. 9. Преодоление препятствия вот наша задача. 10. Заработок у него будь здоров. 11. Родоначальница пунктуации конечно же  точка. Включение в  систему знаний Ребята, а что же такое авторские знаки? Списывают,  ставят знаки  препинания и  проверяют  друг у друга  (работа в  парах). Ответы  учащихся. Сообщение  учащегося.  (Приложение  2) ­ Давайте понаблюдаем и попробуем понять, какую  роль выполняет тире в данных примерах.  Эта книга ­ лучшая на свете,  Здесь, на столе, раскрыта предо мной. СЛАЙД 10  Она не сказка, чтоб читали дети,  Она – итог всей мудрости земной.        С.  Учащиеся  читаютВуруи. Главное в чтении — не текст сам по себе, а мысли,  чувства, образы, вопросы, которые рождаются в  душе читателя.  Есть дети – как искры: им пламя сродни. (М.  Цветаева) предлож. и  объясняют.  Учитель  помогает при  затруднении.  Имя твое ­ птица в руке,  Имя твое ­ льдинка на языке,  Одно ­ единственное движение губ.  Имя твое ­ пять букв. Сделайте вывод о роли тире. Это авторские знаки. Роль тире – создание  выразительности при помощи метафоры, сравнения без сравнительного союза Ответы  учащихся. Рефлексия  деятельности на  уроке 6. РЕФЛЕКСИЯ. Взгляните на свой опорный конспект и скажите,  что вы теперь знаете о постановке тире в простом  предложении. СЛАЙД 11 Дети по  конспекту  рассказывают.  На уроке я задумался над…  Я открыл для себя…  Урок помог мне…  Мои чувства по уроку можно выразить  словами… Ответы  учащихся. Домашнее  задание. Написать сочинение на лингвистическую тему  «Можно ли назвать тире самым многозначным и  выразительным знаком препинания?» Приложение 1 ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ О знаке препинания тире Сегодня нам трудно представить, что когда­то книги печатались без всем известных значков, которые  называются знаками препинания. Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не  замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей  самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю. Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в  памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название  таких знаков, какточка с запятой, двоеточие, многоточие.Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово  встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно  русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить,  задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из  нем. Divis (от лат.divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer (тянуть) Тире относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский  писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак  встречается уже в 60­е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и  закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [­] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А.А. Барсова. Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речью, при  оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. В энциклопедии  «Русский язык» обозначено девять условий постановки тире в современной письменной речи. Может  быть, именно из­за многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство  авторской пунктуации. Приложение2 Авторские знаки связаны с осмыслением написанного, обычно они передают эмоциональный строй  речи и входят в понятие «слога писателя». Пунктуация выдающихся мастеров художественного слова  — свидетельство богатства ее стилистических возможностей. Например, тире у М. Горького в случаях, где правилами предусмотрена запятая или отсутствие знака  (тире после обращения; тире между подлежащим и сказуемым — личным глаголом, при выделении  сравнительных оборотов и т.д.): А феи — всегда красивы? Тире у А. Блока (после частиц, наречных слов с обобщенным обстоятельственным значением) также  расширяет область своего применения: Вон — тощей вербы голый куст; Вот — сидим с тобой на мху; Я  могуч и велик ворожбою, но тебя уследить — не могу. Особой изощренности при употреблении тире достигает М. Цветаева: оно помогает ей «развести»  слова при чрезмерной смысловой сжатости, спрессованности ее строки — как поэтической, так и  прозаической: И стоит Степан — ровно грозный дуб, побелел Степан — аж до самых губ; Други его —  не тревожьте его!; Крик разлук и встреч — ты, окно в ночи! Может — сотни свеч, может — три  свечи...; Я поняла — что не люблю супруга. Примеры авторского использования тире у А. Н. Толстого: Да — вот что — сам­то возвращайся, да  рысью, слышь… ; А ты — смотри — за такие слова…; Дьяку — дай, подьячему — дай, младшему  подьячему — дай. То есть знаки «авторские» — это знаки «излюбленные», отражающие своеобразие ритмики и  интонации текста, применение таких знаков препинания включается в авторскую систему  литературно­художественных приемов. Возможность авторского применения знаков — свидетельство гибкости русской пунктуации, высокой  степени ее развитости.

Посмотрите также